Дополнительная образовательная программа «Математическая шкатулка» для 5 класса
методическая разработка (5 класс) на тему
Программа кружка «Математическая шкатулка» для 5 класса относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_matem_shkatulka.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Математическая шкатулка»
Дополнительная образовательная программа
«Математическая шкатулка»
для 5 класса
Пояснительная записка
Программа кружка «Математическая шкатулка» для 5 класса относится к научно–познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5—6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета—математика.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
- краткости речи,
- умелому использованию символики,
- правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы предполагаю проводить работу в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получат профессиональные навыки, которые поспособствуют дальнейшей социально–бытовой и профессионально–трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель программы:
- развитие математического образа мышления.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Математическая шкатулка» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность .
Математика—учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы— планируется усвоение за 34 часа.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно–практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико–ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- умение определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
- умение выполнить необходимые обоснования и вычисления;
- опыт коллективного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
- владение необходимыми умениями организовать учебно–познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции использую следующие формы контроля:
- занятия–конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое), опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания—незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание программы
- Математика – царица наук. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
- Как люди научились считать. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
- Интересные приемы устного счёта. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
- Решение занимательных задач в стихах. Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
- Упражнения с многозначными числами. Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
- Учимся отгадывать ребусы. Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
- Числа-великаны. Коллективный счёт. Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
- Упражнения с многозначными числами. Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
- Решение ребусов и логических задач. Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
- Игра «Знай свой разряд». Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
- Обратные задачи. Решение обратных задач, используя круговую схему.
- Практикум «Подумай и реши». Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
- Задачи с изменением вопроса. Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
- Проектная деятельность «Газета любознательных». Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
- Решение нестандартных задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
- Решение олимпиадных задач. Решение задач повышенной сложности.
- Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение задач международной игры «Кенгуру».
- Школьная олимпиада. Решение задач повышенной трудности.
- Игра «Работа над ошибками» Анализ олимпиадных заданий.
- Математические горки. Анализ олимпиадных заданий.
- Наглядная алгебра. Алгебраические сведения. Решение задач.
- Решение логических задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
- Игра «У кого какая цифра?». Математические фокусы
- Знакомьтесь: Архимед! Исторические сведения:
кто такой Архимед
открытия Архимеда
вклад в науку
- Задачи с многовариантными решениями. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
- Знакомьтесь, Пифагор. Исторические сведения: - кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку
- Задачи с многовариантными решениями. Решение задач в парах.
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
- Задачи с многовариантными решениями. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
- Математический КВН. Систематизация знаний по изученным разделам.
- Круглый стол «Подведем итоги. Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематический план
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся. | |
2. Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | Конкурс на лучшую презентацию |
3. Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт | Математический диктант |
4. Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Тестирование |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | Работа с алгоритмами | Тестирование |
6. Учимся отгадывать ребусы. | Составление математических ребусов | Конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа–великаны. Коллективный счёт. | Решение теста–кроссворда | Проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) | Работа с алгоритмом | Контрольный тест |
Самостоятельная работа | Мини олимпиада | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Составление схем, диаграмм | Тестирование |
11. Загадки–смекалки. | Составление загадок, требующих математического решения | Конкурс на лучшую загадку– смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». | Работа с таблицей разрядов | Тест |
13. Обратные задачи. | Работа в группах «Найди пару» | Познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | Тестирование |
15.Задачи с изменением вопроса. | Инсценирования задач | Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». | Проектная деятельность | Конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. | Решение задач на установление причинно- следственных отношений | тестирование |
18.Решение олимпиадных задач. | Решение заданий повышенной трудности | Школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | Решение заданий повышенной трудности | |
20.Решение задач международной игры «Кенгуру» | Решение заданий повышенной трудности | Школьная олимпиада |
21.Школьная олимпиада | Решение заданий повышенной трудности | Школьная олимпиада |
22. Игра «Работа над ошибками» | Работа над ошибками олимпиадных заданий | Тестирование |
23.Математические горки. | Решение задач на преобразование неравенств | Конкурс на лучший «Решебник» |
Работа в группах: инсценирование, схематическое изображение задач | Тестирование | |
25.Решение логических задач. | Тестирование | |
26.Игра «У кого какая цифра» | Творческая работа | Тестирование |
27.Знакомьтесь: Архимед! | Работа с энциклопедиями и справочной литературой | Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
28.Задачи с многовариантными решениями. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
29.Знакомьтесь: Пифагор! | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | Викторина |
30.Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | Школьная олимпиада |
31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Составление знаковых систем | Тест |
32.Задачи с многовариантными решениями. | Индивидуальная работа | Тестирование |
33.Математический КВН | Работа в группах | Школьная олимпиада |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | Анкетирование |
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально–технического оснащения и учебного оборудования.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995. 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004. 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004. 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
- Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
- Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
- О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»
Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...
Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
Аннотация на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Рабочая программа кружка по математике "Математическая шкатулка" 6 класс
Рабочая программа кружка по математике "Математическая шкатулка" 6 класс...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...
Рабочая программа кружка «Математическая шкатулка» 6 класс
Кружок по математике в 6 класс...
Дополнительная образовательная программа «Математическое моделирование»
Цель программы – придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности обучающихся, укрепить в них математические знания.Задачи программы: Привитие интереса к мат...