Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)
рабочая программа по теме
Данная программа имеет ознакомительный уровень 2-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету эстрадное пение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 81 КБ |
detskoe_estradnoe_penie_oznak._ur._2_stup.docx | 94.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Детское эстрадное пение»
Направленность - художественная
Уровень – ознакомительный
Возраст учащихся – 2-4 классы
Срок реализации программы – 2 года
Авторы:
педагог дополнительного образования
Климась Александра Сергеевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Детское эстрадное пение»
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка | 2-14 стр. |
2. Учебно-тематический план | 15 стр. |
3. Содержание программы | 16-23 стр. |
4. Методическое обеспечение программы | 24-28 стр. |
5. Список литературы | 29-30 стр. |
6. Приложения | 31-38стр. |
| 31 стр. |
| 32-33 стр. |
| 34-36 стр. |
| 37-38 стр. |
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Детское эстрадное пение» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Различная деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют: концертная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах. Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.
Эстрадное пение, не смотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на нее реагирует. А правильная ясная речь характеризует еще и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
Одной из главных задач педагога – выявление в каждом учащемся самых лучших его физических и человеческих качеств. В контакте с ним с первых минут общения раскрывается красота этих качеств, их значимость для самого учащегося, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления, имея поддержку, повышают самооценку учащегося, выявляют у учащегося только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Программа «Детское эстрадное пение» позволит детям реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения. Она предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но еще и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актерскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьезных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актерское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актером, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Отличительные особенности
Основой программы «Детское эстрадное пение» является учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Эстрадное пение» (составитель Палашкина Г.В.). Отличительная особенность заключается в адаптированном подходе программы предмета эстрадное пение в отношении детей младшего школьного возраста, учёте уровня их психофизических способностей и возможностей к обучению по данной программе. И на данном этапе обучения происходит начальная предпрофильная ориентация учащихся на протяжении изучения данной программы через погружения в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.
По программе «Детское эстрадное пение» ознакомительного уровня 2 ступени приходят заниматься дети, закончившие обучение по программе «Основы обучения эстрадному пению» ознакомительного уровня 1 ступени. Также на обучение принимаются вновь пришедшие дети, имеющие определённые умения, навыки, способности.
Программа каждый год при необходимости может корректироваться в связи с изменениями требований и дополняться разными методическими разработками.
Цель: выявление и развитие творческих исполнительских возможностей ребенка на занятиях эстрадным пением через вхождение в мир музыкального искусства.
Задачи:
образовательные:
- овладение профессиональными певческими навыками;
- формирование навыков вокального интонирования и сольфеджирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре; дикционные навыки; навыки четкой и ясной артикуляции; ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приемам с учетом специфики предмета «эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над словом, раскрытие художественного содержания и выявление стилистических особенностей произведения: фразировка, нюансировка, агогика, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая, мимическая выразительность);
- обучение навыкам работы с микрофоном;
- знакомство с техникой безопасности;
развивающие:
- развитие природных вокальных данных учащегося;
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие умения концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
- духовно-нравственное развитие;
воспитательные:
- формирование навыков организации работы на занятиях;
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля,
- воспитание трудолюбия, целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- формирование толерантного отношения к различным национальным традициям, стилям, эпохам через изучение музыкального искусства.
Возраст детей: 2-4 классы
Срок реализации: 2 года
Формы и режим работы:
- учебное групповое занятие;
- итоговое занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю, 176 часов в год: 128 аудиторных часов, 48 часов социальная практика (другие формы работы учащихся), количество детей в группе 12 человек. Каждый час занятие строится в режиме: 45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых.
Необходимым условием для желающих заниматься эстрадным пением является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Набор детей на групповые занятия проходит без предварительного прослушивания. Обязательным требованием является предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка и разрешении заниматься пением. Заключение специалиста считается основанием для определения певческого режима ребенка.
Примерная структура проведения занятия
по предмету «Детское эстрадное пение»
Этап занятия (время) | Вид деятельности | Содержание этапа | Примечания |
1. Организационный момент (5 мин.) | Комплекс упражнений на эмоционально-психологическое раскрепощение учащегося. | Приветствие детей. Определение эмоционального и физического состояния учащихся. Правила работы на занятии, отношение детей к своему голосу. | Важна системность психологических тренингов. Они дают возможность учащемуся почувствовать себя эмоционально раскрепощенным и лучше усваивать материал. |
2. Работа над дыханием (5-10 мин.) | Комплекс упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания. Дикционная гимнастика. Мимический тренинг и др. | Дыхательные упражнения совершенствуют технику дыхания и владение ей. Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы, так как близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения. | Важна системность занятий. Определенные упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем занятии. Упражнения можно комбинировать по занятиям. |
3. Подготовка голосового аппарата (10-15 мин.) | Вокальные упражнения – распевки. | Основная функция вокальных упражнений - систематическое совершенствование вокальных данных: постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, легкости и гибкости голоса и т. д. Выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы. | Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ребёнка, так и для группы учащихся с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые |
4. Работа над репертуаром (25- 30 мин.) | Разучивание и исполнение песен. Работа по тексту. Упражнения на движения по сцене. | В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы: - разучивание песни (точность мелодии, ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты); - работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи); - исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания, работа с микрофоном); - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа). | Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1-4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения детей. Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении обучающихся и его возможностей на момент подбора песни. |
5. Итог занятия (5 мин.) | Беседа, опрос, обсуждение и др. | Закрепление пройденного материала. Подведение итогов по пройденному материалу. | Анализ занятия. |
Деятельность педагога опирается на следующие принципы:
- принцип направленности обучения (воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача подчинены цели по всестороннему развитию личности ребёнка, педагога, и подчинят этой цели свою работу; системный подход к решению задач обучения и воспитания);
- принцип систематичности и последовательности (знания, умения и навыки формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового);
- принцип доступности (обучение строится на уровне реальных учебных возможностей, что обучающиеся не испытывают интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье);
- принцип наглядности (обучение осуществляется с опорой на чувственный опыт детей);
- принцип сочетания различных методов и средств обучения (в процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля; различных средств обучения);
- принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий;
- реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия как внутри коллектива, так и за его пределами;
- музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
Знать:
- начальные основы искусства пение (что такое песня и для чего она нужна);
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- вокальный диапазон;
- гигиену певческого голоса;
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и фразы из песен;
2 год обучения
Знать:
- певческую установку;
- понятия дикция и артикуляция;
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов России и мира;
Уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления великих вокалистов
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- красиво выходить на сцену;
- ориентироваться в пространстве сцены;
- красиво уходить со сцены
В каждом учебном году в конце 1-го полугодия проводится отчетный концерт, по окончании учебного года - выпускной экзамен. Для этого дети готовят и исполняют специальную программу. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время занятий в течение учебного года и на итоговых занятиях.
Основными критериями определения навыков учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | |||||
1 год | 2 год | ||||||
Т. | П. | В. | Т. | П. | В. | ||
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
2 | Развитие певческого голоса. | 6 | 11 | 17 | 5 | 12 | 17 |
3 | Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков | 6 | 11 | 17 | 5 | 12 | 17 |
4 | Звукообразование в эстрадном пении. | 6 | 14 | 20 | 6 | 14 | 20 |
5 | Певческое дыхание. | 6 | 14 | 20 | 6 | 14 | 20 |
6 | Дикция. Артикуляция. | 6 | 14 | 20 | 6 | 14 | 20 |
7 | Формирование сценической культуры. | 5 | 10 | 15 | 5 | 10 | 15 |
8 | Работа над сценическим образом. | 5 | 10 | 15 | 5 | 10 | 15 |
9 | Итоговые занятия. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
10 | Социальная практика. | 10 | 38 | 48 | 10 | 38 | 48 |
Итого: | 52 | 124 | 176 | 50 | 126 | 176 |
3. Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о вокальном искусстве. Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: прослушивание и анализ музыкального материала, применение на практике правил техники безопасности.
2. Развитие певческого голоса.
1 год обучения
Теория: знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной).
Практика: выполнение упражнений на формирование певческой установки; для укрепления дыхания на «стаккато»; для укрепления дыхания на «легато»; упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными.
2 год обучения
Теория: знакомство с новыми понятиями: дыхание, голосовые связки, резонаторы. Основы правильного дыхания при выполнении упражнений. Строение голосовых связок и бережное отношение к ним. Влияние резонаторов на пение.
Практика: выполнение упражнений на развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»); на развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука (с целью активизации звукообразования); на выработку ощущения головного и грудного резонирования; упражнения для работы с микрофоном под минусовую фонограмму.
3. Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков.
1 год обучения
Теория: понятия «вокальный диапазон», «регистры». Основы развития вокального диапазона. Влияние природных данных на вокальный диапазон. Знакомство с понятиями «грудной регистр»; «микст или смешанный»; «головной регистр»; «свистковый регистр»; «фальцет», «штро бас»; «пение на выдохе».
Практика: упражнения на формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы; упражнения для работы над певческой позицией; для выработки ощущения головного резонирования.
2 год обучения
Теория: грудной и головной регистры. Звукообразование грудного и головного регистров. Где находятся резонаторы в грудном и головном регистрах? Как ими правильно пользоваться? Знакомство с понятием «тембр». Влияние грудного и головного регистров на тембр.
Практика: упражнения на повышение и понижение голоса по словам, затем нараспев; на чередование распевной и речевой строчки; на повышение по словам, нараспев (начинать упражнение в быстром темпе и постепенно замедлять при повышении голоса, а при понижении – начинать в медленном темпе и постепенно его убыстрять); на расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);упражнения для работы с микрофоном под минусовую фонограмму.
4. Звукообразование в эстрадном пении.
1 год обучения
Теория: формирование подачи звука. Знакомство с понятием «речевой аппарат». Влияние речевого аппарата на формирование и подачу различных по тональной речевой высоте гласных звуков в одинаковой манере, близкой к произнесению гласной «А».
Практика: выполнение упражнений для работы над свободной челюстью; для развития подвижности языка мышцы глотки; для положения губ в певческом звуке; для формирования подачи звука гласной «А».
2 год обучения
Теория: формирование подачи звука. Повторение понятия «речевой аппарат». Влияние свободной челюсти, подвижности языка, положения губ на звукообразование речевого аппарата и манеру исполнения.
Практика: выполнение упражнений для свободы и раскрепощённости речевого аппарата; («Зеркало», «Мед»); для правильного формирования гласных «А», «Э», «И» и их чистоты; для развития и укрепления пения согласных вместе с гласными; для работы с микрофоном с гласными и согласными звуками («Эй-Ай-Эй»; «Хэй-Хай-Хэй», «Ма-Мэ-Ми», «Бай-Май-Дай»).
5. Певческое дыхание.
1 год обучения
Теория: основы вдоха и выдоха при пении. Знакомство с понятием «певческое дыхание» - основой вокального искусства. Особенности газообменного (физиологического) и фонационного дыхания и их отличие. Знакомство с понятием «дыхательный аппарат». Влияние дыхательного аппарата на звукоизвлечение.
Практика: специализированная дыхательная гимнастика по Стрельниковой; тренировочная гимнастика дыхательного аппарата; формирование навыков правильного вдоха и выдоха; выполнение упражнений по воспитанию навыков носового дыхания; по воспитанию навыков правильного вдоха; по воспитанию навыков правильного выдоха; тренировка мышц дыхательного аппарата;
2 год обучения
Теория: развитие дыхания. Опора звукового дыхания. Знакомство с различными, специализированными гимнастиками для дыхательного аппарата и их отличие. Знакомство с понятием «опора дыхания и ее ощущениями». Знакомство с понятием «диафрагма» как главной дыхательной мышцей и ее влияние на вдох. Знакомство с понятием «мышцы брюшного пресса» и их влиянием на выдох.
Практика: специализированная дыхательная гимнастика по Стрельниковой; тренировочная гимнастика дыхательного аппарата; выполнение упражнений для активного вдоха и выдоха со звуком; для ровного выдоха длительной струей; выполнение упражнений в состоянии покоя – стоя, сидя;
6. Дикция. Артикуляция.
1 год обучения
Теория: роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии певческого голоса. Знакомство с понятием «резонаторы» и где они находятся. Головной и грудной резонаторы. Их отличие. Влияние грудного и головного резонаторов на звукоизвлечение. Знакомство с понятием «артикуляция». Органы артикуляции. Влияние артикуляции на произнесение слогов, слов, фраз.
Практика: артикуляционная гимнастика; выполнений упражнений для гласных звуков «А»; «Э»; (мысленно тянем гласные) для сонорных согласных «М»; «Н»; выполнение упражнений с текстом; речевой тренинг (поэзия).
2 год обучения
Теория: роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии певческого голоса. «Внутриглоточная артикуляция». Повторение понятия «резонаторы». Знакомство с понятием «резонация» как показатель качества звучания голоса. Влияние резонации на тембр. Знакомство с понятием «внутриглоточная артикуляция». Органы внутриглоточной артикуляции. Влияние внутриглотточной артикуляции на голосовой аппарат.
Практика: артикуляционная гимнастика; выполнение упражнений для гласных звуков «И»; «О»; «У»; (тянем мысленно, затем вслух); для сонорных согласных «Л»; для парных согласных «Б-П»; «Д-Т»; «Г-К»; выполнение упражнений с тексом; речевой тренинг (Проза, поэзия);
7. Формирование сценической культуры.
1 год обучения
Теория: основы сценического искусства, сценического внимания, понятие «чувство правды и вера». Знакомство с понятием «сценическое искусство» как источник познания себя, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, помогает осознать свое призвание, выстроить систему ценностей. Знакомство с понятиями «сценическое внимание», «чувство правды и вера» и их влияние на эмоциональное и идейное содержание в произведении.
Практика: выполнение упражнений и специальной гимнастики:
- упражнения на воображаемые предметы: «рубить дрова», «подтягивать гирю», «волочить ящик или сундук», «тянуть или катить бревно», «нести мешок с картошкой», «выжимать мокрое белье», «вбивать гвоздь в стену»;
- упражнения на предлагаемые обстоятельства (каждому учащиеся по очереди дают задание, не намечая заранее цели действия: осмотреть комнату, измерить ее шагами; подслушать, подсмотреть что-либо; найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет; закрыть, открыть дверь; переставить мебель.
2 год обучения
Теория: знакомство с понятием «этюд». Умение раскрыть художественный образ на сцене. Умение находиться и жить в предлагаемых обстоятельствах. Знакомство с понятием «воображение». Влияние воображения на художественный образ в произведении.
Практика: выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства (каждому обучающиеся по очереди дают задание, не намечая заранее цели действия: осмотреть комнату, измерить ее шагами; подслушать, подсмотреть что-либо; найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет; закрыть, открыть дверь; переставить мебель; упражнения на воображаемые предметы;- «рубить дрова», «подтягивать гирю», «волочить ящик или сундук», «тянуть или катить бревно», «нести мешок с картошкой», «выжимать мокрое белье», «вбивать гвоздь в стену», «вымыть окно», «помыть пол», «почистить картошку», «вдеть нитку в иголку»;
8. Работа над сценическим образом.
1 год обучения
Теория: способы развития творческого воображения, понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность»; закрепляем понятие «воображение». Знакомство с понятием «артистичность и эмоциональная раскрепощенность» как одних из главных качеств исполнителя. Влияние артистичности и эмоциональной раскрепощенности на эстрадное исполнение.
Практика: выполнение упражнений на развитие эмоциональности и творческого воображения:
- упражнение «Волшебники»: без предварительной беседы предложить ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохой «злой» волшебник и как его победил «добрый»;
- упражнение «Танец»: предложить ребёнку придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку (варианты «распустившийся цветок», «ласковая кошка», «снегопад», и т. д.);
- усложнение задания – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.);
2 год обучения
Теория: способы развития творческого воображения, понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность». Закрепляем понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность».
Практика:
- упражнение «О чем рассказала музыка?»: звучит классическая музыка и ребёнку предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них;
- игра «Что это такое?» (учит детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы): используются круги разных цветов, полоски разной длины. Ребёнок встаёт в круг. Педагог показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга;
- игра «Разные сказки» (учит детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель): педагог выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, и т. д.). Ребёнку предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность;
- упражнение «Придумай и свой конец сказки»: предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок («Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …», «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.);
- упражнение «Сказка – рассказ» (развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии): после прочтения сказки ребёнок с помощью педагога отделяет в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
9. Итоговое занятие.
Теория: обобщение изученного материала, особенности выполнения ребёнком заданий;
Практика: выполнение итогового задания (упражнений по пройденным темам учебного года).
10. Социальная практика.
Теория: повторение и закрепление учебного материала, общая культура учащихся, общие правила проведения репетиции, подготовки к конкурсам, фестивалям, мероприятиям различного типа.
Практика: выполнение пройденного материала на репетициях, исполнение изученного вокального репертуара, подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях различного типа.
4. Методическое обеспечение программы
Программа даёт возможность:
- развивать певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое;
- овладевать навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию;
- обучаться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике;
- преодолевать психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
- способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости;
- расширять общемузыкального кругозора учащихся: в процессе обучения познакомить обучающихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Основная концепционная идея программы:
- прививать детям любовь к вокально-исполнительской культуре через групповое эстрадное пение;
- приобщать ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- развивать вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
- формировать в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Формы занятий:
- учебное групповое занятие;
- контрольное занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
В основе предмета эстрадное пение лежат следующие педагогические принципы:
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли педагога;
- принцип уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
Методы:
- метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример;
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач;
- метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде;
- метод анализа: все выступления в процессе обучения педагог совместно с детьми анализирует, выявляют ошибки, подчёркивают лучшие моменты выступления.
Привитие интереса к предмету эстрадное пение может проходить не только через занятия, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла.
Петь хочет практически каждый ребенок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Критерии подбора репертуара
Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее обучающемуся по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка – главное правило «Не навреди!». В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.
Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития учащихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура педагога, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.
Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течение учебного года каждый учащийся должен освоить несколько индивидуальных вокальных произведений .
Весь репертуар (по принципу работы с ним) можно разделить на три категории:
- первая категория (или высшая) – это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощрённого ритмического рисунка и других сложностей.
Например: В. Резников «Карточный домик», «Половинка»;М. Дунаевский «Ах, этот вечер»; А. Рыбников «Последняя поэма», «Алилуя любви»; Ю. Началов «Если любишь»; М. Минков «Эти летние дожди» и др.
- вторая категория – песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуется.
Например: Е. Крылатов «Крылатые качели», «Прекрасное далеко»; М. Таривердиев «Маленький принц»; М. Дунаевский «Цветные сны»; «Ветер перемен»; Д. Гершвин «Летом»; А. Зацепин «Волшебник – недоучка; М. Минков «Старый рояль», «Ты на свете есть», J.Mandel «The Shadowof Your Smile» и др.
- третья категория достаточно лёгкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается.
Например: В. Шаинский «Антошка», «Песенка крокодила Гены», «Ожившая кукла»; Г. Фиртич «Песня гангстеров»; Д. Тухманов «Дровосек – жук»; А. Рыбников «Песенка красной шапочки»; Б. Савельев «Настоящий друг»; J.Lennon «Yesterday» и др.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
- кабинет, в котором имеется доска и музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор);
- актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой;
- мебель (стол для педагога, ученические столы, стулья);
- магнитола, микрофоны (не менее 3 шт.);
- нотный материал, наглядные пособия по разделам программы (плакаты, картинки, таблицы, раздаточный материал);
- методические пособия;
- аудиозаписи.
5. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.: Феникс, .2007г.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.: Лань, 2007г.
3. Сет Риггз Пойте как звезды. Санкт – Петербург, 2007г.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004г.
5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. Л.: Медгиз, 1970г.
6. Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. М.: Феникс, 2005г.
7. Львов М.Л. Русские певцы. М.:Музыка,1965г.
8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка 1995г.
9. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М.:АРТ, 2006г.
10. Романовак Л.В. Школа эстрадного пения. М.: Лань, 2007г.
11. Назаренко И. Искусство пения. М.-Л. Государственное музыкальное издательство,1948г.
12. Линклэйтер К. Освобождение голоса. М.: 1976г.
13. Быков О. Бельканто и дыхание. М.: Журнал «Физкультура и спорт», 1998г №12, 1991г №1.
14. Кобалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986г.
15. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
16. Чехов М.А. О технике актера. М.: АРТ, 2006г.
17.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, Диамант,1992г.
Словари и справочники
- Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.;
- Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988г.;
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.;
- Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев, 1988г.;
- Т. Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2010 г.;
- М.Ф. Овсянникова Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983 г.
Список литературы для детей
- Кобалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. М.: Советский композитор, 1963г.
- Кобалевский Д.Б. Рассказы о музыке. М.: Музыка, 1968г.
- Кобалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973г.
- Кобалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1976г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
- Дьяченко Н. Музыкальные картинки – М., 1992г.;
- Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей – С-Петербург, 1996г.
Интернет-ресурсы:
- rockvocalist.html - Техника эстрадного вокала. Гигиена голоса;
- vocallessons.ru - Уроки вокальных упражнений;
- knyazhinskaya.ru - Упражнения для развития голоса.
- golos.ru - Техника речи и постановка голоса;
- mirrosta.ru - Психологические игры и упражнения для тренингов;
Приложение 1
Техника безопасности
- учащийся приходит за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место;
- учащийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;
- учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
- во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;
- учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся должны проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Приложение 2
Аттестация учащихся
В конце каждого полугодия проводится отчетный концерт (итоговое занятие). Проверка технической подготовки обучающихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года. Успехи учащихся на итоговых занятиях оцениваются по пятибалльной системе, ребёнку даётся словесная характеристика.
Результаты заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребенка по общеобразовательной программе дополнительного образования детей.
Основными критериями определения навыков учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);
5 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
Приложение 3
Рекомендуемый список музыкального репертуарный
- В. Шаинский «Улыбка»;
- В Шаинский «Антошка»;
- В. Шаинский «Чунга-чанга»;
- В. Шаинский «Голубой вагон»;
- В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В. Шаинский «Цветной луг»;
- В. Шаинский «Вместе весело шагать»;
- В. Протасов «Ромашковая кошка»;
- Д. Тухманов «Божья коровка»;
- Д.Тухманов «Песенка про ноты»;
- Д.Тухманов «Дровосек-жук»;
- Б. Савельев «Настоящий друг»;
- Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»;
- А.Гладких «Розовый слон»;
- А.Рыбников «Песенка красной шапочки»;
- Г. Гладков «Песня о волшебниках»;
- Д. Тухманов «Папа»;
- М. Минков «Дорога добра»;
- Г.Фиртич «Добрый жук»;
- Р. Паулс «Кашалотик».
- П. Маккартни «Yesterday»;
- Д. Леннон « Ob La Di Ob La Da»;
- Е. Крылатов «Крылатые качели»;
- М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»;
- М. Дунаевский «33 коровы»;
- Е. Крылатов «Колокола»;
- Е. Крылатов «Песенка о шпаге»;
- Е. Крылатов «Едет-едет»;
- Е. Крылатов« Мы маленькие дети»;
- Е. Крылатов До чего дошел прогресс»;
- В.Шаинский «Песня про папу»;
- В. Шаинский «Уголок России»;
- В. Шаинский «Крейсер Аврора»;
- И. Николаев «Маленькая страна»;
- Б. Потемкин «Наш сосед»;
- А. Певзнер «Оранжевая песенка»;
- Г. Гладков «Проснись и пой»;
- Е. Крылатов«Кабы не было зимы»;
- Ю. Саульский «Черный кот»;
- Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»;
- Т. Хренников «Московские окна»;
- И. Цветков «Золушка».
- К.Кельми «Замыкая круг»;
- М. Дунаевский «Леди совершенство»;
- М. Дунаевский «Моя маленькая леди»;
- Д. Гершвин « Летом»;
- С. Никитин «Летающая лошадь»;
- В. Резников «Домовой»;
- Е. Крылатов «Песня о надежде»;
- Е. Крылатов «Лесной олень»;
- Е. Крылатов «Прекрасное далёко»;
- А. Рыбников из кинофильма «Последняя поэма», «Вам и не снилось»;
- Э. Пресли «Love Me Tender»;
- Г. Гладков «Волшебный луч»;
- А.Зацепин «Куда уходит детство»;
- А.Шевченко «Иногда»;
- Э.Ханок «Журавлик»;
- Р. Паулс «Арлекино»;
- Б. Рычков «Все могут короли»;
- И. Николаев «Свирель»;
- А. Пугачёва «Звёздное лето»;
- А. Пугачёва «Папа купил автомобиль»;
- И. Николаев «Расскажите птицы»;
- Р. Паулс «Чарли»;
Приложение 4
Виды упражнений на занятиях эстрадным пением
Речевой тренинг
- гимнастика для губ и языка;
- комплекс мер для «согревания» мышц и подготовки их к вокальной нагрузке;
- упражнения на произношение сонорных согласных с опущенной гортанью;
- скороговорки с различными ритмическими заданиями.
Комплекс вокально-интонационных упражнений
- упражнения на согревание певческого аппарата;
- упражнения на воспитание «умной» нижней челюсти;
- упражнение на формирование эстрадной (открытой) исполнительской культуры и формирования специальных вокальных навыков;
- упражнения на развитие гармонического слуха, формирования навыков многоголосного исполнения репертуара и свободного ориентирования в музыкальном материале;
- упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции;
- развитие навыков вокальной импровизации;
- упражнения на овладение различными приёмами исполнения (legato, staccato, nonlegatoи др.).
Работа над репертуаром
- прослушивание и анализ культурных образцов;
- определение творческих задач и способов сценического воплощения выбранного репертуара;
- самостоятельное разучивание поэтического материала и мелодии;
- отработка интонационно и артикуляционно сложных музыкальных фраз;
- работа над ансамблевым звучанием и нюансами исполнения;
- подготовка и осуществление студийной записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению....
Дополнительные общеобразовательные программы по изобразительной деятельности на 2014-15 учеб. год (5 программ)
Программа "Весёлый карандаш. ИЗО" ознакомительного уровня 1-й ступени.Программа "Мир в красках. ИЗО" ознакомительного уровня 2-й ступени.Программа "Юный художник" базового уровня 1-й ступени.Про...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....