Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"
статья по русскому языку (9 класс) по теме
В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nravstvennogo_vospitaniya_v_sotsializatsii_uspeshnoy_lichnosti.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Потребление и удовольствие становятся важнейшими целями современного человека. Цивилизация, построенная на потреблении как главной жизненной ценности, неотвратимо движется к собственной гибели. Возросла опасность дегуманизации человека, его отчуждения от жизни общества, от труда, от природы и от самого себя.
Решение проблемы: дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
Особая роль в формировании высоконравстенной личности отводится современной школе. Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Предметы «Русский язык» и «Литература» позволяют на каждом уровне уделять достаточное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания.
Изучение русского языка направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Воспитательные возможности урока русского языка велики. На уроках происходит не только формирование лингвистической компетенции через усвоение программного материала, но и воспитываются интерес к учению через подбор соответствующих текстов, предложений, заданий; эстетический вкус через использование произведений искусства: репродукции картин, наглядный материал, музыки, фотографии; общественно-политических взглядов через использование статей газет и журналов, фактов из жизни, исторических справок.
Используемый на уроках дидактический материал является не только средством для закрепления умений и навыков, но и выполняет воспитательную функцию, влияя на сознание учащихся, их нравственные, эстетические, общественно-политические взгляды, на их поведение. Богатый материал для размышлений на морально-нравственные темы могут дать предложения для синтаксического и пунктуационного разбора; тематические группы слов общественно-политического, нравственного, эстетического значения; пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы; тексты для диктантов и изложений разных видов, для обсуждения.
Эффективными формами работы по воспитанию нравственного мышления являются: дискуссия, диспут, полемика, т.е. публичное обсуждение какого-либо вопроса;
сочинения как средство нравственного воздействия; как единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения; как продукт языковых, познавательных способностей ученика и его личностных качеств характера, мировоззрения, убеждений;
беседа – сложная форма коллективного общения, дающая возможность получить новые представления и знания, формировать собственные убеждения.
Велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила воздействия её на формирование нравственных принципов. Уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
Таким образом, литература и русский язык нацелены на формирование ключевых компетентностей. В основе которых – духовно-нравственные принципы жизни. Готовность современного молодого человека к цивилизованному общению, уважительному отношению к ценностям других людей, способность соотносить свои устремления с интересами других людей, работать в команде, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Самостоятельно осваивать знания и умения – все это ведет к социальной и профессиональной успешности личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....
статья на тему духовно-нравственного воспитания детей
Роль педагога в нравственном воспитании детей...
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".
Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"
Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...
Системно-деятельностный подход как методологическая основа программы воспитания и социализации успешной личности
Статья, опубликованная в сетевом издании журнала "Наука и образование", г.Чебоксары...