Программа дополнительного образования "Вокальное пение"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Володарского района Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Володарского р-на
Нижегородской области
___________ Аверина В.А.
« » _____________ 2015 г.
Программа
дополнительного
образования
«Вокальное пение»
Разработал: Щербаков Д.А.
педагог дополнительного образования
г. Володарск, 2015
Введение.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Дети – это всегда отражение своего времени и окружающей его жизни.
Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Но, к сожалению, в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпровождении детей и подростков за компьютерными играми, у ребёнка сдерживается развитие эмоций, и его психоэмоциональные качества загоняют в глубину сознания. Если не обращать внимания на духовный компонент в развитии личности, то невостребованными окажутся духовные ценности, т.к. для их восприятия необходима активность эмоциональной сферы человека.
Иногда в жизни слова не в силах раскрыть всех чувств, которые владеют нами. И тогда на помощь приходит музыка. Она помогает раскрыть весь духовный мир.
Важно воспитать детей на лучших образцах вокальной музыки, в которой музыка и текст обогащают друг друга, благодаря чему созданный образ оказывает воздействие на нас.
Зачастую дети увлекаются музыкой, но для себя никакой пользы и удовольствия не получают.
Чтобы помочь им разобраться в огромном количестве разнообразной вокальной музыки, познакомить с лучшими её образцами, показать, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее – с этой целью и была создана данная программа.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребёнка, даёт возможность проявить себя, почувствовать себя успешным, предусматривает развитие общей музыкальной культуры, культуры поведения в обществе.
Реализация программы решает и вопрос занятости свободного времени детей во внеурочное время. Творческое объединение даёт возможность организовывать своё свободное время интересно и с пользой для себя.
Пояснительная записка
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, формирование практических умений и навыков в области хорового и ансамблевого пения, развития музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально–певческого жанра; воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству, музыкального вкуса учащихся, слушательской и исполнительской культуры, потребности в общении с высокохудожественной музыкой.
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь учащимся осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и большой труд, требующий готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Привить детям любовь к музыке;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.
Детские голоса имеют тир основных градаций – высокие, средние и низкие.
Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.
Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.
Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники.
Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.
Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок.
Весь курс постановки голоса рассчитан на трехлетий срок.
Для первого, второго, третьего года обучения отводятся часовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
В объединение вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе объединения вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще-музыкальных данных.
Работа объединения направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Наглядный материал:
- Таблицы;
- Портреты композиторов;
- Нотный стан;
- Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей;
- Концерты, игровые праздники;
- Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
- Оформление стенда.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
- Показ;
- Объяснение;
- Инструктаж;
- Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
- Самостоятельная работа;
- Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение;
- Контроль;
- Самоконтроль;
- Оценка;
- Самооценка;
- Вручение подарка;
- Одобрение словом;
Методы поощрения:
- Благодарность;
- Благодарственное письмо родителям;
- Устное одобрение.
Организация занятий.
Занятия проходят группами и с каждым учащимся индивидуально.
Построение занятий:
• распевание;
• выполнение разных упражнений для развития голоса;
• изучение теоретического материала;
• выучивание новых песен;
• знакомство с различными произведениями в ходе слушания музыки.
Система оценивания обучающихся:
Оценивание обучающихся на занятиях и на аттестации осуществляется по 5-ти бальной системе: «5», «4», «3», «2», «1».
Каждой оценке соответствует уровень освоения обучающимся дополнительной образовательной программы:
«5» - высокий уровень;
«4» и «3» - средний уровень;
«2» и «1» - низкий уровень.
Задачи программы:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
- Привить детям любовь к музыкальному искусству;
- Воспитать культуру общения;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
- Развить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Развить навыки сценического поведения.
Учебный план
для 1 года обучения
№ | Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины – выбрать необходимое) | 1 полугодие | 2 полугодие | ИТОГО | ||
Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | |||
Музыкально-теоретические дисциплины. | 35 | 1 | 20 | 56 | ||
Введение. | 3 | |||||
Лад: мажор - минор. | 5 | |||||
Темп: быстро-медленно. | 5 | |||||
Динамика: громко-тихо. | 5 | |||||
Жанры: песня, танец, марш. | 5 | |||||
1-,2-,3-х частные формы. | 12 | 1 | ||||
Формы песни: запев, куплет, припев, кода. | 8 | |||||
Типы голосов. | 7 | |||||
Типы дыхания. | 5 | |||||
Вокальная работа. | 16 | 20 | 36 | |||
Формирование певческих навыков. | 4 | |||||
Певческая установка. | 4 | |||||
Певческое дыхание. | 4 | |||||
Звукообразование. | 4 | |||||
Дикция. | 4 | |||||
Развитие слуха. | 4 | |||||
Развитие музыкальной памяти. | 4 | |||||
Развитие вокальной артикуляции. | 4 | |||||
Развитие дыхания. | 4 | |||||
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. | 15 | 1 | 16 | |||
Жанровое разнообразие музыки. | 2 | |||||
Роль музыки в переломные моменты истории. | 3 | |||||
Песня в жизни человека. | 2 | |||||
Гимн России. | 3 | |||||
Песня на войне. | 3 | |||||
Бардовская песня. | 2 | 1 | ||||
ИТОГО: | 108 |
Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Лад: мажор-минор. | Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия. | Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст. |
Темп: быстро - медленно. | Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений. | Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст. |
Динамика: громко – тихо. | Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. | Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. |
Жанры: песня, танец, марш. | Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. | Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра. |
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия. | Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме. |
Формы песен. | Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма. | Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме. |
Типы голосов. | Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. | Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух. |
Типы дыхания. | Определение типов дыхания, их особенности. | Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания. |
Формирование певческих навыков, певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция; развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. | Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения? | Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения. |
Жанровое разнообразие музыки. | Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях. | |
Роль песни в переломные моменты истории. | Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен. | |
Песня в жизни человека. | Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни. | |
История гимнов России. | Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему? | |
Песня на войне. | Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней. |
Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Учебный план
для 2 года обучения
№ | Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины – выбрать необходимое) | 1 полугодие | 2 полугодие | ИТОГО | ||
Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | |||
Музыкально-теоретические дисциплины. | 34 | 1 | 21 | 5 | 61 | |
Введение. | 3 | |||||
Музыкальные инструменты. | 10 | |||||
Симфонический оркестр. | 4 | |||||
Оркестр русских народных инструментов. | 4 | |||||
Военный оркестр. | 4 | |||||
Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев. | 9 | 1 | ||||
Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт. | 9 | 1 | ||||
Викторина по творчеству русских и зарубежных композиторов. | 3 | |||||
Народная музыка и ее разновидности. | 6 | 1 | ||||
Формы произведений: вариации, рондо. | 3 | |||||
| Романс. Известные исполнители романсов. | 3 | ||||
Вокальная работа. | 13 | 24 | 37 | |||
Развитие музыкального слуха. | 7 | 2 | ||||
Развитие памяти. | 2 | 1 | ||||
Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. | 4 | 9 | ||||
Отработка сценической постановки художественного номера. | 12 | |||||
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. | 7 | 3 | 10 | |||
История возникновения романса. | 1 | |||||
Александр Вертинский. | 3 | |||||
Отчетный концерт. | 3 | 3 | ||||
ИТОГО: | 108 |
Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Музыкальные инструменты. | Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения. | Определение на слух звучания музыкальных инструментов. |
Симфонический оркестр. | Определение симфонического оркестра, его особенностей. Расположение инструментов. 3 основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром. | Определение на слух звучание симфонического оркестра. Располагать инструменты в симфоническом оркестре. |
Оркестр народных инструментов. | Определение специфики оркестра народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты. Удмуртские музыкальные инструменты. | Определение на слух звучания оркестра народных инструментов. Знать национальную принадлежность музыкальных инструментов. Знать и уметь определять звучание русских и удмуртских музыкальных инструментов. |
Народная музыка, ее разновидности. | Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Специфика русских и удмуртских народных песен. | Слушание народной музыки, определение ее национальной принадлежности. |
Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев. | Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей. | Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору. |
Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.
| Биографические данные и основные этапы творчества. Основные произведения, сделавшие их знаменитыми. | Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору. |
Формы произведений: вариации, рондо. | Отличительные черты формы рондо и вариаций. Буквенное обозначение форм. | Слушание музыкальных произведений, написанных в форме рондо. Сочинение песни в вариационной форме и форме рондо. |
Романс. | Определение романса. Специфические черты построения и исполнения романсов. | Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов. |
Известные исполнители романсов. | Самые известные исполнители романсов в России. Определение их типа голоса. | Слушание романсов в исполнении Вишневской, Лемешева, Виноградова и других. |
Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера. | Определение тембра голоса. | Пение на сцене, работа над сценическим образом произведений. |
История возникновения романса. | Романс – цыганская песня души. Беседа с использованием звучания романсов в различных исполнениях. | |
Александр Вертинский. | Творческий вечер, посвященный памяти Вертинского. |
Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения:
К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Учащиеся должны:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;
- освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки;
- определять двухдольность и трехдольность;
- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;
-знать особенности романса, приводить примеры, исполнять;
-знать основных исполнителей романсов в России.
Уметь:
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;
- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и соль мажор.
Учебный план
для 3 года обучения
№ | Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины – выбрать необходимое) | 1 полугодие | 2 полугодие | ИТОГО | ||
Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | Всего часов по программе | Промежуточная аттестация | |||
Музыкально-теоретические дисциплины. | 23 | 12,5 | 35,5 | |||
Введение. | 3 | |||||
Средства музыкальной выразительности. | 6 | |||||
Хор, его разновидности. | 2 | |||||
Типы певческих голосов в хоре. | 3 | |||||
Солист, дуэт, трио, квартет. | 9 | |||||
«Могучая кучка» | 4,5 | |||||
Современная музыка. | 2 | |||||
Поп-музыка. | 1 | |||||
Джаз. | 2 | |||||
Рок. | 1 | |||||
Реп. | 1 | |||||
| Авторская песня. | 1 | ||||
Вокальная работа. | 22 | 3 | 42,5 | 3 | 70,5 | |
Развитие певческого диапазона. | 4 | |||||
Пение фальцетом. | 6 | |||||
Пение речитативом. | 4,5 | |||||
Освоение придыхательного пения. | 4,5 | |||||
Работа над музыкальным и сценическим образом. | 3 | 42,5 | ||||
Промежуточная и итоговая аттестация. | 3 | 3 | 6 | |||
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. | 2 | 2 | ||||
Современная музыка – что это? | 1 | |||||
Возникновение джаза. | 1 | |||||
ИТОГО: | 108 |
Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Средства музыкальной выразительности. | Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация. | Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения. |
Хор, его разновидности. | Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор. | Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу. |
Типы певческих голосов в хоре. | Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом. | Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора. |
Солист, дуэт, трио, квартет. | Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. | Слушание вокальных и инструментальных ансамблей. |
«Могучая кучка». | Состав «Могучей кучки». Для чего была создана и основные ее задачи. | Слушание произведений композиторов «Могучей кучки». Анализ их образов и идей. |
Современная музыка. | Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века. | Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики. |
Джаз. | История возникновения джаза. Джорж Гершвин – американский композитор. | Слушание джазовой музыки, определение звучания джазовых инструментов. |
Рок-музыка. | Специфика рок-музыки. Известные рок-музыканты России и зарубежные. | Анализ рок-музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время? |
Авторская песня. | Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки. | Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов. |
Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения. Работа над музыкальным и сценическим образом. | Определение фальцета, речитатива. | Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент. |
Современная музыка – что это? | Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке. | |
Возникновение джаза. | История возникновения джаза как слияния двух культур. Его особенности. |
Содержание знаний, умений, навыков детей 3-го года обучения:
Дети должны:
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
- знать творчество композиторов «Могучей кучки»;
- знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров;
- знать творчество русских композиторов 20 века (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.);
- различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки;
- называть композиторов-бардов;
Уметь:
- петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;
- ясно, грамотно произносить текст;
- чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля малой октавы – до (ре) второй октавы;
- передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков.
- знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;
- сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу.
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
- петь в диапазоне: первые голоса – си малой октавы – фа второй октавы, низкие голоса – ля малой октавы – до второй октавы, юноши – ре малой октавы – до первой октавы.
Количество часов по итогам обучения:
№ | Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины – выбрать необходимое) | 1 год | 2 год | 3 год | ИТОГО по программе |
Музыкально-теоретические дисциплины. | 56 | 61 | 35,5 | 152,5 | |
Вокальная работа. | 36 | 37 | 70,5 | 143,5 | |
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. | 16 | 10 | 2 | 28 | |
ИТОГО: | 108 | 108 | 108 | 324 |
Список литературы
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
- Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
- Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
- Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
- Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
- Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
- Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень 2-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа " Эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по индивидуальным занятиям эстрадному сольному пению....
Дополнительная общеобразовательная программа " Эстрадное сольное пение" (на 2013-14 учебный год)
По программе проводились занятия по предмету эстадное пение для учащихся 7-13 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению....
Дополнительная общеобразоваетльная программа "Основы хорового пения" (2013-14 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-7 лет....
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».
Рабочая программа д...