Самообразование и профессиональное развитие.
методическая разработка на тему

Самообразование и профессиональное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

«РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА УЧЕНИКА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ»

                                         

Преподаватель:

Яхьяев Солтанпаша Яхьяевич

                                                         г. Покачи


                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......с.3.

 

 I ГЛАВА: ВОСПИТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК ОДНА              

                  ИЗ  ЦЕЛЕЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….с.6.

 

 § 1.1. Индивидуальность как явление……………………………………….с.6.

 § 1.2. Опыт работы с индивидуальностью в вокальной педагогике……..с.13.

II ГЛАВА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ЭСТРАДНОГО

            ПЕНИЯ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…...с.17.

 

 § 2.1. Индивидуальность певца на эстраде…………………………………с.17.

 § 2.2. Методы организации работы педагога эстрадного пения………….с.25.

       

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..с.40.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..с.44.

 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..с.49.

                                                                                             

                                               ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время в современном обществе эстрадное  пение, благодаря

многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом искусства и одним из важных средств воспитания масс, особенно подростков и молодёжи. Но и  именно сейчас наиболее остро встаёт проблема исполнительской индивидуальности. Почему же среди такого множества  ежегодно  рождающихся   новых исполнителей,  многих  из них

характеризует высокий уровень профессионального мастерства, всё же редко

выявляются самобытные и яркие артистические индивидуальности? Сейчас с помощью телевидения исполнителей видят миллионы зрителей и популярность можно обрести за несколько минут.  Идёт поточное производство певческих  штампов. Все хотят быть похожими  на какого-либо популярного певца.

     Повсеместно открываются эстрадные студии и отделения эстрадного пения в школах искусств. Педагоги выпускают детей – звёздочек, работают со всеми детьми одинаково.

     Эстрадное пение прекрасно, если талантливо. Однако новичкам эстрада кажется лёгким успехом.

      Несмотря на обилие добротных голосов отличных вокалистов ныне не так много.  И  одна из причин – это то, что будущие певцы до первых вокальных занятий оказываются в плену у дефектных звучаний. Глядя на экраны телевизоров,   и   слушая   радио,  дети    стали   подражать  поп-звёздам,  но

подражание не развивает индивидуальность, а наоборот приводит к  однообразию. Перевоспитать  вкус  и  манеру трудно. Тем  более, что сотня

замечаний преподавателя с трудом противостоит влиянию радио и  телевидения: пропагандируемое принимается  детьми за эталон.      Во всём этом индивидуальность певца теряется, а для искусства  эстрады она необходима, индивидуальность неотделима от эстрады. Есть  афоризм: «Слух рождает певца».

     Воспитывать с помощью современной звукотехники слух народа на лучших  образцах вокального звучания – значит в благодатную почву сеять семена для  рождения замечательных индивидуальностей певцов.

     На уровне эстрадных студий и школ становление певца зависит от нас педагогов. Но в связи с тем, что учебные заведения раньше не готовили дипломированных эстрадных певцов, преподают эстрадное пение, в большинстве случаев, академисты. И здесь выявляется основная причина отсутствия индивидуальностей  на эстраде – это проблема организации учебно- творческой деятельности педагога в классе эстрадного пения.

     Как работать с голосом эстрадного певца? Оформленной теории, несмотря на заслуженный возраст эстрадной песни, нет. В связи с отсутствием специальной литературы: методик, минимум методических разработок, которые  помогали  воспитывать эстрадного певца, но и из того, что имеется, не всегда носит объективный характер. И всё это правильно, т.е. преподаватели работают методом эксперимента. Различия в работе определяются их индивидуальностями  и разнообразием самой эстрадной практики, но все преподаватели трудятся, прежде всего, над культурой пения.  Что же делать в создавшейся ситуации? Как педагогу организовать свою работу, чтобы воспитать индивидуальность? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется необходимостью выявления значимости взаимодействия преподавателя и ученика для эффективного процесса работы в классе эстрадного пения.      

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: индивидуальность.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: организация работы педагога эстрадного пения.

ЦЕЛЬ: предложить  методы  организации  работы педагога эстрадного пения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данная работа может быть рекомендована для ознакомления преподавателям эстрадного пения и руководителям вокальных студий.    

ЗАДАЧИ:

-изучение специальной литературы по теме

-изучение и анализ методических разработок и методик по эстрадному   пению.

-изучение опыта работы с индивидуальностью в вокальной педагогике

-изучение индивидуальности как явления

-исследование индивидуальности певцов на эстраде: Шаляпина Ф.И.,      

 Шульженко К.И.,Утёсова Л.О.

Характер научного исследования: теоретико-прикладной.

Данная аттестационная работа, по своей структуре, состоит из двух глав, каждая глава, в свою очередь, включает в себя два параграфа. В I главе рассматривается индивидуальность как явление со всех сторон, прорабатываются понятия индивид и личность. Обращается особое внимание на вокальную педагогику, на выявление и развитие творческой индивидуальности  на примере  опыта работы педагогов: Е.А. Лавровской, Д.Е.Огородного, П.Г.Лисициана, П.В.Голубева, И.А.Иосифова, Н.Б.Гонтаренко.

Вторая глава посвящена изучению понятий: эстрада, песня. Рассмотрена индивидуальность певцов на эстраде: Ф.И.Шаляпина, К.И.Шульженко, Л.О.Утесова. Заключительный параграф включает в себя методы организации работы педагога эстрадного пения. В заключении приведены результаты и выводы обеих глав дипломной работы.  

 

 

I ГЛАВА: ВОСПИТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1.Индивидуальность как явление.

Индивидуальность как явление мы решили рассмотреть в таких сферах человеческой деятельности как – философия, педагогика, психология, филология. Но изучая «индивидуальность», следует четко разграничивать это понятие с другими понятиями, характеризующими человека, - «индивид», «личность», поэтому рассмотрим, что собой представляют и они.

С точки зрения философии индивидуальность-это особенное специфическое, что отличает того или иного человека от других. Индивид-представитель человеческого рода - категория натуралистической, природной сущности. (62,с.5). Личность - в широком смысле конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве её природных качеств. В более узком философском смысле личность – индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно историческими  условиями  жизни общества.(44,с151)

Индивидуальность – это совокупность характерных своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого. Индивидуум – отдельный живой организм, особь.  Личность- совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Такие определения мы находим в Современном толковом словаре русского языка под редакцией С.А.Кузнецова. (48,с.244).

В современной психологии понятие индивидуальности (от лат. Individuum-неделимое)   представляет системную организацию человека, как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Индивид – это единичное природное существо как представитель вида Homo sapiens, обладающее целостностью психофизической организации и наличием индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей этого вида.  В понятии  индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек – это индивид. Личность – от слова «лик», «лицо», -  это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.  

С точки зрения педагогики индивидуальность  человека  есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. Индивид выражает общие свойства человека как организма. Личность, по определению Л.С.Выготского, - это целостная система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Личность по определению А.Н.Леонтьева,– это результат процесса воспитания и самовоспитания. По его же мнению индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. (21,с.1) По мнению Л.И.Божович личность – это индивид, осознающий свою индивидуальность. (3,с.1)

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что индивид – это единичное природное существо, представитель человеческого рода, отдельный живой организм, особь.  

Индивидуальность – это   неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, способностей человека.     Индивидуальность человека складывается из трёх начал. Во-первых, каждый человек в чём-то схож с остальными. Во-вторых, каждый человек в чём-то одинаков с некоторыми другими индивидами. В-третьих, каждый человек в чём-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека.  Индивидуальность человека формируется под влиянием трёх групп факторов.

     1.Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передаёт внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с  близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу  некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях  очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым  для

всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

     2.Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность  человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности.

     Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определённые ценности и верования.

     Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьёй, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определённые поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.

     В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определённым группам и организациям. У человека вырабатывается определённая идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения.

     В-четвёртых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

     3.Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на своё собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

Понятие личность – многозначно:         

1.Личность – это конкретный человек, в единстве индивидуальных свойств и социальных ролей.

2.Личность понимается как социальное свойство индивидуума. Совокупность интегрированная в индивиде социально значимых свойств.

3.Личность как носитель социальных качеств социальных свойств.

     Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его определяющее повседневное поведение и связь с обществом и природой.    То есть личность – это всегда индивид, но индивид не всегда является личностью. Для того, чтобы стать личностью, индивид должен развить в себе тот природный потенциал, который заложен в нем изначально,  генетически. Индивидуальность человека – одна из сторон его личности. Хотя личность и индивидуальность составляют своеобразное единство, однако понятия «личность», «индивидуальность» так же не тождественны, как и понятия «индивид» и «личность». По мнению Н.А.Бердяева, человек может иметь яркую индивидуальность, но не быть личностью. (2,с.7) Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.   На процесс социализации личности влияет всякого  рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», «школа» и т.д. Личность рассматривается как система черт – относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности. Процесс социализации личности зависит от многих факторов, это мы видим из рассмотренного выше. Любой процесс  работы с личностью должен строиться с учетом индивидуальных особенностей, не исключение и педагогический процесс обучения.  Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. (27,с.115) Процесс обучения – прежде всего процесс познания учеником окружающего мира. Обучение – это специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей.  Специально организованная познавательная учебная деятельность  - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации. (1,с.84)Для решения проблемы, характерной для данной работы педагогу эстрадного пения  необходимо  организовать  учебный процесс учитывая законы педагогической науки и опираться на индивидуальные характеристики и особенности ученика в классе эстрадного  пения.  Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. С позиции отечественной психологии данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности, как субъекты меж индивидных отношений. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной системы социальной общности деятельности. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.  Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В наше время этому уделено большое внимание. Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что люди обычно делают множество неверных заключений о других, об их характеристиках, их индивидуальности потому, что при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаём основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии людей. Это всё наносит ущерб отдельным людям и обществу в целом.

     Для организации работы педагогу эстрадного пения необходимо досконально и регулярно изучать индивидуальные характеристики ученика, и это изучение должно вестись в совокупности с изучением ситуации в процессе обучения. Ведь индивидуальность поведения учащегося зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. При изучении индивидуальности человека (учащегося) необходимо принимать во внимание его возраст. Человек  проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поведение человека очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учёт всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а, следовательно, к управлению человеком.  

ВЫВОД: Рассмотрев индивидуальность как явление, была выявлена совокупность характерных своеобразных личностных черт, отличающих какого-либо человека от другого, и что она формируется под влиянием трёх групп факторов:

1.Наследственность и физиологические особенности человека.

2.Влияние окружения человека на формирование индивидуальности.

3.Черты и особенности характера человека и его индивидуальность. Индивидуальность оказывает влияние на своё собственное формирование и развитие.

 

1.2.Опыт работы с индивидуальностью в вокальной педагогике

Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики, рассматривающей воспитание как творческий процесс. Учитывая, что каждый учащийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей одной психическими, вокальными и прочими особенностями, вокальная педагогика требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. В основе педагогического процесса должны лежать следующие музыкально-педагогические принципы:

1. Принцип единства художественного и технического развития пения.

2. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством

пения, в усложнении учебного материала.

3. Принцип индивидуального подхода к учащемуся - этот принцип надо

подчеркнуть особо, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных черт и имеет жанровую многоплановость.    Взаимодействие преподавателя и ученика в процессе работы над музыкальным произведением имеет собственную, ярко выраженную специфику, имеет комплекс компонентов (цели, содержание, формы, методы и средства обучения).  Рассмотрим опыт  вокальных педагогов с целью исследования исторического   аспекта в работе с индивидуальностью.

      Из опыта работы профессора Московской консерватории Елизаветы Андреевны Лавровской можно выделить основные критерии и принципы:

1.Индивидуальный подход во всём.

2.Принцип – воздействовать на ровность певческого голоса посредством регуляции дыхательного посыла.

3.Знание музыкального и поэтического текста, а далее техническая и музыкальная сторона произведения в работе.

     Из опыта работы профессора Ереванской  консерватории Павла Герасимовича Лисициана. Принцип его работы:

1.Только индивидуальный подход по поводу введения певческого аппарата в вокальный процесс.

2.Уделял внимание поискам высокой вокальной позиции, яркости, «вправленности» звука.

3.Велась работа по украшению тембра – чистого, естественного, не замутнённого призвуками при свободном и низком положении гортани.    

  4.Работал над варьированным комбинированным дыханием в соответствии с вокальными задачами, характером музыкального произведения, индивидуальной природой голосового аппарата и многим другим.  Его ученики говорили, что « в вокально-методическом мастерстве – умении за короткий период научить певца на основе правильной организации дыхания находить высокую позицию звука и яркое резонирование – ему не было равных». В своей книге С.Б. Яковенко о П.Г.Лисициане писал: «Привычное определение – ставить голос – к работе Лисициана не подходит. Скорее это поиск природной красоты и естественности звучания. Голос для него, как драгоценный камень. Чтобы он обрел истинную форму и засверкал, нужно аккуратно отделить от него наслоения, не повредив тонких граней, не поцарапав его». (9,с.22) Такова работа с певческими голосами. Чтобы максимально  выявить индивидуальный тембр, нужно снять все лишние,   тогда и польется чистый, первозданный голос с его неповторимой, индивидуальной природой.  

     Из опыта работы заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории Павла Васильевича Голубева:

1.Осторожно  подбирал тип дыхания в индивидуальном порядке. Разграничил понятия «опоры звука» и « опоры дыхания» в зависимости от вокально-педагогических задач.

2.Работа над развитием диапазона голоса.

3.Работа над легким звукообразованием и устойчивой точной интонацией.

4.Большая работа над исполнительским планом произведений и индивидуальными исполнительскими возможностями ученика.

Изучая методику обучения вокалу Дмитрия Огородного мы видим, что он работал с голосом,  учитывая  физические особенности гортани индивидуума, и природную индивидуальность каждого человека. Согласно этому, отдельные методы и приемы выявления голоса и «обработки» певческого голоса надо подбирать чисто индивидуально.

Н.Б. Гонтаренко как педагог - вокалист ведет неустанный поиск новых ускоренных методов в раскрытии певческого голоса. Как «вытащить» индивидуальную природу, собственную самобытность? Как при этом процессе привить вокальные ощущения, используя свой организм, как инструмент? Вот те вопросы,  над которыми она постоянно работает.

Это только самые основные принципы нескольких педагогов – мастеров, воспитавших много прекрасных исполнителей. Но и по этим  методическим принципам уже видно, что их педагогическая деятельность была направлена на выявление и развитие индивидуальности.  Именно работа с индивидуальностью, творческий поиск педагога, его интуиция и опыт постоянно двигают, расширяют и развивают методику преподавания.  Это означает, что единой методики для всех и каждого нет. Знаменитый итальянский педагог  Генрих Панофки (1807-1887) справедливо утверждал, что «нужно было бы написать столько методик,   сколько учеников». В своей книге «Искусство пения» он предложил «Теорию и практику для всех голосов», где дал много советов. Например он пишет: «Хорошему педагогу нужна наблюдательность, интуиция, которые помогли бы раскрыть способности, характер учеников и путь, по которому надлежит вести каждого из них. Каждый педагог – это творец и исследователь, который открывает новые горизонты на проблемы обучения.» (9,с.19).

Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Опираясь на вышеизложенный материал,  можно констатировать тот факт, что проблематика, связанная с организацией работы педагога направленная на индивидуальность ученика была актуальна.

ВЫВОД: Вся педагогическая деятельность вышеперечисленных педагогов была направлена на выявление и развитие творческой индивидуальности.

ВЫВОД  ПО  I ГЛАВЕ: Воспитание индивидуальности как одна из целей педагогической деятельности не просто одна из целей, а одна из главных целей педагогической деятельности вообще и в вокальной педагогике в частности.  

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2.1.Индивидуальность певца на эстраде

         Эстрада - французское слово estrade означает помост, площадку на возвышении,  которая  служит для выступлений артистов. (Толковый словарь русского языка).  

             «Эстрада – это многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры… Обычно используют «малую форму» - номер, короткое по времени выступление (одного или нескольких артистов), выстроенное по законам драматургии…Особое значение приобретают наличие яркой индивидуальности, удачно найденный актёром имидж (иногда маска), внутренняя энергетика – с момента выхода на эстраду, он должен захватить внимание аудитории». (58, с.767). Эстрада является синтетическим видом искусства, включающим в себя малые формы драматургии, музыки, хореографии, цирка и другие. Эстраде присуща массовость, современность, импровизационность, это искусство малой формы – концертный номер, обращение к зрителям происходит от первого лица, непосредственное общение с публикой.

Песня – вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике.  На эстраде нередко решается как сценическая «игровая» миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен («театр песни»). Большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится « соавтором» композитора. Жанры и формы песен разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, шансонетка и другие. Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид вокального искусства. Это один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому.  Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе. Петь любят все. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чём необходимо знать и помнить певцу.  Но певцами можно назвать только таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональные, ими могут быть и любители. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Перед певцом  открываются  безграничные возможности самовыражения. Способность певца управлять голосом (и тембром в особенности) равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

             В своё время замечательные мастера советской эстрады Марк Бернес и Клавдия Шульженко, делясь своим творческим опытом, отмечали, что эстрадный певец должен быть прежде всего актёром  и режиссёром – постановщиком своей роли. Ему необходимо вслушаться в музыку, вчитаться в текст, вжиться в образ и только затем создавать общую композицию песни, намечая для себя ход её развития, кульминацию. После этого ещё предстоит долгий поиск различных нюансов в звучании голоса, движениях, жестах, мимике с одной целью: ярче выразить содержание и красоту песни.

Цель эстрады – создание художественного образа, а пространством для воплощения данного образа является номер. «Номер – отдельное законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства – «Его Величество номер» - говорил Н.Смирнов-Сокольский. Для артиста, выступающего на эстраде, номер – маленький спектакль со своей завязкой, кульминаций и развязкой … Для постановки номеров привлекаются режиссёры, а иногда композиторы, хореографы, художники, в том числе художники по костюму и свету». (32, с.452).

Номер – это  «отдельное, завершенное композиционно, уравновешенное во всех частях, небольшое скоротечное, законченное сценическое произведение любого жанра, со своей завязкой, кульминацией и развязкой; выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного вида искусства (драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д.), составляющее у зрителя, слушателя целостное впечатление. При этом утверждающее определенную идею и требующее от исполнителя создания сценического образа» - такое определение дает Александр Аронович Рубб (режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, кандидат искусствоведения).

Драматургическая основа  эстрадного номера состоит из темы, идеи, сверхзадачи, внешнего и внутреннего конфликтов, метаморфозы. «Тема всегда конкретна. Она объективная сторона произведения, предмет, локализованный во времени и пространстве. Это дает нам основание начинать определение темы любого произведения  с определения времени и места действия, то есть с ответов на вопросы: «Когда и где?» - означает, в каком веке, в какую эпоху, в какой период, а иногда даже – в «Котором году?» - означает, в какой стране, в каком обществе, в какой среде,  а иногда даже и в какой именно географической точке.

Идея, абстрактна. Она вывод и обобщение. Идея субъективна. Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности. Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

 Сверхзадача  есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в создание людей, то, к чему, художник стремиться в конце концов, она – самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание, она идейная активность художника, его целеустремленность, его страстность в борьбе за утверждение бесконечно дорогих для него идеалов и истин. Эстрада – многожанровое искусство. Она включает в себя разговорные жанры монолог, пародии, сценка, песня, куплеты, частушки); хореографические жанры (танец, хореографическая зарисовка); оригинальный жанр (клоунада, жонглирование, акробатика); музыкальные жанры. Актерскому мастерству, как искусству перевоплощения, которое учит действовать в пространстве, эстрада отводит особо значимую роль» (52,с.3). Эстрадный артист – это самобытный актер, на творчество которого накладывала отпечаток его яркая индивидуальность.  Для определения  основных принципов, предъявляемых к исполнителю и певцу на эстраде, рассмотрим индивидуальные и отличительные особенности великих певцов нашей эстрады: Ф.И Шаляпина, К.И.Шульженко и Л.О.Утесова.

              Велика, несравненна была всемирная слава русского певца Федора  Ивановича Шаляпина.  Его мягкий, бархатистого тембра   высокий бас, богатство вокальных интонаций в соединении с талантом драматического  актёра позволяли с равным успехом передавать в концертном исполнении  оперные арии, петь классические и современные романсы, народные песни.  Он создал галерею замечательных, оригинальных и живых  образов, даже в тех операх, где штампы были чрезвычайно сильны. Он заново открыл миру оперы Мусоргского, дал совершенно иной подход к решению вопроса игры и вокального воплощения образа для оперного певца. Ф.И.Шаляпин и слово «штамп» - совершенно несовместимы. Исполняя романсы и песни, мощность голоса демонстрировал лишь в  кульминациях, чаще прибегал к полутонам. Свободно использовал речитатив, музыкальную декламацию, почти шептал, но при этом для слушателей не пропадало ни одно слово, ни один звук. Концертная эстрада для Шаляпина стала местом рождения неповторимых художественных образов – трагических, драматических, лирических, комических, сатирических, героических. При всей исторической значимости оперных созданий Шаляпина, может быть именно на концертной эстраде наиболее полно и ярко проявилась неповторимая индивидуальность великого артиста. Бессмертными остаются Шаляпинские заветы искусства высокой жизненной правды и совершенно реалистического мастерства.

             Ещё один выдающийся эстрадный артист, певец, создатель теаджаза – Леонид Осипович Утёсов. Теаджаз включал в себя сатиру, юмор, пародию, лирику, цирковую эксцентрику и помог соединить два пристрастия Утёсова воедино – театр и музыку. Жизнерадостность, демократизм, праздничность сделали  Утёсова символом 30-х гг. На протяжении нескольких десятилетий Утёсов оставался общепризнанным лидером советской песенной эстрады, её «патриархом». Не обладая поставленным певческим голосом, благодаря актёрскому таланту и мастерству, великолепной дикции, «певучести души» он умел донести песню до слушателя, увлечь ею. Без Утёсова нельзя представить развитие советской песни.

             Клавдия Ивановна Шульженко,  на протяжении полувека оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов: (М. Кристалинскую, Э.Хиля, В. Леонтьева, М. Пахоменко).  Шульженко отличалась чрезмерной чувствительностью, мелодекламационной манерой исполнения. Она могла мгновенно перевоплощаться: как, например, в моноспектакле «Три вальса» - три акта о жизни женщины: юность, зрелость и старость воспроизводятся актрисой в  пластике, звучании голоса, интонациях, многообразии оттенков. Используются паузы, контрастные сопоставления напевности и речитатива, то сухого и строгого, то доверительно - интимного. Одна и та же песенная строка, завершающая каждый куплет, «как голова кружится», концентрирует внутреннюю жизнь героини на трёх разных этапах её судьбы. Наряду с сочувствием в подтексте слышится лёгкая ирония, снимающая налёт сентиментальности. Ещё в 30-е гг. Шульженко смело осваивала пространство эстрадной площадки. Она использовала предметы быта: ветку сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот.   Использовала кастаньеты, бубен, листок бумаги, веер. Её руки находились в движении, они просили, страдали, утешали, обнимали. Мимика, поворот головы, лёгкое движение чаще не просто иллюстрировали текст, а, находясь с ним в сложном контрапункте, обнаруживали подтекст. С мастерством драматической актрисы она создавала характер героини, одновременно показывала своё отношение к ней. Песни порой непритязательные по содержанию, приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. А сколько вальсов она исполнила, которые сделали её песни незабываемыми.              

     Мы рассмотрели творческое наследие великих певцов нашей эстрады, владеющих словом,  мастерством перевоплощения и являющихся яркой индивидуальностью.      

             Эстрада даёт неповторимую радость творческой реализации. «Публика для исполнителя, - замечал Коган, - является вообще самым тонким, самым точным барометром того, в какой форме, в каком творческом состоянии на сцене находится он в данное время».(39,с.22) На эстраде обязательно должно появляться особое состояние творчества, порождаемое общением со зрителем и желанием донести до него свое прочтение произведения. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чём необходимо знать и помнить певцу и педагогу в классе эстрадного пения.    

            Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.   Эстрадному певцу, конечно, важно иметь тембр, силу, диапазон, слух, эмоциональность, внешность, но иногда звучание голоса может не соответствовать некоторым перечисленным качествам, а певец может быть очень убедительным, высокохудожественным и  оригинальным.  

             Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, который при работе в обучении может стать красивым, профессионально звучащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".(39,с.8)

             "При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." - Фелия Литвин.(39,с.8) Крупнейшее достоинство прекрасных русских певцов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ и органичное использование собственной индивидуальности. (45,с.60)  

             Певец должен много читать, особенно стихов, чтобы чувствовать поэтический образ исполняемого произведения. Необходимо прочитать весь текст музыкального произведения так, как это сделал бы драматический артист. Внесение своего прочтения произведения, убедительной интерпретации связано с активной работой фантазии, когда яркие видения помогают найти верное исполнительское самочувствие, при котором эмоционально окрашенные исполнительские намерения подсознательно вызовут необходимые нюансы, сделают пение живым, действенным, впечатляющим."Когда удается певцу ревниво следящую за ним аудиторию захватить и исторгнуть у нее вздох удивления - вот это значит... что искусство дошло до человеческой души. Наоборот, если зритель замечает все сложности, которые преодолевает исполнитель - иллюзия исчезает, увлечение не приходит... Чем более зрелым становится артист, тем больше познает, как далек от совершенства, тем сильнее стремится к нему, тем больше работает".( 39,с25)

             Главная задача исполнителя: поселить в душе слушателя образ, ввести в мир человеческих страстей. Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели драматическому актеру , потому что певец должен на сцене петь. Е.Е. Нестеренко рассказывает в своей книге анекдот. Режиссер на репетиции не мог никак добиться от тенора, играющего любовную сцену, правдивого поведения. Тогда он закричал: "Неужели вам в жизни не приходилось делать ничего подобного?" - " Да, но тогда мне не надо было петь!" - был ответ.(39,с35)

             Голос сам по себе, в физиологическом смысле красивый, мощный и к тому же хорошо выделанный, уже доставляет наслаждение. Заинтересовать публику, сидящую в зале, музыкой более или менее известной, иметь успех в произведениях, которые аудитория любит и знает, а также показать себя, свои возможности в песнях, романсах и ариях... в начале творческого пути, пока публика еще плохо знает певца, вполне закономерно.

             На сцене нужно помнить о том "публичном одиночестве", о котором говорил Станиславский: "Для артиста "публичное одиночество" - это величайшая вещь. Вы стоите посреди сцены, на вас смотрит много людей, но вы их не замечаете. Вы заняты делом, конкретная задача вас успокаивает и приводит к "публичному одиночеству".(36,с101)

             Чтобы стать хорошим певцом "прежде всего надо иметь разум, затем горячее сердце и железную волю, а уж потом безусловно голос", - считал педагог Мишуга. (39,с.42)

     Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хорошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за общим состоянием здоровья.

             На отделениях эстрадного пения   педагогам необходимо обращать внимание на культуру пения, на развитие звонкости голоса, на расширение звуковысотности, певческое дыхание, то есть на формирование тех  качеств, которые направлены на определение  индивидуальности исполнителя.

  Особенность классов эстрадного пения :  нет чёткого разграничения голосов по типам (сопрано колоратурное, лирическое, драматическое и так далее). Очень индивидуальные по тембру  и манере пения голоса не сливаются в совместном звучании. Поэтому в  ансамбли  подбирают участников по сходству голосов и с учётом единой манеры пения. При этом певцы ещё и подстраивают звучание друг к другу. Меру сохранения индивидуальности голосов определяет педагог. Ему необходимо для каждого  ученика индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, способ извлечения звука и т.д., учитывая пол, возраст, характеристику голоса физическое состояние певческого аппарата и другое.

 

2.2. Методы организации работы педагога эстрадного пения

     

             Метод(от греческого  metodos – «путь сквозь») – систематизированная  совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Организация работы – это процесс.  Процесс – это течение, ход. Последовательная смена состояний в развитии чего-либо. Ход, развитие какого-либо явления. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение результата. (48,с.650)

     Задача   педагога состоит в том, чтобы научить ученика понимать искусство  и  владеть им с использованием различных методов. Другими словами - ввести ученика в мир искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой, применяя педагогическую профессиональную компетенцию, выраженную, в том числе и правильным подбором методов. Это цель может быть осуществлена тогда, когда обучающийся разучивает произведение искусства, (песню), и работает над специальными упражнениями, развивающими те или иные стороны «аппарата переживания» и «аппарата перевоплощения». Если педагог занят только тем, чтобы показать, как надо исполнять вокальное музыкальное произведение, ему не подвести ученика к творчеству. Творчеству научить нельзя, но можно научить творчески  работать. Этим сложным процессом работы  исполнителя над собой  педагог может и должен активно руководить. В своей практической деятельности, процесс творчества  связан не только с подходом к разучиванию произведений (знакомство с композитором, его эпохой, замыслом произведения, высказыванием собственных суждений о произведении, разбором формы, выявлением кульминационных моментов и т.д.), но и с элементами, связанными с подбором по слуху, гармонизацией, транспонированием.  Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что  педагог должен знать и применять методы организации учебного процесса, как учить и воспитывать индивидуальность, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми путями реализовать цель и задачи обучения и воспитания.

       Для организации работы педагога эстрадного пения в учебном процессе имеют место следующие взаимосвязанные формы и методы педагогической деятельности, направленные на работу с индивидуальностью, которые мы рекомендуем:

  -гностическая,  (умение  изучать объект учебной работы, применяя психолого-педагогические знания, литературу, и предвидеть и анализировать результаты).

-диагностическая, содержащая в основе

диагностические методы – выявление индивидуальных особенностей как личности, общемузыкальных, специфических особенностей.

-ориентационно – проектировочная, выражена в форме

частино-поисковых методов:(умение проектировать, предполагать, ставить цель, прогнозировать будущее и ориентировать ученика).

 -организаторская, основывающаяся на эвристических, словесных, наглядных и практических методах (умение организовывать познавательную деятельность, воспитательный процесс, осуществление своего проекта, общественную деятельность, а также управлять коллективом).

-информационно - объяснительная использует объяснительно-иллюстративный, индуктивный и дедуктивный методы: (способность объяснить ученику информацию, касающуюся темы урока, при помощи вербальных, иллюстративных средств, от общего к частному и наоборот).

                  -коммуникативно – стимулирующая включает в себя словесный, практический и частично-поисковые методы: (умение  устанавливать правильные взаимоотношения с учениками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, умение сглаживать коллективные и межличностные конфликты, а затем поощрения в виде грамот, подарков, призов).

                -аналитико- оценочная опирается на частично-поисковый, практический и аналитический методы: (умение проанализировать и оценить достигнутую цель, а только потом ставить новую).

          - исследовательско- творческая основывается на словесных, наглядных, практических, аналитических методах: (умение оценить результат и наметить следующий этап работы, снова прогнозировать результат)

         - педагогическая наблюдательность включает в себя метод наблюдения и анализа - (способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием индивидуальности   ребёнка и его временных психических состояний.

Все методы организации учебного процесса должны быть взаимосвязаны.           Рассмотрим сущность  диагностического метода и убедимся в том, что в процессе организации образовательного пространства основные методы дополняют и помогают педагогу. Диагностическая деятельность связана с изучением  учащихся, с умением проникнуть в их внутренний мир, замечать и правильно оценивать все индивидуальные, неповторимые особенности личности каждого ученика, мгновенно находить единственно  верный путь  решения задач, возникающих в процессе работы с ним — всё это признаки высокого мастерства и профессиональной зрелости педагога. При этом диагностика свойств личности учащегося (его музыкально – исполнительских  способностей и уровня подготовки)  не ограничивается только констатацией, а непременно прослеживает и объясняет возникновение этих свойств, оценивает их в соотношении с конкретными педагогическими задачами, выявляет причинно-следственные  связи между одарённостью и индивидуальною особенностью. Музыкально-педагогическая диагностика - единая функциональная система, включающая три составные части:

        - методологическую (методы постановки диагноза);

        - симеологическую (ориентиры музыкально-педагогического диагноза);

        - диагностическую логику ( характеризуются соответствующей

направленностью мышления);

        Сущность этой диагностики составляют исследования и педагогический анализ индивидуальных особенностей личности ученика, которые определяют его возможности, способности к решению задач, возникающих при обучении  пению, а также качественный уровень его развития.  Как бы ни были сложны те или иные педагогические и психологические теории обучения, многие хорошие преподаватели, не догадываясь об их существовании, в своей работе интуитивно находят те приемы и методы, которые с этими передовыми  теориями хорошо согласуются.      Н.З.Андрианова в своих работах писала: «... Учитывая, что каждый учащийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей одной психическими, вокальными и прочими особенностями, вокальная педагогика требует индивидуального, творческого подхода к методам их развития...».(43,с.5)  Заразить своего  ученика серьезным отношением к музыке, предоставить ему в нужный момент самостоятельность и свободу выбора, поощрить  трудолюбие и упорство в совершенствовании мастерства - все это мы находим  в практике работы лучших преподавателей – музыкантов. Преподаватель должен ознакомить ученика с общими понятиями о строении и работе голосового аппарата. Гортань как источник звука, роль нервной системы в голосообразовании, органы дыхания ( диафрагма как главная дыхательная мышца, её антагонист - брюшной пресс), резонаторы(головные, или верхние; грудные, или нижние). Как правило, у начинающего певца не развито чувство опоры, а дыхание – ключичное. В первую очередь необходимо показать рёбернодиафрагмальное дыхание. Великие итальянские мастера говорили: «Пение - есть дыхание!» С него и надо начинать. Известный американский педагог Хелена Шенел говорит: «Дыхание, как хорошее пение, зависит от хорошей осанки. В особенности от хороших взаимоотношений груди, шеи и головы. Если вы добились правильной осанки (расправленные плечи, дабы грудная клетка была широкой, голова уравновешена на прямой шее), то пока голова, шея и грудь расположены у вас по одной линии, вы можете энергично двигаться, даже сгибатьсяпополам».(9,с.3).              

        Использование различных методов организации учебного процесса позволяет педагогу эстрадного пения построить свою работу с учетом  психофизических особенностей детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Преподаватель должен обязательно  учитывать эти особенности, так как в процессе работы  встретится с еще не сложившимся аппаратом и психикой, и интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями. Реализация педагогических методов, направленная на развитие индивидуальности  ребенка, не может не учитывать возрастные особенности, влияющие на процесс звукоизвлечения.    

         1.У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.

      2.Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо называют временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети получают именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально образного мышления.

        3.Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков. Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.

       4.Следующий период развития детского голоса - мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание ещё не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.                                                                                                    Следует избегать форсированного пения, а также употребления твёрдой атаки, как постоянного приёма звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука;

       5.Известна и проблема голоса мальчиков в возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков начинается период скрытой, а затем и острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность очень необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно. С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

      6.На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения(сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.)    Занятия начинаются с пения вокальных упражнений. В большой степени применяются не гласные, а их сочетания с согласными: бра, брэ, бри, ди, ма, а также различные словосочетания – Ро-ди-на мо-я, ди-ри-ди-ри и другие. Подобные упражнения хороши для артикуляционного аппарата, снижая нагрузку на голосовые связки. Только на вокальных упражнениях можно развить все качества голоса, так как при пении в микрофон, зачастую,  учащийся поёт не в полную силу.  Значительная часть детей, начинающих обучение пению, уже является с вполне развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями. На таких учащихся необходимо сразу обратить внимание, так как всякая плохая привычка, чем больше запущена, тем более стойкий характер она принимает. Исправление недостатков голоса – нелёгкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося. Затем от урока к уроку, в процессе музыкальных занятий, общения, необходимо выявить особенности психики, уровень интеллектуального развития и воспитания учащегося. Только тогда можно наиболее верно и точно поставить каждому индивидуальные учебные задачи и подобрать репертуар. Этот процесс должен начаться как можно раньше, уже с первой встречи с учеником и продолжаться в процессе всех лет обучения. Это поможет более успешно осуществить индивидуальный подход.                                        

     Педагог, не имеющий индивидуального подхода к учащемуся и не  ставящий перед собой подобной задачи, неизбежно приходит к консерватизму и в дальнейшем сталкивается с расхождением между учебной практикой, природой певца и результатами его исполнительской деятель.

     Занятия ценно вести по формуле: замечай, не мешай, помогай. Индивидуальные качества следует развивать и укрупнять, а недостатки снивелировать. Раскрытие индивидуальности голоса требует опыта, проницательности, интуиции, педагогической мудрости. Без обучения не станешь хорошим певцом, но и обучение – риск, если учащийся «подгоняется» под воображаемый эталон, который в чём-то расходится с индивидуальностью. Такое несоответствие вредит учащимся.

Индивидуальный план.

(см. приложения)

В ДШИ как и в других учебных заведениях от педагогов требуется составление индивидуальных планов. Умелое, разумное планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны и являются необходимым компонентом педагогического мастерства. Хороший индивидуальный план - продуманная характеристика и удачно подобранный музыкальный материал-это надёжный признак педагогических способностей. Нередко слышишь мнения, что план ограничивает творчество педагога и много времени уходит на его написание. На самом деле педагогический план мобилизует педагога, способствует накоплению опыта, мастерства, и является благодатной почвой для  свободного импровизационного творчества на эстраде. Очень плодотворен сам процесс написания характеристики и  плана. В индивидуальном классе требуется  педагогическое умение и наблюдательность каждого ученика, его психологическое состояние, изменения, поведение, реакции на музыкальные произведения. Накопление этой информации и использование методов организации учебного процесса позволяет педагогу выделить в каждом ученике индивидуальные особенности, что помогает, в дальнейшем, подобрать верные формы индивидуального обучения.

     Составляя индивидуальный план, педагог должен видеть не только то, что преобладает в ребёнке на данный момент в большей степени, но и едва заметные задатки, которые нужно развивать. Если же на это не обращать внимание, то скрытые способности  детей можно и не раскрыть.

     Очень важно подобрать произведение, которые больше всего соответствовало бы обнаруженной склонности ученика, добиться заметного сдвига в её исполнении. Если ученику петь легко и приятно, то это ощущение может быть использовано как сильнейший двигатель его дальнейших успехов.

     В характеристике должны указываться не только отрицательные стороны ученика но и положительные хотя, в дальнейшем, эти стороны могут поменяться местами. Это может произойти как раз в подростковый период. Многие педагоги любят ровных, покладистых, гармоничных учеников, но большие надежды на будущее обычно подают ученики резковатые, дисгармоничные. М.Ф.Гнесин говорил: «Если ученик поёт приятно, то вряд ли у него окажется хороший голос, а вот если он поёт резко и неровно, то есть надежда, что в будущем голос у него «прорежется»». Развитие многих учеников – в особенности одарённых – вовсе не протекает. Педагог должен не снижать порывы до уровня возможностей на сегодняшний день, а  помочь ученику постепенно поднять технические средства до уровня его стремлений.

     Такое понимание задачи педагога опровергает распространённое мнение, будто бы с одарёнными учениками работать легче, чем со средними. Нет, далеко не всегда это бывает так: именно одарённым ученикам чаще всего свойственны порывы и увлечения, им трудней всего обрести чувство меры, поэтому они особенно болезненно чувствуют разрыв между своими намерениями и умениями. Воспитание таких учеников требует от педагога особого такта, гибкости и дальновидности.

      В составлении индивидуального плана важны принцип постепенности, обдумывание индивидуальных путей развития каждого ученика и соответственный выбор репертуара.  

Методические  рекомендации в составлении

индивидуального учебного плана.                                                                                  

                   

     При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать  начальные вокальные и физические данные учащегося, их состояния, изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков, связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.

     Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певца, с учётом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует отразить уровень освоения педагогических задач и степень продвижения учащегося, его выступления, контрольные точки, динамику развития ученика.

     Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен осуществляться тщательным образом. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям учащихся. Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе. В учебном плане также указываются произведения, выбранные для знакомства с творчеством какого-либо композитора, с соответствующим стилем, эпохой, а также для воспитания и поддержания интереса учащегося.

     Педагог должен выставить учащемуся годовую отметку с учётом успеваемости в учебном году, работы в классе и дома, дисциплины,   участия в концертах, результатов контрольных уроков и академических концертов.

     Следует учитывать, что овладение исполнительской специальностью должно предусматривать приобретение навыков публичных выступлений, при индивидуальной оценке возможностей учащихся. Желательно постепенно приобщать учащихся к публичным выступлениям, проводя контрольные прослушивания программы в классе при других учащихся, родителях, гостях.

     Поскольку концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе, то слишком частых концертных выступлений учащихся допускать не следует. В концерте должны выступать только хорошо подготовленные, уверенные в себе учащиеся. Известно также, что не все учащиеся легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность. Для них нужно менять условия, проводить показ работы в другой обстановке. Однако для большинства учащихся выступления стимулируют их интерес к обучению и продвижение. В последнее время начата разработка принципов поощрения активности и инициативы ученика, воспитания навыков самостоятельной работы, применительно к ученикам различных уровней развития.   Каждый ученик неизбежно идёт к цели своим особым путём, обусловленным его характером, способностями, индивидуальным восприятием музыки. Какой бы не был опытный педагог, как бы,  не знал своих учеников, он не может предугадать во всех деталях особенности развития каждого из них, не может заранее предопределить последовательность заданий, которые будут перед ним поставлены. Всё это будет найдено в процессе творческой работы педагога, благодаря тесному общению с учеником. Путь к высокой цели в искусстве бывает очень тернист, и его педагог проходит вместе с учеником, наблюдая, направляя, изучая и настойчиво вмешиваясь. Для такого педагога ученик является участником совместной работы над музыкой, и поэтому с готовностью принимает удачные находки ученика. Метод открытий – один из самых плодотворных. Как говорил В.Сухомлинский «…Ученик должен быть не пассивным «потребителем» знаний, а активным исследователем, добывающим знания, открывающим истину…»

Индивидуальное обучение.

Индивидуальный подход –  это, прежде всего доброжелательное отношение к

ученику как становящейся личности. Глубоко изучая ученика, педагог обязан

знать и справедливо оценивать положительные и отрицательные стороны его

личности,   его  исполнительские  возможности.  Одни   склонности    педагог

культивирует, а другие приглушает  или  искореняет.  А.И. Ямпольский    об

этом сказал:« Необходимо особенно внимательно прислушиваться и«ловить»

малейшие проблески  индивидуального  творчества в  исполнении   ученика.

Пусть  эти  проблески  выразятся  в  нескольких интересно  и содержательно

исполненных     фразах     и     эпизодах,    не     определяющих     собой    ещё

художественной  законченности  и  совершенства  исполнения   в   целом,   с

педагогической точки зрения  эти  отдельные  яркие моменты  в  исполнении

представляют    собой    наибольшую    ценность,   так    как    они    наглядно  

раскрывают перед нами особенности  дарования ученика  и  указывают  путь,  

по   которому   следует   направлять   развитие   его   индивидуальности,  его

творческий  рост». (33,с.23)

Педагогу   нужно  также   знать,  что   не   все  ученики   в   равной    степени    

нуждаются    в    поощрении:   самоуверенным   «звёздам»   похвала    может  

принести   вред.   Очень   важно,  чтобы    педагог  уважительно относился к

ученику и умел его слушать.

     В процессе индивидуального обучения существует форма эмоционального

воздействия педагога на ученика. Если  то или иное произведение вызывает у

педагога  чувства  восторга,  увлеченности,  то  и  у ученика будет  такое   же

отношение к этому произведению. А если равнодушен,  произведение  никак

не  трогает, то  и  у  ученика  может  со  временем   угаснуть    интерес.   Хотя

навязывать  свое  видение  произведения  тоже   не  совсем  правильно, важно

чтобы   оно   пробудило   личные   художественные    переживания   ученика.

     Педагог не имеет права быть равнодушным,  он  должен делиться своими

эмоциями от которых будут выигрывать  и  педагог  и   ученик. И  ещё  очень

важно  не  делить  учеников  близких  по  эмоциональным   способностям   к

учителю и на остальных. Это  может  привести  к  угасанию даже способных

учеников.  Передавая   ученику   знания    и     развивая  его  индивидуальные

способности,    педагог    пользуется    ведущими    принципами    педагогики:

-Развивающим обучением.

-Принцип  научности  содержания  и методов  учебного  процесса  отражает

взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического

устройства общества.

- Принцип систематичности  и  последовательности    в

овладении  достижениями  науки,  культуры,  опыта  деятельности  придаёт

системный   характер   учебной   деятельности,   теоретическим   знаниям  и

практическим  умения  учащегося.  

- Принцип   сознательности,   творческой

активности и  самостоятельности  учащихся  при  руководящей роли учителя.

-Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального

и   эмоционального,   репродуктивного    и    продуктивного   как  выражение

комплексного   подхода.

- Принцип  доступности  обучения.  Здесь   функция педагога  заключается  в  

побуждении  к  исканиям,  к    совершенствованию    своего   исполнения,  он  

как – бы   наблюдает  со  стороны    и   даёт    советы,  направляя   ученика   в  

нужное  русло.  

- Принцип  прочности  результатов обучения и развития познавательных сил

учащихся.

- Принцип    связи    обучения      с     жизнью,    с   практикой    строительства

демократического общества.

- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм

и способов учебной работы.

     Все   перечисленные   принципы  в  представленной  системе,  подчинены    

ведущему     принципу   –   принципу   воспитывающего    и     развивающего

обучения,   духовно     направленного     на     общечеловеческие   ценности, с

учетом индивидуальности.

     Искусство  педагога   проявляется   в   умелом   применении    в     каждом

отдельном   случае   наиболее   действенных,   иногда     непредусмотренных,

приёмов. Чтобы максимально выявить индивидуальный тембр,  нужно снять

все  лишние   мышечные   напряжения,  ликвидировать   призвуки,  тогда     и

польётся чистый, первозданный голос с его неповторимой, индивидуальной

природой.

     Практика   в   работе   с  голосом   определяется   в   основном   подбором

певческих   упражнений   с   различными  задачами  формирования  того или

иного  навыка.  Правильно   подобранные   упражнения   в   индивидуальном

порядке   положительно  сказываются  на  развитии  и  формировании голоса.

     Итак,    достоинства     и     недостатки     учащихся   надо  рассматривать в

развитии,   продумывать  и  планировать  формы  воздействия.   Необходимо

своевременно      замечать    происходящие    и     намечающиеся   в    ученике    

перемены   и соответственно видоизменять приёмы воздействия.  Постоянное

обновление    характеристики   позволяет   педагогу   как     бы   взглянуть   со  

стороны.  В  индивидуальном   плане   педагог   все  это  фиксирует  и ставит  

задачи, как  первоочередные так и на более длительный период, и определяет

методы и   приёмы  воздействия на процесс общения  с  учеником и работой

над  произведением.

   

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:  Учитывая   специфику   эстрадного   пения   работа

педагога   эстрадного    пения    должна    быть    организована   с    учётом

индивидуальности учащихся.

                                                             

                 

                                         

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе написания данной работы исследовалась индивидуальность и особенности организации работы педагога эстрадного пения в классе индивидуального обучения.

     В теоретической части данной работы мы изучили понятие «индивидуальность», а так же проработали понятия «индивид» и «личность» в разных сферах человеческой деятельности (филологической, психологической, педагогической, философской). Рассмотрев индивидуальность как явление, была выявлена совокупность характерных своеобразных личностных черт, отличающих какого-либо человека от другого, и что она формируется под влиянием трех групп факторов:

1.Наследственность и физиологические особенности человека.

2.Влияние окружения человека на формирование индивидуальности.

3.Черты и особенности характера человека и его индивидуальность. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие.

     Далее мы рассмотрели и проанализировали опыт работы педагогов – вокалистов: Е.А.Лавровской,  Д.Е.Огородного, П.Г.Лисициана, П.В.Голубева, И.А.Иосифова, Н.Б.Гонтаренко. Выявили,  что вся педагогическая деятельность  вышеперечисленных  педагогов была направлена на выявление и развитие творческой индивидуальности и сделали   вывод, что воспитание индивидуальности как одна из целей педагогической деятельности не просто одна из целей, а одна из главных целей педагогической деятельности вообще и в вокальной педагогике в частности.

     Следующая задача, которую мы ставили перед собой, заключалась в исследовании певцов на эстраде. Мы рассматривали  понятие  эстрада, песня.  

Эстрада является синтетическим и зрелищным видом искусства, включающим в себя малые формы драматургии, музыки, хореографии, цирка и другие. Эстраде присуща массовость, современность, импровизационность.

Эстрада – это искусство индивидуальности. Эстрадный певец – это всегда индивидуальность.

     Песня – вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике.    

Так же рассматривали индивидуальности  певцов эстрады: Ф.И.Шаляпина, К.И.Шульженко, Л.О.Утесова и пришли к выводу, что искусство эстрады направлено на раскрытие индивидуальности и что для создания художественного образа певец пользуется индивидуальными средствами выразительности.

     В практической части данного исследования, нами предложены методические рекомендации в составлении индивидуального учебного плана, виды деятельности, формы и методы организации работы педагога эстрадного пения.

 -гностическая,  (умение  изучать объект учебной работы, применяя психолого-педагогические знания, литературу, и предвидеть и анализировать результаты).

-диагностическая, содержащая в основе диагностические методы – выявление индивидуальных особенностей как личности, общемузыкальных, специфических особенностей.

-ориентационно – проектировочная, выражена в форме частино-поисковых методов:(умение проектировать, предполагать, ставить цель, прогнозировать будущее и ориентировать ученика).

 -организаторская, основывающаяся на эвристических, словесных, наглядных и практических методах (умение организовывать познавательную деятельность, воспитательный процесс, осуществление своего проекта, общественную деятельность, а также управлять коллективом).

-информационно - объяснительная использует объяснительно-иллюстративный, индуктивный и дедуктивный методы: (способность объяснить ученику информацию, касающуюся темы урока, при помощи вербальных, иллюстративных средств, от общего к частному и наоборот).

 -коммуникативно – стимулирующая включает в себя словесный, практический и частично-поисковые методы: (умение  устанавливать правильные взаимоотношения с учениками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, умение сглаживать коллективные и межличностные конфликты, а затем поощрения в виде грамот, подарков, призов).

- аналитико- оценочная опирается на частично-поисковый, практический и аналитический методы: (умение проанализировать и оценить достигнутую цель, а только потом ставить новую).

 - исследовательско- творческая основывается на словесных, наглядных, практических, аналитических методах: (умение оценить результат и наметить следующий этап работы, снова прогнозировать результат)

 - педагогическая наблюдательность включает в себя метод наблюдения и анализа - (способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием индивидуальности   ребёнка и его временных психических состояний.

Формы работы: беседа, подбор репертуара, участие при создании номера, привлечение исполнителя к художественному замыслу.

Педагогу важно не допускать слепого подражания ученика популярным певцам, а помочь осознать свою индивидуальность. Нужно прогнозировать исполнительские перспективы для формирования методики занятий с каждым певцом, что повысит эффективность всей  вокально-педагогической работы.  Педагог должен в каждом ученике  выявить и развить самые лучшие его индивидуальные качества. Передавая ученику знания и развивая его индивидуальные способности, педагог должен пользоваться одним из ведущих принципов педагогики – развивающим обучением, при составлении индивидуального учебного плана педагогу важно формировать учебные задачи на основе принципов постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певца. 

     Вывод: Учитывая специфику эстрадного пения работа педагога эстрадного пения должна быть организована с учетом индивидуальности учащихся. Иными словами, учитывая специфику эстрадного пения, педагог эстрадного пения должен выявить индивидуальность, а затем начинать работу на уроках по эстрадному пению.

     Изучив проблему в данной работе мы пришли к выводу, что воспитать индивидуальность трудно, но возможно, если педагогу правильно организовать свою работу. С одной стороны – это сложная задача воспитать индивидуальность, а с другой стороны накоплен опыт работы с индивидуальностью в вокальной педагогике  и просто в педагогике. Если всё это учесть и к этому прибавить три составляющих певца: музыкант, вокалист, актёр, то можно воспитать индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

                               СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.    

  1.Баранова С.П., Сластёнина В.А. Педагогика.-М.: «Просвещение»1986. –                        332с.

  2.Батаршев А.В. Психология личности и общения. –М.: «ВЛАДОС», 2003. –

       248с.

  3.Божович Л.И. Личность, индивид и индивидуальность. http://ru.wikipedia.       org/wiki/Личность

  4. Брылин Б.А.Вокально-инструментальные ансамбли школьников.-М.:

    «Просвещение» 1990. – 107с.

  5. Булгак Л.Певцы советской эстрады.- М.: «Искусство» 1997. – 213с.

  6. Бушканец М.Г., Лукин Б.Д. Хрестоматия по педагогике.- М.:

    «Просвещение» 1976. – 413с.        

  7. Вербов В.М. Техника постановки голоса. Изд. «Тритон» - Л.: 1931-17с.

  8. Волкова Е.Ю. Поём, танцуем и рисуем. Школа мастерства.2004. – 94с.

  9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.

     Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. – 151с.

10. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада.- М.: Классика-XXI. 2006. – 147с.

11.Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях.- М.:1996. – 46с.

12.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: «Музыка» 1968. - 675с.

13.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания

    в школе. Учебник для педагогических училищ.- М.: «Просвещение»

    1989.– 200с.

14.Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.- М.:

    «Музыка» 1987. – 47с.

15.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М.: «Таланты-XXI век»

     2004. – 469с.

16.Клепцова Е.Ю.    Терпимое    отношение   к   ребёнку:   психологическое

     содержание, диагностика, коррекция.- М.: 2005. – 183с.

17.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.–М.:     «Просвещение» 1985.-176с.

18.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд - Питер. 2005.-940с.

19.Крутецкий В.А. Психология.- М.: 1986. – 333с.

20.Кузин В.С. Психология. – М.: АГАР, 1999.-304 с.

21.Леонтьев А.Н. Личностью не рождаются, а становятся. http://ru.wikipedia. org/wiki/Личность

22.Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.

     Диагностика и развитие. –М.: Сфера, 2004. – 114с.

23.Менабени А.Г. Методика обучение сольному пению. –М.: 1987.- 115с.

24.Никольская-Береговская  К. Ф.  Русская   вокально-хоровая   школа   от

     древности до XXI века.Учебное пособие для вузов.–М.: Владос2003.–294с.

25.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским

     Вокально-хоровым   коллективом.   Учебное пособие. – М.: ACADEMA

     1999. – 217с.

26.Островская Л.Ф.   Педагогические   ситуации   в   семейном   воспитании

     Дошкольников. – М.: «Просвещение» 1990.-160с.      

27.Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: 1996. – 602с.

28.Попова М.П. Теория и методика воспитания. Учебно-воспитательное пособие. –Великий Новгород.: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002.-60с.

29.Петухов В.В. Типология индивидуальности. http://www.psychology.ru/ library/00061.shtml

30.Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.– М.:ЦАПИ 1994.–139с.

31.Рубб.А.Г. Феномен эстрадной режиссуры. – М.: 2001. -  230с.

32.Савенко А. У истоков творчества. Краснодарское книжное издательство.

     1987. – 59с.

33.Семенов Ю. Личность, общество, культура. hppt://skepsis.ru/library/id_29. html

34.Скороходов Г. Звёзды советской эстрады. – М.: «Советский композитор»

     1986. – 170с.

35.Скотт С. Оккультное воздействие музыки. – М.: РИПОЛ 2005.-288с.

36.Станиславский К.С. и Немирович – Данченко. Об искусстве актера – певца.  – М.: 1973 -144с.

37.Тарасова К.В. Новые программы и методики. Музыкальный руководитель №1, Чехов,2004.-96с.

38.Уварова Е.Д. Русская советская эстрада 1917-1929г. –М.: «Искусство»

     1976. – 393с.

39.Ульева И. Если вы любите петь. http://biblioteka.teatr_obraz.ru/files/file/ Opera_knigi/Esli_lyubite_pet.rtf

40.Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.:

     1975. – 106с.

41.Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.:

     «Музыка» 1988. – 170с.

42.Штейнер Е. Человек  и культура: Индивидуальность в истории культуры. –М.: 1990, 190с.

43.Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.:

     «Метафора» 2002. – 126с

44.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.

     Научно-методическая разработка. – М.: 1999. – 20с.

45.Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии. – М.: «Политиздат» 1979.-413с.  

46.Далецкий О. Искусство обучения пению. Молодёжная эстрада №5-6. – М.:

     «Молодая гвардия» 2007. - 256с.

47.Кон И.С. Словарь по этике. – М.:1981.-430с.

48.Кочнёва И., Яковлева А. Вокальный словарь. Ленинград, «Музыка»

     1988. – 70с.

 49.Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. М.: 2004

960с.

50.Лагунова А.П. Программа для ДМШ и ДШИ (7-летний курс обучения).       Вокальный класс. Каменск-Уральский. 1999. – 16с.

51.Медушевский В.В., Очаковская О.О.Энциклопедический словарь юного

музыканта. – М.: «Педагогика» 1987.-536с.

52. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. –М.: ВЕЧЕ АСТ

     2000.-592с.

53.Сайфуллина Ф.М. Программа по предмету «Сценическое мастерство» на

     отделении эстрадного пения. Для преподавателей ДШИ и руководителей

     вокальных студий. Тобольск, 2006. – 14с.

54.Сайфуллина Ф.М. Программа по предмету «Эстрадное пение».

     Для  преподавателей  ДШИ и руководителей вокальных студий.

     Тобольск, 2006. – 6с.

55.Сергеев Б. Программа обучения по специальности «Пение». Для  ДМШ

     и гимназий искусств. Санкт-Петербург «Союз художников»2003. – 42с.

56.Суховаров В.А., Артеменкова Т.А. Программа по вокалу для эстрадных

     отделений ДМШ и ДШИ. Бердск, 2001. – 23с.

57.Типовая программа по эстрадному пению для ДМШ и ДШИ.М.: 2002.25с.

58.Типовая программа по эстрадному пению для ДМШ, эстрадно-джазовых

     школ   и   эстрадно – джазовых    отделений    детских    школ    искусств.  

     Повышенный уровень. М.: 2005. – 10с.

59.Уварова Е.Д. Эстрада в России XX век. Энциклопедия.- М.:«Олма Пресс»

     2004. - 862с.

60.Штейнпресс Б.С.,  Ямпольский И.М. Энциклопедический   музыкальный

     словарь. М.: 1959.-630с.

61.Цикл лекций по «Педагогике» Казаевой Е.А.- Шадринск, 2002.

62.Цикл лекций  по «Методике преподавания эстрадного пения»   Тоголева

     О.В. Томск, 2007.

63.Цикл лекций по «Основам актерского мастерства» Головлевой Т.А.-Томск 2007.      

64.Цикл лекций по «Философии» Петрова Ю.В. –Томск, 2000г.

65.Цикл лекций по «Методике музыкального воспитания» Шустовой Е.В.-        Иркутск, 2003.

 

 

                                                             2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога.Сл.1.Свое выступление хочу начать словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.».Одна из основны...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Самообразование и профессиональное развитие

Самообразование и профессиональное развитие...

План самообразования и профессионального развития учителя физической культуры

Повышение  теоретического, научно-методического, профессионального мастерства и  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  физической  культуре....

Самообразование и профессиональное развитие

Документы, подтверждающие квалификацию...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Представляю индивидуальный план работы по теме самообразования...

Самообразование и профессионального развития по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий».

Самообразование и профессиональное развитие с целью совершенствования системы работы по подготовке к ОГЭ, внедрению компетентностного подхода в межаттестационный период осуществлялись по теме «А...