Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-вышивальщица"
учебно-методический материал на тему
Программа допрофессиональная для детей 14-17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivalshchitsa.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор
Алексеева Н.Ф.
«___» ____2008 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Мастер-вышивальщица»
Возрастной диапазон: 11 - 14 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Автор:
Ческидова Валентина
Григорьевна,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОдД
I квалификационной
категории
Южноуральск
2008 г.
Информационная карта к программе «Мастер-вышивальщица»
Ф.И.О. педагога Ческидова Валентина Григорьевна.
По типу создания: типовая, адаптированная, авторская.
По целевой установке: развивающая или комплексная, учебная,
воспитательная.
По образовательной
области: профильная, многопрофильная (естествознание,
искусство, духовная антропология, социальная
практика, словесность, технология)
По направлению
деятельности: ориентационная, фундаментальная, прикладная,
информационная.
По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая.
По уровням усвоения: общекультурный, углубленный, профессионально-
ориентированный.
По направлениям
деятельности: 1) техническое, 2) спортивно-техническое,
3) физкультурно-оздоровительное, 4) туристско-
краеведческое, 5) эколого-биологическое,
6) культурологическое, 7) художественно-
эстетическое, 8) социально-педагогическая
профориентация, 9) военно-патриотическое,
10) естественно-научное.
По формам реализации: групповые, индивидуальные, индивидуально-
групповые.
По продолжительности
реализации: одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и т.д.
По полу: смешанное обучение для мальчиков, для девочек.
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной,
основной, средней школы, подростков.
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Мастер-вышивальщица» является составной
частью художественно-технического образования детей.
Вышивка - одно из самых и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.
Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт.
Это увлекательный, творческий труд, который принесет много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения.
По характеру узоров и приемов их выполнения, русская вышивка очень разнообразна. Она имеет свои национальные особенности, отличается от вышивок других народов.
Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами вышивки (по характеру узоров и приемов их выполнения).
Практическая работа с учетом возраста детей направлена на овладение наиболее распространенными приемами вышивки – (крест, цветная гладь).
Занятия художественной вышивкой способствуют:
-развитию творческой личности;
-воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности и терпеливости;
-развитию интереса и любви к народному искусству, художественного вкуса и мастерства у каждого обучающегося;
-эстетическому развитию личности ребенка;
-созданию творческой активности;
-формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятиях дети получают представление о вышивке, обучаются приемам вышивки;
-психологической разгрузке и оздоровлению;
-созданию благоприятной среды для общения;
-организации полезного досуга детей;
-адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает программу актуальной.
Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.
Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии».
Цель программы - создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвития личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:
- Приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности.
- Воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу: доброты, красоты, трудолюбие, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально – активной личности.
- Формирование у детей навыков и приемов работы вышивкой, изготовления художественных традиционных и авторских изделий.
- Создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровье сберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей к самостоятельности и творчески активного мышления.
- Включение учащихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества.
- Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия.
- Повышение само значимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках.
Цель и задачи усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, последовательно осваиваются отдельные приемы вышивания с учетом современной технологии; основы организации труда; самооценка качества изделий; последовательность исполнения изучаемых приемов вышивки; навыки пользования инструментами; приемы безопасного труда и личной гигиены.
Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объему значительно больше теоретической части. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности монологическую речь и логическое мышление.
В основе организации учебно – воспитательного процесса лежат:
- технология развивающего дифференцированного обучения;
- личностно – ориентированная педагогика;
- педагогика сотрудничества и сотворчества.
Основной формой организации занятия является индивидуально – групповая форма.
Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетической, развлекающей, здоровъе сберегающей образовательной среды, как комплекса комфортных психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.
Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программ являются: самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.
Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся. В течении года обучающийся принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
Динамику совершенствования творческих навыков учащихся педагогу помогут проверить зачетные занятия, контрольные работы. Оцениваются знания, умения, навыки обучающихся детей по 3 – уровневой системе: минимальный, общий, продвинутый.
В конце учебного года проводятся творческие испытания, подготовка проекта и изготовление выставочного изделия.
По окончании учебного года обучающиеся будут знать:
- историю русской вышивки;
- самые распространенные приемы вышивки;
- характер вышивки, где применяют (растительного происхождения, животного происхождения);
- орнамент вышивке;
- значение слова «орнамент»;
- принципы построения рисунка;
- понятие композиция;
- основные свойства взаимодействия цветов;
- значение слова спектр;
- перечень, необходимых для вышивки инструментов;
- принципы выбора ткани и ниток для вышивки;
- способы перевода рисунка на ткань.
Уметь:
- выбирать нитки и ткань для вышивки; канву по номеру; иглы для ручной работы;
- подготовиться к вышивке: подравнять ткань, наметить расположение узора, перевести узор на ткань;
- увеличить рисунок;
- уменьшить рисунок;
- подготовить рабочее место вышивальщицы
- выполнять простейшие и сложные швы;
- закреплять нити на ткани.
Иметь ориентацию на:
- добро, красоту, творческий труд;
- дальнейшее изучение народного прикладного творчества.
В реализации программы до профессиональной подготовки «Мастер – вышивальщица» принимают участие дети 11-14 лет, которые достаточно усидчивые, отличаются любознательностью и стремлением овладеть видами художественно – прикладного творчества, имеющими практическое применение и дающими возможность заработать деньги.
Программа рассчитана на 1 год обучения (78 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу
Учебно - тематический план 1года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Водное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | История русской вышивки | 6 | 2 | 4 |
3. | Орнамент в вышивке | 6 | 2 | 4 |
4. | Цветоведение | 4 | 2 | 2 |
5. | Инструменты и приспособления для вышивки | 4 | 2 | 2 |
6. | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
7. | Подготовка к вышивке | 6 | 2 | 4 |
8. | Виды швов ручной вышивки | 4 | 2 | 2 |
9. | Вышивка изделий (стебельчатым швом) | 34 | 4 | 30 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).
Практика: Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).
Методическое обеспечение: Тетрадь, ручка.
Дидактическое обеспечение: Журналы по вышивке. Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.
2. История русской вышивки (6 часов).
Теория: Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).
Практика: Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Образцы с различными приемами вышивки.
3. Орнамент в вышивке (6 часов).
Теория: Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).
Практика: Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.
4. Цветоведение (4 часа).
Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).
Практика: Зарисовка цветового круга (2 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.
Дидактическое обеспечение: Схема с цветовым кругом.
5. Инструменты и приспособления (4 часа).
Теория: Инструменты, необходимые для вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.
Практика: Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.
Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для ручной вышивки.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.
- Материаловедение(4 часа).
Теория: Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,
Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).
Практика: Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).
Методическое обеспечение: Нитки и ткани для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.
7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).
Теория: Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).
Практика: Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).
Методическое обеспечение: Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.
8.Подготовка к вышивке (6 часов).
Теория: Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).
Практика; Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).
Методическое обеспечение: Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.
Дидактическое обеспечение: Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.
- Вышивка изделий (34 часов).
Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (4 часов).
Практика: Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).
Методическое обеспечение: Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.
- Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).
Практика: Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).
Методическое обеспечение: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.
Учебно - тематический план 2года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Водное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Вышивка в современной одежде | 6 | 2 | 4 |
3. | Орнамент в вышивке | 6 | 2 | 4 |
4. | Цветоведение | 4 | 2 | 2 |
5. | Инструменты и приспособления для вышивки | 4 | 2 | 2 |
6. | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
7. | Подготовка к вышивке | 6 | 2 | 4 |
8. | Виды швов ручной вышивки | 4 | 2 | 2 |
9. | Вышивка изделий (крестом) | 34 | 4 | 30 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).
Практика: Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).
Методическое обеспечение: Тетрадь, ручка.
Дидактическое обеспечение: Журналы по вышивке. Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.
2. История русской вышивки (6 часов).
Теория: Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).
Практика: Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Образцы с различными приемами вышивки.
3. Орнамент в вышивке (6 часов).
Теория: Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).
Практика: Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.
4. Цветоведение (4 часа).
Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).
Практика: Зарисовка цветового круга (2 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.
Дидактическое обеспечение: Схема с цветовым кругом.
5. Инструменты и приспособления (4 часа).
Теория: Инструменты, необходимые для вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.
Практика: Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.
Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для ручной вышивки.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.
- Материаловедение(4 часа).
Теория: Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,
Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).
Практика: Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).
Методическое обеспечение: Нитки и ткани для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.
7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).
Теория: Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).
Практика: Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).
Методическое обеспечение: Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.
8.Подготовка к вышивке (6 часов).
Теория: Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).
Практика; Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).
Методическое обеспечение: Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.
Дидактическое обеспечение: Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.
- Вышивка изделий (34 часов).
Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (4 часов).
Практика: Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).
Методическое обеспечение: Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.
- Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).
Практика: Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).
Методическое обеспечение: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.
Учебно - тематический план 3года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Водное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | История русской вышивки | 6 | 2 | 4 |
3. | Орнамент в вышивке | 6 | 2 | 4 |
4. | Цветоведение | 4 | 2 | 2 |
5. | Инструменты и приспособления для вышивки | 4 | 2 | 2 |
6. | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
7. | Подготовка к вышивке | 6 | 2 | 4 |
8. | Виды швов ручной вышивки | 4 | 2 | 2 |
9. | Вышивка изделий | 34 | 4 | 30 |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство детей с целями и задачами объединения. Планы на учебный год. Просмотр литературы, иллюстраций по вышивке (1 час).
Практика: Запись основных пунктов беседы в тетрадь (1 час).
Методическое обеспечение: Тетрадь, ручка.
Дидактическое обеспечение: Журналы по вышивке. Инструкции по правилам поведения на занятиях и в здании клуба.
2. История русской вышивки (6 часов).
Теория: Беседа об археологических находках Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Характерные, национальные черты вышивки. Музеи нашей страны с образцами народной вышивки. Вышивки Х1Х в. Связь вышивки со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Национальные особенности русской вышивки.(2 часа).
Практика: Подготовка и оформление материалов для реферата «История русской вышивки».(4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, ручка, бумага, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Образцы с различными приемами вышивки.
3. Орнамент в вышивке (6 часов).
Теория: Беседа. Узор и рисунок для выполнения вышивки. Применение, назначение вышивки. Технология создания рисунка для вышивки. Значение слова «орнамент». Мотивы крестьянских вышивок xvii-xi вв. Определение расположения узора. Симметрия для узоров русской вышивки. Принципы построения композиции в узоре для вышивки (2 часа).
Практика: Зарисовка узора, выбранного учащимся, в виде угла (композиция по принципу – узор в виде угла) (4 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с вышивками. Схемы с узорами.
4. Цветоведение (4 часа).
Теория: Основные свойства взаимодействия цветов. Цветовая гармония. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета (2 часа).
Практика: Зарисовка цветового круга (2 часа).
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, фломастеры, циркуль, линейка.
Дидактическое обеспечение: Схема с цветовым кругом.
5. Инструменты и приспособления (4 часа).
Теория: Инструменты, необходимые для вышивки: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка, пяльцы, кроме того: миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Виды игл для вышивания. Способы вдевания трудно вдеваемых ниток (шерсть, ирис…). Виды ножниц. Виды пялец. Назначение инструментов и приспособлений. Т.Б. при работе с инструментами.
Практика: Практические упражнения по запяливанию ткани для вышивки, по вдеванию толстой, шерстяной нитки в иглу различными способами.
Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для ручной вышивки.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при работе с колющими и режущими инструментами.
- Материаловедение(4 часа).
Теория: Зависимость выбора ткани и ниток от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения. Ткани полотняного переплетения: льняные,
Полульняные (суровые, белые и цветные, маркизет, рогожка, полотняное и шелковое полотно, редина). Их свойства. Ассортимент ниток, необходимых для вышивки: мулине, шерстяные, штопальные, шелковые, синтетические ( кашмилон, лавсан, капрон, ирис, шерстяной гарус). Применение х\б ниток на катушках №40, №50, №60, №80. Правила подбора ниток к вышивке(2 часа).
Практика: Изготовление набора картонок с образцами ниток (несколько оттенков одного цвета) от светлого - к темному. Изготовление образцов с разными видами тканей для вышивки(2 часа).
Методическое обеспечение: Нитки и ткани для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Образцы с нитками и тканями для вышивки.
7.Виды швов в ручной вышивке (4 часа).
Теория: Группы швов ручной вышивки: счетная, свободная. Строчевая вышивка. Виды строчевой вышивки. Технология исполнения. Счетная вышивка. Техника исполнения. Виды счетной вышивки. Свободная вышивка. Виды свободной вышивки. Техника исполнения. Принцип закрепления нити на ткани. Техника исполнения следующих швов: шов - «вперед иголку», шов - «шнурок», стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, шов - «узелки». (2 часа).
Практика: Изготовление образцов с видами швов для вышивки (2 часа).
Методическое обеспечение: Ткань, нитки, пяльцы, игла для вышивки.
Дидактическое обеспечение: Схемы с видами швов, применяемых в ручной вышивке.
8.Подготовка к вышивке (6 часов).
Теория: Рекомендации по подготовке к вышивке: работа с тканью, расположение узора, перевод узора, запяливание ткани. Рекомендации по выполнению вышивки на деталях одежды. Способы перевода рисунка на ткань. Способы уменьшения и увеличения рисунка. Рекомендации по организации рабочего места и соблюдению правил безопасного труда (2 часа).
Практика; Запись основных пунктов беседы в тетрадь. Организация рабочего места (4 часа).
Методическое обеспечение: Тетрадь рабочая, пяльцы, нитки для вышивания, иглы для вышивания.
Дидактическое обеспечение: Правила поведения при работе. Инструкции по технике безопасности при работе с острыми предметами.
- Вышивка изделий (34 часов).
Теория: Рекомендации по выбору узора для вышивки, ткани, ниток для вышивки. Ознакомление с разными видами пялец (деревянные, пластмассовые; разные по диаметру). Технология выполнения вышивки разных видов (4 часов).
Практика: Вышивка изделий, картин, оформление деталей одежды вышивкой, авторские работы (30 часа).
Методическое обеспечение: Пяльцы, ткань, нитки для вышивки, иглы для ручных работ.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по Т.Б. при вышивке. Правила поведения на рабочем месте.
- Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших учащихся (1 час).
Практика: Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка стенда для выставочных работ (1час).
Методическое обеспечение: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Допрофессиональная подготовка
Допрофессиональная подготовка глухих учащихся со сложным дефектом....
Образовательная допрофессиональная программа "Мастер-надомник"
Программа допрофессиональной подготовки для детей 11-14 лет....
Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе
Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»Данная методическая разработка представляет собой п...
Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников
Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...
Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников
Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...
Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников
Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области н...
Дополнительная образовательная программа по допрофессиональной подготовке детей-инвалидов и подростков с ОВЗ "Основы WEB-дизайна"
Данная программа дает широкие возможности для применения ее на занятиях с детьми-инвалидами и подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных возрастов и диагнозов и предполагает разны...