РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Лепка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, преподавателем детской школы искусств Логвиновой Т. А. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы. Программа расчитана на 3 года обучения: занятия планируется проводить по 2 часа в неделю.Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой).Занятия носят групповой характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_1_-3_7-_letnego_rabochaya_programma.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 13
муниципального образования город Краснодар
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
протокол №__
от______20__ года
Председатель
педсовета
Л.Я.Сизоненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модифицированная
По предмету «Лепка»
Ступень обучения (класс) 1 класс – 3 класс 7 –летнего срока обучения
Количество часов – 216 часов
Уровень - дополнительный
Преподаватель: Шорсткая Наталия Ивановна
Программа разработана на основе
Программа (примерная). Народное декоративно - прикладное искусство в ДШИ. Министерство культуры Российской Федерации. ст. Тамань, 2002 г .
Краснодар
2012 г
ЛЕПКА
Пояснительная записка
В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, преподавателем детской школы искусств Логвиновой Т. А. В связи с тем, что данная программа предполагает распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы. Программа расчитана на 3 года обучения: занятия планируется проводить по 2 часа в неделю.Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой).Занятия носят групповой характер.
Во многом детское творчество созвучно народному, основано на его родниках , истоках.Одним из важных этапов обучения станет воспитание через народное искусство .
Основной целью программы является достижение творческой самореализации учащегося. Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся.Помочь детям познать и полюбить искуство лепки ,используя не только обшепринятые материалы , такие как глина ,шамот, пластелин, но и показать, как из других доступных материалов возможно создание изделий ,не менее выразительных по своей пластике и красоте.
Задачей программы является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу по лепке пластического образа.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные)образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластелиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластелиновыми игрушками так хорошо играть – ставить маленькие спектакли.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создает , но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки (вернее обе руки), следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой , карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безискусственную и наиболее доступную для освоения. Из одного комка пластелина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находя новые варианты и способы, даже без участия педагога. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка : повышают сенсорную чувствительность, т.е.способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Но самое главное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по лепке тесно взаимосвязана с программами по основам изобразительной грамоты и рисунка ,прикладному искусству и по учебной практике (пленеру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы.
Дети овладевают простейшими приемами лепки и росписи народных игрушек, осваивают рельефные изображения на плоскости, плетение из соломы. Дети знакомятся со сложной ритмической организацией элементов в центрическом рельефном орнаменте. Дети знакомятся и с симметричной организацией композиции, обеспечивающей ее равновесие и завершенность в пластелиновых картинах, моделированием из папье – маше. Дети осваивают не только симметрию, но и асимметрию, создающую впечатление движение фигур. В конце года проводится выставки с обсуждением на всех отделениях школы.
Новизна программы
заключается в решении комплекса актуальных методических, познавательных проблем, вопросов художественного развития учащихся. Программа включает задания по ознакомлению и изучению кубановедения ; предполагает посещение выставок , музеев Краснодара.
Содержание и объем программы определяются спецификой художественных отделений школ искусств.
Актуальность
программы – в развитии гармоничной , духовно-нравственной , творческой личности ,в формировании у учащихся интеллектуальных умений и навыков , художественной культуры школьников; в создании условий для развития индивидуальных способностей.
Педагогическая целесообразность
программы заключена в следующем :
- приобретение знаний о народной игрушке, лепке и росписи ее формы;
- умение выражать свои впечатления о народных промыслах, разбираться в их характерных чертах, особенностях материала изготовления , цветовой гамме, своеобразии росписи;
- программа нацелена на пробуждение и развитие интересса детей к практической художественной деятельности, способствует занятости их свободного времени.
Цель программы:
- формирование общей культуры личности;
- развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству через его увлечения , интереса к народному искусству;
- приобщение к достищениям художественной культуры;
- освоение элементов выразительного языка народных промыслов;
- передача характера народной игрушки средствами доступными школьникам;
Задачи:
- Образовательные:
Знакомство с материалами ,их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса.Изучение специальной терминалогии, закономерностей и правил работы с материалами.
1 класс
- знакомство с народной игрушкой как с особым видом творчества;
- происхождение народной игрушки;
- филимоновская игрушка - ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- дымковская игрушка – ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- абашевская игрушка – ознакомление: орнамент, цветовая гамма;
- богородская деревянная игрушка – ознакомление;
- хохломская игрушка «Матрешка» - элементы росписи;
- «вживание» в народное творчество,ознакомление с мелкой пластикой, соотношение форм;
- изучение способов лепки: вдавливание,вытягивания;
2 класс
- научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм;
- ознакомить с инструментами скульптора;
- лаконизм и выразительность силуэтов и росписи народной игрушки;
- дальнейшее изучение способов лепки: ленточный способ, способ кругового налепа;
- изучение игрушек славянского населения Кубани;
- знакомство с Полоховско-Майданской «Матрешкой»;
- филимоновская игрушка «Барыня»;
- абашевская игрушка «Олень»;
- изучение соломенной народной игрушки.
3 класс
- основные центры изготовления народной игрушки;
- каргопольская игрушка «Конь»;
- дымковская игрушка «Барыня»;
- дальнейшее изучение способов лепки: способ выбирания массы с основной формы,пластический способ, наложение форм на основу;
- обрядовая соломенная кукла;
- совершенствование знаний и навыков в изготовлении и росписи народной игрушки.
2. Развивающие:
Развитие у учащихся способностей:
- художественного, эстетического вкуса;
- творческого восприятия ;
- раскрыть и воплотить в художественной форме свое эмоциональное и нравственное начало;
- чувство материала;
3. Воспитательные:
- воспитать культуру труда;
- воспитание самостоятельности ,инициативности, стремления к соморазвитию;
- воспитание нравственных качеств личности учащегося, этики поведения средствами народного искусства;
- стимулирование интереса к народному искусству.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны успешно, творчески осознано решать задачи по лепки формы различными способами: вытягиванием, вдавливанием, ленточным способом, круговым налепом, пластическим способом, выбиранием , наложением форм на основу. Они обязаны показать в работе освоение ремесленной стороны искусства лепки и росписи народных игрушек, владение художественными средствами выразительности ,создавать гармоничные цветовые решения ,соответствующие замыслу произведения, правильно и последовательно вести работу в соответствии с технологическим циклом.Понимать сущность творческого процесса, различать виды народной игрушки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения— 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Народная игрушка - особый вид творчества. Происхождение игрушки.Виды игрушек. | 2 |
2 | Филимоновская игрушка - ознакомление. Орнамент, цветовая гамма данной игрушки. Выполнение упражнения на цветовую гамму основного вида орнамента. | 4 |
3 | Филимоновская игрушка. Лепка простейшей игрушки - свистульки « Петушок». | 4 |
4 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 2 |
5 | Дымковская игрушка. Ознакомление. Орнамент и цвет дымковской игрушки. Выполнение эскиза орнамента. | 6 |
6 | Лепка простейшей дымковской игрушки «Конь». | 4 |
7 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 4 |
8 | Абашевская игрушка. Ознакомление. Орнамент и цвет абашевской игрушки. Выполнение эскиза орнамента. | 2 |
9 | Лепка простейшей абашевской игрушки «Баранчик». | 4 |
10 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 2 |
11 | Богородская деревянная игрушка. Ознакомление.Эскиз. | 4 |
12 | Семеновская - хохломская игрушка «Матрешка». Ознакомление. Элементы хохломской росписи. | 8 |
13 | Изготовление формы «Матрешка». | 10 |
14 | Контрольное задание. Роспись выполненной игрушки. | 6 |
15 | Ритм в упаковке.Декоративная лепка по мотивам русского народного творчества.Тарелка. | 10 |
Итого учебных часов: | 72 ч.-в том числе 4контрольных урока |
2 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Игрушка - свистулька славянского населения Кубани. Эскиз. Лепка. | 2 |
2 | Деревянная игрушка. Полховский Майдан. Знакомство с игрушкой «Матрешка». Изготовление формы. | 6 |
3 | Элементы полхово - майданской росписи.Эскиз. | 4 |
4 | Контрольное задание. Роспись игрушки. | 6 |
5 | Филимоновская глиняная игрушка «Барыня». Лепка формы. | 8 |
6 | Роспись игрушки «Барыня». | 4 |
7 | Абашевская игрушка «Олень». Лепка формы и роспись. | 8 |
8 | Контрольное задание. Творческая работа. Лепка игрушки по выбору уч-ся, с последующей росписью. | 8 |
9 | Изразцы.Лепка декоративных пластин. | 8 |
10 | Скульптура из соломы «Масленица». Выполнение в материале. | 8 |
11 | Рельеф. Лепные картины. | 10 |
Итого учебных часов: | 72часа .в том числе 4 контрольных урока |
3 год обучения — 72 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Основные центры производства народной игрушки. | 2 |
2 | Игрушка русского севера. Каргопольская глиняная игрушка. Лепка игрушки «Конь и всадник». | 6 |
3 | Роспись каргопольской игрушки «Конь и всадник». | 2 |
4 | Глиняная дымковская игрушка «Индюк». Лепка формы. | 8 |
5 | Контрольное задание. Роспись игрушки «Индюк». | 4 |
6 | Лепим цифры с декоративным оформлением. | 10 |
7 | Лепим буквы с декоративным оформлением. | 10 |
8 | Каргопольская глиняная игрушка «Полкан». Лепка формы. | 6 |
9 | Роспись игрушки «Полкан». | 4 |
10 | Лепка пляшущих человечков. | 8 |
11 | Контрольное задание «Зоопарк». | 12 |
Итого учебных часов: | 72ч. в том числе 4 контрольных урока |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Задание 1. Вводное занятие.Народная игрушка – особый вид творчества. Происхождение игрушки.Виды игрушек.
Цель: изучение истоков народного творчества.
Задача: «Вживание» в народное творчество.
Задание 2. Филимоновская игрушка – ознакомление.
Цель:Изучение орнамента и цветовой гаммы данной игрушки.
Задача: Выполнение упражнения на цветовую гамму и основного вида орнамента.
Материал:бумага,кисть, гуашевые краски, карандаш.
Задание 3. Филимоновская игрушка. Лепка простейшей игрушки – свистульки «Петушок».
Цель: Лаконизм и выразительность силуэта филимоновской игрушки.
Задача: Научиться пластическому способу лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 4. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 5. Дымковская игрушка. Ознакомление.
Цель: Изучение орнамента и цвета дымковской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 6. Лепка простейшей дымковской игрушки «Конь».
Цель: Лаконизм и выразительность силуэта дымковской игрушки.
Задача: Научиться пластическому способу лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 7. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 8. Абашевская игрушка. Ознакомление.
Цель: Изучение орнамента и цвета абашевской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 9. Лепка простейшей абашевской игрушки «Баранчик».
Цель: Изучить лаконизм и выразительность силуэта абашевской игрушки.
Задача: Закрепить навыки пластического способа лепки при помощи вытягивания и вдавливания.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина,стеки,бумажное полотенце.
Задание 10. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Закрепление навыков декоративного оформления и нанесения ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 11. Богородская деревянная игрушка. Ознакомление.Эскиз.
Цель: Дать общее понятие о богородской деревянной игрушке.
Задача:Изучить элементы декоративного оформления и росписи. Выполнить эскиз.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 12. Семеновская – хохломская игрушка «Матрешка».Ознакомление. Элементы хохломской росписи.
Цель: Изучение орнамента и цветавой гаммы хохломской игрушки.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 13. Изготавление формы «Матрешка».
Цель: Изучить лаконизм и выразительность силуэта хохломской игрушки «Матрешка».
Задача: Изготовить форму игрушки в технике папье-маше.
Материал: газеты , клейстер, тонкая белая бумага.
Задание 14.Роспись выполненной игрушки.
Цель: Лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Декоративное оформление и нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 15. Ритм в пластике. Декоративная лепка по мативам русского народного творчества. Тарелка.
Цель: Знакомство с понятием центрический орнамент, ритм, пластика.
Задача: Изучение видов орнамента: растительный, геометрический, абстрактный, зооморфным ;способов его нанесения и элементов из которых он состоит.
Материал: цветной пластилин, стеки; цветной картон круглой форму, ножницы, клей или степлер – для создания формы тарелки.
2 класс
Задание 1. Вводное занятие. Игрушка – свистулька славянского населения Кубани. Эскиз. Лепка.
Цель: Ознакомление с характерными особенностями игрушек славянского населения Кубани.
Задача: Выполнение эскиза и лепка игрушки, характерной для данного региона.
Материал: бумага, карандаш, пластилин.
Задание 2. Деревянная игрушка. Полховский Майдан . Знакомство с игрушкой «Матрешка».Изготовление формы.
Цель: Изучить лаконизм и выразительность формы игрушек Полховский Майдан.
Задача: Изготовить форму игрушки в технике папье-маше.
Материал: газеты, клейстер,тонкая белая бумага.
Задание 3. Элементы полхово-майданской росписи. Эскиз.
Цель: Изучить лаконизм и выразительность росписи.
Задача: Выполнение эскиза орнамента.
Материал: бумага, карандаш, гуашевые краски, кисть.
Задание 4. Контрольное задание. Роспись игрушки.
Цель: сохранение цельности колористического решения.
Задача: Усвоение навыков декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашь, кисть.
Задание 5. Филимоновская глиняная игрушка «Барыня». Лепка формы.
Цель: Закрепить навыки по выполнению филимоновской игрушки.
Задача: Освоить способ ленточного и кругового налепа.
Материал: пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, бумажное полотенце.
Задание 6. Роспись игрушки «Барыня».
Цель: Освоить приемы росписи в соответствии с образцами.
Задача: Декоративное оформление, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 7. Абашевская игрушка «Олень».Лепка формы и роспись.
Цель: Закрепление навыков по выполнению абашевской игрушки.
Задача: Декоративное оформление , нанесение ритмического узора.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, гуашь, кисть.
Задание 8. Контрольное задание. Творческая работа.Лепка игрушки по выбору учашегося, с последующей росписью.
Цель: Совершенствование знаний и навыков, поиск пластического единства.
Задача: Лаконичность декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластелина, стеки, гуашь,кисть, бумажное полотенце.
Задание 9. Изразцы. Лепка декоративных пластин. Работа над эскизом. Выполнение пластины с изобкажением 1-2 предметов, с орнаментом или небольшим сюжетом.
Цель: Дать общее понятие об изразцах, их росписи.
Задача: Обучение приему лепки наложением формы на основу.
Материал: скульптурный пластилин, доска для раскатывания пластилина, стеки, гуашь, кисть, бумажное полотенце.
Задание 10. Скульптура из соломы «Масленица».Выполнение в материале.
Цель: Изучение культурных традиций Кубани.
Задача: Освоение приемов выполнения соломенной скульптуры.
Материал: солома, веревки, лоскуты ткани.
Задание 11. Рельеф. Лепные картины.
Цель: Изучение нового понятия рельеф и закрепление понятия центрический узор.
Задача: Закрепление способа лепки: наложение форм на основу.
Материал: цветной пластилин, стеки, доска для раскатывания, цветной картон прямоугольной или квадратной формы,
3 класс
Задание 1. Основные центры производства народной игрушки.
Цель: Дать обшее понятие о разнообразии народной игрушки.
Задача: Показать неразрывную связь формы и материала исполнения.
Материал: наглядные пособия и сами изделия народных промыслов.
Задание 2. Игрушка русского севера. Каргопольская глиняная игрушка.
Лепка игрушки «Конь и всадник».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности силуэта, пропорций и соразмерность форм.
Задача: Закрепление навыков полученных в1и 2 классе.
Материал: скульптурный пластелин, доска для раскатывания пластелина,стеки, бумажное полотенце.
Задание 3. Роспись каргопольской игрушки «Конь и всадник».
Цель: Изучение особенностей, лаконизма и выразительности каргопольской росписи.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 4. Глиняная дымковская игрушка «Индюк». Лепка формы.
Цель: Научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм.
Задача: Выработать навыки скульптурного восприятия предметов.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце.
Задание 5. Контрольное задание. Роспись игрушки «Индюк».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности дымковской росписи.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашевые краски, кисть.
Задание 6. Лепим цифры с декоративным оформлением. Каждая цифра неповторима от 0 до 9.
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Освоить моделирование пластических образов, расширить палитру декоративного оформления.
Материал: цветной пластелин, доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце, картон для расположения цифр.
Задание 7. Лепим буквы с декоративным оформлением (фантастические или узорчатые).Фамилия и имя.
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Освоить моделирование пластических образов, расширить палитру декоративного оформления.
Материал: цветной пластелин ,доска для раскатывания пластелина, стеки, бумажное полотенце, картон для расположения букв.
Задание 8. Каргопольская глиняная игрушка «Полкан». Лепка формы.
Цель: Научить различать и сопоставлять пропорции и пластику форм.
Задача: Выработать навыки скульптурного восприятия предметов.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце.
Задание 9. Роспись игрушки « Полкан».
Цель: Изучение особеностей, лаконизма и выразительности росписи каргопольской игрушки.
Задача: Освоение приемов декоративного оформления, нанесение ритмического узора.
Материал: гуашь, кисть.
Задание 10. Лепка пляшущих человечков (не мение десяти).
Цель:Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Выявить конструктивное начало формы, верную передачу позы и характера движения.
Материал: скульптурный пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, булажное полотенце, картон для расположения человечков.
Задание 11. Контрольное задание «Зоопарк».
Цель: Развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а значит, и свой творческий потенциал.
Задача: Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Материал: цветной пластелин, стеки, доска для раскатывания пластелина, бумажное полотенце, картон для размещения животных.
Формы и виды контроля:
- контрольные уроки в конце каждой четверти;
- повседневное наблюдение за работой,устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме;
- текущие контрольные мероприятия.
Методическое обеспечение знаний:
- методика и учебные пособия;
- методические пособия к теоретическим занятиям;
- работы учащихся из методического фонда, наглядные пособия;
- дидактические пособия по методике поэтапного ведения занятий .
Список литературы
М. Гика «Эстетика пропорций в природе и искусстве» М., 1936.
Лыкова И.А. «Лепим из пластелина , глины и теста».-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.(Школа творчества).
Лыкова И.А. «Мы лепили.Мы играли.».-М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2007.
А. Дейнека «Рисунок и композиция», «Учитесь рисовать» М., 1961.
Леонардо да Винчи «Избранные произведения» М., 1935.
А. Лаптев «Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства» М., 1964.
“О композиции”. М., 1959.
Репин И. “Далекое — близкое”. М.-Л., 1937.
Н.П.Платонова,В.Д.Синюков «Энциклопедический словарь юного художника»,-М.: Педагогика, 1983.
Ю.Тимердинг Г. «Золотое сечение». Петербург, 1924.
Фаворский В. “О композиции”. Фрунзе, 1966.
Фальк Р. “Беседы об искусстве”. Письма. М., 1918.
Шафрановский И. “Симметрия в природе”. Л., 1968.
Шорохов Е. “Основы композиции”. М., 1979.
Шорохов Е. “Композиция”. М., 1986.
Чистяков П. “Письма, записные книжки, воспоминания”. М 1953.
“Школа изобразительного искусства”. В 10 - ти выпусках. Вып. 1. М., I960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по предмету "Лепка".
Совместная работа воспитателя и логопеда. Формирование правильной речи, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Продолжить учить лепить фигуры округлой формы....
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество. Аппликация "Ёлочка нарядная"
Урок по предмету Лепка, рисование, ручное творчество в специальной коррекционной школе для детей с тяжёлым нарушением интеллекта. На уроке используется дифференцированный подход к детям. Занятие ...
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм)....
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Лепка, рисование, конструирование" для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, конструирование» для детей с умеренной степенью умственной отсталости составлена на основе адаптированной программы для экспериментальных к...
Конспект урока по предмету Лепка, рисование, ручное творчество " Тюльпаны маме". Аппликация.
Урок разработан для детей со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . 6-9 классы
Рабочая программа составлена для учащихся 8 вида с тяжелыми нарушениями дефекта....
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...