Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
статья по теме
Материал о результативности занятий квиллингом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.
В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки ( т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» ( срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий ( неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.
С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания( Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.
В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.
В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.
В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
« Источники способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»(В.А. Сухомлинский)...
ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр и упражнений
В презентации представлены игры и пособия для развития логического мышления у детей с ОВЗ, которые особенно наравятся детям и приносят полодительные результаты в их развитии....
СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...