Методические материалы по составлению технологической карты урока по математике
методическая разработка
В данном издании даны методические советы, параметры составления технологической карты, шаблоны карт, этапы анализа урока.
Методические материалы адресованы учителям математики, школьным методическим объединениям и муниципальным методическим службам республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie-materialy-po-sostavleniiu-tekhnologi.docx | 63.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Саранск 2015
ББК 74.262
М54
Рецензенты: Сухарев Л.А., канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой алгебры и геометрии НИ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»; Маркинов И.Ф., канд. пед. наук, доцент кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»
Методические материалы по составлению технологической карты урока по математике / сост.: Суродеева О.Н.; Мин-во образования РМ, МРИО. – Саранск, 2015. – 24 с.
В данном издании даны методические советы, параметры составления технологической карты, шаблоны карт, этапы анализа урока.
Методические материалы адресованы учителям математики, школьным методическим объединениям и муниципальным методическим службам республики.
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом
Мордовского республиканского института образования
© Суродеева О.Н., составление, 2015
© Мордовский республиканский
институт образования, 2015
В преподавательской среде появляется все больше профессионалов высокого уровня, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. И эти преподаватели способны не только слепо окунаться в инновации, а выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Однако некорректно говорить об использовании только якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания и в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.
Для современного урока должен отбираться только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, апробирован прежде в режиме эксперимента, показал свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.
Дидактические принципы современного урока:
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность, посильная трудность.
3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
4. Наглядность и развитие теоретического мышления.
5. Системность и систематичность обучения.
6. Переход от обучения к самообразованию.
7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
9. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
10. Положительный эмоциональный фон обучения.
11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
12. Компьютеризация обучения.
13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно-ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально-психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будут оптимальными.
Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, и презентации на мультимедиапроекторе, и так далее.
Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.
Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий обучающихся. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый «деятельностный подход» в обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт «мозгового штурма» учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся УУД;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. При формулировке цели следует сконцентрировать внимание на её дидактической составляющей с конкретной «расшифровкой» /детализацией задач по итогам урока: знать, уметь, понимать, исследовать.
Следующий этап составления технологической карты урока − это заполнение таблицы, отражающей содержательную часть конспекта урока.
Содержательная часть конспекта урока − это любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы, при разработке урока следует обратить внимание:
- на содержание (четкая структура урока − этапы урока, распределение времени, назначение каждого этапа, т.д.; непременное выполнение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм);
- собственно методику (подробная схема урока с предусмотренными вариантами развития событий и отклонениями);
- организационные формы (как организована работа педагога и учащихся на любом этапе урока; абсолютно четкая и ясная мысленная модель урока; т.п.);
- средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений, задач; их корректной постановке и формулировке).
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете и какой результат рассчитываете получить.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Этапы составления технологической карты урока
Название этапа | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат | Методическое обеспечение |
Организацион ный момент (1 мин) | Настроить учащихся на работу | Создает положительную мотивацию | Слушают учителя | Создание положительной мотивации | |
Ориентировоч но-мотива ционный этап (8 мин) | Вводное повторение. Создание проблемной ситуации | Организует повторение опорных знаний. Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание» | Выполняют задание-тест | Повторение опорных знаний. Учащиеся выделяют вопросы, ответы, на которые они затрудняются дать | Листы с входным тестом на каждого ученика |
Постановка целей урока (2 мин) | Развивать умения формулировать цели урока | Помогает учащимися сформулировать цели урока. Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты | Предлагают формулировки целей и задач урока | Сформулировать диагностические цели урока | Тема урока |
Операционно-познаватель ный этап (20-25 мин) | Передать знания по новой теме. Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организовать образовательные ситуации развивающего тип |
| Оборудование, карточки с заданиями | ||
Контрольно-коррекционный этап (8 мин) |
| Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание | Листы с выходным тестом на каждого ученика. Карта ответов | ||
Рефлексивный этап (2 мин) | Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам | Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели; пригодятся ли полученные знания; каким образом можно узнать непонятное и т.д. | Участвуют в беседе | Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения |
|
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
- соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
- результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
- соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения:
- соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения:
- соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
- целесообразность использования предложенных заданий.
5. Результативность урока:
- достижение цели и решение основной дидактической задачи урока.
6. Практическая направленность урока:
- практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
- организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
- уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока;
- характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
- взаимопомощь;
- интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
- личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
9. Формирование ИКТ-компетентности:
- применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.
10. Структура урока:
- соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
11. Контрольно-оценочная деятельность:
- использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12. Педагогический стиль:
- соблюдение норм педагогической этики.
13. Гигиенические требования:
- температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
- соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
- соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) |
владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации | |
анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий | |
классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия | |
сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия | |
устанавливать причины явлений и их следствия | |
устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно | |
представлять информацию: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, в т.ч. используя ИКТ | |
моделировать — преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) | |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно |
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе | |
планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно | |
работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно | |
оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами |
быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки | |
участвовать в диалоге: слушать и слышать другого | |
понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) | |
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно | |
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | |
работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения | |
предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться | |
ЛИЧНОСТНЫЕ | отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях |
отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) | |
объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях | |
осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели | |
объяснять, что связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной | |
строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления | |
пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов | |
выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях | |
признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание, определять для себя наказание) |
Виды технологических карт:
1. Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________
2. Технологическая карта урока
Предмет, класс | |||
Учитель | |||
Тема урока, № урока по теме | |||
Цель урока | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Актуальность использования средств ИКТ | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | |||
Образовательные ресурсы Интернет | Адреса сайтов |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи | Длительность | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Промежуточный контроль | Примечание |
3. Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
4. Технологическая карта с методической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Организационный момент | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Актуализация знаний |
| |||||
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Список источников
- Анализ современного урока. – Мн., 2001.
- Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
- Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В. Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.
- Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В. Гузеев // Библиотека журнала «Директор школы», 2005.
- Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
- Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У. Древс, Э. Фурман. – М., 1984.
- Жук, Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н. Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.
- Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н. Искакова // Завуч. – 2005. – № 2. – С. 21–32.
- Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Каминский // Завуч. – 2005. – № 3. – С. 4 – 14.
- Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
- Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский. - Псков: ПОИПКРО, 1996. – 440 с.
- Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б. Корнетов // Завуч. – 2005. – № 1. - С. 110 – 122.
- Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В. Лаврентьев // Завуч. – 2005. – № 1. – С. 89 – 95.
- Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В. Лаврентьев // Завуч. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
- Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В. Лаврентьев // Завуч. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
- Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И. Лукьянова, Т.Н. Абдуллина // Завуч. – 2006. – № 2. – С. 22 – 34.
- Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И. Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н. Абдуллина // Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
- Лукьянова, М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / М.И. Лукьянова // Завуч. – 2006. – № 2. – С. 5 – 12.
- Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В. Полякова // Завуч. – 2005. – № 5. – С. 38 – 56.
- Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб: Питер, 1999.
- Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К. Степаненков // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 2. – С. 60 – 66.
- Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С. Токарева, Т.С. Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Составитель:
Суродеева О.Н., методист кафедры естественнонаучного
образования МРИО
Корректоры:
Фадеева В.И., Живова М.И.
Печать способом ризографии.
Тираж экз.
Цена договорная.
Отпечатано с оригинал-макета
в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»
430027, г. Саранск, ул. Транспортная, 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Основные принципы составления технологической карты урока"
Технологическая карта с методической структурой урока....
«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»
1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...
Методические рекомендации по составлению технологической карты урока
Методические рекомендации по составлению технологической карты урока...
Выступление на методическом объединении учителей физической культуры на тему: «Составление технологической карты урока»
Данная технологическая карта представлена для составления подобных технологических карт на уроках физической культуры....
Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.
Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс....
Курсовая работа СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ...
Методические рекомендации по планированию урока и составлению технологической карты урока.
Даны методические рекомендации по составлению технологической карты урока....