Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.
статья по теме
Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной. коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Она является формой создания в лицее творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы.
В статье содержится информация о создании системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся 2 лицея города Брянска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова.
- Обоснование концепции.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должна учить школа.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Основоположники деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие.
В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Таким образом, при использовании деятельностных технологий обучения повышается качество образования, а учащиеся приобретают компетенции, необходимые для социальной и профессиональной успешности.
Проектно-исследовательская деятельность является одной из технологий формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования). Проектно-исследовательская деятельность учащихся является формой создания в лицее творческой позитивной атмосферы сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы.
Цели проектной и исследовательской деятельности.
- Развитие у учащихся интереса к углубленному изучению основ наук.
- Привлечение учащихся к исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития.
- Развитие качеств личности, обеспечивающих жизненную успешность.
Задачи проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
- Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
- Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.
- Формировать школьное научное сообщество учащихся и педагогов.
- Вовлечь в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.
- Расширить границы практического использования проектных работ, созданных лицеистами.
- Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности.
Создание системы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова должно:
повысить профессиональную компетентность педагогов лицея в области методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
вовлечь в проектную и/или исследовательскую деятельность всех учащихся лицея.
- Анализ ситуации.
В 2011-12 учебном году по данному направлению были проведены следующие мероприятия:
- Педсовет «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», декабрь 2011г.;
- Практический семинар «Исследовательская деятельность учащихся», февраль 2012г.;
- «Фестиваль проектов», загородный лагерь «Искорка», октябрь 2011 г.;
- Конкурс проектных и исследовательских работ, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
Итогом работы стало успешное выступление учащихся лицея на городском конкурсе учебных проектов. Из 5 представленных на конкурс работ 4 стали победителями, призерами и дипломантами:
- Проект группы учащихся 8б класса, руководители Ваняшина О. Н. и Шерман А. С. «Виртуальный музей» - 1 место;
- Солодовников Д. 10б кл., Дуликов С. 9б кл., руководитель Дударь Г. А., «Криптография» - 2 место;
- Карамушко Д. 6а кл., Гетманов Р. 6в кл., руководитель Ефремова Л. И. «Магические квадраты» - 3 место;
- Проект группы учащихся 10а класса, руководители Богомолова Е. М., Бородуля А. А., «Проект озеленения пришкольного участка» - специальный диплом «За лучшую презентацию проекта».
На международной конференции «Первые шаги в науку» было представлено 6 исследовательских работ учащихся лицея. Три из них стали призерами и дипломантами:
- Скворцова Дарья, 10б класс, «Геометрическая вероятность», руководитель Дударь Г. А. – 2 место;
- Губичева Александра, Неврюева Екатерина, 10а класс, «Озеленение пришкольного участка на основе химического анализа почвы», руководитель Богомолова Е. М. – 2 место;
- Кибека Дарина, Фетисова Валерия, 11акласс, «Бердинг», руководитель Бородуля А. А. – специальный диплом.
Однако очевидно, что в проектную и/или исследовательскую деятельность вовлечено не более 10% учащихся и далеко не все педагоги владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
- Формулировка проблемы.
Не все педагоги владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В деятельность вовлечены лишь отдельные учащиеся (группы учащихся).
- Определение структуры основных элементов.
Работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся МБОУ БГЛ №2 имени М. В. Ломоносова необходимо вести по следующим направлениям:
- Работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов лицея в области методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся: изучение соответствующей литературы, практические семинары, мастер-классы, и др.;
- Обучение основам проектной и исследовательской деятельности учащихся лицея;
- Стимулирование учащихся и педагогов к деятельности такого рода.
- Вовлечение в творческое проектирование новых его членов.
Таким образом, основные взаимодействующие элементы системы:
- администрация лицея (завуч, курирующий проектную и исследовательскую деятельность),
- научно-методический совет лицея,
- предметные методические объединения педагогов лицея (действующие творческие группы сменного состава);
- научное общество лицеистов,
- социальные партнеры (БГУ, БГТУ, 1 МГМУ, МАИ, ЦТТ, ЦВР, музеи Брянска и т. д.),
- родители.
- Описание управления и взаимодействия элементов.
- Оценка ресурсов.
Внутренние ресурсы:
- творческие педагоги, уже добившиеся определенных результатов в этом виде деятельности, готовы совершенствовать свое мастерство, а также передавать накопленный опыт коллегам;
- направление работы интересно детям, они активно включаются в деятельность.
Внешние ресурсы:
- социальные партнеры (БГУ, 1 МГМУ, МАИ, ЦВР, музеи Брянска и т. д.) могут оказать помощь, как в научном руководстве, так и в предоставлении площадок для осуществления практической части исследований;
- Попечительский Совет лицея готов стимулировать учащихся и педагогов к деятельности такого рода: финансировать выездные мероприятия в загородных лагерях, выделять специальные стипендии и т. д.
- Организация профильных смен поможет привлечь большое количество учащихся, в том числе и детей, попавших в сложные жизненные ситуации.
- Стратегическое планирование развития системы.
Направления деятельности | Задачи направления | Ожидаемые результаты |
Повышение профессиональной компетентности педагогов лицея в области методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся | Обучить всех педагогов деятельностным технологиям | Все педагоги в полной мере владеют методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся |
Организовать научное сопровождение исследований | Научно-исследовательские работы курируют преподаватели ВУЗов, предоставляются лаборатории для проведения практической части исследования | |
Способствовать участию педагогов в профессиональных конкурсах | Педагоги лицея в номинациях «Проект» и «Научно-исследовательская работа» конкурируют с коллегами на различных уровнях, вплоть до международного | |
Обучение основам проектной и исследовательской деятельности учащихся лицея | Создать постоянно действующее научное общество лицеистов | Любой лицеист может овладеть навыками проектной и исследовательской деятельности |
Организовать промежуточную аттестацию учащихся 8-10 классов в форме защиты исследовательских работ | В исследовательскую деятельность вовлечены все учащиеся 8-10 классов | |
Стимулирование учащихся и педагогов | Регулярно участвовать в конкурсах и конференциях различного уровня | Повышение мотивации деятельности |
Внедрить в систему повышения рейтинга учащегося критерии, связанные с проектной и исследовательской деятельностью | проектная и исследовательская деятельность повышает рейтинг учащегося и является одним из критериев, обеспечивающих приоритет при наборе в 10 профильный класс; | |
Обеспечить вознаграждение педагогов из стимулирующего фонда и фонда внеурочной занятости | Повышение мотивации деятельности |
- Тактическое планирование работы системы.
№ | Содержание | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Выявление учащихся, ориентированных на научную деятельность (диагностика интеллектуального потенциала) | В течение года | Чиркова О. А., психолог |
2 | Организация работы научно-методического совета лицея | сентябрь | Воронина Н. Б., Воронцова Е. В. |
3 | Работа учителей по подбору тем для исследовательских и проектных работ | сентябрь | Пед. коллектив |
4 | Совещание «Планирование внеурочной занятости педагогов лицея на 2012-2013 уч. г.» | сентябрь | Воронцова Е. В., Захарова И. В. |
5 | Организация работы научного общества лицеистов | В течение года | Воронцова Е. В., руководители МО |
6 | Регулярное проведение заседаний НОЛ по объединениям | В течение года | Руководитель НОЛ |
7 | Включение педагогов в научно-исследовательскую деятельность по актуальным проблемам педагогики | В течение года | Воронцова Е. В. |
8 | Публикация материалов в сети Интернет и периодической печати об организации научно-исследовательской деятельности в лицее | В течение года | Воронцова Е. В. |
9 | Организация групповых и индивидуальных консультаций с лицеистами по исследуемым проблемам, обобщению результатов исследования | В течение года | Научные руководители |
10 | Организация и проведение «Ломоносовских чтений-2012» | Сентябрь, октябрь | Воронцова Е. В. |
11 | Организация и проведение лицейской конференции «Первые шаги в науку» | февраль | Воронцова Е. В. |
12 | Организация и проведение лицейского конкурса проектов | декабрь | Воронцова Е. В. |
13 | Участие в конкурсах проектных работ и научно-исследовательских конференциях различного уровня | В течение года | Воронцова Е. В. |
13 | Обсуждение и обобщение опыта научно-методической и исследовательской работы учителей на заседаниях МО | В течение года | Руководители МО |
14 | Организация промежуточной аттестации учащихся 8-10 классов в форме защиты исследовательских работ | май | Руководители МО |
15 | Организация профильных смен в оздоровительных лагерях и на базе лицея для исследовательских групп | Май-июнь | Лисюхина Л. П., Воронцова Е. В. |
- Оценка эффективности.
Для оценки результативности системы работы целесообразно использовать следующие показатели:
- участие лицеистов и педагогов в конкурсах проектов и научно-исследовательских конференциях;
- количество публикаций материалов в сети Интернет и периодической печати;
- процентное отношение количества учащихся и педагогов, участвующих в проектно-исследовательской деятельности к их общему количеству;
- Корректировка модели и планов осуществляется 2 раза в год (по окончании каждого полугодия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
Статья по теме: «Из опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»
Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает: выделение задач; выделение принципов отбора методик; планирование хода исс...
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь. Китайская пословица Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой...
Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ
В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....
методическая разработка "Формирование ключевых компетенций при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся"
Цель работы: показать, как проектная и исследовательская деятельность учащихся влияет на формирование ключевых компетенций при изучении предмета....
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...