Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.
статья по теме

Воронцова Елена Викторовна

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Она является формой создания в лицее творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы.

В статье содержится информация о создании системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся 2 лицея города Брянска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.

  1. Обоснование концепции.

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Основоположники деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его  существование и развитие.

В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

Таким образом, при использовании деятельностных технологий обучения повышается качество образования, а учащиеся приобретают компетенции, необходимые для социальной и профессиональной успешности.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Проектно-исследовательская деятельность учащихся является формой создания в лицее творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы.

Цели проектной и исследовательской деятельности.

  1. Развитие у учащихся интереса к углубленному изучению основ наук.
  2. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития.
  3. Развитие качеств личности, обеспечивающих жизненную успешность.

Задачи проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  1. Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
  2. Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
  3. Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.
  4. Формировать школьное научное сообщество учащихся и педагогов.
  5. Вовлечь в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.
  6. Расширить границы практического использования проектных работ, созданных лицеистами.
  7. Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности.

Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова должно:

повысить профессиональную компетентность педагогов лицея в области  методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;

вовлечь в проектную и/или исследовательскую деятельность всех учащихся лицея.

  1. Анализ ситуации.

В 2011-12 учебном году по данному направлению были проведены следующие мероприятия:

  1. Педсовет «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», декабрь 2011г.;
  2. Практический семинар «Исследовательская деятельность учащихся», февраль 2012г.;
  3. «Фестиваль проектов», загородный лагерь «Искорка», октябрь 2011 г.;
  4. Конкурс проектных и исследовательских работ, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.

Итогом работы стало успешное выступление учащихся лицея на городском конкурсе учебных проектов. Из 5 представленных на конкурс работ 4 стали победителями, призерами и дипломантами:

  1. Проект группы учащихся 8б класса, руководители Ваняшина О. Н. и Шерман А. С. «Виртуальный музей» - 1 место;
  2. Солодовников Д. 10б кл., Дуликов С. 9б кл., руководитель Дударь Г. А., «Криптография» - 2 место;
  3. Карамушко Д. 6а кл., Гетманов Р. 6в кл., руководитель Ефремова Л. И. «Магические квадраты» - 3 место;
  4. Проект группы учащихся 10а класса, руководители Богомолова Е. М., Бородуля А. А., «Проект озеленения пришкольного участка» - специальный диплом «За лучшую презентацию проекта».

На международной конференции «Первые шаги в науку» было представлено 6 исследовательских работ учащихся лицея.  Три из них стали призерами и дипломантами:

  1. Скворцова Дарья, 10б класс, «Геометрическая вероятность», руководитель Дударь Г. А. – 2 место;
  2. Губичева Александра, Неврюева Екатерина, 10а класс, «Озеленение пришкольного участка на основе химического анализа почвы», руководитель Богомолова Е. М. – 2 место;
  3. Кибека Дарина, Фетисова Валерия, 11акласс, «Бердинг», руководитель Бородуля А. А. – специальный диплом.

Однако очевидно, что в проектную и/или исследовательскую деятельность вовлечено не более 10% учащихся и далеко не все педагоги владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

  1. Формулировка проблемы.

Не все педагоги владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

В деятельность вовлечены лишь отдельные учащиеся (группы учащихся).

  1. Определение структуры основных элементов.

Работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова необходимо вести по следующим направлениям:

  1. Работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов лицея в области  методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся: изучение соответствующей литературы, практические семинары, мастер-классы, и др.;
  2. Обучение основам проектной и исследовательской деятельности  учащихся лицея;
  3. Стимулирование учащихся и педагогов к деятельности такого рода.
  4. Вовлечение в творческое проектирование новых его членов.

Таким образом, основные взаимодействующие элементы системы:

  1. администрация лицея (завуч, курирующий проектную и исследовательскую деятельность),
  2. научно-методический совет лицея,
  3. предметные методические объединения педагогов лицея (действующие творческие группы сменного состава);
  4. научное общество лицеистов,
  5. социальные партнеры (БГУ, БГТУ, 1 МГМУ, МАИ, ЦТТ, ЦВР, музеи Брянска и т. д.),
  6. родители.

  1. Описание управления и взаимодействия элементов.

  1. Оценка ресурсов.

Внутренние ресурсы:

  1. творческие педагоги, уже добившиеся определенных результатов в этом виде деятельности, готовы совершенствовать свое мастерство, а также передавать накопленный опыт коллегам;
  2. направление работы интересно детям, они активно включаются в деятельность.

Внешние ресурсы:

  1. социальные партнеры (БГУ, 1 МГМУ, МАИ, ЦВР, музеи Брянска и т. д.) могут оказать помощь, как в научном руководстве, так и в предоставлении площадок для осуществления практической части исследований;
  2. Попечительский Совет лицея готов стимулировать учащихся и педагогов к деятельности такого рода: финансировать выездные мероприятия в загородных лагерях, выделять специальные стипендии и т. д.
  3. Организация профильных смен поможет привлечь большое количество учащихся, в том числе и детей, попавших в сложные жизненные ситуации.

  1. Стратегическое планирование развития системы.

        

Направления деятельности

Задачи направления

Ожидаемые результаты

Повышение профессиональной компетентности педагогов лицея в области  методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

Обучить всех педагогов деятельностным технологиям

Все педагоги в полной мере владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

Организовать научное сопровождение исследований

Научно-исследовательские работы курируют преподаватели ВУЗов, предоставляются лаборатории для проведения практической части исследования

Способствовать участию педагогов в профессиональных конкурсах

Педагоги лицея в номинациях «Проект» и «Научно-исследовательская работа» конкурируют с коллегами на различных уровнях, вплоть до международного

Обучение основам проектной и исследовательской деятельности  учащихся лицея

Создать постоянно действующее научное общество лицеистов

Любой лицеист может овладеть навыками проектной и исследовательской деятельности

Организовать промежуточную аттестацию учащихся 8-10 классов в форме защиты исследовательских работ

В исследовательскую деятельность вовлечены все учащиеся 8-10 классов

Стимулирование учащихся и педагогов

Регулярно участвовать в конкурсах и конференциях различного уровня

Повышение мотивации деятельности

Внедрить в систему повышения рейтинга учащегося критерии, связанные с проектной и исследовательской деятельностью

проектная и исследовательская деятельность повышает рейтинг учащегося и является одним из критериев, обеспечивающих приоритет при наборе в 10 профильный класс;

Обеспечить вознаграждение педагогов из стимулирующего фонда и фонда внеурочной занятости

Повышение мотивации деятельности

  1. Тактическое планирование работы системы.

Содержание

Срок исполнения

Ответственные

1

Выявление учащихся, ориентированных на научную деятельность (диагностика интеллектуального потенциала)

В течение года

Чиркова О. А., психолог

2

Организация работы научно-методического совета лицея

сентябрь

Воронина Н. Б., Воронцова Е. В.

3

Работа учителей по подбору тем для исследовательских и проектных работ

сентябрь

Пед. коллектив

4

Совещание «Планирование внеурочной занятости педагогов лицея на 2012-2013 уч. г.»

сентябрь

Воронцова Е. В., Захарова И. В.

5

Организация работы научного общества лицеистов

В течение года

Воронцова Е. В., руководители МО

6

Регулярное проведение заседаний НОЛ по объединениям

В течение года

Руководитель НОЛ

7

Включение педагогов в научно-исследовательскую деятельность по актуальным проблемам педагогики

В течение года

Воронцова Е. В.

8

Публикация материалов в сети Интернет и периодической печати об организации научно-исследовательской деятельности в лицее

В течение года

Воронцова Е. В.

9

Организация групповых и индивидуальных консультаций  с лицеистами по исследуемым проблемам, обобщению результатов исследования

В течение года

Научные руководители

10

Организация и проведение «Ломоносовских чтений-2012»

Сентябрь, октябрь

Воронцова Е. В.

11

Организация и проведение лицейской конференции «Первые шаги в науку»

февраль

Воронцова Е. В.

12

Организация и проведение лицейского конкурса проектов

декабрь

Воронцова Е. В.

13

Участие в конкурсах проектных работ и научно-исследовательских конференциях различного уровня

В течение года

Воронцова Е. В.

13

Обсуждение и обобщение опыта научно-методической и исследовательской работы учителей на заседаниях МО

В течение года

Руководители МО

14

Организация промежуточной аттестации учащихся 8-10 классов в форме защиты исследовательских работ

май

Руководители МО

15

Организация профильных смен в оздоровительных лагерях и на базе лицея для исследовательских групп

Май-июнь

Лисюхина Л. П., Воронцова Е. В.

  1. Оценка эффективности.

Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:

  1. участие лицеистов и педагогов в конкурсах проектов и научно-исследовательских конференциях;
  2. количество публикаций материалов в сети Интернет и периодической печати;
  3. процентное отношение количества учащихся и педагогов, участвующих в проектно-исследовательской деятельности к их общему количеству;

  1. Корректировка модели и планов осуществляется 2 раза в год (по окончании каждого полугодия).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой...

Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ

В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....

методическая разработка "Формирование ключевых компетенций при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Цель работы: показать, как проектная и исследовательская деятельность учащихся влияет на формирование ключевых компетенций при изучении предмета....

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...