Доклад "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
проект


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель работы: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Расширить собственные представления о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2. Отобрать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и руки ребенка.

4. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.

6. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики и привлечь их к совместной игровой деятельности с ребенком дома и на прогулке.

Руки дают человеку голову,

Затем поумневшая голова учит руки,

А умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно, уже с самого раннего возраста, развивать у ребёнка мелкую моторику.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с группы раннего возраста выбрав для себя тему для самообразования «Развитие мелкой моторики в процессе игровой деятельности». По данному проекту я изучаю научно - методическую литературу и следую принципам: систематичность и последовательность.  Работу организовываю через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу по развитию мелкой моторики с детьми провожу по следующим направлениям:

пальчиковые игры

игры с предметами

дидактические игры

Игре придаётся большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Просто выполнять упражнения малышу будет скучно, попробуем обратить эти упражнения в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда ребенка окружает много разнообразных игрушек и пособий, в которые они могут играть. Но иногда, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупы, бельевые прищепки, бумага, шнурки и многое другое.

Пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональные, увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.Например,игра «Сорока - сорока»

Сорока - сорока

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

Также использую в пальчиковых играх резиновые мячики с пупырышками. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке и их удобно держать. Дети с большим удовольствием играют с такими мячами. В тоже время для них самих игра превращается в лёгкий массаж.Например, одна из любимых игр детей с колючим ёжиком

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну что ж?

Я хочу с тобой поладить,

Я хочу тебя погладить.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами.

Игры-шнуровки являются эффективным способом развития мелкой моторики. Данные игры воспитывают усидчивость, целеустремленность, развивают речевую активность и внимание, способствуют развитию логического мышления и мелкой моторики. В дидактической игре «Ясное солнышко» дети с помощью шнурка нужного цвета «приделывают» солнышку лучики. В игре «Дождик» детям предлагается ситуация «Посмотрите, внезапно налетели тучи, и начинается дождь. Изобразите это с помощью шнурков». Дети при помощи шнурков определённого цвета делают дождинки.

Игры с бусинками.Например, «Разноцветные бусы» помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Чтобы детям было интересно, я придумываю разные игры с предметами домашнего обихода. На самом деле можно придумать множество игр с разными предметами, я перечисляю игры, которые мы в течение года  проигрываем, и  очень интересны детям.

Игры с макаронами.Любимая игра детей вставлять в разноцветные макароны цветные ватные палочки соответствующего цвета. Дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют цвета.

Игры с крышками - простое и доступное развивающие занятие для детей. Если не выбрасывать крышки, то их можно использовать для создания игрушек своими руками и поделок. Дидактическая игра «Открути-закрути» позволяет закреплять знания детей о цвете и размере предмета; развивать внимательность и мелкую моторику; приобщать детей к совместной деятельности. Ребенку предлагается открутить (прикрутить) все большие (маленькие) крышки, только красные (синие, зеленые) крышки.

Игры с прищепками. Также применяю игры с прищепками, которые вызывают особый интерес у малышей. Игра «Веселые прищепки» способствует развитию моторики пальцев рук через действие с другими предметами. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике: лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле. При этом можно использовать различные стишки, потешки и поговорки.

Игра с губками для мытья посуды стимулируют активные точки, укрепляют мышцы, закрепляют прогововаривание стихов одновременно с движениями рук. Предлагаю интересную игру с мытьём одноразовых тарелок наклеенными кружочками разных цветов и при этом поём «Моем моем чисто, чисто трубочиста» Ребёнок радуется, что помог вымыть посуду, при этом развиваем речь и закрепляем основные цвета.

Игры с бумагой. Ни для кого не секрет, что бумага бывает самая разнообразная – гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи.Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем.

Следующая интересная игра «Торт для игрушек». Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки.  Отрываем пальчиками кусочки от целого листа бумаги и мнем, при этом проговариваем «Месим тесто для нашего торта» И начинаем на игрушечной сковородке печь коржи, ребёнок переворачивает, и угадывает какой корж получился. Например, весёлый корж и т.д. В этой игре ребёнок ещё запоминает какие бывают эмоции.

Игры с использованием скалки. Любимая игра детей «Подарок» Ребёнок крутит скалку и находит подарок, привязанный к верёвке и при этом поём «Кручу, верчу, подарок найти хочу» Ребёнок крутит скалку и достаёт игрушку на веревке.

Игры с крупами А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в крупу пару мелких игрушек, например, от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит малыш, чтобы отыскать свой клад.

«Маленький художник». Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку, или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, изображая различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. Или даже можно использовать игрушки. Например, нарисовать дорогу для колобка на  манной крупе и обыграть сказку.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать не только педагогам, но и родителям.  Мною ведётся просветительская работа с родителями.      В родительском уголке помещаю рекомендации, консультации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например, «Игры с прищепками» игры «Пока мама на кухне» «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» Совместно с родителями были изготовлены интересные развивающие игры на развитие мелкой моторики у детей.

«Бизиборд» своими руками.С помощью родителей был изготовлен развивающий стенд с различными замочками, щеколдами, цепочками, которые можно открывать и закрывать, цветовыми кругами, объемными цифрами, которые можно ощупать, счетами, для счета и закрепления цветов, телефоном, для того чтобы поговорить с близкими людьми, тем самым у детей прекрасно формируются навыки повседневной практической жизни.  

Игра «Волшебная коробочка» внутри которой спрятаны игрушки. Дети очень любят играть в эту игру. Им нравится постучать, спросить, кто к нам в гости пришёл, обследовать, что за игрушка там находится. Малыши очень хорошо отвлекаются на эту игру, особенно утром, когда тяжело расстааются  с мамами.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с пирамидками, вкладышами различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами т.д.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Благодаря целенаправленной и системной работе в данном направлении, исходя из наблюдений за детьми и бесед с родителями можно сделать следующие выводы: к концу года у детей стала лучше развита мелкая моторика, координация движений кистей и пальцев рук, дети стали быстрее и правильнее справляться с предложенными им заданиями и играми, направленными на развитие мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« Источники способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,  которые питают источник  творческой мысли»(В.А. Сухомлинский)...

Развитие мелкой моторики рук для детей младшего школьного возраста

   Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?     Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому,...

Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Диагностика развития детейстаршего дошкольного возрастав процессе театрализованной деятельностиОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художествен...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...