ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
проект (11 класс) на тему

Милова Елена Георгиевна

Методические рекомендации и промежуточные итоги работы над проблемой внедрения новых педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ГИМНАЗИЯ №205

МИЛОВА Е.Г.,

учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-исследовательской работе учащихся 

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Методические рекомендации и промежуточные итоги работы над проблемой внедрения новых педагогических технологий[1]

       Воспитание Мыслителя – утопия или альтернатива   сегодняшним целям образования? Мы уже привыкли быть недовольными уровнем общего развития сегодняшних наших учеников. Не вдаваясь в размышления о причинах падения познавательных интересов и креативности наших учеников в своей основной деятельности – учёбе, хочу поделиться некоторыми наработками, которые помогают преодолевать хотя бы отчасти эти недостатки. Все мы владеем широким арсеналом развивающих методик, но в последнее время учителю настойчиво предлагается не давать детям знания, а учить их добывать – в той или иной мере самостоятельно. Именно этому -  поиску и обработке информации – учит ребят исследовательская деятельность. Именно она является инструментом повышения качества образования.

Не следует путать  учебно-исследовательскую работу с проектной и конструктивной деятельностью, так как у неё другая цель и вполне практические задачи – обучение приёмам учебного исследования и в результате -  развитие личности ребёнка. Её цель – дать ученику функциональный навык исследования, развить его любознательность и удовлетворить потребность самому разобраться в доступном ему научном вопросе.

Любая УИР строится по определённому алгоритму (см. презентацию).

Учитель, а позже и сам ученик ставит проблему и подбирает источники информации по ней. Информацию надо переработать сообразно теме исследования и особенностям учебного предмета. Следовательно,  на этом этапе ученик нуждается в руководстве более знающего специалиста – учителя-предметника. Совместно  намечаются методики исследования,  и затем проводится коллективное или индивидуальное  обучение  приёмам работы. Затем вступает в работу сам ученик и собирает материал для исследования, анализирует его, даёт научный комментарий и иногда делает собственные выводы.

 Не стоит преувеличивать научные возможности детей  и ждать от них научных открытий. Исследовательская деятельность ребят должна быть связана с решением интересных для них творческих задач с неизвестными им  решениями. Они-то и будут предметом исследования. Поэтому нельзя ставить перед ребятами неподъёмные задания, слишком общие темы. Не стоит впадать и в другую крайность – погружать ученика в узкий научный вопрос, не давая ему возможности расширить свои межпредметные знания и навыки. Более того,  не все ученики могут в своём возрасте серьёзно решать ставящиеся перед ними задачи. Многие ребята не обладают необходимыми умениями, не сформированными предшествующей учёбой: плохо работают с научными текстами, не умеют выделить главное, работать по плану, выполнять жёсткие требования к оформлению научной работы и т.д. Да и  навыки работы на компьютерах у многих оставляют желать лучшего. Сказывается и привычка  наших учеников пользоваться чужими мыслями как собственными – дети не стыдятся плагиата, не видят радости в самостоятельном размышлении.

  Стоит задуматься о результатах сотрудничества учителя и ученика в процессе УИР, принимая во внимание особенности юношеского возраста (см. презентацию).

Ученик сейчас мал и перед учителем, и перед Мыслителем. Но пусть молодой человек задумается, пусть в нём зашевелится червячок сомнения, прорастут задатки будущего если не учёного, то студента… Может быть, когда-нибудь и мы вспомним В.А. Жуковского и А.С.Пушкина: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»…

В процессе работы мы учим ребят достойно представлять результаты своего исследования: делать презентации на основе материалов из Интернета, соединять разрозненную информацию, подбирать свои подписи к изобразительному ряду презентации и так далее.

Метод проектов отличается от  УИР, в первую очередь, созданием конечного продукта  (см. презентацию). В  своей работе мы используем рекомендации и определения, взятые из статьи Сапегина К.В. «Образовательная   технология   проектной   деятельности.  Что такое  проектная   деятельность?»[2] (далее выделено курсивом).

 Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения усложняющихся задач  в постоянном сотрудничестве с учителем и в результате которого происходит личностный рост ученика.

 Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть осуществляет тьюторскую  (тьютор – преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения, но у нас это понимается шире: наставник) поддержку самостоятельной работы школьника:

           * Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

                * Мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной  деятельности  как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

 Ведь учебный проект – это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и  теоретическое обоснование идей. И наконец, это  общественно значимая работа, в которой проявляется личность автора или соавторов. И вот наш ученик уже почти готов  задуматься над серьёзными проблемами  и сделать шаг навстречу Мыслителю. А может быть, и сказать всем: «Я ПОКА не волшебник – я только учусь…»

    Мои ученики в 10 классе работали над проектом «Формирование имени собственного в истории русского языка и культуры», а в 11 – над проектом «Поэты серебряного века». Следует рассказать об этой работе немного подробнее. Всё началось с разработанной мной анкеты (см. презентацию), а завершилось тем, что все ученики двух одиннадцатых классов  создали рефераты и презентации, которые вместе имеют определённую ценность как дидактический материал для уроков литературы. Но главным результатом я считаю нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы (переработки первоначально представленных вариантов и их редактирования) они  получили друг от друга  и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушали множество мнений и замечаний при демонстрации презентаций.   Они осознали на практике, что скачивать чужую презентацию опасно и стыдно, что работать с чужим текстом надо корректно и т.д. Наши ученики получили и опыт публичной защиты своих работ. Они выступали на школьных конференциях и Купчинских чтениях, участвовали в региональном конкурсе УИР. Результаты неплохие, но могли бы быть и лучше, так как выпускникам (а у нас в этом году нет 10 классов) труднее уделять много внимания подобной работе. Но опыт работы наших коллег показывает, что можно серьёзно заниматься такой работой и гораздо раньше – в базовой школе. Не будем требовать от учителя слишком многого, но ведь мы работаем, а наши ученики учатся в гимназии.[3] Во всех подобных учебных заведениях старшеклассники обязаны принимать участие в такой работе, начинать которую надо заблаговременно,  чтобы к 10 классу ребята уже кое-что умели. Наши ученики могут достойно представлять нашу гимназию на  олимпиадах и научных конференциях, но для этого и мы, учителя,  обязаны интересоваться научными проблемами  в своей области знаний и заражать энтузиазмом своих учеников. Мы должны донести до сознания учеников  и родителей, что это не прихоть, а потребность времени и условие обучения в гимназии.

 Может быть, когда-нибудь кто-то из наших детей возьмёт в качестве жизненного девиза слова Декарта:

Я МЫСЛЮ – СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ…

И хотя в моих словах сегодня  присутствует некоторая доля сомнения, хочется верить в лучшее.


[1] Представленная работа сопровождается одноимённой электронной презентацией, включающей в себя фрагменты текста рекомендаций  и наглядные материалы.

[2] www.depedu.yar.ru/vospit/razv_vp/01/project.doc

[3] Хочется напомнить о выпущенной в нашей гимназии брошюре, где есть рекомендации не только для детей, но и для учителей – руководителей УИР и учебных проектов (см. сайт ГОУ гимназия №205):

  Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников. Методические рекомендации. - Санкт-Петербург,  2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Он...

рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...