Программа «Художественное оформление интерьера»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
программа учебного предмета «Художественное оформление интерьера» вариативной части ДПП «Живопись»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.03._xudozhestvennoe_oformlenie_inter_era.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
ПРОГРАММА
учебного предмета
В.03.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
Сургут
2018
«Одобрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ №2» «____»______________201___ г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ №2 » ___________________ С.С.Король «___»___________201___ г. |
Разработчик:
Мария Юрьевна Макарцова, преподаватель первой квалификационной категории отделения «Изобразительное искусство» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2» г.Сургута.
Рецензент:
Ольга Юрьевна Мамаева, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделением изобразительного искусства муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федоровская ДШИ», член Сургутского районного художественного совета по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремёслам.
Рецензент:
Людмила Васильевна Савченко, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделением «Изобразительное искусство»муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» г.Сургута.
Структура программы учебного предмета
I Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Форма проведения учебных занятий;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических и информационно-методических условий
реализации учебного предмета.
II Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования
III Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы
- Список учебной литературы
- Средства обучения
В настоящей программе используются следующие сокращения:
ДПП – дополнительная предпрофессиональная программа
ОП – образовательная программа;
УП – учебный предмет;
ОУ – образовательное учреждение;
ФГТ – федеральные государственные требования.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Художественное оформление интерьера»составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156 и от 26 марта 2013 г. № 279).
Программа строится на следующих дидактических принципах:
- научности;
- систематичности и последовательности в обучении;
- индивидуального подхода;
- связи теории с практикой;
- наглядности;
- доступности обучения;
- сознательности усвоения знаний и применения их в практической деятельности.
Данная программа УП является вариативной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве,являетсяпрактически ориентированной и направлена на расширение и углубление подготовки обучающихся, формирование ценностных ориентаций и развитие мотивации профессионального самоопределения подростковчерез применение знаний, умений и навыков основ художественного оформления интерьера в проектной, практическо-творческой деятельности.
Программа УП выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.
На достижение определенных социальнозначимых целей в контексте направленийразвития Ханты-Мансийского автономногоокруга - Югры ставится задача «на выявление и развитие индивидуальных, творческих, креативных и профессиональных способностей молодежи».
Ценностные ориентации личности начинают формироваться с самого раннего возраста, но ключевым моментом их определения являются годы, связанные с профессиональным самоопределением личности. Профориентация может являться фактором, позволяющим связать системную организацию профессиональной подготовки обучающихся с формированием у них ценностных ориентаций.
Проблема формирования системы ценностных ориентаций обучающихся с первого по выпускной класс является актуальной педагогической задачей и имеет большое значение для понимания мотивации выбора учащимися того или иного вида деятельности и, наконец, осознанного выбора будущей профессии.
В данном контексте современное образование призвано не только, удовлетворять образовательные запросы общества - решать проблему становления и воспитания личности, но и предоставлять обучающимся возможность свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих его способностям и познавательным потребностям.
Существующая в настоящее время система уроков изобразительного искусства, дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере способствует формированию потребности подростка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении.
Принимая во внимание вышеуказанную проблему, учитывая личные интересы и индивидуальные наклонности детей, для поддержания мотивации в обучении, формирования предметно-практической компетентности учащихся и ценностных ориентаций у подростков, возникла необходимость введения программы учебного предмета «Художественное оформление интерьера» как вариативной части учебного плана ОУ.
Актуальность программы заключается в совершенствовании общего художественно-эстетического воспитания на профессиональном уровне посредством изучения и применения знаний, умений и навыков основ художественного оформления интерьера в проектной, практическо-творческой деятельности, создание наилучших условий для проявления творческих способностей обучающегося, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, содействие профессиональному самоопределению подростка.
Художественное оформление интерьера, созданное учащимся – это, прежде всего, творческий процесс, подкреплённый знаниями определенного уровня. Эта деятельность, которая стимулируют его творчество, и готовит к жизни в социуме.
Новизна программы. От существующих концепций программ учебных предметов (в рамках данного ОУ дополнительного образования) даннуюпрограммуотличает, прежде всего, ориентированность на специфику архитектурного и дизайнерско-оформительского творчества, как наиболее универсальных видов деятельности, направленных на формирование эстетически полноценной среды обитания человека и требующих развития не только художественного воображения, но и пространственно-конструктивного дизайнерского мышления.
Навыки и умения, полученные учащимися в ходе изучения УП, станут основой формирования вышеназванных ключевых компетенций. Они будут способствовать развитию мотивации профессионального самоопределения и в дальнейшем понадобятся им в конструкторской, дизайнерской, научной, производственной и других видах деятельности.
Изучение рассматриваемого учебного предмета, должно выходить не только на уровень знаний, умений и навыков, но и затрагивать боле глубокие пласты личности – формировать ценности, вкус и идеалы подростков.
Представленная программа имеет художественную направленность и будет способствоватьтворческому, эстетическому, духовно-нравственному развитию обучающегося, а так же формированию основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельнойработы по изучению и постижению изобразительного искусства.
Программа составлена таким образом, чтобы у обучающихся сложилось четкое представление о специфике дизайна и его роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды.
Педагогическая целесообразность. Данная программа УП способна стать новым средством художественно - творческого развития учащихся, которое обеспечивало бы:
- активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
- развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетное нацеливание на развитие познавательно-творческого интереса обучающихся;
- реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Художественное оформление интерьера как учебный предмет имеет интегративный характер, так как он включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими искусствами.
К исходным требованиям, необходимым для изучения УП «Художественное оформление интерьера», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения учебных предметов: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «История изобразительного искусства».
Методическое значение разработанной программы заключается, в установлении логических взаимосвязей между уровнями обучения, содержанием образования, умениями и навыками, а также ценностной ориентацией личности ребенка на каждом образовательном уровне.
Программой предусматривается решение задач технологического мастерства, то есть работы в различных художественных техниках.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Художественное оформление интерьера» – 2 года.
При реализации ДПП «Живопись» с 5(6)-летним сроком обучения: аудиторные занятия по предмету «Художественное оформление интерьера» в 4 и 5 классах составляют 1,5 часа в неделю.
При реализации ДПП «Живопись» с 8 (9)-летним сроком обучения: аудиторные занятия по предмету «Художественное оформление интерьера» в 7 классе – 2часа в неделю, в 8 классе– 1 час в неделю.
Цель и задачи учебного предмета
Цели:
- формирование и развитие основ творческого, пространственно-конструктивного дизайнерского мышления обучающихся, потребности в художественно-творческой деятельности;
- выявление и развитие одаренных детей с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
Обучающие задачи:
- формирование у обучающихся художественных, проектных, конструкторских, дизайнерских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств, дизайна интерьера;
- формирование знаний об основных художественных особенностях дизайна, декора, художественного оформления интерьера, их выразительных средствах;
- овладение практическими навыками по изготовлению макетов;
- обучение технологиям декорирования предметов интерьера;
- владение разнообразными художественными техниками;
- формирование у обучающихся ценностных ориентаций, готовности к социально-профессиональному самоопределению.
Воспитательные задачи:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- воспитание уважения к творческой и рактической деятельности человека;
- воспитание чувства личной ответственности за общее дело.
Развивающие задачи:
- развитие ассоциативного мышления, воображения и фантазии, способности к творческому анализу и синтезу;
- развитие творческих способностей, художественного вкуса и интереса при выполнении макетов, творческих проектов;
- развитие коммуникативных качеств активной жизненной позиции обучающихся через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, города.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая.Наполняемость групп, в соответствии с настоящими ФГТ, согласно Уставу учреждения составляет от 4 до 10 человек.
Основным видом организации учебной работы является урок, где обучающиеся получают знания, практические навыки и умения. Каждый урок, согласно учебно-тематическому плану, является законченным, цельным и в тоже время частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета. Задания и упражнения строятся с соблюдением логической последовательности в изложении учебного материала (от схем формальных композиций к повторению этих схем в художественно-творческой деятельности, т.е. практически реализовывать свои замыслы), с расчетом объема, времени и глубины содержания темы.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя собучающимися. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В основу проектирования программы по УП положены принципы:
- личностно-ориентированного подхода;
- учет возрастных, индивидуальных особенностей личности, интересов и ценностных ориентаций;
- комплексного подхода;
- научности, сознательности и активности усвоения знаний;
- доступности, систематичности и преемственности обучения;
- наглядности и прочности усвоения знаний;
- связи теории с практикой.
Развитие художественно - творческой деятельности обучающихся осуществляется по мере овладения навыками художественного оформления интерьера через метод воспитания изобразительным искусством.
Учебный процесс строится на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических, ориентированных на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной, творческой деятельности.
Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой учащийся создает новое, активизируя воображение, реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Работы выполняются различными художественными материалами с использованием разных инструментов в зависимости от решения поставленной задачи и соблюдения технологического процесса изготовления продукта.
Описание материально-технических и информационно-методических условий реализации учебного предмета
Материально-технические, информационно-методические условия реализации УП «Художественное оформление интерьера» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Для реализации программы УП минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- библиотечный фонд, укомплектованный печатными и электронными изданиями основной, дополнительной учебной и учебно-методической литературой,альбомами по дизайну, моделированию, макетированию, изобразительному искусству и истории искусств;
- наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, демонстрационные модели, натурный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии; видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи;
- сетевые образовательные ресурсы.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание УП предполагает постепенный переход от общего знакомства с различными изобразительными техниками и материалами к изучению прикладных видов искусства и элементов дизайна, применение практического опыта художественного оформления пространства интерьера.
Накопление обучающимися навыков художественной деятельности происходит в следующей последовательности: изучение изобразительных свойств различных материалов – освоение средств художественной выразительности – знакомство с законами композиции и формообразования – формирование пространственных представлений – решение образных задач средствами композиции – элементы художественного оформления интерьера (дизайна) ипроектирования.
Содержание Программы включает следующие разделы:
- основы организации пространства интерьера жилых и общественных помещений;
- специфика колористических решений интерьера и цветовосприятия пространства;
- композиционные законы построения интерьера, основы формообразования и перспективы;
- создание художественного образа на основе единого стилистического направления.
Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения 2 года
При реализации ДПП «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет общая трудоемкость учебного предмета «Художественное оформление интерьера» составляет 132 часа, из них 99аудиторных часов по 1,5 часа в неделю в 4 и 5 классе.
Таблица №1
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||
Классы | 4 | 5 | |||
Полугодия | 7(I) | 8(II) | 9(I) | 10(II) | |
Аудиторные занятия | 24 | 25,5 | 24 | 25,5 | 99 |
Самостоятельная работа | 8 | 8,5 | 8 | 8,5 | 33 |
Максимальная учебная нагрузка | 32 | 33 | 32 | 33 | 132 |
Вид промежуточной аттестации | - | просмотр работ | - | просмотр работ |
При реализации ДПП «Живопись» с нормативным сроком обучения 8(9) лет общая трудоемкость учебного предмета «Художественное оформление интерьера» составляет 132 часа, из них 99 аудиторных часов по 2 часа в неделю в 7классе и по 1 часу в неделю в 8 классе.
Таблица №2
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||
Классы | 7 | 8 | |||
Полугодия | 13(I) | 14(II) | 15(I) | 16(II) | |
Аудиторные занятия | 32 | 34 | 16 | 17 | 99 |
Самостоятельная работа | 8 | 8,5 | 8 | 8,5 | 33 |
Максимальная учебная нагрузка | 40 | 42,5 | 24 | 25,5 | 132 |
Вид промежуточной аттестации | - | просмотр работ | - | просмотр работ |
Учебно-тематический план
При реализацииДПП «Живопись» 5(6) лет обучения
Первый год обучения
Таблица № 3
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Раздел 1: Интерьер. Организация пространства жилых помещений | |||||
1.1 | Интерьер жилых помещений | урок | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.2 | Стили интерьера | урок | 8 | 2 | 6 |
1.3 | Организация пространства жилых помещений | урок | 8 | 2 | 6 |
1.4 | Колорит как форма организации пространства | урок | 14 | 3,5 | 10,5 |
Раздел 2:Композиция в пространстве интерьера | |||||
2.1 | Композиция как основа формообразования | урок | 8 | 2 | 6 |
2.2 | Ассоциативно-образная композиция | урок | 8 | 2 | 6 |
2.3 | Графические зарисовки композиции интерьера. Скетчинг | урок | 4 | 1 | 3 |
Раздел 3: Проектирование и макетирование интерьера | |||||
3.1 | Макет. Приемы работы с размерами | урок | 6 | 1,5 | 4,5 |
3.2 | Формирование и выражение художественного замысла в макете интерьера | урок | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.3 | Приемы художественного оформления в организации пространства | урок | 6 | 1,5 | 4,5 |
Второй год обучения
Таблица № 4
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Раздел 1: Интерьер. Организация пространства нежилых и общественных помещений | |||||
1.1 | Виды нежилых и общественных помещений | урок | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.2 | Специфика организации интерьера общественных пространств | урок | 16 | 4 | 12 |
Раздел 2: Проектирование и макетирование интерьера общественных помещений | |||||
2.1 | Макетирование интерьера. Основные принципы концептуального проектирования | урок | 12 | 3 | 9 |
2.2 | Композиционные преобразования плоскости | урок | 12 | 3 | 9 |
2.3 | Художественный образ и организация интерьера общественного пространства | урок | 12 | 3 | 9 |
2.4 | Разработка дизайн-борда | урок | 8 | 2 | 6 |
2.5 | Защита проекта | урок | 2 | 0,5 | 1,5 |
Учебно-тематический план
При реализацииДПП «Живопись» 8(9) лет обучения
Первый год обучения
Таблица № 5
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Раздел 1: Интерьер. Организация пространства жилых помещений | |||||
1.1 | Интерьер жилых помещений | урок | 2,5 | 0,5 | 2 |
1.2 | Стили интерьера | урок | 10 | 2 | 8 |
1.3 | Организация пространства жилых помещений | урок | 10 | 2 | 8 |
1.4 | Колорит как форма организации пространства | урок | 17,5 | 3,5 | 14 |
Раздел 2:Композиция в пространстве интерьера | |||||
2.1 | Композиция как основа формообразования | урок | 10 | 2 | 8 |
2.2 | Ассоциативно-образная композиция | урок | 10 | 2 | 8 |
2.3 | Графические зарисовки композиции интерьера. Скетчинг | урок | 2 | 1 | 4 |
Раздел 3: Проектирование и макетирование интерьера | |||||
3.1 | Макет. Приемы работы с размерами | урок | 7,5 | 1,5 | 6 |
3.2 | Формирование и выражение художественного замысла в макете интерьера | урок | 2,5 | 0,5 | 2 |
3.3 | Приемы художественного оформления в организации пространства | урок | 7,5 | 1,5 | 6 |
Второй год обучения
Таблица № 6
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Раздел 1: Интерьер. Организация пространства нежилых и общественных помещений | |||||
1.1 | Виды нежилых и общественных помещений | урок | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Специфика организации интерьера общественных пространств | урок | 12 | 4 | 8 |
Раздел 2: Проектирование и макетирование интерьера общественных помещений | |||||
2.1 | Макетирование интерьера. Основные принципы концептуального проектирования | урок | 9 | 3 | 6 |
2.2 | Композиционные преобразования плоскости | урок | 9 | 3 | 6 |
2.3 | Художественный образ и организация интерьера общественного пространства | урок | 9 | 3 | 6 |
2.4 | Разработка дизайн-борда | урок | 6 | 2 | 4 |
2.5 | Защита проекта | урок | 1,5 | 0,5 | 1 |
Годовые требования
Предмет «Художественное оформление интерьера» знакомит обучающихся со спецификой организацииинтерьера, методами и приемами решенияпространства, особенностями восприятия цвета в интерьере и его функциями в художественном оформлении пространства.
В первый год обучения подробно изучаются стили и композиционные законы построения гармоничного интерьера,формируется умениепрактическивыражать творческий замысел. Задачи первого года обучения решаются средствами создания творческого проекта «Моя комната», где обучающиеся, используя действительные габариты жилой комнаты, организуютв макетеновое пространство, применяя на практике теоретические знания по художественному оформлению интерьера.
Второй год обучения знакомит обучающихся со спецификой организации интерьера нежилых и общественных пространств, с основными принципами концептуального проектирования, расширяет знанияобучающихся об эргономике, зонировании, колорите и композиционных законах построенияинтерьера. Задачи по созданию единого стилистического пространства, творческого образа и художественного оформления интерьера решаются путем выполненияобучающимися проекта по разработке интерьера общественного пространства: арт-кафе, выставочного зала, музыкальной гостиной.
К концу второго года обучения обучающиеся получают знания и навыки последовательного ведения работы по организации пространства и художественному оформлению интерьера, начиная с композиции, перспективного построения пространства, поиска цветовых отношений между объектами интерьера. Обучающиеся приобретают навыки работы с творческим проектом, через выполнение заданий по созданию художественного образа интерьера, выражают индивидуальное отношение к решению организации пространства, технически реализуют творческий замысел.
Первый год обучения
1. Тема. Интерьер жилых помещений. Знакомство с понятием «жилое помещение», определение признаков, видов и назначений жилых помещений. Определение понятия «интерьер», его значения и функций. Выполнение зарисовок предметов интерьера.
Самостоятельная работа: творческое эссе «Интерьер моей мечты».
2. Тема.Стили интерьера.Исторически сложившиеся стили. Стилистические направления 20 века и новейшего времени. Декор в интерьере и стилистическое единство. Эклектика. Составление коллажа интерьера по заданному стилистическому направлению.
Самостоятельная работа: зарисовки декоративных элементов интерьера по выбранному стилистическому направлению.
3. Тема. Организация пространства жилых помещений. Основные функции интерьера. Зонирование. Эргономика пространства.Текстиль и фитодизайнв интерьере. Выполнение эскизов интерьера с учетом эргономических норм и функционального зонирования.
Самостоятельная работа: определение эргономики рабочей учебной зоны в рамках жилого пространства (своей комнаты).
4. Тема. Колорит как форма организации пространства. Характеристики цвета.Колористические упражнения. Цвет в организации пространства. Ахроматический и хроматический спектр в интерьере жилых помещений. Построение интерьера на контрастных и нюансных отношениях, по гармоническим сочетаниям. Выполнение цветовых растяжек.
Самостоятельная работа: определение колорита жилого пространства (своей комнаты).
5. Тема. Композиция как основа формообразования. Формообразующее начало в композициижилых пространств. Композиционные законы построения интерьера. Динамика, статика, хаос в композиции интерьера. Доминанта, методы организации композиционного цента в жилом пространстве.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки жилого пространства (своей комнаты) по выбору.
6. Тема. Ассоциативно-образная композиция. Ассоциативный образ в интерьере. Симметричное и асимметричное построение интерьера. Создание ассоциативно-образной композиции интерьера по выбору.
Самостоятельная работа: преобразования жилого пространства (своей комнаты) средствами введения ассоциативного образа по выбору.
7. Тема. Графические зарисовки композиции интерьера. Скетчинг.Использование возможностей графических материалов при выполнении эскизов интерьера. Скетчинг, его виды и направления. Последовательность выполнения скетчей интерьера.
Самостоятельная работа: скетчи разрабатываемого жилого пространства (своей комнаты).
8. Тема. Макет. Приемы работы с размерами. Масштаб. Приемы работы с размерами.Знакомство с понятиями «план» и «развертка». Технологические этапы изготовления макета. Знакомство с материалами и инструментами,необходимымидля создания макета.
Самостоятельная работа: измерение габаритов жилого пространства (своей комнаты), их преобразования в масштаб 1:10. Подготовка материалов и инструментов для работы с макетом.
9. Тема. Формирование и выражение художественного замысла в макете интерьера.Художественный образ как единство стилистического направления и самовыражения автора. Образная природа искусства.Художественное оформление интерьера как целостность. Содержание и форма. Художественная форма и ее компоненты. Содержательность компонентов художественной формы. Взаимодействие формы и содержания. Ассоциативность.
Самостоятельная работа: создание образной композиции на заданную тему, работа разными по размеру и фактуре инструментами и материалами.
10.Тема. Приемы художественного оформления интерьера. Анализ аналогов.Стиль и образ в художественном оформлении интерьера. Понятие фактуры и текстуры. Применение декоративно-прикладных техник в художественном оформлении интерьера.
Самостоятельная работа: эскизы художественного оформления жилого пространства (своей комнаты), в рамках разрабатываемой в учебном макете стилистической концепции интерьера.
Второй год обучения
1.Тема. Виды нежилых и общественных помещений. Признаки нежилых и общественных помещений, классификация по целевому и функциональному направлению. Особенности интерьера помещений данной категории.Целевая аудитория общественных пространств.
Самостоятельная работа:творческое эссе «В каких общественных пространствах нуждается наш город?».
2.Тема. Специфика организации интерьера общественных пространств. Функциональное зонирование. Эргономические нормы общественных помещений. Стилистические направления. Формирование образа интерьера с использованием различныхтехник иманер исполнения. Цветовосприятие и функции колорита в нежилом пространстве.
Самостоятельная работа: эскизы интерьера нежилого помещения.
3. Тема. Макетирование интерьера. Основные принципы концептуального проектирования.Специфика макета интерьера общественного пространства.Замеры и обмерный план. Масштаб. Вывод плана в объем.Организация интерьера в условном пространстве. Формулирование концептуальной идеи проекта.
Самостоятельная работа: анализ аналогов и сбор материала по теме проекта интерьера общественного пространства.
4. Тема.Композиционные преобразования плоскости.Объемно-пространственная композиция, ее средства, приёмы и закономерности. Понятия количественной массы пятна, пластики, равновесия.Организация композиционного центра: акценты, сгущение, разряжение. Определение «контраста», «нюанса», «тождества», «подобия» в композиции интерьера. Понятия «ритма» и «метра» в организации нежилого пространства.
Самостоятельная работа: композиционные зарисовки организации нежилого пространства.
5.Тема. Художественный образ и организация интерьера общественного пространства.Формирование и выражение художественного замысла в интерьере. Образ интерьера нежилого пространства.Условия формирования художественного образа в интерьере общественного пространства, организующие элементы образного языка в интерьере (цвет, пластика, фактура). Декорирование общественного пространства.
Самостоятельная работа: эскизы элементов декора общественного помещения в рамках единого художественного образа интерьера.
6. Тема. Разработка дизайн-борда. Понятие о дизайн-борде. Виды и модификации бордов в дизайне интерьера. Эскиз, скетч, коллаж как этапы работы по созданию дизайн-борда.
Самостоятельная работа: анализ аналогов, подготовка к презентации дизайн-борда.
7. Тема. Защита проекта.Формулирование основных выполненных этапов работы в макетировании интерьера. Обоснование концепции интерьера, презентация результатов.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на разных уровнях обучения
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся к окончанию первого года обучения и по завершении освоения программы «Художественное оформление интерьера».
1.Первый год обучения.
1.1. Знания:
- знание основ профессиональной терминологии;
- знание основных элементов различных стилей интерьера;
- знание основных композиционных законов организации жилого пространства и методовпостроения интерьера;
- знание колористических законов организации жилого пространстваицветовосприятия интерьера;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала, способов его применения для воплощения творческого замысла.
1.2. Умения:
- умение использовать основные техники и материалы при воплощении творческого замысла;
- умение использовать приемы художественного оформления интерьера при организации единого стилистического пространства
1.3. Навыки:
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки создания объемно-пространственных и рельефных изображений;
- навыки макетирования;
- наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
2.Второй год обучения.
2.1. Знания:
- знание стилей интерьера, и форм их гармоничного совмещения;
- знаниеосновных законов организации нежилого пространства, построения композиции интерьера общественных мест;
- знание основных принципов формообразования;
- знание колористических особенностей организации жилых и общественных пространств;
- знания основных изобразительных и технических средств и материалов проектной графики, приемов и методов макетирования;
- знание современных принципов, методов и приемов работы над проектом интерьера жилого и общественного пространства;
2.2.Умения:
- умение совмещать основные техники и материалы при воплощении творческого замысла в художественном оформлении интерьера;
- умения создавать художественный образ в пространстве интерьера на основе решения технических и творческих задач;
- умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализациихудожественного замысла
2.3. Навыки:
- навыки работы с подготовительными материалами: эскизами, скетчами, зарисовками;
- навыки анализа цветового строя интерьера и реализации в макете выбранной колористической концепции;
- навыки композиционного решения пространства;
- навыки применения компиляций в художественном оформлении интерьера
- навыки подготовки работ к экспозиции;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: виды, форма, содержание
Управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно средствами контроля осуществляются проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Художественное оформление интерьера» являются:
- текущий контроль успеваемости обучающихся;
- промежуточная аттестацияобучающихся.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы проведения.Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление степени серьёзностиотношения к предмету и ответственности в организациисамостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль регулярно осуществляется преподавателем с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:
- отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во
- время выполнения самостоятельной работы;
- темп продвижения.
На основании результатов текущего контроля выставляются четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестацияопределяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Программа учебного предмета «Художественное оформление интерьера» предусматривает промежуточную аттестацию, проводимую при реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 8 (9) лет в форме просмотра работ в 14-м и 16-м полугодиях. Формой промежуточной аттестации в рамках данной Программы является просмотр (проводится в счет аудиторного времени).Во время просмотра оцениваются учебные и творческие работы обучающихся, выставляется оценка за год.
Программа также предусматривает промежуточную аттестацию, при реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 5(6) лет в8-м и 10-м полугодиях. Формой промежуточной аттестации в рамках данной Программы является просмотр (проводится в счет аудиторного времени). Во время просмотра оцениваются учебные и творческие работы обучающихся, выставляется оценка за год.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое носит аналитический и рекомендательный характер, отмечает степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития обучающегося.
При выведении годовой оценки при промежуточной аттестации в конце второго полугодия каждого учебного года, учитываются следующие показатели:
- качество работ обучающегося в течение учебного года;
- оценка, полученная им на просмотре;
- участие обучающегося в творческих и просветительских мероприятиях в течение учебного года.
Итоговая аттестация
На основании ФГТ, в соответствии с учебным планом итоговая аттестация по предмету «Художественное оформление интерьера» не предусмотрена, в связи с чем, освоение учебного предмета «Художественное оформление интерьера» завершается промежуточной аттестацией, проводимой в счет аудиторного времени в форме просмотра по окончании второго полугодия последнего года обучения. Данная промежуточная аттестация проводится с обязательным выставлением оценки. Оценка, полученная по результатам проведения последней промежуточной аттестации, заносится в свидетельство об окончании школы.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: теоретическая грамотность и практическое выполнение. Важными критериями оценки служат: качество исполнения, использование соответствующих материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, раскрытие темы задания. Так же на итоговую оценку обучающегося влияют регулярность и качество выполнения самостоятельных работ, что обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.
При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система или качественное оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
5 (отлично) – работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, стилистически выдержана, композиция найдена верно, цветовое или графическое решения гармоничны, обучающийся проявил организационные умения и творческую инициативу.
4 (хорошо) – есть незначительные ошибки в композиции и в цветовом решении, работа стилистически не выдержана, при работе в материале прослеживается небрежность.
3 (удовлетворительно) – работа выполнена со значительными нарушениями, при работе в материале отчетливо видна неаккуратность, обучающийся пассивен и безынициативен.
2 (неудовлетворительно) – выставляется за низкое качество выполненных работ, а не за плохое усвоение материала. Неудовлетворительный результат показывает, что обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение Программы предмета «Художественное оформление интерьера» проходит в форме практических занятий на основе анализа аналогов (образцов) произведений дизайна интерьера, методов и форм художественного оформления и организации пространства, изучения теоретических основ проектирования интерьера.
В изучении художественного оформления интерьера Программойпредусматривается подробное изложение содержания каждой учебной задачи и практических приемов ее решения, что обеспечивает грамотное выполнение работы.
Для успешного восприятия содержания учебной программы обучающимися, необходимо активное использование учебно-методических материалов.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебные пособия, презентации тематических заданий курса (слайды, видео), учебно-методические продукты (разработки, рекомендации, пособия, указания), учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся, дидактические игры профориентационной направленности.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные (в том числе - эргономические) материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); ссылки в сети Интернет на источники информации.
Выполнение учебных упражнений дополняется итоговыми творческими заданиями. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем обучающимся перед началом выполнения задания. Преподаватель также разъясняет и обосновывает методику его выполнения.
При выполнении каждого задания, которое желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров дизайна в репродукциях или слайдах, приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На каждом этапе выполнения учебного задания обучающемуся даётся время на самостоятельное осмысление задания, выстраивание алгоритма его реализации, роль преподавателя здесь – направляющая и корректирующая.
Степень законченности учебной работы будет определяться качеством решения поставленных задач.
Ход выполнения учебных заданий периодически сопровождается публичным анализом с участием самих обучающихся, с целью развития у них аналитических способностей и умений прогнозировать и видеть ошибки.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся должна быть регулярной и систематической. Объем самостоятельной работы определяется с учетом:
- минимальных временных затрат на подготовку домашнего задания;
- параллельного освоения обучающимися программы основного общего образования;
- сложившихся педагогических традиций образовательной организации и методической целесообразности.
Самостоятельная работа обучающегося должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя, её задачи должны быть кратко и ясно сформулированы и записаны в дневник. Обучающийся должен иметь ясное представление о способах, материалах и инструментах, необходимых для выполнения задания.
Программой предусмотрены задания на выполнение самостоятельной внеаудиторной (домашней) работы обучающихся.
Самостоятельная деятельность может иметь различные направления:
- выполнение этюдов - набросков и этюдов - зарисовок с натуры и по памяти;
- работа над эскизом (предварительный (поисковый) и завершающий этап);
- выполнение информационного блока в форме презентаций, доклада с иллюстрированным материалом (мультимедиа) на закрепление и углубление полученного материала, на самостоятельное ознакомление с новым материалом;
- разнообразное решение композиционных поисков создания художественного образа;
- повторение и закрепление изученного материала на занятиях;
- участие в различных выставках, конкурсах.
Самостоятельные работы, как и аудиторные должны обязательно просматриваться, оцениваться, обсуждаться и выставляться на итоговый просмотр наряду с программными заданиями.
Польза от коллективных просмотров, выставок очевидна. Они служат действенной формой творческого воспитания и накопления опыта, хорошей школой для будущих художников. Такие просмотры и выставки утверждают художественную ценность эскизов, позволяют видеть уровень подготовки и интересы учащихся, сравнивать и анализировать результаты работы коллектива, в связи, с чем вносить в его деятельность соответствующие коррективы, вырабатывать единство требований. Широкое и всестороннее коллективное обсуждение, анализ работ, несомненно, развивают и обогащают обучающихся.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Списокметодическойлитературы
- Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. М.,: Академия, 2007
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. М., 2001
- Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. Изд 2-е, доп.- М., Европа, 2006
- Иттен Й. Искусство цвета. Издатель Д. Аронов; М.; 2004
- Иттен Й. Искусство формы. Издатель Д. Аронов; М.; 2004
- КовешниковаН. А. Дизайн: История и теория: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2005.
- Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. М., Гардарики, 2007
- Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество: Художественное оформление интерьера: практическое руководство для взрослых и детей Ростов-н/Д. : Феникс, 2003
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб, Питер, 2008
- Сурина, М. О. История образования и цветодидактики [Текст]: история систем и методов обучения цвету. М., МарТ, 2003.
- Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд. уточненное и доп. М., АСТ: Астрель, 2007
- ШимкоВ.Т.Основы дизайна и средовое проектирование. Учебное пособие. М., ИМДТ, 2007
- Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Дизайн поверхности. Композиция, пластика, графика, колористика. Учебное пособие.М., Книжный дом «Университет», 2010
- Дизайн: Иллюстрированный справочник. Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики / Г. Б. Минервин [и др.]; под общ.ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко ; Московский архитектурный институт. - М. : Архитектура-С, 2004.
Список учебнойлитературы
- Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Монография. Ташкент: ФАН, 1990
- Безмоздин Л.Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры. Сост. и отв. ред. М.С.Коган. Л.: Наука, 1999
- Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. – М., 2004
- Воронов Н.В. Что такое дизайн.М., Знание, 1969
- Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970
- Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
- Гропиус В. Границы архитектуры. М., Творчество, 1986
- Дружкова Н.И. В.Кандинский в Баухаузе: (Теоретические основы художественно - педагогической деятельности): Дис. канд. искусствоведения / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. каф.истории отечеств. искусства. М., 2000
- Дружкова Н.И. Теория цвета В.Кандинского // Изобразительное искусство в школе. - 2001, №1
- Иконников А.В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., Стройиздат, 1982
- Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие. М., Омега-Л, 2006
- Михайлов С.М. История дизайна: учебник: в 2 т. М., Союз дизайнеров России, 2003
- Кулеева Л.М., Михайлов С.М. Основы дизайна. М.,Новое знание, 1999
- Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся.М., Просвещение, 1985
- Дизайн: учебное пособие. Пер. с англ. М.: ТОО Дека, 1994
- Дизайн для всех: альм. / Союз дизайнеров России, Твор. студия «Дизайн-слово». М., 2002
Интернет-ресурсы
- http://www.inkscape.org/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Inkscape
- http://opensource.aaanet.ru/2007/04/07/inkscape/
- http://heap.altlinux.ru/modules/init_d.kirill.next/index.html
- https://docs.gimp.org
- www.gimp.org
- http://solnushki.ru/creative/tutor/gimp
- http://www.progimp.ru/gimp/
- http://gimp.nas2.net/
- http://www.gimpart.org/
- http://bnksb.ucoz.ru/publ/1-1-0-13
- http://www.openarts.ru/gimp-tutorials
- www.kak.ru– Журнал о графическом дизайне
- www.rastudent.ru
- www.rosdesign.com
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: демонстрационные модели, учебные макеты, муляжи, чучела птиц и животных, гербарии;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование холодного фарфора в декоративном оформлении интерьера.
Проблемно-поисковая работа....
Использование цвета при оформлении интерьера помещений. Продукты и цвет.
Выбор цветового решения интерьера жилых помещений – задача, важность которой трудно переоценить, ведь от правильно выбранного цвета вашего дома зависит ваше настроение и работоспособность, комфорт и у...
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Оформление интерьера
Тема урока : Оформление интерьера.Цель урока :Образовательная: познакомить учащихся с понятием «интерьер», его историей, требованием к оформлению помещений.Воспитательная: воспитывать у учащихся...
Конспект урока «Оформление интерьера предметами ручного труда»
Конспект урока по теме "Оформление интерьера предметами ручного труда" для 7 класса находится в разделе "Интерьер жилого дома". Учебник Технология. Обслуживающий труд.7 класс, под редакцией О.А.Кожина...
Стили оформления интерьера
Презентация для урока технологии в 6 классе. ФГОС....
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...