Для урока.Черты художественного образа
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

В помощь для оучающегося,  втом числе для дистанционного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherty_khudozhestvennogo_obraza.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Черты художественного образа

Задания для закрепления и самопроверки по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” в 10-11 классе.

I. Кто это говорит?

  1. “А осмелюсь ли, милостивый государь, обратиться к вам с разговором приличным?.. опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником…”
  2. “Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!”
  3. … “преступления и в высших классах увеличиваются… Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил; там передовые, по общественному своему положению, люди фальшивые бумажки делают; там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей последнего займа”…
  4. “Объявляю тебе, что все вы, до единого, - болтунишки и фанфаронщики! Заведется у вас страданьице – вы с ним как курица с яйцом носитесь! Ни признака жизни в вас самостоятельной!”
  5. “Вот тут, через три дома, дом Козеля, немца, богатого… Он теперь, верно, пьяный, домой пробирался. Он пьяница. Там у него семейство, жена, дети, дочь одна есть. Я заплачу, заплачу! Все-таки уход будет свой, помогут сейчас!”
  6. “Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть”.
  7. “Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже все до последней нотки фальшивые, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия”
  8. “Эй, жизнью не брезгайте! Много ее впереди еще будет… Ищите и обрящете…”
  9. “Разум-то ведь страсти служит. Я, пожалуй, себя еще больше губил!”
  10. … “не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками”

II. Чей портрет?

  1. “Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное, испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами”.
  2. “Высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности”.
  3. “Лицо ее сохраняло остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет, что всегда бывает с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений, чистый жар сердца до старости”.
  4. “Это было какое-то странное лицо похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурой бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами”.
  5. “Пухлое, круглое, немного курносое лицо его было цвета больного темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами”.
  6. …был худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился”.
  7. “В глазах его сверкала решимость, но в то же время смертная бледность покрывала лицо его, точно его привели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали. Он был еще молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок”.
  8. … “девочка лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей два года назад, потому что он не доходил ей до колен”…
  9. … “она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток… На ней было шелковое, из легкой материи платьице, едва застегнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное”.
  10. “Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача”.

III. Назовите имя, отчество.

  1. Разумихин.
  2. Мать Раскольникова.
  3. Мармеладов.
  4. Свидригайлов.
  5. Лебезятников.

IV. О ком сказано?

  1. “Дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился… и жил в деревне. Вот моя биография”.
  2. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”
  3. “Это благородно, то есть я хотел сказать, гуманно! Вы желали избегнуть благодарности… И хотя… я не могу сочувствовать, по принципу, частной благотворительности, потому что она не искореняет зла радикально, но даже питает его… тем не менее смотрел на ваш поступок с удовольствием!”
  4. … “вы не знаете, какая это натура! Мне досадно, что она в последнее время перестала читать и не берет у меня книг. Жаль, что при своей решительности, у ней мало самостоятельности”.
  5. … по многим признакам он человек весьма почтенный… он человек положительный, но во многом разделяет “убеждения новейших поколений наших и враг предрассудков”

                                                 V. Кто так умирает?

  1. …“не в состоянии будучи переносить ежедневных насмешек, за столом, один ипохондрик, сорокалетний, зарезал его”
  2. “Бледно-желтое лицо, иссохшее, закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла”
  3. “Он бросился на нее… губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-то пугаться… Она приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее … вперед”
  4. “Он приставил револьвер к своему правому виску.

А здеся нельзя, здеся не место! – встрепенулся Ахиллес. … опустил курок”.

  1. “Стала прибирать в квартире и готовиться к встрече, отчищать мебель, мыть и надевать новые занавески… После тревожного дня, проведенного в беспрерывных фантазиях, в радостных грезах слезах, в ночь она заболела и наутро была в жару и в бреду. Открылась горячка. Через две недели она умерла”
  2. “Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца! Ты мне говорил о яде… я знаю, ты за ним ездил… у тебя было готово. Это непременно ты… подлец”

VI. Кто произносит эти слова?

  1. “Пью, ибо сугубо страдать хочу!”
  2. “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
  3. “… глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет…”
  4. “Меня распять надо, распять на кресте, не жалеть!”
  5. “… возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано…”
  6. “…я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею… вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Маданне… в альбом сумел написать…”
  7. “… мы одного поля ягоды…”
  8. “Хоть мучайте ее, а она несправедливого не сделает! Она как ребенок! Она справедливая, справедливая!”
  9. “… человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным”
  10. “Да, может, и бога-то совсем нет!”
  11. “А ведь дети – образ Христов:…Сих есть царствие божие”. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…”
  12. “Да-да-да! Не беспокойтесь! Время терпит, время терпит-с! Успеем-с, успеем-с!”

VII.

  1. Где живет Раскольников?
  2. Где, в каком доме, живут Мармеладовы?
  3. Кто из героев романа имеет отношение к данным предметам:
  • шляпа высокая, круглая, изношенная, рыжая – Мармеладов,
  • 2-3 грошовые картинки в желтых рамках, туалет с зеркальцем – Соня,
  • старый оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами – Раскольников,
  • письмо со знакомым милым почерком – Авдотья Романовна,
  • всегда стоптанные козловые башмаки – Катерина Ивановна,
  • легкое пальто, светлые летние брюки, цепь к часам массивная – Разумихин,
  • щегольская, новенькая, круглая шляпа, прелестная пара сиреневых перчаток, огромнейшие выпуклые глухие золотые часы – Свидригайлов,
  • светлые ботинки, омбрелька, соломенная круглая шляпка, зонтик – Лидочка,
  • старенькое платье, драдедамовая шаль, изломанная соломенная шляпка – Катерина Ивановна,
  • огромный перстень с дорогим камнем на пальце – Лужин,
  • медный крест – Соня,
  • кипарисный крест – Лизавета.

VIII. Ответить на вопросы:

  1. Когда Раскольников во сне убивает старушку-процентщицу, что она делает?
  2. Сколько снов снилось Раскольникову?
  3. Что такое омбрелька?
  4. Кто живет в комнате, которая имела вид неправильного четырехугольника?
  5. Какой романс любила исполнять Катерина Ивановна?
  6. Сколько раз встречался Раскольников с Порфирием Петровичем?
  7. Какого поэта ценил более всего Свидригайлов?
  8. Как называлась статья Раскольникова?
  9. Какую книгу читает Раскольников?
  10. Сколько раз Раскольников был в квартире старухи-процентщицы?
  11. Какие обстоятельства смягчили приговор Раскольникову?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Пути постижения художественного образа

Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...

Методическое пособие "Художественный образ как основание общения на уроке

Этот материал является заключительным  в учебно-методическом пособии. В опубликованной уже главе "Приёмы эстетического восприятия художественного образа" проиилюстрированы некоторые методические ...

Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"

Организовать диалог с художественым образом  на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об эт...

Герменевтический анализ художественного образа на уроках литературы

Герменевтика - отрасль философский знаний, которая успешно внедряется сегодня в образование.  Она утверждает, что смыслы можно открывать бесконечно, более того, смысл можно конструировать, реконс...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...