Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей
статья на тему
Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей
Сапожникова Г.В..педагог ОДОД
(Санкт-Петербург, Колпинский р-н, ОДОД ГБОУ СОШ N461).
На современном этапе развития общества компьютер становится обычным устройством в жизни человека. Компьютеры прочно обосновались на работе, в школах и дома. Еще лет 15-20 назад под издательством понимали предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию печатной продукции. В настоящее время эта деятельность не требует большого количества людей и доступна даже одному человеку. Теперь под издательством понимают процесс подготовки издания к печати.
Представьте себе ученика, который должен подготовить реферат по некоторой заданной теме. Скорей всего этот ученик «скачает» информацию из Интернета. Предположим, что учитель сформулировал тему реферата особенным способом. В этом случае релевантная информация может находиться на различных WEB-сайтах и быть полной только в совокупности. Путешествуя по различным поисковым системам, ученик все же нашел необходимую информацию и как-то ее распечатал. Затем ему захотелось привести реферат в порядок, т. е. сделать текст красивым, удобочитаемым и разместить его на страницах рациональным способом. Может быть не в этот, но в другой свой реферат ему захотелось поместить рисунки. После чего он задумался о качестве печати этих рисунков. Затем ученик задумал разместить текст и рисунки профессионально, а изображения подобрать так, чтобы они были согласованы с текстом. Эту историю можно продолжить. Но мораль здесь такова: ученик начал заниматься на компьютере издательской деятельностью.
Целями этой статьи являются
- Показать, что обучающие через создание газеты получают жизненный опыт;
- Описание этапов организации издательской деятельности в ОДОД.
Жизненный опыт с психологической точки зрения это сформировавшаяся в процессе жизни совокупность знаний, умений и привычек, - то, что делает человека подготовленным к решению жизненных задач.
Опытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления.
На занятиях в отделениях дополнительного образования детей в большей мере ребята получают именно опытные знания. Но если сопоставить два этих понятия то можно сделать вывод, что конечной целью педагога дополнительного образования является не просто научить ребенка чему-то, а помочь приобрести первоначальный жизненный опыт.
Составными частями жизненного опыта являются непосредственные восприятия и переживания. Значение их в общем развитии личности особенно велико в том случае, если они возникают в связи с выполнением самых разнообразных общественно-необходимых поручений и обязательств. Центральное место в содержании жизненного опыта занимают отношения обучающегося в отделении дополнительного образования. Опыт общения, который формируется в процессе активных и творческих отношений к людям, определяет развитие всего нравственного и в значительной мере умственного облика воспитанника. Значительное место в формировании жизненного опыта ребенка занимают зрелищно-художественные впечатления. И вот здесь хорошим помощником выступают творческие объединения школьной журналистики, сформированные на базе ОДОД. Необходимо отметить, что средства массовой информации, к которым, несомненно, можно отнести и школьную журналистику (газеты, радиопередачи, школьное телевидение), обладают огромным количеством функций в совершенно разных сферах. Например:
1. Коммуникативная – функция общения, налаживания контакта, которая
называется исходной функцией журналистики;
2. Идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со
стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и
ценностные ориентации, на самосознание детей, их идеалы
и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
3. Культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи
одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и
в распространении высоких культурных ценностей,
воспитывать детей на образцах общемировой культуры, тем самым
способствуя всестороннему развитию человека;
4. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных
запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (история,
окружающий мир, спорт, архитектура и живопись, фото конкурсы и т.д;
5. Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение
Приоритетными направлениями деятельности школьных СМИ, сформированных на базе ОДОД, являются:
- выявление творческих, одаренных, социально активных детей;
- получение юными журналистами необходимых системных знаний;
- развитие творческого потенциала членов детской организации;
- профориентационная работа: знакомство с различными профессиями и
организационной структурой средств массовой информации;
- привлечение внимания педагогов, родителей, общественности,
муниципальных органов власти, средств массовой информации
к актуальным проблемам ОДОД и школы в целом.
1. Оценка технической базы.
Не нужно думать, что для организации издательской деятельности в школе потребуются особенные дорогостоящие устройства. Вполне достаточно стандартного компьютерного класса IBM PC совместимых компьютеров, а также лазерного или струйного принтера и сканера. Компьютерный класс необходим для одновременной работы группы учеников (целого класса), принтер для создания черновых копий и матрицы печатной продукции, а сканер перевода рисунков и фотографий в электронный вид. Желательно иметь в наличии цифровой фотоаппарат, как незаменимое средство репортажной съемки.
2. Создание команды.
Существует много способов организации деятельности издательства. Предмет «Труд и профессиональная подготовка», элективный курс, ОДОД. Кроме этого возможно и оправдано вовлечение педагогов, как сотрудников издательства. Самое главное, это сознательный выбор ученика, а не навязывание деятельности.
Итак, команда создана, имеется необходимая техническая база и программа курса. Не хватает руководителя. На эту роль, безусловно, подойдет учитель информатики и смежных дисциплин. Только человеку, хорошо знающему персональный компьютер и теорию информации, по силам организовать такого рода деятельность. Наличие методического материала по необходимым темам, опыта преподавания сделает увлекательным ведение этого курса.
3. Выбор основного издания.
Конечно, по мере продвижения в обучении, ученик может использовать полученные знания в различных областях. Например, авторский листок, реферат, брошюра, открытка, оформление школьного кабинета и даже создание Web-сайта. Все же, обязательно определиться с основным изданием, которое будет представлять лицо учебного заведения.
По материальной конструкции это может быть газета, журнал, брошюра, рекламный листок и др.
По целевому назначению издания подразделяются на официальные, научные, научно-популярные, учебные, для досуга, литературно-художественные, рекламные и пр.
По периодичности издания подразделяются на непериодические, сериальные, периодические и продолжающие.
Это зависит только от желания и интересов группы. Предположим, выбор сделан, но это еще не все.
4. Формат основного издания.
Формат издания – это размер готового издания, обозначаемый в долях листа или сантиметрах. Наиболее удобные форматы A4 и А3. В обоих случаях страница издания будет занимать четвертую часть листа.
5. Структура издательства.
Опыт показывает, что структура школьного издательства не является строгой. Это обосновано тем, что учащиеся пробуют свои возможности (и это замечательно) в качестве разных структурных единиц: журналиста, верстальщика, дизайнера, редактора, рекламного агента и пр.
Все же имеется несколько неоспоримых правил.
В редакцию газеты должен входить представитель администрации школы, филолог, ведущий курса, а также наиболее продвинутые учащиеся, обладающие способностями лидера. Присутствие каждого из перечисленных лиц в редакции обуславливается целым рядом объективных причин.
Роль журналистов, авторов публикаций, как и верстальщиков, дизайнеров могут выполнять все желающие. Здесь деление условное. Роль рекламных агентов, создателей электронной версии издания, например, в сети Интернет могут выполнять учащиеся, обладающие необходимыми способностями.
6. Процесс издания.
Даже при наличии прекрасных умений пользования компьютером и владения письменной речью, невозможно создать публикацию без актуальной, значимой и релевантной информации.
Первый этап – это сбор информации. Этап очень важный, поэтому представим его подробно. Предположим, что основная цель выбранного издания – отражение жизни учебного заведения, его функционирования и развития.
Необходимо сформулировать тему номера.
А). Тематические интервью. Интересные люди, оригинальные вопросы и темы – все это способствует росту популярности издания. Кроме этого, при наличии записи разговора и снимков, интервью будет содержать полную информацию. Необходимо помещать в каждом издании одно или несколько интервью.
Б). Заметка с места событий. Регулярно в учебном заведении (в районе) проводится огромное количество разнообразных мероприятий. Создание заметки – дело не сложное, необходимо только составить подробный план статьи или вопросы, отражающие ее смысл.
В). Авторские публикации учащихся (выпускников, учителей). Это стихи, проза, а также рисунки. Наличие этого материала обусловлено творческим потенциалом группы. Хотелось, чтобы этот потенциал был как можно выше.
С). Юмор. Как правило, издание пользуется популярностью, если в нем есть место шутке и юмору. Необходимо только внимательно следить, чтобы шутка не перешла грань приличия и была безобидной.
Д). Конкурсы, проекты, акции. Например, пользуется популярностью проект «Сочини продолжение истории». Смысл в том, чтобы написать продолжение фантастического рассказа. Лучшее продолжение публикуется. Победители конкурсов награждаются экземплярами издания.
Е). Авторские листки, рубрики. Некоторые учащиеся с интересом ведут рубрику издания. Например, «Спорт в нашей школе», «Рок музыка», «Наш город» и пр.
Имеются и другие формы представления информации, но следует помнить, что большинство работ должны отражать тему номера.
Несколько слов о методах получения информации. Они еще более разнообразны. Следует отметить, что школьное издательство является открытой системой. Это значит, что принять посильное участие в издательстве может любой человек (ученик или взрослый). Здесь очень важна роль рекламных агентов, которые не только занимаются рекламой, но и повышают интерес к непосредственному участию в издательстве.
Для издательства удача, если имеется интервью с популярной личностью (известный артист, писатель и др.). Наличие снимков усиливает положительный эффект.
Итак, информации достаточно. На общем совете решается вопрос об отборе информации. Хорошо, если это уже готовая авторская страница, но чаще бывает, что это листок рукописного текста и несколько снимков (рисунков).
Второй этап – это набор и форматирование текста, подбор и растрирование фотографий.
Как правило, это короткий по времени этап. Самое главное на этом этапе, подключение филологов, корректирующих текст. Они помогут исправить стилистические и пунктуационные ошибки. Лучше всего пройти эту стадию с использованием черновых распечаток, в которых и проводится корректировка. Здесь следует отметить, что учебное заведение, обладает огромным потенциалом. Проблем, связанных с издательством, которые не сможет решить педагогический коллектив, не существует.
Растрирование фотографий – сложный процесс. Наверное, одна из проблем, которую может решить только учитель информатики.
Третий этап – верстка и дизайн.
Верстка – это сложный и важный технологический процесс, который определяет качество оформления издания, его полиграфическую культуру. Основная задача верстки – создать удобочитаемые и технически грамотно оформленные полосы.
На первых порах основная задача по верстке текста лежит на плечах учителя.
Следует отметить, что издание должно удовлетворять определенным требованиям: содержать титул, аннотацию, выпускные данные и пр. Соответствие этим требованиям будет расти по мере обучения. Теоретические основы дизайна издания сложны, а дизайн – творческий процесс (искусство оформления).
Четвертый этап – создание матрицы и тиражирование.
Матрица – шаблон издания в форме, пригодной для тиражирования. Матрица создается с помощью лазерного принтера в режиме максимального качества печати. Тиражирование лучше всего проводить на ризографе, например, в издательстве городской газеты. Следует помнить, что чем выше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра. Первую страницу лучше выполнять на цветной бумаге. Печать черно-белая, т. к. цветная значительно дороже.8. Распространение издания и финансирование.
Следует отметить, что издание может быть как платным, так и бесплатным. В первом случае необходимо посчитать стоимость экземпляра и назначить приемлемую цену, чтобы окупить затраты и возможно заработать некоторую сумму на развитие издания (развитие издания – отдельная тема). В настоящее время стоимость брошюры 12 страниц формата А5 составляет менее 5 рублей.
Во втором случае необходимо иметь спонсоров. Спонсором может являться школьный родительский комитет. В этом случае издательство может многим заинтересовать родителей.
8. Развитие издательства.
Как показывает практика, очень скоро после начала ведения курса издательской деятельности, появляются «сопутствующие» издания. Это научно-популярные брошюры, авторами которых являются учителя и учащиеся, проявляющие интерес к научной деятельности. Тематические выпуски, например, к дню открытия олимпиадного движения. Праздничные выпуски, подарочные номера, номера, приуроченные к Выпускному вечеру и пр.
Заключение.
Издательство очень увлекательный и необходимый процесс. Многие школьные проблемы можно решить, имея печатное издание. Но самое важное то, что дети могут реализовать себя, как начинающие писатели, ученые, поэты, журналисты, дизайнеры. Невозможное еще 10-15 лет назад в стенах обычной школы, становится реальным и востребованным. Кроме этого, издательская деятельность охватывает все разделы программы по ОИиВТ, является связующим звеном между разными научными областями и информатикой.
При заинтересованном подходе педагогов и администрации школы к освещению деятельности своих студий и подразделений газета может быть очень эффективным репрезентатором школьной жизни, что важно:
а) для объединения всех учащихся и педагогического состава, понимания общих целей школы, воспитания школьного патриотизма;
б) для родителей учащихся, потенциальных учащихся, могущих по газете судить о жизни школы;
в) для муниципальных органов, учреждений культуры и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отделение дополнительного образования детей «Источник» Школьный спортивный клуб «Фаворит»
ОДОД «Источник» является структурным подразделением ГБОУ СОШ №538с января 2009 года. В ОДОД реализуются следующие направленности:•Художественно – эстетическая;•Научно – техническая;•Культурологи...
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ отделения дополнительного образования детей «Аэробика и фитнес» для обучающихся группы №1 (5-7 классы).
«КОМБИНАЦИЯ ИЗ БАЗОВЫХ ШАГОВ АЭРОБИКИ (V-step, Step-touch, Knee up, Leg curl, Open step, Grape wine)»...
«Роль школьных отделений дополнительного образования детей в развитии гармонической личности»
Статья посвящена опыту работы педагога дополнительного образования...
Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".
Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка....
Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....
Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.
Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...