Для урока.Черты художественного образа
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
В помощь для оучающегося, втом числе для дистанционного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherty_khudozhestvennogo_obraza.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Черты художественного образа
Задания для закрепления и самопроверки по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” в 10-11 классе.
I. Кто это говорит?
- “А осмелюсь ли, милостивый государь, обратиться к вам с разговором приличным?.. опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником…”
- “Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!”
- … “преступления и в высших классах увеличиваются… Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил; там передовые, по общественному своему положению, люди фальшивые бумажки делают; там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей последнего займа”…
- “Объявляю тебе, что все вы, до единого, - болтунишки и фанфаронщики! Заведется у вас страданьице – вы с ним как курица с яйцом носитесь! Ни признака жизни в вас самостоятельной!”
- “Вот тут, через три дома, дом Козеля, немца, богатого… Он теперь, верно, пьяный, домой пробирался. Он пьяница. Там у него семейство, жена, дети, дочь одна есть. Я заплачу, заплачу! Все-таки уход будет свой, помогут сейчас!”
- “Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть”.
- “Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже все до последней нотки фальшивые, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия”
- “Эй, жизнью не брезгайте! Много ее впереди еще будет… Ищите и обрящете…”
- “Разум-то ведь страсти служит. Я, пожалуй, себя еще больше губил!”
- … “не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками”
II. Чей портрет?
- “Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное, испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами”.
- “Высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности”.
- “Лицо ее сохраняло остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет, что всегда бывает с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений, чистый жар сердца до старости”.
- “Это было какое-то странное лицо похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурой бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами”.
- “Пухлое, круглое, немного курносое лицо его было цвета больного темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами”.
- …был худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился”.
- “В глазах его сверкала решимость, но в то же время смертная бледность покрывала лицо его, точно его привели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали. Он был еще молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок”.
- … “девочка лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей два года назад, потому что он не доходил ей до колен”…
- … “она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток… На ней было шелковое, из легкой материи платьице, едва застегнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное”.
- “Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача”.
III. Назовите имя, отчество.
- Разумихин.
- Мать Раскольникова.
- Мармеладов.
- Свидригайлов.
- Лебезятников.
IV. О ком сказано?
- “Дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился… и жил в деревне. Вот моя биография”.
- “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”
- “Это благородно, то есть я хотел сказать, гуманно! Вы желали избегнуть благодарности… И хотя… я не могу сочувствовать, по принципу, частной благотворительности, потому что она не искореняет зла радикально, но даже питает его… тем не менее смотрел на ваш поступок с удовольствием!”
- … “вы не знаете, какая это натура! Мне досадно, что она в последнее время перестала читать и не берет у меня книг. Жаль, что при своей решительности, у ней мало самостоятельности”.
- … по многим признакам он человек весьма почтенный… он человек положительный, но во многом разделяет “убеждения новейших поколений наших и враг предрассудков”
V. Кто так умирает?
- …“не в состоянии будучи переносить ежедневных насмешек, за столом, один ипохондрик, сорокалетний, зарезал его”
- “Бледно-желтое лицо, иссохшее, закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла”
- “Он бросился на нее… губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-то пугаться… Она приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее … вперед”
- “Он приставил револьвер к своему правому виску.
А здеся нельзя, здеся не место! – встрепенулся Ахиллес. … опустил курок”.
- “Стала прибирать в квартире и готовиться к встрече, отчищать мебель, мыть и надевать новые занавески… После тревожного дня, проведенного в беспрерывных фантазиях, в радостных грезах слезах, в ночь она заболела и наутро была в жару и в бреду. Открылась горячка. Через две недели она умерла”
- “Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца! Ты мне говорил о яде… я знаю, ты за ним ездил… у тебя было готово. Это непременно ты… подлец”
VI. Кто произносит эти слова?
- “Пью, ибо сугубо страдать хочу!”
- “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
- “… глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет…”
- “Меня распять надо, распять на кресте, не жалеть!”
- “… возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано…”
- “…я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею… вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Маданне… в альбом сумел написать…”
- “… мы одного поля ягоды…”
- “Хоть мучайте ее, а она несправедливого не сделает! Она как ребенок! Она справедливая, справедливая!”
- “… человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным”
- “Да, может, и бога-то совсем нет!”
- “А ведь дети – образ Христов:…Сих есть царствие божие”. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…”
- “Да-да-да! Не беспокойтесь! Время терпит, время терпит-с! Успеем-с, успеем-с!”
VII.
- Где живет Раскольников?
- Где, в каком доме, живут Мармеладовы?
- Кто из героев романа имеет отношение к данным предметам:
- шляпа высокая, круглая, изношенная, рыжая – Мармеладов,
- 2-3 грошовые картинки в желтых рамках, туалет с зеркальцем – Соня,
- старый оборванный фрак с осыпавшимися пуговицами – Раскольников,
- письмо со знакомым милым почерком – Авдотья Романовна,
- всегда стоптанные козловые башмаки – Катерина Ивановна,
- легкое пальто, светлые летние брюки, цепь к часам массивная – Разумихин,
- щегольская, новенькая, круглая шляпа, прелестная пара сиреневых перчаток, огромнейшие выпуклые глухие золотые часы – Свидригайлов,
- светлые ботинки, омбрелька, соломенная круглая шляпка, зонтик – Лидочка,
- старенькое платье, драдедамовая шаль, изломанная соломенная шляпка – Катерина Ивановна,
- огромный перстень с дорогим камнем на пальце – Лужин,
- медный крест – Соня,
- кипарисный крест – Лизавета.
VIII. Ответить на вопросы:
- Когда Раскольников во сне убивает старушку-процентщицу, что она делает?
- Сколько снов снилось Раскольникову?
- Что такое омбрелька?
- Кто живет в комнате, которая имела вид неправильного четырехугольника?
- Какой романс любила исполнять Катерина Ивановна?
- Сколько раз встречался Раскольников с Порфирием Петровичем?
- Какого поэта ценил более всего Свидригайлов?
- Как называлась статья Раскольникова?
- Какую книгу читает Раскольников?
- Сколько раз Раскольников был в квартире старухи-процентщицы?
- Какие обстоятельства смягчили приговор Раскольникову?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Пути постижения художественного образа
Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...
Методическое пособие "Художественный образ как основание общения на уроке
Этот материал является заключительным в учебно-методическом пособии. В опубликованной уже главе "Приёмы эстетического восприятия художественного образа" проиилюстрированы некоторые методические ...
Мастер-класс "Кросскультурные связи в постижении художественного образа"
Организовать диалог с художественым образом на уроке не всегда предоставляется возможным. Какие выбрать для этого приёмы, как структурировать материал и какими воспользоваться методиками - об эт...
Герменевтический анализ художественного образа на уроках литературы
Герменевтика - отрасль философский знаний, которая успешно внедряется сегодня в образование. Она утверждает, что смыслы можно открывать бесконечно, более того, смысл можно конструировать, реконс...
Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...
Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа
Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...