Дополнительная общеобразовательная программа " Эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
рабочая программа по теме
Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по индивидуальным занятиям эстрадному сольному пению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 77 КБ |
estradnoe_solnoe_penie_baz._ur._ind._zan.docx | 92.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Эстрадное сольное пение»
Направленность - художественная
Уровень – базовый
Возраст учащихся – 5-9 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Климась Александра Сергеевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Эстрадное сольное пение»
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка | 2-13 стр. |
2. Учебно-тематический план | 14 стр. |
3. Содержание программы | 15-21 стр. |
4. Методическое обеспечение | 22-26 стр. |
5. Список литературы | 27-28 стр. |
6. Приложения | 29-36 стр. |
29 стр. | |
| 30-32 стр. |
| 33-35 стр. |
| 36 стр. |
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Эстрадное сольное пению» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Различная деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют: концертная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах. Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на нее реагирует. А правильная ясная речь характеризует еще и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
Одной из главных задач педагога – выявление в каждом обучающемся самых лучших его физических и человеческих качеств. В контакте с ним с первых минут общения раскрывается красота этих качеств, их значимость для самого обучающегося, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления, имея поддержку, повышают самооценку учащегося, выявляют у учащегося только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Программа «Эстрадное сольное пение» позволит подросткам реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения. Она предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но еще и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актерскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьезных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актерское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актером, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Отличительные особенности
Основой данной программы является учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Эстрадное пение» (составитель Палашкина Г. В.).
Отличительная особенность заключается:
- в адаптированном подходе программы предмета эстрадное пение в отношении детей подросткового периода, учет уровня их психофизических способностей и возможностей к обучению по данной программе;
- в начальной профессиональной ориентации учащихся на протяжении изучения данной программы через погружения в вокально-исполнительскую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.
Цель: выявление и реализация творческих исполнительских возможностей учащегося во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства и обучение эстрадному сольному пению.
Задачи:
образовательные:
- овладение профессиональными певческими навыками;
- формирование навыков вокального интонирования и сольфеджирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре; дикционные навыки; навыки четкой и ясной артикуляции; ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приемам с учетом специфики предмета «эстрадное пение»
- овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над словом, раскрытие художественного содержания и выявление стилистических особенностей произведения: фразировка, нюансировка, агогика, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая, мимическая выразительность);
- обучение навыкам работы с микрофоном;
- знакомство с техникой безопасности;
развивающие:
- развитие природных вокальных данных учащегося;
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие умения концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие;
воспитательные:
- формирование навыков организации работы на занятиях;
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля,
- воспитание трудолюбия, целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- формирование толерантного отношения к различным национальным традициям, стилям, эпохам через изучение музыкального искусства.
Возраст детей: 5-9 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим работы:
- учебное индивидуальное занятие;
- итоговое занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1 час в неделю), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальной практики (другие формы работы).
По программе «Эстрадное сольное пение» базового уровня приходят заниматься дети, закончившие обучение по программе «Основы обучения эстрадному пению» ознакомительного уровня. Также на обучение принимаются вновь пришедшие дети, имеющие определённые умения, навыки, способности. Необходимым условием для желающих заниматься эстрадным пением является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Набор детей на индивидуальные занятия проходит без предварительного прослушивания. Обязательным требованием является предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка и разрешении заниматься пением. Заключение специалиста считается основанием для определения певческого режима ребенка.
Программа «Эстрадное сольное пение» каждый год при необходимости может корректироваться в связи с изменениями требований и дополняться разными методическими разработками.
Примерная структура проведения занятия по предмету «Эстрадное пение»
Этап занятия (время) | Вид деятельности | Содержание Этапа | Примечания |
1. Организационный момент (5 мин.) | Комплекс упражнений на эмоционально-психологическое раскрепощение учащегося. | Приветствие учащегося. Определение эмоционального и физического состояния у учащегося. Правила работы на занятии, отношение учащегося к своему голосу. | Важна системность психологических тренингов. Они дают возможность учащемуся почувствовать себя эмоционально раскрепощенным и лучше усваивать материал. |
2. Работа над дыханием (5-10 мин.) | Комплекс упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания. Дикционная гимнастика. Мимический тренинг и др. | Дыхательные упражнения совершенствуют технику дыхания и владение ей. Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы, так какблизость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения. | Важна системность занятий. Определенные упражнения должны даваться учащемуся в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем занятии. Упражнения можно комбинировать по занятием. |
3. Подготовка голосового аппарата (10-15 мин.) | Вокальные упражнения – распевки. | Основная функция вокальных упражнений - систематическое совершенствование вокальных данных: постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, легкости и гибкости голоса и т. д. Выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы. | Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ребёнка, так и для группы учащихся с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые |
4. Работа над репертуаром (25- 30 мин.) | Разучивание и исполнение песен. Работа по тексту. Упражнения на движения по сцене. | В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы: - разучивание песни (точность мелодии, ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты); - работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи); - исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания, работа с микрофоном); - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа). | Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1-4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения учащегося. Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении обучающегося и его возможностей на момент подбора песни. |
5. Итог занятия (5 мин.) | Беседа, опрос, обсуждение и др. | Закрепление пройденного материала. Подведение итогов по пройденному материалу. | Анализ занятия. |
Деятельность педагога опирается на следующие принципы:
- принцип направленности обучения (воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача подчинены цели по всестороннему развитию личности ребёнка, педагога, и подчинят этой цели свою работу; системный подход к решению задач обучения и воспитания);
- принцип систематичности и последовательности (знания, умения и навыки формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового);
- принцип доступности (обучение строится на уровне реальных учебных возможностей, что обучающийся не испытывает интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье);
- принцип наглядности (обучение осуществляется с опорой на чувственный опыт учащегося);
- принцип сочетания различных методов и средств обучения (в процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля; различных средств обучения);
- принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий;
- реализация вокально-исполнительского потенциала обучающегося через концертные и конкурсные мероприятия как внутри коллектива, так и за его пределами;
- музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
Ожидаемые результаты
Знать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности сольного пения;
- обоснованность сценического образа;
Уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
В каждом учебном году в конце 1-го полугодия проводится отчетный концерт, по окончании учебного года - выпускной экзамен. Для этого учащийся готовит и исполняет специальную программу. Проверка технической подготовки обучающегося, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время занятий в течение учебного года и на итоговых занятиях.
Основными критериями определения навыков учащегося являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 2 |
2 | Развитие певческого голоса. | 1 | 3 | 4 |
3 | Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков | 1 | 3 | 4 |
4 | Звукообразование в эстрадном пении. | 1 | 3 | 4 |
5 | Певческое дыхание. | 1 | 3 | 4 |
6 | Дикция. Артикуляция. | 1 | 3 | 4 |
7 | Формирование сценической культуры. | 1 | 3 | 4 |
8 | Работа над сценическим образом. | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговые занятия. | 1 | 1 | 2 |
10 | Социальная практика. | 2 | 10 | 12 |
Итого | 11 | 30 | 44 |
3. Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: беседа о вокальном искусстве. Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: прослушивание и анализ музыкального материала, применение на практике правил техники безопасности.
2. Развитие певческого голоса.
Теория: знакомство с новыми понятиями: дыхание, голосовые связки, резонаторы. Основы правильного дыхания при выполнении упражнений. Строение голосовых связок и бережное отношение к ним. Влияние резонаторов на пение. Сольное эстрадное вокальное исполнительство. Знакомство с понятием «сценический образ» в произведении. Знакомство с понятиями «мимика», «жест», «память» «пластика движений», «стиль». Влияние мимики, жестов, пластики движений на сценический образ. Влияние стилистических особенностей на произведение. Основы грамотной работы с микрофоном под минусовую фонограмму.
Практика: отработка умения грамотно работать с микрофоном под минусовую фонограмму. Выполнение упражнений: на развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха); на развитие тембровых возможностей голоса; на развитие динамических возможностей голоса; упражнения для работы над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений; упражнения для работы над стилистическими особенностями произведений; упражнения для работы с микрофоном под минусовую фонограмму;
3. Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков.
Теория: грудной и головной регистры. Звукообразование грудного и головного регистров. Понятия «микст», «микстовое звучание». Знакомство со способом звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и головной. Голос при этом не имеет переходного участка. Природное микстовое звукообразование. Умение пользоваться микстовым звучанием в произведении.
Практика: выполнение упражнений с использованием смены темпа; упражнения на повышение и понижение голоса по строчкам, нараспев (изменять темп в течение каждой строчки); на ускоренное повышение и понижение голоса по словам, нараспев, с нарастанием диапазона по строчкам; на усиление и ослабление голоса в течение каждой строчки при одновременном повышении и понижении голоса, нараспев ;для работы с микрофоном под минусовую фонограмму;
4. Звукообразование в эстрадном пении.
Теория: формирование подачи звука. Атака звука. Понятие «речевой аппарат». Знакомство с понятием «атака звука» (мягкая атака звука, твердая атака звука, предыхательная атака звука) и их отличительные особенности. Влияние атаки звука на звукоизвлечение в произведении. Основы грамотного владения разной атакой звука. Основы грамотного посыла звука в микрофон.
Практика: выполнение упражнений для свободы и раскрепощённости речевого аппарата; («Зеркало», «Мед»); выполнение упражнений для формирование мягкой атаки звука; для формирования твердой атаки звука; для формирования придыхательной атаки звука; для работы с микрофоном над мягкой атакой звука; над твердой атакой звука; выполнение упражнений для развития и укрепления пения согласных вместе с гласными; для работы с микрофоном с гласными и согласными звуками («Эй-Ай-Эй»; «Хэй-Хай-Хэй», «Ма-Мэ-Ми», «Бай-Май-Дай»).
5. Певческое дыхание.
Теория: развитие дыхания. Опора звукового дыхания. Знакомство с различными, специализированными гимнастиками для дыхательного аппарата и их отличие. Знакомство с понятием «полное смешанно-диафрагмальное дыхание. Знакомство с понятием «опора дыхания и ее ощущениями». Знакомство с понятием «диафрагма» как главной дыхательной мышцей и ее влияние на вдох. Умение правильно пользоваться полным смешанно-диафрагмальным дыханием. Влияние полного смешанно-диафрагмального дыхания на звукоизвлечение. Знакомство с понятием «гортань». Снятие напряжения гортанной мускулатуры. Знакомство со специализированной гимнастикой для снятия напряжения гортанной мускулатуры. Влияние гортани на приобретение правильных певческих навыков.
Практика: выполнение упражнений на тренировку дыхательной мускулатуры со звуком; специализированная дыхательная гимнастика по Стрельниковой; тренировочная гимнастика дыхательного аппарата; дыхательные упражнения во время движения; дыхательные упражнения с фиксированным выдохом, затем со звуком; дыхательная гимнастика для снятия напряжения гортанной мускулатуры;
6. Дикция. Артикуляция.
Теория: роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии певческого голоса. «Внутриглоточная артикуляция». Органы внутриглоточной артикуляции. Влияние внутриглотточной артикуляци на голосовой аппарат. «Внешняя артикуляция». Органы внешней артикуляции. Влияние внешней артикуляции на голосовой аппарат. Влияние координированной работы внешней и внутренней артикуляции на полноту звука и правильного произношения. Закрепление понятий «резонаторы»; «резонация».
Практика: выполнение упражнений для работы губ, языка (особенно его передней части) и нижней челюсти; комплекс тренировочной гимнастики резонаторно-артикуляционного аппарата; для тренировки внутриглоточной полости, для ощущения звуков резонирующих полостях; артикуляционно-фонетические упражнения; речевой тренинг (проза, поэзия, скороговорки, пословицы);
7. Формирование сценической культуры.
Теория: знакомство с понятием «этюд». Умение раскрыть художественный образ на сцене. Умение находиться и жить в предлагаемых обстоятельствах. Знакомство с понятием «воображение». Влияние воображения на художественный образ в произведении. «Жест, мимика, память – слагаемые исполнительского мастерства». «Сценическая композиция». Закрепление понятий «жест», «мимика», память». Знакомство с понятием «сценическая композиция» как выражение художественной идеи и организации эстетического восприятия.
Практика: мимическая гимнастика: нахмурился, как: осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнулся, как: кот на солнце, само солнце, радостный ребёнок, хитрая лиса; испугался, как: потерявшийся в лесу заяц, увидевший волка; котёнок, на которого лает собака и т.д. Упражнение «Пластилин»; выполнение упражнений на развитие эмоциональной памяти. Упражнения «Телефонный разговор» - говорить только мимикой, жестами. Упражнения на желание - задачу – действие (в каждом упражнении обучающийся должен сначала решить, чего он хочет, наметить задачи для реализации своего желания и действовать). Например: заблудился в лесу - хочу выбраться (желание); варенье заперто в шкафу; хочу попробовать; две сестры, старшая сестра ушла в институт, а свой магнитофон оставила на столе; младшая сестра осталась одна - хочу включить магнитофон и записать свой голос; собираетесь на День рождения к лучшей подруги; начинаете переодеваться; костюм ваш закрыт в шкафу, а мама ушла из дома. Где ключ? Как быть? - хочу найти выход из положения; играя с собакой, затоптал на клумбе любимые цветы сестры - хочу исправить сделанное ;ремонт в квартире; вы забыли об этом и прислонились к только что покрашенной двери - хочу ликвидировать пятно.
Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства (учащемуся дают задание, не намечая заранее цели действия: осмотреть комнату, измерить ее шагами; подслушать, подсмотреть что-либо; найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет; закрыть, открыть дверь; переставить мебель; упражнения на воображаемые предметы;- «рубить дрова», «подтягивать гирю», «волочить ящик или сундук», «тянуть или катить бревно», «нести мешок с картошкой», «выжимать мокрое белье», «вбивать гвоздь в стену», «вымыть окно», «помыть пол», «почистить картошку», «вдеть нитку в иголку».
8. Работа над сценическим образом.
Теория: способы развития творческого воображения, понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность». Закрепляем понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность».
Практика:
- упражнение «О чем рассказала музыка?»: звучит классическая музыка и обучающемуся предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них;
- игра «Что это такое?» (учит обучающегося на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы): используются круги разных цветов, полоски разной длины. Педагог показывает один из цветных кругов, и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга;
- игра «Разные сказки» (учит обучающегося воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель): педагог выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, и т. д.). Ребёнку предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность;
- упражнение «Придумай свой конец сказки»: предложить обучающемуся изменить и сочинить свой конец знакомых сказок («Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …», «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.);
- упражнение «Сказка – рассказ» (развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии): после прочтения сказки обучающийся с помощью педагога отделяет в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
9. Итоговое занятие.
Теория: обобщение изученного материала, особенности выполнения учащимся заданий;
Практика: выполнение итогового задания (упражнений по пройденным темам учебного года).
10. Социальная практика.
Теория: повторение и закрепление учебного материала, общая культура учащихся, общие правила поведения на репетициях, а также подготовки к конкурсам, фестивалям, городским мероприятиям.
Практика: выполнение пройденного материала, исполнение изученного вокального репертуара, подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, городских мероприятиях.
4. Методическое обеспечение программы
Программа даёт возможность:
- развивать певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое;
- овладевать навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию;
- обучаться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике;
- преодолевать психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
- способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости;
- расширять общемузыкального кругозора учащегося: в процессе обучения познакомить учащегося с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Основная концепционная идея программы:
- прививать детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
- приобщать учащегося к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- развивать вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
- формировать в учащимся фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Формы занятий:
- учебное индивидуальное занятие;
- контрольное занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
В основе предмета эстрадное пение лежат следующие педагогические принципы:
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в упражнениях работы с учащимся;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, обучающегося при руководящей роли педагога;
- принцип уважение личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
Методы:
- метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример;
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач;
- метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде;
- метод анализа: все выступления в процессе обучения педагог совместно с учащимся анализирует, выявляет ошибки, подчёркивает лучшие моменты выступления.
Привитие интереса к предмету эстрадное пение может проходить не только через занятия, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, фестивали.
Петь хочет практически каждый ребенок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Критерии подбора репертуара
Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее обучающемуся по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка – главное правило «Не навреди!». В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.
Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития учащихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура педагога, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.
Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течение учебного года каждый обучающийся должен освоить несколько вокальных произведений .
Весь репертуар (по принципу работы с ним) можно разделить на три категории:
- первая категория (или высшая) – это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощрённого ритмического рисунка и других сложностей.
Например: В. Резников «Карточный домик», «Половинка»;М. Дунаевский «Ах, этот вечер»; А. Рыбников «Последняя поэма», «Алилуя любви»; Ю. Началов «Если любишь»; М. Минков «Эти летние дожди» и др.
- вторая категория – песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуется.
Например: Е. Крылатов «Крылатые качели», «Прекрасное далеко»; М. Таривердиев «Маленький принц»; М. Дунаевский «Цветные сны»; «Ветер перемен»; Д. Гершвин «Летом»; А. Зацепин «Волшебник – недоучка; М. Минков «Старый рояль», «Ты на свете есть», J.Mandel «TheShadowofYourSmile» и др.
- третья категория достаточно лёгкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается.
Например: В. Шаинский «Антошка», «Песенка крокодила Гены», «Ожившая кукла»; Г. Фиртич «Песня гангстеров»; Д. Тухманов «Дровосек – жук»; А. Рыбников «Песенка красной шапочки»; Б. Савельев «Настоящий друг»; J.Lennon «Yesterday» и др.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
- кабинет, в котором имеется доска и музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор);
- актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой;
- мебель (стол для педагога, ученические столы, стулья);
- TV, магнитола, микрофоны (не менее 2 шт.);
- нотный материал, наглядные пособия по разделам программы (плакаты, картинки, таблицы, раздаточный материал);
- методические пособия;
- аудиозаписи.
5. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.: Феникс, .2007г.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.: Лань, 2007г.
3. Сет Риггз Пойте как звезды. Санкт – Петербург, 2007г.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004г.
5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. Л.: Медгиз, 1970г.
6. Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. М.: Феникс, 2005г.
7. Львов М.Л. Русские певцы. М.:Музыка,1965г.
8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка 1995г.
9. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М.: АРТ, 2006г.
10. Романовак Л.В. Школа эстрадного пения. М.: Лань, 2007г.
11. Назаренко И. Искусство пения. М.-Л. Государственное музыкальное издательство,1948г.
12. Линклэйтер К. Освобождение голоса. М.: 1976г.
13. Быков О. Бельканто и дыхание. М.: Журнал «Физкультура и спорт», 1998г №12, 1991г №1.
14. Кобалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986г.
15. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
16. Чехов М.А. О технике актера. М.: АРТ, 2006г.
17.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, Диамант,1992г.
Словари и справочники
- Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.;
- Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988г.;
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.;
- Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев, 1988г.;
- Т. Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2010 г.;
- М.Ф. Овсянникова Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983 г.
Список литературы для детей
- Кобалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. М.: Советский композитор, 1963г.
- Кобалевский Д.Б. Рассказы о музыке. М.: Музыка, 1968г.
- Кобалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления. М.:Педагогика, 1973г.
- Кобалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1976г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
- Дьяченко Н. Музыкальные картинки – М., 1992г.;
- Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей – С-Петербург, 1996г.
Интернет-ресурсы:
- rockvocalist.html - Техника эстрадного вокала. Гигиена голоса;
- vocallessons.ru - Уроки вокальных упражнений;
- knyazhinskaya.ru - Упражнения для развития голоса.
- golos.ru - Техника речи и постановка голоса;
- mirrosta.ru - Психологические игры и упражнения для тренингов;
Приложение 1
Техника безопасности
- учащийся приходит за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
- перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место;
- учащийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;
- учащийся имеет право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
- во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
- учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
- учащийся обязан бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;
- учащийся обязан знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
- сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
- учащийся должен проявлять уважение к старшим, заботится о младших. Учащийся и педагог обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Приложение 2
Аттестация учащихся
В конце каждого полугодия проводится отчетный концерт (итоговое занятие). Проверка технической подготовки обучающихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года. Успехи учащегося на итоговых занятиях оцениваются по пятибалльной системе, ребёнку даётся словесная характеристика.
Результаты заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребенка по образовательной программе дополнительного образования детей.
Основными критериями определения навыков учащегося являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет________________________________Педагог______________________________________
Название общеобразовательной программы
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года
Показатели диагностики | _____________год обучения | |
Конец I полугодия | Конец учебного года | |
1. Теоретическая подготовка ребенка | ||
1.1. Теоретические знания: 1.2. Владение специальной музыкальной терминологией | ||
2. Практическая подготовка ребенка | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения) | ||
2.2. Музыкально-слуховые представления (память, воображение) | ||
2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение) | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка | ||
3.1Личностные качества | ||
Мотивация к музыкальному творчеству | ||
Самостоятельность и самоконтроль | ||
Отношение к общим делам объединения | ||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: | ||
а) слушать и слышать педагога; | ||
б) эстрадоустойчивость | ||
в) способность к рефлексии деятельности | ||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: | ||
а) организовать свое рабочее (учебное) место; | ||
б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | ||
4. Предметные достижения учащегося | ||
4.1 На уровне детского объединения (студии) | ||
4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий) | ||
4.3 На уровне округа (окружной) | ||
4.4 На городском уровне (Московский) | ||
4.5 На региональном уровне (Российский) | ||
4.6 На международном уровне | ||
Итого средний балл: | ||
Уровни проявления (низкий, средний, высокий) |
1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);
5 балла – высокий уровень проявления (В).
Педагог дополнительного образования __________________________________/____________________________/
Приложение 3
Рекомендуемый репертуарный список
- П. Маккартни «Yesterday»;
- Д. Леннон « Ob La Di Ob La Da»;
- Е. Крылатов «Крылатые качели»;
- М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»;
- М. Дунаевский «33 коровы»;
- Е. Крылатов «Колокола»;
- Е. Крылатов «Песенка о шпаге»;
- Е. Крылатов «Едет-едет»;
- В.Шаинский «Песня про папу»;
- В. Шаинский «Уголок России»;
- В. Шаинский «Крейсер Аврора»;
- И. Николаев «Маленькая страна»;
- Б. Потемкин «Наш сосед»;
- А. Певзнер «Оранжевая песенка»;
- Г. Гладков «Проснись и пой»;
- Е. Крылатов«Кабы не было зимы»;
- Ю. Саульский «Черный кот»;
- Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»;
- Т. Хренников «Московские окна»;
- И. Цветков «Золушка».
- К.Кельми «Замыкая круг»;
- М. Дунаевский «Ветер перемен»;
- М. Дунаевский «Цветные сны»;
- М. Дунаевский «Гадалка»;
- М. Дунаевский «Леди совершенство»;
- М. Дунаевский «Моя маленькая леди»;
- Д. Гершвин « Летом»;
- С. Никитин «Летающая лошадь»;
- В. Резников «Домовой»;
- Е. Крылатов «Песня о надежде»;
- Е.Крылатов «Лесной олень»;
- Е.Крылатов «Прекрасное далёко»;
- М.Дунаевский «Ах, этот вечер»;
- А.Рыбников из кинофильма «Последняя поэма», «Вам и не снилось»;
- Э. Пресли «Love Me Tender»;
- Г. Гладков «Волшебный луч»;
- А.Зацепин «Куда уходит детство»;
- Г.Милютин «Все стало вокруг голубым и зелёным»;
- А.Шевченко «Иногда»;
- Э.Ханок «Журавлик»;
- В.Резников «Карточный домик»;
- Р. Паулс «Любовь настала»;
- Р. Паулс «Эй вы там, наверху»;
- В. Резников «Половинка»;
- М. Минков «Старый рояль»;
- А. Максимов «Если в сердце живёт любовь»;
- А. Жобим «Дезафинадо»;
- Р. Паулс «Арлекино»;
- Б. Рычков «Все могут короли»;
- И.Николаев «Свирель»;
- А. Пугачёва «Звёздное лето»;
- Д. Гиллеспи «Ночь в Тунисе»;
- М. Минков «Спасибо музыка»;
- Ю. Началов «Блюз любви»;
- Альбинони «Адажио»;
- А. Зацепин «31 июня»;
- А. Зацепин «Чарльстон»;
- А.Зацепин «Мир без любимого»;
- А.Пугачёва «Папа купил автомобиль»;
- И. Николаев «Расскажите птицы»;
- Р. Паулс «Чарли»;
- Е. Птичкин «Эхо любви»;
- А. Пахмутова «Нежность».
- А. Морозов «В горнице»
- Е. Крылатов, Вознесенский «Пообещайте мне любовь»
- О. Газманов «Я бы хотела нарисовать мечту»
- А. Бабаджанян «Музыка»
- М. Магамаев «Город Земли»
- Орбелян «Сто часов счастья»
- М. Минков «А знаешь все ещё будет»
Приложение 4
Виды упражнений на занятиях эстрадным пением
Речевой тренинг
- гимнастика для губ и языка;
- комплекс мер для «согревания» мышц и подготовки их к вокальной нагрузке;
- упражнения на произношение сонорных согласных с опущенной гортанью;
- скороговорки с различными ритмическими заданиями.
Комплекс вокально-интонационных упражнений
- упражнения на согревание певческого аппарата;
- упражнения на воспитание «умной» нижней челюсти;
- упражнение на формирование эстрадной (открытой) исполнительской культуры и формирования специальных вокальных навыков;
- упражнения на развитие гармонического слуха, и свободного ориентирования в музыкальном материале;
- упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции;
- развитие навыков вокальной импровизации;
- упражнения на овладение различными приёмами исполнения (legato, staccato, nonlegatoи др.).
Работа над репертуаром
- прослушивание и анализ культурных образцов;
- определение творческих задач и способов сценического воплощения выбранного репертуара;
- самостоятельное разучивание поэтического материала и мелодии;
- отработка интонационно и артикуляционно сложных музыкальных фраз;
- работа над ансамблевым звучанием и нюансами исполнения;
- подготовка и осуществление студийной записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Эстрадное сольное пение"
Новизна программы состоит:§применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии;§в возможности сочетания традиционных и инновационных методов обучения, воспитания и развития детей;в предс...
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением....
Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2013-14 учебный год)
По программе проводился образовательный процесс для учащихся 7-15 лет по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа " Эстрадное сольное пение" (на 2013-14 учебный год)
По программе проводились занятия по предмету эстадное пение для учащихся 7-13 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа: "Эстрадное пение"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ«Эстрадное пение»Составители: Останина О.В.Останина А.А.Содержание программыПояснительная записка…&helli...