Психоло-педагогические аспекты подготовки учащихся к ГИА.
материал (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 16
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Психолого -педагогические аспекты подготовки учащихся к ГИА.
Выполнили:
учитель истории МБОУ ООШ № 16
Мешайкин Павел Михайлович;
педагог-психолог МБОУ ЦДиК
Мешайкина Виолетта Леонидовна
Армавир, 2013г.
Тема: ВПЕРЕДИ ЭКЗАМЕНЫ. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ.
Цель: оказать помощь родителям в преодолении затруднений при общении с детьми выпускных классов в период подготовки и сдачи экзаменов; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей в период, связанный с выпускными и вступительными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомить с советами, рекомендациями психологов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к собранию, памятки для родителей, тест- Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности; Работа с родителями в средней школе / сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2008.; Родительские собрания. 9 класс: Когда уходит детство/ авт.-сост. О.В. Лутовинова и др. -Волгоград: Учитель, 2009.; газета издательства «Первое сентября», «Школьный психолог»; www.mon.gov.ru; www.edukuban.ru; www.fipi.ru; www.gas.kubannet.ru.
Ход собрания
Классный руководитель:
Тема собрания выбрана не случайно. Экзамен для многих – это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса.
Вместе с педагогом-психологом, мы провели тест на выявления уровня тревожности учащихся 9 класса, результат - у 75 % учеников высокий уровень тревожности. Как показал опрос, большинство ребят переживают, испытывают чувство неуверенности и боязни "провалить" предстоящие экзамены.
Безусловно, в школе работа по психологической поддержке среди ребят проводится, но без помощи семьи, в которой растет и воспитывается ребенок, достичь положительных результатов трудно.
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, прошу вас провести самотестирование: выявить свой уровень тревожности. Определённый уровень тревожности – естественный и непременный спутник активной, в том числе творческой деятельности личности. Это полезная тревожность. Тестируя самих себя, вы определите уровень своей тревожности (до 30 баллов – это низкая тревожность; 31 – 44 балла – умеренная тревожность; более 45 баллов – высокая). Понятно, сто чрезмерная тревожность вредит и здоровью, и достижению результатов. Работа родителей с тестом (Приложение 1)
А теперь представьте: вам сегодня предстоит экзамен. Выполните тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке. Работа родителей с тестом (Приложение 2)
Итак, тест показал, что у вас, взрослых людей, которым сдавать экзамен пока не нужно, тревожность резко возросла. А каково нашим детям? Давайте обсудим, как их можно поддержать в этот трудный период? Я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопрос: «Какая помощь родителей нужна детям в период подготовки к экзаменам?»
Классный руководитель:
В семьях часто возникают ситуации, из которых нелегко найти выход. Предлагаю вам решить несколько педагогических задач.
II. Групповое решение педагогических задач.
Задача 1.
Из письма старшеклассника:
«Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы стать самым прекрасным в моей жизни – ведь молодость неотрывна от романтики, свободы, любви, поиска новых впечатлений.
Я говорю своей маме: «У меня должна быть личная жизнь, неужели тебе никогда не было шестнадцать?» А она отвечает мне: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учёбы…» Я говорю ей: «Я учусь хорошо, мало кто может учиться так, как я». А она: «Этого недостаточно, ты должен целыми днями сидеть за книгами…» А я уже сидеть не могу, потому что больно… И вот сижу я «за решёткой в темнице сырой…», учусь, что есть силы, кляну в душе все эти книги, родителей, всю свою жизнь; бывает подойду к окошку, гляну на тех, кто «на свободе», так тянет меня выпрыгнуть из этого окошка и полететь… навстречу свободе…».
Беседа по вопросам:
- Как помочь этому старшекласснику?
- Оцените позицию родителей. Правы они или нет?
Задача 2.
Света с цветами и аттестатом о среднем образовании в руках вбежала в дом.
- Бабушка, школа позади, я вступаю в новую жизнь! – радостно закричала она с порога.
- И как же твой аттестат?
- Пять четвёрок, две тройки, остальные пятёрки.
- Не наградил бог дитя умом, так оно и в школе его не приобрело, - нараспев произнесла бабушка.
Света остановилась поражённая и ничего не смогла сказать в ответ. Она очень любила бабушку, но после услышанного этот человек стал для неё как бы другим, почти чужим. Бабушкины слова обидели девушку. С тех пор она больше никогда не делится с нею своими радостями.
Беседа по вопросам:
- Проанализируйте разговор бабушки с внучкой. В чём ошибка бабушки?
- Как надо было построить разговор со Светой в этот знаменательный для неё день?
Задача 3.
Обычно родители заинтересованы в том, чтобы их дети приобрели профессию по душе. А в семье С. отец и мать решили: главное, чтобы профессия была престижной, а нравиться или нет – это всё равно. Сын сопротивляется выбору родителей (идти в экономический вуз), ему нравиться психология. Отец заявляет: «Будет так, как мы решили. Мы лучше знаем, что надо для жизни!»
Беседа по вопросам:
- Какую ошибку допускают родители в этой ситуации?
- Что надо учитывать при выборе профессии детьми и каким образом вести с ними беседу?
Задача 4.
Родителям предлагается разыграть диалог.
Сын (дочь). Дай мне, пожалуйста, книгу.
Мать. Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.
Сын (дочь). Почему ты так грубо со мной разговариваешь?
Мать. Ну что я тебе такого сказала?!
Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, это конфликт?
- Как можно разрешить ситуацию?
Педагог-психолог:
Современная школа предоставляет выпускникам право выбора: в 9 классе ученик помимо обязательных предметов сдает экзамены по дисциплинам, выбранным самостоятельно. Вот почему необходимо задолго до экзаменов обсудить с выпускником, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему?
- Эта информация поможет совместно создать план подготовки, на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучить в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
- Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, истории или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте ему вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
- Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно он даже удивиться, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит в любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Вам предстоит пройти вместе со своими детьми нелёгкий путь подготовки и сдачи выпускных экзаменов. В это время дети получают и пропускают через себя большое количество информации. Для более эффективного усвоения учебного материала при подготовке к экзаменам требуется мобилизация всех сил детского организма, и прежде всего, его нервной системы, перегрузка которой может привести к психическим и соматическим расстройствам.
Сегодня я хочу показать вам приёмы расслабляющего самомассажа лица и рук, который позволит детям снять эмоциональное и физическое напряжение во время подготовки к экзаменам, сконцентрировать своё внимание, активизировать мыслительную деятельность. Противопоказаниями к самомассажу лица являются различные кожные заболевания, в том числе и угревая сыпь.
Для начала примите сейчас наиболее удобную для вас позу. Вспомните, что хорошего, приятного произошло с вами за последнее время. Ощутите те положительные эмоции, которые вы испытывали в тот момент. Подарите своему соседу улыбку, которая озаряла ваше лицо в момент того радостного события. Спасибо.
Теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Самомассаж обязательно должен проводиться чистыми руками. Потрите руку об руку, пока ладони и пальцы не станут теплыми. Круговыми движениями большим и указательным пальцами разотрите не спеша каждый палец противоположной руки. Затем поменяйте руки.
Разместите ладони и пальцы в горизонтальном положении на середине лба. Совершаем поглаживающие движения от середины лба к вискам, от переносицы по щекам к ушам, от уголков губ к ушам, от середины подбородка к мочке уха (рисунок № 1).
Рисунок № 1. Направления самомассажа лица.
Вам тепло, приятно, ничего вас не беспокоит.
Далее по тем же линиям двигаемся легкими надавливающими круговыми движениями. Растираем уши, за ушами, затылок.
Следующий этап - лёгкие пощипывающие (разминающие) движения. Вы чувствуете, как каждая клеточка лица активизируется, наполняется энергией. Вы начинаете видеть яснее, вся усталость уходит прочь.
Теперь совершаем лёгкие постукивающие движения по тем же линиям всеми пальцами.
И вновь возвращаемся к легким поглаживающим движениям.
Расскажите, что вы чувствуете? (Происходит обсуждение ощущений).
Покажите дома данные приёмы своим детям, проводите краткосрочные сеансы самомассажа вместе с ними. Желаем удачи вам и вашим детям!
Классный руководитель:
В современной школе , находящейся во власти реформ образования, уже прочно прижился выпускной экзамен в форме тестирования. Контрольно диагностические работы по математике, русскому языку, истории в 9 классе показывают, что подготовка к экзамену именно в такой форме имеет некоторую специфику.
Опираясь на опыт пошлых лет, большое значение при подготовке к тестированию имеют так называемые тренировки учащегося. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету ( сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий) и регулярно предлагайте своему школьнику поработать с этими заданиями.
Вот и подошло к концу наше собрание. Надеемся, что наши советы помогут вам преодолеть трудности в подготовке и сдаче государственных экзаменов нашими детьми.
Приложение 2.
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 1.
Тест- Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности
Шкала личной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
- Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
- На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
- Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
Ключ
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№№ | 1 | 2 | 3 | 4 | №№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 — 44 балла — умеренная;
- 45 и более — высокая.
Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие
Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Приложение 3.
Советы родителям
- Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.
- Организуйте свой быт так, чтобы ребёнок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
- Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордится вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и предметная подготовка выпускников к ЕГЭ
Из опыта работы...
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
Сборник адресован педагогам, ведущим профориентационные курсы...
Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
Педагогическое исследование...
План работы психолого-педагогического сопровождения по подготовке учащихся 9-11 классов к государственной итоговой аттестации и единому государствен
План работы психолого-педагогического сопровождения ...
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки годичной командой педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении — сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов обра...
«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и в...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...