Роль детской прессы в социализации личности
материал на тему
Сегодня, в стремительно меняющемся современном мире все большее значение и актуальность приобретают информационные технологии, информация, средства коммуникации. Связующим звеном между ними выступает журналистика. Знание основ журналистской грамотности помогает молодому человеку быстрее ориентироваться в меняющейся действительности, реагировать на последние события и с учётом этого строить свою жизнь. Свободная, творчески активная личность сегодня особенно востребована. Помочь подросткам адаптироваться к социальной жизни, расширить жизненный опыт, развить творческий потенциал может знакомство с журналистикой, как профессией и областью литературного творчества, так и практический опыт по выпуску собственной газеты. На примере объединения «Школа журналистики» хотелось бы познакомить с организацией детской прессы в образовательном учреждении и таким образом пробудить интерес у подростков к журналистскому творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskoy_pressy_v_sotsializatsii_lichnosti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль детской прессы в социализации личности.»
Сегодня, в стремительно меняющемся современном мире все большее значение и актуальность приобретают информационные технологии, информация, средства коммуникации. Связующим звеном между ними выступает журналистика. Знание основ журналистской грамотности помогает молодому человеку быстрее ориентироваться в меняющейся действительности, реагировать на последние события и с учётом этого строить свою жизнь. Свободная, творчески активная личность сегодня особенно востребована. Помочь подросткам адаптироваться к социальной жизни, расширить жизненный опыт, развить творческий потенциал может знакомство с журналистикой, как профессией и областью литературного творчества, так и практический опыт по выпуску собственной газеты.
На примере объединения «Школа журналистики» хотелось бы познакомить с организацией детской прессы в образовательном учреждении и таким образом пробудить интерес у подростков к журналистскому творчеству.
Журналистика сегодня – настолько серьезный информационный ресурс, что не считаться с ним просто невозможно. Именно от культуры журналиста, его этических принципов и нравственной позиции зависят эмоциональное состояние и развитие общества, его стабильность и многое другое.
Известно: образование дает знания и прививает навыки практической деятельности. В каких – то предметах больше первого, в каких – то второго, и наоборот… Издание газеты, журнала значительно расширяет кругозор ребенка, так как вводит его в сложную, специфическую атмосферу массмедиа, обогащает представлениями о мире печати, радио, технике и технологиях современных СМИ. Дети лучше узнают компьютерную технику, работу, возможности издательских программ…Правила пунктуации и орфографии, до этого бывшие темой «урока», обретают повседневную актуальность… Чужой опыт книгописания или журналистского творчества – такой до этого отвлеченный и даже скучный – становится понятным и захватывающе интересным.
Такова одна сторона нашей работы – знания.
Другая – практические навыки, конкретные умения, которые обретают ребята, занимаясь своей газетой. Можно сказать, что перечень таких навыков огромен. Окунаясь в работу редакции молодежного издания, мы, овладеваем самым главным – облекать свои мысли в слова, формулировать порою подспудные ощущения. Активное развитие письменной речи благотворно сказывается на структурности мышления, логике, целеполагании. Но это лишь первый, самый очевидный навык, который мы получаем, приходя в газету, становясь ее автором.
Не менее важна другая сторона названной работы – коллективный характер редакционного труда. Ни автор, ни редактор, ни верстальщик или фотограф не способны выпустить газету в одиночку, они остро нуждаются друг в друге и успех дела – выпуск номера! – кроется в их слаженной, продуманной напряженной работе. Как видно, работа в редакции всех ее участников учит дисциплине, порядку, собранности, взаимному уважению.
Навыки совместного труда помогают нам развиваться, обогащать свой внутренний потенциал, когда мы отправляемся брать интервью, собираем материал, входим в контакт со сверстниками, учителями, должностными лицами.
Газета – одно из важнейших современных средств массовой информации. Она сохраняет своё свободное место в системе других СМИ как старейшее и во многом ещё незаменимое печатное периодическое издание.
Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив (от лат. collektivus – собирательный) – совокупность людей, объединённых общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. у каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Всё это полностью относится и к редакции.
В нашем Центре внешкольной работы существует объединение «Школа журналистики». В нём занимаются воспитанники 9-17 лет. Занятия по данному курсу способствуют самовыражению и самосовершенствованию ребят, выработке у них собственного взгляда и мнения, формирует активную жизненную позицию…
На первом этапе была поставлена задача, научиться деловому стилю общения, развить самодисциплину и ответственность, вызвать интерес к журналистскому творчеству, сплотить коллектив.
Первые практические занятия прошли в библиотеке. Работая в читальном зале, мы приобретали навыки самостоятельной работы с книгой, газетой, журналом, научились определять текст: художественный, научный, публицистический; жанры: заметка, интервью, репортаж; научились выделять главную мысль в тексте. Следующий шаг – знакомство с техникой ведения записной книжки, правилами пользования справочной литературой. Приобретая навыки работы с периодикой и справочной литературой, мы учились анализировать детские издания, подбирать и сокращать тексты.
Стимулом в развитии самодеятельного творчества служит формированием успеха. Проявить себя как личности и реализовать на практике полученные знания, помогло участие в журналистских слётах. Побывав там, мы уяснили, как важно и нужно говорить о социальных и политических проблемах, проблемах молодёжи, говорить о том, к какой цели она стремится, что делает для этого, чем живёт и чем интересуется. Благодаря слёту много познали нового и интересного, важного и нужного для создания собственной газеты.
Возвратившись, домой, мы с большой охотой продолжаем начатое дело. Теперь раз в месяц мы выпускаем молодёжную газету «Свой голос». За каждый номер отвечают определённые группы кружковцев. И эта работа у нас идёт неплохо: все воспитанники и педагоги с интересом читают нашу газету. Конечно, есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что нашу газету читают не только те, кто посещает наше учреждение, а и подростки из соседних школ нашего района. Пишем мы на самые разные темы, рубрики стараемся менять и, прежде всего, учитываем мнение других.
Высокий уровень творчества в объединении – результат проявления детской самостоятельности и ответственности к делу. За годы работы объединения выпущено много газет «Свой голос», принято участие в пресс-конференциях с представителями власти, бизнеса, образования, встречи с интересными людьми. Всё это служило творческим импульсом в деятельности объединения.
К выпуску собственной газеты мы относимся достаточно серьёзно. И пусть не все из нас станут в будущем журналистами, главное – научиться общаться с людьми, правильно оценивать события, излагать свои мысли, иметь своё личное мнение. Всё это, несомненно, важно для расширения кругозора и общего развития и необходимо в жизни.
Номер газеты – произведение и выражение профессионального мастерства его создателей, их профессионального искусства, результат творческой деятельности – индивидуальной и коллективной. В процессе его создания задействованы различные виды техники: от простейшей авторучки журналиста до современных сложнейших средств новейшей технологии, прежде всего электронных – персонального компьютера и Интернета.
Словом, молодёжное издание – мощный социализирующий фактор. Молодой человек невольно попадает в сферу коллективных отношений, осознаёт себя как частицу общества, готовится к походу в мир взрослых.
Впрочем, любой издательский проект даёт возможность освоить и простые «рабочие» навыки журналистского труда: быстро набирать текст, пользоваться ксероксом, электронной почтой, диктофоном, верстать полосы, фотографировать и обрабатывать снимки с помощью новейших цифровых технологий, вести досье, рисовать макет, редактировать чужие тексты.
Умение общаться, убеждать собеседника в важности именно такой постановки вопроса, настойчивость в развёртывании своей аргументации, - а это далеко не всегда удается в разговоре с оппонентом – чиновником даже профессиональным журналистам важные деловые качества юного журналиста. Они пригодятся молодому человеку в любой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экологической детской прессы в образовании
В статье обобщен позитивный опыт экологического образования для устойчивого развития средствами организации разноплановой деятельности школьников в редакционной коллегии по изданию в детско-взрослом с...
Фольклорный ансамбыль- роль ансамбля в социализации личности
Дается описание опыта работы школы по этно- региональному направлению....
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...
Социализация личности воспитанника детского дома
В данном материале рассматриваются вопросы успешной социализации воспитанников детского дома....
Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.
Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...
Роль детских общественных объединений в социализации личности подростка.
ldquo;Образование - это умение действовать в любых житейских ситуациях”....
«РОЛЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности....