Рабочая программа по дисциплине "Лепка" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
рабочая программа по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Лепка»

Художественное отделение

подготовительный класс

 

Исполнитель:  Павлова М.В.,

преподаватель

художественного      отделения

пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине «Лепка» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

Учебный курс художественного отделения школы искусств по лепке рассчитан на годичное обучение детей подготовительного класса. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными материалами для  детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто. Существует ещё один прекрасный поделочный материал – опилочная масса. Доступный, экологически чистый, пластичный, благородный и достаточно прочный, из которого можно выполнить самые разнообразные по форме, величине и замыслу лепные изделия.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.

Актуальность программы обусловлена тем, что через знакомство и приобщение детей к прикладному искусству, оказывает влияние на формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей учащихся.

Новизна данной программы заключается в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.

Цель образовательной программы – раскрытие творческого потенциала личности учащихся через воспитание стойкого интереса к художественной культуре посредством декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Обучающая.

- сформировать художественную культуру учащихся.

2. Развивающая.

-развивать знания, умения и навыки художественного творчества;

-развивать творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес учащихся.

3. Воспитывающая.

-формирование общечеловеческих ценностей, посредством прикладного искусства.

Учебная нагрузка подготовительного класса - 2 часа в неделю, 72 часа в год. Занятия проходят один раз в неделю. Не рекомендуется разделять недельную нагрузку на части, это уменьшает результативность занятий. Для обучения принимаются мальчики и девочки 7-10 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом деятельности является практическое занятие.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

Доступности – при реализации предложенной программы учитываются возрастные особенности учащихся; материалы располагаются от простого к более сложному;

Наглядности – для создания атмосферы творчества на занятиях при выполнении заданий предполагается использование визуального художественного ряда.

Деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что учащимся предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного искусства.

Преемственности – содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный: проведение бесед-лекций с использованием наглядного материала помогает лучше усвоить новый материал;

репродуктивный: учащиеся изготавливают изделия по образцам;

диалогический: диалог между педагогом и учащимся, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивает более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое, практическое, экскурсия, беседа, урок-путешествие, учебная игра творческие мероприятия. Программа предусматривает использование индивидуальной, групповой и коллективной формы работы учащихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:

Обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками;

- основы изготовления лепных изделий из различных материалов;

- способы украшения и росписи лепных изделий;

- народные промыслы игрушки, а также узнать о других ведущих промыслах России.

Обучающиеся должны уметь:

- делить тесто на части разными способами;

- выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);

- соединять детали;

- аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;

- использовать полученные знания при выполнении творческих заданий;

Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Общее

кол-во

 часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Охрана труда. Материалы инструменты

1

1

-

2

Азбука скульптурного материала (опилочная масса).

2

1

1

3

Лепка шара

1

-

1

4

Лепка куба

2

-

2

5

Лепка яблока

2

-

2

6

Лепка груши

2

-

2

7

Алфавит

10

1

9

8

После высыхания. Роспись яблока.

2

-

2

9

Роспись груши

2

-

2

10

Роспись алфавита

4

-

4

11

Плоские работы по шаблонам

12

1

11

12

Головоломки

9

1

8

13

Рамочки

8

1

7

14

Украшения

10

1

9

15

Итоговое занятие

2

2

-

16

Подготовка к выставкам

3

-

3

Итого:

72

9

63

Содержание курса

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Азбука скульптурного материла – 2 часа

Беседа об опилочной массе, ее  свойствах, способ приготовления, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.

Материал – Глина, опилочная масса, соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Лепка шара – 1 час

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: организация объемной формы, понятие симметрии.

Задачи: отработать навыки лепки круговыми движениями объемной фигуры, аккуратное выполнение работы.

Задание № 4.

Лепка куба – 2 час

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции

Задачи: развитие пространственного мышления, отработка навыка сдавливания в лепке, добиться четкости в линиях и гранях куба.

Задание № 5.

Лепка яблока – 2 час

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: освоение приема лепки из целого куска.

Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.

Задание № 6.

Лепка груши – 2 час

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи

Цель: понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.

Задание № 7.

Алфавит – 10 часов

Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: деление куска на части, лепка базовых форм.

Задачи: повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки, четкое выполнение формы букв.

Задание № 8.

Роспись яблока – 2 часа

Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).

Материал – высушенное изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.

Второй этап – роспись акварелью или гуашью.

Задание № 9.

Роспись груши – 2 часа

Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).

Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: повторения материала предыдущего материала, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 10.

Роспись алфавита – 4 часа

Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).

Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемным формам.

Задание № 11.

Плоские работы по шаблонам – 12 часов

Плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой. Практические занятия: Перевод шаблонов изделий в тетрадь. Использование шаблонов при выполнении работ «ангелочек», «барыня», «козлик», «мышка», «кот в сапогах» и др.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.

Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона.

Задание № 12.

Головоломки – 9 часов

Рассматривание образцов игр-головоломок. Практические занятия: Выполнение эскизов головоломок или переведение готовых образцов. Изготовление шаблонов из бумаги или картона. Лепка головоломок «паровозик», «домик» и др. Лепка игры «домино».

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.

Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.

Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона, повторение ранее изученных материалов, отработка навыков работы с опилочной массой.

Задание № 13.

Рамочки – 8 часов

Рассматривание образцов рамок для фотографий.

Практические занятия; Изготовление шаблонов, лепка рамочек, украшение мелкими деталями, раскрашивание.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Задачи: развитие образного мышления, отработка способов и приемов работы.

Задание № 14.

Украшения – 8 часов

Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с  узорами и орнаментами. Материалы, используемые для крепежа украшений. Последовательность выполнения.

Практические занятия: Изготовление шаблонов, лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка броши, кулона, браслета, бус и т. д.

Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 15.

Итоговое занятие – 1 час

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 16.

Подготовка к выставкам – 2 час

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

Технические средства обучения

На занятиях «лепка» по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы: 

Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.

Подборка технологических карт, схем:

  1. Схемы: Приемы лепки, Приемы лепки при соединении частей, Лепка «Дымковский конек, индюк, козел», «Чернышенской кукушечки, барыни», и т.д.
  2. Разработка рефератов.
  3. Разработка творческих проектов.
  4. Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом

Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Список информационных источников

Основная литература

1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.

2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.

3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.

4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.

5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.

6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.

8. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php

9. naportal.ru

10. http://www.tnrk.ru

Дополнительная литература

Список рекомендованной литературы для педагога

  1. Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007, 357с.

2. Быков Ю.А., Крауц Т.И. С веком наравне. / Т5Книга о зарубежной скульптуре. – М.: Молодая гвардия, 1986. 303 с., ил.

3. Геронимус Т. « Я сделаю все сам». – М.: Изд. « Аст-пресс». 1998, 178с.

4. Гоголев О.Б. Лепим из глины – М.: Профиздат 2009, 96 с.

5. Горячева В. С, Нагибина М. Н. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». - Ярославль: Изд. «Академия развития» 1998, 260с.

6. Дронова Г.И., ЯкобсонС.Г. «Обучение детей рисованию, лепки, аппликациям и игре». - М.: Изд. «Просвещение». 1992, 193с.

7. Евстратова Е.Н. Скульптура: Научно-популярное издание для детей – М.: ООО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2002, 127с.

8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста – М.: ОООТД Изд «Мир книги», 2009, 192 с., ил.

9. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007, 171с.

10. Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004, 117с.

11. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006, 153с.

12. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000, 482с.

13. Федоров Г. Послушная глина. - М.: Изд. «АСТ-пресс». 1997, 311с.

14. Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140с.

15. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. – М.: Изд. АРТ-РОДНИК. 2006, 128 с, ил.

Список рекомендованной литературы для детей

1. Альбом для раскрашивания «Разноцветные лошадки», «Городецкие узоры», «Дымковская игрушка».

  1. Рабочие тетради по основам народного искусства «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».
  2. Учебное наглядное пособие «Учим детей лепить».
  3. Русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 9 класса надомного отделения ГБОУ"

Рабочая программа по русскому языку.     9 класс.Пояснительная записка.Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения рус...

Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по литературе для 10 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".

Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки....