Фольклорный ансамбыль- роль ансамбля в социализации личности
методическая разработка по теме

Дается описание опыта работы школы по этно- региональному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_kruzhke_uchypi.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный ансамбль – роль ансамбля в социализации личности

   Личность современного российского гражданина как конкретного носителя новых общественных отношений заключает в себе новое качество- стремление к самовыражению. Поддерживая это стремление, нельзя допустить, чтобы материальные, а не духовные ценности стали единственным источником норм и суждений подрастающего поколения. Стратегическая задача образования- конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться , «вписаться» в сегодняшние рыночные и общественные отношения, но и достаточных для того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе.

  В самом общем смысле социализация есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид, становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения. И именно фольклорный кружок может стать  инструментом передачи социального опыта накопленного за многие годы.

   В 1986 году на базе драматического кружка в  школе организован фольклорный коллектив. Создала кружок и руководит им  Кононова Валентина Васильевна, творчески одаренная личность, умный, чуткий и талантливый педагог.  Главной целью кружка является оказание практической помощи детям в самопознании, развитии творческих способностей и социальная адаптация. Название созвучно участникам «Учыпи»-«Соловушка».

 За 24 года работы состав коллектива изменился 15 раз, более 200 ребят научились петь и танцевать, ознакомились и подружились с удмуртским народным творчеством. За годы существования ансамбля дано более 250-ти концертов.

География выступлений ансамбля очень разнообразна  

Это: Можгинский, Алнашский, Малопургинский, Завьяловский, Як- Бодьинский  районы, и города: Ижевск, Можга, Сарапул, Ульяновск, Набережные Челны, Чистополь, Туапсе, Анапа, Москва, Таллин и Вызу ( Эстония), Рованиеми и Лаппенранта (Финляндия)..   Если посмотреть биографию ансамбля, то уже на второй год существования коллектив участвовал на 1 Республиканском фестивале фольклора в Ижевске а в 1988 году стали лауреатами зонального смотра музыкального искусства в г. Можге.

В мае 1989 года коллектив был приглашен на республиканский слет фольклорных коллективов, посвященный 70-летию автономии Удмуртии, который проходил на теплоходе «Енисей» по маршруту «Сарапул- Чистополь -Ульяновск- Сарапул» где только не выступали наши артисты и на центральных площадях и на теплоходе, везде их встречали с теплотой.

 В 1990 году коллектив представлял самобытность удмуртской культуры на Международном фестивале детских фольклорных коллективов, который проходил в пионерском лагере «Дружба», г. Москва, где ребята участвовали не только в концертных программах, но и в работе научно- практической конференции.

В 1992 году стали лауреатами 2 тура 5 республиканского фестиваля, посвященного П.И.Чайковскому. Концертные программы ансамбля не раз снимались, записывались и хранятся в фонотеке телевидения и радио ТРК «Моя Удмуртия» и ГТРК «Удмуртия»,  которые  транслируются в эфире.

            В 1993 состоялся международный слет детских творческих коллективов финно-угорских народов в Удмуртии, в лагере «Дзержинец», где активными участниками были кружковцы.

     В 1999 году участвуют в работе 5 международного слета старшеклассников финно-угорского мира, который был организован в Ижевске. 

      В 2000  году прошли съемки всероссийской телевизионной музыкальной передачи «Играй гармонь» в г.Можге и здесь наши ребята не остались в стороне.

   В 2002 году коллектив в числе лучших был приглашен на Всероссийский фестиваль детских фольклорных коллективов «Венок России» во Всероссийский детский центр «Орленок»-г.Туапсе, где ребята давали по 2-3 выступления в день. На гала- концерте наши артисты выделились, как яркий цветок в «Венке России» и стали его дипломантами. 

    В 2002 же году в Ижевске  прошел 1 Региональный финно-угорский фестиваль народов Поволжья и Урала « Воршуд», куда был приглашен коллектив.

  Растут  международные связи ансамбля. Летом 2007 года ребята стали участниками международного фольклорного фестиваля в Венгрии.

    С 2005 года на кибьинской земле проходят встречи фольклорного коллектива с финскими студентами. Лето 2008 года для ансамбля было очень насыщенным, руководители ансамбля Кононова Валентина Васильевна и Кононов Алексей Вячеславович составили и реализовали  проект международного этнографического лагеря « Финно-угорский дом». Участниками лагеря были учащиеся и студенты Удмуртии и Финляндии.  Ответная поездка состоялась летом 2009 года. То лето оказалось очень продуктивным, и старшая и младшая группы «Учыпи» выиграли грант на поездку в Финляндию. Старшая группа представила народные  песни и танцы  на международном фестивале «Jutajaiset» (Ютаясет), который прошел  на родине Санта Клауса в городе Рованиеми. А младшая украсила фестиваль «Lasten- Kalenat» (Ластен-Каленат) в городе Лаппенранта. За одно лето за рубежом побывали 30 ребят нашей школы. Живя в поликультурном мире, мы должны общаться с представителями разных народов.  Ведь только так  мы обогащаемся духовно и интеллектуально. Школа прикладывает усилия к такому общению. За  этот учебный год мы встречали гостей из Эстонии. Наладилась дружба между нашей школой и школой – гимназией имени Герда г. Ижевска.

  Наблюдая за развитием детей разных возрастов, можно заметить, что даже яркая одаренность у ребенка затухает и сходит на нет, если она не поддержана в нужный момент и не получает развития, и наоборот, неодаренные дети раскрываются, если создать особую атмосферу в творческой группе: атмосферу доброго участия, созидания, творческого подъема. Если это удается, то мы становимся очевидцами рождения новых звезд, талантов, новых образов, новых мелодий, открытий. Они, естественно, не все станут артистами. Это, наверное, просто не возможно, - в жизни ещё много всего увлекательного и интересного. Но не это главное! Главное, что в ребятах уже разбужена идея необходимости творить и с помощью своего творчества передавать свои чувства, в которых заложены свои мысли. Нести свои чувства и мысли в зал, в жизнь. Сопричастность к фольклору, народному творчеству способствуют социализации и самоопределению учащихся. И особенно приятно наблюдать за тем, как повзрослевшие участники  ансамбля продолжают свой жизненный путь после школы. Многие из них закончили училище культуры в г. Ижевске, работают в сельских домах культуры(Степанова Елена, Байгузина Валентина- Пазяльский СДК; Петрова Людмила- Б-Кибьинский СДК); в Можгинском районном Доме культуры –( Папухина Людмила Глазовский пединститут- музыкально-педагогическое отделение), в Можгинской районной библиотеке(Сидорова Светлана- Удмуртский Государственный Университет), в издательстве «Удмуртия» (Кузнецов Юрий Васильевич- Уральский государственный университет), в фольклорной студии «Айкай» (Бимаков Олег- училище культуры г. Ижевска), в Большекибьинской школе учителем музыки ( Кононов Алексей Вячеславович- Глазовский пединститут- музыкально-педагогическое отделение), в студии удмуртского танца «Эктон корка» участвовала Света Кононова, которая в настоящее время в Финляндии ведет курсы удмуртского танца. Закончил  музыкальное отделении Можгинского педагогического колледжа Андреев Владислав.  

Современные исследования доказывают, что пение – наиболее ранняя функция человеческого организма. Особое воздействие она оказывает на человека в раннем возрасте, когда психика очень восприимчива и чувствительна. Сегодняшняя практика показывает, что поющие дети по-иному проявляют себя в суждениях, поведении. Они, как правило, отличаются большой естественностью, непринужденностью поведения, общительностью, раскованностью. Это и понятно: ведь песня требует от исполнителя правдивости, безыскусности, искренности, эмоциональной открытости.

Передать это состояние возможно только по-настоящему проникнувшись этими чувствами, которые, в конечном счете, оказывают влияние на формирование характера человека, его духовную сущность. Кроме того, чем активнее школьник будет реализовывать свои творческие возможности, тем эффективнее в нем будет срабатываться механизм самоорганизации, который пригодится ему в дальнейшем в других видах созидательной деятельности. В этом и заключается функция народного творчества, сокровищницы, накопленной народной мудростью, которая до сих пор помогает нам жить, воспитывать детей, прививать им уважение к корням, любовь к своей малой родине. И очень сильно повезло учащимся нашей школы, что в школе работают такие увлеченные педагоги, мастера своего дела- Кононовы Валентина Васильевна и Алексей Вячеславович.

Липина Христина Григорьевна-

заместитель директора по УВР

Большекибьинской средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"

Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...

Роль профориентации в социализации личности школьника.

В данной презентации содержится матриал по профориентации учащихся....

Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Из оыта работы педагога дополнительного образования. Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Роль детской прессы в социализации личности

Сегодня, в стремительно меняющемся современном мире все большее значение и актуальность приобретают информационные технологии, информация, средства коммуникации. Связующим звеном между ними выступает ...

Роль ФКиС в социализации личности

выступление на педагогическом совете...

Роль семьи в социализации личности

Данная статья предназначена для классных руководителей, учителей предметников, родителей уеников 5-ых классов...