Программа допрофессиональной подготовки "Дизайнер интерьера"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Дизайнер интерьера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Дизайнер интерьера" | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю.
Директор Н.Ф. Алексеева
30.08.2013 года
Дополнительная образовательная программа
допрофессиональной подготовки
«Дизайнер интерьера»
Возрастной диапазон - 11 - 14 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор Кучерова Дарья Викторовна,
педагог дополнительного образования
Южноуральск
2013 г
Информационная карта
к программе курса допрофессиональной подготовки «Дизайнер интерьера»
ФИО педагога _Кучерова Дарья Викторовна
По типу создания: адаптированная,
По целевой установке: комплексная;
По образовательной области: многопрофильная ( искусство, технология);
По направленности: художественная;
По способам реализации: творческая;
По уровням усвоения:углубленный,
По направлениям деятельности: художественно-прикладная
По формам реализации: индивидуально-групповые;
По продолжительности реализации: 3 года
По полу: для девочек и мальчиков;
По возрасту: для учащихся 5-8 классов.
Анализ образовательной программы
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка |
1 | Оформление титульного листа | |
2 | Заполнение информационной карты программы | |
3 | Пояснительная записка: | |
а) обоснование необходимости разработки программы | ||
б) актуальность программы, ее новизна и отличие от аналогичных программ | ||
в) преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательных школ | ||
г) цели и задачи курса для каждого года обучения | ||
д) взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в саморазвитии | ||
е) особенности набора детей, их возраст, особенности возрастные/психологические | ||
ж) продолжительность реализации программы (этапы) | ||
з) ведущие теоретические идеи, подходы, концепции | ||
и) ключевые определения, важнейшие понятия программы | ||
к)общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой | ||
л) основные методы усвоения детьми материала, развивающиеся навыки их творческой деятельности | ||
м) формы работы с детьми (экскурсии, походы, мероприятия) | ||
н) прогнозируемые результаты (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей, и как это определяется) | ||
о) формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции) | ||
п) средства реализации программы | ||
4 | Учебно-тематический план | |
5 | Содержание программы | |
6 | Условия реализации программы: | |
а) перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения | ||
б) материально – техническое оснащение программы, средства обучения | ||
7 | Механизм оценки получаемых результатов: | |
а) формы учета ЗУН | ||
б) формы оценки качества результативность обучения | ||
в) диагностические методики | ||
8 | Литература: | |
а) методическая литература для педагога | ||
б) учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составит ель, редактор, место издания, издательство, год издания) | ||
9 | а) перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей | |
б) репертуарный план (для художественных коллективов) | ||
в) список изделий, прикладных работ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс допрофессиональной подготовки «Дизайнер интерьера» является приложением к программе «Вязание» и составной частью учебно-методического комплекса учреждения дополнительного образования для детей по художественной направленности.
1. Необходимость разработки программы
Для российской системы общего и среднего образования характерны противоречия между:
- содержанием образования, сложившимся в иную социально- экономическую эпоху, и потребностями принципиального иэменения качества трудовых ресурсов страны в условиях включения ее в жесткую экономическую конкуренцию;
- образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов и овладения им в общеобразовательных учебных заведениях;
- многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием возможностей образовательного пространства.
Одним из приоритетных направлений решения данных противоречий является введение сквозных курсов по профильной ориентации в начальной, основной и старшей ступенях школы.
Программа элективного курса «Дизайнер интерьера» призвана стать составной частью системы профильного обучения учащихся одной из общеобразовательных школ.
Осваивать дизайн человек начал еще на этапе превращения камня в примитивное орудие труда или охоты. Он просто пытался обустроить пещеру под собственный образ жизни. Так что на первых порах дизайн был жизненной необходимостью. С течением времени дизайн приобретает роль исторического зеркала, в котором отразились целые эпохи, государства, народы. Вместе с тем дизайн – это категория двадцать первого века, которая помогает нам обустроить современную жизнь. Дизайн интерьера подразумевает конструирование и изготовление декоративных деталей современного жилища, офиса, общественного здания. В связи с этим особую значимость приобретает в современном мире профессия «Дизайнер интерьера».
Реализация программы данного курса по своим целям и содержанию позволяет обучающимся приобрести по избранному профилю теоретические и прикладные знания, практические навыки и подготовить себя к успешному выбору профессии..
2. Актуальность, новизна
Программа «Дизайнер интерьера» предусматривает не только создание для учащихся развивающей образовательной среды, удовлетворяющей их образовательные потребности в области искусства дизайна, но и формирование социально мобильной личности с набором физиологических, психологических и социальных характеристик, облегчающих ей профессиональное самоопределение и адаптацию в современных социально-экономических условиях жизни; а так же формирование общей культуры и развитие творческой активности, что делает эту личность конкурентно способной на рынке труда. Это придает программе особую актуальность.
Новизна программы заключается в том, что она впервые делает попытку подготовить учащихся к сознательному выбору направления дальнейшего обучения путем введения их в профессию дизайнера и приобщения к практической деятельности по проектированию оформления интерьера.
3. О преемственности и соответствии с программами общеобразовательной школы
Важность привития детям технологической культуры и подготовки ее к труду в настоящее время осознается во всем мире. В связи с этим в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений, включена образовательная область «Технология», которая призвана готовить учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению.
Но она не позволяет целенаправленно формировать дизайнерские умения и технологические навыки изготовления элементов интерьера, так как в то количество часов, которое отводится на ее изучение, с трудом помещается минимум содержания предмета, а следовательно учащиеся проходят только в общих чертах ключевые темы.
Настоящая программа дополняет и углубляет школьный курс «Технологию», а также интегрирует образовательный потенциал школьных предметов: «Изобразительное искусство», «Мировую художественную культуру», «Народоведение».
.
4. Цели и задачи
Целью данной программы является создание развивающей образовательной среды, направленной на подготовку учащихся к труду, формирование условий для ориентации учащихся на профессию дизайнера интерьера и развития основ творческой личности, способной к саморазвитию и жизненному самоопределению, что достигается через решение следующих задач:
1. Познавательные:
- включение в познавательную деятельность по изучению истоков и значения профессии дизайнера в современном обществе;
- расширение знаний по теме «Интерьер».
- Обучающие:
- обучение детей дизайнерским навыкам и технологическим приемам проектирования и изготовления элементов оформления интерьера.
- Развивающие:
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, технологического мышления, творческого воображения, самостоятельности и профессионального интереса.
- Мотивационные:
- создание комфортной, развивающей, воспитывающей и культурной среды, атмосферы доброжелательности и творчества, ситуации успеха.
- Социально-педагогические:
- подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору,
формирование социальной активности;
- помощь в осознании ими самозначимости в современном обществе и повышение их конкурентноспособности на рынке труда.
- Эстетические:
- воспитание эстетического вкуса и технологической культуры, стремления ценить и преумножать прекрасное в современном мире.
- Оздоровительные:
- формирование способности к созданию вокруг себя комфортной и здоровой среды обитания.
- Воспитательные:
- воспитание высоконравственной, социально значимой личности.
5. Цели и задачи программы взаимосвязаны, ориентированы на конечный результат. В них заложена идея творческого развития и самореализации личности ребенка в одной из социальных ролей – дизайнер интерьера.
Обучение по программе «Дизайнер интерьера» обусловлено личностно-ориентированным подходом как парадигмой образования, когда учащийся признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи
Основой содержательной направленности курса является подготовка молодого поколения к жизни в современном обществе в условиях рыночной экономики. Знания, составляющие основу курса, умения и навыки, формирующиеся в процессе изучения программного материала, обеспечат подготовку к профессиональной деятельности подростка и профессиональное становление его личности.
6. Возрастной диапазон
Предлагаемый вариант программы элективного курса предназначен для школьников 5-8 классов.
7. Психологические особенности.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. Развитие взрослости связано с содержательными интересами и становлением планов на будущее. Стремление подростка что-то знать и уметь по-настоящему стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы и может касаться науки, техники, искусства. Нередко самостоятельная деятельность подростка содержит элементы творчества, его увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс созидания. Поэтому программа предлагается для изучения именно в этой возрастной группе.
- Продолжительность.
Программа «Дизайнер интерьера 3-х годична. Набор учащихся свободный, без конкурса и тестирования. Комплектование группы происходит из числа учащихся общеобразовательного учреждения по социальному заказу администрации школы, детей и их родителей.
Курс рассчитан на 78 часов в год (по 2 часа в неделю).
Предполагается вариативность программы в зависимости от объема и содержания учебной информации. Педагог может вносить определенные коррективы, связанные с изменением времени на изучение отдельных вопросов и числа практических работ. При этом направленность программы и логика изложения учебного материала должны сохраняться.
9. Описание форм работы
Основной формой обучения является урок продолжительностью 45 минут.
Наиболее эффективными формами организации занятий могут стать
практическая работа, деловая игра, экскурсии, подготовка и защита
рефератов и проектов, посещение и организация выставок с завершающим обсуждением. Целесообразно использовать индивидуально-групповые формы изучения материала как наиболее продуктивные.
Структура занятия включает теоретическую и практическую части. Но, как правило практическая часть по объему значительно больше. Занятие завершается итогом; лучше самоанализом достижений учащихся за урок
Способ построения учебной программы курса – спиралеобразный, благодаря которому удается сочетать последовательность (линейного) и цикличность (концентрического) способов изучения учебного материала.
Характерной особенностью способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Основная часть предусмотренного программой времени (около 70%) отводится на практическую деятельность, направленную на овладение дизайнерскими умениями и технологическими навыками изготовления элементов интерьера различного стиля и назначения.
10. Ведущие методы, обеспечивающие освоение детьми материала.
Главными методами являются теоретические и практические.
Значительная доля практических работ реализуется методом индивидуальных (или коллективных) творческих проектов - практической деятельности учащегося, направленная на выполнение или производство готового изделия, продукции, творческой работы, которая начинается с проработки проектного предложения, соответствующего поставленной педагогом задаче, завершается анализом и оценкой сделанного. Проект способствует закреплению знаний по конкретной теме или разделу программы, выработке определенных умений и навыков . Кроме того, он способствует интеграции знаний, полученных учащимися в процессе изучения других наук. Проект может иметь сложную структуру и представлять собой совокупность подпроектов, связанных между собой единой логикой, целями, задачами, содержанием, проблематикой.
Программа предусматривает выполнение проектов оформления интерьера различных стилей и назначения с предварительным изучением способов и основных приемов изготовления элементов интерьера и их декорирования . В качестве постановочных задач для индивидуального проекта по конкретной теме или разделу учащимся предлагается совокупность практических работ одинакового или близкого уровня сложности – дидактический ряд. Каждая из работ одного ряда преследует формирование индивидуального проекта по конкретной теме или определенных умений и навыков. Право выбора конкретного проекта остается за учащимися, что способствует повышению мотивации его на учение. Такой подход к выбору и выполнению проекта позволяет учитывать подготовленность учащегося, его склонности, способности, интересы, особенности характера, другие личностные качества, и обеспечивает индивидуальную скорость в обучении, а в целом - реализацию личностно-ориентированной модели образования. Программа курса предусматривает дифференцированную систему обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для развития и самореализации личности.
- Конкретные знания, ключевые понятия и определения
Дизайн существует одновременно в области искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий, которым оперирует дизайнер, делится на две группы. Первую можно обозначить как художественную, ее термины пришли из живописи и скульптуры, архитектуры. Это такие понятия, как композиция, стиль, цвет, форма, орнамент, эскиз, пропорции, пространство, пластика, ритм, контраст, фактура, декоративно-прикладное творчество, законы сохранения традиций, закон золотого сечения.
Другая группа понятий – техническая – пришла в дизайн из техники, конструирования и строительства. К техническим понятиям относятся реконструкция, планировка, кубатура, перспектива, масштаб, эскиз, чертеж, план, зонирование, модуль.
12. Прогнозируемый результат
По окончании курса учащиеся должны знать: Психофизические, интеллектуальные и коммуникативные качества личности дизайнера. Основные характеристики профессии «Дизайнер интерьера».Понятие дизайна интерьера и краткую историю их развития. Роль композиции в оформлении интерьера. Стили оформления интерьера. Элементы оформления интерьера. Основные технологические способы и приемы изготовления и декорирования элементов интерьера. Понятие проекта, проектной деятельности, способы ее организации и осуществления.
По окончании курса учащиеся должны уметь: Организовать свое рабочее место, выполняя правила техники безопасности. Выбирать материалы, инструменты, приспособления для изготовления элементов оформления интерьера. Гармонично использовать цвет и свет при составлении композиций. Применять изготовленные элементы для оформления интерьера. Осуществлять проектную деятельность: самостоятельно выбрать тему, составлять план и организовывать работу, поэтапно контролировать работу и анализировать результат.
По окончании курса учащиеся должны быть ориентированы на общечеловеческие ценности: добро, красоту, труд. Должны осознавать себя носителями этих понятий, свою принадлежность к миру искусства и созидания.
- Условия реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей образовательной среды как комплекса комфортных психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития профессиональных интересов и творческой активности учащихся; проявления их потенциальных возможностей; развития способностей к проектированию интерьера, объемно-пространственного мышления; формирования разносторонне развитой личности – субъекта собственного развития
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с обычной школьной мебелью, классной доской, демонстрационными стендами и переносными мольбертами.
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу, справочники, фото и видеоматериалы.
- Алгоритмы деятельности: алгоритмы ответов и деятельности, инструкционные карты, демонстрационный материал.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, анкеты.
В целом его содержание ориентировано на:
- освоение общечеловеческих ценностей (любовь, красота, труд т.д.) в русле отечественных и мировых культурных традиций;
- использование материалов в целях развития личностных качеств, присущих творцу, созидателю.
В ходе реализации программы предполагается использование технических средств обучения: телевизора и видеомагнитофона, а также кодоскопа.
14. Формы подведения итогов реализации программы.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ учащимися своих достижений по алгоритмам, которые применяются в конце изучения наиболее важных тем.
15.Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по уровневой системе:
Р- (репродуктивный, уровень) – решение творческих задач по образцу;
Э - (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с
элементами рационализаторства и изобретательства;
К - (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Учебно-тематический план
первого года обучения
Раздел и темы | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Интерьер квартиры, жилого дома | 2 | 6 | 8 |
3 | Меблировка квартиры, жилого дома | 8 | 4 | 12 |
4 | Планирование освещенности | 1 | 1 | 2 |
5 | Цветовое и декоративное решение помещений | 4 | 14 | 21 |
6 | Комнатные растения в интерьере Квартиры | 2 | 1 | 3 |
7 | Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного искусства | 5 | 23 | 28 |
8 | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого : | 24 |
54 |
78 |
Содержание программы
- Введение -2ч.
Теоретические сведения.-1ч. Понятие о дизайне. История оформительского искусства в нашей стране и за рубежом. Ознакомление с профессией дизайнера.
Практическая работа-1ч.. Самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой. Подготовка рефератов, докладов, сообщений. Работы по оформлению стендов.
- Интерьер квартиры, жилого дома.-8ч.
Теоретические сведения-2ч.. Понятие об интерьере. Основные принципы и правила оформления квартиры, жилого дома.
Проектирование внутреннего оформления квартиры. Эстетические и санитарно-гигиенические требования к оформлению жилых и нежилых помещений.
Особенности оформления: гостиной, спальной, прихожей, ванной, детской комнаты.
Практическая работа.-6ч. Ознакомление с различными проектами по оформлению внутреннего помещения квартиры. Разработка проекта оформления по выбору (детская, гостиная, спальня).
- Меблировка квартиры, жилого дома-12ч..
Теоретические сведения-8ч.. Общие сведения о мебели, выпускаемой в нашей стране, поставляемой из-за рубежа.
Виды мебели, ее функциональное назначение.
Основные требования к выбору мебели для жилых и нежилых помещений. Особенности проектирования и расстановки мебели в спальне, гостиной, детской комнате, кухне, ванной.
Основные правила ухода за мебелью. Мелкий ремонт мебели.
Практическая работа-4ч.. Работа с каталогами мебели. Разработка проекта меблировки кухни, прихожей, спальни (по выбору). Работа по уходу за мебелью на примере школьной мебели.
- Планирование освещенности-2ч.
Теоретические сведения. -1ч.Основные требования к освещенности жилого и нежилого помещений квартиры.
Типы освещенности. Естественное и искусственное освещение, их возможности в оформлении интерьера квартиры.
Оформление окон. Влияние окон на освещенность в квартире.
Эстетические и санитарно-гигиенические требования к планированию освещенности жилого помещения.
Основные правила ухода за окнами.
Особенности планирования освещенности детской комнаты, гостиной и т.д.
Практическая работа. Работа с проектами по освещенности жилых и нежилых помещений квартиры.
Работа по уходу за окнами в своем кабинете
. Разработка проекта по планированию освещенности жилых и нежилых помещений квартиры.
- Цветовое и декоративное решение помещении-21ч.
Теоретические сведения-4ч. Понятие об основных и дополнительных цветах. Цветовая гармония. Цветовой контраст. Способы построения гармонической цветовой целостности. Влияние цветовых сочетаний на восприятие и ощущения человека.
Особенности подбора цветов для окраски окон и дверей.
Правила выбора цветовой гаммы обоев. Особенности проектирования цветового решения жилых и нежилых помещений: спальни, кухни и т.д.
Практическая работа.-14ч. Ознакомление с таблицей цветовых сочетаний. Построение цветовых треугольников.
Смешение цветов для получения заданных оттенков.
Макетирование цветовой развертки различных помещений квартиры.
- Комнатные растения в интерьере квартиры-3ч.
Теоретические сведения.-2ч. Наиболее распространенные комнатные растения. Выбор комнатных растений в зависимости от освещенности и других особенностей квартиры, жилого дома.
Принцип размещения комнатных растений в интерьере квартиры.
Основные правила ухода за комнатными растениями: полив, пересадка, внесение удобрений , размножение, борьба с вредителями и др.
Практическая работа.-1ч. Определение комнатных растений по внешнему виду. Составление обоснованного проекта по выбору и размещению комнатных растений для гостиной, столовой, кухни. Уход за растениями в кабинете.
- Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного искусства.-28ч.
Теоретические сведения.-5ч. Изделия декоративно-прикладного искусства, их назначение.
Выбор декоративных изделий для оформления кухни, гостиной, ванной и др. Проектирование изделий для оформления интерьера. Особенности декоративного оформления различных помещений квартиры, жилого дома.
Практическая работа.-23ч.. Выбор изделий и составление макета по их использованию в интерьере квартиры. Выполнение проекта и самого изделия (по выбору).
8. Заключительное занятие
Практика - 1ч.: Выставка элементов оформления интерьера, изготовленных учащимися в ходе подготовки проектов.
Контроль: самоанализ учащихся своих изделий.
Дидактическое обеспечение: алгоритм самоанализа.
Рекомендуемая литература для детей
1. Бережливое домоводство: Практические советы. Рецепты. Рекомендации. – М.: Республика, 1993.
- Жуковская В.И. Маленькая домашняя энциклопедия. – М.: 1992
- Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969
- Простые практические домашние советы в быту. Сост. Е.И. Цыганов, Т.В. Цыганова. – М.: 1993
- Это может каждый: советы по домоводству. – Л.: 1989
Литература для учителя.
1. Большая советская энциклопедия. т.17 «Народное художественное
творчество».
- Бросок вперед или второе пришествие метода проектов. «Директор
Школы», 2003, № 6.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов
педагогических институтов.(В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б.
Ительсон и др.) под ред. А.В. Петровского, 2 - е изд. испр. и доп. – М.,
- Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.( пер. с нем.) - М., 1996 г.
- Горяева М.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в
Жизни человека. – М., «Просвещение», 2000 г.
- Глазычев В. Очерки по теории и практике дизайна на Западе, - М.,
«Искусство»,1970 г.
- Другов Д. Человек – образ жизни – дизайн интерьера. – М., Издательский
центр «Табурет», 2001 г.
Учебно-тематический план
Второго года обучения
№ п/п | Разделы и темы программы | Форма организации учебной деятельности. | Тео-рия | Прак- тика | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности Задачи курса. Диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению. Материалы, инструменты. | Анкетирование,тестирование,собеседование. | 1 | 1 | 2 |
2 | Введение в мир профессий, связанных с Дизайном интерьера. Общее знакомство с профессией дизайнера. | Лекция Профессиографическая экскурсия в офис,учреждение культуры,промышленное предприятие. Просмотр видеофильмов | 2 | 6 | 8 |
3 | Содержательные аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера | Просмотр видеофильмов, слайдов.Семинар. Подготовка и защита рефератов | 8 | 4 | 12 |
4 | Технологические аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера | Практика по изготовлению элементов интерьера Конкурс «Лучший по профессии» | 4 | 14 | 21 |
5 | Профессиональные пробы. Проектирование интерьеров различного назначения и стиля. | Проектирование.Макетирование.Творческое испытание: защита творческих проектов. | 6 | 24 | 30 |
6 | Выходное диагностирование. Возможности приобретения профессии дизайнера в средних и высших учебных заведениях. | Анкетирование,тестирование, собеседование | 2 | 1 | 3 |
7 | Заключительное занятие | Выставка работ уч-ся. Награждение уч - ся | 1 | 1 | 2 |
|
Итого
| 24 |
54 |
78 |
Содержание программы
- Вводное занятие
Теория - 1ч.: Задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты. Рабочее место. Правила поведения на занятиях. Содержание обучения. Просмотр журналов и видеоматериалов по дизайну интерьера.
Практика - 2 ч.: диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению.
Методическое обеспечение: оборудование, инструменты, телевизор, видеомагнитофон.
Дидактическое обеспечение: инструкции по охране труда и технике безопасности. Опросник профессиональной готовности. Карта интересов. Журналы по дизайну интерьера.
2. Введение в профессию «Дизайнер интерьера».
Теория -1 ч.: Роль профессии дизайнера в обществе. Цель, средства, особенности, условия профессиональной деятельности дизайнера. Перечень профессий, специальностей, связанных с дизайном интерьера. Должностные характеристики, функциональные обязанности дизайнеров.
Практика -2 ч: Экскурсии на промышленные предприятия, в офис, в учреждение культуры с целью наблюдения за результатом работы дизайнера
Методическое обеспечение: видеомагнитофон, телевизор.
Дидактическое обеспечение: профессиограмма и психограмма профессии «Дизайнер интерьера», фото-видеоматериал.
3.Содержательные аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера.
Теория- 2 ч: Понятие дизайна и интерьера. Композиционные особенности интерьера. Цветовое планирование. Гармония света. Организация пространства. Стили и назначение интерьеров.
Практика -6 ч: Подготовка рефератов.
Контроль: Семинар. Защита рефератов.
Методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп.
Дидактическое обеспечение: журналы, книги по дизайну интерьера, алгоритмы работы над рефератом, фото и видеоматериал, слайды о композиционных, цветовых, световых, стилевых особенностях оформления интерьера.
4. Технологические аспекты профессиональной деятельности дизайнера интерьера.
Теория - 2 ч.: Особенности и традиции, художественные и технические приемы дизайна интерьера офиса, жилого и общественного помещений. Элементы оформления интерьера: зеркала, текстиль, цветы, художественно-декоративные изделия, абажуры, светильники, перегородки и ширмы. Использование различных материалов для оформления интерьера.
Практика - 7 ч.: составление инструкционных карт на изготовление элементов интерьера, практическая деятельность по изготовлению элементов оформления интерьера.
Контроль: конкурс «Лучший по профессии».
Методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, инструменты и материалы для художественно прикладного творчества.
Дидактическое обеспечение: фото-видеоматериал, образцы элементов интерьера, инструкционные карты изготовления элементов оформления интерьера, положение о конкурсе «Лучший по профессии».
5. Профессиональные пробы
Теория - 2 ч.: Современная практика дизайна интерьера общественного помещения и офиса. Особенности дизайна жилых помещений: гостиной, кухни, спальни, кабинета, детской. Дизайн мансарды и лестниц.
Практика - 10 ч.: проектирование и макетирование
Контроль: творческие испытания: защита проектов
Методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, инструменты и материалы для художественно-прикладного творчества
Дидактическое обеспечение: фото и видеоматериалы, алгоритм работы над проектом.
- Выходное диагностирование.
Теория - 1 ч.: Средние и высшие профессиональные учебные заведения, осуществляющие подготовку дизайнеров.
Практика - 1 ч.: Выходное анкетирование.
Контроль: анализ анкет.
Дидактическое обеспечение: анкета «Профессия дизайнер - «За» и «Против».
- Заключительное занятие.
Практика - 1ч.: Выставка элементов оформления интерьера, изготовленных учащимися в ходе подготовки проектов.
Контроль: самоанализ учащихся своих изделий.
Дидактическое обеспечение: алгоритм самоанализа.
Список тем для рефератов.
- Воздействие цвета на человека.
- Типы освещения
- Электрические источники света.
- Театр света и тени.
- Зонирование квартиры.
- Композиционные приемы в интерьере.
- Греческие интерьеры.
- Древнеримский дом.
- Моделируем античность
- Классический стиль
- Эстетика модерна.
- «Кантри» в городе.
- Высокотезнологичный «Хай – тек ».
- Благородство минимализма.
- Китч в интерьере.
- Современная эклектика.
- Стили будущего.
- Этно стили.
- Дом под звездами.
Темы проектов.
Гостиная (Камины и печи в доме. Перегородки и ширмы. Свет.)
Кухня ( Оформление окон. Оформление стен. Абажур.).
Спальня (Текстиль: покрывало, подушки, прикроватные коврики.
Панно. Зеркала.).
Кабинет (Всему свое место. Кассетница. Дискетница.Газетница.
настольная лампа).
Детская (Игрушки. Панно.Детский коврик.Абажур).
Декоративные изделия из различных природных материалов.
Лестницы (Витражи. Картины. Панно. Дерево в доме. Плетеные
изделия).
Вторая жизнь вещей ( Обновление мебели. Чехлы. Изделия в технике
«Пэчворк»).
Ткани в интерьере.
Литература для учащихся.
1. Афанасьева О.В. Благоустройство и дизайн. - М., «Эксмо», 2004 г.
2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. - Ростов-на-Дону,
Феникс, 2005 г.
- 3. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Под редакцией В.Д. Симоненко. - М., «Вентана-Граф», 2001 г.
4. Технология. Учебник для учащихся 11 класса. Под редакцией В.Д. Симо-
ненко. - М., «Вента-Граф»,2000 г.
5. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н.Чистяковой,
Т.И. Шалавиной. - М., «Просвещение», 2000 г.
Литература для учителя.
1. Большая советская энциклопедия. т.17 «Народное художественное
творчество».
- Бросок вперед или второе пришествие метода проектов. «Директор
Школы», 2003, № 6.
3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов
педагогических институтов.(В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б.
Ительсон и др.) под ред. А.В. Петровского, 2 - е изд. испр. и доп. – М.,
- Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.( пер. с нем.) - М., 1996 г.
- Горяева М.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в
Жизни человека. – М., «Просвещение», 2000 г.
- Глазычев В. Очерки по теории и практике дизайна на Западе, - М.,
«Искусство»,1970 г.
- Другов Д. Человек – образ жизни – дизайн интерьера. – М., Издательский
центр «Табурет», 2001 г.
- Жигалова А.И. Цветовое оформление интерьера. ( пер. с англ.) – М., Росмин
2002 г.
- Интерьер современной квартиры. (Составитель Башкевич Р.Н., Звездина Т. И.
Мельников В.Е., Бурский В.) – М.,Стройиздат, 1988 г.
- Интерьер. Сборник. Автор-составитель И. Янковская, художник Н.Воробьева
- М., Лабиринт - Пресс, 2000 г.
- Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся. – ж.«Школа и
производство», 1997 г.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для
Преподавателей. – СПб, КАРО, 2004 г.
- Лучшие интерьеры. – М., Эйдос, 2002 г.
- Миронова Л.Н. Проектирование цветового климата. – М., Остров,2001 г.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. – Ростов - на – Дону, Феникс, 2001 г.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов. (Под ред. П.И. Пидкасистого)
- М., Педагогическое общество России,1998 г.
- Программа образовательной области «Технология. Трудовое обучение, -
- М., Просвещение, 2001 г.
- Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии.
- ж. «Школа и производство», № 4, 2001 г.
- Проектирование по технологии. – ж. «Школа и производство», № 3, 1997 г
- Справочник начинающего дизайнера – Ростов- на.- Дону, Феникс 2005 г.
- Твоя профессиональная карьера. Книга для учителя. – М., «Просвещение»,
1999 г.
- Уолтон С. Цветовое оформление интерьера. (Пер. с англ. А.И. Жигалова),
- М., «Росмэн – пресс»,2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Интерьер жилого дома" для учащихся 8-9 классов
Однообразие современной архитектуры, однотипный характер всего предметно-пространственного окружения приводит к тому, что человек стремится создать вокруг себя «вторую природу», более комфортную для к...
Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-вышивальщица"
Программа допрофессиональная для детей 14-17 лет...
Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-надомник"
Программа допрофессиональной подготовки для детей 11-14 лет....
Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе
Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»Данная методическая разработка представляет собой п...
Краткосрочная программа "Оригами в интерьере"
Краткосрочная программа "Оригами в интерьере".Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственн...
дополнительная образовательная программа "Основы дизайна интерьера"
Программа курса составлена таким образом, чтобы у обучающихся сложилось четкое представление о специфике дизайна и его роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека, направленной на ...
Программа «Художественное оформление интерьера»
программа учебного предмета «Художественное оформление интерьера» вариативной части ДПП «Живопись»...