Дополнительная общеобразовательная программа "Окружающий мир"
рабочая программа по теме

Ильина Капитолина Петровна

    Данная программа предназначена для работы с детьми возраста от 4,5 до 6,5 лет в учреждениях дополнительного образования, детских садах, а также может быть использована родителями при подготовке детей к школе. Программа расчитана  на три года обучения. Отличительной особенностью  программы является то,  что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в  повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okruzhayushchiy_mir.docx71.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

детский морской Центр  «Альбатрос»

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Зелёная, д. 72 "а" т. (496 - 79) 4 - 30 -13

E-mail: dmc-albatros@mail.ru

Согласовано                                                                 Утверждаю

на МО социально-                                           Директор МБУ ДО ДМЦ «Альбатрос»

педагогической и                                               ____________ / И.П.Минченкова

художественной                                                  Приказ № 96 от  01.09.2014г.

направленностей

Протокол №1 от 01.09.2014г.

                                                           

 Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая) программа

социально-педагогической направленности

«Окружающий мир »

Возраст детей 4,5- 6,5 лет

Срок реализации программы  3 года

                       

Составитель:

                                                 педагог дополнительного образования

                                                         Ильина Капитолина Петровна

г. Домодедово

2014г.

Пояснительная записка.

        Рабочая программа «Окружающий мир» » является модифицированной и  была составлена на основе  программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой ,Т.С. Комаровой  и   программы по ознакомлению с окружающим миром под редакцией  И.К. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой с использованием пособий Е. Бортниковой «Окружающий мир» и А. А. Плешакова «Зеленая тропинка».

   Актуальность программы: Учреждения дополнительного образования  вступают в период глубоких качественных изменений. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Мы считаем, что главной задачей является — создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания учащихся; комфортной по отношению к учащимся и педработникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей. Данная образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей  его действительностью.

        Целью программы является знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

 Задачи:

Образовательные :

  • осознать себя в семье и понимание своей родословной;
  • обобщить знания о любимых игрушках и играх, занятиях, о том что умею делать и чему хочу научиться;
  • помочь осознать себя в пространстве: моя комната, мой дом, мой город, моя страна, знакомство с государственными символами: гимн, герб, флаг;
  • помочь понять, что такое  режим дня, как его соблюдать, самостоятельно оценивать себя;
  • обобщить знания о животных, растениях, насекомых;
  • формировать организацию деятельности: выслушивать инструкцию, понять ее, составить план работы;
  • понять важность занятий физической культурой, соблюдение режима дня, правил гигиены, а самое главное – сделать выполнение этих правил привычкой;
  • освоить  знания  об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
  • дать понятие о многообразии стран и народов ;

Развивающие:

  • развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,
  • развивать умения решать творческие задачи; 
  • формировать  потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,

Воспитательные:

  •  воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание сохранять и  

 укреплять здоровье;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное  отношение  к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры;
  • воспитывать  патриотические чувства.

   Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения  имеют практическое значение для ребенка  и  могут быть использованы в повседневной жизни. Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий , игр и игровых  упражнений, теоретическую часть,  тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики  ,глазомера, основных движений, расширению словарного запаса ребенка. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия. 

  Одной из основных задач успешной работы с  детьми является привлечение семей учащихся к участию в совместных с педагогами мероприятиях, создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты. К таким мероприятиям относятся совместные практические занятия и  выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. 

   Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий . В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов , сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов- это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становиться меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

    В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

                      Возрастные особенности детей 4-5 лет

     Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

                 Возрастные особенности детей 5,5-6,5 лет.

Восприятие, память, внимание детей 5,5-6,5 лет характеризуются нарастанием произвольности этих психологических процессов.  Мышление детей данного возраста наглядно – образное. Завершается процесс усвоения речи. Возраст 5,5-6,5 лет наиболее благоприятный для развития памяти.

Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте  начинает формироваться произвольная память. Память, всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер и становится ведущей функцией. Восприятие утрачивает свой первоначальный характер, становится осмысленным.  На развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Мышление характерно переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению. Ребёнок 5,5-6,5 лет образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. На умственное развитие ребёнка  постоянное влияние оказывает игровая ситуация и действия. Ребёнок учится  излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. К концу 6,5 лет воображение ребёнка становиться управляемым. Для детей  5,5-6,5 летнего возраста характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Чувства становятся осознанными, разумными. Развивается воля, любознательность (возраст почемучек). Формируется  активность, самостоятельность, а также: пассивность, чувство вины, склонность к подражанию. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно–потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Ребёнок 5,5-6,5 лет начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам. Ребёнок  осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе:

  1. Технология дифференцированного обучения ставит целью создание оптимальных условий для выявления задатков развития и способностей детей. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
  2. Технология развивающего обучения ставит целью развитие творческих способностей детей. Ее сущность заключается в том, что происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучаемого и их реализацию.
  3. Педагогическая технология на основе активации познавательной деятельности - игровая технология, которая объединяет обширную группу методов.
  4. Здоровье сберегающие технологии - это соблюдение логических целей при проведении занятий, которые будут направлены на последовательную смену форм работы, включая физкультминутки.
  5. Технология проектирования включает в себя метод проектов. Метод проектов нужен, чтобы выработать самостоятельное критическое мышление и умение работать с информацией, научить размышлять, опираясь на знание фактов, принимать самостоятельное решение.

           

                       Режим занятий :

          Программа составлена для детей 4,5-6,5 лет, занятия  проводятся 2 раза в неделю по 20-25- 30 мин. Всего 72 занятий в год. Срок реализации программы 3 года. Занятия проводятся по расписанию, составленному   согласно требованиям Сан ПиН  Наполняемость детей в группах 10-12 человек.    Для занятий используются:  учебный кабинет площадью 34.3 кв.м. и зал площадью 73.2кв.м. Стены окрашены в кабинете в салатный цвет, в зале  -  в голубой, на полу постелен линолеум и ламинат. Мебель (столы и стулья) имеют  приспособления для регулирования  высоты  согласно росту детей. В учебном кабинете 2 окна площадью 2.5кв.м. каждое, в зале 4 окна площадью 2.2кв.м. каждое, искусственное освещение общее равномерное (300-500лк), на окнах –жалюзи. Температура в помещениях 20-22С., влажность 40-60%. Вентиляция естественная (проветривание на переменах путем открывания створки окна). Влажная уборка кабинета и зала проводится ежедневно после 1 и 2 смен штатными уборщицами.  В общем туалете для дошкольников имеется маленький унитаз и умывальник.  Питьевой  режим - дети приносят воду с собой в бутылочках.

        

Перечень оборудования:

  • Карты мира, России, родного города, глобус;
  • Иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия;
  • Предметы, сделанные из разных материалов природного и  искусственного происхождения;
  • Изделия или иллюстрации народного творчества;
  •  Технические средства:  аудио и видеокассеты,  мультимедийная система;
  • Пазлы и настольные игры;
  • Мягкие игрушки;
  • Краски, пластилин, клей, цветная бумага;
  • Обучающие компьютерные игры;
  • Дидактические таблицы и карточки.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№п\п

Название раздела

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Введение

2

1

1

2.

Блок «Знаток»

2

2

-

3.

Блок «Лесовичок»

25

5

20

4.

Блок «Капелька»

7

2

5

5.

Блок «Домовичок»

12

4

8

6.

Блок «Ты и дорога»

4

1

3

7.

Блок «Родная страна»

4

1

3

8.

Блок «Моя семья»

3

-

3

9.

Блок «Айболит»

6

2

4

10.

Блок «Праздники  на Руси»

7

2

5

Итого:

72ч.

20ч.

52ч.

Содержание программы (1 год обучения)

  1. Введение (2ч.)

Детям дается понятие «природа» и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлениями  растений и животных к сезонным изменениям.

  1. Блок «Знаток» (2ч.)

Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют. Организм человека- живая система.

  1. Блок «Лесовичок» (25ч.)

Углубляются и конкретизируются представления об условиях жизни растений и животных  в разные сезоны. Детей учат  различать деревья и кусты по окраске листьев. Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдением и предметом. Расширяется представление об охране природы, закрепляются правила поведения в природе. Дается понятие о лесе как сообществе  растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Расширить представления детей о ягодах, растущих в лесу, на лугу и культурных видах. Познакомить детей с грибным царством. Познакомить детей с различными видами птиц, их образом жизни. Приметы времен года в природе. Учим детей различать объекты живой и неживой природы. Показываем , что  дает природа человеку.

  1. Блок «Капелька» (7ч.)

Рассказываем о значении воды  в жизни человека. Знакомим с   многообразием состояний воды (пар, жидкость, лед). Расширяем знания детей о свойствах воды. Воспитываем бережное отношение к  водным ресурсам.

  1. Блок «Домовичок» (12ч.)

Познакомить детей   с выращиванием и получением хлеба, это один самых  главных продуктов питания в России. Воспитываем    в детях чувство уважения к  хлебу и труду людей. Познакомить детей с различными видами цветов . Букет для мамы. Расширить знания детей о комнатных растениях, учить ухаживать за ними. Формировать представление о фруктах и об овощах, вершки и корешки. Познакомить детей с различными видами семян. Как вырастить хороший урожай.

  1. Блок «Ты и дорога» (4ч.)

Знакомим детей с правилами дорожного движения. Дорога от дома до Центра. Правила поведения на дороге. Светофор, правильно переходим перекресток. Пешеходный переход.

  1. Блок «Родная страна» (4ч.)

Человек – член общества.  Наша Родина – Россия. Москва- столица России. Наш город. Улица, на которой я живу.

  1. Блок «Моя семья» (3ч.)

Семья – первый коллектив ребенка. Члены моей семьи. Мои любимые бабушки и дедушки. Праздники в нашей семье. Мои любимые игрушки.

  1. Блок «Айболит» (6ч.)

Выяснить представление о том, какие привычки человека являются полезными, а какие - вредными. Обобщить знания детей об органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Гигиена тела человека. Дать понятие о том, что такое правильное питание, понятие «витамины».

Воспитывать культуру питания, прививать правила поведения за столом.

  1. Блок «Праздники на Руси» (7ч.)

 На занятиях данного блока идет приобщение детей к национальной культуре, русскому народному творчеству. Это праздники:  Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, праздники Воды и  Земли, Ивана Купалы.

Обряды, игры, калядки. Русские народные сказки,  загадки и пословицы.

Прогнозируемые результаты :

На конец 1года дети должны  ( знать /понимать:)

  • Иметь представление о нашей планете,  о родной стране и о родном  городе
  • Называть основные сведения о себе и своей семье ;
  • Уметь различать объекты живой и неживой природы.
  • Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад )
  • Различать зверей, птиц, рыб, насекомых;
  • Иметь представления о комнатных растениях, как ухаживать за ними.
  •  Иметь представление о фруктах и об овощах;
  • Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
  • Знать основные праздники ;
  • Знать некоторые правила дорожного движения ;
  • Знать правила поведения в общественных местах ;

                       Методическое  обеспечение      дополнительной

образовательной программы (1год обучения)

п\п

Название раздела

Формы занятий

Организация учебно- воспитательного   процесса

Формы подведения итогов

1

Введение

Беседа

Картины и карточки с временами года

-

2

Знаток

Беседа

Изображения   царств живой природы

Дидактическая игра

3

Лесовичок

Наблюдение,

исследование, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО

Дидактическая игра

4

Капелька

Наблюдение,

исследование, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО

Дидактическая игра, игра-конкурс

5

Домовичок

Беседа, наблюдение, игра-конкурс

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО

Творческая работа

6

Ты и дорога

Беседа, дидактическая игра

Таблицы по правилам дорожного движения

Игра-конкурс

7

Родная страна

Рассказ,

наблюдение

Карта России, родного города, ТСО

Дидактическая игра

8

Моя семья

Беседа ,

дидактическая игра

Книги с рассказами о семье , наглядный материал, пазлы и настольные игры

Игра-конкурс

9

Айболит

Беседа, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, ТСО

Дидактическая игра

10

Праздники на Руси

Беседа, дидактическая игра

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО

Развлечение

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№п\п

     Название раздела

                      Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Введение

1

1

-

2.

Блок «Знаток»

9

4

5

3.

Блок «Лесовичок»

23

5

18

4.

Блок «Капелька»

9

3

6

5.

Блок «Домовичок»

12

4

8

6.

Блок «Ты и дорога»

4

1

3

7.

Блок «Родная страна»

4

1

3

8.

Блок «Моя семья»

3

-

3

9.

Блок «Айболит»

7

3

4

Итого:

72ч.

22ч.

50ч.

Содержание программы (2 год обучения)

  1. Введение (1ч.)

Детям дается понятие «природа» и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года.

  1. Блок «Знаток» (9ч.)

Научить детей различать объекты живой и неживой природы.  . Материки и океаны на поверхности Земли. Карта поверхности Земли. Вращение Земли: суточное, годовое, вокруг своей оси , вокруг Солнца. Смена дня и ночи, времен года. Ветер, радуга и северное сияние - природные явления. Солнечная система. Земля- планета. Солнце- звезда. Луна- спутник Земли. Планеты солнечной системы. Полеты в космос.

     3. Блок «Лесовичок» (23ч.)

Углубить представления детей о временах года. Учить  устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Учить различать овощи и фрукты. Познакомить детей с животным миром (черви, насекомые, птицы, звери). Обитатели суши и водоемов. Формировать  у детей представление о приспособленности животных к среде обитания (внешний вид, жилье, питание, забота о потомстве, приспособленность к временам года, маскировка). Польза и вред, приносимый животными человеку. Домашние животные. Изображения природы в картинах художников. Произведения искусства из природного материала. Красная книга- символ тревоги, животные в красной книге. Познакомить детей с лекарственными растениями. Развивать фантазию детей, воображение,  расширять представление детей об окружающем мире.

   4. Блок «Капелька» (9ч.)

Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас, водоемы(моря, озера, реки, пруды), значение воды в жизни человека. Бережное отношение к водным ресурсам. Путешествия  человека по воде  и под водой, профессии людей, связанные с водой. Растения  и  животные, обитатели водоемов.

    5. Блок «Домовичок» (12ч.)

 Бытовые приборы, предметы внутри дома, правила обращения с ними. История обычных вещей: предметы из  дерева, стекла, металла ( часы, колесо, обувь, одежда, жилье человека).

    6.Блок «Ты и дорога» (4ч.)

Правила дорожного движения. Дорожные знаки.  Правила перехода улицы, перекресток, светофор. Транспорт. Правила поведения в транспорте.

    7.Блок «Родная страна» (4ч.)

            Мы - граждане России. Россия - многонациональная страна. Я-

          гражданин России. Всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый

         год, Рождество, 8 марта, День защиты детей и др.). Важнейшие события,

         происходящие в стране.

    8.Блок «Моя семья» (3ч.)

Семья – первый коллектив ребенка. Наши имена и фамилии. Помогаю взрослым - мои обязанности в семье. Профессии моих родных. Путешествия с моей семьей.

    9.Блок «Айболит» (7ч.)

Создавать условия и формировать  положительное отношение  к собственному здоровью  ребенка, навыки личной гигиены, режим дня, зарядка, водные процедуры. Познакомить детей со строением тела человека. Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.

Прогнозируемые результаты :

На конец 2 года дети должны  ( знать /понимать:)

  • Иметь представление о нашей планете,  о родной стране и о родном  городе;
  • Называть основные сведения о себе и своей семье ;
  • Знать различные профессии ;
  • Различать объекты живой и неживой природы;
  • Иметь представления о различных природных явлениях;
  • Иметь представление о значении воды в жизни человека;
  • Иметь представление о приспособленности живых организмов к среде

 обитания;

  • Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
  • Знать правила обращения с бытовыми приборами;
  • Знать основные праздники ;
  • Знать некоторые правила дорожного движения ;
  • Знать правила поведения в общественных местах ;
  • Овладеть навыками личной гигиены

                   Методическое  обеспечение      дополнительной

образовательной программы (2год обучения)

п\п

Название раздела

Формы занятий

Организация учебно- воспитательного   процесса

Формы подведения итогов

1

Введение

Беседа

Картины и карточки с временами года

-

2

Знаток

Беседа

Глобус, иллюстрации, фотографии, соответствующие тематике занятия

Дидактическая игра

3

Лесовичок

Наблюдение,

исследование, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике,  иллюстрации народного творчества мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО

Дидактическая игра

4

Капелька

Наблюдение,

исследование, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, пазлы и настольные игры, ТСО

Дидактическая игра, игра-конкурс

5

Домовичок

Беседа, наблюдение, игра-конкурс

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, пазлы и настольные игры, ТСО

Творческая работа,развлечение

6

Ты и дорога

Беседа, дидактическая игра

Таблицы по правилам дорожного движения и виды транспорта

Игра-конкурс

7

Родная страна

Рассказ,

наблюдение

Карта России, родного города, фото, настольные игры, ТСО

Дидактическая игра

8

Моя семья

Беседа ,

дидактическая игра

Книги с рассказами о семье , профессиях, друзьях, именах и фамилиях, наглядный материал, пазлы и настольные игры,ТСО

Игра-конкурс

9

Айболит

Беседа, эксперимент

Иллюстрации ,фото, соответствующие тематике, ТСО

Дидактическая игра

Учебно-тематический план (3 год обучения)

 п/п

Название раздела

Количество часов

 

всего

теоретических

практических

1

Предметное окружение

8

2

6

2

Я среди людей

7

2

5

3

Родная страна

5

2

3

4

Наша планета

2

1

1

5

Природа

9

2

7

6

Человек и природа

5

2

3

Всего:

36ч.

11ч.

25ч.

Содержание программы.

1.Предметное окружение.(8 часов)

Раздел программы включает следующие темы:

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Предметы (инструменты ,бытовые приборы),облегчающие труд людей .

Искусственно созданные материалы. Отличительные черты предметов из дерева, стекла и металла.

2.Я среди людей. (7 часов)

Раздел программы включает следующие темы:

Семья – первый коллектив ребенка. Труд в семье, обязанности членов семьи, их взаимоотношения. Хозяйство семьи, доходы и расходы семьи, деньги. Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Детский коллектив, совместные занятия, игры, отдых. Правила взаимодействия  со взрослыми, сверстниками, культура поведения в общественных местах. правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

3.Родная страна. (5 часов)

Раздел программы включает следующие темы :

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.) Наша Армия

4.Наша планета. (2 часа)

Раздел программы включает следующие темы:

Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

5.Природа. (9 часов)

Раздел программы включает следующие темы:

Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

Вода; легко определяемые свойства воды; ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

5.Человек и природа. (5 часов)

Раздел программы включает следующие темы:

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Личная  гигиена.

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности).

Прогнозируемые результаты :

На конец 3 года дети должны  ( знать /понимать:)

  • Иметь представление о нашей планете,  о родной стране и о родном  городе
  • Называть главный город страны и государственную символику России;
  • Называть основные сведения о себе и своей семье ;
  • Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад, радуга, землетрясения и т.д. )
  • Различать зверей, птиц, рыб, насекомых;
  • Называть  наиболее распространенные  растения ;
  • Иметь представления об отличиях  трав ,деревьев, кустарников;
  • Иметь представления о календаре, об основных признаках времен года ;
  • Знать основные праздники ;
  • Знать некоторые правила дорожного движения ;
  • Знать правила поведения в общественных местах ;

                       Методическое  обеспечение      дополнительной

образовательной программы (3год обучения)

п\п

Название раздела

Формы занятий

Организация учебно- воспитательного   процесса

Формы подведения итогов

1

Предметное окружение

 Беседа,

занятие-эксперимент

Предметы, сделанные из искусственных и природных материалов, ТСО

Дидактич. игра,

викторина

2

Я среди людей.

Беседа ,

дидактич . игра

Книги с рассказами о семье , профессиях, друзьях, именах и фамилиях, наглядный материал, пазлы и настольные игры

Игра -конкурс

3

Родная страна

Рассказ,

наблюдение

Карты мира, России, родного города, иллюстрации народного творчества, изделия или иллюстрации народного творчества, ТСО

Дидактич. игра, конкурс

4

Наша

планета

Рассказ,

развлечение, занятие-

эксперимент

Глобус, иллюстрации, фотографии, соответствующие тематике занятия

Беседа

5

Природа

Наблюдение,

исследование

Иллюстрации ,фотографии ,соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО

Дидактич.

игра,

развлечение

6

Человек и природа

Занятие -эксперимент

Иллюстрации, фотографии ,книги, соответствующие тематике, ТСО

Дидактич.

игра,

развлечение

Характерные для  курса «Окружающий мир» формы организации деятельности учащихся:

Принципы организации деятельности:

  • личностно – ориентированный,  
  • деятельностный,  
  • социокультурный.

 

 Формы и методы организации деятельности детей:

  • фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;
  • «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;
  • экскурсии  в природу, музеи, на выставки;
  • проведение экспериментов;
  • творческие работы;
  •  просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

 Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый метод;
  • деятельностный метод;
  • техника развития критического мышления;
  • обучающие диалоги.

Материал программы развивает следующие умения:

  • умение анализировать;
  • умение сопоставлять;
  • умение классифицировать;
  • умение обобщать.

       Прогнозируемые результаты по курсу «Окружающий мир»:

- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Список литературы

Список литературы для реализации программы:

1.О.В.Дыбина . Ребенок и окружающий мир . Методическое пособие. Москва Издательство Мозаика - Синтез -2009 г.

2.О.В.Дыбина .Из чего сделаны предметы .Игры -занятия для дошкольников .

Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.

3.А.А.Плешаков. Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва. Просвещение-2010.

4. А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Москва. Просвещение-2011.

5.В.Н.Волчкова ,Н.В. Степанова .Конспекты занятий .Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие .Воронеж -2008 г.

6.А.А.Вахрушев ,Е.Е. Кочемасова «Здравствуй ,мир» Окружающий мир для дошкольников .Москва . ООО  Баласс -2008 г.

7.Т.А.Шорыгина .Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет .Москва .Творческий центр СФЕРА -2010 г.

8.А.И.Иванова.Человек.Естественно-научные наблюдения  и эксперименты в детском саду. Москва . Творческий центр СФЕРА -2010 г.

9.И.Ф.Яценко.  Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. Москва. «ВАКО»

Список литературы для детей и родителей :

1.О.В.Дыбина .Я узнаю мир. Рабочая тетрадь дошкольника . Москва  Творческий   центр СФЕРА -2009 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа по разделу развитие речи и окружающий мир "Я познаю мир"

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ«ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ №1» КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ    ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...