Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ
материал на тему
Методическое сообщение "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ" для выступления на методическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie.doc | 107.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ДМШ
Методическое сообщение
В это работе мне хотелось бы рассказать, как я осуществляю диагностику музыкального развития и отслеживаю динамику личностного развития своих учеников.
Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать индивидуальные особенности каждого ученика. В этом ему помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства.
Так как задатки у учеников разные, я ввела дифференцированные требования по трем уровням (низкий, средний, высокий). В первый год обучения дети не делятся по уровням. К концу года становится возможным разделение на 2 уровня (низкий - учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей, и средний - учащиеся с относительным развитием музыкальных способностей). Уровень определяется по следующим критериям: знания, умения, отношения и опыт - синтез знаний, умений, отношений. В третий год обучения можно четко разделить учеников на три уровня: низкий, средний, высокий. Разделение по уровням - внутреннее дело педагога, оно не должно быть известно ученикам и их родителям.
Основная задача - правильно организовать педагогический процесс, который будет стимулировать развитие способностей учащихся, создать условия для реализации его сегодняшних возможностей. Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучшением преподавания, более точной диагностикой развития ученика, раскрытием его личностного потенциала. Уровневый подход служит для того, чтобы не были загублены ростки интереса к музыке, и не деформировалась личность. Ориентиром служат потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критерии помогают определять и корректировать слабые стороны учащегося. Критерии - это мой инструмент оценки ученика.
- Знания: музыкально-теоретическая подготовка. Теоретические знания необходимы в процессе работы над произведением. Чем больше знаний, тем больше продуманность и выстроенность замысла исполнения. С накоплением знаний расширяется и обогащается кругозор. Развиваются взгляды и убеждения, обретая все большую самостоятельность.
- Умения:
а) запоминание текста. От качества запоминания зависит развитие умственных способностей. Идеальное запоминание - прочное, быстрое, анализурующее.
б) самоконтроль нужен для того, чтобы ученик смог оценить свою игру и пытался сыграть лучше (слышал свои «плюсы» и «минусы»).
в) раскрепощенность на сцене - зависит от количества выступлений ребенка на сцене. Чем чаще он выступает на сцене, тем больше он «раскрывается».
- Отношение:
а) эмоциональность - важна для развития творческого потенциала. Возможность выразить свое эмоциональное состояние дает человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности. А отсюда идет развитие лидерских качеств, самоуважения и чувства собственного достоинства.
б) организованность - это воспитание в себе воли, выдержки. Умение поставить для себя задачу.
в) трудолюбие - чем больше ученик заинтересован в своем предмете, тем больше ему хочется сделать. Трудолюбие необходимо для самостоятельной работы дома. Ведь дома ученик должен сам определить для себя задачу и выполнить ее. Интенсивная познавательная деятельность ребенка превращается в целенаправленный умственный труд.
- Опыт - синтез знаний, умений и отношений. Практическая самореализация личности.
С помощью критериев легко определить уровень учащегося, увидеть движение внутри одного уровня или переход на другой уровень. Это и возможность определить подъем или спад в развитии, дать конкретные рекомендации ученику или родителям.
В конце учебного года на каждого ученика пишу характеристики, которые помогают проследить рост и развитие ребенка. В личное дело на каждый учебный год вкладываю отдельный листок с таблицей, куда и вношу характеристику.
Год ____________
Класс___________
ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | ОТНОШЕНИЕ | ОПЫТ | ||||
Запоминание текста | Самоконтроль | Ракрепощенность на сцене | Эмоциональность | Организованность | Трудолюбие |
Уровень ________________________
Вот так с помощью данных критериев я оцениваю своих учеников. Не сразу все достигается, выбираю тот темп, в котором ученик будет чувствовать себя комфортно. Главное - как можно полнее задействовать все заложенные природой задатки. И, конечно же, обучение должно проходить на «положительной волне», необходимо ненавязчиво корректировать и повышать его уровень. Даже если ученик остается на том же уровне, необходимо видеть динамику его развития и увлечения музыкой. Непременным условием является свобода учащихся-- это раскрепощенность, непринужденность, отсутствие страха, скованности. Создание атмосферы сотрудничества, увлеченность совместной деятельностью, взаимное уважение --- вот основные правила моей педагогической деятельности.
Способы отслеживания результатов педагогической деятельности:
- наблюдение
- анкетирование
- собеседование
- беседа с родителями
- итоговые отметки за четверти, за год
- итоги академических концертов, переводных экзаменов
Параллельно я завела на каждого ученика так называемую психолого-педагогическую карту. Я ее называю «картой развития».
Карта индивидуального развития ребенка
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Музыкальный инструмент _____________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________________________________________________
Преподаватель _______________________________________________________________
Год обучения ____________________
Способность к обучению | Интеллектуаль - ное развитие | Эмоциональное развитие | Исполнительское развитие | Динамика роста | Психологические изменения |
Проведение подобной работы дает более полную картину развития каждого учащегося, его динамику.
До сих пор шла речь о диагностике результатов обучения - знаний, умений, практических навыков, т.е. всего, что обозначается как учебные результаты. Но при оценивании результативности процесса обучения нельзя не учитывать личностный аспект, иными словами, механизм оценки личностных качеств ребенка. Я отслеживаю динамику личностного развития детей по 5 направлениям, для этого использую следующую таблицу:
Блок | Качество | Оценка качеств (в баллах) | ||||||||||
Исходное состояние | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | |||||
I Психофизические | Физическая активность | |||||||||||
Психическая активность: Работоспособность | ||||||||||||
Ведущий тип мышления: - наглядно-действенное - наглядно-образное - логическое | ||||||||||||
II Организационно-волевые | Терпение | |||||||||||
Воля | ||||||||||||
Самоконтроль | ||||||||||||
III Ориентационные | Тип установки: - на процесс - на результат | |||||||||||
Тип самолюбия | ||||||||||||
Интерес к занятиям | ||||||||||||
IV Поведенческие | Уровень конфликтности | |||||||||||
Тип сотрудничества | ||||||||||||
V Характеристика деятельности | Вид деятельности: - практическая - теоретическая | |||||||||||
Устойчивость в работе: - устойчивый - частично устойчивый - неустойчивый | ||||||||||||
Умственная активность: - активный - пассивный | ||||||||||||
Характер выполненных работ: - творчество - сложность - объем затраченного труда | ||||||||||||
Качество выполнения |
Расчет бальной оценки индивидуальных качеств и критерии оценки деятельности
Качество | Степень выраженности | Количество баллов, критерии оценки |
Физическая активность | Внешне побуждаемая | 3 |
Стихийная | 4 | |
Самоуправляемая | 5 | |
Психическая активность: работоспособность | Сохраняется на протяжении всего занятия | 5 |
Устает при особо сложных заданиях | 4 | |
Быстро устает | 3 | |
Ведущий тип мышления | Обозначается «+» в соответствующей графе | |
Терпение | Меньше, чем на ползанятии | 3 |
Больше, чем на ползанятии | 4 | |
На все занятие | 5 | |
Воля | Постоянно побуждается извне | 3 |
Иногда внутренними усилиями | 4 | |
Всегда внутренними усилиями | 5 | |
Контроль | Постоянно извне | 3 |
Периодически самостоятельно | 4 | |
Постоянно самостоятельно | 5 | |
Тип установки | На процесс | «+» или «0» |
На результат | «+» или «0» | |
Тип самолюбия (определяется через уровень гордости) | Завышенный | 3 |
Заниженный | 4 | |
Нормальный | 5 | |
Интерес к занятиям | Навязан извне | 3 |
Иногда поддерживает сам ребенок | 4 | |
Поддерживается самостоятельно | 5 | |
Уровень конфликтности | Провоцирует конфликт | 3 |
Не участвует в конфликтах | 4 | |
Старается улаживать конфликты | 5 | |
Тип сотрудничества | Избегает участия в общем деле | 3 |
Участвует при побуждении извне | 4 | |
Инициативен в общих делах | 5 | |
Вид деятельности | Практическая Теоретическая | Обозначается знаком «+» в соответствующей графе |
Устойчивость в работе: - устойчив - частично устойчив - неустойчив | Работает систематически ровно | 5 |
Работает неровно, но дело доводит до конца | 4 | |
Работает неровно и дело не доводит до конца | 3 | |
Умственная активность: - активен - пассивен | Сам выбирает произведение и работает над ним | Обозначается знаком «+» в соответствующей графе |
Работает по рекомендации педагога или по чьей-то рекомендации | ||
Творчество | Творческое отношение | 5 |
Полутворческое отношение | 4 | |
Нетворческое отношение | 3 | |
Сложность | Сложные (выше требования программы) | 5 |
Средние (соответствующие программе) | 4 | |
Простые (ниже требования программы) | 3 | |
Объем затраченного труда | Большой (большие физические и моральные затраты, усталость) | 5 |
Средний (норма) | 4 | |
Малый (ниже нормы) | 3 | |
Качество выполнения | Высокое | 5 |
Среднее | 4 | |
Низкое | 3 |
Таким образом, выстраивается система контроля и оценки образовательных результатов и развитие личностных качеств каждого учащегося. В некоторой степени данные диагностики дублируют друг друга, но позволяют мне определить степень освоения каждым ребенком учебной программы, выявить наиболее одаренных, оказать своевременную помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.
Сейчас идет процесс накопления материала и со временем станет ясно, что следует оставить, что изменить, а от чего-то отказаться. Но только при таком подходе, когда применяются пусть и похожие в чем-то характеристики, можно решить, что наиболее важно и выбрать оптимальный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"
Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...
Психоло-педагогические аспекты подготовки учащихся к ГИА.
Родительское собрание....
Психолого-педагогическая характеристика на учащегося
Психолого-педагогическая характеристика на учащегося МОУ СОШ с.КомсомольскоеКраснокутского района Саратовской областиФ.И.О. Никифоров Николай Викторович; дата рождения:_________; Класс 81. Особен...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...