Программа дополнительного образования "Художественная лепка"
рабочая программа на тему
Соленое тесто и холодный фарфор обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста и холодного фарфора. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lepka_dokument_microsoft_office_word_25.docx | 90.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Клетнянская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету:
«Художественная лепка»
2014 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Средства обучения
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической и учебной литературы;
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Художественная лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Учебный предмет «Художественная лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластичные материалы.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, полимерной глины, соленого теста.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
В начале прошлого века в Аргентине придумали особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая стала использоваться для художественной лепки. Эта смесь получила название — «холодный фарфор». «Холодный фарфор» на сегодняшний день является абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки. Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании. Еще одним плюсом «холодного фарфора» является то, что работать с ним могут не только взрослые, но и даже дети. При застывании «холодный фарфор» приобретает твердость, что отличает его от пластилина. Этот замечательный материал дает неограниченные возможности для творчества, из него можно слепить всё что угодно, даже настоящие произведения искусства!
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывают повышенный интерес к работе, и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Новизна
Данная программа дает знания, которые помогают в изучении профессионального мастерства дизайнера, флориста.
Программа содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки; а также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления соленого теста, фарфора, его окрашиванием.
Отличительные особенности заключаются в том, что она включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, изготовление бижутерии, флористика.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость в детях.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 3-летнем сроке обучения продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Художественная лепка» при 3-летнем сроке обучения 408 часов. Из них: 306 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы | Годы обучения | Всего часов | |||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Аудиторные занятия | 48 | 54 | 48 | 54 | 48 | 54 | 306 |
Самостоятельная работа | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 102 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 408 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Художественная лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия:
1-3 классы – 3 часа в неделю,
самостоятельная работа:
1-3 классы – 1 час в неделю.
Цели учебного предмета
Целями учебного предмета «Художественная лепка» являются:
- Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
- Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.
- Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и
навыков в области художественного творчества, раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Задачи учебного предмета
Образовательные:
– научить лепке из солёного теста и полимерной глины, развивая не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
- научить конструктивному и пластическому способам лепки.
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, фактурные поверхности, соленое тесто, пластика - масса.
Развивающие:
- развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус.
- формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», композиция».
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, пояснение, беседа, рассказ, вопросы, словесная инструкция);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного твор
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Класс для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), компьютером.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Художественная лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории лепки и инструмента, региональных особенностей и технологических приемов лепки, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом опыте.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы могут использоваться записи музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Содержание программы включает следующие разделы:
-изучение материалов и инструментов;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения;
- привитие навыков работы с тестом и полимерной глиной;
- создание творческих работ на основе приобретенных знаний и умений.
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу составляют темы, разработанные с учетом возрастных возможностей детей.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | В том числе | |||
теор. | практ. | |||||
| ||||||
1. | Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто». Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. | 3 | 2 | 1 | ||
1.1 | Основы композиции. Цветоведение. | 3 | 1 | 2 | ||
| ||||||
2.1 | Выполнение несложных изделий из простых элементов. Технология изготовления магнитов и подков. Лепка и раскрашивания. | 6 | 1 | 5 | ||
2.2 | Технология изготовления плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений. Лепка и раскрашивания. | 3 | 1 | 2 | ||
2.3 | Технология изготовления плоских игрушек-подвесок «Чудо-рыбка», «Чудо-кот». Лепка и раскрашивания. | 6 | 1 | 5 | ||
| ||||||
3.1 | Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Композиция «Крошки –осминожки». | 3 | 1 | 2 | ||
3.2 | Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. «Божья коровка», «Жуки», «Кит». «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. по желанию детей. | 12 | 2 | 10 | ||
3.3 | Создание сложной формы предмета с последующим декорированием Выполнения композиций: «Веселые поварята», «Снегири», «Новогодние игрушки». | 9 | 2 | 7 | ||
3.4 | Технология изготовления рамочек для фотографий. | 3 | 1 | 2 | ||
3.5 | Выполнения тематических композиций: «Подарок маме», Морская композиция», «Валентинки» | 12 | 2 | 10 | ||
| ||||||
4.1 | Особенности лепки объемной игрушки. Технология изготовления барашки и ягнятки. Лепка | 6 | 1,5 | 4,5 | ||
4.2 | Закрепление навыков работы с объемными формами. Выполнение зайчика. Выполнение сказочных героев: Чиполино или Чебурашка, Карлсон или Крокодил Гена. | 9 | 2 | 7 | ||
4.3 | Выполнение объемной композиции «Ежики на полянке». «Колобок» или «Курочка ряба» | 21 | 3,5 | 17,5 | ||
5. | Экскурсии | 3 | - | 3 | ||
6. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 3 | - | 3 | ||
Итого: | 102 | 21 | 82 |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | В том числе | ||
теор. | практ. | ||||
| |||||
1. 1 | Повторение простейших способов лепки из соленого теста | 3 | 2 | 1 | |
1.2 | Психология цвета. | 3 | 2 | 1 | |
| |||||
2.1 | Технология изготовления подковки-оберега. | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Украшения для кухни | 12 | 3 | 12 | |
2.3 | Сувениры | 6 | 1 | 5 | |
| |||||
3.1 | Технология изготовления подсвечников. | 6 | 1 | 5 | |
3.2 | Технология изготовления карандашницы. | 6 | 1 | 5 | |
3.3 | Изготовление тематической композиции по желанию детей. | 6 | 2 | 5 | |
| |||||
4.1 | Объемные изделия на каркасе. | 6 | 2 | 4 | |
4.2 | Коллективная работа: «Скотный двор», «Сказка придуманная нами» и др. | 9 | 2 | 7 | |
5. Композиция из пластилина и декоративных материалов | |||||
5.1 | Композиция с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в творческой работе «Паук с паутиной», «Мудрая сова». | 6 | 1 | 5 | |
5.2 | Изделие «Волшебное зеркало» с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. | 3 | 1 | 2 | |
6. Полимерная глина. | |||||
6.1 | Виды полимерной глины Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Общие правила работы с глиной. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм (бусины, кольца, кубики и др.). | 3 | 2 | 1 | |
6.2 | Изготовление украшений, брелков, рамочки для фото. | 9 | 2 | 7 | |
6.3 | Изготовление магнитов. Тема: продукты питания, инициалы, цветы и др. | 6 | 1 | 5 | |
6.4 | Технология изготовления морских обитателей: морские звезды, ракушки, рыбки. Лепка и раскрашивания, тонировка | 6 | |||
7. | Экскурсии | 3 | - | 3 | |
8. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 3 | - | 3 | |
Итого: | 102 | 20 | 82 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | В том числе | ||
теор. | практ. | ||||
| |||||
1. 1 | Повторение. | 3 | 2 | 1 | |
1.2 | Основы композиции. Цветоведение. Формообразование. | 3 | 2 | 1 | |
| |||||
2.1 | Композиция «Ромашки» | 6 | 1 | 5 | |
2.2 | «Деревенька моя» | 6 | 1 | 5 | |
2.3 | Коллективная творческая работа «Русская народная сказка» | 8 | 1 | 7 | |
| |||||
3.1 | Технология изготовления подсвечников. | 6 | 1 | 5 | |
3.2 | Технология изготовления карандашницы. | 6 | 1 | 5 | |
3.3 | Творческая работа | 9 | 1 | 8 | |
4. Лепка из глины | |||||
4.1 | Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки. | 3 | 1 | 2 | |
4.2 | Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. | 6 | 1 | 5 | |
4.3 | Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. | 6 | 1 | 5 | |
4.4 | Тематическое панно с подвесками «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество». | 6 | 1 | 5 | |
5. Полимерная глина. | |||||
5.1 | Техника «филигрань» в полимерной глине. Технология изготовления миниатюрного панна в технике «филигрань». Лепка и сборка. | 4 | 1 | 3 | |
5.2 | Технология изготовления подвески (кулона) в технике «филигрань» | 6 | 1 | 5 | |
5.3 | Технология изготовление заколки в технике «филигрань». | 6 | 1 | 5 | |
| |||||
6.1 | Технология изготовления листа. Использования штампа для создание прожилок. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
6.2 | Технология изготовления универсального лепестка. Создание прожилок. Волнистый и рваный край лепестка. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
6.3 | Технология изготовления серединки цветка: основа с «зубчиками», виды тычинок, пестик. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
7. | Экскурсии | 3 | - | 3 | |
8. | Итоговое занятие. Выставка работ. | 3 | - | 3 | |
Итого: | 102 | 20 | 82 |
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
1.Тема: Вводный урок:
Знакомство с правилами техники безопасности, показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста.
Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли.
Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
1.1Тема: Основы композиции. Цветоведение.
Понятие «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «рапорт», «ритм», «колоритм». Законы построения композиции. Особенности растительных и геометрических орнаментов.
Цветовой круг «Основные и составные цвета». Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое (колористическое) решение. Форма и пропорция.
Самостоятельная работа: Построение растительных и геометрических орнаментов. Смешивание красок для получения нужного цвета.
2. Плоская лепка
2.1.Тема: Выполнение несложных изделий из простых элементов.
Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Изготовления магнитов и подков. Роспись поделок после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
2.2. Тема: Составление несложной композиции из простых элементов.
Дальнейшее формирование умения работать по шаблону, составление несложной композиции на осеннюю тему с отпечатками сухих растений. Роспись поделок после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных композиций из листьев.
2.3. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону.
Дальнейшее формирование умения работать по шаблону, дополнение композиции мелкими деталями
Показ презентаций о разнообразии пород кошек и о декоративных рыбках.
Лепка плоских панно на осеннюю тему с отпечатками сухих растений, лепка плоских игрушек-подвесок «Чудо-рыбка», «Чудо-кот». Роспись поделок после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
3. «Полуобъемные изображения»
3.1. Тема: Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон. Композиция «Крошки-осминожки», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», и др. Использование картона, цветного теста, гуашевых красок.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок крошек-осминожек, овощей, фруктов, ягод.
3.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит». Использование картона, теста, гуашевые краски.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
3.3. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием.
Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения «Веселые поварята», «Снегири», «Новогодние игрушки» и др. Использование картона, теста, семечек, круп, веточки елок и др.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза веселый поваренок, снегири, новогодние игрушки.
3.4.Тема: Технология изготовления рамочек для фотографий.
Рассматривание образцов рамок для фотографий. Использование различных материалов. Эскиз рамки. Изготовление шаблона. Выбор различных материалов для оформления. Раскрашивание рамки. Покрытие лаком.
Самостоятельная работа: Изготовление шаблонов, украшение мелкими деталями.
3.5. Тема: Выполнение тематической композиции.
Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск цветового решения, выполнение работы в материале. «Валентинки», «23 февраля» «Подарок маме». Использование картона, теста, гуашевых красок.
Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для тематической композиции.
4. «Объемные изображения»
4.1. Тема: Особенности лепки объемной игрушки. Технология изготовления барашки и ягнятки.
Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Технология изготовления барашки и ягнятки. Использование цветного теста.
Самостоятельная работа: изображение барашка и ягненка.
4.2. Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения.
Просмотр сказок: Дж. Родари «Приключение Чипaлино», Э. Успенский «Крокодил Гeнa и его друзья». Выполнение набросков, эскизов полюбившихся героев. Проработка отдельных элементов в сказочных игрушках. Выполнение сказочных героев. Использование картона, цветного теста, бусин, лент.
Самостоятельная работа: Выполнение эскиза сказочных героев.
4.3. Тема: Выполнение объемной композиции «Ежики на полянке». «Колобок» или «Курочка ряба»
Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии, способности добиваться выразительности композиции.
Просмотр сказок: «Дружная семейка», «Колобок» (русская народная сказка) «Курочка Ряба» (русская народная сказка). Выбор одной из сказок, выполнение набросков, эскизов главных героев сказки.
Этапы выполнения работы:
Обсуждение эскизов, внесение дополнений, доработка эскизов.
Практическая работа: выполнение героев сказок:
- «Колобок» - колобок, зайчик, волк, медведь, лиса;
- «Курочка Ряба» - дедушка, бабушка, курочка, мышка;
- «Дружная семейка» - ежиха с ежатами, тарелочка, мебель.
Использование картона, цветного теста, природного материала.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
5. Тема: Экскурсия.
Экскурсия на природу.
6. Тема: Итоговое занятие. Выставка работ.
Разбор и защита экзаменационных работ. Организация выставки работ учащихся.
Второй год обучения
- Тема: Повторение простейших способов лепки из соленого теста.
Ознакомление учащихся со специальной и периодической литературой, наглядными пособиями и фотографиями работ. Приготовление теста. Этапы составления инструкционной карты. Расчет материалов для работы. Составление инструкционной карты на разрабатываемую игрушку. Выполнение эскиза игрушки, предложенного учащимся.
Практическая работа: повторение приемов лепки игрушек. Выполнение игрушки предложенной учащимся в двух экземплярах.
Самостоятельная работа. Выполнение эскиза игрушки.
- Тема: Психология цвета.
Повторение основных законов цветоведения. Тона и полутона. Глухие и звонкие цвета. Холодные и теплые. Передача настроения с помощью цвета. Влияние цветовой гаммы на оптическое восприятие цвета. Символика цвета.
Изучение специальной литературы, составление орнаментов с использованием тонов и полутонов, глухих и звонких, теплых и холодных цветов. Раскрашивание двух одинаковых игрушек в разные цвета и сравнение их.
Самостоятельная работа. Выполнение эскиза игрушки в разных цветах.
2. Рельефная лепка
2.1. Тема: Технология изготовления оберега с декорированием.
Создание сюжета в полуобъеме. Формирование композиционных навыков Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Смешивание цвета при лепке растений. Показ презентации народных традициях украшения дома, оберегах. Лепка рельефной подковки-оберега из окрашенного теста на плотной основе. Роспись поделки после просушки.
Самостоятельная работа. Выполнение эскиза оберега.
2.2. Тема: Украшение для кухни с декорированием.
Беседа на тему: «Дизайн кухни». Методы лепки плетенок, венков, калачей, фруктов, цветов и т.п. Применение новых способов лепки: раскатывание колбасок, плетение венков, изготовление цветов, декоративных решёток, цветочного кольца ит.д.
Практическая работа: выполнение изделий-сувениров:
1. вешалка для полотенец;
2. декоративные решетки и композиции,
3. веселые заготовки;
4. домики для специй;
- корзина с цветами;
- украшение для стола.
6. выполнение изделий для кухни на тему: «Фантазийная композиция»
Самостоятельная работа. Выполнение эскиза на тему: «Фантазийная композиция».
2.3. Тема: Сувениры.
Беседа на тему: «Дом и уют». Просмотр литературы, иллюстраций, подборок современного дизайна интерьера Способы, методы, принципы лепки и оформление сувениров. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления сувениров для дома.
Практическая работа:
Изготовление изделий-сувениров:
- Сувенир - сердечко с яблоком и птичками.
- Сувенир черепашки.
3. Подвески под календарь.
4. Сувениры по желанию детей
Оформление вышеперечисленных сувениров.
Самостоятельная работа. Выполнение эскиза на тему: «Сувениры».
3. Объемные изображения»
3.1. Тема: Технология изготовление подсвечников.
Разнообразие форм и видов подсвечников. Правила осторожного обращения с огнем, ППБ. Составление и зарисовка композиции украшения подсвечника.
Лепка основы подсвечника, цветов и листьев. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий подсвечников. Подбор иллюстративного материала.
3.2. Тема: Технология изготовления карандашницы.
Зарисовка эскиза карандашницы. Способы крепления объемных деталей к плотной основе. Лепка основы карандашницы. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий карандашниц. Подбор иллюстративного материала.
3.3 Тема: Технология изготовления тематической композиции по желанию детей.
Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Использование соленого теста, гуашевых красок, стеки, чеснокодавилка, зубочистки, лак .
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.
4. Объемные изделия на каркасе
4.1. Тема: Объемные изделия на каркасе.
Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объемной фигуры с каркасом. Наблюдение за повадками, движениями животных во время охоты, игры, сна. Выполнение эскиза поделки. Выполнение композиции – животные: «Собака», «Лошадка», «Кошка», «Обезьяна», «Жираф».
Лепка фигуры. Лепка дополнительных деталей для создания сюжетной композиции по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.
4.2. Тема: Коллективная работа: «Скотный двор», «Сказка придуманная нами» и др.
Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами,
закрепление знаний, умений, полученных за два года обучения по данной программе. Выполнение композиции «Скотный двор», «Сказка придуманная нами» и др. по желанию детей
Самостоятельная работа: выполнение эскиза композиции, поиск образов персонажей композиции.
5. Композиция из пластилина и декоративных материалов
5.1.Тема: «Паутинка с паучком», «Мудрая сова». Выполнение композиции с
использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Использование картона, цветного теста, ниток, бусин, пуговиц, лент и др.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.
5.2 Тема: «Волшебное зеркало». Выполнение несложного изделия – зеркала с применением пластилиновой живописи, декоративных материалов, фольги. Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Использование картона, цветного теста, ниток, бусин, пуговиц, лент, фольги и др.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.
6. Полимерная глина
6.1. Тема: Виды полимерной глины. Инструменты и материалы.
Знакомство с видами полимерной глины. Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из полимерной глины. Выполнение простейших форм (бусины, кольца, кубики и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета. Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.
6.2. Тема: Изготовление сувениров.
Закрепление полученных навыков выполнения сувениров: брелоков, шкатулки, рамочки для фото, украшений. Формирование понятия гармонии, гармоничное сочетание цветов. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
6.3. Тема: Изготовление магнитов.
Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.
6.4. Технология изготовления морских обитателей.
Разнообразия морских обитателей. Приемы лепки ракушки, морских звезд, рыбок. Выполнение морских обитателей. Просушивание, тонировка акриловыми красками.
7. Тема: Экскурсии.
Экскурсия на природу.
8. Тема: Подведение итогов.
Анализ работы за год. Организация и проведение выставки работ учащихся.
Третий год обучения
1. Введение
1.1. Тема: Повторение.
Повторение различных приемов лепки изучение эскизов, инструкционных карт, специальной и периодической литературы. Основные тенденции и направления в разработке изделий из соленого теста.
Практическая работа:
Повторение ранее изученных способов лепки на примерах рабочих образцов простейших изделий.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок орнаментов из простых элементов.
1.2. Тема: Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.
Законы построения композиции. Равновесие в композиции. Акцент. Цветовое решение. Взаимосвязь композиции и цвета. Стилизация. Формообразующие элементы. Возможности ПЭВМ в составление композиции из соленого теста. Зарисовка отдельных элементов.
Практическая работа: Изучение специальной литературы и видеоматериалов по теме; зарисовка отдельных элементов и работа над их стилизацией. Варианты декорирования. Работа на ПЭBM.
Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
2. Полуобъемные изделия.
1.2. Тема: Композиция «Ромашки»
Формирование умения сохранять цельность композиции, работая с мелкими деталями. Гармонизация цветового ряда.
Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме «Цветы».
2.2. Тема : «Деревенька моя». Изучение деревенского быта по литературе, иллюстрациям. Посещение музея. Выполнение зарисовок отдельных элементов быта, набросков, эскизов. Разработка и обоснование авторского эскиза панно в цвете. Обсуждение эскиза, внесение уточнений и дополнений в эскиз. Доработка эскиза. Выполнение панно «Деревенька моя». Сборка и оформление панно «Деревенька моя». Составление инструкционной карты.
Самостоятельная работа: посещения музея.
2.3 Тема: «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа). Развитие умения передавать характер сказочных персонажей средствами лепки. Развитие навыков работы над коллективным заданием. Использование картона, соленого теста, природного материала.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.
3. Объемные изделия.
3.1. Тема: Технология изготовление подсвечников.
Разнообразие форм и видов подсвечников. Правила осторожного обращения с огнем, ППБ. Составление и зарисовка композиции украшения подсвечника.
Лепка основы подсвечника, цветов и листьев. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий подсвечников. Подбор иллюстративного материала.
3.2. Тема: Технология изготовления карандашницы.
Зарисовка эскиза карандашницы. Способы крепления объемных деталей к плотной основе. Лепка основы карандашницы. Соединение отдельных деталей по составленному ранее эскизу Роспись после просушки.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий карандашниц. Подбор иллюстративного материала.
3.4. Тема: Творческая работа на любую тематику.
Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Выполнение творческой работы
Самостоятельная работа: зарисовка эскиза творческой работы.
4. Лепка из глины
4.1. Тема: Вводный урок. Инструменты и материалы.
Физические и химические свойства материалов. Знакомство с техникой лепки из глины. Изготовление декоративной тарелки с последующей росписью гуашью. Дальнейшее формирование понятия орнамент, грамотный подбор цветовой гаммы. Самостоятельная работа: работа с литературой, подбор иллюстративного материала.
4.2.. Тема: Декоративная вазочка.
Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать
пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
4.3. Тема: Глиняная игрушка.
Изготовление традиционной игрушки из глины с росписью: козлики, уточка, петушок. Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные особенности игрушки. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема. Самостоятельная работа: выполнение эскиза глиняной игрушки.
4.4. Тема: Выполнение тематической композиции - панно «Кот на крыше», «Ярмарка», «Рождество».
Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции.
5. Полимерная глина
5.1. Тема: Техника «филигрань» в полимерной глине.
Технология изготовления миниатюрного панна в технике «филигрань». Приемы лепки в технике «филигрань»; подготовка основы для декорирования, скатывания маленьких шариков и колбасок, выкладывания узора с помощью стека. Выполнения панно, просушивание, покрытия лаком.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза панно.
5.2. Технология изготовления подвески (кулона) в технике «филигрань»
Приемы лепки подвески из полимерной глины: раскатывания глины и придания формы, выкладывания узора. Выполнение подвески, просушивания, тонирование. Сборка на ленте (шнуре).
Самостоятельная работа: выполнение эскиза кулона.
5.3. Декорирование заколки в технике «филигрань».
Приемы декорирования украшений: нанесение клея ПВА, просушка, накладывания тонкого слоя глины, выкладывания узоров.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза заколки.
6. Полимерная флористика
6.1. Технология изготовления листа.
Виды листьев. Использования штампов (оттисков) для создание прожилок. Способы тонирования листа. Лепка листьев, просушивания, тонировка.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.
6.2. Технология изготовления универсального лепестка.
Приемы лепки лепестка из полимерной глины: раскатывания глины нужной формы, создание прожилок, волнистого и рваного края с помощью стека. Лепка лепестков, просушивания, тонировка.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза лепестка.
6.3. Технология изготовления серединки цветка.
Приемы лепки основ из полимерной глины: основа с «зубчиками», основа для бутона розы. Виды тычинок, пестик. Лепка серединок-основ для различных цветов, просушивание.
Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.
7. Тема: Экскурсия.
Экскурсия на природу.
8. Тема. Подведение итогов.
Обзор знаний по изученному курсу. Организация и проведение выставки работ учащихся.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
должны знать:
- технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного),
- особенности соленого теста и холодного фарфора ,
- приемы и способы соединения деталей в поделках,
- о работе с соленым тестом, о способах и приемах лепки из соленого теста и холодного фарфора, об использовании дополнительных приспособлениях, о способах сушки изделий из теста, о применении различных эффектов
- об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; знание цветового круга, основных цветов и их сочетаний; об основах проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека, понятие о стилизации);
- приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом, холодным фарфором,
- правила выполнения сборных конструкций,
- последовательность изготовления картины и рамочки,
- о работе с книгой, индивидуальной творческо-поисковая деятельности, о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
- о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах самоорганизации в групповой работе.
должны уметь:
- самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто и фарфор,
-укреплять поделку с помощью каркасов разного типа,
- соединять детали различными способами,
- применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин,
-правильно сушить, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание) и оформлять изделие,
- использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства,
- анализировать готовое изделие,
- творчески подходить к выполнению работы.
- использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления; применение различных красок, знание основных цветов, цветового круга, сочетания цветов, умение работать с палитрой; применение на практике проектировочной деятельности (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применение стилизации в работе с соленым тестом;
- творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения.
В сфере личностных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ,
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций;
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
В сфере познавательных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий лепкой у обучающихся могут быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
Для успешного результата в освоении программы «Лепка» необходимы следующие учебно-методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Техническое оснащение:
- набор стеков (пластмассовые и деревянные). Стеки необходимы, хотя бы парочка, какие именно и из какого материала несущественно, это вопрос вкуса и привычки.
- алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
- лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия. 36
- перочинные ножики. Нужны для обрезки деталей, нанесения насечек и прочее
- пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
- баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
- расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
- зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса
(например, соединяют голову и туловище).
- деревянная палочка для суши.
Дополнительное оборудование
- бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее
- набор насадок для кондитерского шприца. Такие есть, пожалуй, у любой хозяйки на кухне. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект
- маленькая скалка из детского набора для лепки. Мне такой вполне хватает для работы.
- набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки.
- проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия.
- ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
VI. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации; демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ
И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия:
1. Антипова М.А. «Соленое тесто» Ростов-на-Дону, Издательский дом111 «Владис», 2007г
2. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.
3. Зимина Н.В. «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
4. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2012г.
4. Почуева-Прибельская А. «Реалистичные цветы из полимерных глин»
Издательство «Контэнт», 2012г.
5. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.
6. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.
Методическая литература:
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
2. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.
3. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.
4. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001
5. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
6. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
7. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с.
8. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
9. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»
10. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис. 2011г.
12. Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки».
Владис. 2010г.
13Сокольников Н.М. История изобразительного искусства. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Электронные образовательные ресурсы:
История возникновения соленого теста
http://www.hobbygirl.ru/iz-istorii-o-teste.html
Украшение и подарки из соленого теста
https://www.litmir.co/br/?b=204062
Азы работы с соленым тестом
http://www.yzelkov.net/personal/solotesto_azy.html
Материалы и инструменты для работы с тестом
http://luckytoys.ru/articles/view/16/materialy_i_instrumenty_dlya_solenogo_testa
Мастера рукоделия
https://www.mastera-rukodeliya.ru/lepka/solenoe-testo.html
Новые записи в технике соленое тесто
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670
Изделия из холодного фарфора
http://happymodern.ru/izdeliya-iz-xolodnogo-farfora-40-foto-chudesa-svoimi- rukami/
Новые записи в технике холодный фарфор
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1629
Холодный фарфор и все о нем
http://www.arubon.ru/index.php/home/lepka/kholodnyj-farfor/44-kholodnyj-farfor-i-vse-o-nem
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Увлекательная лепка"
Программа предназначена для работы с соленым тестом. Этот материал в наши дни очень популярен, дети и взрослые с большим интересом относятся к данному виду творчества. Программа ориентированна на твор...
Рабочая программа по дисциплине "Лепка" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
Рабочая программа...
Методическая разработка открытого занятия к программе «Радушка» Тема: Лепка из солёного теста – защита творческих проектов.
Занятие по теме «Лепка из солёного теста – защита творческих проектов» относится ко 2 разделу программы «Радушка» - «Солёное тесто» и рассчитана на 2 учебных часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Лепка»
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетическог...
образовательная программа дополнительного образования "Лепка и папье-маше "
образовательная программа дополнительного образования "Лепка и папье-маше "...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир лепки и аппликации»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка»
Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности«Лепка» ...