Роль экологической детской прессы в образовании
статья по теме

Ридигер Ольга Николаевна

В статье обобщен позитивный опыт экологического образования для устойчивого развития средствами организации разноплановой деятельности школьников в редакционной коллегии по изданию в детско-взрослом сообществе школьной экологической газеты. Рассмотрен воспитательный, развивающий, социальный эффект детской экологической прессы. Статья вызовет интерес у всех, кто занимается организацией внеурочной деятельности в области экологического образования для устойчивого развития.Статья написана в соавторстве с коллегами по школе: Черечукиным А.А. и Строевой Г.И.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferenciyu_v_piter_ot_stroevoy.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экологической детской прессы в образовании

для устойчивого развития, поликультурной и экологической компетенций учащихся

«Кто не любит природу, тот не любит и человека, –

тот не гражданин»

Ф.М.Достоевский

 В статье обобщен позитивный опыт экологического образования для устойчивого развития средствами организации разноплановой деятельности школьников в редакционной коллегии по изданию в детско-взрослом сообществе школьной экологической газеты. Рассмотрен воспитательный, развивающий, социальный эффект детской экологической прессы. Статья вызовет интерес у всех, кто занимается организацией внеурочной деятельности в области экологического образования для устойчивого развития.

Всем известно, что мы живем в эпоху экологического кризиса, когда само существование человеческой цивилизации поставлено под сомнение. 2012 год – это год 20-летия конференции по устойчивому развитию. В докладе Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна по подготовке мероприятий к конференции говорится о важности достоверной экологической информации, значимости документального отражения успешного опыта, передовых практических методах деятельности и оценки стратегий и программ в области устойчивого развития.

В связи с усугублением экологического кризиса воспитание и деятельное участие детей и молодежи в различных экологических акциях приобретают особую актуальность и значимость. Исследования, проведенные лабораторией воспитания экологической культуры института семьи и воспитания РАО, указывают, что систематическим экологическим воспитанием охватывается лишь около 3-7% школьников. Немаловажную роль в формировании экологического сознания и экологической культуры играют СМИ. К сожалению, так называемые, взрослые «зеленые СМИ» имеют недостатки: допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации; стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося “жареные” факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание, формирует негативное отношение молодежи к экологической тематике.

Одним из важнейших факторов экологического воспитания учащихся и взаимодействия школы и семьи в данном направлении является издание в каждой школе общешкольной газеты экологической направленности, которая распространяется через детей для семейного чтения. Школьная пресса и экологическая газета являются важным педагогическим средообразующим фактором. Проведенное исследование в рамках проекта ТАСИС «Содействие экологической информированности и общественной осведомленности населения Байкальского региона» о роли средств массовой информации в формировании экологического сознания и экологической культуры населения показало, что потребность в информации экологического содержания в обществе чрезвычайно высока. Важным выводом данного исследования является то, что, несмотря на многократное возрастание числа СМИ, состояние массово-информационной деятельности по экологической тематике удручающее. Нет специализированных экологических изданий и программ, исчезли отделы в редакциях и рубрики. Таким образом, налицо серьезное общественное противоречие: мощный потенциал СМИ с их огромными возможностями практически не задействован в формировании экологического сознания подрастающего поколения из-за отсутствия должного внимания телевидения, радио, газет к указанным выше экологическим темам и проблемам.

Всем известно, что телевидение оказывает сильное воздействие на подростков. Однако, как утверждают ученые, именно телевидение оказывает деструктивное воздействие на детскую психику. К сожалению, уменьшается число телепередач, позитивно воспитывающих учащихся экологически и нравственно. Почти преданы забвению в средствах массовой информации народное искусство, культура, народные традиции, отечественная героика. Предельная перегрузка СМИ зарубежными фильмами, телепередачами низкого качества искусственно создали и постоянно усугубляют разрыв поколений, нарушают преемственность в передаче традиций (в том числе экологических).

Назрела острая необходимость в создании детских экологических пресс-центров, издании экологических школьных газет и журналов для детей и взрослых, где авторами являются сами школьники. Школьная газета экологической направленности призвана формировать экологическое сознание в противовес изданиям, формирующим экофобные явления. В такой ситуации каждой школе необходим экологический пресс-центр. Школьная экологическая газета гармонизирует школьную среду и способствует ее стабильности и устойчивости, формирует экологическое сознание и экологическую культуру школьного сообщества, способствует реализации одного из основополагающих принципов педагогики – принципа природосообразности, который в городской среде менее всего реализован.

Особенностью детского – взрослого экологического издания является информация щадящего режима, не наносящая вред биопсихической природе детей, учителей и родителей, информация исцеляющего характера, обладающая оздоровительным эффектом, как сама природа. Газета экологической направленности призвана формировать экологическую, языковую и нравственную культуру, чувство любви к природе, развивать эмоционально – чувственную сферу.

Проведенные нами исследования указывают, что уровень экологической культуры на 70% определяется семьями детей и подростков. Некоторые родители имеют достаточно высокий уровень экологической культуры и соответственно, если в образовательном учреждении создается такой экологический пресс – центр, то при грамотной экологической политике образовательного учреждения формируется благоприятная эколого-развивающая среда. Школьники, имеющие высокий уровень экологической грамотности, с удовольствием пишут сочинения – миниатюры, короткие эссе, творческие работы на экологические темы. У них есть своя авторская позиция, свой взгляд, прогрессивные идеи, интересные замыслы и - самое главное – своё, детское видение проблемы, искренние переживания по поводу происходящего в окружающем мире и даже пути решения некоторых проблем.

Роль экологической детской прессы в образовании для устойчивого развития состоит в том, чтобы поддержать неравнодушных к экологическим проблемам учащихся и предоставить возможность реализации и продвижения идей юных журналистов - экологов. Так в 2009 году в ГБОУ СОШ № 1161 города Москвы была создана школьная газета экологической направленности «Экомир», которая выходит 2 раза в месяц силами учеников, учителей и родителей.

В этом году газета «Экомир» расширила сферу своего влияния, став межшкольным региональным изданием. К нам присоединились школы № 864, 930, 1004, 1104, МОУ СОШ № 1 г. Королева, лицей № 23 г. Подольска. Есть у нас свои корреспонденты за пределам московского региона и России. Статьи в основном пишут школьники, иногда – учителя и родители. Рассылка осуществляется также детьми.

Подписку на экологическую детскую прессу может сделать каждый желающий. Достаточно отправить заявку на адрес электронной почты olgaridiger@yandex.ru.

Газета издается в печатном и электронном виде. Если в прошлом году газета «Экомир» распространялась в основном в школе (нашими читателями были родители, учителя и дети), то в этом году газету может получать в электронном варианте любой заинтересовавшийся от учителей и ребят тех школ, которые теперь являются нашими партнерами.

Чем отличается наша школьная газета от других изданий?

Она добрая, красивая, интересная и несет позитивную экологическую информацию; насыщена снимками, интервью с интересными людьми, новейшими данными экологического и поликультурного мира. В нашей газете ребята рассказывают об интересных событиях своей жизни: открытиях, днях науки, путешествиях, участии в олимпиадах, экологических конкурсах, проведении экологических акций, фестивалей, экологическом воспитании в их семьях, о красоте мира природы, публикуют фотографии видов природы, пишут о своих домашних питомцах; о своих увлечениях и занятиях экологического характера.

Наши читатели, узнав об этом, также «зажигаются» экологической деятельностью, пишут о своих достижениях, делятся своими размышлениями и проектами: о благоустройстве школьной территории, о проведении Праздника встречи птиц, Дня Земли, об Экологическом десанте в аллеях, скверах, парках и многом другом. Главное, на наш взгляд, поддерживать ребенка в его творческом порыве, помочь, подсказать и дать почувствовать, что его работа нужна всем - и детям, и взрослым. Экологическая тематика понятна, близка и доступна всем, она сближает всех участников образовательного процесса.

Родители также поддерживают работу экологической школьной газеты и являются нашими постоянными читателями. Об этом говорит проведенное нами анкетирование среди родителей: 100% родителей одобрительно относятся к участию их детей в работе детской экологической газеты. В первую очередь – это родители наших юных корреспондентов, редакторов и распространителей. А их у нас более 100 человек. Проведенные исследования в октябре 2011 года во время анкетирования родителей подтверждают, что газета « Экомир» способствует установлению благожелательных отношений в школьном сообществе между школой и семьей - она стала важным средообразующим воспитательным и образовательным фактором ГОУ СОШ № 1161.

Считаем, что для устойчивого развития детско-взрослого сообщества школьная экологическая пресса необходима. Во многих школах осуществляется работа в экологическом направлении, но информация о ней, как правило, не выходит за стены школы. Освещение экологической деятельности ребятами ,участниками событий, - это прекрасное средство экологического и нравственного воспитания школьников.

Экология на современном этапе – междисциплинарная область знаний. В процессе издания школьной экологической газеты происходит также объединение учителей разных предметных областей: биологии и химии, информатики и математики, географии и музыки, литературы и языков, истории и др. Работа над школьной экологической газетой способствует не только формированию целостного мировосприятия детей и взрослых, но и дает хорошие лингво – публицистические навыки, а также, возможно, помогает учащимся определиться в выборе будущей профессии.

Лихачев Б.Т. писал о влиянии средств массовой информации на формирование в людях доброты и злобности: «Средства массовой информации осуществляют духовно-хирургическое вмешательство в психику, сознание, мышление, рассудок людей, и, как всякое вмешательство, они могут помочь выжить, либо окончательно погубят. В этом смысле печать, радио, телевидение, дающие правдивую информацию, помогают людям поддержать нормальное индивидуальное и общественное сознание на уровне здорового функционирования и несут в себе информационные заряды, порождающие феномены доброты: понимание, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, совесть» [1, с. 59].

Детская экологическая газета создает позитивный настрой в социуме, является органом экологической политики образовательного учреждения, что сейчас, в условиях экологического и нравственного кризиса, жизненно необходимо каждому учебному заведению.

Библиография

Лихачев Б.Т. Воспитание и этика. – Ярославль: Аверс-Плюс, 2009. – 204 c.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спецкурс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 г. – 335 c.

Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание // Воспитание школьников. №1, 2008. – С. 3 – 6.

Черечукин А.А., Ридигер О.Н. Детская пресса как форма экологического образования // К проектированию школьной программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Сб. науч.- практ. тр.  Под ред. Е.Н. Дзятковской. – М.: Изд-во Кокорин В.Н. – 2012. – с.106-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по курсу журналистики "Малая детская пресса"

Педагогическая целесообразность и актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования личности, стремящейся к максимальной  реализа...

Роль экологических понятий в содержании биологического образования

В данной статье можно познакомиться с основными приёмами формирования зкологических знаний, с ролью экскурсий в формировании экологических знаний, с формами экологической работы в школе....

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра»

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через  организацию детского «Пресс-центра» в МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма...

Роль детской прессы в социализации личности

Сегодня, в стремительно меняющемся современном мире все большее значение и актуальность приобретают информационные технологии, информация, средства коммуникации. Связующим звеном между ними выступает ...

Сценарий выступления детского объединения "Юный журналист" на районном Фестиваде детской прессы

Ежегодно районный Фестиваль детской прессы открывает новые таланты, отмечает ребят, которые делают первые шаги в журналистике. Детское объединение "Юный журналист" стало активным участником районных и...

Методическая разработка занятия "Детская пресса"

Дистанционное занятие на платфоре  Zoom. Проводится для учащихся 7-9 классов.В ходе занятия ребята получат информацию о детской прессе, о тематике 2021 года, разработают баннеры по изобретениям К...

Методическая разработка занятия "Детская пресса"

Разработка о детской прессе и информацию о изобретениях Кулибина. Изготовление баннеров....