Физическая культура в различные периоды жизни ребенка
материал по теме
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_v_razlichnye_periody_zhizni_rebenka.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура в различные периоды жизни ребенка
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.
Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями, является начальным и очень важным звеном системы физического воспитания. Однако далеко не все дети дошкольного возраста охвачены сетью дошкольных учреждений.
В связи с этим существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего развития детей и полноценной подготовки их к школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам физического воспитания для них проводятся консультации, читаются лекции. Частично направленное использование физической культуры осуществляется детскими спортивными школами.
Дошкольный возраст является важным периодом физического развития и формирования личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой – незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействием внешней среды.
Вот почему в этот период важно своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма неблагоприятным внешним влияниям.
Дошкольная жизнь и развитие ребенка находятся в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психического и физического развития. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе.
Социально – педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши и в возрасте от 6 – 7 до 17 – 18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа : младший, средний и старший. На последнем завершается обучение в общеобразовательной школе или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения, где завершается также и общее образование.
В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы является обязательный курс физического воспитания, осуществляемой по государственной программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и домашнего быта, с эпизодическими массовыми физкультурными мероприятиями, а также регулярными занятиями по личному выбору самих учащихся в своем коллективе физической культуры. Бесперебойное функционирование этой системы обеспечено материально-техническими средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, финансовыми ресурсами и другими условиями.
Социально – педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте особенно велико. В основном оно заключается в следующем:
- создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания, накапливаются надежные предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями;
- постоянно поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность, обеспечивающая успеваемость в учебных занятиях;
- рационально организуется досуг детей, элементы физической культуры внедряются в быт и учащиеся постепенно приобщаются к спортивной деятельности;
- последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.
При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задач физического развития, образования и воспитания. Необходимо исходит из того, что повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям.
Важно также постоянно иметь в виду, что в школьном возрасте еще продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Этот процесс в определенной степени зависит от внешних условий жизни и характера осуществляемой учащимися деятельности, в значительной мере от направленного использования средств физической культуры. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного развертывания естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижению в конечном счете значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и даже невозможно.
Наконец, не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, в формирование мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности. Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена в конечном счете на физическое совершенствование порастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных заведениях и успешного осуществления других видов текущей деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.
Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях
Организационно систему профессионально-технического (ССУЗов) и высшего (ВУЗов) образования составляют колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища, а также высшие учебные заведения, деятельность которых связана с подготовкой различных специалистов для народного хозяйства.
Физическая культура студентов средних специальных и высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности.
Направленность и особенности содержания физической культуры в средних и специальных учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учетом специфических требований избранной профессии:
1. биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний;
2.преобразовательно-созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием личности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности
3.интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности
4.информационно-гедонистической, обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры
5.проектно-творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании
6.проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессиональной деятельности
7.ценностно-ориентационной, связанной с формированием профессионально-ценностных ориентаций студентов
8.коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно-спортивной деятельности
9.социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.
Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности, способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая культура 8 класс. Занятия физической культурой в зимний период, на улице.
Актуальность:Многие специалисты сходятся в том, что зимой заниматься физической культурой полезнее для здоровья, чем летом. Особенно на свежем воздухе.Причины:1. Зимний воздух больше насыщен кислородо...
Материал для родителей "Сенситивные периоды жизни ребенка"
В материале изложены основные характеристики для каждого этапа развития ребенка. Даны рекомендации для родителей, где акцентировано внимание на актуальные проблемы каждого периода. Материал можно испо...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя физической культуры в межаттестационный период
Повышение образовательных компетенций в области физкультурного образования.Задачи:- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работ...
Индивидуальный план самообразования учителя физической культуры в межаттестационный период на 2018-2023 годы
Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому. ...
Методическая разработка "САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ"
Самоконтроль на уроках физической культуры в период свмостоятельных занятий.Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, т...
САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, только 5% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми...
Методическая разработка проекта по физической культуре "Роль спорта в жизни ребенка"
На мой взгляд, спорт играет большую роль в жизни детей. Он укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Кроме того, мне кажется, занятия спортом п...