ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир лепки и аппликации»
рабочая программа

Алсаева Зинаида Иннокентьевна

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx58.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

МУ ДО «Иволгинский районный центр дополнительного образования»

«ПРИНЯТО»

На методическом совете

Председатель: заместитель директора по УМР

___________________

Ажеева И.А.

Протокол № ___

от «__»____________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МУ ДО «ИРЦДО»:

________________

Астраханцев С.В.

от «___» _____2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир лепки и аппликации»

Направленность: художественно – эстетическая

Возраст: 5 - 8 лет

Срок реализации: 1 год (72 часов)

Автор – разработчик: Алсаева Зинаида Иннокентьевна,

педагог дополнительного образования

с. Иволгинск

                                                            2019 год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет
  3. Тематическое планирование. Лепка
  4. Тематическое планирование. Аппликация

Список использованной литературы


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Основные характеристики программы
  1. Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» МУ ДО «ИРЦДО» разработана педагогом дополнительного образования Алсаевой Зинаидой Иннокентьевной  для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является:

1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач,  предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность  программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию  в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.

- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

-Развивать сенсорные способности  восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

- Развивать мелкую моторику, координацию рук.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.

3. Постепенное усложнение программного материала.

4.Групповой характер освоения программного материала.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.

- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

2. Воспитательные:

- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.

3. Развивающие:

- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип по этапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

 - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.

-  На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание -  для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.

- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу. 

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Возрастные особенности дошкольников 5-6 лет

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми  старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить.

Что касается лепки, то в её процессе больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

В возрасте 5-6 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.

Используются два типа занятий по лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).

Лепка

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило,  может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.

С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:

  • делить пластилин (глину) на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко);
  • создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец);
  • раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
  • заострять и закруглять предметы;
  • раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники;
  • делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик).

С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:

  • делить пластилин (глину) на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
  • лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
  • лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).

Педагог обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п. Необходимо продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закрепить умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.

Аппликация

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Педагогу необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).

Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.

Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).

Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 25-30 минут, с возможным последующим увеличением времени.

Для реализации программы используются учебно-методические (методические пособия, учебники, книги, конспекты занятий) и различные материально-технические средства.

Формы занятий:

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Занятия проводятся по группам и индивидуально.

Ожидаемые результаты

К концу года дети могут:

В лепке:

  • Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.
  • Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации:

  • Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

форма контроля

1.

Раздел 1 Лепка

36

1,5

34,5

1.1.

Вводная беседа по технике безопасности «Волшебный пластилин». Лепка по желанию детей.

1

0,5

0,5

1.2.

«Созрели яблоки в саду» (пластилинография).

1

1

Спросить детей о названии   формы, исходной для лепки (шар, конус, овал).

  • Уточнение способов лепки овощей  разрезание, скатывание, соединение деталей, заглаживание

1.3.

«Грибы».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.4

«Цветочная клумба».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.5

Вылепи, какие хочешь, овощи.

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.6

«Гриб мухомор».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.7

«Наши любимые игрушки».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.8

«Фрукты».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.9

«Наш пруд» (коллективная композиция».

1

0,2

0,8

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.10

«Осенний натюрморт».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.11

«Блюдо».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.12

«Листья танцуют и превращаются в деревья» (лепка декоративная, рельефная).

1

0,2

0,8

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.13

«Снегири на ветках».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.14

«Девочка в зимней шубе».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.15

«Снеговики в шапочках и шарфиках».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.16

«Ёлочка».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.17

«Снегурочка».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.18

«Весёлые человечки».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.19

«Зимние забавы» (лепка сюжетная).

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.20

«Зайчик».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.21

«Щенок».

1

1

приемы лепки 

1.22

«Валентинка».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.23

«Летят самолёты» (Папин день).

1

0,2

0,8

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.24

«Чайник».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.25

«Чашка и блюдце».

1

1

приемы лепки 

1.26

«Цветок для мамы».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.27

«Пластилиновая картина».

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.28

«Пасхальное яйцо».

1

0,2

0,8

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.29

«Жители леса и луга». «Зайчик»

1

0,2

0,8

приемы лепки 

1.30

«Лисичка»

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.31

«Белочка»

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.32

«Медведь»

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.33

«Радуга-дуга» (плоскостная лепка).

1

1

приемы лепки 

1.34

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка сюжетная, коллективная).

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.35

«Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная).

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

1.36

«Плывут по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная).

1

1

Спросить детей о названии. Уточнение способов лепки  

2.

Раздел 2 Аппликация

36

1

35

2.1.

«Веселые портреты».

1

0,2

0,8

Практический показ

2.2.

«Грибы».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.3

«Мухомор на поляне».

1

1

2.4

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

1

1

2.5

«Яблоки и груши лежат на блюде».

1

1

2.6

«Наш огород» (коллективная композиция).

1

0,2

0,8

Практический показ

2.7

«Осенний ковер».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.8

«Машина».

1

1

2.9

«Наша ферма» (аппликация из геометрических фигур разной величины).

1

0,2

0,8

2.10

«Листочки на окошке» (аппликация симметричная).

1

1

2.11

«Цветные зонтики».

1

1

2.12

«Осенние картины».

1

1

Практический показ

2.13

«Украшение дымковской игрушки».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.14

«Дома на нашей улице».

1

1

2.15

«Снеговик».

1

1

2.16

«Елочка-красавица» (поздравительная открытка).

1

1

2.17

«Волшебные снежинки».

1

1

2.18

«Снегири на ветках».

1

1

Практический показ

2.19

«Где-то на белом свете…».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.20

«Символ года».

1

1

коллективное обсуждение

2.21

«Дружные ребята» (аппликация ленточная).

1

0,2

0,8

2.22

«Валентинка».

1

1

Практический показ

2.23

«Открытка для папы» (аппликация предметно-декоративная).

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.24

«Пароход».

1

1

коллективное обсуждение

2.25

«Солнышко улыбнись».

1

1

Практический показ

2.26

«Подарок маме».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.27

«Башмак в луже».

1

1

коллективное обсуждение

2.28

«Нежные подснежники».

1

1

2.29

«Колобок» (иллюстрация к сказке).

1

0,2

0,8

Практический показ

2.30

«По морям, по волнам…».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.31

«Стайка дельфинов».

1

1

коллективное обсуждение

2.32

«Ваза с цветами».

1

1

Практический показ

2.33

«Городской транспорт».

1

1

Коллективные просмотры выполненных изделий

2.34

«Во поле берёзка стояла».

1

1

коллективное обсуждение

2.35

«Декоративный поднос».

1

1

2.36

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

72

2,5

69,5


Введение в программуТеория: Ознакомление с основными темами. Гигиена труда и организация рабочего места. Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом, стеком. Виды и формы занятий.

Основные понятия и приемы лепки. Теория: Что такое лепка? История возникновения лепки. Свойства материалов, из которых можно лепить. Виды пластических материалов. Традиционные способы лепки.

Практика: Лепка простых геометрических тел (шар, эллипсоид, полусфера, конус, валик и т.д). Освоение традиционных приемов лепки(скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание). Освоение способов лепки (конструктивный, комбинированный, модульный)

Пластилинография. Теория: Понятие «пластилинография». Инструменты и приспособления. Техника пластилинографии на разных носителях. Основные приемы пластилинографии. Стилизация. Понятие стилизации растительных и животных форм. Умение правильно расположить рисунок на плоскости стекла. Графическое оформление рисунка на стекле. Сочетание цветов, цветовая гамма. Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания.

Практика: Творческое выполнение индивидуальных изделий. Индивидуальное консультирование.

Лепка на круглой форме. Теория: Понятие «интерьер». Технология моделирования поделок на основе готовых (бытовых) форм.

Практика: Творческое выполнение индивидуальных изделий на основе готовых (бытовых) форм (поделки для украшения интерьера).

Сюжетная лепка. Теория: Понятия «сюжет», «композиция».Основные приемы соединения деталей. Связь предметных образов в сюжетной композиции (по смыслу, размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике).

Практика: Изготовление работ по мотивам русских народных сказок, любимых мультфильмов.

Народная игрушка. Теория: История глиняной игрушки. Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления.

Практика: Освоение этапов и приемов лепки народной глиняной игрушки. Лепка по типу дымковских мастеров.

Пленэрная лепка. Теория: Свойства влажного и сухого снега. Основные методылепки из снега (лепка из мокрого снега, вырезание из заготовленной формы). «Как строить фигуры из снега» (технология лепки из снега).

Практика: Создание снежных фигур на площадке.

«Семейные посиделки». Практика: Алгоритм создания мастер – класса. Совместные работы детей и родителей, дети выступают в роли учителей.


Список использованной литературы:

  1. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.
  2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академияразвития», 2006.
  3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программавоспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  4. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
  5. «От простого к сложному. Учимсялепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
  6. Е. Румянцева «Аппликация. Простыеподелки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    
  7. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительнойдеятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
  8. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитаниеребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
  9. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.
  10. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
  11. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

  1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
  2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
  3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  1. Организация выставок изделий совместного творчества.
  2. Фотоматериалы.
  3. Выставка для родителей в конце учебного года.

 Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения детьми  программы по лепке из теста

             Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

ФИО ребёнка

Технические навыки

Проявление

творчества

Проявление самостоятельности

раскатывание

выдавливание

сплющивание

оттягивание

делить на части

соединять части

Процедура оценки

Высокий уровень:

-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы  лепки из теста;

-Умеет самостоятельно достигать цель;

-Проявляет начало творческих способностей.

 Средний уровень:

-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы  лепки из теста;

-Недостаточная самостоятельность;

-Замысел реализуется частично.

 Низкий уровень:

-Ребёнок не овладевает приёмами работы  лепки из теста;

-Отсутствует самостоятельность, интерес;

-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.

ОЦЕНОЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся с целью установления:

Соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям, задачам и планируемым результатам обучения;

Соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям её реализации.

Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.

Содержание аттестации

Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обучающихся

1. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме (модуле, разделе) программы.

2. Достигнутые обучающимися умения и навыки  заносятся в диагностическую   карту.

3. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера, вопросники, тестирование,  защита творческих работ, проектов.

Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения).

Промежуточная аттестация обучающихся

1. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.

2.  Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

3. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; отчетные выставки;   вопросники, тестирование;  защита творческих работ, проектов.

4. Промежуточная аттестация обучающихся  проводится в период с 20 по 30 декабря и с  01 по 25 мая.

Итоговый контроль – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков.

Итоговая аттестация обучающихся

1. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию  обучения  по  программе.

2. Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной образовательной программе  может проводиться в следующих формах:  творческие работы,  отчетные выставки,     защита творческих работ, (проектов).

3. Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:

насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым обучающимся;

полноту выполнения дополнительной образовательной программы;

результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всех годов обучения.

Принципы аттестации

Научность;

Открытость результатов для педагогов и родителей, доступность;

Свобода выбора педагогом форм и методов проведения оценки результатов;

Обоснованность критериев оценки результатов с учётом конкретного вида деятельности;

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

Соблюдение педагогической этики.

Формы проведения аттестации определяются самим педагогом, соответствую ожидаемым результатам программы.

Функции аттестации

Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка.

Развивающая. Позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы.

Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса.

Социально-психологическая. Даёт каждому обучающемуся возможность пережить "ситуацию успеха".

Критериями оценки результативности обучения могут являться:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; развитость практических навыков работы со специальной литературой;

Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;

Критерии оценки уровня личностного развития детей: культура организации практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе.

Предмет оценивания: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальные учебные действия; перечень важнейших личностных свойств и другое.

Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов разрабатываются автором в соответствии с требованиями, принятыми в образовательной организации.

Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2,П.9; ст. 47, п.5).

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в объединение - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, в начале, в середине и в конце года. В середине года проводится текущий контроль или аттестация. Это позволяет увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

В конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Параметры подведения итогов:

количество воспитанников (%), полностью освоивших дополнительную образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу;

причины неосвоения детьми образовательной программы;

необходимость коррекции программы.

Критерии оценки результативности.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий  уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень — ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Материально-техническое обеспечение программы

Полимерная глина (самотвердеющая)

Кинетический песок

Скульптурный пластилин

Масса для лепки

Пластилин восковой

Пластилин шариковый

Стеки с различным профилем

Деревянные дощечки

Проволока для каркаса (алюминиевая и тонкая медная)

Мука пшеничная

Соль

Керамическая плитка /дощечки из оргстекла или пластика

Канцелярский нож

Скалка

Каттеры (формочки для резки фигур)

Зубочистки

Пленка пищевая

Ножницы

Карандаш простой

Цветные карандаши

Стерка

Точилка

Писчая бумага

Лак бесцветный для работы по дереву

Пресс для чеснока

Терка

Наждачная бумага

Фольга

Кисточки акварельные

Клей ПВА

Краски акриловые

Гуашь

Двухсторонний скотч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка»

Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленности«Лепка»                          ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная кисть"

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики». Рецензия методиста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...