Выступление "Игра в жизни ребенка"
учебно-методический материал на тему
«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу»,- считал А.С.Макаренко, а Е.А. Покровский рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Игра дает прекрасную возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение, сплотить в коллективе детей. Бывает, что желающих убирать зал, комнату не находится. Вот здесь уместны считалочка, и жребий, и любой конкурс, чтобы выявить проигравшего. Или, к примеру, такое решение: «Пусть сегодня останутся все Алеши, Тани и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladigra_v_zhizni_rebenka4.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Стяжкина Елена Владимировна – педагог дополнительного образования детей первой квалификационной категории. Руководитель творческих объединений: «Твори.ru», «Изонить».
Тема доклада: «Игра в жизни ребенка».
ДЕТСТВО – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Хорошо, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связаны с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу»,- считал А.С.Макаренко, а Е.А. Покровский рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Игра дает прекрасную возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение, сплотить в коллективе детей. Бывает, что желающих убирать зал, комнату не находится. Вот здесь уместны считалочка, и жребий, и любой конкурс, чтобы выявить проигравшего. Или, к примеру, такое решение: «Пусть сегодня останутся все Алеши, Тани и т.д.
При умелом руководстве со стороны педагога игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что порой им, кажется слишком обычным, скучным
Я считаю, что игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития. И что очень важно, игры сближают взрослых и детей, помогают установить более тесный контакт.
Организуя игру, я рассматриваю каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.
Хочу отметить ряд требований к педагогу. В первую очередь – это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляю к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм. При организации игровой формы проведения учебного занятия моя позиция – работать вместе с детьми. В этом случае деятельность строится не по шаблону, а идет поиск новых лучших вариантов выполнения заданий.
Не следует для занятий играми предусматривать специальное время, игра должна органически войти в жизнь ребенка, детского коллектива и умело сочетаться с другими видами деятельности. Игра уместна во всех случаях. Если дети устали и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс и т.д.
Классификация игр
Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.
Особое предпочтение я отдаю играм на занятиях в творческом объединении «Театр и дети», где обучение основано на следующих педагогических принципах, которые в частности стараюсь использовать и в работе с детьми других объединений:
- «Знаешь сам – поделись с товарищем».
- «Обучаемся играя» (широкое использование игровой природы ребенка, подростка в процессе обучения и развития их творческого потенциала).
- «ребенок=игра=перевоплощение=творческая природа детей=обучающий игровой процесс=ребенок – универсальный актер» (развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей).
- «Я сам».
- «Мы в тебя верим».
- «Самооценка».
- «Дал слово – держи».
- «Лучшие из лучших».
- «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится».
- «Идем к единой цели вместе».
- «Вдали от дома своего».
Данные принципы частично опробованы в моей педагогической и творческой практике и являются хорошей опорой для активной работы, что можно увидеть по результатам нашей совместной деятельности с ребятами. Мы принимали и принимаем активное участие, как в районных, так и в областных конкурсах, мероприятиях, выставках и ярмарках.
А закончить свой доклад хочется словами В.А.Сухомлинского: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятие об окружающем. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"
Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"...
Физическая культура в различные периоды жизни ребенка
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2В КЛАССЕ «ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления родителями пользы и вреда телевизора в жизни младшего школьника.ЗАДАЧИ: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором;пока...
Доклад на тему: "Роль музыки в жизни ребенка"
Доклад для педагогов о музыкальной деятельности....
Беседа с родителями на тему: "Роль отцовского воспитания в жизни ребенка".
Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом и не признается, хочется, чтобы у...
Советы родителям (телевидение в жизни ребенка)
Как сделать так, чтобы телевидение приносило пользу ребенку? Как бороться с телеманией? Здесь вы найдете советы, которые помогут решить данные вопросы....
Музыка в жизни ребенка
Поговорим с родителями о детях...