Рабочая программа по дисциплине "Лепка" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
рабочая программа по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Березовский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
комитет по культуре и средствам массовой информации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»
Рабочая программа по дисциплине
«Лепка»
Художественное отделение
подготовительный класс
Исполнитель: Павлова М.В.,
преподаватель
художественного отделения
пгт. Игрим
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Лепка» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
Учебный курс художественного отделения школы искусств по лепке рассчитан на годичное обучение детей подготовительного класса. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными материалами для детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто. Существует ещё один прекрасный поделочный материал – опилочная масса. Доступный, экологически чистый, пластичный, благородный и достаточно прочный, из которого можно выполнить самые разнообразные по форме, величине и замыслу лепные изделия.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.
Актуальность программы обусловлена тем, что через знакомство и приобщение детей к прикладному искусству, оказывает влияние на формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей учащихся.
Новизна данной программы заключается в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.
Цель образовательной программы – раскрытие творческого потенциала личности учащихся через воспитание стойкого интереса к художественной культуре посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
1. Обучающая.
- сформировать художественную культуру учащихся.
2. Развивающая.
-развивать знания, умения и навыки художественного творчества;
-развивать творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес учащихся.
3. Воспитывающая.
-формирование общечеловеческих ценностей, посредством прикладного искусства.
Учебная нагрузка подготовительного класса - 2 часа в неделю, 72 часа в год. Занятия проходят один раз в неделю. Не рекомендуется разделять недельную нагрузку на части, это уменьшает результативность занятий. Для обучения принимаются мальчики и девочки 7-10 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом деятельности является практическое занятие.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Доступности – при реализации предложенной программы учитываются возрастные особенности учащихся; материалы располагаются от простого к более сложному;
Наглядности – для создания атмосферы творчества на занятиях при выполнении заданий предполагается использование визуального художественного ряда.
Деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что учащимся предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного искусства.
Преемственности – содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный: проведение бесед-лекций с использованием наглядного материала помогает лучше усвоить новый материал;
репродуктивный: учащиеся изготавливают изделия по образцам;
диалогический: диалог между педагогом и учащимся, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивает более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое, практическое, экскурсия, беседа, урок-путешествие, учебная игра творческие мероприятия. Программа предусматривает использование индивидуальной, групповой и коллективной формы работы учащихся.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков:
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками;
- основы изготовления лепных изделий из различных материалов;
- способы украшения и росписи лепных изделий;
- народные промыслы игрушки, а также узнать о других ведущих промыслах России.
Обучающиеся должны уметь:
- делить тесто на части разными способами;
- выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
- соединять детали;
- аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;
- использовать полученные знания при выполнении творческих заданий;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Охрана труда. Материалы инструменты | 1 | 1 | - |
2 | Азбука скульптурного материала (опилочная масса). | 2 | 1 | 1 |
3 | Лепка шара | 1 | - | 1 |
4 | Лепка куба | 2 | - | 2 |
5 | Лепка яблока | 2 | - | 2 |
6 | Лепка груши | 2 | - | 2 |
7 | Алфавит | 10 | 1 | 9 |
8 | После высыхания. Роспись яблока. | 2 | - | 2 |
9 | Роспись груши | 2 | - | 2 |
10 | Роспись алфавита | 4 | - | 4 |
11 | Плоские работы по шаблонам | 12 | 1 | 11 |
12 | Головоломки | 9 | 1 | 8 |
13 | Рамочки | 8 | 1 | 7 |
14 | Украшения | 10 | 1 | 9 |
15 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
16 | Подготовка к выставкам | 3 | - | 3 |
Итого: | 72 | 9 | 63 |
Содержание курса
Задание №1.
Вводное занятие – 1 час
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
Задание № 2.
Азбука скульптурного материла – 2 часа
Беседа об опилочной массе, ее свойствах, способ приготовления, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.
Материал – Глина, опилочная масса, соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.
Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.
Задачи: грамотно приготовить материал к работе.
Задание № 3.
Лепка шара – 1 час
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: организация объемной формы, понятие симметрии.
Задачи: отработать навыки лепки круговыми движениями объемной фигуры, аккуратное выполнение работы.
Задание № 4.
Лепка куба – 2 час
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции
Задачи: развитие пространственного мышления, отработка навыка сдавливания в лепке, добиться четкости в линиях и гранях куба.
Задание № 5.
Лепка яблока – 2 час
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: освоение приема лепки из целого куска.
Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.
Задание № 6.
Лепка груши – 2 час
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи
Цель: понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Задачи: развитие образного мышления, добиться симметрии, четкости формы, отработать навык вдавливания и углубления.
Задание № 7.
Алфавит – 10 часов
Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: деление куска на части, лепка базовых форм.
Задачи: повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки, четкое выполнение формы букв.
Задание № 8.
Роспись яблока – 2 часа
Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Материал – высушенное изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.
Второй этап – роспись акварелью или гуашью.
Задание № 9.
Роспись груши – 2 часа
Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: повторения материала предыдущего материала, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 10.
Роспись алфавита – 4 часа
Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Материал – изделие, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.
Цель: раскрашивание готовых работ.
Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемным формам.
Задание № 11.
Плоские работы по шаблонам – 12 часов
Плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой. Практические занятия: Перевод шаблонов изделий в тетрадь. Использование шаблонов при выполнении работ «ангелочек», «барыня», «козлик», «мышка», «кот в сапогах» и др.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.
Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона.
Задание № 12.
Головоломки – 9 часов
Рассматривание образцов игр-головоломок. Практические занятия: Выполнение эскизов головоломок или переведение готовых образцов. Изготовление шаблонов из бумаги или картона. Лепка головоломок «паровозик», «домик» и др. Лепка игры «домино».
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, муляжи.
Цель: лепка по шаблонам, закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся.
Задачи: грамотное выполнение работ с помощью шаблона, повторение ранее изученных материалов, отработка навыков работы с опилочной массой.
Задание № 13.
Рамочки – 8 часов
Рассматривание образцов рамок для фотографий.
Практические занятия; Изготовление шаблонов, лепка рамочек, украшение мелкими деталями, раскрашивание.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Задачи: развитие образного мышления, отработка способов и приемов работы.
Задание № 14.
Украшения – 8 часов
Рассматривание репродукций и образцов работ. Знакомство с узорами и орнаментами. Материалы, используемые для крепежа украшений. Последовательность выполнения.
Практические занятия: Изготовление шаблонов, лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка броши, кулона, браслета, бус и т. д.
Материал – опилочная масса, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
Цель: закрепление материала предыдущих заданий, развитие рук и глаза учащихся, понятие о построении объемного предмета в пространстве.
Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.
Задание № 15.
Итоговое занятие – 1 час
Цель: закрепление изученного материала.
Задание № 16.
Подготовка к выставкам – 2 час
Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.
Цель: закрепление изученного материала.
Технические средства обучения
На занятиях «лепка» по данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.
Подборка технологических карт, схем:
- Схемы: Приемы лепки, Приемы лепки при соединении частей, Лепка «Дымковский конек, индюк, козел», «Чернышенской кукушечки, барыни», и т.д.
- Разработка рефератов.
- Разработка творческих проектов.
- Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом
Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка
Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:
Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
Список информационных источников
Основная литература
1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.
2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.
3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.
4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.
5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.
6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.
8. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php
9. naportal.ru
Дополнительная литература
Список рекомендованной литературы для педагога
- Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007, 357с.
2. Быков Ю.А., Крауц Т.И. С веком наравне. / Т5Книга о зарубежной скульптуре. – М.: Молодая гвардия, 1986. 303 с., ил.
3. Геронимус Т. « Я сделаю все сам». – М.: Изд. « Аст-пресс». 1998, 178с.
4. Гоголев О.Б. Лепим из глины – М.: Профиздат 2009, 96 с.
5. Горячева В. С, Нагибина М. Н. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». - Ярославль: Изд. «Академия развития» 1998, 260с.
6. Дронова Г.И., ЯкобсонС.Г. «Обучение детей рисованию, лепки, аппликациям и игре». - М.: Изд. «Просвещение». 1992, 193с.
7. Евстратова Е.Н. Скульптура: Научно-популярное издание для детей – М.: ООО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2002, 127с.
8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста – М.: ОООТД Изд «Мир книги», 2009, 192 с., ил.
9. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007, 171с.
10. Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004, 117с.
11. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006, 153с.
12. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000, 482с.
13. Федоров Г. Послушная глина. - М.: Изд. «АСТ-пресс». 1997, 311с.
14. Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140с.
15. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. – М.: Изд. АРТ-РОДНИК. 2006, 128 с, ил.
Список рекомендованной литературы для детей
1. Альбом для раскрашивания «Разноцветные лошадки», «Городецкие узоры», «Дымковская игрушка».
- Рабочие тетради по основам народного искусства «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».
- Учебное наглядное пособие «Учим детей лепить».
- Русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
Рабочая программа...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 9 класса надомного отделения ГБОУ"
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.Пояснительная записка.Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения рус...
Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 10 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".
Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки....