Дополнительная общеразвивающая программа "Театральное искусство"
методическая разработка на тему
Программа "Театральное искусство", пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка программы "Театральное искусство" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Театральное искусство» имеет художественную направленность, базовый уровень согласно документу «Основные характеристики уровней дополнительного образования детей (Приказ ДОгМ №922 от 17.12.2014г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году»).
Актуальность данной программы. С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Теперь театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В погоне за знаниями эмоционально – духовная сущность ребёнка отходит на второй план. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия «зажатости» – это игра, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека, радоваться и тревожиться вместе с ним. Кроме того, театральную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, а так же способствует коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. На занятиях по сценическому искусству воспитанники знакомятся с сущностью театрального творчества, с выразительностью и содержательностью «языка» действий, с возможностями его использования, и, овладевая им, выявляют свой творческий потенциал.
Цель программы – познакомить детей с основами актерского мастерства и техники сценической речи.
Данная программа ставит задачи:
Образовательные:
познакомить детей с культурой театра,
научить детей основам исполнительской техники актера,
научить основам техники сценической речи.
Воспитательные:
нравственное воспитание,
художественно-эстетическое,
воспитание морально устойчивой личности,
самовоспитание (самостоятельная работа).
Развивающие:
развитие эмоциональной сферы ребенка,
развитие навыков общения и коллективного творчества,
творческой активности,
активизация познавательного интереса.
Обучаясь по данной программе, дети не только участвуют в создании спектакля, но и получают комплексные знания по основам театральной культуры. Особое внимание уделяется изучению секретов актерского мастерства. Применяя знания, полученные в ходе обучения, дети учатся самостоятельно организовывать свой досуг, саморазвивая себя как гармоничную личность.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральное искусство» отличается от общеобразовательных программ «Театринки» и «Маленькие артисты» сроком реализации программы, а вследствие этого более обширным содержанием, то есть программа «Театральное искусство» раскрывает более подробно предмет «Актерское мастерство» так как она изучает его в течение пяти лет, а программа «Театринки» отводит на изучение этого предмета только два года, программа «Маленькие артисты» - три года.
Предмет «Актёрское мастерство» состоит из 5-ти разделов:
1-й раздел - "Основы театральной культуры" - знакомит воспитанников с элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
2-й раздел - "Теория актёрского мастерства" - знакомит детей с внутренней сущностью исполнительского искусства.
3-й раздел - "Театральная игра" - направлена на приобретение профессиональных умений и навыков, а так же на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
4-й раздел - "Сценическое движение" - развивает естественные психомоторные способности воспитанников, ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развивает свободу и выразительность телодвижений.
5-й раздел - "Работа над спектаклем" - является творческой шлифовкой актёрского мастерства, воспитывает умение анализировать свою работу и своих сверстников, находить неточности в исполнении роли и исправлять их, совершенствовать своё актёрское мастерство
Предмет «Сценическая речь» состоит из 4-х разделов:
1-й раздел - "Дыхание" - организует правильную работу органов дыхания
2-й раздел - "Голос" - развивает умение пользоваться разнообразной интонацией и делает речь эмоционально выразительной
3-й раздел - "Дикция" - развивает правильную артикуляцию и четкую дикцию
4-й раздел - "Работа над текстом" - развивает умение разбирать литературное произведение: определять тему, идею, сверх задачу, события, сквозное действие, определять характер героев, вскрывать подтекст произведения.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Возраст детей. Программа рассчитана для детей от 8 до 18 лет. В объединение на первый год обучения набираются дети от 8 до 14 лет без специальной подготовки. В виду возрастных особенностей детей 8 и 14 лет педагог оставляет за собой право делить их на две группы: группа №1 - дети от 8 до 12 лет, группа №2 - дети от 12 до 14 лет. Дети одного года обучения, но разных возрастных групп занимаются по одинаковому учебно-тематическому плану. ( см.раздел «Методическое обеспечение программы»).
Срок реализации. Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Количество часов - 152ч. Программа включает в себя занятия по двум дисциплинам: «Актёрское мастерство» и «Сценическая речь».
Режим занятий:
В астрономический час занятия входит академический час продолжительностью 45 минут:
время для приема детей – 5 минут - педагог встречает детей; производит осмотр, отмечая эмоционально-физическое состояние (сонливость, раздражительность, наличие простудных явлений и др.).
время для ухода детей-10 минут (общение и консультации с родителями, информационные сообщения и рекомендации).
По курсу «Актёрское мастерство» - 2 раза в неделю по 2 и 1 часу, всего 3 часа в неделю (114 часов)
по курсу «Сценической речи» - 1 раз в неделю по 1 часу (38 часов).
Изучение выше названных учебных курсов идет одновременно, т.е. на одном занятии 2 часа отводится на актёрское мастерство, а на другом занятии 1 час изучается актерское мастерство, а 2-ой час отведен на изучение сценической речи.
Количество детей в группах 8 – 12 человек. Это позволяет педагогу в студии при выполнении поставленной творческой задачи работать как с коллективом, так и индивидуально с отдельным человеком. (перенести к разделу «Возраст детей».)
На основании Санитарно-эпидеологических требований к учреждениям дополнительного образования, введенных в действие с 4 июля 2014 г. N 41 занятия по театральному искусству должны проходить 2 раза в неделю по два часа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты первого года обучения.
Предметные
- знать выразительные средства в театре;
- знать бессловесные элементы действия;
- знать критерии органичного поведения;
- знать названия театральных профессий;
- знать основные театральные термины;
- знать упражнения гигиенического массажа;
- знать упражнения вибрационного массажа;
- знать упражнения артикуляционной гимнастики;
- знать скороговорки.
- уметь различать виды театрального искусства,
- уметь пользоваться жестами и мимикой
- уметь искренне верить в любую воображаемую ситуацию
- уметь управлять своим вниманием к предмету, партнеру
- уметь распределять внимание
- уметь владеть сценическим пространством
Личностные
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие пластики тела;
- развитие сценической выразительности;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные
- уметь согласовывать свои действия с другими детьми;
- уметь фиксировать и осмысливать особенности поведения в этюдах и собственных работах.
Результаты второго года обучения
Предметные
- знать основные словесные действия, понятия подтекста;
- знать понятия сквозного действия;
- знать устройство театра: зрительного зала и сцены;
- знать скороговорки;
- уметь подчинять своё поведение сквозному действию пьесы;
- уметь действовать с воображаемыми предметами;
- умение ориентироваться на выразительность своего поведения;
- уметь исполнять трюк пощечина;
- уметь продолжительно существовать в заданном образе.
Личностные
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие пластики тела;
- развитие сценической выразительности;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные
- знает культуру поведения в театре и на концерте;
- умеет сочинять этюды на предполагаемые обстоятельства;
- пользоваться словесными действиями;
- умеет пользоваться интонацией;
- умеет анализировать свою работу и работу товарищей;
- умеет точно соблюдать текст.
Результаты третьего года обучения
Предметные:
- знать параметры общения;
- знать жанры театрального искусства;
- знать театральные термины;
- знать устройство античного театра;
- знать творческую деятельность А.Н.Островского;
- умение с помощью своих действий и отношения изменять место действия;
- уметь оправдывать свои действия нафантазированными причинами;
- уметь импровизировать в спектакле;
- уметь органично существовать в предлагаемых обстоятельствах;
- уметь проявлять настойчивость в этюде.
Личностные:
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие пластики тела;
- развитие сценической выразительности;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные:
- уметь видеть основные параметры общения в окружающей среде и произведениях.
Результаты четвертого года обучения
Предметные
- знать специфику работы актера перед зрителем;
- знать логические правила разбора пьесы и роли;
- знать творческую деятельность актеров 19-го века;
- знать театральные термины 1-го, 2-го, 3-го и 4-го годов обучения;
- уметь существовать на сцене в заданном темпо-ритме;
- уметь изготовлять реквизит для спектакля;
- уметь корректировать исполнение роли от спектакля к спектаклю.
Личностные:
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие пластики тела;
- развитие сценической выразительности;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные:
- уметь сочинять этюды по мотивам сказок или отрывкам из пьес
-уметь пользоваться низким, средним, высоким голосовыми регистрами
- уметь пользоваться интонацией
Результаты пятого года обучения
Предметные :
- знание основ теории актерского мастерства;
- знать творчество одного из известных зарубежных театров, по выбору обучающегося;
- знание правил разбора и чтения литературного материала;
- знание упражнения актерского тренинга;
- знание правил работы над ролью;
- знание основных театральных терминов за предыдущие годы обучения.
- умеет применять полученные знания на практике;
- умеет самостоятельно проводить актерский тренинг;
- умеет самостоятельно работать над созданием своего образа в спектакле;
- умеет пользоваться гримом;
- умеет пользоваться пластикой тела для создания художественного образа.
Личностные:
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие пластики тела;
- развитие сценической выразительности;
- развитие художественного вкуса.
Метапредметные:
- владеет техникой художественного чтения;
- умеет четко и понятно излагать свои мысли;
- умеет донести свою мысль до собеседника;
- умеет положительно воспринимать критику;
- умеет тактично говорить о работе товарищей;
- имеет навык работы в коллективе;
- имеет навык публичного выступления.
Продолжение у составителя программы Житкевич Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Программа по учебному предмету ОРКЕСТР (элементарное музицирование)
Программа учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих програм...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...
Дополнительная общеразвивающая программа "Искусство красноречия"
Программа составлена в соответствии с новыми требованиями для развития речи учащихся 5-6 классов...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...
Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в у...