рабочая программа танцевального кружка Ритмы Шарана
методическая разработка на тему
Настоящая программа занятий ритмики предполагает комплексный подход в обучении школьников основам музыкальной грамоты, музыке, движению, танцу. Программа построена с учетом современных требований к художественно эстетическому образованию, предполагающих формирование у учащихся целостного представления обо всех видах искусства, изучаемых в рамках школы. Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для – педагогов хореографии самодеятельных коллективов Для решения задач обучения и воспитания предусмотрена интеграция различных видов танцев: классического танца - как основы хореографической подготовки, элементов историко-бытового танца, основных азов народно-сценического танца и современного танца. В хореографическом коллективе учащиеся разучивают основные движения классического танца (как у станка, так и на середине зала), необходимые для выработки правильного положения рук, ног, головы и корпуса. Эти элементы и движения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tantsevalnogo_kruzhka_ritmy_sharana.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Разностороннее и гармоничное развитие невозможно без полноценного художественного развития личности. Художниками, писателями, композиторами и артистами балета становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может каждый человек. Занятия ритмики, являясь составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствуют формированию и развитию у учащихся необходимых качеств. Занятия должны способствовать общему физическому развитию ребенка и подготовке к дальнейшему обучению танцу, выявлению его танцевальных способностей. С первых же занятий необходимо вызывать у детей активный интерес к танцу, от этого во многом зависят их дальнейшие успехи. Необходимым условием, успешного проведения занятий является дисциплинированность учащихся. В подаче материала педагоги -идут по принципу от более простого, от. легкого к сложному.
Настоящая программа занятий ритмики предполагает комплексный подход в обучении школьников основам музыкальной грамоты, музыке, движению, танцу. Программа построена с учетом современных требований к художественно эстетическому образованию, предполагающих формирование у учащихся целостного представления обо всех видах искусства, изучаемых в рамках школы. Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для – педагогов хореографии самодеятельных коллективов Для решения задач обучения и воспитания предусмотрена интеграция различных видов танцев: классического танца - как основы хореографической подготовки, элементов историко-бытового танца, основных азов народно-сценического танца и современного танца. В хореографическом коллективе учащиеся разучивают основные движения классического танца (как у станка, так и на середине зала), необходимые для выработки правильного положения рук, ног, головы и корпуса. Эти элементы и движения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движений.
Весь учебный материал предлагаемой программы делится на три части.
Учебный материал 1 части (1 год обучения) - изучение ритмики и основ классического танца - дает возможность выявить способности учащихся. Программный и методический материал 1 части может быть использован в учебной программе руководителем любого хореографического коллектива.
Учебный материал 2 части (2 год - обучения) - ставит целью на основе полученных знаний совершенствование и дальнейшее овладение законами танца, изучение основ народно-сценического и историко-бытового танцев.
Учебный материал 3 части (3 год обучения) - требует постоянного совершенствования техники танца и его выразительности при максимальном развитии индивидуальных способностей учащихся. Изучаются основы современного танца.
Серьезное внимание уделяется репетиционно-постановочной работе, что должно способствовать созданию оригинального и содержательного репертуара, с включением в него номеров классического, народно-сценического, историко-бытового танцев и современной хореографии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ программы:
- Воспитание любви к прекрасному;
- Формирование общей эстетической и танцевальной культуры;
- Обогащение духовного мира учащихся, их физическое развитие;
- Раскрытие творческих способностей.
ЗАДАЧИ программы:
Образовательные:
- Обеспечение каждому воспитаннику комфортной, эмоциональной среды обучения..
- Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
- Овладение основами хореографического мастерства.
- Организация постановочной работы и концертной деятельности.
- Формирование у учащихся ориентации на творческие успехи и достижения.
Развивающие:
- Обучение детей приемам самоконтроля и взаимоконтроля (самостоятельная и коллективная
работа).
- Повышение мотивации учащихся на творческую деятельность.
Воспитательные:
- Развитие-коммуникативных возможностей детей, их самостоятельность в общении.
- Ориентация на общечеловеческие ценности.
- Адаптация в современном обществе на основе общей культуры, знаний, умений и навыков.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Развитие у учащихся умения грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять
классические, народные и современные танцы. - Формирование у выпускников потребности в творческой деятельности.
- Формирование навыков культурного поведения.
- Достижение самореализации воспитанников в творческой деятельности, овладение приемами
самоконтроля.
Ориентация воспитанников на общечеловеческие ценности (истина, добро, красота)
Данная система обучения в самодеятельных хореографических коллективах дает возможность способным ученикам поступать в профессиональные хореографические коллективы и продолжить свое образование на хореографических отделениях колледжей культуры и институтах культуры.
Предмет | Содержание и формы совместной |
работы | |
1 | 2 |
1 год обучения | |
1 четверть. | Тема: Ритмика — родная сестра спорта. |
| Виды спорта, тесно связанные с ритмикой. |
Выполнение несложных упражнений аэробики, художественной | |
и спортивной гимнастики, акробатики. | |
Имитация синхронного плавания и фигурного катания. | |
2 четверть. | Тема: Волшебная страна искусств. |
| Инсценирование фрагментов музыкальной сказки |
(по выбору учителя). | |
3 четверть. | Тема: В мире ритма. Разговор о ритме, который существует в каждом явлении. |
4 четверть. | Тема: Музыка и мы. |
| О единстве ритма и музыкальных видов искусств. |
2 год обучения | |
1 | 2 |
1четверть.
| Тема: Интонация, как средство выразительности в музыке и в речи. Связь музыкальных и речевых интонаций. |
. | |
2 четверть . | Тема: Расскажи мне, музыка, сказку, Пластическое иллюстрирование фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» на музыку С. Прокофьева. |
3 четверть. | Тема: Цирк приехал! Передача образов животных в рисунке, цвете, позах, движениях, Связь с музыкальными идеями и образами визуальных и двигательных представлений. |
4 четверть. | Тема: Это музыка, музыка, музыка! Выразительность и изобразительность музыки, представляющие огромный простор для фантазии и творчества. |
3 год обучения. | |
1 | 2 |
1 четверть. | Тема: Выходы за пределы музыки, 0 ритмичности математики. О совпадении некоторых музыкальных и математических законов. |
2 четверть. | Тема: Русская ярмарка, Использование элементов народных костюмов в играх, песнях и плясках. |
3 четверть. | Тема: Праздники по выбору учителя: Сабантуй, и др, Связь ритмики, поэзии, музыки, спортивных состязаний- с Народными обычаями. |
4 четверть. | Тема: Ах, водевиль, водевиль! Объединение в театре таких видов искусств, как музыка, танец, пение, изобразительное искусство. |
Главной целью предлагаемой программы является формирование, развитие и совершенствование творческой активности учащихся посредством комплексного подхода в обучении учащихся предметам эстетического цикла с осуществлением межпредметных связей в рамках школы.
Содержанием занятий является обучение школьников умению ощущать и воспринимать музыку, высказыванию собственных суждений, слышанию и пониманию их ритмико-интонационной структуры, их умению исполнять на шумовых и несложных музыкальных инструментах различные ритмические группы музыкальных пьес, умению посредством пантомимы и танцевальных движений передавать идеи и пластические образы музыкальных произведений.
Важнейшими задачами предмета являются:
1.изучение учащимися понятия «ритм»
2.развитие у них чувства ритма;
З.достижение понимания того, что ритм присущ многим явлениям жизни и видам деятельности человека поэтому, развитое чувство ритма необходимо каждому человеку независимо от его профессионального выбора.
При изучении дисциплин эстетического цикла на занятиях, используя различные программы, педагог будет способствовать развитию у учащихся:
• возрастных предпосылок, которыми располагают дети (эмоциональность, восприимчивость к окружающему миру, расположенность к творческим играм);
• внимания к авторской позиции, выраженной в произведении искусства;
- понимания художественных средств, как языка для выражения особого художественного содержания;
- собственного творчества и художественного восприятия, как неразрывных сторон эстетического развития.
Занятия ритмики содержит несколько разделов, порядок которых устанавливает педагог в зависимости от темы и целей занятий. Также педагог определяет и временное соотношение этих разделов или, по своему усмотрению, он может использовать не все разделы сразу же на одном занятии, а только те, что способствуют наилучшему усвоению изучаемой темы. Итак, занятие ритмики состоит из следующих разделов:
- обучение движению под музыку;
- обучение восприятию музыки;
- обучение игре на шумовых и простых музыкальных инструментах;
4. музыкально-дидактические игры и игры с речевым сопровождением;
5. выполнение творческих заданий.
Основным содержанием первого раздела занятия, обучение движениям под музыку, является обучение детей эмоциональному, ритмичному и правильному исполнению гимнастических и танцевальных упражнений и движений, развитие их индивидуальной танцевальной культуры, с одновременным формированием навыков восприятия характера музыки, средств музыкальной выразительности и развитием двигательных способностей. Одной из ряда задач данного раздела и предмета ритмики в целом, является стремление педагога выравниванию природных двигательных возможностей учащихся в соответствии с закономерностями исполнительского танцевального искусства, где необходимыми компонентами являются единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство мелодической и пластической его интерпретации. Двигаясь на занятиях под музыку, дети учатся, не стесняться друг друга, чувствовать себя непринужденно под взглядами окружающих, не гримасничать, а стремиться быть интересными для зрителей и своих товарищей.
Обучение восприятию музыки : направлено на развитие у учащихся сосредоточенного внимания, умения слушать музыкальные произведения до конца, определять их характер и средства музыкальной выразительности, доступные в данный период обучения, высказывать собственные суждения о прослушанном. Такая работа на занятиях бывает, необходима в тех случаях, когда перед учащимися ставится задача пластической интерпретации произведения или ритмическое исполнение его с помощью шумовых музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактические игры используются на занятиях ритмики с целью закрепления знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися в ходе данного занятия. Музыка задает определенный темп и ритм выполнения задания, поэтому ребёнок должен не только быстро сообразить, как выполнить задание, но и сориентироваться и в пространстве, и во времени, чтобы создать определенный музыкально-пластический образ, выполнить указанное задание, не нарушая установленных правил игры. Игры с речевым сопровождением необходимы для работы над четкостью, темпом и ритмом речи учащихся, что способствует также развитию речевого аппарата, совершенствованию фонематического слуха, увеличению объема речевого дыхания и выражению эмоций интонационными средствами.
И, наконец, последний, раздел позволяет педагогу проводить специальную работу над выявлением и развитием у учащихся творческих способностей в процессе иллюстрирования заданных ситуаций определенных музыкальными фрагментами. Работа над развитием творческой активности учащихся - одна из задач ритмики как учебного предмета. Рекомендуется проводить эту работу как можно разнообразнее, применяя сочетание выполнения заданий в паре и группе, соло и коллективе, подбирая интересные и неожиданные задания.
Принимаются физически здоровые дети в возрасте от 7 до 16 лет.
В мероприятия воспитательного характера входят подготовка и проведение отчетных концертов, выступление ребят в школах, в сельских клубах, в дни празднеств и значительных дат, помощь своим товарищам по коллективу при разучивании танцев, замена заболевших, шефство старших ребят над младшими, самостоятельная работа по созданию танцев. Организационная работа заключается в составлении расписаний занятий в группах (количество часов, время занятий), ведение журнала посещаемости, выборе родительского комитета и старост групп, составление тематических планов, организации групп по возрастам, знакомство с вновь пришедшими учениками. Забота о чистоте и порядке в зале, проверка внешнего вида учеников, формы одежды для занятий (туфли, прическа и т.д.), беседа с родителями о целях и задачах, перспективном плане кружка, предстоящих выступлениях и поездках.
Программа. 1 год обучения
Примерный тематический план.
Тема первого года обучения: «Основные музыкальные жанры; марш, танец, песня»,
№ | Название темы | Количество часов | |||||
Всего | Теория. | Практика. | |||||
1 четверть. | |||||||
1. | Вводное занятие. Ритмика и мы | 1 | 1 | --- | |||
2. | Звук - источник ритма. | 2 | 0..5 | 1.5 | |||
3. | Природа звуков | 2 | 0..5 | 1.5 | |||
4. | Пауза. Пауза в музыке, в речи, в движении. | 2 | 0..5 | 1.5 | |||
5. | Начало и конец музыки. | 2 | 1 | 1 | |||
6. | Как правильно начинать и заканчивать движение. | 2 | 1 | 1 | |||
7. | Где живут звуки? | 1 | 0..5 | 0..5 | |||
8. | Ритмика - родная сестра спорта. | 2 | 1 | 1 | |||
9. | Праздник спортивной ритмики. | 2 | 1 | 1 | |||
Изучение простых движений. Танец с зонтиками. Танец желтых листьев. Школьная полька. | 16 | --- | 16 | ||||
Итого: 2 четверть. | 32 часов
| ||||||
1. | Три кита в музыке - три кита в ритмике. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
2. | Марш. Для чего нужен марш? | 2 | 0..5 | 1.5 | |||
3. | Ходьба различного характера. | 2 | 0..5 | 1.5 | |||
4. | Марш — музыка 4-х дольного метра. | 2 | 0..5 | 1 | |||
5. | Марши различных характеров. | 2 | 1 | 1 | |||
6. | Инсценирование фрагментов музыкальной сказки. | 2 | 1 | 0..5 | |||
7. | Закрепление изученного материала . | 1 | 0..5 | 1 | |||
8. | Изучение новых танцев. Танец снежинок. Хороводные танцы. | 22 | ---- | 22 | |||
Итого: 3 четверть | 34 часов | ||||||
1. | Песня. В чем сила песни? | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
2. | Плясовые и игровые песни. | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
3. | Трудовые и шуточные песни. | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
4. | Маршевость в песне и танце. | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
5. | Родство искусств. | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
6. | Ритм в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
7. | Ритм в природе, движении, жизни. | 1 | 0.5 | 1..5 | |||
8. | В мире ритма. | 2 | 0.5 | 1..5 | |||
9. | Разучивание танца. | 30 | ----- | 30 |
Итого: 44 часов
4 четверть | |||||
1. | Пляска, перепляс, танец. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2. | Танцы различных характеров. | 2 | 0..5 | 1.5 | |
3. | Полька - музыка 2-х дольного метра, | 2 | 0..5 | 1.5 | |
4. | Танец-шутка. Мы танцуем лучше вас. | 2 | 0..5 | 1 | |
5. | Вальс-музыка 3-х дольного метра. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Вальс - танец дружбы. | 2 | 1 | 0..5 | |
7. | Музыка и мы. | 1 | 0..5 | 1 | |
8. | Разучивание нового танца . | 10 | ---- | 10 | |
9. | Повторение пройденного материала. | 5 | ----- | 5 | |
10. | Участие в различных мероприятиях. | 7 | ----- | 7 | |
| Итого: Всего: | 34 144 | часов часов в год |
1.Обучение движениям под музыку. Гимнастические упражнения с движениями рун, ног, туловища головы. Исполнение под музыку наклонов и поворотов головы, наклонов и поворотов туловища, круговых движений головы, рук, плеч, туловища; выполнение приседаний, выпадов вперед и в стороны, махов ногами во всех направлениях.
Игровые упражнения. Придумай сам, Велосипед, Флюгер, Ванька-встанька, Лесоруб, Снежинки, Лошадки, Не потеряй пушинку.
Умения и навыки. Исходное положение; нормальная позиция ног, шестая позиция ног, вторая позиция ног, вторая невыворотная позиция ног. Положения рук : вдоль туловища вниз, вперед, в стороны, вверх, за голову, на голову, на пояс, за спину. Поднимание прямой ноги (резко и плавно) вперед, в сторону назад. Наклоны туловища вперед, вправо, влево, Повороты головы вправо, влево; наклоны головы вперед, назад.
Игры. Будь ловким, Ловкие джигиты, Мельница, Лесная чаща, Поднимай флаг!
2.Построения и перестроения.
Игровые упражнения. Слушай сигнал, Музыкальные змейки, Быстро в круг, Ясно и буря, Ищи своего командира.
Умения и навыки. Построение в шеренгу по одному; построение в колонну по одному. Построение в круг, перестроение из шеренги в круг, сначала взявшись за руки, позднее без помощи рук; повороту на месте направо (налево); равнение в затылок в колонне; равнение в шеренге по носкам; перестроение в марше из одной колонны в две колонны, в три колонны, Ходьба в обход зала.
Игры, с элементами строя. У ребят порядок строгай, Быстро по своим местам, Солнышко, Космонавты, Все скорей ко мне, Паровоз, По тропинке, Поезд, Кто тише ?
Игры с ходьбой и бегом. Ястреб и утки, Кто лишний ?, Перемени предмет, Бег за флажками, Через кочки и пенечки, К своим флажкам, Дай руку.
3.Танцевальные упражнения.
Игровые упражнения. Смени пару, Змейка с воротцами, Плетень, Пляши, да не зевай, Даже ленты запели, Каждая пара пляшет по-своему, Мельница, Веселая карусель.
Умения и навыки. Ходьба высоким танцевальным шагом с носка. Исполнение танцевальных движений: подскоки, галоп прямой и боковой соло и в паре, шаг польки, танцевальный бег, кружение на полупальцах вокруг себя на одном месте; исполнение простого варианта танцевального поклона; одинарный притоп, простой притоп, вынос ноги вперед (в сторону) на носок (каблук). Исходная позиция ног, рук, туловища, головы, Контроль над корпусом во время исполнения движений. Начало движения после музыкального вступления вместе с началом мелодии и окончания движения вместе с окончанием музыки. Правильное эмоциональное исполнение танцевальных движений.
Танцы. Маленький танец, Саночки, Покружись и поклонись, Подружились, Пляска с платочками. Танец вокруг елки .Снежинки. Пляска парами. Приглашение. Прощаться-здороваться. Танец с воздушными шарами. Мы танцуем польку. Мы танцуем лучше вас, Полька-двойка. Русская хороводная пляска. Возле речки. Затейники (пляска-импровизация), Змейка с воротцами (хоровод), Вежливый танец.
Комплексы танцевальных разминок. Чебурашка, Буратино, Изобретатель (имитация работы техники), Зоопарк. В мире много сказок. Мы и природа, Путешествие,
Игры. Фото-обложка, Снежный ком, Разбитое зеркало, Воздушный шарик.
4. Упражнения с предметами.
Упражнения с большими мячами. Мяч сбоку, Мяч над головой, Поймай мяч, Мяч соседу, танцевальные композиции с мячами, музыкальные эстафеты с мячами.
Упражнения с малыми мячами. Чей мяч ритмичнее, Музыкальный мяч, Игра с мячом, Мячики.
Упражнения с лентами. Взлетайте, ленты!, Передача платочка, Даже ленты запели. Поющие руки.
Умения и навыки. Правильный захват предмета. Расчет дистанции и силы броска при передаче мяча. Энергичная и плавная работа кистями рук в упражнениях с лентами. Исполнение упражнений правильно, ритмично, эмоционально. Выделить заданным движением сильную долю такта музыки двух, трех и четырех дольного метра; ориентироваться на смену музыкальной динамики.
5. Прыжки.
Игровые упражнения. Скакуны, Кто выше?, Челнок, Перепрыгни через ручей, Прыжки по кочкам, Лягушата, Воробушки, Зайчики.
Умения и навыки. Прыжки на месте на обеих ногах с мягким приземлением; прыжки с продвижением вперед на обеих ногах с мягким приземлением; на одной ноге, через короткую скакалку на месте на обеих ногах; с промежуточным прыжком.
Игры с прыжками. Лиса и куры, Заяц-сторож, Жучка, Волк во рву, Удочка прыжковая, Через ручей, Зайка беленький сидит, Попрыгунчики-воробушки, Прыжки по полоскам.
2 Обучение восприятию музыки.
Музыкальный материал для слушания.
П. Чайковский. Полька, Марш деревянных солдатиков,
С. Майкапар. Мотылек.
А. Гречанинов. Необычайное происшествие.
А. Толстой. Хрустальная пещера.
A.Сорокин. Пастухи играют на рожках.
Р. Шуман, Смелый наездник, Веселый крестьянин, Марш.
Д. Кабалевский. Кавалерийская.
B.Косенко. Дождик.
А. Лядов. Музыкальная табакерка.
Умения и навыки.
Дети должны уметь:
- определять характер музыки;
- различать марш, танец, песню;
- различать части в музыкальном произведении (двух частной формы).
- направление движения мелодия — вверх, вниз, на одной высоте;
- метроритм - звуки более долгие и более короткие;
- темп - быстрый, медленный, умеренный;
- динамику - громкое и тихое звучание.
3 Обучение игре на шумовых и простых музыкальных инструментах.
Ритмические упражнения.
Упражнение 1. Ритмика учит выражать в условных движениях услышанный музыкальный ритм. Каждый музыкальный звук имеет установленную длину (Длительность). Условно примем звук, длящийся 4 сек., за целую ноту. Тогда половина будет звучать только 2 сек, а четверть - одну, учащимся, предложите отмечать хлопками или с помощью шумовых музыкальных инструментов, после команды «и», сначала четверти, потом половины, затем целые ноты (При исполнении четвертей учащиеся будут хлопать вместе со звуками музыки, при исполнении половин на «раз» - хлопок, 2 - пауза, в целых же нотах на «раз» -хлопок, 2, 3, 4 - пауза). Так практически учащиеся узнают, как можно движениями отмечать длину звуков. По заданию учителя хлопки можно заменить щелчками, притопами, шлепком по бедрам или хлопками в паре.
Упражнение 2.Учащиеся сначала должны выслушать музыкальную фразу, затем повторить ее ритм хлопками, а потом с помощью шумовых музыкальных инструментов. Задание исполняется несколько раз подряд. Если оно не получилось, надо снова отдельно отхлопать половины, затем четверти. После этого пропеть эту фразу, а затем петь и хлопать. Предложите второй ритмический рисунок, более сложный и длинный: темп 60. Пропеть эту музыкальную фразу. Затем ее же отхлопать. Пение помогает правильному соблюдению длительности нот, после него хлопки почти всегда исполняются в правильном ритме. Это наиболее продуктивный способ освоения ритмических рисунков, им следует пользоваться всегда, когда есть трудности в воспроизведении ритмов.
Используя приведенные примеры можно подобрать массу подобных упражнений, изменяя ритмический рисунок и работая над развитием чувства ритма учащихся. В первый год обучения ритмический аккомпанемент исполняется одновременно всеми инструментами.
Примерный музыкальный материал для обучения игре на простых музыкальных инструментах:
Как на тоненький ледок. Русская народная песня.
Барашеньки, Дон-дон, Гули, мои гули, Не летай соловей, Уж как шла лиса,
Русская народная песня.
Кап-кап-кап. Румынская народная песня.
На горе-то калина, Во поле береза стояла,
Веселые гуси. Русская народная песня
- Творческие задания,
Котик и козлик. Музыка Е. Тиличеевой, слова В. Жуковского.
- Я полю, полю лук. Музыка Е. Тиличеевой, слова народные.
- Наши кони чисты. Музыка Е. Тиличеевой, слова С. Маршака.
- Задорные чижи. Музыка Я Дубравина, слова М. Наринского.
- Веселые лягушата. Слова и музыка Ю. Литовского.
- Танец лягушек. Музыка В. Витлина.
- Вальс кошки. Музыка В. Золотарева.
- Свободная пляска, (любые плясовые мелодии в (записи).
Основные требования к умениям учащихся первого года обучения.
Учащиеся должны уметь;
- Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;
- Выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку гимнастические и танцевальные упражнения;
- Исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции;
Выполнять творческие задания с использованием танцевальных движений соответствующих программе;
• выполнять построения и перестроения по одному, по два, по три, в круг, в два круга, змейкой;
- Перемещаться по залу маршем и другими видами ходьбы в различных направлениях (по большому кругу, концентрическими кругами, двумя равными кругами, по
диагонали); - Выделять сильную долю такта музыки двух, трех и четырех дольного метра, отхлопывать и исполнять на шумовых и простых музыкальных инструментах несложный ритмический рисунок мелодии;
- Различать марш, танец и песню.
Программа. 2 класс.
Примерный тематический план.
Тема второго года обучения:
«Выразительность и изобразительность музыки.
Основные средства музыкальной выразительности».
№ | Название темы | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 четверть. | ||||||||
1 | Вводный урок. Ритмика и мы. | 1 | 1 | --- | ||||
2. | Марш, танец, песня - основные музыкальные жанры, (повторение) | 2 | 0..5 | 1.5 | ||||
3. | Марши различных характеров. (повторение) | 2 | 0..5 | 1.5 | ||||
4. | Песня и танцы различных характеров, (повторение) | 2 | 0..5 | 1.5 | ||||
5. | Основные средства музыкальной выразительности. | 2 | 1 | 1 | ||||
а) Тембр. Музыкальные краски. | 2 | 1 | 1 | |||||
б) Темп. Музыкальные скорости, | 1 | 0..5 | 0..5 | |||||
в) Акцент. (Внезапный и метрический) | 2 | 1 | 1 | |||||
6. | Музыкальный размер | 1 | 0..5 | 0.5 | ||||
7. | Интонация, как средство выразительности в музыке и в речи. | 1 | 0..5 | 0.5 | ||||
8. | Разучивание танца. | 16 | ----- | 16 | ||||
Итого: 2 четверть. | 32 часов часов | |||||||
1. | Ускорение и замедление темпа. | 1 | 0?2 | 0,8 | ||||
2. | Изменение характера движений в соответствии с изменением характера музыки. | 3 | 0,6 | 2,4 | ||||
3. | Изобразительность музыки. | 2 | 0,4 | 1,6 | ||||
4. | Расскажи мне , музыка, сказку. | 2 | 1,4 | |||||
5. | Разучивание нового танца . | 10 | ---- | 10 | ||||
6. | Повторение пройденного материала. | 5 | ----- | 5 | ||||
7. | Участие в различных школьных и районных мероприятиях. | 11 | ----- | 11 | ||||
8. |
итого: 34 часов
1.Обучение движениям под музыку.
Упражнения с движениями рук, ног, туловища.
Положение рук к плечам, перед грудью, сгибание и разгибание рук из положения в стороны, вперед, вверх; поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя; наклоны туловища вперед с различными положениями рук вправо и влево со скольжением рук вдоль тела; комплекс упражнений в стиле аэробики.
Игровые упражнения. Маятник, Мячик, Паровозик, Часы с кукушкой, Волчок, Неваляшка, Придумай сам, Резинка, Пропеллеры, Пружинка, Дровосеки, Комарики.
Умения и навыки. Исходное положение; невыворотные позиции ног: третья четвертая, вторая - параллельная. Положения рук - в соответствии с основными позициями рук, принятыми в хореографии, а также — на поясе) за спиной, за головой.
Построения и перестроения.
Игровые упражнения. Быстро в круг, Слушай командира, Музыкальная змейка, Лабиринт, Морозные узоры, Ведущие, вперед!, Кто быстрее построит свой кружок?, У ребят порядок строгий (вариант 2),
Умения и навыки. Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух шеренг, из двух колонн; перестроение из одной шеренга в две; из одной колонны в две, в три, в четыре; из двух колонн в четыре; ходьба по залу протнвоходом, по диагонали, змейками, концентрическими кругами.
Игры с элементами строя. Слушай сигнал, Точный поворот, Музыкальная змейка, Бублики, Быстро по местам, Ходьба гуськом, Регулировщик движения, Внимание! Музыка!, Стройте круг, Калейдоскоп.
Танцевальные упражнения.
Игровые упражнения, Мы танцуем польку, Пляши да не зевай, Только поспевай, Смени пару, Затейники, Каждая пара пляшет по-своему, Пружинки, Вертушки, Полоскаем платочки, Передача платочка, Бег с лентами, Упражнение с кубиками, Упражнение с лентами, Танец со звоночками, Погремушки, Зеркало.
Комплексы танцевальных разминок. Волшебный мир, Детский мир, Гармония природы, Мир техники, В зеркальном зале, Веселые картинки, Мы едем, едем, едем,..
Умения и навыки. Правильное выполнение элементов русского народного танца: раскрывание и закрывание рук; поклон; одинарные и тройные притопы; одинарные, двойные и тройные перетопы, бытовой шаг; каблучный ход; ковырялочка, качалочка, гармошка, елочка, перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям). Правильное выполнение элементов народного танца; положение рук в народных танцах (за фартук, за платок, за платье, за голову, за спину, на уровне второй позиции с поднятыми кистями).
Танцы- Пляска с притопами, Танец бусинок, Пляска петрушек, Русская хороводная пляска, Вальс с осенними листьями, Полька-тройка, Плавный, хоровод с выворачиванием круга, Затейники (пляска-импровизацня), Ловкие джигиты, Веселые ковбои, На птичьем дворе, Детский краковяк, Круговой галоп, На палубе корабля .
Упражнения с предметами.
Упражнения с обручами. Вращение обруча на уровне пояса, на руке, шее; пролезание сквозь обруч сверху и снизу, прыжки через обруч; катание обруча по полу в паре; построение цепочки из обручей и выполнение упражнения волна.
Игровые упражнения. Удержи палку, Возьми папку правильно.
Упражнения с гимнастической палкой. Палка на плечах за головой. Пружинистые наклоны туловища вправо (влево); повороты туловища направо и налево; рывковые движения палкой назад-вверх и назад-вниз; пружинистые сгибания ног и приведение колена к груди, палка под коленом; поочередные перехваты палки руками вниз с наклоном вперед и перехваты вверх с выпрямлением туловища, круговое движение палкой вокруг себя, стоя на одном месте; прыжки вверх и с поворотом, отталкиваясь палками.
Игры. Берегись, Пригнись, Палка под ногами, Бег в паре с палкой.
Упражнения с короткими скакалками. Прыжки с продвижением вперед с одной ноги на другую; на месте с одной ноги на другую; на двух ногах без продвижения с вращением скакалки назад (при условии, что вращение вперед уже усвоено).
Умение и навыки. Исходное положение. Основные положения с гимнастической палкой: правильный захват предмета (не ронять скакалку, обруч, гимнастическую палку во время исполнения упражнении). Правильное и ритмичное исполнение заданий и упражнений. Выделение сильной доли такта музыки движением и при помощи предмета. Выполнение упражнений в умеренном темпе, ловко, без «напряжения».
Прыжки.
Игровые упражнения. Скок, скок, поскок, Пружинки, Прыжки по кочкам, Зайки, Лягушата, Кенгуру, Кузнечик, Скачут блошки по дорожке, Кто выше?
Умения и навыки. Прыжки на месте на обеих ногах с поворотами на 45, 90, 180 градусов; с одной ноги на другую; из нормальной позиции ног во вторую невыворотную; с двух ног на одну; с прямыми ногами и поджатыми.
Игры. Поймай комара, С кочки на кочку, Зайцы в огороде, Кто выше?, Эстафета кузнечиков, Вертушки с поскакушками, Скок, скок, перескок, поворот на правый бок, Скачки на клячке.
2 Обучение восприятию музыки.
Музыкальный материал для слушания:
- Э. Григ. Танец эльфов, Шествие гномов.
- П. Чайковский. Песня жаворонка, Немецкая песенка, Баба Яга
- С, Прокофьев, Прогулка, Сказочка, Марш, Болтунья.
М. Мусоргский. С куклой, Балет невылупившихся птенцов,
- К. Сен-Сане. Карнавал животных (отрывки по выбору учителя;
Слоны, Королевский марш львов, Ослы, Кенгуру, Петух и куры).
С. Прокофьев. Петя и волк, симфоническая сказка
- Л. Бетховен. Менуэт (из сонаты № 20).
- Ж. Люллн. Гавот.
- С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии».
Умения и навыки. Дети должны уметь: определять характер музыки в связи с содержанием произведения (музыка веселая, грустная, шуточная, торжественная); различать смену частей в двух и трех частном произведении.
Должны усвоить новые элементы средств музыкальной выразительности: звуковысотность и лад - различать на слух законченность и незаконченность мелодий, знать гамму до мажор сверху вниз и снизу вверх по нотам и по слуху.
Метроритм - уметь выделять на слух сильную долю такта и отмечать ее в движении,
Ритмические упражнения.
Упражнение 1. В музыке есть еще более короткие звуки, чем четверти - это 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, но в уроках по движению обычно не используются ноты короче 1/8. Рекомендуется
учащимся исполнять ноты коротких длительностей легкими небольшими шажками (типа пробежки). Сначала их надо выслушать, отхлопать ладонями, а затем пробежать.
Учащиеся должны прослушать, пропеть, отхлопать и выполнить ритмический рисунок ногами в движении вперед и назад. Если это задание будет выполнено, предложите следующий вариант:
Прослушав два раза, пропоют, отхлопав , затем выполнит ногами, двигаясь вперед и назад.
Упражнение 2. Музыкальный размер 2/4. «Раз»- сильная доля, «Два» — слабая. В предмете «ритмика» размеры тактов принято выражать специальными движениями рук «тактировками».
Исходное положение - поднять руки вверх для всех видов тактнровок,
A. «1» - опустить обе руки вниз сильным движением, сжимая кисти в кулаки,
«2» - поднять мягкие, свободные руки вверх. Выполнить это несколько раз,
Б. Музыкальный размер 2/4 можно тактировать и движениями ног, ходьбой с акцентами, танцевальными движениями. Первый шаг соответствующий сильной доле и его надо сделать со стуком в пол, второй - мягче. Предложите детям Идти по кругу, тактируя 2/4.
B. Соедините движения руками с движениями ногами. Все тактировки и ритмические упражнения руками следует исполнить впостроении по кругу. Тренировать до абсолютной точности исполнения, При верном исполнении можно предложить концертмейстеру несколько убыстрить или замедлить темп сопровождения, но делается это только тогда, когда группа справляется с основным заданием.
Упражнение 3.
A. Предложите концертмейстеру играть музыкальный размер 3/4.
Таксировка такова:
«раз» - руки сильно опустить вниз, сжимая кулаки; «два» — руки свободно и легко развести в стороны; «три» - руки поднять вверх с хлопком. Б. Выполнить тактировки на 3/4 несколько раз, запомнить.
B. Выполнить таксировку на 3/4 в ходьбе: первый шаг с акцентом,два последующих - мягко. (Акцент будет переходить с одной нога на другую).
Г. Соединить упражнения Б и В.
Выполнять до полного и точного исполнения,
Музыкально-дидактические игры.
- Чей кружок скорее соберется,
- Как под яблонькой. Русская народная мелодия.
- Игра с бубнами. Польская народная мелодия,
- Осень спросим, Дождик. Музыка Дж. Файзн.
Найди свой овощ. Музыка Я Гайдна.
- Игра со звоночками. Музыка Ю. Рожавской,
- Не выпустим. Музыка А Майкапара.
- Заводные игрушки. Музыка Т. ЛомозоЙ.
- Будь ловким!. МузыкаН. Ладухина.
- Займи домик. Музыка М. Магнденко.
- Кто скорее возьмет игрушку. Латвийская народная мелодия,
- Найди себе пару. Латвийская народная мелодия,
- Ловкие джигиты. Марш. Музыка Р. Шумана,
- Галоп. Музыка И. Дунаевского '
Игры с речевым сопровождением. Козел, Котик, Солнышко, Бык-тупогуб,
Скок, скок, поскок, Ехал Грека.
Творческие задания.
Шествие гномов. Музыка Э, Грига.
- Баба-Яга. Музыка П. Чайковского.
- Прогулка, Болтунья. Музыка С, Прокофьева.
- Клоуны. Музыка Д Кабалевского.
- Карнавал животных. Музыка К. Сен-Санса. (отрывки по
выбору учителя) - Петя и волк. Фрагменты симфонической сказки. Музыка С.
Прокофьева. - На катке. Музыка Ю. Виноградова,
- В лесу. Музыка А Лемана.
Картинки природы. Музыка Р. Яхина.
Основные требования к учащимся второго года обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой;
- Знать и выполнять основные законы исполнительского искусства (не вставать спиной к зрителю, красиво улыбаться на сцене; не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а если уронили - не поднимать до конца выступления);
- Правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные и гимнастические упражнения;
- Эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и танцы с использованием движений, соответствующих программе;
- Выполнять перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений;
Перемещаться по залу в различных направлениях (по периметру, шеренгами по 8 человек, кругами (по 2, концентрическими), по диагонали, змейками; Различать на слух музыку двух, трех, четырех дольного метра; Тактировать музыку 2-х и 3 -х дольного метра;
Отхлопывать ритмический рисунок мелодии в умеренном и быстром темпе;
Определять в пьесах характер музыки (веселый, грустный, спокойный, светлый, торжественный, песенный, маршевый, решительный, танцевальный, плясовой);
Эмоционально, коллективно исполнять стихи, детские песенки и подпевки в музыкальных играх с речевым сопровождением.
Программа. 3 год обучения.
Примерный тематический план.
Тема года в третьем классе: «Истоки народного творчества.
Ритмика-неотъемлемая часть музыкальной культуры.»
№ | Название темы | Количество | часов | |||
Всего | Тэор. | Практика | ||||
1четверть. | ||||||
1. | Основные музыкальные жанры: марш, танец, песня, (повторение) | 1 | 1 | --- | ||
2. | Выразительность и изобразительность музыки, (повторение) | 2 | 0..5 | 1.5 | ||
3. | Значение чувства ритма в профессиональной деятельности человека. | 2 | 0..5 | 1.5 | ||
4. | Искусство, отражающее жизнь | 2 | 0..5 | 1.5 | ||
5. | Многогранность проявлений ритма и ритмики в науке и искусстве. | 2 | 1 | 1 | ||
б. | Выходы за пределы музыки. | 2 | 1 | 1 | ||
7. | Ритмика и детские потешки, игры и подпевки | 1 | 0..5 | 0..5 | ||
8. | Ритмика и детский фольклор, | 2 | 1 | 1 | ||
9. | Разучивание танцев. | 18 | ---- | 18 | ||
|
Итого: 2 четверть. | 34 часов | ||||
1. | Истоки русского народного. творчества. | 1 | 0?2 | 0,8 | ||
2. | Хороводы. Виды хороводов. Орнаментальные хороводы | 3 | 0,6 | 2,4 | ||
3. | Хороводные песни | 2 | 0,4 | 1,6 | ||
4. | гРусский народный костюм | 2 | 0,6 | 1,4 | ||
5. | Использование элементов костюма при исполнения танцев | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Хороводы трудовые и магические | 8 | ----- | 8 | ||
7. | Хороводы игровые и драматические | 8 | ---- | 8 | ||
8. | Русские народные песни и переплясы. | 8 | ----- | 8 | ||
Итого : 3 четверть. | 34 часов | |||||
1. | Истоки народного творчества | 2 | 0,4 | 1,6 | ||
2. | Особенности народного танца | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
3. | Башкирский народный костюм | 3 | 0,6 | 2,4 | ||
4. | Использование элементов костюма при использовании танцев | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
5. | Башкирский детский фольклор, | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
6. | Виды башкирских фольклорных танцев. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
7. | а) Трудовой и обрядовый танец | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
8. | б) Хороводно-игровой танец | 2 | 0,4 | 1,6 | ||
в) Сольный танец | 1 | 0,2 | 0,8 | |||
9. | Сабантуй | 1 | --- | 1 | ||
10. | Разучивание танцев | 21 | ---- | 21 | ||
Итого: 4 четверть. | 44 часов | |||||
1. | Ритмология - наука о ритме. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
2. | Многогранность ритмики | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
а) Спортивная ритмика и аэробика | 1 | 0,2 | 0,8 | |||
б) Музыкальная ритмика | 1 | 0,3 | 0,7 | |||
в) Танцевальная ритмика | 1 | 0,1 | 0,9 | |||
г) Вокальная ритмика | 1 | 0,1 | 0,9 | |||
д) Поэтическая ритмика | 1 | 0,1 | 0,9 | |||
е) Театр и ритмика | 1 | 0,2 | 0,8 | |||
3. | Музыкальный театр | 1 | 0,3 | 0,7 | ||
4. | Экскурсии. | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
5. | Разучивание нового танца . | 10 | ---- | 10 | ||
6. | Повторение пройденного материала. | 5 | ----- | 5 | ||
7. | Участие в различных мероприятиях. | 9 | ----- | 9 | ||
Итого : 34 часов
Всего: 144 часов в год
- Обучение движениям под музыку.
Упражнения с движениями рук, ног, туловища.
Игровые упражнения. Гребцы, Лягушки, Ветерок и ветер, Подсолнухи, Парашютисты.
Умения и навыки. Асимметричные движения; медленное опускание по одному оба колена и вставание без помощи рук;- упор присев; наклоны туловища во все направления в сочетании с движениями рук; комплексы упражнений в стиле аэробики,
Построений и перестроения.
Игровые упражнения. Кто быстрее?, Лучший ведущий, Кто тише? Серпантин, Орнамент, Точный поворот.
Умения и навыка. Свободное ориентирование на, площади зала ритмики, построения и перестроения в круги, шеренги, колонны (повторение материала 1 и 2 классов) по первому требованию учителя, использование разученных видов перестроений в танцах.
Игровые упражнения с предметами.
С большими мячами. На уроке мяч, Подбрасывание мячей, Мяч соседу, Летающие мячи.
С малыми мячами. Попади в обруч, Передача мяча соседу на счет «раз», Передача мяча с ударом об пол, Перебрасывание мяча с одной руки в другую.
С гимнастическими палками. Удержи палку, Возьми правильно палку, Берегись, Пригнись,
С обручами. Вращающийся обруч, Перекати обруч, Пролезь сквозь обруч.
С лентами. Вьющиеся ленты, Даже ленты запели, Взлетайте ленты!, Поющие руки, Самолет, На дне морском, Карусель, Волна
Умения и навыки. Упражнения с предметами должны выполняться легко, без напряжения, правильно и ритмично. В третьем классе навыки владения предметами закрепляются, совершенствуются и применяются при исполнении танцев, поэтому особое внимание уделяется музыкальному и ритмичному выполнению упражнений.
Игры. Чей мяч ритмичнее? Игра с мячом, Праздничный салют, На дне морском, Папка под ногами, Бег в паре с палкой, Перекати обруч, Пролезь сквозь обруч, Послушный мяч, Удивительные ленты
Прыжки.
Игровые упражнения. Парашютисты, Сохрани равновесие, Бег со скакалкой, Попрыгунчики воробьи, Прыжки со скакалкой в парах и тройках,
Умения и навыки. Мягкое приземление, прыжки через скакалку на двух ногах без промежуточного прыжка; на одной ноге; с одной нога на другую. Высокие прыжки на месте на двух ногах (нога вытянутый ноги поджаты) в повороте на 45°, 90°, 180°.
Игры. Волк во рву, Лягушка и цапля, Классы, Бой петухов, Музыкальные прыгалки.
Танцевальные упражнения.
Комплексы танцевальных разминок. (8-10 игровых упражнений). Золотой ключик, Зоопарк, В стиле диско, В стиле брейк, В стиле техно, Упражнение с вареньем, Детский мир, Гармония природы, Путешествия, Потешки (потешные образы).
Игровые упражнения. Снежный ком, В зеркальном зале, Фотообложка, Разбитое зеркало, Музей восковых фигур, Цветик семицветик, Три хлопка, Азбука, Генерал приказал.
Умения и навыки. Элементы русского народного танца: поочередное раскрывание рук (приглашение), движения рук с платочком; бытовой шаг с притопом; шаркающий шаг, переменный шаг, девичий ход с переступаниями; боковое припадание; поочередное выбрасывание ног перед собой нлн крест накрест на носок или ребро каблука (на месте и с отходом назад); моталочка в прямом положении на полупальцах и- с акцентом на всей стопе; веревочка; с двойным ударом полупальцами, простая с поочередными переступаниями,- двойная с поочередными переступаниями; ковырялочка с подскоками; ключ простой на подскоках; дробные движения; простая дробь на месте, простая дробь полупальцами на месте, тронная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед, присядки для мальчиков; присядка с выбрасыванием нога на воздух вперед и в сторону; присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.
Элементы народного танца: упражнения на проучивание положений и движений рук в и танце: (третий ход);(четвертый ход); (хромой ход) вперед и в сторону; (одинарное (пятка-носок); (носок пятка); (веревочка), (мелкая дробь); (дробь); (дробь с откидыванием и; присядка-мячик).
Танцы. Хоровод «Зимине узоры», Хороводная пляска с платочками, Перепляс «У околицы», Уральская кадриль, «Топотушки», Праздничная пляска, «Радостный вальс», Сударушка, Фигурный вальс, Мой друг Робот, Танец веселых поварят, Переменка, Алфавит, Ребята с нашего двора.
2. Обучение восприятию музыки.
- Музыкальный материал для слушания.
- П. Чайковский. Балет Щелкунчик (Марш, Танец пастухов, Танец
фен Драже, Китайский танец, Вальс цветов, Испанский танец, Арабский танец. - Э. Григ, Норвежский танец.
- Л, Бетховен. Менуэт (из сонаты № 20).
- Ж. Люяли. Гавот.
- М Глинка. Марш Черномора иэ оперы Руслан и Людмила.
• - К. Сен-Сане. Карнавал животных (отрывки по выбору учителя: Слоны, Королевский марш львов, Ослы, Кенгуру, Петухи куры).
- С. Прокофьев. Петя и волк, симфоническая сказка.
- В. Чернышев. Русский плавный.
- А Варламов. Вдоль по улице метелица метет. Обработка А Салина.
- Гусачок. Русская народная пляска.
- Р, Яхин. Забавный танец.
- Л. Батыркаева, Цикл Деревенские картины.
- А Монасыпов. Четыре пьесы (День чудесный, Страшный сон, Грустная песня, Марш).
- А Леман. Веселый танец.
- Р. Еникеев. Детские сцены (Утро, Упрямство, Заклинание дождя, Юмореска).
- Р. Ахъярова. Четыре пьесы (Капельки, Медведь, Паровоз, Путаница).
Умения и навыки. Различение произведений одного жанра (марш, танец) разных по характеру; определение характера музыки в связи с содержанием произведения, различение на слух русской и татарской мелодий,
Ритмические упражнения.
Упражнение 1. Постройте группу по кругу. A. Прослушав музыку, предложите
учащимся отхлопать его ладонями, затем выполнить в ходьбе вперед и назад,
Б. Тактировка музыки четырехдольного метра будет состоять из следующих движений:
«1» - опустить руки вниз (кулаки сжать);
«2» - скрестить их на груди;
«3» - развести их в стороны;
«4» - поднять вверх с хлопком.
Исполнить несколько раз. Запомнить,
В. Соединить упражнение А с тактировкой руками на 4/4.
Г. Соединить упражнение Б с тактировкой руками на 4/4.
Добиваться абсолютной точности исполнения.
Упражнение 2.
А. Тактировка в размерах no заданию учителя под музыку,
Б. Построить группу в круг, лицом к центру. Звучат музыкальные фрагменты освоенных музыкальных размеров, а . учащиеся, услышав и узнав эти музыкальные размеры, начинают тактировать их руками.
Е. Соединить тактировки руками с тактировками ногами на 2/4,3/4, 4/4,. Если учащиеся исполняют упражнения верно, значит они научились передавать простейшими движениями услышав ритмы и размеры музыкальных отрывков.
Упражнение 3. Построение группы стайкой.
A. Звучит ритмическая музыка, Исполнить этот ритмический рисунок шагами 2 раза вперед и назад без остановки.
Б.Построиться шеренгой, взяться под руки (руки накрест, руки на плечи, за талию рядом стоящих партнеров), исполнить упражнение.
В. Тренируется ощущение ритма партнеров. Учащиеся должны приспосабливать каждое свое движение к движениям партнеров.
Музыкально-дидактические игры и игры с речевым сопровождением.
- Плетень. Русская народная Мелодия, обработка С. Бодренкова.
- Танец. Русская народная мелодия, обработка С. Бодренкова.
- Гори ясно. Русская народная мелодия, обработка С.
Бодренкова. - Чапаевцы, Казачья. Музыка Т. ВилькоррЙской,
- Буденовцы, Тзганка, Марш, Музыка Б, Белого.
- Кто лучше шагает, Походный марш, Музыка С. Василенко.
- Зоркие глада, Музыка Ю. Соколова.
- Наша Армия. Музыка М. Красева.
- Правила дорожного движения. Музыка Т, Вилькорейской.
- Светофорик, светофор. Музыка Л. Шварца,
- Ищи! Музыка Т, Ломовой.
- Кто скорей ударит в бубен? Музыка Л. Шварца.
- Поездка за город. Музыка В. Герчик.
- Узнай по голосу, Характерный танец. Музыка В. Ребикова.
- Хитрая лиса и волк. Музыка С. Бодренкова.
- Творческие задания.
- У природы нет плохой погоды, (А Монасынов, День чудесный; И. Якупов, Дождик; Р. Еникеев, Весенние капельки; М, Музафаров, В тихом саду),
- Экскурсия за город. (Р. Ахьярова, Паровоз; А Монасынов,
- С Добрым утром; JL Батыркаева, Скачки; Р, Яхин, На сенокосе),
Расскажи мне, музыка, сказку. Музыкальный материал по выбору учителя.
В лесу. Музыка А. Лемана.
Резвушка. Музыка Я Жиганова,.
Основные требований к умениям учащихся третьего года обучения.
Учащиеся должны уметь:
- различать на слух русские и башкирские мелодии;
- исполнять грамотно, красиво и ритмично движения русского и башкирского танцев (предусмотренные программой) в медленном и умеренном темпе;
- различать русский и башкирский народные танцы,
- объяснять основные особенности русской и башкирской национальной танцевальной культуры;
- передавать в исполнении характерные особенности танцевальных движений русских и народных танцев;
- отхлопывать и исполнять ритмический рисунок русских и др.нар. мелодий в
умеренном и быстром темпе (одновременно, поочередно; ритмический рисунок, одинаковый и различный для разных музыкальных инструментов); - эмоционально и грамотно исполнять хором песенные игровые виды фольклора
- исполнять хороводы и пляски в различном характере под собственное песенное сопровождение;
- знать и выполнять основные законы исполнительского искусства;
- различать произведения одного жанра (марш, танец) разные по характеру;
- определять характер музыки в связи с содержанием произведения;
- свободно выполнять гимнастические упражнения и упражнения с предметами;
- использовать приобретенные спортивные навыки в исполнении танцев с предметами,
Литература.
- Островская О. Музыка к танцевальным упражнениям. - М.:
Музыка, 1967, - Кальвэ JL Е. Хрестоматия русского народного танца. – М
- Музыка, 1977,
- Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. - М.,
1972. - Конорова Е. Б. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972,
1973-4.1,11. - Бондаренко Л. Мегодика хореографической работы в школе и
внешкольных заведениях. -Киев, 1985, - Франно Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. -
М.; Советский композитор, 1989. - Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение.-М., Просвещение, 1981 -ч. I.
- Бекина С. И., Ломова Т, П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. -М., Просвещение, 1983 - ч. II.
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. -М., Просвещение, 1984- ч. III,
- Народно-сценический танец. (Методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических
коллективов). - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.
11. Воронина И. Историко-бытовой танец. -М., Искусство, 1980.
12. Минский Е. М. Всегда всем весело, - М.: Молодая гвардия, 1969.
13 Программа уроков ритмики в начальных классах. Ионова И.И. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа танцевального кружка "Виктория"
Танцевальный кружок «Виктория» Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением....
Рабочая программа Танцевального кружка
Программа по хореографии (ритмике) для детей разного возраста от 3 до 17 лет...
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...
Рабочая программа танцевального кружка
Рабочая программа танцевального кружка рассчитана на занятия с учащимися 5-11 классов и направлена на развитие их индивидуальных и творческих способностей....
Рабочая программа танцевального кружка
Программа кружка 8-11 класс...
Рабочая программа танцевального кружка "Серпантин"
Рабочая программа...
Рабочая программа танцевального кружка
Дополнительная образовательная программа танцевального кружка «Ритм» составлена на основе методического пособия «Физическая культура. Ритмические упражнения, хоре...