Дополнительная образовательная программа "Основы театрального искусства"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_teatralnogo_iskusstva.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
театральное объединение «АНГАЖЕМЕНТ»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок обучения – 6 лет
Пояснительная записка
Программа «Основы театрального искусства» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на творчество как на мировоззренческую установку современного воспитания и образования.
В предлагаемой программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки в области театрального творчества детей среднего школьного возраста и подростков: поступательность в познавательной деятельности каждого обучающегося и всей группы, динамика и последовательность в приобретении знаний, умений и навыков, специфическое соблюдение рамок занятия и ритмичности нагрузки.
Актуальность программы обуславливается потребностью подростков в освоении и познании окружающего мира, формирования отношения к нему, жаждой самовыражения и успеха. Обогащение души посредством художественных образов – достойный противовес растущему равнодушию, утилитарному отношению к различным видам деятельности, далеко недетскому качеству – прагматизму в жизни. С другой стороны, занятия театральным творчеством являются некоей компенсацией отсутствия в основном образовании достаточного количества часов художественно-эстетического цикла, востребованного учащимися и их родителями.
Благодаря своему синтетическому характеру, многообразию жанров и форм, игровой основе и зрелищности, театр наиболее притягателен во все времена и для всех возрастов. С точки зрения педагогической целесообразности, наиболее сензитивным периодом для занятий театром является подростковый возраст. Ребята 10-16 лет легко входят в этот «волшебный мир». Они свободно чувствуют себя в стихии игры, способны проявить наблюдательность, ум, чувство юмора. Имитация, ролевое поведение, свободная импровизация, эмоциональная выразительность, знаковая природа – все эти компоненты характерны для театральных занятий, представленных в данной программе.
Цель: Создание оптимальных условий для формирования творческой личности ребенка средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Образовательные:
- Освоение основ актерского мастерства. Формирование и развитие специальных способностей (сценическое внимание, сценическое движение, сценическая речь, пантомимика, органика).
- Овладение элементами актерского тренинга.
- Расширение кругозора, формирование личностного отношения к явлениям жизни, готовности к творческому освоению мира.
- Развивающие:
- Развитие психофизического аппарата через элементы внутренней и внешней техники:
- развитие подвижности детского воображения;
- развитие ассоциативно-творческого мышления;
- развитие эмоциональной памяти;
- совершенствование речевого аппарата;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- совершенствование двигательного аппарата через развитие всей мышечной системы и навыков координации в пространстве;
- развитие чувства ритма и быстроты реакции.
- Развитие навыка творческой мобилизации.
- Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся.
- Развитие мотивации к дальнейшим занятиям театральной деятельностью.
- Воспитательные:
- Формирование и развитие положительных качеств личности: активной позиции, ответственности, коммуникабельности, эмоциональной отзывчивости.
- Освоение творческой этики: навык коллективной работы, соблюдение творческой дисциплины, правильная оценка и самооценка, преодоление апатии, формирование отношения к любой творческой работе как к произведению искусства, способного изменить мир.
- Воспитание самостоятельности как высшей формы творчества.
- Воспитание художественного вкуса
Данная образовательная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование (многие существующие программы не соответствуют поставленным задачам: одни больше напоминают уроки МХК, другие – занятия школы творческого развития, третьи стремятся «объять необъятное»). Программа – результат теоретических, практических и методических поисков последних лет; основные ее положения определены системой К.С.Станиславского.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-16 лет
Программа рассчитана на детей и подростков, желающих реализовать свой творческий потенциал.
По результатам собеседования возможен дополнительный набор в группы коллектива на любом этапе обучения.
Сроки реализации программы – 6 лет
Программа включает следующие этапы обучения:
- I этап - создание эмоционального контакта, раскрепощения и взаимного доверия (1-й год обучения)
- II этап - переход от регламентированных упражнений к более неопределенным, дающим достаточный простор для проявления индивидуальных стилей и личностных особенностей (2-й, 3-й года обучения)
- III этап - повышение зоркости к действию, устойчивость интереса к театральной деятельности, самостоятельность в решении все более сложных творческих задач (4-й год обучения)
- IV этап - рост «мастерства», поддержание у воспитанников полученных навыков и умений для концертной деятельности, приобретение нового сценического опыта (5-й, 6-й года обучения)
Формы и режим занятий
1-й год - 2 раза в неделю по 2 часа – 4 в неделю, 144 часа за год
2-й год - 3 раза в неделю по 2 часа – 6 в неделю, 216 часов за год
3-й год - 3 раза в неделю по 2 часа – 6 в неделю, 216 часов за год
4-й год - 3 раза в неделю по 2 часа – 6 в неделю, 216 часов за год
5-й год - 2 раза в неделю по 3 часа – 6 в неделю, 216 часов за год
6-й год - 2 раза в неделю по 3 часа – 6 в неделю, 216 часов за год
Наполняемость учебной группы по годам обучения
1 год – 15 человек 4 год – 12 человек
2 год – 12 человек 5 год – 8-10 человек
3 год – 12 человек 6 год – 8-10 человек
Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, в парах, фронтальная.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, занятие-игра, занятие-экскурсия, мастерская, капустник.
Ожидаемые результаты
К концу 1-го года обучения ребенок:
- будет знать, что такое театр;
- будет знать о месте и роли театра в ряду других искусств;
- будет знать об истоках театрального искусства;
- будет знать основные театральные жанры;
- будет знать основные составляющие театрального искусства: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;
- будет знать основные театральные понятия и термины: актер, действие, роль, импровизация, выразительные средства, концентрация;
- будет уметь правильно дышать;
- будет уметь правильно артикулировать, четко произносить согласные в конце слов и сложные звукосочетания;
- будет уметь логично и естественно произносить сложные фразы и отдельные отрывки из текста;
- будет уметь пользоваться интонациями, выражающими различные чувства и эмоции;
- научится напрягать и расслаблять разные группы мышц;
- научится ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном ритме, темпе и «весе»;
- будет уметь координировать свои движения, согласовывать свои действия с другими учащимися;
- научится передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений;
- научится эмоционально выражать заданные чувства через жест, мимику и пластику;
- научится отличать действие от его имитации, воплощать логику действий с помощью своего психофизического аппарата;
- научится творчески мобилизоваться: концентрировать все силы и внимание на точном выполнении упражнения, задания, быстро включаться в действие;
- научится уважительно относиться к товарищам, проявлять внимание к партнерам в парных, групповых и коллективных работах: действовать слаженно, не загораживать друг друга, адекватно воспринимать ошибки и достижения
К концу 2-го года обучения ребенок:
будет знать:
- о разнообразии малых театральных форм: поэтический театр (поэтическая фантазия, монтаж, музыкально-литературная композиция), театр миниатюр, театр сказки, театрализованный концерт;
- значение знака, символа, художественного образа;
- о театрах Санкт-Петербурга, об их жанровом многообразии;
- основные театральные профессии;
- особенности исполнения сказа, лирических произведений, юмористического рассказа;
будет уметь:
- строить ассоциативный ряд к заданному слову или понятию;
- читать литературное произведение в разных интонациях;
- создавать пластические образы живых существ, явлений и предметов;
- находить оптимальные ракурсы и планы в статике и движении в небольших мизансценах и сценических массовках;
- закрепит умения в сфере технологии действий: словесных и бессловесных, предметных и беспредметных;
научится:
- создавать сценические образы в соответствии со спецификой групповых форм выступления (литературная композиция, монтаж, поэтическая фантазия, агитбригада);
- распределять внимание в сценическом пространстве;
- этюдной работе: правильно определять исходное событие и сверхзадачу, верно строить действие (находить препятствия, намечать линию предлагаемых обстоятельств);
- анализировать свою работу и других обучающихся (выявлять удачные находки и ошибки, причины ошибок и их устранение через этюды и ремонтные репетиции);
сформирует навык продолжительного поведения в заданном образе действий;
К концу 3-го года обучения ребенок:
- будет знать о драме как роде литературы, предназначенной для
сцены, различать основные жанры драматургии: трагедию, комедию, драму;
* будет знать общие структурные элементы пьесы и спектакля: экс
позиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал;
- будет знать пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Шварца, Жуховицкого, Абрамцевой, Петрушевской;
- освоит понятия: монолог, диалог, ремарка, подтекст, внутренний монолог;
- будет иметь представление о творческих тренингах;
- будет уметь анализировать драматургическое произведение: определять идею, тему, художественный замысел, сюжет, фабулу, характеризовать его героев и основной конфликт произведения;
- научится видеть параметры общения в окружающей среде и произведениях искусства;
- приобретет навык работы над ролью: создание характера, использование характерности, сверхзадача роли;
- научится использовать и совершенствовать приобретенные технические умения при решении исполнительских задач: управление своим вниманием, психофизическая выразительность речи, пластика, «купание в чувствах», логика взаимодействий с партнером;
- научится сочетать импровизацию с точностью выполнения установленного психологического рисунка роли и мизансцен;
- будет стремиться к закреплению навыка активного участия в репетиционной работе: поиске средств реализации заданного характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и выразительности;
- будет понимать важность коллективного характера деятельности как необходимого залога успеха;
- будет сформирована высокая степень подлинной увлеченности театральным творчеством.
К концу 4-го года обучения ребенок:
- будет понимать главную особенность театрального творчества – «здесь, сегодня, сейчас»;
- будет знать основные и вспомогательные компоненты спектакля;
- будет знать основные понятия и термины системы К.С.Станиславского;
- закрепит представление о специфике театрального искусства как искусства исполнительского;
- будет уметь использовать элементы внешней характерности (грим, костюм) в работе над ролью;
- будет уметь создавать элементы декораций;
- будет уметь подбирать музыку в соответствии с художественным замыслом спектакля;
- будет уметь анализировать работу свою и своих товарищей: понимание исполнителем окружающей жизни, трактовка роли, органичность, владение актерской техникой, взаимодействие с партнерами;
- закрепит навык коллективного творчества во время репетиционного периода и показа спектакля зрителям;
- будет сформирована потребность к постоянному совершенствованию роли;
- будет сформировано устойчивое стремление к исполнительской деятельности как ведущей в театральном творчестве.
К концу 5-го года обучения ребенок:
будет знать:
- особенности и выразительность основных средств малых театральных форм;
- принципы построения музыкально-поэтической композиции;
- технологию составления театрализованного представления;
- о специфике концертных программ и работе конферансье;
будет уметь:
- творчески подходить к поиску и выбору материала, проявлять художественный вкус;
- самостоятельно настраивать «актерский аппарат»;
- работать с микрофоном
- составлять небольшие сценарии музыкально-поэтических композиций, театрализованных представлений, концертных программ;
- сочинять тексты для конферансье;
научится технологии реабилитации организма при недомогании;
сформирует навык самостоятельной работы над ролью;
продолжит совершенствовать исполнительский уровень:
- вовлеченность в общую работу;
- партнерское взаимодействие и партнерская поддержка на сценической площадке;
- творческая свобода и раскрепощенность;
- органичность сценического существования;
- актерская выразительность;
- умение импровизировать;
- обретение актерской индивидуальности;
расширит свое социокультурное пространство.
К концу 6-го года обучения ребенок:
будет знать:
- о профессии режиссера;
- об особенностях работы на различных площадках;
будет уметь:
- самостоятельно проводить актерский тренинг;
- работать над творческим проектом;
- свободно владеть выразительным языком театрального искусства;
- органично ощущать себя в различных творческих форматах;
научится режиссировать небольшие сценические произведения;
приобретет новый сценический опыт;
закрепит навык активного творческого проявления;
сформирует:
- ценностное отношение к окружающему миру;
- потребность в самостоятельной творческой работе, обретет «собственный почерк»;
разовьет навыки саморегуляции и адекватной самооценки;
продолжит работать над исполнительской культурой;
осознает ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Способы проверки результата:
- отзывы родителей (удовлетворенность процессами обучения, развития и воспитания);
- анкетирование (устойчивый интерес к театральной деятельности);
- тестирование (результативность усвоения тем программы);
- наблюдение педагога.
Формы подведения итогов образовательной программы
- открытые занятия;
- текущий контроль (опрос, контрольные задания);
- промежуточный контроль (итоговые занятия по темам, вечера самостоятельных творческих работ);
- итоговый контроль (отчетный концерт, спектакль);
- участие в театральных фестивалях.
Способы фиксации результата:
- выставки (фотографии, программки, афиши выступлений коллектива;
- портфолио учащихся;
- «творческая копилка»: сценарии, рисунки, фотоальбомы;
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. Театральный словарь: основные понятия и термины. | 8 | 6 | 14 |
2. | Развитие сценической речи. Основы практической работы над голосом. Основы сценической «лепки» фразы (логики речи) | 6 | 18 | 24 |
3. | Сценическое движение. Развитие мышечной системы и двигательного аппарата. Пластическая выразительность. | 8 | 24 | 32 |
4. | Основы актерского мастерства Значение поведения в актерском искусстве. Составляющие поведения актера на сцене. Сценическое внимание. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии. Органичность поведения в условиях вымысла. Оправдание действий. Актерская выразительность. Мимика и жест. | 22 | 52 | 74 |
Итого: | 44 | 100 | 144 |
Второй год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
практика | всего | |||
1. | Основы театральной культуры Театр – художественное освоение мира. Театр в жизни современного человека. Театральный словарь. | 8 | 16 | 24 |
2. | Развитие сценической речи Словесные и бессловесные действия. Работа над текстом. | 10 | 30 | 40 |
3. | Сценическое движение Развитие образного мышления средствами пластики. Пантомима в учебной мизансцене. | 10 | 42 | 52 |
4. | Основы актерского мастерства Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Действенный характер замысла этюда. Специфика актерских задач в этюдах Особенности парных и коллективных этюдов. Репетиционная работа: поэтическая композиция. | 30 | 70 | 100 |
Итого: | 58 | 158 | 216 |
Третий год обучения
№ | Наименование тем | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Основы театральной культуры Театр и литература. Драматический театр. | 5 | 5 | 10 |
2. | Актерский тренинг Из истории творческого тренинга Задачи тренинга Тренинги К.С. Станиславского Классификация упражнений | 3 | 33 | 36 |
3. | Работа над сценическим произведением Пьеса как канва для выбора логики действий Образ как логика действий Этюдное освоение драматургического материала Сверхзадача роли Работа над ролью Художественная целостность спектакля Репетиционная работа. Оформительская работа Исполнительская деятельность | 20 | 150 | 170 |
Итого: | 25 | 191 | 216 |
Четвертый год обучения
№ | Наименование тем | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Мир театра Театр в ряду других искусств Современный спектакль. Выразительное значение основных компонентов. | 5 | 10 | 15 |
2. | Актерский тренинг Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе | - | 36 | 36 |
3. | Рождение спектакля Театральное искусство – искусство исполнительское Специфика работы актера перед зрителем. Целостный образ спектакля Система К.С. Станиславского Этюд как репетиционный метод Самостоятельность как высшая форма творчества Репетиционная работа Оформительская работа Исполнительская деятельность |
2 2 2 10 - - - - - | 6 6 6 20 12 14 50 8 27 |
8 8 8 30 12 14 50 8 27 |
Итого: | 21 | 195 | 216 |
Пятый год обучения
№ | Наименование тем | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Сценарная практика
|
3 3 8 3 |
- 6 10 3 | 3 9 18 6 |
2. | Репертуарная политика | 4 | 7 | 11 |
3. | Актерский тренинг Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе Реабилитация организма при недомогании Релаксация | 2 | 34 | 36 |
4. | Постановочный период Закрепление приобретенных навыков Особенности работы на различных площадках | 4 | 100 | 104 |
5. | Исполнительская деятельность Ансамблевость | - | 29 | 29 |
Итого: | 27 | 189 | 216 |
Шестой год обучения
№ | Наименование тем | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Творческий проект «Ангажемент» forever!» | 4 | 30 | 34 |
2. | Актерский тренинг Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе Саморегуляция Эмоциональный настрой | - | 24 | 24 |
3. | Постановочно-репетиционная работа Роль режиссера в создании сценического произведения | 4 | 114 | 118 |
4. | Исполнительская деятельность Органическое единство всех компонентов творческого процесса | - | 40 | 40 |
Итого: | 8 | 208 | 216 |
Содержание программы
Первый год обучения
1.Основы театральной культуры
Назначение искусства. Наука и искусство.
Виды искусства. Изобразительное искусство, музыка, искусство танца, цирк, фотоискусство, кино, эстрада, театр.
Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства: театр кукол, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), пластическая драма, драматический театр.
Истоки театрального искусства: обряды, игры, празднества. Древнейшие формы театральных представлений. Магические силы природы в представлении древних людей.
Театральный словарь. Основные понятия и термины: театр, акт, актер, роль, сцена, жанр, маска, зритель, театральные здания.
Практические занятия: театральные игры-импровизации, работа с тетрадью, просмотр отрывков из спектаклей разных жанров, викторина “Аплодисменты”
2. Развитие сценической речи
Основы практической работы над голосом:
Разогревающий массаж
Дыхательная гимнастика.
Артикуляция
Сознательное управление речеголосовым аппаратом
Масочный звук и посыл
Основы сценической «лепки» фразы (логики речи):
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная.
Основа и пояснения во фразе. Противопоставление. Перечисление.
Логическое ударение.
Эмоциональная окраска.
Практические занятия:
Речевой тренинг.
Упражнения:
- Вдох-выдох. Полный вдох. Длинный выдох.
- Постепенный выдох. Счет.
- “Свеча”
- “Насос”
- “Бросание” звука
- “Хомячок”
- “Рожицы”
- “Треугольник” (а-о-у-э-ы-и)
- Гласные – согласные
- Сложные звукосочетания
- Чистоговорки. Переброс
- “Коровка”, “Дерево”, “Муха”
- Скороговорки.
- “Колокол”, “Эхо”, “Девятый вал”
- Мысли вслух
- “Яблоко”, “Вез корабль карамель”
- “Крик души”
Исполнение текста ( стихотворения, басни, отрывка).
3.Сценическое движение
Развитие мышечной системы и двигательного аппарата
Разогрев мышц.
Расслабление и напряжение мышц. Концентрация
Пластика рук.
Пластическая разминка
Координация в пространстве
Оправдание действий, движений, поз
Внутренняя энергия. Реактивность.
Пластическая характеристика
Вес
Действия с воображаемыми предметами. Память физических действий (ПФД)
Практические занятия:
- комплекс упражнений для пластической разминки
(“Дерево”, “Цветок”, “Свеча”, “Солнце”, “Глина”, “Качели”, “Марионетки”, Пальцы-кисти-локти-плечи”, “Кошки”,“Пляж”, “Волна”);
- игры-импровизации “Море волнуется”, “Диалоги”;
- пластические фантазии “Явления природы”, “Страна чудес”, “Путешествие”, “Оживший натюрморт”, “;
- упражнения на ПФД (Перенос тяжестей, поднимание и отодвигание тяжестей; защита, удар; борьба, бег, ходьба; очистить, отвинтить, сложить, покрасить, вымыть, пришить, открыть, закрыть)
- Тренинг: упражнения и игровые задания-импровизации на умение владеть различными группами мышц, быстроту реакции и соблюдение веса)
4. Основы актерского мастерства
Составляющие сценического поведения
Действие
Наблюдение (внесценическое внимание)
Сценическое внимание. Развитие зрительного и слухового внимания. Осязание.
Чувства и эмоции.
Оценка и реакция.
Общение.
Актерское воображение
Актерская выразительность. Мимика и жест.
Пауза.
Органичность. Логика поведения
Практические занятия:
- Организация учебного полукруга.
- Игры и упражнения на развитие внимания: “Общий счет”, “Что изменилось?”, “Что вокруг?”, “Кто это?”, “Чистая перемена”, “Пишущая машинка”, “Пристройка”.
- Упражнения на воображение “Оркестр”, “Тень”, “Зеркало”, “Робот”, “Невесомость”
- Упражнения на оценку и реакцию: “Стул”, “Окно”, “Дверь”
- Упражнения на общение ”Парк”, “Детские проказы”, “Зимние забавы”, “Встреча”
- Упражнения на эмоциональную выразительность: “Ожидание”, “Обида”, “Ссора”, “Потеря”, “Находка”.
- дополнительные упражнения по ”Актерскому тренингу” С.В. Гиппиуса
Второй год обучения
- Основы театральной культуры
Театр – художественное освоение мира. Малые театральные формы: театр сказки, поэтический театр (монтаж, музыкально-литературная композиция, поэтическая фантазия), театр миниатюр, театрализованный концерт. Восприятие, представление. Творческая ассоциация. Символы и знаки. Художественный образ.
Театр в жизни современного человека.
Театры Санкт-Петербурга.
Театральный словарь. Путешествие по театральной программке.
Практические занятия:
Театральные игры-импровизации
Экскурсия “Театральный Петербург”
- Развитие сценической речи
Закрепление пройденного материала 1-го года обучения.
Словесное действие:
Словесные действия, направленные на внимание партнера (звать), на волю партнера (приказывать и просить), на память партнера (узнавать и утверждать), на чувства партнера (упрекать и ободрять), на мышление партнера (объяснять и отделываться), на воображение партнера (удивлять и намекать)
Текст и подтекст
Бессловесные действия в чтецком искусстве: оценка, мобилизация, вес.
Работа над текстом. Анализ произведения.
Выявление художественных приемов. Толкование произведения чтецом.
Особенности исполнения произведений разных жанров.
Многообразие форм выступления: чтецкий номер в концерте, литературная композиция и монтаж, конферанс, «театр одного актера».
Практические занятия:
Речевой тренинг.
Чтение с листа и наизусть.
Индивидуальные и групповые выступления.
Композиции, театрализованные моменты в концертных программах.
- Сценическое движение
Развитие образного мышления средствами пластики.
Закрепление пройденного материала 1-го года обучения.
Пластическое воплощение предмета.
ПФД И ПФО.
Контрдействие.
Пластическая характеристика образа.
Пантомима в учебной мизансцене.
Пантомимный ход.
“Четвертая стена”.
Сценические планы и ракурсы.
Действия с предметом.
Практические занятия:
Пластическая разминка
Тренинг на различные группы мышц, на фиксацию пластического рисунка, на технику овладения пантомимным ходом и ощущения воображаемой стены (“Пианист”, “Дирижер”, “Художник”, “Штангист”, “”Путник”, “Стенка”, “Клетка”, “Витрина магазина”, “Преодоление”, “Окно” и т.п.)
Упражнения на контрдействие («Ширма превращений», «Ключ», «Улица»)
Упражнения по освоению сценических планов (“На ринге”, “Обознался”, “Репетиция в цирке”, “Проводы делегации”, “На автобусной остановке”, “Каток”, “Пляж”, “Дискотека”) в статике и движении
Упражнения на движения и статику в разных ракурсах: фас, труакар, профиль, спина и полуспина (“Улица”, “Коридор школы”, “Отрезок пути”, “Ошеломляющая новость”, “Повесть спин” и т.д.)
Миниатюры на действия с предметом
Пластические воплощения предметов: замок, мотор, вешалка, лампочка, сирена, дверь, воздушный шарик и т.п.)
4. Основы актерского мастерства
Закрепление и дальнейшее развитие умений и навыков 1-го года обучения.
Оправдание действий, движений, поз.
Средства актерской выразительности.
Предлагаемые обстоятельства.
Значение поведения. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением (история, предыстория).
Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Оправданное молчание.
Выразительность поведения
Этюд как итог наблюдений и размышлений о событиях жизни.
Этюд – сценическая миниатюра. Этапы работы над этюдом. Опора на личный опыт исполнителей. Особенности коллективной работы над этюдом.
Практические занятия:
Зачины
Упражнения на коллективную согласованность действий
Этюды на оправдание заданных словесных действий и их цепочки
Этюды на выразительность подачи бессловесных элементов действия
Работа над композицией. Участие в творческих проектах.
Третий год обучения
- 1. Основы театральной культуры
Театральный словарь
Повторение понятий и терминов первого и второго годов
обучения.
Театр и литература. Пьеса – основа спектакля.
Жанры драматургии: трагедия, комедия, драма
Драматург и театр.
Драматический театр
Конфликт как движущая сила драматического произведения
Практические занятия
Библиографическое “путешествие”
Викторина “Азбука театра”
Театральные игры “Смотрите, кто пришел”
- Актерский тренинг
Из истории творческого тренинга. Франциск Ланг и Франсуа дель Сарте. Йога. Т. Рибо. Леонардо да Винчи.
Тренинги К.С. Станиславского
Задачи тренинга: развитие органов чувств и совершенствование механизмов восприятия, совершенствование образной памяти и освоение механизмов мышления и речи, освоение механизма жизненного взаимодействия.
Практические занятия:
Пластическая разминка.
Упражнения:
- «Смотреть и видеть!» («Ладонь», «Вещи на столе», «Что нового?», «Биографии», «На одну букву», «Обмен» и др.).
- Экран внутреннего видения. Мысленное действие («Метафоры», «Мысленная речь», «Групповой рассказ», «Повтори!», «Путешествия», «Путь вслепую», «Остановись, мгновенье!» и др.).
- Сценическое внимание («Перемена», «Переходы», «Переходы со стульями», «Фигуры», «Хлопки», «Отвечай!», «Юлий Цезарь», «Толпа», «Змейка», «Мячи и слова», «Мячи и числа» и др.).
- «Слушать и слышать!» («Магнитофон», «Соноскоп предметов», «Соноскоп событий», «Три докладчика», «Оправдание слова»).
- Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции («Стул», «Окно», «Дверь», «Ожидание» «Больно!», «Отношение к месту», «Отношение к предмету» и др.).
- Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность («Готовность», «Странные позы», «Внешняя характерность», «Оправдание крика», «Оркестр», «Цирк», «Игрушки», «Обыкновенные чудеса» и др.).
- Целесообразное мышечное напряжение («Разведка мышц», «Переливаем энергию», «Вес воображаемых вещей», «Бросание предметов», «Оправдание действий, движений, поз»).
- Беспредметные действия («Конвейер», «Это не книга!», «Перед зеркалом», «Письмо», «Гаммы для актеров»).
- Память ощущений и физических самочувствий («Видящие пальцы», «Угадай предмет», «Узнай товарища», «Флаконы», «Настроение», «Цветочный магазин», «Зима – лето» и др.).
- Темпо-ритмы («Коробка скоростей», «Мостик», «Переключение», «Действие в двух темпоритмах»).
- Общение, взаимодействие и взаимозависимость партнеров («Тень, «Зеркало», «Перехват», «Двое на скамейке», «Перемена отношения к партнеру», «Переговорный пункт» и др.).
- Мимика, жест, интонация (направленное мышечное внимание; тренировка подвижности бровей, глаз, губ; тренинг «рисования глазами»; «рисование голосом».
- Работа над сценическим произведением
Пьеса как канва для выбора логики действий.
Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.
Этюдное освоение драматургического материала. Импровизационное освоение события, сквозного действия, психофизического самочувствия.
Образ как логика действий.
Характер и характерность.
Сверхзадача роли
Темпоритм
Практическая работа:
Поиск репертуара
Анализ литературного материала:
а) определение актуальности, соотношение возрастных особенностей, возможностей и интересов обучающихся;
б) определение темы, идеи, сверхзадачи;
в) выделение событий;
г) технология выстраивания события: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал;
Читка пьесы или другого произведения;
Обсуждение (выбор стиля, акцентирование, выстраивание образов)
Этюдная работа
Распределение ролей
Вторая читка пьесы (отрывка)
Переписывание ролей
Репетиции “за столом”
Мизансценирование
Вспомогательные выразительные средства: музыка, свет, костюмы, грим, декорации, реквизит
Репетиции: актерские, соединительные, технические
Прогоны
Генеральная репетиция
Премьера
Обмен мнениями
Работа над ролью
- знание текста своего и партнера;
- развитие характера персонажа;
- видимое и невидимое изменение характеристик действующих лиц;
- логика поведения в разных предлагаемых обстоятельствах;
- отыгрывание события, происшедшего до выхода (вынос «шлейфа»);
- творческая интерпретация;
- игра на репетициях в полный тон;
- «борьба с дурными настроениями»;
- использование формулы К.С. Станиславского: «Проще, легче, веселей!»
Четвертый год обучения
- Мир театра
Театр в ряду других искусств. Теоретическое обобщение прой-
денного материала первых трех лет обучения.
Современный спектакль: выразительное значение основных компонентов.
Сценические средства выражения характера героя: костюм, грим.
Сценография.
Музыка в спектакле.
Значение света и цвета
Практические занятия:
Создание «собственной» «Азбуки театра»
Творческие мастерские (путешествие по «театральным цехам»)
Театральные капустники
- Актерский тренинг
Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе.
Зачин
Пластическая разминка
Речевой тренинг
Упражнения на коллективное взаимодействие
Поиск средств реализации заданного характера
Поиск психофизического оправдания
Поиск средств органичности и выразительности
- Рождение спектакля
Специфика работы актера перед зрителем
К.С. Станиславский Работа актера над ролью. Работа актера над собой.
Анализ работы своей и партнеров по спектаклю
«Штампы» в исполнении роли
Импровизация и точность исполнения
Роль главная и эпизодическая. Ответственность за роль
Целостный образ спектакля. Спектакль как соединение текста, пространства сцены, актера, зрителя, как продукт синтеза различных видов искусств. Спектакль как итог различных видов театральной работы.
Практическая работа:
Восстановление и неоднократный показ спектакля прошлого года обучения. Импровизация и точность от спектакля к спектаклю.
Приобретение умения работать над совершенствованием роли: закрепление удачных находок и устранение ошибок.
Подготовка и выпуск нового спектакля.
Пятый год обучения
- Сценарная практика
Малые театральные формы
Композиция как самостоятельная жанровая сценическая форма
Порядок работы над поэтической композицией:
- идея;
- определение темы;
- поиски поэтического материала;
- выделение отрывков;
- сокращение текста;
- объединение фрагментов.
Приемы монтажа:
- параллельный прием сопоставления разнородного материала;
- контрастный прием монтажа;
- логически последовательная подача материала;
- ретроспективный прием;
- прием рефрена или лейтмотива;
- ассоциативный прием.
Музыка и хореография в поэтической композиции
Театрализованное представление в пространстве гимназии
Особенности театрализованных представлений
Композиционная структура сценария:
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- финал
Театрализованный концерт, тематическая концертная программа
Этапы работы:
- замысел концерта;
- отбор номеров, соответствующих теме концерта;
- построение композиции концерта;
- распределение смысловой и эмоциональной нагрузки;
- мастерство конферанса;
- взаимодействие творческих цехов: музыка, сценография, свет.
Практическая работа
Создание сценариев музыкально-поэтических композиций, театрализованных представлений, театрализованных концертов (тематических концертных программ).
- Репертуарная политика
Залог успеха. Значение репертуара в жизнедеятельности театрального коллектива.
Технология поиска.
Обоснование.
Классика и современность.
«Сценичность» произведений.
Практическая работа
Творческие задания по тематическому подбору литературного материала.
Круглый стол «Три минуты в защиту жанра».
- Актерский тренинг
Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе
Зачин
Пластическая разминка
Речевой тренинг
Упражнения на коллективное взаимодействие
Поиск средств реализации заданного характера
Поиск психофизического оправдания
Поиск средств органичности и выразительности
Реабилитация организма при недомогании
Релаксация
- Постановочный период
Поиск материала
Литературный сценарий и сценарный план
«Застольный период»
Этюдная работа
Работа над образами
Мизансценирование
Выявление темпо-ритма
Музыкальная партитура спектакля
Сценографическое решение спектакля
Световое решение спектакля
Костюмы, реквизит и бутафория
Репетиции и прогоны
Реклама в театральном деле
- Исполнительская деятельность
Ансамблевость:
- чувство партнерства на сцене;
- сыгранность актерского ансамбля;
- взаимовыручка;
- умение не «тянуть одеяло на себя»
Шестой год обучения
1.Работа над творческим проектом «Ангажемент» forever!», посвященном дню рождения театрального объединения
Определение темы.
«Банк идей».
Работа в группах:
- выставки фотографий, афиш, программок;
- перформанс;
- флэшмоб;
- театрализованный концерт;
- компьютерные презентации;..
- мастер-классы
- «Театральный марафон». Расширение театрального пространства: привлечение учащихся гимназии, родителей, выпускников и т.д.
2. Актерский тренинг
Тренировка навыка активного участия в репетиционной работе.
Зачин.
Пластическая разминка.
Речевой тренинг.
Упражнения на коллективное взаимодействие.
Поиск средств реализации заданного характера.
Поиск психофизического оправдания.
Поиск средств органичности и выразительности.
3.Постановочно-репетиционная работа
Роль режиссера в создании сценического произведения.
Целостность художественного образа спектакля.
Выбор литературного материала и режиссерская работа с ним.
Точность и красота жанрового решения спектакля.
Точность и красота мизансценического решения спектакля.
Соответствие темпо-ритмического решения избранному жанру.
Оригинальность и свежесть режиссерского решения.
Визуальное и музыкальное оформление спектакля.
Пластический образ спектакля.
Практическая работа
Режиссерские показы участников объединения.
4. Исполнительская деятельность
Органическое единство всех компонентов творческого процесса.
Саморегуляция и адекватная самооценка.
Обогащение творческой практики.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Тема программы | Форма организации и форма проведения | Методы и приемы | Методическое оснащение | ||
Учебно-методические пособия | Средства обучения | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | ||||
1 | Основы театральной культуры | Комбинированное Практическое Игра-занятие Экскурсия Заочное путешествие Творческая встреча Мастерская Капустник (фронтальный, коллективно-групповой, коллективный) | Беседа Рассказ Викторина Объяснение Работа с литературой Демонстрация иллюстраций, видеоматериалов Работа с тетрадью Практические задания | «Азбука театра» Ю. Алянского Книги по истории театра: «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров» Г. Бояджиева, «Рассказы о русских актерах» М. Седых, собрание сочинений К.С. Станиславского Энциклопедия «Искусство» Словарь по эстетике Словарь символов и знаков Тематические подборки: «Театры Санкт-Петербурга», «Афоризмы о театре». | Иллюстрации: «Виды искусства», «Театральные жанры» Фотографии сцен из спектаклей, театральных деятелей Афиши спектаклей Театральные программки (профессиональных и любительских театров) Сказки Андерсена, Абрамцевой, Кривина. Пьесы Шварца, Жуховицкого, Чехова. Видеозаписи: отрывки из спектаклей разных жанров Аудиозаписи: «Этно-путешествие», «Звуки природы», музыка Э. Артемьева. | Опрос Выставка Презентация творческих работ |
2. | Развитие сценической речи | Комбинированное Практическое Игра-упражнение: (индивидуально-фронтальный, коллективный) | Беседа Объяснение Описание Анализ текста Показ педагогом (минимальный) Упражнения Тренинг Работа над художественным произведением Работа с тетрадью | «Работа над словом» Ю. Рубиной »Театральное действо от А до Я» А.Нахимовского «Художественное чтение» В.Букатова «Стихи для развития речи» Л.Парамоновой «Умные стихи» Е.Синициной Сборники чистоговорок, скороговорок Подборка литературных произведений различных жанров (Пушкин, Бальмонт, Крылов, Сергуненков, Грин, Шварц, Остер) | Схемы построения фразы Игры-упражнения Видеозаписи: «Мастера художественного слова», «Композиция на школьной сцене» Дидактические карточки: упражнения для артикуляции, стихи, скороговорки, прозаические отрывки, задания, картинки | «Оценка» и «самооценка» Анализ выполнения упражнения или задания Самостоятельная работа Вечер творческих работ Показ композиции |
3. | Сценическое движение | Комбинированное Практическое (фронтальный, коллективный, индивидуально-фронтальный, в парах, групповой) | Беседа Объяснение Описание Указание Команда Анализ Наблюдение Показ педагогом (минимальный) Игровые упражнения Тренинг | Учебные пособия по сценическому движению: «Упражнения для театральных занятий» А. Ершовой, «Ритмопластика» Э.Чуриловой, «Пластический тренинг» С. Андрачникова, «Учебная мизансцена» Ю.Мочалова | Игры Видеозаписи: спектакль пластического театра «Аэрос», Спектакль «Маугли» студентов СПАТИ Материал о творчестве М.Марсо. Аудиозаписи: музыка Э.Артемьева, Нино Роты, Эннио Морриконе, сборники: «Классика в рок-обработ- ке», «Шедевры инструментальной музыки», записи оркестров П.Мориа и Дж. Ласта Реквизит | «Оценка» и «самооценка» Анализ выполнения упражнения или задания Самостоятельная работа Вечер этюдов Открытое занятие для родителей |
4. | Основы актерского мастерства | Комбинированное Практическое Игра Мастер-класс Публичный показ (Фронтальный Коллективный Индивидуально-фронтальный Групповой Коллективно-групповой В парах) | Беседа Описание Объяснение Указание Команда Анализ Наблюдение Показ педагогом (минимальный) Работа с текстом Тренинг Этюды Репетиции | Методические пособия по мастерству актера М.Шмойлова, Ю.Рубиной,С.Гиппиуса,А. Ершовой и В.Букатова | Театральные игры Схема «Предлагаемые обстоятельства» Памятка построения этюда Реквизит Видеозаписи: документальный фильм «Вороне где-то бог…», отрывки из спектаклей. Аудиозаписи: Подборка дисков «Музыкальная коллекция» | «Оценка» и «самооценка» Коллективный анализ работ Открытое занятие для родителей Вечер самостоятельных этюдов |
5. | Работа над сценическим произведением. | Комбинированное Практическое Мастер-класс Мастерская Публичный показ (Фронтальный Коллективный Индивидуально-фронтальный Групповой Коллективно-групповой В парах) | Беседа Анализ литературного материала Работа с текстом Читка Обсуждение Выстраивание образов Этюдная работа Репетиции Поиск выразительных средств Прогоны | «Актерская грамота» А.Ершовой и В.Букатова «Театральная деятельность школьников» Ю.Рубиной Работы К.С. Станиславского | Схема выстраивания события Памятка работы над ролью Реквизит Видеозаписи отрывков из спектаклей Аудиозаписи и другие вспомогательные средства (в зависимости от творческого процесса) | «Оценка» и «Самооценка» Коллективный анализ работ Самоанализ Контрольное занятие Показ спектакля |
6. | Актерский тренинг | Практическое Мастер-класс (Фронтальный Групповой Коллективно-групповой) | Упражнения Этюдная работа | «Актерский тренинг» С.Гиппиуса, Кипниса, В. Полищука, М.Чехова и др. | Реквизит Аудиозаписи: Музыка Э.Артемьева, «Звуки вокруг нас», «Этно-путешествие», «Детские песни» «Звуки природы» Музыка В.Косма Музыка группы «Спейс» | Контрольное задание «Оценка» и «самооценка» |
7. | Мир театра | Комбинированное Мастерская Заочное путешествие (коллективный групповой коллективно-групповой) | Беседа Рассказ Демонстрация видеоматериалов Практические задания | «Азбука театра» Ю.Алянского Энциклопедия «Искусство» | Видеозаписи: Фрагменты из спектаклей Наброски образов в костюме и гриме Аудиозаписи: Музыка к спетаклям: Рыбников, Артемьев, Гладков, Колкер. Дидактические карточки: театральные понятия и термины Реквизит | Опрос Контрольное задание Выставка Презентация творческих работ Коллективный анализ работ |
8. | Рождение спектакля | Комбинированное Практическое Конференция Творческая встреча Публичный показ (фронтальный коллективный индивидуально-фронтальный групповой коллективно-групповой в парах) | Беседа Анализ творческих работ Сравнение Просмотр видеоматериалов Наблюдение Работа с текстом Выстраивание образов Этюдная работа Репетиции Прогоны | Работы К.С. Станиславского Репертуарные сборники «Открытая педагогика» В.М. Фильштинского | Памятка анализа спектакля Реквизит Видеозаписи: Выступления коллектива Аудиозаписи Диски серии «Музыкальная коллекция» Фотографии фрагментов выступлений коллектива Мультимедийные материалы Презентация творческого коллектива | Выставка Презентация творческих работ Коллективный анализ работ Показ спектакля |
9. | Сценарная практика | Комбинированное Практическое | Беседа Работа с текстом Анализ материала Практические задания | «Театрально-литературные композиции в школе» Е.Д. Селивановой «Искусство театрализованных представлений» А.И. Чечетина | Памятки этапов работы над композицией, театрализов. представлением, концертом Видеозаписи: фрагменты из спектаклей | Самостоятельная работа Создание сценариев |
10 | Репертуарная политика | Круглый стол Практическое Комбинированное | Беседа Исследование Поиск Практические задания | Тематические подборки литературных произведений | Видеозаписи: фрагменты из спектаклей | Самостоятельная работа |
11 | Творческий проект «Ангажемент» forever!» | Публичный показ Творческая встреча Капустник (фронтальный коллективный индивидуально-фронтальный групповой коллективно-групповой в парах) | Исследование Проектные технологии Практические задания | Материалы журнала «Внешкольник», «Музы и грации: Афоризмы о театре», «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы» В.Н.Иванченко | Видеозаписи: фрагменты из спектаклей Альбомы Стенды Программки | Самостоятельная работа Выставки Презентации Перформанс Флэшмоб |
12 | Постановочно-репетиционная работа | Публичный показ (фронтальный коллективный индивидуально-фронтальный групповой коллективно-групповой в парах) | Анализ материала Этюдная работа Работа над образом Репетиции Прогоны | «Режиссура театрализованных представлений» Л.А. Дронова, «Звуковое оформление спектакля» Ю.И Козюренко, .«Технология грима» И. Сыромятниковой | Схема выстраивания события Памятка работы над ролью | Самостоятельная работа Оценка и самооценка |
13 | Исполнительская деятельность | Публичный показ (фронтальный коллективный индивидуально-фронтальный групповой коллективно-групповой в парах) | Анализ творческих работ Сравнение Ремонтные репетиции Прогоны | Материалы журнала «Внешкольник», «Ваш театр» З.Я. Корогодского, Труды К.С. Станиславского | Памятка работы над ролью Видеозаписи: фрагменты из спектаклей Альбомы Стенды Программки | Показ творческих работ. Оценка и самооценка. |
Рекомендации по проведению занятий
На первом занятии каждого учебного полугодия необходимо проводить с обучающимися инструктаж по охране труда:
- Инструкция по пожарной безопасности
- Инструкция по охране труда при работе в учебных кабинетах для учащихся
- Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения
- Инструкция по охране труда при возникновении несчастного случая
Материально- техническое обеспечение ОП
Занятия театральным творчеством должны проводиться в специально оборудованном помещении со следующими составляющими:
- кубы
- палас
- ширмы
- столы и стулья
- магнитофон
- телевизор
- видеоплеер
- DVD-плеер
- секция для театральных костюмов
- секция для грима и мелкого реквизита
- секция для крупного реквизита и бутафории
- фонотека
- видеотека
Фонотека
СД:
- Этно-путешествие
- Классика в рок-обработке
- Популярные танцы мира
- The best classic
- Romantic jazz
- Golden classic
- Cinema collection Pierre Richard
- МР-3 коллекция: музыка Эдуарда Артемьева
- МР-3 коллекция: Nino Rota
- МР-3 коллекция: Paul Mauriat
- МР-3 коллекция: James Last
- Music collection: Ennio Morricone
- Music collection: Vladimir Cosma
- МР-3 коллекция: Space
- Cinema chill Out
- Саундтреки кинохитов
- Hollywood Stars
- Кинохиты Indamix
- Relax Звуки природы
- Антонио Вивальди Времена года
- П.И. Чайковский Музыка из балета «Щелкунчик»
- Музыкальная коллекция Русские рок-оперы и мюзиклы
- Алексей Рыбников Песни для детей из кинофильмов
- Евгений Крылатов Гостья из будущего.
- Детская новинка. Песни из художественных и мультипликационных фильмов
- Геннадий Гладков. Песни из телефильмов.
- МР-3 коллекция. Игорь Корнелюк
Аудиокассеты
- Шедевры инструментальной музыки
- Шедевры классики в рок-обработке
- Созвездие хитов. Лучшие инструментальные композиции
- Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка.
- Каникулы. Сборник ритмической музыки
- Одинокий пастух. Серия сборников инструментальной музыки
- От улыбки…Аудио-караоке
- Шедевры мировой классики. Балетная музыка
Видеотека
- Подборка видеоматериалов «Театральные жанры»
- Подборка видеоматериалов «Отрывки из спектаклей»
- Документальный фильм «Вороне где-то бог…»
- Спектакль пластического театра «Аэрос»
- Спектакль «Человеческий детеныш» студентов СПГАТИ
- Подборка отрывков из моноспектаклей «На сцене …»
- Видеозаписи выступлений участников театрального объединения «Ангажемент» гимназии № 446.
Список литературы
для педагога
1. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. / сост. О.Лоза. – М.: АСТ, 2009.
2. Андрачников С. Пластический тренинг коллектива малых форм. – М.: Молодая гвардия, 1987.
3. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1981.
4. Грим: методические указания / сост В.Д. Шашакин – Л.: ЛОКПУ, 1985.
5. Громов Е.С. Природа художественного творчества – М.: Просвещение, 1986.
6. Горелов И.Н. , Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак. – М.: Мол. гвардия, 1991.
7. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
8. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
9. Игры: Обучение, тренинг, досуг…/ под ред. В.В. Петрусинского // в 4-х кн. – М.: Новая школа, 1994.
10. Игры: Обучение, тренинг, досуг… // под ред. В.В. Петрусинского // кн. 6, 7. – М.: Гуманитарный центр «ЭНРОФ», 1995.
11. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2008.
12 КозюренкоЮ.И. Звуковое оформление спектакля. – М.: Искусство,1990.
13. Корогодский З.Я. Ваш театр. – М.: Знание, 1984.
14. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. –М.: Просвещение, 1983.
15. Крымова Н. А. Любите ли вы театр?: Очерки. – М.: Детская литература, 1987.
16. Лук А.Н. Эмоции и чувства. – М.: Знание, 1972.
17. Моров А.Г. Три века русской сцены. – М.: Просвещение, 1984.
18. Мочалов Ю. Учебная мизансцена. – М.: Молодая гвардия, 1989.
19. Музы и грации: Афоризмы о театре, музыке, живописи, кино и прочих искусствах. /Сост. К.В.Душенко. – М,:Эксмо, 2005.
20. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. – М.: АРКТИ, 2002.
21. Пеня Т.Г. Театрально-творческое развитие школьников. – М.: АПН, НИИ художественного воспитания, 1991.
22. Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова. – М.: АСТ, 2010.
23. Программы общеобразовательных учреждений: театр. – М.: Просвещение, 1995.
24. Рассказы о русских актерах. / Сост. М.Д. Седых. – М.: Искусство, 1989.
25. Режиссура театрализованных представлений / сост. Л.А. Дронов. – Л.: ЛГИК, 1991.
26. Рубина Ю.И. Театральная деятельность школьников: основы руководства. – М.: Просвещение, 1983.
27. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. – М.: Знание, 1988.
28. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. – М.: АСТ, 2010.
29. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации. – М.: АСТ, 2011.
30. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе. –
М.: Просвещение,1982.
31. Словарь символов и знаков. / Авт. – сост. Н.Н.Рогалевич. – Мн.: Харвест, 2004.
32. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2006.
33. Станиславский К.С. Работа актера над собой - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 20009.
34. Станиславский К.С. Работа актера над ролью - М.: АСТ, 2010
35. Сыромятникова И. Технология грима. – М. Молодая гвардия, 1990.
36. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. – СПб.: «Балтийские сезоны», 2006.
37. Художественная педагогика в любительском творчестве: Сборник научных трудов. – СПб.: СПбГУП, 1994.
38. Царев М. И. Мир театра. – М.: Просвещение, 1987.
39. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1988.
40. М. И. Чистякова, Психогимнастика. – М.: просвещение, 1990г.
41. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.
42. Шмойлов М.Г. Мастерство актера. – Л.: ЛГИТМиК им. Черкасова, 1990.
. Список литературы
для обучающихся
1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. – М.: Просвещение, 1985.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.
3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. – М.: Детская литература, 1965.
4. Арго А.М. Звучит слово. – М.: Детская литература, 1968.
5. Белинский В.Г. О театре. – М.: Детская литература, 1961.
6. Литература и искусство: универс. Энциклопедия шк-ка / Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Харвест, 1995.
7. Наш друг – театр / Сост. Н.П. Курапцева, Л.Г. Сурина. – Л.: Лениздат, 1982.
8. Османова Г.А. Новые стихотворения и скороговорки. – СПб.: КАРО, 2007.
9. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. – СПб.:КАРО, 2007.
10. Художественная литература. Лучшие образцы классики и современности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа театрального образования для дошкольников "Мир на ладони"
Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный...
Дополнительная образовательная программа театрально-игрового объединения «Непоседы»
Дополнительная образовательная программа по обучению детей театрально-игровому творчеству разработана на основе модифицированной образовательной программы игрового объединения «Непоседы» и театральной...
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную направленность. Новизна...
Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"
Данная программа являетя модифицированной и составлена на основе художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...
Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"
Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...
Дополнительная общеразвивающая программа "Театральное искусство"
Программа "Театральное искусство", пояснительная записка...
Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»
Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...