Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"
статья по русскому языку (9 класс) по теме

В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности.

     Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

     Потребление и удовольствие становятся важнейшими целями современного человека. Цивилизация, построенная на потреблении как главной жизненной ценности, неотвратимо движется к собственной гибели. Возросла опасность дегуманизации человека, его отчуждения от жизни общества, от труда, от природы и от самого себя.

    Решение проблемы: дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.

    Особая роль в формировании высоконравстенной личности отводится современной школе. Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

    Предметы «Русский язык» и «Литература» позволяют на каждом уровне уделять достаточное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания.

    Изучение русского языка направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

    Воспитательные возможности урока русского языка велики.  На уроках происходит не только формирование лингвистической компетенции через усвоение программного материала, но и воспитываются интерес к учению через подбор соответствующих текстов, предложений, заданий; эстетический вкус через использование  произведений искусства: репродукции картин, наглядный материал, музыки, фотографии; общественно-политических взглядов через использование статей газет и журналов, фактов из жизни, исторических справок.

    Используемый на уроках дидактический материал является не только средством для закрепления умений  и навыков, но и выполняет воспитательную функцию, влияя на сознание учащихся, их нравственные, эстетические, общественно-политические взгляды, на их поведение. Богатый материал для размышлений на морально-нравственные темы могут дать предложения для синтаксического и пунктуационного разбора; тематические группы слов общественно-политического, нравственного,  эстетического значения; пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы; тексты для диктантов и изложений разных видов, для обсуждения.

    Эффективными формами работы по воспитанию нравственного мышления являются: дискуссия, диспут, полемика, т.е. публичное обсуждение какого-либо вопроса;

сочинения  как средство нравственного воздействия; как единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения; как продукт языковых, познавательных способностей ученика и его личностных качеств характера, мировоззрения, убеждений;

беседа – сложная форма коллективного общения, дающая возможность получить новые представления и знания, формировать собственные убеждения.

    Велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила воздействия её на формирование  нравственных принципов. Уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

    Таким образом, литература и русский язык нацелены на формирование ключевых компетентностей. В основе которых – духовно-нравственные принципы жизни. Готовность современного молодого человека к цивилизованному общению,  уважительному отношению к ценностям других людей, способность соотносить свои устремления с интересами других людей, работать в команде, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Самостоятельно осваивать знания и умения – все это ведет к социальной и профессиональной успешности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

статья на тему духовно-нравственного воспитания детей

Роль педагога в нравственном воспитании детей...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".

Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....

Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.

Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...

Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"

Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа программы воспитания и социализации успешной личности

Статья, опубликованная в сетевом издании журнала "Наука и образование", г.Чебоксары...