Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ
материал на тему

Исабаева Елена Владимировна

Методическое сообщение "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ" для выступления на методическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskie.doc107.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ

Методическое сообщение

В это работе мне хотелось бы рассказать, как я осуществляю диагностику музыкального развития  и отслеживаю динамику личностного развития своих учеников.

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать индивидуальные  особенности каждого ученика. В этом ему помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства.

Так как задатки у учеников разные, я ввела дифференцированные требования по трем уровням (низкий, средний, высокий). В первый год обучения дети не делятся по уровням. К концу года становится возможным разделение на 2 уровня (низкий - учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей, и средний - учащиеся с относительным развитием музыкальных способностей). Уровень определяется по следующим критериям: знания, умения, отношения и опыт - синтез знаний, умений, отношений. В третий год обучения можно четко разделить учеников на три уровня: низкий, средний, высокий. Разделение по уровням - внутреннее дело педагога, оно  не должно быть известно ученикам и их родителям.

Основная задача - правильно организовать педагогический процесс, который будет стимулировать развитие способностей учащихся, создать условия для реализации его сегодняшних возможностей. Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучшением преподавания, более точной диагностикой развития ученика, раскрытием его личностного потенциала. Уровневый подход служит  для того, чтобы не были загублены ростки интереса к музыке, и не деформировалась личность.  Ориентиром служат потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критерии помогают определять и корректировать слабые стороны учащегося. Критерии - это мой инструмент оценки ученика.

  1. Знания: музыкально-теоретическая подготовка. Теоретические знания необходимы в процессе работы над произведением. Чем больше знаний, тем больше продуманность и выстроенность замысла исполнения. С накоплением знаний расширяется и обогащается кругозор. Развиваются взгляды и убеждения, обретая все большую самостоятельность.
  2. Умения:

а) запоминание текста. От качества запоминания зависит развитие умственных способностей. Идеальное запоминание - прочное, быстрое, анализурующее.

 б) самоконтроль нужен для того, чтобы ученик смог оценить свою игру и пытался сыграть лучше (слышал свои «плюсы» и «минусы»).

в) раскрепощенность на сцене - зависит от количества выступлений ребенка на сцене. Чем чаще он выступает на сцене, тем больше он «раскрывается».

  1. Отношение:

а) эмоциональность - важна для развития творческого потенциала. Возможность выразить свое эмоциональное состояние дает человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности. А отсюда идет развитие лидерских качеств, самоуважения и чувства собственного достоинства.

б) организованность - это воспитание в себе воли, выдержки. Умение поставить для себя задачу.

 в) трудолюбие - чем больше ученик заинтересован в своем предмете, тем больше ему хочется сделать. Трудолюбие необходимо для самостоятельной работы дома. Ведь дома ученик должен сам определить для себя задачу и выполнить ее. Интенсивная познавательная деятельность ребенка превращается в целенаправленный умственный труд.

  1. Опыт - синтез знаний, умений и отношений. Практическая самореализация личности.

С помощью критериев легко определить уровень учащегося, увидеть движение внутри одного уровня или переход на другой уровень. Это и возможность определить подъем или спад в развитии, дать конкретные рекомендации ученику или родителям.

             В конце учебного года на каждого ученика пишу характеристики, которые помогают проследить рост и развитие ребенка. В личное дело на каждый учебный год вкладываю отдельный листок с таблицей, куда и вношу характеристику.

Год ____________

Класс___________  

ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

ОТНОШЕНИЕ

ОПЫТ

Запоминание

текста

Самоконтроль

Ракрепощенность на сцене

Эмоциональность

Организованность

Трудолюбие

             Уровень ________________________

          Вот так с помощью данных критериев я оцениваю своих учеников. Не сразу все достигается, выбираю тот темп, в котором ученик будет чувствовать себя комфортно. Главное - как можно полнее задействовать все заложенные природой задатки. И, конечно же, обучение должно проходить на «положительной  волне», необходимо ненавязчиво корректировать и повышать его уровень. Даже если ученик остается на том же уровне, необходимо видеть динамику его развития и увлечения музыкой. Непременным условием является свобода учащихся-- это раскрепощенность, непринужденность, отсутствие страха, скованности. Создание атмосферы сотрудничества, увлеченность совместной деятельностью, взаимное уважение --- вот основные правила моей педагогической деятельности.

Способы отслеживания результатов педагогической деятельности:

  • наблюдение
  • анкетирование
  • собеседование
  • беседа с родителями
  • итоговые отметки за четверти, за год
  • итоги академических концертов, переводных экзаменов

                  Параллельно я завела на каждого ученика так называемую психолого-педагогическую карту. Я ее называю «картой развития».

Карта индивидуального развития ребенка

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________

Музыкальный инструмент _____________________________________________________

Дата начала наблюдения _______________________________________________________

Преподаватель _______________________________________________________________

Год обучения ____________________

Способность к обучению

Интеллектуаль -

ное

развитие

Эмоциональное развитие

Исполнительское развитие

Динамика роста

Психологические изменения

  Проведение подобной работы дает более полную картину развития каждого учащегося, его динамику.

  До сих пор шла речь о диагностике результатов обучения - знаний, умений, практических навыков, т.е. всего, что обозначается как учебные результаты. Но при оценивании результативности процесса обучения нельзя не учитывать личностный аспект, иными словами, механизм оценки личностных качеств ребенка. Я отслеживаю динамику личностного развития детей по 5 направлениям, для этого использую следующую таблицу:

Блок

Качество

Оценка качеств  (в баллах)

Исходное

состояние

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

I

Психофизические

Физическая активность

Психическая активность:

Работоспособность

Ведущий тип мышления:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- логическое

II

Организационно-волевые

Терпение

Воля

Самоконтроль

III

Ориентационные

Тип установки:

- на процесс

- на результат

Тип самолюбия

Интерес к занятиям

IV

Поведенческие

Уровень конфликтности

Тип сотрудничества

V

Характеристика деятельности

Вид деятельности:

- практическая

- теоретическая

Устойчивость в работе:

- устойчивый

- частично устойчивый

- неустойчивый

Умственная активность:

- активный

- пассивный

Характер выполненных работ:

- творчество

- сложность

- объем затраченного труда

Качество выполнения

Расчет бальной оценки индивидуальных качеств и критерии оценки деятельности

Качество

Степень выраженности

Количество баллов,

критерии оценки

Физическая активность

Внешне побуждаемая

3

Стихийная

4

Самоуправляемая

5

Психическая активность:

работоспособность

Сохраняется на протяжении всего занятия

5

Устает при особо сложных заданиях

4

Быстро устает

3

Ведущий тип мышления

Обозначается   «+»   в соответствующей графе

Терпение

Меньше, чем на ползанятии

3

Больше, чем на ползанятии

4

На все занятие

5

Воля

Постоянно побуждается извне

3

Иногда внутренними усилиями

4

Всегда внутренними усилиями

5

Контроль

Постоянно извне

3

Периодически самостоятельно

4

Постоянно самостоятельно

5

Тип установки

На процесс

«+»   или «0»

На результат

«+»   или «0»

Тип самолюбия (определяется через уровень гордости)

Завышенный

3

Заниженный

4

Нормальный

5

Интерес к занятиям

Навязан извне

3

Иногда поддерживает сам ребенок

4

Поддерживается самостоятельно

5

Уровень конфликтности

Провоцирует конфликт

3

Не участвует в конфликтах

4

Старается улаживать конфликты

5

Тип сотрудничества

Избегает участия в общем деле

3

Участвует при побуждении извне

4

Инициативен в общих делах

5

Вид деятельности

Практическая

Теоретическая

Обозначается знаком «+» в соответствующей графе

Устойчивость в работе:

-   устойчив

-   частично      

     устойчив

-   неустойчив

Работает систематически ровно

5

Работает неровно, но дело доводит до конца

4

Работает неровно и дело не доводит до конца

3

Умственная активность:

-   активен

-   пассивен

Сам выбирает произведение и работает над ним

Обозначается знаком «+» в соответствующей графе

Работает по рекомендации педагога или по чьей-то рекомендации

Творчество

Творческое отношение

5

Полутворческое отношение

4

Нетворческое отношение

3

Сложность

Сложные (выше требования программы)

5

Средние  (соответствующие программе)

4

Простые (ниже требования программы)

3

Объем затраченного труда

Большой (большие физические и моральные затраты, усталость)

5

Средний (норма)

4

Малый (ниже нормы)

3

Качество выполнения

Высокое

5

Среднее

4

Низкое

3

     

    Таким образом, выстраивается система контроля и оценки образовательных результатов и развитие личностных качеств каждого учащегося. В некоторой степени данные диагностики дублируют друг друга, но позволяют мне определить степень освоения каждым ребенком учебной программы, выявить наиболее одаренных, оказать своевременную помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.

Сейчас идет процесс накопления материала и со временем станет ясно, что следует оставить, что изменить, а от чего-то отказаться. Но только при таком подходе, когда применяются пусть и похожие в чем-то характеристики, можно решить, что наиболее важно и выбрать оптимальный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося МОУ СОШ с.КомсомольскоеКраснокутского района Саратовской областиФ.И.О. Никифоров Николай Викторович; дата рождения:_________; Класс 81. Особен...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...