Дополнительная общеобразовательная программа "Окружающий мир"
рабочая программа по теме
Данная программа предназначена для работы с детьми возраста от 4,5 до 6,5 лет в учреждениях дополнительного образования, детских садах, а также может быть использована родителями при подготовке детей к школе. Программа расчитана на три года обучения. Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_mir.docx | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детский морской Центр «Альбатрос»
142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Зелёная, д. 72 "а" т. (496 - 79) 4 - 30 -13
E-mail: dmc-albatros@mail.ru
Согласовано Утверждаю
на МО социально- Директор МБУ ДО ДМЦ «Альбатрос»
педагогической и ____________ / И.П.Минченкова
художественной Приказ № 96 от 01.09.2014г.
направленностей
Протокол №1 от 01.09.2014г.
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая) программа
социально-педагогической направленности
«Окружающий мир »
Возраст детей 4,5- 6,5 лет
Срок реализации программы 3 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ильина Капитолина Петровна
г. Домодедово
2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Окружающий мир» » является модифицированной и была составлена на основе программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой ,Т.С. Комаровой и программы по ознакомлению с окружающим миром под редакцией И.К. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой с использованием пособий Е. Бортниковой «Окружающий мир» и А. А. Плешакова «Зеленая тропинка».
Актуальность программы: Учреждения дополнительного образования вступают в период глубоких качественных изменений. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Мы считаем, что главной задачей является — создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания учащихся; комфортной по отношению к учащимся и педработникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей. Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Целью программы является знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Задачи:
Образовательные :
- осознать себя в семье и понимание своей родословной;
- обобщить знания о любимых игрушках и играх, занятиях, о том что умею делать и чему хочу научиться;
- помочь осознать себя в пространстве: моя комната, мой дом, мой город, моя страна, знакомство с государственными символами: гимн, герб, флаг;
- помочь понять, что такое режим дня, как его соблюдать, самостоятельно оценивать себя;
- обобщить знания о животных, растениях, насекомых;
- формировать организацию деятельности: выслушивать инструкцию, понять ее, составить план работы;
- понять важность занятий физической культурой, соблюдение режима дня, правил гигиены, а самое главное – сделать выполнение этих правил привычкой;
- освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
- дать понятие о многообразии стран и народов ;
Развивающие:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,
- развивать умения решать творческие задачи;
- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание сохранять и
укреплять здоровье;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры;
- воспитывать патриотические чувства.
Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни. Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Занятия включают в себя систему дидактических заданий , игр и игровых упражнений, теоретическую часть, тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики ,глазомера, основных движений, расширению словарного запаса ребенка. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Одной из основных задач успешной работы с детьми является привлечение семей учащихся к участию в совместных с педагогами мероприятиях, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты. К таким мероприятиям относятся совместные практические занятия и выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий . В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов , сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов- это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становиться меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. |
Возрастные особенности детей 5,5-6,5 лет.
Восприятие, память, внимание детей 5,5-6,5 лет характеризуются нарастанием произвольности этих психологических процессов. Мышление детей данного возраста наглядно – образное. Завершается процесс усвоения речи. Возраст 5,5-6,5 лет наиболее благоприятный для развития памяти.
Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Память, всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер и становится ведущей функцией. Восприятие утрачивает свой первоначальный характер, становится осмысленным. На развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
Мышление характерно переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению. Ребёнок 5,5-6,5 лет образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. На умственное развитие ребёнка постоянное влияние оказывает игровая ситуация и действия. Ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. К концу 6,5 лет воображение ребёнка становиться управляемым. Для детей 5,5-6,5 летнего возраста характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Чувства становятся осознанными, разумными. Развивается воля, любознательность (возраст почемучек). Формируется активность, самостоятельность, а также: пассивность, чувство вины, склонность к подражанию. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно–потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Ребёнок 5,5-6,5 лет начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам. Ребёнок осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:
- Технология дифференцированного обучения ставит целью создание оптимальных условий для выявления задатков развития и способностей детей. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
- Технология развивающего обучения ставит целью развитие творческих способностей детей. Ее сущность заключается в том, что происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучаемого и их реализацию.
- Педагогическая технология на основе активации познавательной деятельности - игровая технология, которая объединяет обширную группу методов.
- Здоровье сберегающие технологии - это соблюдение логических целей при проведении занятий, которые будут направлены на последовательную смену форм работы, включая физкультминутки.
- Технология проектирования включает в себя метод проектов. Метод проектов нужен, чтобы выработать самостоятельное критическое мышление и умение работать с информацией, научить размышлять, опираясь на знание фактов, принимать самостоятельное решение.
Режим занятий :
Программа составлена для детей 4,5-6,5 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25- 30 мин. Всего 72 занятий в год. Срок реализации программы 3 года. Занятия проводятся по расписанию, составленному согласно требованиям Сан ПиН Наполняемость детей в группах 10-12 человек. Для занятий используются: учебный кабинет площадью 34.3 кв.м. и зал площадью 73.2кв.м. Стены окрашены в кабинете в салатный цвет, в зале - в голубой, на полу постелен линолеум и ламинат. Мебель (столы и стулья) имеют приспособления для регулирования высоты согласно росту детей. В учебном кабинете 2 окна площадью 2.5кв.м. каждое, в зале 4 окна площадью 2.2кв.м. каждое, искусственное освещение общее равномерное (300-500лк), на окнах –жалюзи. Температура в помещениях 20-22С., влажность 40-60%. Вентиляция естественная (проветривание на переменах путем открывания створки окна). Влажная уборка кабинета и зала проводится ежедневно после 1 и 2 смен штатными уборщицами. В общем туалете для дошкольников имеется маленький унитаз и умывальник. Питьевой режим - дети приносят воду с собой в бутылочках.
Перечень оборудования:
- Карты мира, России, родного города, глобус;
- Иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия;
- Предметы, сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения;
- Изделия или иллюстрации народного творчества;
- Технические средства: аудио и видеокассеты, мультимедийная система;
- Пазлы и настольные игры;
- Мягкие игрушки;
- Краски, пластилин, клей, цветная бумага;
- Обучающие компьютерные игры;
- Дидактические таблицы и карточки.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№п\п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Блок «Знаток» | 2 | 2 | - |
3. | Блок «Лесовичок» | 25 | 5 | 20 |
4. | Блок «Капелька» | 7 | 2 | 5 |
5. | Блок «Домовичок» | 12 | 4 | 8 |
6. | Блок «Ты и дорога» | 4 | 1 | 3 |
7. | Блок «Родная страна» | 4 | 1 | 3 |
8. | Блок «Моя семья» | 3 | - | 3 |
9. | Блок «Айболит» | 6 | 2 | 4 |
10. | Блок «Праздники на Руси» | 7 | 2 | 5 |
Итого: | 72ч. | 20ч. | 52ч. |
Содержание программы (1 год обучения)
- Введение (2ч.)
Детям дается понятие «природа» и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлениями растений и животных к сезонным изменениям.
- Блок «Знаток» (2ч.)
Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют. Организм человека- живая система.
- Блок «Лесовичок» (25ч.)
Углубляются и конкретизируются представления об условиях жизни растений и животных в разные сезоны. Детей учат различать деревья и кусты по окраске листьев. Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдением и предметом. Расширяется представление об охране природы, закрепляются правила поведения в природе. Дается понятие о лесе как сообществе растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Расширить представления детей о ягодах, растущих в лесу, на лугу и культурных видах. Познакомить детей с грибным царством. Познакомить детей с различными видами птиц, их образом жизни. Приметы времен года в природе. Учим детей различать объекты живой и неживой природы. Показываем , что дает природа человеку.
- Блок «Капелька» (7ч.)
Рассказываем о значении воды в жизни человека. Знакомим с многообразием состояний воды (пар, жидкость, лед). Расширяем знания детей о свойствах воды. Воспитываем бережное отношение к водным ресурсам.
- Блок «Домовичок» (12ч.)
Познакомить детей с выращиванием и получением хлеба, это один самых главных продуктов питания в России. Воспитываем в детях чувство уважения к хлебу и труду людей. Познакомить детей с различными видами цветов . Букет для мамы. Расширить знания детей о комнатных растениях, учить ухаживать за ними. Формировать представление о фруктах и об овощах, вершки и корешки. Познакомить детей с различными видами семян. Как вырастить хороший урожай.
- Блок «Ты и дорога» (4ч.)
Знакомим детей с правилами дорожного движения. Дорога от дома до Центра. Правила поведения на дороге. Светофор, правильно переходим перекресток. Пешеходный переход.
- Блок «Родная страна» (4ч.)
Человек – член общества. Наша Родина – Россия. Москва- столица России. Наш город. Улица, на которой я живу.
- Блок «Моя семья» (3ч.)
Семья – первый коллектив ребенка. Члены моей семьи. Мои любимые бабушки и дедушки. Праздники в нашей семье. Мои любимые игрушки.
- Блок «Айболит» (6ч.)
Выяснить представление о том, какие привычки человека являются полезными, а какие - вредными. Обобщить знания детей об органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Гигиена тела человека. Дать понятие о том, что такое правильное питание, понятие «витамины».
Воспитывать культуру питания, прививать правила поведения за столом.
- Блок «Праздники на Руси» (7ч.)
На занятиях данного блока идет приобщение детей к национальной культуре, русскому народному творчеству. Это праздники: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, праздники Воды и Земли, Ивана Купалы.
Обряды, игры, калядки. Русские народные сказки, загадки и пословицы.
Прогнозируемые результаты :
На конец 1года дети должны ( знать /понимать:)
- Иметь представление о нашей планете, о родной стране и о родном городе
- Называть основные сведения о себе и своей семье ;
- Уметь различать объекты живой и неживой природы.
- Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад )
- Различать зверей, птиц, рыб, насекомых;
- Иметь представления о комнатных растениях, как ухаживать за ними.
- Иметь представление о фруктах и об овощах;
- Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
- Знать основные праздники ;
- Знать некоторые правила дорожного движения ;
- Знать правила поведения в общественных местах ;
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы (1год обучения)
№ п\п | Название раздела | Формы занятий | Организация учебно- воспитательного процесса | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Беседа | Картины и карточки с временами года | - |
2 | Знаток | Беседа | Изображения царств живой природы | Дидактическая игра |
3 | Лесовичок | Наблюдение, исследование, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО | Дидактическая игра |
4 | Капелька | Наблюдение, исследование, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО | Дидактическая игра, игра-конкурс |
5 | Домовичок | Беседа, наблюдение, игра-конкурс | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО | Творческая работа |
6 | Ты и дорога | Беседа, дидактическая игра | Таблицы по правилам дорожного движения | Игра-конкурс |
7 | Родная страна | Рассказ, наблюдение | Карта России, родного города, ТСО | Дидактическая игра |
8 | Моя семья | Беседа , дидактическая игра | Книги с рассказами о семье , наглядный материал, пазлы и настольные игры | Игра-конкурс |
9 | Айболит | Беседа, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, ТСО | Дидактическая игра |
10 | Праздники на Руси | Беседа, дидактическая игра | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО | Развлечение |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№п\п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
2. | Блок «Знаток» | 9 | 4 | 5 |
3. | Блок «Лесовичок» | 23 | 5 | 18 |
4. | Блок «Капелька» | 9 | 3 | 6 |
5. | Блок «Домовичок» | 12 | 4 | 8 |
6. | Блок «Ты и дорога» | 4 | 1 | 3 |
7. | Блок «Родная страна» | 4 | 1 | 3 |
8. | Блок «Моя семья» | 3 | - | 3 |
9. | Блок «Айболит» | 7 | 3 | 4 |
Итого: | 72ч. | 22ч. | 50ч. |
Содержание программы (2 год обучения)
- Введение (1ч.)
Детям дается понятие «природа» и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года.
- Блок «Знаток» (9ч.)
Научить детей различать объекты живой и неживой природы. . Материки и океаны на поверхности Земли. Карта поверхности Земли. Вращение Земли: суточное, годовое, вокруг своей оси , вокруг Солнца. Смена дня и ночи, времен года. Ветер, радуга и северное сияние - природные явления. Солнечная система. Земля- планета. Солнце- звезда. Луна- спутник Земли. Планеты солнечной системы. Полеты в космос.
3. Блок «Лесовичок» (23ч.)
Углубить представления детей о временах года. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Учить различать овощи и фрукты. Познакомить детей с животным миром (черви, насекомые, птицы, звери). Обитатели суши и водоемов. Формировать у детей представление о приспособленности животных к среде обитания (внешний вид, жилье, питание, забота о потомстве, приспособленность к временам года, маскировка). Польза и вред, приносимый животными человеку. Домашние животные. Изображения природы в картинах художников. Произведения искусства из природного материала. Красная книга- символ тревоги, животные в красной книге. Познакомить детей с лекарственными растениями. Развивать фантазию детей, воображение, расширять представление детей об окружающем мире.
4. Блок «Капелька» (9ч.)
Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас, водоемы(моря, озера, реки, пруды), значение воды в жизни человека. Бережное отношение к водным ресурсам. Путешествия человека по воде и под водой, профессии людей, связанные с водой. Растения и животные, обитатели водоемов.
5. Блок «Домовичок» (12ч.)
Бытовые приборы, предметы внутри дома, правила обращения с ними. История обычных вещей: предметы из дерева, стекла, металла ( часы, колесо, обувь, одежда, жилье человека).
6.Блок «Ты и дорога» (4ч.)
Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Правила перехода улицы, перекресток, светофор. Транспорт. Правила поведения в транспорте.
7.Блок «Родная страна» (4ч.)
Мы - граждане России. Россия - многонациональная страна. Я-
гражданин России. Всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый
год, Рождество, 8 марта, День защиты детей и др.). Важнейшие события,
происходящие в стране.
8.Блок «Моя семья» (3ч.)
Семья – первый коллектив ребенка. Наши имена и фамилии. Помогаю взрослым - мои обязанности в семье. Профессии моих родных. Путешествия с моей семьей.
9.Блок «Айболит» (7ч.)
Создавать условия и формировать положительное отношение к собственному здоровью ребенка, навыки личной гигиены, режим дня, зарядка, водные процедуры. Познакомить детей со строением тела человека. Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.
Прогнозируемые результаты :
На конец 2 года дети должны ( знать /понимать:)
- Иметь представление о нашей планете, о родной стране и о родном городе;
- Называть основные сведения о себе и своей семье ;
- Знать различные профессии ;
- Различать объекты живой и неживой природы;
- Иметь представления о различных природных явлениях;
- Иметь представление о значении воды в жизни человека;
- Иметь представление о приспособленности живых организмов к среде
обитания;
- Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
- Знать правила обращения с бытовыми приборами;
- Знать основные праздники ;
- Знать некоторые правила дорожного движения ;
- Знать правила поведения в общественных местах ;
- Овладеть навыками личной гигиены
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы (2год обучения)
№ п\п | Название раздела | Формы занятий | Организация учебно- воспитательного процесса | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Беседа | Картины и карточки с временами года | - |
2 | Знаток | Беседа | Глобус, иллюстрации, фотографии, соответствующие тематике занятия | Дидактическая игра |
3 | Лесовичок | Наблюдение, исследование, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО | Дидактическая игра |
4 | Капелька | Наблюдение, исследование, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, пазлы и настольные игры, ТСО | Дидактическая игра, игра-конкурс |
5 | Домовичок | Беседа, наблюдение, игра-конкурс | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, пазлы и настольные игры, ТСО | Творческая работа,развлечение |
6 | Ты и дорога | Беседа, дидактическая игра | Таблицы по правилам дорожного движения и виды транспорта | Игра-конкурс |
7 | Родная страна | Рассказ, наблюдение | Карта России, родного города, фото, настольные игры, ТСО | Дидактическая игра |
8 | Моя семья | Беседа , дидактическая игра | Книги с рассказами о семье , профессиях, друзьях, именах и фамилиях, наглядный материал, пазлы и настольные игры,ТСО | Игра-конкурс |
9 | Айболит | Беседа, эксперимент | Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, ТСО | Дидактическая игра |
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
1 | Предметное окружение | 8 | 2 | 6 |
2 | Я среди людей | 7 | 2 | 5 |
3 | Родная страна | 5 | 2 | 3 |
4 | Наша планета | 2 | 1 | 1 |
5 | Природа | 9 | 2 | 7 |
6 | Человек и природа | 5 | 2 | 3 |
Всего: | 36ч. | 11ч. | 25ч. |
Содержание программы.
1.Предметное окружение.(8 часов)
Раздел программы включает следующие темы:
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Предметы (инструменты ,бытовые приборы),облегчающие труд людей .
Искусственно созданные материалы. Отличительные черты предметов из дерева, стекла и металла.
2.Я среди людей. (7 часов)
Раздел программы включает следующие темы:
Семья – первый коллектив ребенка. Труд в семье, обязанности членов семьи, их взаимоотношения. Хозяйство семьи, доходы и расходы семьи, деньги. Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Детский коллектив, совместные занятия, игры, отдых. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в общественных местах. правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
3.Родная страна. (5 часов)
Раздел программы включает следующие темы :
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) Наша Армия
4.Наша планета. (2 часа)
Раздел программы включает следующие темы:
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
5.Природа. (9 часов)
Раздел программы включает следующие темы:
Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Вода; легко определяемые свойства воды; ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
5.Человек и природа. (5 часов)
Раздел программы включает следующие темы:
Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Личная гигиена.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности).
Прогнозируемые результаты :
На конец 3 года дети должны ( знать /понимать:)
- Иметь представление о нашей планете, о родной стране и о родном городе
- Называть главный город страны и государственную символику России;
- Называть основные сведения о себе и своей семье ;
- Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад, радуга, землетрясения и т.д. )
- Различать зверей, птиц, рыб, насекомых;
- Называть наиболее распространенные растения ;
- Иметь представления об отличиях трав ,деревьев, кустарников;
- Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
- Знать основные праздники ;
- Знать некоторые правила дорожного движения ;
- Знать правила поведения в общественных местах ;
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы (3год обучения)
№ п\п | Название раздела | Формы занятий | Организация учебно- воспитательного процесса | Формы подведения итогов |
1 | Предметное окружение | Беседа, занятие-эксперимент | Предметы, сделанные из искусственных и природных материалов, ТСО | Дидактич. игра, викторина |
2 | Я среди людей. | Беседа , дидактич . игра | Книги с рассказами о семье , профессиях, друзьях, именах и фамилиях, наглядный материал, пазлы и настольные игры | Игра -конкурс |
3 | Родная страна | Рассказ, наблюдение | Карты мира, России, родного города, иллюстрации народного творчества, изделия или иллюстрации народного творчества, ТСО | Дидактич. игра, конкурс |
4 | Наша планета | Рассказ, развлечение, занятие- эксперимент | Глобус, иллюстрации, фотографии, соответствующие тематике занятия | Беседа |
5 | Природа | Наблюдение, исследование | Иллюстрации ,фотографии ,соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО | Дидактич. игра, развлечение |
6 | Человек и природа | Занятие -эксперимент | Иллюстрации, фотографии ,книги, соответствующие тематике, ТСО | Дидактич. игра, развлечение |
Характерные для курса «Окружающий мир» формы организации деятельности учащихся:
Принципы организации деятельности:
- личностно – ориентированный,
- деятельностный,
- социокультурный.
Формы и методы организации деятельности детей:
- фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;
- «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;
- экскурсии в природу, музеи, на выставки;
- проведение экспериментов;
- творческие работы;
- просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;
Методы обучения:
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый метод;
- деятельностный метод;
- техника развития критического мышления;
- обучающие диалоги.
Материал программы развивает следующие умения:
- умение анализировать;
- умение сопоставлять;
- умение классифицировать;
- умение обобщать.
Прогнозируемые результаты по курсу «Окружающий мир»:
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Список литературы
Список литературы для реализации программы:
1.О.В.Дыбина . Ребенок и окружающий мир . Методическое пособие. Москва Издательство Мозаика - Синтез -2009 г.
2.О.В.Дыбина .Из чего сделаны предметы .Игры -занятия для дошкольников .
Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.
3.А.А.Плешаков. Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва. Просвещение-2010.
4. А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Москва. Просвещение-2011.
5.В.Н.Волчкова ,Н.В. Степанова .Конспекты занятий .Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие .Воронеж -2008 г.
6.А.А.Вахрушев ,Е.Е. Кочемасова «Здравствуй ,мир» Окружающий мир для дошкольников .Москва . ООО Баласс -2008 г.
7.Т.А.Шорыгина .Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет .Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.
8.А.И.Иванова.Человек.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Москва . Творческий центр СФЕРА -2010 г.
9.И.Ф.Яценко. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. Москва. «ВАКО»
Список литературы для детей и родителей :
1.О.В.Дыбина .Я узнаю мир. Рабочая тетрадь дошкольника . Москва Творческий центр СФЕРА -2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа по разделу развитие речи и окружающий мир "Я познаю мир"
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ«ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ №1» КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...