Занятие по риторике в дополнительном образовании детей "Частушки"
план-конспект на тему

Марыныч Людмила Сергеевна

Данное занятие рассчитано на учащихся начальных классов, но материал также может быть использован воспитателями детских садов. Содержание занятия может представлять интерес для логопедов, т.к. насыщено упражнениями, развивающими скорость и четкость произношения.

На занятии дети знакомятся с понятием "Частушки", происхождением и видами частушек, учатся четко и правильно их произносить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chastushki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Частушки»

Тип занятия:  изучение нового материала.

Цели:

- познакомить с понятием частушка, происхождением частушек на Руси;

- развивать внимание, память, речь:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, самостоятельность.

Материалы и оборудование: плакаты с названием темы занятия, частушками, наборное полотно «Занимательное колесо», аудиозапись частушек, мелодии под которую исполняются частушки.

Форма организации занятия: фронтальная, групповая (конкурс, репетиция).

Приёмы и методы обучения: словесный, практический.

Предварительная работа: ознакомление с понятием «Частушки», слушание аудиозаписей с частушами.

Контроль: устный опрос.

Ход занятия:

1.Организационный момент

   Педагог: Добрый день, дорогие ребята.  Сегодня мы  проводим наше занятие  в стенах Центра творческого развития и гуманитарного образования «РИТМ».  Занятие будет наше  посвящено еще одному из видов устного народного творчества - частушкам.

Давайте поприветствуем друг друга и подарим нашим гостям улыбки.

2. Подготовительный этап

 Педагог: Прежде чем начать  занятие давайте по традиции подготовим  наш  речевой аппарат к работе:

  Речевая разминка.

- Поём звуки  (а), (о), (у), (ы), (и).

- Упражнение «Маленькая лошадка».

          Я маленькая лошадка, цок-цок-цок-цок,

Моя шерстка гладка, цок-цок-цок-цок.

Я чисто умыта, цок-цок-цок-цок,

От хвоста до копыта, цок-цок-цок-цок

Овса поела, цок-цок-цок-цок

И снова за дело, цок-цок-цок-цок.

- Упражнение  « Чистим зубы» или  «Сладкое варенье» (проводим языком по губам, зубам несколько раз).

Педагог: А сейчас немного поиграем, доскажите  словечко.

- Что за скрип, что за хруст?                                        Мчусь, как  пуля, я вперёд,

- Это что ещё за куст?                                                  Лишь поскрипывает лёд,

- Как же быть без хруста,                                             Да мелькают огоньки!

- Если я…        ( капуста).                                           Что несёт меня?..   ( коньки).

- Кругла, рассыпчата, бела,                                          Кто альбом раскрасит наш?

- На стол с полей она пришла.                                     Ну, конечно …   ( карандаш).

- Ты посоли её немножко.

- Ведь правда вкусная … ( картошка)?

- По ночам во мне Ванятка                                           Не хотел котёнок мыться,

- До того задремлет сладко,                                         Убежал он из …  ( корытца).

- Что не хочется  вставать.

- Что за штука я?...  (кровать).

- Целый день поёт щегол                                             « Я в зелёнку угодил!»-

- В клетке на окошке.                                                    Горько плачет… ( крокодил).

- Третий год ему пошёл,

- А он боится …  (кошки).

Педагог: Ну а теперь я хочу  проверить как вы знаете  названия профессий:

 назовите  10 профессий, начинающихся на букву п .

(  Дети: Плотник, пекарь, почтальон, парикмахер, повар, и т.д.)

Педагог: Я называю вам часть предложения, а вы хором его заканчиваете.

    Трактор водит …       (тракторист).

    Электричку - …        ( машинист).

    Стены выкрасил…    (маляр).

    Доску выстругал…   (столяр).

    В доме свет провёл  (монтёр).

    В шахте трудится… ( шахтёр). 

    В жаркой кузнице -  ( кузнец).

    Кто всё знает - …     ( молодец)!

3. Изучение нового материала

Педагог:  Мы немного подготовились к работе, а теперь переходим к  теме нашего сегодняшнего занятия «Частушки».

-Что такое устное народное творчество?   Почему оно именно так называется?

- Мы с вами живём в России, говорим на русском языке, изучаем русские народные  песни, традиции, обычаи. Почему же то, что делают русские  люди  называется  народным творчеством?

 Так  вот, ребята, то, что мы изучаем, давным – давно сочинил один, другой услышал и что - то добавил своё. Третий - своё.  Произведения  как бы рождаются заново. Получается, сочиняют все вместе, всем народом. А что такое творчество?

Дети:  Это когда человеку хочется сделать  красивым то, что его окружает:  дом, мебель, одежду, он  начинает резать по дереву, вышивать, сочинять песни и пословицы. Творчество – это когда человек делает окружающие его  предметы красивыми, он  становится творцом, а его труд  творческим.

Педагог: Назовите какие виды  устного народного творчества вы знаете?

 Дети: сказки, песни, загадки, колыбельные, потешки, частушки.

Педагог: Верно, одним из видов устного народного творчества является частушка.

Как  вы можете  объяснить значение слова « частушка»?  В первое время появившиеся  частушки не имели одного общего названия.

       Новые короткие песенки в разных местах называли по – разному: « припевки»,

« пригудки», « приговорки», « прибаутки». Впервые  слово  « частушка» употребил в 1889г. писатель Успенский. Само слово « частушка» народного происхождения, т.е. его придумал  народ.

       Песни заводные, плясовые, т.е. под которые можно было быстро плясать назывались « частыми», поэтому когда появились  короткие песенки их назвали «частушками». Но ещё их могли называть «стирушками», «натирушками»,

«коротушками».

Частушки – это  короткие  песенки,  состоящие  из  четырёх  строк  и исполняющиеся   полуговорком  ( наполовину проговаривая) в звонкой манере.

Исполнялись  раньше  частушки  под  гармонь, баян,  балалайку,  позже инструментальный  ансамбль, а часто и без всякого музыкального  сопровождения.

     Главное назначение частушек в выражении отношения к каким – либо событиям,

фактам, в передаче  чувств, мыслей и настроений.

«Частушка», - писал  известный собиратель частушек В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

    Частушки  всегда  создаются  и исполняются только на современные  темы, на события, которые волнуют человека  сегодня и сейчас, в данную минуту.

Проще говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поются, поэтому   большая  часть частушек  недолговечна.

    Частушка на Руси развивалась очень быстро, постепенно оттеснив  песню, она стала самым  массовым и популярным видом   устного народного  творчества.

   Частушка возникла в то время, когда из больших сёл  на Руси  стали образовываться города. Первые  частушки были записаны в сёлах, городах,  расположенных на  больших  дорогах, в  местах строительных работ,   куда стекалось много народа.

    Сначала частушки не имели строго  определённого размера. Сейчас мы привыкли

слышать  частушки, состоящие из  четырёх  строк,  но были  и  многострочные

частушки в 6,8,10 и 12 строк.

    Частушки, как  я уже сказала, тесно связаны с народными  песнями:  плясовыми, игровыми, хороводными, но могли  также создаваться  и из пословиц. Например: на основе  двух пословиц « Хороша деревня, да улица  грязна» и « Хороши ребята, да славушка худа» сложилась  такая частушка:

                                                    Хороша наша  деревня,

                                                    Только улочка грязна,

                                                    Хороши наши  ребята,

                                                    Только славушка  худа.

    Самые первые  частушки исполнялись только во время  молодёжных  вечеринок и

сочинялись  главным образом  юношами. А главными героями  первых  частушек были  парень и  девушка.   Большинство частушек тогда  было посвящено  теме любви. Затем стали  сочинять частушки о солдатской  жизни, о рабочих, о войне. Вот так, ребята, и возникли  частушки на Руси.

4. Физминутка

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.( наклоны влево-вправо)

Хомка раненько встаёт, (тянем ручки вверх)

Щёчки моет, шейку трёт (трём щёчки, шейку)

Подметает Хомка хатку (имитируем движения)

И выходит на зарядку.(ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре,пять

Хомка хочет сильным стать!( качаем мышцы рук)

 «Занимательное колесо» (отдыхают глазки)

«Собери слово»

Педагог: Из рассыпанных букв соберите слова:

                                                           оса                        ода

        сад

        док                       код

        коса

 « Если  нравится тебе, то делай  так» (в кругу под музыку).        

         Если нравится тебе, то делай так (2 раза хлопают).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза щелкают пальцами).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза топают).

        Если нравится тебе, то делай так (2 раза хлопают).

        Если нравится тебе, то и другому покажи,

          Если нравится тебе, то делай так (все движения повторяют еще раз сначала).

5. Этап закрепления знаний   

Педагог: Ну а теперь, когда мы познакомились с возникновением  частушек, переходим к практической  части нашего  занятия.

Как я уже говорила, частушки  произошли от плясовых песен, поэтому и мотив  у

них  будет озорной,  быстрый, зажигательный. Давайте  отобьём  ритм частушки

руками.(отбиваем ритм частушки хлопками под счёт.)

 А теперь послушайте, как звучит мелодия частушки.(звучит запись).

 Сегодня мы попробуем  выучить частушку, но прежде, послушаем  как исполнят

частушки  из школьной  жизни ваши одноклассники (учащиеся исполняют  частушки).

Мы и  пишем, и  читаем,                                                     Если ты моя подруга,

И  частушки напеваем.                                                        Из несчастья вызволи.

Приходите в гости к нам,                                                    Подними скорее руку,

Мы ещё и спляшем вам!                                                     Чтоб меня не вызвали.

Ветер дует, ветер дует,                                                        Пять часов сидела Лиза,

Ветер дует с севера.                                                             Нос уткнувши в телевизор.

В нашем классе все ребята                                                 Ну а в школе ах да ох,

Чуть повыше клевера.                                                         У неё язык отсох.

   

И в работе, и в науке        Мы весёлые  ребята,

Голова нужна и руки.                                                          Мы нигде не пропадём.

Чтоб рукам  трудиться  дружно,                                        Если надо – мы станцуем.

Головой работать нужно.                                                    Если надо -  то споём.

        

Всех быстрей Сергей бежит

И съезжает с горки,

А за партой он дрожит

Словно мышка в норке.       ( Представление  исполнителей)

- Давайте выучим  одну из этих частушек:        

 Мы и пишем, и читаем,

 И частушки напеваем.

 Приходите в гости к нам

 Мы ещё и спляшем вам!

6. Итог занятия

- Давайте подведём итог сегодняшнему занятию…

- С чем познакомились сегодня на занятии?

- Что понравилось?

- Что запомнили?

-О чём расскажете сегодня дома родителям?

- Всем спасибо, до свидания.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительное образование призвано воспитать гармонично развитую личность. Главной задачей обучения в системе дополнительного образования является приобщение детей к художественной культуре, обучение...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : : « Техническое обслуживание,регулировка и ремонт двигателя».

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : : « Техническое обслуживание,регулировка и ремонт двигателя». ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Система питания двухтактного ДВС (КАРБЮРАТОР)

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ       Тема : Система питания двухтактного ДВС (КАРБЮРАТОР...

Занятие по риторике в дополнительном образовании детей "В мире сказок"

Данное занятие знакомит детей с одним из наиболее распространенных и интересных видов русского народного фолклора - сказками. Учащиеся знакомятся с понятием "сказка", разновидностями сказок, их п...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...