Рекомендации по составлению и оформлению портфолио учителя
материал по физике по теме

Ленивкина Елена Алексеевна

 

Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А.

 из издания

«Портфолио учителя физики»,

автора-составителя

 И.Ю.Фоминичевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Рекомендации по составлению и оформлению портфолио

Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А.

 из издания

«Портфолио учителя физики»,

автора-составителя

 И.Ю.Фоминичевой.

В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его профессиональной жизни.

Портфолио учителя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень его активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Создание  и продвижение портфолио преследует также ряд  частных целей:

  1. проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя;
  2. систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю;
  3. продемонстрировать свои достижения менее опытным коллегам;
  4. предложить способ организации того или иного учебного курса;
  5. послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах;
  6. способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.

Составление портфолио

Информация «от себя»

Формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик. Указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач

Информация «от других»

Отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.

Примеры учебных мероприятий

Достижения учеников, результаты научной работы обучающихся, примеры эссе и т.д.

  1. Свидетельства сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.
  2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
  3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, в частности компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Виды портфолио

  1. Электронное портфолио. Это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или на каких-либо электронных носителях. Это материалы, оформленные и опубликованные в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться предлагаемыми идеями и поделиться своими.
  2. Бумажное портфолио. Это папка с документами, подтверждающими основные моменты деятельности педагога. Внутри портфолио можно выделить подразделы.

Далее  приводится один из вариантов структуры портфолио.

Классический вариант портфолио из пяти разделов.

Раздел 1

Общие сведения об учителе.

  1. Личные данные.
  2. Образование.
  3. Опыт работы.
  4. Повышение квалификации.
  1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография.
  2. Диплом, название специальности.
  3. Перечисление мест работы, должности.
  4. Курсы, семинары, копии сертификатов и пр.

Раздел 2

Результаты педагогической деятельности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя.

  1.   Материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетенций по преподаваемому предмету

           ( диагностические таблицы, графики,      схемы и т.д.)

  1.    Сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три-пять лет) на основании контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
  2.    Результаты промежуточной аттестации обучающихся.

Раздел 3

Научно-методическая деятельность.

Результаты научной и методической деятельности учителя

  1. Обоснование выбора используемых образовательных технологий и средств диагностики.
  2. Использование ИКТ на уроках.
  3. Обучение детей с проблемами развития.
  4. Работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром. Вузами и другими учреждениями.
  5. Участие в творческих и профессиональных конкурсах.
  6. Организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.
  7. Проведение научных исследований.
  8. Разработка авторских программ.
  9. Написание кандидатской или докторской диссертации.
  10. Подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета

 

Раздел 4

Внеурочная деятельность по предмету.

  1. Творческие и исследовательские работы, выполненные обучающимися (достаточно списка этих работ).
  2. Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий.
  4. Программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5

Учебно-материальная база.

Помещается выписка из паспорта учебного кабинета

  1. Список справочной литературы по предмету.
  2. Список наглядных пособий.
  3. Наличие технических средств обучения.
  4. Наличие компьютера и компьютерных средств обучения.
  5. Аудио- и видеопособия.
  6. Наличие дидактического материала.
  7. Измерители качества обученности обучающихся.

Структура портфолио:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц).
  3. Эссе (форма написания свободная, объем – 2-3 страниц).
  4. Введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или  др.) и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения – 3-5 страниц).
  5. Наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу ( каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться )  (объем – 10-15 страниц).
  6. Резюме (объем – до 3 страниц).
  7. Пути распространения опыта работы.
  8. Документы, отражающие официальную оценку работы педагога.
  9. Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога.

Требования к оформлению портфолио.

Объем материалов портфолио (исключая разделы документов) – 20-25 страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 14 пунктов. Межстрочный интервал – полуторный.

Художественное оформление портфолио не оценивается.

Итак, портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставить достижения педагогов, и носить открытый характер, то есть быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности.



Предварительный просмотр:

Табличные формы учета показателей проявления компетентности педагогического работника

  1. Позитивная динамика качества обученности, динамика индивидуальнах показателей обучающихся.

Предмет

Параллель

              Результаты успеваемости по параллелям (%)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Общ.

Кач.

Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся класса.

Учебный год

Класс

Количество

учеников

Успешность обучения, %

Качество знаний, %

п/п

Ф.И.О. ученика

Тип исследований (ЕГЭ, ГИА и пр.)

Класс

Количество баллов

Примечание

  1. Достижения обучающихся: официально зафиксированное по данным внешних аттестаций различного типа исследований качество знаний обучающихся (ЕГЭ, ГИА, региональные мониторинговые исследования; PISA, TIMSS, PIRLS и др.).

  1. Официально зафиксированные достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах:

А) олимпиады:

Дата

Название олимпиады

Фамилия, имя участника

Класс

Уровень проведения

Результат

Б) конкурсы:

Дата

Название конкурса

Фамилия, имя участника

Класс

Уровень проведения

Результат

В) конференции:

        

Дата

Название конференции

Фамилия, имя участника

Класс

Тема

работы

Уровень        

проведения

Результат

  1. Признание профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.

Дата

Вид исследования

Участники исследования

Рейтинг (результат)

5.Сохранение контингента обучающихся.

Дата

Ф.И.О. учащегося

Класс

Движение (прибыл, выбыл)

Причина

  1. Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Дата

Класс

Название мероприятия

Место проведения

Результат

7.Наличие  системы работы с одаренными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня).

Класс

Ф.И.О. обучающегося

Вид деятельности(проектная,

исследовательская и пр.)

Тема работы

Сроки выполнения, результат

  1. Наличие персонально разработанных программ учебных курсов, прошедших а установленном порядке.

РАЗРАБОТКА АВТОРСКИХ ПРОГРАММ,
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

п/п

Дата

Класс

Название разработки

Основная цель разработки

Кем утверждена или рекомендована

  1. Эффективное и регулярное применение в обучении современных информационных технологий, ТСО, компьютера, интерактивной доски, сети Интернет и т.д.

Дата

Класс

Тема урока

Вид технологии

Как используется

  1. Уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями.

1-й уровень. Начальная компьютерная грамотность.

2-й уровень. Использование ПК для изучения и преподавания предмета.

3-й уровень. Телекоммуникационные средства.

4-й уровень. Средства нового поколения.

  1. Повышение квалификации педагога по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Дата (сроки)

Где проводилось (полное наименование учреждения)

Проблема/тема

Объем часов

Наличие документа, подтверждающего прохождение курсов

  1. Использование интерактивных возможностей информационного пространства (в том числе участие в форумах, онлайн конференциях и др.)

№ п/п

Название и адрес сайта

Вид участия

Тема (результат)

  1. Применение современных образовательных технологий (проблемного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, имитационного моделирования, кейс-стади и др.).

Название используемых технологий

Класс

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

  1. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска, пропустившие занятия по болезни).

Класс

Фамилия, имя обучающихся

Категория обучающихся

Вид проведенной работы

Результат

  1. Выявление и изучение индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.

ДИАГНОСТИКА

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дата проведения

Название диагностики

Цель диагностики

Аналитические материалы, рекомендации для родителей

  1. Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию. Сформированность у обучающихся положительной мотивации к предмету.

Дата

Класс

Описание проделанной работы

Результат

  1. Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности.

Год

Класс

Кол-во

часов

Название кружка, клуба, спецкурса и т.д.

Направленность

  1. Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель и месячников.

Дата

Класс

Название мероприятия

Место проведения

Итоги, результат

  1. Организация педагогом общественно-полезной. Трудовой и волонтерской деятельности обучающихся.

Дата

Класс

Вид организованной деятельности

Место проведения

Результат/примечание

  1. Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся.

Дата

Класс

Ф.И.О. обучающихся

(родителей)

Тема

Описание

проведенной

работы

Результат

  1. Отсутствие обоснованных обращений родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций.

Дата

Класс

Ф.И.О. обучающихся

(родителей)

Причина конфликта

Описание

проведенной

работы

Результат

  1. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период).

Дата

Название конкурса

Место проведения

Уровень проведения (районный, городской, областной…)

Результат

  1. Выступления на научно-практических  и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).

Дата

Место выступления

Название мероприятия (семинар, конференция, МО и пр.)

Тема/название выступления

24.Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов (за анализируемый период).

Дата

Класс

Тема урока

Место проведения

Уровень (школьный, районный, городской, областной)

  1. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях(за анализируемый период).

Дата

Название издания (с выходными данными/адресами сайтов)

Название публикации

Уровень СМИ (муниципальный, региональный и др.)

Описание

Показатели 1-10 отражают компетентность педагога в преподаваемом и методах преподавания.

Показатели 11-13 выявляют компетентность педагога во владении современными образовательными технологиями.

Показатели 16-19  отражают компетентность педагога в организации воспитательной работы.

Показатели 20-21 являются отражением компетентности в установлении контактов с родителями и общественностью.

Показатели 22-25 отражают компетентность профессионально-личностного совершенствования педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное оформлению портфолио учителя

Методические рекомендации по оформлению портфолио учителя.В современных школах все более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учета резул...

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию».

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялс...

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Часть 2

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялс...

«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Текстовой документ

Обзор информации по теме  «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы  по самообразованию». Поиск информации для педсовета  осуществлялся с п...

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогической деятельности учителей

В данных рекомендациях представлены материалы для составления портфолио педагогов....

Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя.

Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя на конец учебного года....

Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования в учреждениях дополнительного образования

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования в составлении календарно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...