Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
рабочая программа на тему

Суколенов Юрий Павлович

Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_k_programme.doc77 КБ
Microsoft Office document icon osnovy_khorovogo_peniya_platno_mkhts_lel.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы хорового пения»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Возраст учащихся – 3-6 лет

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Суколенов Юрий Павлович,

Бардина Елена Викторовна,

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Основы хорового пения»

 (Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Основы хорового пения»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Содержание

1

Пояснительная записка…

2-7 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

8-10 стр.

3

Содержание программы………………………

11-14 стр.

4

Методическое обеспечение программы

15-19 стр.

5

Список литературы……………………………

20-21 стр.

6

Приложение ……………………………………

22-35 стр.

  • Техника безопасности

22 стр.

  • Аттестация учащихся

23-25 стр.

  • Примерный репертуарный план

26-27 стр.

  • Упражнения для занятий по хоровому    пению

28-35 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Основы хорового пения» является модифицированной и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Музыкально-хоровое воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.

Требования гуманизации образования, выдвинутое психологами, педагогами, предполагает большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Важно не только дать знания, развить навыки и умения, но и пробудить интерес к познанию. Это в большей степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Очень важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.

Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н.А. Ветлугиной, - мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

«В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» - писал видный психолог Б.М. Теплов. «Доказано, что музыка, которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения». Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусств.  

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». «… В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», - говорил К.Д. Ушинский.

Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Детям, известно, свойственно подражание взрослым. И они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблем, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли. С учетом данных особенностей необходимо заниматься развитием и расширением певческих возможностей дошкольников.

В системе музыкально-хорового воспитания и образования трудно переоценить значение работы с детьми дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным сензетивным для становления музыкальных способностей.

Отличительной особенностью

Программа «Основы хорового пения» создана для обучения детей дошкольного возраста хоровому пению в музыкально-хоровом центре «Лель» (МХЦ «Лель»), который решает задачи семейно-музыкального воспитания, активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности. Программа создана на основе практического педагогического опыта работы педагогов с детьми в хоровом центре и специальной, психолого-педагогической литературе.

Дети, закончив обучение по данной программе и желающие заниматься в хоре, могут перейти на обучение по программе «Основы хорового пения. Младший хор» ознакомительного уровня 1 ступени.

Цель: формирование интереса к хоровому пению и эмоциональное развитие детей в коллективном исполнительстве.

Задачи:

образовательные:

  • формирование навыков певческой установки;
  • формирование координации голоса и слуха, певческого дыхания;
  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
  • формирование вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;

развивающие:

  • развитие трудолюбия;
  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
  • развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
  • развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
  • развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;
  • развитие общей культуры детей;

воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание потребности общения с музыкой и готовности к эстетической певческой деятельности;
  • воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
  • воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;
  • формирование взаимодействия педагога с родителями и привлечения их в процесс обучения.

        Возраст детей: 3-6 лет

        Срок реализации: 2 года

        Формы и режим занятий:

групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. (со сменой деятельности: игровая разминка, зарядка для голоса, беседа о гигиене голоса и т.д.), 22 часа в год, 15 чел. в группе.

В хор принимаются все желающие. Дети, закончив обучение по данной программе, и желающие заниматься в хоре, переходят на следующий этап обучения – программу «Основы хорового пения. Младший хор» ознакомительного уровня 1 ступени.

Ожидаемые результаты

1-ый год обучения

(дети от 3-х до 4-х лет)

младший дошкольный возраст

Возраст детей от 3х до 4х лет требует к себе повышенное внимание. Голос маленького ребенка очень хрупкий и нежный, к которому необходимо крайне бережное отношение. Не допускается физическое переутомление. Дети в данном возрасте очень неусидчивы, в связи с этим ожидаемые результаты от детей не носят требовательный характер. Результат каждого ребенка индивидуален, и будет зависеть от его эмоционально-психологической готовности воспринимать педагогический материал.

        По итогам обучения дети должны:

  • уметь владеть основным приемом взятия дыхания (уметь делать небольшой, спокойный вдох, надувая живот и не поднимая плечи, его задерживать и петь ровно короткие фразы на одном дыхании);
  • петь в диапазоне МИ1 – ЛЯ1;
  • стоять при пении прямо, не напряженно;
  • знать тексты изученных песен;
  • петь только с мягкой атакой;
  • создавать образ песни и уметь двигаться под мелодию;
  • петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения;
  • правильно и ясно выговаривать слова песни;

В учебном году должно быть пройдено 10-12 песен. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.

В течение учебного года дети выступают 3 раза в год на итоговых открытых занятиях перед родителями, на Новогоднем концерте, празднике для мам, отчетном концерте в конце учебного года. Таким образом, каждый учащийся показывает результат обучения по изучаемому предмету, которые заносятся педагогом в личную карточку учащегося (см. Приложение 2).

2-ой год обучения

(дети от 4-х до 6-ти лет)

старший дошкольный возраст

Возраст детей от 4х до 6 лет также требует к себе повышенное внимание, как и к детям младшего дошкольного возраста. Учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети более восприимчивы к педагогическому материалу, более эмоциональны, открыты к обучению, характер требований уже может быть приближен к ожидаемым результатам.

        По итогам обучения дети должны:

  • уметь владеть основным приемом взятия дыхания (уметь делать небольшой, спокойный вдох, надувая живот и не поднимая плечи, его задерживать и петь ровно короткие фразы на одном дыхании);
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, начало пения и его окончание;
  • петь в диапазоне МИ1 – СИ1;
  • стоять при пении прямо, не напряженно;
  • знать тексты изученных песен;
  • петь только с мягкой атакой;
  • создавать образ песни и уметь двигаться под мелодию;
  • петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения;
  • правильно и ясно выговаривать слова песни;

В учебном году должно быть пройдено 12-15 песен. Некоторые из них могут быть пройдены в порядке ознакомления без детального разучивания.

В течение учебного года дети выступают 3 раза в год на итоговых открытых занятиях перед родителями, на Новогоднем концерте, празднике для мам, отчетном концерте в конце учебного года. Таким образом, каждый учащийся показывает результат обучения по изучаемому предмету, которые заносятся педагогом в личную карточку учащегося (см. Приложение 2).


2. Учебно-тематический план

1-ый год обучения

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2

Музыкально — теоретическая подготовка

- основы музыкальной грамоты;

- слушание музыки;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- развитие чувства ритма;

- музыкальная игра и движение под музыку

4

2

2

3

Вокально-хоровая работа

- певческая установка, дыхание;

- распевание;

- основные вокально-хоровые навыки: звукообразование, дикция, звуковедение, артикуляция.

6

2

4

4

Работа в жанре вокально-инструментальной музыки - песня:

- категория жанра -

народная песня;

- категория жанра –

композиторская песня;

5

2

3

5

Итоговые занятия.

2

1

1

6

Социальная практика.

2

1

1

Итого:

22

9

13

2ой год обучения

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2

Музыкально — теоретическая подготовка

- основы музыкальной грамоты;

- слушание музыки;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- развитие чувства ритма;

- музыкальная игра и движение под музыку

3

1

2

3

Вокально-хоровая работа

- певческая установка, дыхание;

- распевание;

- основные вокально-хоровые навыки: звукообразование, дикция, звуковедение, артикуляция.

6

2

4

4

Работа в жанре вокально-инструментальной музыки - песня:

- категория жанра -

народная песня;

- категория жанра –

композиторская песня;

6

2

4

5

Итоговые занятия.

2

1

1

6

Социальная практика

2

1

1

Итого:

22

8

14

3. Содержание программы

1-ый год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом. Типология песен на примере простых детских песенок, попевок. Новые музыкальные понятия. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.

Практика: применение изученного материала на практике.

2. Музыкально — теоретическая подготовка.

Теория: общие понятия о музыкальных жанрах. Знакомство с нотной грамотой: ноты, музыкальный ключ, длительности нот, размер, ритм, пульс. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения.

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Развитие навыков самостоятельного контроля за чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения.

3. Вокально-хоровая работа.

Теория: правила гигиены голоса, здорового образа жизни. Особенности исполнения певческих упражнений.

Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений.

4. Работа в жанре вокально-инструментальной музыки – песня.

Теория: биографические данные о поэтах-песенниках. Объяснение приемов исполнительской техники простых песен.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.

5. Итоговые занятия.

Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.

Практика: исполнение детьми изученных песен, выступление на концертах.

6. Социальная практика.

Теория: культура слушателя и исполнителя, общая культура.

Практика: посещение концертов, праздников, выступление перед родителями.

2-ой год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: знакомство с историей возникновения и развития хора. Типология песен на примере простых детских песенок, попевок. Новые музыкальные понятия. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.

Практика: применение изученного материала на практике.

2. Музыкально — теоретическая подготовка

Теория: общие понятия о музыкальных жанрах. Знакомство с нотной грамотой: ноты, музыкальный ключ, длительности нот, размер, ритм, пульс. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения.

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Развитие навыков самостоятельного контроля за чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку, ритмические упражнения.

3. Вокально-хоровая работа

Пение учебно-тренировочного материала.

Теория: правила гигиены голоса, здорового образа жизни. Особенности исполнения певческих упражнений.

Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости лицевых мышц. Расширение диапазона голоса. Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений.

4. Работа в жанре вокально-инструментальной музыки – песня.

Теория: биографические данные о поэтах-песенниках. Объяснение приемов исполнительской техники простых песен.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.

5. Итоговые занятия.

Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.

Практика: исполнение детьми изученных песен, выступление на концертах.

6. Социальная практика.

Теория: культура слушателя и исполнителя, общая культура.

Практика: посещение концертов, праздников, выступление перед родителями.


4. Методическое обеспечение программы

Правильное пение в хоре на первом году обучения помогает развитию у детей музыкального слуха, даёт уверенность в исполнении, учит выразительно исполнять детские песни, не форсируя звука, учит бережно относиться к своему голосу. Хоровые занятия способствуют развитию музыкальных способностей и соответственно формированию качеств певческого голоса ребенка.

Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях. Если дети сидят, то плечи развернуты и опущены, живот немного втянут.

Основным способом звукообразования следует считать мягкую атаку. Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч, выдох спокойным, без напряжения и утечки воздуха.

Работа над дикцией в детском хоре имеет большое значение для формирования правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих органов. В первые месяцы занятий детям напоминают, что текст песни должен быть понятен слушателям, поэтому слова произносятся активно и четко.

Голосовой аппарат детей в дошкольном возрасте очень хрупок. Для голосов детей характерно головное звучание, небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над качеством звучания – развитию звонкости, полётности, ровности звуковедения. Пение ребят должно быть активным, но не форсированным.

Развитие ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания ритма (легкие хлопки по время пения), затем прохлопываются сильные доли, потом размер. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, на занятии включают и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Применение детских музыкальных инструментов при исполнении песен полностью подчинено задачам певческого воплощения музыкального образа, т.е. поддерживает и украшает хоровое звучание, не подавляя его. Применение инструментов помогает в развитии тембрового слуха обучающихся, повышает интерес к самостоятельным музыкальным проявлениям.

Занятия певческой импровизацией активизирует внимание детей, развивают внутренний слух, фантазию, воображение.

Большое удовольствие у ребят вызывает введение на занятиях музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце занятий помогает преодолевать некоторую усталость и напряжение, возникшее у детей в течение занятия. Игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию.

Вокально-хоровая работа

На занятиях важно у детей формировать умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения. Очень важно в начало обучения детей формировать все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Необходимо постоянное соблюдение певческой установки на занятиях: спокойный вдох, правильное звукообразование, сохранение состояния вдоха перед началом пения, экономный выдох, пение естественным звонким, небольшим по силе звуком; правильное формирование гласных, четкое и короткое произношение согласных звуков.

Обращается внимание на развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны ми1 – си1, на выравнивание хорового звучания от звука «соль» вверх и вниз, выработка чистого унисона. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и своих товарищей при пении. Все требования к исполнению связывают с образным содержанием произведения и добиваются выразительного, художественного исполнения.

Пение произведений

Педагог рассказывает о песне в форме интересной для детей дошкольного возраста. Формы работы: практические занятия, исполнение народных песен, показ-исполнение песни; рассказ о содержании песни, о характерных особенностях музыкального языка; разучивание песен разных стран. При композиторской песни: показ-исполнение, краткий рассказ о поэте-песеннике, беседа о музыке и тексте песни, раскрытие ее художественного содержания.

Пение учебно-тренировочного материала

Формы работы: рассказ о распевании, о его роли в развитии певческих навыков, упражнения.

Практические занятия

Формы работы: показ упражнений, разучивание и впевание их, введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Пение импровизаций

В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение используется:

  • пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стиха (Т);
  • пение на двух нотах (Д-Т, III-Т);
  • пение в поступательном движении вниз (Д-Т);
  • пение в поступательном движении (Д-Т);
  • пение с мелодическим движением по желанию.

Слушание музыки

Данная форма работы с детьми формирует эмоциональное восприятие музыкального произведения. Вводятся понятия: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Музыкальная грамота

Для изучения музыкальной грамоты педагог знакомит учащихся с основными музыкально-выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Происходит постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущение лада, устойчивых ступеней; изучение и пение тонико-доминантовых тяготений: Д-Т, II-T, VII-T, III-II-T, VI-V-T.

Детей постепенно, на легких примерах, приучают к пению без сопровождения.

Вся работа хорового класса должна строиться по определенному плану. В нем следует отразить учебно-воспитательные, организационные и эстетические задачи.

Репертуар хорового класса, включенный педагогом в план работы соответствует тем навыкам, которым педагог обучает детей. Произведения, отобранные для работы, разнообразны (см. Приложение 3).

Условия реализации программы

        Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:

  • кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, с мебелью, соответствующей возрасту детей;
  • инструмент (фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
  • аппаратура для слушания музыки.

        Методические условия:

  • нотная библиотека,
  • сборники музыкальной литературы;
  • наглядный материал: иллюстрации, плакаты, репродукции.


5. Список литературы

  • Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах".
  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., 1991.
  • Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.
  • Асафьев Б.В. "О народной музыке". Л. 1987 г.
  • Апраксина О. А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними // Музыкальное воспитание.  1992. № 10.
  • Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.
  • Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". М. 1981 г.
  • Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников".
  • М. 1960г. Домогацкая И. Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5ти лет». М., 2004.
  • Кутузова И. А. ,Кудрявцева А. А. «Музыкальные праздники в детском саду». М. 2005г.
  • Метлов Н.А. "Песни для сада". М. 1958 г.
  • Михайлова М.А. "Поем, играем, танцуем в доме и в саду". М. 1997 г.
  • Орлова Т.М. "Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет». М. 1988 г.
  • Подшибякина С. Ю. «Хоровод круглый год». Волгоград: ИТД «Учитель"2007 г. 
  • Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999.
  • Радыкова О., Катинене А., Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994
  • Светличная  Т. А. «Праздники без проблем». М. 2006г.
  • Улашенко  Н. Б. «Музыка.  Старшая группа. Нестандартные занятия». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.
  • Улашенко  Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.
  • Улашенко  Н. Б. «Музыка. Нестандартные занятия. Подготовительная группа». Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.

Интернет-ресурсы:


Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
  • пользоваться выключателем в случае необходимости;
  • уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  • при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  • на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  • канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  • во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  • не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, педагог должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи.

В связи с этим 2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

        На итоговых занятиях дети выполняют задания:

  • поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой с показом ручных знаков;
  • поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (3-6 песен);
  • рассказывают о содержании заданной песни из выученного репертуара;
  • поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
  • слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

        Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:

3 балла (высокий уровень)

задание выполнено качественно:

  • ребёнок точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella с показом ручных знаков;
  • знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
  • знает содержание исполняемой песни;
  • точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
  • точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

2 балла (средний уровень)

задание ребенком выполнено менее качественно:

  • допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella с показом ручных знаков;
  • допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
  • допущен неточный о содержании песни;
  • допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
  • допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

1 балл (низкий уровень)

задание выполнено некачественно с допущением ребенком максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о содержании песни; исполнение песни маловыразительное.

        Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Основы хорового пения» (см. Протокол).


Протокол

результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Основы хорового пения»

Педагог__________________________________________________

Группа №______Год обучения________

Учебный год_____________________

Ф.И. ребёнка

1 полугодие

2 полугодие

Итого баллов

Средний балл

Уровень

(Н, С, В)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого:

Н –

С –

В -

Н –

С –

В -

Примечание:

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень


Приложение 3

Примерный репертуарный план

Репертуарный список для 1-го года обучения

  • «Андрей – воробей» (р.н.п.);
  • «Лиса» (р.н.п.);
  • «Здравствуй, утенок» (венгерская детская песня).
  • «Горошина»;
  • «Жучка»;
  • «Поросята»;
  • «Веселая дудочка». Муз. М.Красева, ст. Н.Френкель;
  • «Лошадка». Муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной;
  • «Жук». Муз. Макшанцевой и Кальбус;
  • «Песенка-шутка «Р». Муз. Макшанцевой и Кальбус;
  • «Небылицы». Муз.Шахова;
  • «Песенка про хомячка». Муз. Л.Абелян.

Репертуарный список для 2-го года обучения

  • русская народная песня «Как у наших у ворот»;
  • немецкая народная песня «Хохлатка»;
  • немецкая народная песня «Лиса-плутовка»;
  • немецкая народная песня «Потанцуй со мной. дружок»;
  • латышская народная песня «Петушок»;
  • польская народная песня «Кузнец»;
  • «Лошадка». Муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной.
  • «По малину в сад пойдем». Муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной.
  • «Пестрый колпачек». Муз. Г.Струве, ст. Н.Соловьевой.
  • «Рыжий пес». Муз. Г.Струве, ст.В.Степановой.
  • «Про меня и муравья». Муз. и ст. Л.Абелян.
  • «Простая песенка». Муз. В.Дементьева,  ст. В.Семернина.
  • «Музыка». Муз. и сл. О.Романовой.
  • «Кот – мореход». Муз. Ж.Металлиди, сл. О.Сердобольского.
  • «Хоровод». Муз. В.Кикты, ст. В.Татаринова.
  • «Мальчишки и мышки». Муз. Т.Чудовой, ст. В.Татаринова.
  • «Вместе будет веселей». Муз. М.Парцхаладзе, ст. В.Татаринова.
  • «Плюшевые тигры». Муз. Е.Попляковой, ст. В.Татаринова.

Новогодние песни

1-ый и 2-ой года обучения

  • М. Красев, З. Александрова «Ёлочка»;
  • Т. Попатенко, М. Лаписова «Вот какая ёлочка»;
  • слова и музыка Н. Вересокиной «Зима»;
  • слова и музыка Н. Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»;
  • слова и музыка Е. Макшанцевой «Снег-снежок»;
  • А. Филиппенко, Г. Бойко «Пришла зима»;
  • русская народная песня «Как на тоненький ледок»;
  • Б. Фиготин, Н. Коваль «Мы встречаем Новый Год»;
  • Е. Тиличеева, Л. Некрасова «Что нам нравится зимой»;
  • Ю. Чичков «Что такое Новый Год?»;
  • В. Семенов, Л.Дымова «Если снег идет»;
  • Г. Вихарева «Ёлочка любимая»;
  • Г. Вихарева «Дед Мороз»;
  • неизвестный автор «Белый снег, белешенький».


Приложение 4

Упражнения для занятий по хоровому пению

Упражнение-игра «Кто дольше слышит звук»

Педагог играет на фортепиано один звук и просит детей слушать. Когда дети перестают слышать звук, поднимают руку. В это время стоит напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки.

Второй раз играет, все слушают (ребенок мысленно представляет звук), потом потихоньку, вместе с учителем, пробует пропевать звук: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (поочередно). Как бы продолжая звучание инструмента.

Обязательно после пения сравнивать их исполнение “красиво – некрасиво”.

Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо, поэтому необходимо учитывать три атаки: мягкая – создающая условия для эластичной работы связок; твердое – голосовая щель плотно смыкается до начала вдоха (рекомендуется для ребенка, склонного к вялости); придыхательное – голосовые связки смыкаются после начала вдоха (рекомендуется чрезмерно активному ребенку).

Работа над звукообразованием связана с певческим дыханием. Постепенно способствует умению слышать. Развивает устойчивость слуха, внимание, воспроизведение звука интонационно точно. Подражание должно быть осмысленным: слышать – сравнивать – оценивать. Добиваться высокого, легкого, звонкого, мягкого напевного, подвижного звука.

Упражнение 1

Напевность звучания помогает правильное формирование гласных: “А”, “О”, “У”, “Э”, “И” (Легато). Равномерно, без толчков и остановок, вести по линии пальцем и одновременно пропевать гласные. Все время на одной высоте – одинаково, монотонно, не прерывая пение до конца линии, протяжно, слитно.

Упражнение 2

Пунктирная линия (прерывистая) (Нон легато) ______ ______ _______ _______ ______ ______ _______ Равномерно вести по линии пальцем и пропевать гласные буквы, делая перерыв в звучании (отдельно, не связно). Во время паузы палец не отрывают от линии бумаги, а равномерно двигают до конца линии.

Упражнение 3

Линия из точек. (Стаккато) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Быстро дотрагиваться пальцем до каждой из них, пропевать отрывисто и активно. Можно петь на гласные звуки и слоги (“ле-ле”), с полузакрытым ртом. Очень важно точно выговаривать гласные, особенно в конце слов. Желательно пропевать на слоги “динь-динь”.

Упражнение 4

Петь звуки на легато, нон легато, стаккато. При разучивании распевок, песен это делает песню еще выразительней. Формирование навыка артикуляции предлагает становления тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Необходимо добиваться свободы певческого аппарата, положение разжатых зубов при положении “А” и “О”. Собранность губ “И” и “Ю”. Округлость звучания гласной “Я”, близкой по вертикальности к формированию “Ё”. Перед проговариванием букв необходимо провести гимнастику.

Чтоб сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных необходимо учитывать очередность формирования гласных. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, “белого” звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги (не вялы). Мягкое небо с маленьким язычком, которое очень подвижно помогает подниматься, что способствует произношению гласных “О”, “У”. Согласных “К”, “Г”, “Х”. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных “О”, “А” с согласными губными “Б”, “П”, “В”, “Ф” или “Д”, “Т”, “Л”, “З” приближает звук к зубам.

Для пения удобны три звука: “А”, “О”, “У”. Гласная “А” обеспечивает ротоглоточному каналу рукообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный “О” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении или ликвидировать зажатость.

Гласный “У” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако “У” – самый темный и глубокий гласный, если и хор поет глухим звуком, этим гласным не стоит пользоваться. Гласный “У” очень полезен в сочетании легато и стаккато.

Стаккато в начале упражнений дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение движение передней стенки живота – “животик прыгает”).

Последовательность гласных:

  • “И, Э, А, О, У” – увеличивает размер ротовой полости;
  • “И, У, О, Э, А” – уменьшает напряженность голосовых мышц;
  • “А, О, Э, У, И” – повышает подсвязочное давление;
  • Согласные в пении “Л”, “Н”, “М” – способствуют кантилену;
  • “Д”, “Б”, “Р” – четкость дикции.

Упражнение на недостаток – зажатость нижней челюсти

К подбородку поставить кисть руки и следить, как опускается подбородок при пении особенно гласных “А”, “У”, “О”. Необходимо следить внимательно затем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо, чтобы дети не наклоняли голову в разные стороны, так как важно сохранить вертикальное положение гортани.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произношения слов – дикция.

Произношение гласных и согласных

Правила орфоэпии. Пишется – Произносится
б, г, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с о безударная а д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть я безударное я, е н, нн мягко ж и ш перед мягкими согласными твердо ж удвоенное (жж) мягко – жьжь ся и сь – возвратные частицы са и с чн, чт шн, шт ч и н, разделенные согласными ч и н стн, здн сн, зн; т и д выпадают сш и зн ш твердое, долгое сч и зч щ долгое кк, тт (удвоенные согласные) кь, ть (вторая согласная выпадает).

Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является “перенесение” последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.

Приемы, способствующие правильному произношению слов

Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни. Коллективно читать слова на высоком звучании в ритме песни (применять этот прием исполнения в быстром темпе). Выразительно читать слова по одному человеку на высоком звучании (это способствует выразительному исполнению). Прочитать текст песни “по секрету” – шепотом, четко произносить слова. Возвратившись к песни, исключив утрированность движения губ, сохранить четкость и ясность в произношении текста.

Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному). Например: се-ра-и (говорят с ошибкой) се-ры-е (правильно) сол-ну-шко – сол-ныш-ко Не проглатывать окончания. Отчетливо произносить согласные звуки в конце слов. Например: листопад (пишется) – листопат (поется). наряд – нарят. Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:
Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.

В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

Упражнение 1

Проговаривать фразы голосом героев из мультфильмов и сказок “Сказочное заклинание”, разные интонации – разные лады: а) громким – страшным голосом злодея, б) печально – жалобно, как сестрица Алёнушка, в) мышка-норушка.

Упражнение 2

Игра звуков в разных октавах. Сначала один и тот же звук играют во второй октаве – потом этот же звук в малой октаве; во второй октаве – первой октаве; все звуки в первой октаве. Дать понятие: “высокие”, “средние”, “низкие”.

Упражнение 3

Знакомство с песней. Показ игрушки или картинки. Исполнять песню, как написал автор. На следующем уроке в разных регистрах. Например: где лает большая собака – а где щенок; мяукает кошка – котенок.

Упражнение 4

“Угадай, сколько звуков играю” (1-2-3). Понятия “высокий – низкий”. Для получения высокого звучания петь попевки на небольшие интервалы (3-4).

Упражнение 5.

Пение звуков восходящих и нисходящих (“Хоровое сольфеджио” Г.А. Струве) осмысленное пение ступеней и осознание их место в ладу: а) пение по ручным знакам вверх и вниз три ступени мо-ле-ви; б) эти ступени на слоги ми-мо-ма (показывая движение мелодии вверх и вниз); в) эти же ступени показывая ручными знаками пропевать на слова русских народных попевок, песен; г) пение при помощи ручных знаков по лесенке; д) использовать элементы двухголосия: первая группа поет три ступени, вторая на первом звуке задерживается (можно менять по-разному).

Пение по ручным знакам тесно связано с развитием метроритмического чувства детей, поскольку восприятия музыкального ритма тесно связано с двигательными реакциями, первые ритмические мотивы состоят из четвертей и восьмых. Шаг и бег (таблица длительностей).

Упражнение 1

Шаг и бег: четверть и восьмая. Дон и ди – ли (составляются ритмы с карточками).

Упражнение 2

Длительности усложняются. При пении необходим ансамбль. Ансамбль – это единство, согласованность всех компонентов исполнения: динамических, ритмических, тембровых. Пение в хоре тесно связано с хоровым строем – точное интонирование одноголосного пения (горизонтальный строй) и многоголосного (вертикальный строй). Чистый унисон – это основа, на которой возможно строить обучение на два голоса.

В работе над строем придерживаться правил интонирования (таблица мажорного и минорного лада). Для детей с плохим интонированием необходимо систематические занятия (рекомендация по работе с неверно поющими детьми).

Рекомендации по работе с неверно поющими детьми

Педагогу провести прослушивание с целью выявления “Гудошников”. Выявить причины неверного пения, при необходимости рекомендовать консультацию у отоларинголога. Необходимо сажать “гудошников” впереди: они так не мешают остальным ученикам, и учитель имеет возможность больше времени уделять им. Учить слушать себя. М. И. Глинка, вспоминая начало своих занятий, писал: “Хотя у меня слух был отличный, первые месяца непривычно слушать себя, я пел неверно.” Плотное закрывание ушей ладонями рук. При этом ушные раковины следует пригладить вперед. Пение звуков на гласную “у” приемом стаккато (на слабой доле) с переходом на легато, раскрепощение нижней челюсти.

На каждом занятии давать возможность “гудошникам” как можно активнее проявлять себя, участвовать в выполнении всех заданий в доступных им пределах, постепенно расширяя эти пределы. Вызывать слабого ученика вместе с хорошо “поющим”. Если ребенок неверно интонирует, то сначала послушать правильно “поющего”, а потом вместе. Хвалить “гудошников” за самый незначительный успех. Ни в коем случае не исключать “гудошника” из работы всего класса. Строй (правильность и чистота мелодической интонации) – одно из самых важных хоровых певческих умений.

Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь чистого интонирования, активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой контроль.

Упражнение 1

Перед началом песни учитель тихо напевает, как бы настраивая детей: Затем с этой ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню, предлагая детям протяжно петь один звук, при этом учитель говорит: “Поем все как один, будто одна дудочка играет ду-ду!”.

Упражнение 2

В песнях, где есть “трудные места”: две одинаковые фразы, в которых окончания разное, окончание целесообразно отрабатывать несколько раз отдельно. Есть два варианта исполнения: дети более с низким голосом поют мелодию первой и второй фразы, а дети с более высокими голосами поют только заключительные слова.

Для развития динамического ансамбля можно использовать упражнение “Воображаемая гармошка”. Для выработки вокально-хоровых навыков используется материал в качестве упражнений: специальных и упражнений на разучиваемом репертуаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение" (2013-14 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 7-18 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...