Рекомендации по составлению и оформлению портфолио учителя
материал по физике по теме
Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А.
из издания
«Портфолио учителя физики»,
автора-составителя
И.Ю.Фоминичевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Рекомендации по составлению и оформлению портфолио
Материал подобран методистом по учебным дисциплинам МКУСДПО(повышения квалификации) «Рыльский РМК» Ленивкиной Е.А.
из издания
«Портфолио учителя физики»,
автора-составителя
И.Ю.Фоминичевой.
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его профессиональной жизни.
Портфолио учителя – это описание в фактах педагогических качеств и достижений, включающее в себя спектр документов, формирующих представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень его активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя;
- систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю;
- продемонстрировать свои достижения менее опытным коллегам;
- предложить способ организации того или иного учебного курса;
- послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах;
- способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.
Составление портфолио
Информация «от себя» | Формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик. Указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач |
Информация «от других» | Отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д. |
Примеры учебных мероприятий | Достижения учеников, результаты научной работы обучающихся, примеры эссе и т.д. |
- Свидетельства сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.
- Видеозапись типового занятия преподавателя.
- Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, в частности компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
Виды портфолио
- Электронное портфолио. Это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или на каких-либо электронных носителях. Это материалы, оформленные и опубликованные в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться предлагаемыми идеями и поделиться своими.
- Бумажное портфолио. Это папка с документами, подтверждающими основные моменты деятельности педагога. Внутри портфолио можно выделить подразделы.
Далее приводится один из вариантов структуры портфолио.
Классический вариант портфолио из пяти разделов.
Раздел 1 | Общие сведения об учителе.
|
|
Раздел 2 | Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. |
( диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.)
|
Раздел 3 | Научно-методическая деятельность. Результаты научной и методической деятельности учителя |
|
Раздел 4 | Внеурочная деятельность по предмету. |
|
Раздел 5 | Учебно-материальная база. Помещается выписка из паспорта учебного кабинета |
|
Структура портфолио:
- Титульный лист.
- Оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц).
- Эссе (форма написания свободная, объем – 2-3 страниц).
- Введение, в котором педагог поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.) и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения – 3-5 страниц).
- Наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу ( каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться ) (объем – 10-15 страниц).
- Резюме (объем – до 3 страниц).
- Пути распространения опыта работы.
- Документы, отражающие официальную оценку работы педагога.
- Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога.
Требования к оформлению портфолио.
Объем материалов портфолио (исключая разделы документов) – 20-25 страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого.
Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 15 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 14 пунктов. Межстрочный интервал – полуторный.
Художественное оформление портфолио не оценивается.
Итак, портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставить достижения педагогов, и носить открытый характер, то есть быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности.
Предварительный просмотр:
Табличные формы учета показателей проявления компетентности педагогического работника
- Позитивная динамика качества обученности, динамика индивидуальнах показателей обучающихся.
Предмет | Параллель | Результаты успеваемости по параллелям (%) | |||||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |||||||
Общ. | Кач. | Общ. | Кач. | Общ. | Кач. | Общ. | Кач. | Общ. | Кач. | ||
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся класса.
Учебный год | Класс | Количество учеников | Успешность обучения, % | Качество знаний, % |
№ п/п | Ф.И.О. ученика | Тип исследований (ЕГЭ, ГИА и пр.) | Класс | Количество баллов | Примечание |
- Достижения обучающихся: официально зафиксированное по данным внешних аттестаций различного типа исследований качество знаний обучающихся (ЕГЭ, ГИА, региональные мониторинговые исследования; PISA, TIMSS, PIRLS и др.).
- Официально зафиксированные достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах:
А) олимпиады:
Дата | Название олимпиады | Фамилия, имя участника | Класс | Уровень проведения | Результат |
Б) конкурсы:
Дата | Название конкурса | Фамилия, имя участника | Класс | Уровень проведения | Результат |
В) конференции:
Дата | Название конференции | Фамилия, имя участника | Класс | Тема работы | Уровень проведения | Результат |
- Признание профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Дата | Вид исследования | Участники исследования | Рейтинг (результат) |
5.Сохранение контингента обучающихся.
Дата | Ф.И.О. учащегося | Класс | Движение (прибыл, выбыл) | Причина |
- Организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Дата | Класс | Название мероприятия | Место проведения | Результат |
7.Наличие системы работы с одаренными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня).
Класс | Ф.И.О. обучающегося | Вид деятельности(проектная, исследовательская и пр.) | Тема работы | Сроки выполнения, результат |
- Наличие персонально разработанных программ учебных курсов, прошедших а установленном порядке.
РАЗРАБОТКА АВТОРСКИХ ПРОГРАММ,
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
№ п/п | Дата | Класс | Название разработки | Основная цель разработки | Кем утверждена или рекомендована |
- Эффективное и регулярное применение в обучении современных информационных технологий, ТСО, компьютера, интерактивной доски, сети Интернет и т.д.
Дата | Класс | Тема урока | Вид технологии | Как используется |
- Уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями.
1-й уровень. Начальная компьютерная грамотность.
2-й уровень. Использование ПК для изучения и преподавания предмета.
3-й уровень. Телекоммуникационные средства.
4-й уровень. Средства нового поколения.
- Повышение квалификации педагога по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Дата (сроки) | Где проводилось (полное наименование учреждения) | Проблема/тема | Объем часов | Наличие документа, подтверждающего прохождение курсов |
- Использование интерактивных возможностей информационного пространства (в том числе участие в форумах, онлайн конференциях и др.)
№ п/п | Название и адрес сайта | Вид участия | Тема (результат) |
- Применение современных образовательных технологий (проблемного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, имитационного моделирования, кейс-стади и др.).
Название используемых технологий | Класс | Обоснование применения | Имеющийся или прогнозируемый результат |
- Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска, пропустившие занятия по болезни).
Класс | Фамилия, имя обучающихся | Категория обучающихся | Вид проведенной работы | Результат |
- Выявление и изучение индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.
ДИАГНОСТИКА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дата проведения | Название диагностики | Цель диагностики | Аналитические материалы, рекомендации для родителей |
- Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию. Сформированность у обучающихся положительной мотивации к предмету.
Дата | Класс | Описание проделанной работы | Результат |
- Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности.
Год | Класс | Кол-во часов | Название кружка, клуба, спецкурса и т.д. | Направленность |
- Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель и месячников.
Дата | Класс | Название мероприятия | Место проведения | Итоги, результат |
- Организация педагогом общественно-полезной. Трудовой и волонтерской деятельности обучающихся.
Дата | Класс | Вид организованной деятельности | Место проведения | Результат/примечание |
- Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся.
Дата | Класс | Ф.И.О. обучающихся (родителей) | Тема | Описание проведенной работы | Результат |
- Отсутствие обоснованных обращений родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций.
Дата | Класс | Ф.И.О. обучающихся (родителей) | Причина конфликта | Описание проведенной работы | Результат |
- Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период).
Дата | Название конкурса | Место проведения | Уровень проведения (районный, городской, областной…) | Результат |
- Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).
№ | Дата | Место выступления | Название мероприятия (семинар, конференция, МО и пр.) | Тема/название выступления |
24.Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов (за анализируемый период).
Дата | Класс | Тема урока | Место проведения | Уровень (школьный, районный, городской, областной) |
- Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях(за анализируемый период).
Дата | Название издания (с выходными данными/адресами сайтов) | Название публикации | Уровень СМИ (муниципальный, региональный и др.) | Описание |
Показатели 1-10 отражают компетентность педагога в преподаваемом и методах преподавания.
Показатели 11-13 выявляют компетентность педагога во владении современными образовательными технологиями.
Показатели 16-19 отражают компетентность педагога в организации воспитательной работы.
Показатели 20-21 являются отражением компетентности в установлении контактов с родителями и общественностью.
Показатели 22-25 отражают компетентность профессионально-личностного совершенствования педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапное оформлению портфолио учителя
Методические рекомендации по оформлению портфолио учителя.В современных школах все более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учета резул...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию».
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялс...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Часть 2
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялс...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Текстовой документ
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялся с п...
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогической деятельности учителей
В данных рекомендациях представлены материалы для составления портфолио педагогов....
Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя.
Рекомендации к составлению самоанализа профессиональной деятельности учителя на конец учебного года....
Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования в учреждениях дополнительного образования
Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования в составлении календарно-тематического плана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...