Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.
статья на тему

Горбулина Татьяна Геннадьевна

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и профессиональной карьере». Работа инновационной площадки ведётся по шести направлениям. В каждом направлении деятельности реализуется свой проект. Здесь представлены результаты деятельности по направлению «Творческая группа «Радуга», проект «Разноцветная планета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc64.5 КБ
Файл prilozhenie.ppt.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна 210-306-342

Слайд 1. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска

Слайд 2. “Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важная,
нежели передача самого предмета”
К. Д. Ушинский

Слайд 3. Целью современного образования является обновление содержания образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Известно два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности. Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

Для ребенка творчество является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира, комфортной средой, созданной им самим, сообразной его потребностям и стремлениям [1].

Слайд 4. В условиях дополнительного образования школьников важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», так как при разнообразии содержания образования целесообразно искать такие способы организации творческой деятельности, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося. Сфера дополнительного образования может обеспечить эффективные условия для формирования творческой личности. Наибольшей эффективности достигает максимально организованная и целенаправленная деятельность.

Слайд 5. По своей специфике образовательный процесс в системе дополнительного образования детей имеет развивающий характер, и направлен, прежде всего, на совершенствование природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

Принципиальным является то, что система дополнительного образования в школе, предполагает самостоятельный выбор деятельности каждым учеником.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий, выбирает интересующее его направление деятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ученика.

Слайд 6. Целенаправленное развитие способностей детей, предполагает использование в практике дополнительного образования современных педагогических технологий. В своей деятельности мы придерживаемся следующих принципов: «все дети талантливы», «успех рождает успех», «нет детей неспособных к обучению».

Слайд 7. В дополнительном образовании широко используются технологии: личностно-ориентированного обучения, (слайд 8) педагогика сотрудничества, (слайд 9) технология коллективной творческой деятельности, (слайд 10) игровые технологии, (слайд 11) проектная и (слайд 12) исследовательская деятельность. Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.

Слайд 13. Работая над проектом, ученики имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных. Задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Слайд 14.  В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми (слайд 15) в различных сферах деятельности.

Слайд 16. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и профессиональной карьере» Цель проекта и ожидаемые результаты представлены на слайдах (Слайды 17, 18). Слайд 19. Работа инновационной площадки ведётся по шести направлениям. В каждом направлении деятельности реализуется свой проект. Слайд 20. Я представлю результаты деятельности по направлению «Творческая группа «Радуга», проект «Разноцветная планета».

В рамках реализации данного проекта действуют: вокальная и театральная студии, танцевальный коллектив, творческая лаборатория, проводятся тематические вечера, творческие встречи, концерты, фестивали детского художественного творчества, предметная неделя основ православной культуры, неделя искусства. Благодаря взаимодействию учителей гуманитарно-эстетического цикла и школьного ученического совета (ШУС), все мероприятия проходят на традиционно высоком уровне. Алгоритм подготовки мероприятий следующий. Согласно школьному календарному циклу составляется план проведения мероприятий, назначается ответственный класс. Примечательно, что вся подготовка мероприятия (поиск формы проведения, источники информации, поисковая работа, оформление) ведётся учащимися самостоятельно, учитель направляет и корректирует деятельность учащихся. Существует соревновательный элемент между классами и рейтинговая система подготовки и проведения школьных мероприятий. Каждый класс стремится быть лучшим в выполнении поставленной задачи (примеры выполненных проектов и проведённых мероприятий на слайдах 21-57).  

Слайд 57. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. При организации образовательного процесса на основе творчества меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников [2]. Главная задача педагога дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И всё больше убеждаюсь в том, что главное для учителя – не только увлечь учеников процессом познания, но и научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор. Быть учителем - это возможность каждый день общаться с детьми, делиться с ними радостью открытий, открывая новое для себя. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, думать о своих учениках, радоваться их успехам и сопереживать неудачам. Счастье учителя - видеть блеск в глазах своих учеников, делающих маленькие открытия в сложном процессе познания нового. В нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них!

Слайд 58. В дополнительном образовании образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие». Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, к красоте, которые будут способствовать формированию духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, высокому уровню самосознания, самодисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:  Народное образование,  1998.  – с. 5-6.
  3. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. Школьные технологии № 4, 1997.
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – с. 96.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования детей Горбулина Т.Г. учитель музыки, ОПК, ОРК и СЭ МБОУ СОШ 5 г. Белореченск

Слайд 2

“Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важная, нежели передача самого предмета” К.Д . Ушинский

Слайд 3

Творческий потенциал Способность, существующая в скрытом виде, которая может проявиться при определённых условиях; готовность к созданию новых, оригинальных идей и готовность отклоняться от традиционных схем мышления Творчество, по замечанию Л.С. Выготского , есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Слайд 4

Условия для формирования творческой личности признание безусловной ценности ребенка предоставление свободы выражения проявление собственной индивидуальности

Слайд 5

5

Слайд 6

Принципы, отвечающие специфике дополнительного образования Все дети талантливы Успех рождает успех Нет детей неспособных к обучению

Слайд 7

Технология личностно-ориентированного обучения это обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность . Такое обучение исходит из признания уникальности самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Цель личностно-ориентированного воспитания поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.

Слайд 8

Педагогика сотрудничества Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата

Слайд 9

Технология коллективной творческой деятельности Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела (участие в литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях, выполнение творческих проектов, исследовательские работы)

Слайд 10

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими творческую деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игра, по определению Л.С. Выготского , – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Слайд 11

Проектно-исследовательская технология Одна из основных целей такой работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Формы организации могут быть разные: урок, групповая, индивидуальная, парная. Данная технология даёт возможность ученикам развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Слайд 12

Технология исследовательского (проблемного) обучения Особенностью технологии исследовательского обучения является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Слайд 13

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании, направлены на то, чтобы активизировать детей, вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества, развить такие личностные качества учеников, как самостоятельность, активность, общение.

Слайд 14

Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования детей в МБОУ СОШ № 5

Слайд 15

15 Интеллектуальная одаренность Вокально - хоровая студия Подготовка к предметным олимпиадам Спортивный клуб Научное общество учащихся «Потенциал» Танцевальный клуб «Радуга» Школа воспитания «Молодого лидера» Военно - патриотический клуб « Ратибор » Социальная одаренность Творческая одаренность Направления работы с одаренными и способными учащимися в МБОУ СОШ 5 Дистанционное обучение: школа«Юниор» Школьная газета «Пятерочка» Волонтерское движение

Слайд 16

Работа в рамках реализации школьного проекта «От волонтерской деятельности - к социальной и профессиональной карьере» Проект «Разноцветная планета». Творческая группа «Радуга»

Слайд 17

Цель инновационного проекта: Формирование социальных, трудовых, коммуникативных, исследовательских компетенций школьника через социально значимые проекты на основе использования возможностей детского волонтёрского движения

Слайд 18

Ожидаемые результаты Интеграция ресурсов школы и общества сформирует у всех участников волонтерского движения чувство гражданского самосознания, способность к альтруистической деятельности, креативным подходам в решении создавшихся ситуаций; Согласованность различных форм работы с учащимися всех звеньев школы для решения проблемы успешного обучения и воспитания молодого поколения; Создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; Поддержка положительного имиджа школы в районе и регионе; Уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН; Формирование у учащихся стремления вести здоровый образ жизни.

Слайд 19

«От волонтерской деятельности - к социальной и профессиональной карьере» Проект «Доброе сердце» Проект «Хочу все знать» Проект «Разно- цветная планета» « Территория здоровья» Проект «Олимпийская Кубань» Проект «Зеленый мир»

Слайд 20

Проект «Разноцветная планета»

Слайд 21

Развитие творческой деятельности учащихся Проведение мастер-классов

Слайд 22

Творческие задания. Так мы видим музыку .

Слайд 24

Проект «Ожившая Библия»

Слайд 25

Темы проектов, выполненных в рамках программы «Образы защитников Отечества в музыке, ИЗО, литературе»; «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Музыка в храмовом синтезе искусств»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы»; «Авторская песня: любимые барды»; «Современность в музыке»; «Классика в обработке: поиски и находки»; «Музыкальное творчество родного города»; «Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему»; «Влияние музыки на человека и на его поведение» и другие.

Слайд 26

ЭКСПЕРИМЕНТ 2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА. Этап 1.

Слайд 27

... Музыка-это неотъемлемая часть моей жизни. Она всегда со мной! Я слушаю её по дороге в школу и из школы домой, когда встречаюсь с друзьями, выполняю домашние дела, гуляю с моей собакой… Что касается моих предпочтений в музыке, то я выбираю для прослушивания динамичные, весёлые и лёгкие мелодии. Они избавляют меня от усталости, заряжают энергией, создают настроение на весь день… Иванова София, 8 «Е» класс …Музыка для меня как хороший друг. Я слушаю её, когда мне грустно, скучно, одиноко. Я слушаю её и когда мне весело, и хочется танцевать. Музыка усиливает все мои эмоции. Я не могу сказать, что мне нравится какой-то один стиль музыки. Когда мне грустно, я чаще всего отдаю своё предпочтение классическим композициям, лиричным, спокойным песням. В дни, когда у меня бывает приподнятое задорное настроение, я люблю слушать легкий рок-н-ролл, джаз… Дрюк Ирина, 8 «Г» класс Этап 2.

Слайд 28

…Музыка присутствовала в жизни человека всегда: в пении птиц, в шуме ветра. Она была естественна как сама природа, она была её частью. Первые музыкальные произведения, созданные человеком, были лишь слегка изменённым отражением «песен дождя, моря и леса». Сегодня наш мир нельзя представить без музыки. С хорошей музыкой и шаг твёрже, и настроение лучше, и грусть не грусть! А вы знаете, что ей такой невидимой и осязаемой лишь духовно людей лечить можно? А в повседневной жизни, я думаю, она просто необходима. Только и в этом нужно меру знать. Моё главное правило - не превращать прослушивание музыки в монотонную привычку, привычку бесполезную. Я думаю, выбирать музыку надо понятную, со смыслом, и слушать не так, чтобы устать, а так, чтобы получить удовольствие. Надеюсь, музыка станет и для вас добрым другом, приносящим в наш серый мир каплю ярких красок… Шейко Ирина

Слайд 29

Проект «Любимый город»

Слайд 30

Творческая лаборатория Техника напыления (стекло, бисер, тесьма), вышивка, апликация

Слайд 31

Выставки художественного творчества

Слайд 32

Школьные мероприятия День знаний

Слайд 33

Вечер старшеклассников «Неугасимая память поколений»

Слайд 34

Последний звонок Концерт ДМШ Вечер встречи Пасхальный фестиваль

Слайд 35

Мероприятие, проведённое в рамках предметной Недели основ православной культуры «Царская семья - идеал любви и образец семейной жизни»

Слайд 36

Районный фестиваль «Светлая Пасха» на базе МБОУ СОШ 5

Слайд 37

Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, к красоте, которые будут способствовать формированию духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, высокому уровню самосознания, самодисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Выступление по теме «Специфика развития инструментального жанра в системе дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования Мужичкова Н.И. выступала по данной теме как председатель жюри окружного этапа фестиваля «Юные таланты Московии". В нём была представлена специфика развития инструме...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

Анализ детского объединения в системе дополнительного образования

Учреждение МБУ ДО ДМЦ «Альбатрос»Проверяющий Бехтянова Марина ВячеславовнаДата 12.09.2015г (по расписанию)Направленность программы социально-педагогическаяВид деятельности _гум...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...

Отчет о работе по теме самообразования «Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования» за 2019-2023 г.г.

Отчёт о работе по плану темы самообразования«Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования»за 2019-2023 г.г. Обучение и воспитание, обучающихся проходило через вк...