Занятие по риторике в дополнительном образовании детей "В мире сказок"
план-конспект на тему
Данное занятие знакомит детей с одним из наиболее распространенных и интересных видов русского народного фолклора - сказками. Учащиеся знакомятся с понятием "сказка", разновидностями сказок, их происхождением. Само занятие построено на основе театрализованной постановки, где к ребятам приходят сказочные герои и раскрывают для детей содержание занятия. большая роль в проведении занятия отводится подготовленным учащимся.
Материал занятия рассчитан на учащихся начальной школы, но может также испоьзоваться воспитателями детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_skazok.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В мире сказок»
Тип занятия: комбинированное.
Цели занятия:
- продолжить знакомить обучающихся с видами устного народного творчества, познакомить с понятием сказка, видами сказок, показать роль сказки в литературе, учить детей различать добро и зло, показать как в сказках проявляется народная мудрость;
- развивать память, внимание, интерес и воображение;
- воспитывать уважение к русскому языку, традициям русского народа, положительные качества личности посредством сказки.
Материалы и оборудование: стенд с книгами русских сказок, диск с записями сказок, телевизор, DVD- проигрыватель, костюмы сказочных героев.
Форма организации занятия: групповая.
Приёмы и методы обучения: словесный, практический.
Контроль: устный опрос.
Ход занятия:
- Организационный момент
Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с устным народным творчеством и отправимся в Страну сказок. На наше занятие пришли гости- педагоги Центра творческого развития и гуманитарного образования и герои сказок. Давайте поприветствуем друг друга и подарим нашим гостям улыбки.
2. Изучение нового материала
Педагог: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Как только услышишь эти слова, сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.
Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством русского народа. Пожалуй, самый распространённый и самый интересный жанр фольклора- сказка. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в волшебную страну сказок.
Всем известный русский писатель Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!». Как вы понимаете значение этих слов?
Дети: Это значит, что он восхищался сказками, любил их.
Педагог: Не только дети, но и взрослые любят сказки. А.С.Пушкин, будучи взрослым человеком не переставал восхищаться сказками, а любовь к ним ему привила его няня Арина Родионовна.
Педагог: Давайте с вами попробуем объяснить значение слова «сказка».
Дети: Слово сказка произошло от слова сказ, сказывать, то есть рассказывать, повествовать.
Педагог: Согласно определению российского энциклопедического словаря под редакцией А.М.Прохорова сказка- один из основных жанров фольклора, эпическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Раньше сказки сказывались, т.е. рассказывались не спеша, плавно, не торопясь. Обычно сказки рассказывали на ночь своим внукам их бабушки.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные или фантастические. Тут действуют такие герои как Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудесные предметы- гусли- самоигры., скатерть-самобранка.
Самый распространенный вид сказок- сказки о животных. Есть сказки бытовые. В них речь идёт о жизни бедного мужика, ловкого солдата.
Педагог: (обращаю внимание детей на стенд с книгами сказок) Посмотрите как у нас здесь красиво, в этих книгах живёт много сказок, к нам на занятие пришли герои русских сказок Иван Царевич и Марья Искусница.
Марья Искусница: Не далёк мой путь, не близкий,
Шла я, шла, поклон вам низкий.
Сказки просятся сюда.
Пригласить их, дети?
Дети: Да!
Иван Царевич: Только мало пригласить, надо громко повторить: «Сказка, сказка, расскажись!». Повторите, ребята!
Дети: Сказка, сказка, расскажись!
Марья Искусница: Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну сказок. Всем вам знакомы сказки, где есть злые драконы и прекрасные царевны, баба Яга и добрый молодец. А сумеете ли вы узнать их в наших вопросах? Мы с Иваном Царевичем будем задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте, если узнаете, что это за сказка.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался…
Дети: Колобок!
Иван Царевич: Кто-то по лесу идёт,
Короб на спине несёт.
Вкусно пахнет пирогами.
Что за сказка перед вами?
Дети: Маша и медведь!
Марья Искусница: Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расскажет девочке о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Дети: Волк. Красная шапочка.
Иван Царевич: Ох-ох-ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: «Куда, куда?»
Ну, а кто-то громко плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают
Без хозяйки плохо быть,
А она им обещает их не пачкать и не бить.
Дети: Федорино горе.
Педагог: Ребята, все ли из названных вами сказок являются народными. Почему?
Дети: Сказку «Федорино горе» написал Корней Иванович Чуковский, сказку «Красная шапочка» написал Шарль Перро. Это сказки авторские.
Педагог: В чём отличие сказок народных от сказок авторских?
Дети: Сказки авторские сочиняют писатели, авторы, мы знаем их имена, а у народных сказок нет конкретного автора, их сочинил народ.
Появляется баба Яга и выхватывает у Марьи Искусницы из рук сундучок.
Баба Яга: В этом сундучке вопросы, ответите на них- придёт к вам в гости сказка, не ответите- не видать вам сегодня сказки!(достаёт из сундучка конверт с вопросами).
Баба Яга: Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Дети: Царевна-лягушка.
Баба Яга: Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К батюшке и к матушке мы домой попали.
Дети: Гуси- лебеди.
Баба Яга: Кто обещал старику исполнить любое его желание?
Дети: Золотая рыбка.
Баба Яга: Кого скатали старик со старухой из вешнего снега?
Дети: Девочку- Снегурочку.
Баба Яга: Какой предмет уронила Рукодельница в колодец?
Дети: Ведро.
Баба Яга: Какая путешественница отправилась с утками на юг?
Дети: Лягушка.
Баба Яга: Собирался купец по своим торговым делам за море. Что обещал он привезти младшей дочери?
Баба Яга: Как называется сказка, главный герой которой едет к царю на печке?
Дети: «По щучьему веленью».
Баба Яга: В какой сказке говорится о яблоках, съев которые, можно помолодеть?
Дети: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Баба Яга: В какой сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трехглазка?
Дети: «Крошечка- Хаврошечка».
Баба Яга: В какой сказке главный герой говорит такие слова:
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай лиса с печи!
Дети: «Лиса и заяц».
Иван Царевич: Ну что, баба Яга, знают наши дети сказки?
Баба Яга: Ох, знают, знают, вот ваш сундучок!
3. Физминутка
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Сказка о Буратино русская народная? Кто её автор?
Педагог: Ну что же, ребята, с заданиями вы справились, теперь пришло время сказки. Прежде чем вы просмотрите сказку, я хочу у вас спросить: как вы понимаете значение выражения: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
Дети: Это значит, что сказка нас чему-то учит.
Педагог: Верно, сказка имеет скрытый смысл, обязательно чему- нибудь учит людей и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль. Её нужно попытаться понять, тогда вы поймёте, чему вас учит сказка. Ну а сейчас, давайте с вами посмотрим русскую народную сказку «Лиса и заяц» (идёт просмотр видеозаписи сказки).
Педагог: Кто из героев сказки вам понравился? Чем? Кто не понравился? Почему? Какие сказки о лисе вы ещё знаете? Какая она в этих сказках? Какие слова вы бы подобрали для характеристики Зайца, Лисы, Петуха? Какие чувства вы испытали прослушав сказку? Чему нас учит эта сказка?
Далее предлагаю детям инсценировать сказку.
4. Итог занятия
Педагог: Что нового узнали о сказках?
Как понимаете слова А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки?»
Какая волшебная сила таится в сказках?
Что такое скрытый смысл сказки?
Педагог: Сегодня, ребята, вы хорошо потрудились. Давайте поблагодарим наших сказочных героев за помощь, наших гостей за внимание. Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь и поблагодарите друг друга. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
программа дополнительного образования "В мире веществ"
Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики - вот далеко не полный перечен...
Программа дополнительного образования "В мире науки физики"
Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....
Занятие по риторике в дополнительном образовании детей "Частушки"
Данное занятие рассчитано на учащихся начальных классов, но материал также может быть использован воспитателями детских садов. Содержание занятия может представлять интерес для логопедов, т.к. на...
Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов
Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...