Составление и оформление методических материалов
материал на тему
Составление и оформление методических материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_i_oformlenie_metodicheskih_materialov.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Автор-составитель: Степанова Т.В, методист МБОУ ДОД ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской
Методическая продукция – одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
Основные виды методических материалов.
Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Методические рекомендации как вид методической продукции имеют следующую структуру:
- Титульный лист. На титульном листе должны быть обозначены:
- название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
- фамилия, имя, отчество автора;
- название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
- название города;
- год разработки.
- Аннотация располагается на втором листе вверху, включает в себя лаконичные сведения:
- о сути рассматриваемых вопросов;
- о предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - школьным учителям, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе);
- о возможных сферах применения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях знания и деятельности могут быть использованы данные рекомендации).
- об источнике практического опыта (указать, на основе какого опыта были разработаны данные рекомендации).
- Сведения об авторе (авторах). Сведения об авторе (авторах) помещаются внизу второго листа, в них указываются: Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактная информация.
- Пояснительная записка содержит следующую информацию:
- обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
- определение цели составления методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам; составить алгоритм подготовки и проведения и др.);
- краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации обучаемых и т.п.);
- обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области.
- Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми различными вопросами: решением отдельной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
- Список используемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления библиографических списков.
- Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе дополнительного образования детей), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
- Название разработки;
- Сведения об авторе-составителе;
- Цель мероприятия;
- Возраст детей;
- Условия осуществления мероприятия;
- Перечень используемого оборудования и материалов;
- Описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
- Методические советы по его организации и подведению итогов;
- Список использованной литературы;
- Приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам дополнительного образования детей в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе дополнительного образования детей могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности дополнительного образования детей.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области дополнительного образования детей.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений дополнительного образования детей.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении дополнительного образования детей.
Структура методического пособия включает:
- Титульный лист. На титульном листе должны быть обозначены:
- название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
- фамилия, имя, отчество автора;
- название (с пометкой о виде методической продукции – методическое пособие);
- название города;
- год разработки.
- Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников дополнительного образования детей оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- Теоретическая часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- Практическая часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном образовании детей;
- Дидактическая часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного учреждения дополнительного образования детей, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
- Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.
Дидактические материалы - материалы, предназначенные для использования обучающимися в учебном процессе. Они направлены на подготовку к эффективной реализации педагогом обучающих задач и на полное освоение детьми учебного материала. Это могут быть наглядные и раздаточные материалы: графики, карточки, алгоритмы, ребусы, кроссворды, таблицы, учебные фильмы, аудиокассеты и т.д.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность распространять инновационные элементы педагогической деятельности, но и вдохновляет коллег на постоянное развитие, самосовершенствование. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер-класса — в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
Мастер-класс предполагает изложение материала в ходе совместной с участниками мастер-класса работы. Ведущий раскладывает процесс создания демонстрируемого произведения (продукта, процесса, конкретной методики) на этапы и постепенно демонстрирует их, а участники также поэтапно повторяют действия преподавателя.
Мастер-класс – это:
• главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы;
• эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
• особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
• форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;
• открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
• особый вид обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на собственные принципы и имеющую особую структуру;
• способ передачи педагогического мастерства одного педагога другому и умение автора занятия найти дело всем участникам, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;
• форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как: личность педагога с новым мышлением, не простое сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений, интерпретативная культура представления опыта и др.
Важные особенности мастер-класса
∙ метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
∙ создание условий для включения всех участников в активную деятельность;
∙ постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание различных ситуаций;
∙ приемы, раскрывающие творческий потенциал как Педагога (автора мастер-класса), так и «учеников» (участников мастер-класса).
Алгоритм проведения мастер-класса
- Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
- Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».
- Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).
- Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
- Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Качества и умения мастера
- Способность к импровизации;
- Психологическая устойчивость;
- Психологическая зоркость;
- Чувство времени;
- Умение воздействовать на аудиторию (держать зал).
Типичные ошибки в проведении мастер-класса
- Отсутствие комментария к демонстрируемому приёму
- Нарушение временных рамок
- Идентификация участников с детьми
- Увлечение частной методикой частного предмета
- Излишняя теоретизированность
- Отсутствие анализа работ, выполненных участниками
Основные требования к оформлению методических материалов
- Требования к оформлению текста:
- Формат А4.
- Ориентация – книжная.
- Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
- Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
- Шрифт – Times New Roman.
- Высота шрифта – 12 (14) пунктов;
- Красная строка.
- Междустрочный интервал – одинарный.
- Выравнивание текста – по ширине.
- Исключить переносы в словах.
- Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
- Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
- В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
- Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
- В числе приложений могут быть планы проведения конкретных мероприятий, тестовые задания, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам, методики определения результативности работы, схемы, диаграммы, карты, фотографии, примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий, рефератов и др. Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер или обозначают заглавной буквой русского алфавита (например «Приложение 1» или «Приложение А»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура оформления методических материалов
Презентация для педагогов УДОД....
Рекомендации по составлению и оформлению портфолио учителя
Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А. из издания«Портфолио учителя физики»,автора-составителя И.Ю.Фоминичев...
Методические материалы для составления диалогов
Данная памятка окажет помощь учащимся при составлении диалога на английском языке...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию».
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялс...
Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования в учреждениях дополнительного образования
Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования в составлении календарно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Методические материалы по составлению технологической карты урока по математике
В данном издании даны методические советы, параметры составления технологической карты, шаблоны карт, этапы анализа урока.Методические материалы адресованы учителям математики, школьным методическим о...
Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...