Роль экологической детской прессы в образовании
статья по теме
В статье обобщен позитивный опыт экологического образования для устойчивого развития средствами организации разноплановой деятельности школьников в редакционной коллегии по изданию в детско-взрослом сообществе школьной экологической газеты. Рассмотрен воспитательный, развивающий, социальный эффект детской экологической прессы. Статья вызовет интерес у всех, кто занимается организацией внеурочной деятельности в области экологического образования для устойчивого развития.Статья написана в соавторстве с коллегами по школе: Черечукиным А.А. и Строевой Г.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль экологической детской прессы в образовании
для устойчивого развития, поликультурной и экологической компетенций учащихся
«Кто не любит природу, тот не любит и человека, –
тот не гражданин»
Ф.М.Достоевский
В статье обобщен позитивный опыт экологического образования для устойчивого развития средствами организации разноплановой деятельности школьников в редакционной коллегии по изданию в детско-взрослом сообществе школьной экологической газеты. Рассмотрен воспитательный, развивающий, социальный эффект детской экологической прессы. Статья вызовет интерес у всех, кто занимается организацией внеурочной деятельности в области экологического образования для устойчивого развития.
Всем известно, что мы живем в эпоху экологического кризиса, когда само существование человеческой цивилизации поставлено под сомнение. 2012 год – это год 20-летия конференции по устойчивому развитию. В докладе Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна по подготовке мероприятий к конференции говорится о важности достоверной экологической информации, значимости документального отражения успешного опыта, передовых практических методах деятельности и оценки стратегий и программ в области устойчивого развития.
В связи с усугублением экологического кризиса воспитание и деятельное участие детей и молодежи в различных экологических акциях приобретают особую актуальность и значимость. Исследования, проведенные лабораторией воспитания экологической культуры института семьи и воспитания РАО, указывают, что систематическим экологическим воспитанием охватывается лишь около 3-7% школьников. Немаловажную роль в формировании экологического сознания и экологической культуры играют СМИ. К сожалению, так называемые, взрослые «зеленые СМИ» имеют недостатки: допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации; стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося “жареные” факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание, формирует негативное отношение молодежи к экологической тематике.
Одним из важнейших факторов экологического воспитания учащихся и взаимодействия школы и семьи в данном направлении является издание в каждой школе общешкольной газеты экологической направленности, которая распространяется через детей для семейного чтения. Школьная пресса и экологическая газета являются важным педагогическим средообразующим фактором. Проведенное исследование в рамках проекта ТАСИС «Содействие экологической информированности и общественной осведомленности населения Байкальского региона» о роли средств массовой информации в формировании экологического сознания и экологической культуры населения показало, что потребность в информации экологического содержания в обществе чрезвычайно высока. Важным выводом данного исследования является то, что, несмотря на многократное возрастание числа СМИ, состояние массово-информационной деятельности по экологической тематике удручающее. Нет специализированных экологических изданий и программ, исчезли отделы в редакциях и рубрики. Таким образом, налицо серьезное общественное противоречие: мощный потенциал СМИ с их огромными возможностями практически не задействован в формировании экологического сознания подрастающего поколения из-за отсутствия должного внимания телевидения, радио, газет к указанным выше экологическим темам и проблемам.
Всем известно, что телевидение оказывает сильное воздействие на подростков. Однако, как утверждают ученые, именно телевидение оказывает деструктивное воздействие на детскую психику. К сожалению, уменьшается число телепередач, позитивно воспитывающих учащихся экологически и нравственно. Почти преданы забвению в средствах массовой информации народное искусство, культура, народные традиции, отечественная героика. Предельная перегрузка СМИ зарубежными фильмами, телепередачами низкого качества искусственно создали и постоянно усугубляют разрыв поколений, нарушают преемственность в передаче традиций (в том числе экологических).
Назрела острая необходимость в создании детских экологических пресс-центров, издании экологических школьных газет и журналов для детей и взрослых, где авторами являются сами школьники. Школьная газета экологической направленности призвана формировать экологическое сознание в противовес изданиям, формирующим экофобные явления. В такой ситуации каждой школе необходим экологический пресс-центр. Школьная экологическая газета гармонизирует школьную среду и способствует ее стабильности и устойчивости, формирует экологическое сознание и экологическую культуру школьного сообщества, способствует реализации одного из основополагающих принципов педагогики – принципа природосообразности, который в городской среде менее всего реализован.
Особенностью детского – взрослого экологического издания является информация щадящего режима, не наносящая вред биопсихической природе детей, учителей и родителей, информация исцеляющего характера, обладающая оздоровительным эффектом, как сама природа. Газета экологической направленности призвана формировать экологическую, языковую и нравственную культуру, чувство любви к природе, развивать эмоционально – чувственную сферу.
Проведенные нами исследования указывают, что уровень экологической культуры на 70% определяется семьями детей и подростков. Некоторые родители имеют достаточно высокий уровень экологической культуры и соответственно, если в образовательном учреждении создается такой экологический пресс – центр, то при грамотной экологической политике образовательного учреждения формируется благоприятная эколого-развивающая среда. Школьники, имеющие высокий уровень экологической грамотности, с удовольствием пишут сочинения – миниатюры, короткие эссе, творческие работы на экологические темы. У них есть своя авторская позиция, свой взгляд, прогрессивные идеи, интересные замыслы и - самое главное – своё, детское видение проблемы, искренние переживания по поводу происходящего в окружающем мире и даже пути решения некоторых проблем.
Роль экологической детской прессы в образовании для устойчивого развития состоит в том, чтобы поддержать неравнодушных к экологическим проблемам учащихся и предоставить возможность реализации и продвижения идей юных журналистов - экологов. Так в 2009 году в ГБОУ СОШ № 1161 города Москвы была создана школьная газета экологической направленности «Экомир», которая выходит 2 раза в месяц силами учеников, учителей и родителей.
В этом году газета «Экомир» расширила сферу своего влияния, став межшкольным региональным изданием. К нам присоединились школы № 864, 930, 1004, 1104, МОУ СОШ № 1 г. Королева, лицей № 23 г. Подольска. Есть у нас свои корреспонденты за пределам московского региона и России. Статьи в основном пишут школьники, иногда – учителя и родители. Рассылка осуществляется также детьми.
Подписку на экологическую детскую прессу может сделать каждый желающий. Достаточно отправить заявку на адрес электронной почты olgaridiger@yandex.ru.
Газета издается в печатном и электронном виде. Если в прошлом году газета «Экомир» распространялась в основном в школе (нашими читателями были родители, учителя и дети), то в этом году газету может получать в электронном варианте любой заинтересовавшийся от учителей и ребят тех школ, которые теперь являются нашими партнерами.
Чем отличается наша школьная газета от других изданий?
Она добрая, красивая, интересная и несет позитивную экологическую информацию; насыщена снимками, интервью с интересными людьми, новейшими данными экологического и поликультурного мира. В нашей газете ребята рассказывают об интересных событиях своей жизни: открытиях, днях науки, путешествиях, участии в олимпиадах, экологических конкурсах, проведении экологических акций, фестивалей, экологическом воспитании в их семьях, о красоте мира природы, публикуют фотографии видов природы, пишут о своих домашних питомцах; о своих увлечениях и занятиях экологического характера.
Наши читатели, узнав об этом, также «зажигаются» экологической деятельностью, пишут о своих достижениях, делятся своими размышлениями и проектами: о благоустройстве школьной территории, о проведении Праздника встречи птиц, Дня Земли, об Экологическом десанте в аллеях, скверах, парках и многом другом. Главное, на наш взгляд, поддерживать ребенка в его творческом порыве, помочь, подсказать и дать почувствовать, что его работа нужна всем - и детям, и взрослым. Экологическая тематика понятна, близка и доступна всем, она сближает всех участников образовательного процесса.
Родители также поддерживают работу экологической школьной газеты и являются нашими постоянными читателями. Об этом говорит проведенное нами анкетирование среди родителей: 100% родителей одобрительно относятся к участию их детей в работе детской экологической газеты. В первую очередь – это родители наших юных корреспондентов, редакторов и распространителей. А их у нас более 100 человек. Проведенные исследования в октябре 2011 года во время анкетирования родителей подтверждают, что газета « Экомир» способствует установлению благожелательных отношений в школьном сообществе между школой и семьей - она стала важным средообразующим воспитательным и образовательным фактором ГОУ СОШ № 1161.
Считаем, что для устойчивого развития детско-взрослого сообщества школьная экологическая пресса необходима. Во многих школах осуществляется работа в экологическом направлении, но информация о ней, как правило, не выходит за стены школы. Освещение экологической деятельности ребятами ,участниками событий, - это прекрасное средство экологического и нравственного воспитания школьников.
Экология на современном этапе – междисциплинарная область знаний. В процессе издания школьной экологической газеты происходит также объединение учителей разных предметных областей: биологии и химии, информатики и математики, географии и музыки, литературы и языков, истории и др. Работа над школьной экологической газетой способствует не только формированию целостного мировосприятия детей и взрослых, но и дает хорошие лингво – публицистические навыки, а также, возможно, помогает учащимся определиться в выборе будущей профессии.
Лихачев Б.Т. писал о влиянии средств массовой информации на формирование в людях доброты и злобности: «Средства массовой информации осуществляют духовно-хирургическое вмешательство в психику, сознание, мышление, рассудок людей, и, как всякое вмешательство, они могут помочь выжить, либо окончательно погубят. В этом смысле печать, радио, телевидение, дающие правдивую информацию, помогают людям поддержать нормальное индивидуальное и общественное сознание на уровне здорового функционирования и несут в себе информационные заряды, порождающие феномены доброты: понимание, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, совесть» [1, с. 59].
Детская экологическая газета создает позитивный настрой в социуме, является органом экологической политики образовательного учреждения, что сейчас, в условиях экологического и нравственного кризиса, жизненно необходимо каждому учебному заведению.
Библиография
Лихачев Б.Т. Воспитание и этика. – Ярославль: Аверс-Плюс, 2009. – 204 c.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спецкурс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г. – 335 c.
Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание // Воспитание школьников. №1, 2008. – С. 3 – 6.
Черечукин А.А., Ридигер О.Н. Детская пресса как форма экологического образования // К проектированию школьной программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Сб. науч.- практ. тр. Под ред. Е.Н. Дзятковской. – М.: Изд-во Кокорин В.Н. – 2012. – с.106-109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-280141-1376912346.jpg)
Программа по курсу журналистики "Малая детская пресса"
Педагогическая целесообразность и актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования личности, стремящейся к максимальной реализа...
Роль экологических понятий в содержании биологического образования
В данной статье можно познакомиться с основными приёмами формирования зкологических знаний, с ролью экскурсий в формировании экологических знаний, с формами экологической работы в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/26/picture-376218-1616777755.jpg)
Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра»
Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра» в МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671126-1442835418.jpg)
Роль детской прессы в социализации личности
Сегодня, в стремительно меняющемся современном мире все большее значение и актуальность приобретают информационные технологии, информация, средства коммуникации. Связующим звеном между ними выступает ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-41095-1420889785.jpg)
Сценарий выступления детского объединения "Юный журналист" на районном Фестиваде детской прессы
Ежегодно районный Фестиваль детской прессы открывает новые таланты, отмечает ребят, которые делают первые шаги в журналистике. Детское объединение "Юный журналист" стало активным участником районных и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-464249-1619077376.jpg)
Методическая разработка занятия "Детская пресса"
Дистанционное занятие на платфоре Zoom. Проводится для учащихся 7-9 классов.В ходе занятия ребята получат информацию о детской прессе, о тематике 2021 года, разработают баннеры по изобретениям К...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-464249-1619077376.jpg)
Методическая разработка занятия "Детская пресса"
Разработка о детской прессе и информацию о изобретениях Кулибина. Изготовление баннеров....