Рабочая программа танцевального кружка "Серпантин"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с
ограниченными возможностями здоровья VIII вида Успенская
школа – интернат
Согласовано Утверждено
на методическом Директор МКОУ VIII вида
совете школы Успенской КШИ
« »________ 2013 г. __________О.В. Коротких
Приказ № от 2012 г.
Программа танцевального кружка
«Серпантин»
Срок реализации: 1 год
программа рассчитана
на обучающихся 4 класса
Составитель программы:
Хохрина Нина Васильевна
воспитатель
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Серпантин» составлена руководителем кружка Хохриной Н.В. в соответствии с особенностями её функционирования на базе МКОУ Успенской школы-интерната VIII вида, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из оcновных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации.
Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации). Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетности. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его, как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья (умственной отсталостью).
Цель программы:
Развить творческие способности подростков с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность, формировать творческую личность посредством обучения детей языку танца, приобщать воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
- Образовательные:
- Познакомить подростков с различными музыкально - ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
- Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
- Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
- Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы-интерната.
- Развивающие:
- Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
- Развивать воображение и фантазию в танце.
- Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
- Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
- Воспитательные:
- Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
- Привить любовь к танцевальному искусству.
- Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
Методы обучения:
- Игровой;
- Демонстрационный (метод показа);
- Метод творческого взаимодействия;
- Метод наблюдения и подражания;
- Метод упражнений;
- Метод внутреннего слушания.
Приемы обучения:
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод.
У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально - ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
В работе с коллективом использую ТСО (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)
- для отработки элементов танца;
- в ритмической тренировке;
- при знакомстве с музыкальным репертуаром;
- для самооценки;
- на праздничных выступлениях, концертах, фестивалях.
Основные формы проведения занятий:
- Танцевальные репетиции;
- Игра;
- Беседа;
- Праздник
Основные виды занятий:
- Индивидуальное и групповое творчество;
- Межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Данная программа рассчитана на учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида с 10 до 11 лет, на 2013-2014 учебный год (34 часа), на 6 человек списочного состава. Реализуя данную программу, необходимо добиться полноценного формирования духовно – нравственной личности ребёнка с ОВЗ средствами хореографического искусства. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
- Обучающиеся должны знать:
- технику безопасности на занятиях в актовом зале;
- правила пользования необходимым инвентарем и оборудованием;
- технику выполнения элементарных танцевальных упражнений.
- Обучающиеся должны уметь:
- танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
- уметь воспринимать и передавать в движении образ;
- уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений;
- ритмично двигаться;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в коллективе.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Организационная работа. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. | 4 | 1 | 3 |
2. | Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца. | 5 | 5 | |
3. | Гимнастика. Разучивания движений танца « С портфелями». | 3 | 3 | |
4. | Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Новогоднее чудо» | 4 | 1 | 3 |
5. | Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. | 3 | 3 | |
6. | Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. | 5 | 5 | |
7. | Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы. | 7 | 7 | |
8. | Подготовка к отчетному концерту.
| 3 | 3 | |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание тем | Всего часов | Теория | Практи ка | Формы проведения занятия |
1 | Организационная работа. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. | 4 | |||
1.1 | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. ТБ в актовом зале. | 1 | Беседа | ||
1.2. | Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. Разучивание новых движений к танцу «Маленькие дети» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
1.3. | Разминка. Повторение танца «Маленькие дети» Соединение и постановка. Подготовка ко Дню учителя | 1 | Танцевальная репетиция | ||
1.4. | Разминка. Повторение танца «Маленькие дети» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
2. | Ритмика. Выступление на мероприятии. Разучивание новых движений танца. | 5 | |||
2.1.
| Генеральный прогон танца «Маленькие дети». Праздничный концерт «Щедрое сердце любить не устанет» | 1 | Праздник | ||
2.2 | Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Разучивание движений современного танца «Танец с портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
2.3. | Постановка головы, рук, ног. Ритмический тренаж. Разучивание движений современного танца «С портфелями», | 1 | Танцевальная репетиция | ||
2.4. | Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца « С портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
2.5. | Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», «Ковырялочка» вперед и назад. Разучивание движений современного танца «С портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
3. | Гимнастика. Разучивания движений танца « С портфелями». | 3 | |||
3.1 | Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Игры с детьми. Разучивание движений современного танца «С портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
3.2 | Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Разучивание движений современного танца «С портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
3.3 | Разминка. Соединение и постановка современного танца «С портфелями» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
4. | Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Новогоднее чудо» | 4 | |||
4.1. | Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». Разучивание движений к танцу «Новогоднее чудо» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
4.2. | Подготовка к новогодним праздникам. ТБ в актовом зале при разучивании новых танцевальных движений. Разучивание движений к танцу «Новогоднее чудо». | 1 | 1 | Танцевальная репетиция | |
4.3. | Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Соединение движений к танцу «Новогоднее чудо» воедино. Выступление на новогодних мероприятиях. | 1 | Праздник | ||
5. | Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. | 3 | |||
5.1. | Разминка. Репетиция танца «Маленькие дети». Танцевальные движения «Шаги с поднятием колена и рук». | 1 | Танцевальная репетиция | ||
5.2. | Разминка. Репетиция танца «С портфелями». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». | 1 | Танцевальная репетиция | ||
5.3. | Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. Репетиция танца «Новогоднее чудо» | 1 | Танцевальная репетиция | ||
6. | Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. | 5 | |||
6.1. | Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему танцу. Подготовка к празднику 8 марта. Разучивание движений танца «Современный Хай Фай». | 1 | Танцевальная репетиция | ||
6.2. | Партерный экзерсис. Подготовка к мероприятию, посвященное 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 | Танцевальная репетиция | ||
6.3. | Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Повторение и закрепление выученных движений к танцу «Современный Хай Фай». | 2 | Танцевальная репетиция | ||
6.4. | Пластические этюды на подражание растений и животных. Репетиция танца «Современный Хай Фай». | 1 | Танцевальная репетиция | ||
7. | Ритмика. Подготовка ко Дню победы. Участие в праздничных мероприятиях. | 7 | |||
7.1. | Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция танца «Современный Хай Фай» Разучивание движений к танцу ко дню Победы | 1 | Игра | ||
7.2. | Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Разучивание движений к танцу ко дню Победы | 2 | Танцевальная репетиция | ||
7.3. | Ритмика. Репетиция танца ко дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. | 2 | Танцевальная репетиция | ||
7.4. | Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 | Танцевальная репетиция | ||
7.5. | Выступление на мероприятие, посвященное майским праздникам | 1 | Праздник | ||
8. | Подготовка к отчетному концерту | 3 | Танцевальная репетиция | ||
8.1. | Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, ТБ в актовом зале. | 1 | Беседа | ||
8.2. | Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 | Танцевальная репетиция | ||
8.3. | Генеральная репетиция к отчетному концерту. | 1 | Танцевальная репетиция | ||
Итого: | 34 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе. В течение года благодаря деятельности данного кружка детям будет обеспечен организованный спортивный досуг.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
В качестве основного показателя деятельности кружка «Серпантин» по окончанию года является отчетный концерт. Именно благодаря этому концерту дети смогут продемонстрировать все свои приобретённые навыки за пройденный учебный год.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Библиотечка «в помощь художественной самодеятельности» №6. Бальные танцы. Москва 1985год.
2. О.В.Иванова Народные танцы Москва 2006год.
3. О.В.Савинкова, Т А.Полякова. Москва. Методическое пособие.2003год.
4. В.В.Воронкова. Программа специальных образовательных учреждений 2009год.
5. И.В. Лифиц. Ритмика образовательная педагогика 1997год.
6. Р.Е.Славский. Пантомима 1962год.г.Ярославль.
7. Р.Е.Славский. Искусство пантомимы.Г.Ярославль.1962г.
8. И.Г.Рутберг. Жест-язык пантомимы.1972год.
9. П.Мартен. Спортивная гимнастика Москва 2004год.
10. В.П. Коркин. Акробатика. «Физкультура и спорт» 1989год.
11. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
12. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
13. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
14. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
15. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
16. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
17. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
18. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
19. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
20. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа танцевального кружка "Виктория"
Танцевальный кружок «Виктория» Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением....
Рабочая программа Танцевального кружка
Программа по хореографии (ритмике) для детей разного возраста от 3 до 17 лет...
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"
Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...
Рабочая программа танцевального кружка
Рабочая программа танцевального кружка рассчитана на занятия с учащимися 5-11 классов и направлена на развитие их индивидуальных и творческих способностей....
Рабочая программа танцевального кружка
Программа кружка 8-11 класс...
Рабочая программа танцевального коллекива"Каприз"
Рабочая программа "Каприз"...
рабочая программа танцевального кружка Ритмы Шарана
Настоящая программа занятий ритмики предполагает комплексный подход в обучении школьников основам музыкальной грамоты, музыке, движению, танцу. Программа построена с учетом современных требований к ху...