Методическая разработка программы "Танцевальный калейдоскоп"
методическая разработка по теме
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рассмотрена
На педагогическом совете ДТД и М
Протокол № _____от ______
«Утверждаю» Директор ДТДиМ
___________ Н. Е. Самсонова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Возраст детей: от 7 до 10 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Шошина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории
Санкт-Петербург
Год разработки: 2003
Программа скорректирована и дополнена в 2007 году
Пояснительная записка
1. Направленность
Программа имеет художественно-эстетическое направление общекультурного уровня.
2. Новизна
Новизна программы заключается в предоставлении возможности занятия ритмикой младшим школьникам, занимающимся в коррекционных классах. При этом используются методы обучения и педагогические технологии, рекомендуемые коррекционной педагогикой.
3. Актуальность
В настоящее время практически в каждой школе существуют коррекционные классы, где обучаются дети с нарушениями психического развития. Такие дети не только могут, но и должны получать эстетическое и художественное развитие наравне со своими сверстниками из общеобразовательных классов. Эти дети имеют повышенные потребности в реализации своих способностей, несмотря на их недостаточный интеллектуальный уровень их желание двигаться под музыку, выступать ни сколько не ниже, чем у остальных детей. Школьная образовательная программа не предусматривает возможность обучения детей хореографическим навыкам, поэтому занятия ритмикой проходит в рамках дополнительного образования.
4. Педагогическая целесообразность
Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой художественной деятельности и позволяет частично решить проблему занятости свободного времени младших школьников. Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 - 7 лет
5. Цель
Цель обучения – развитие ребенка посредством хореографии, развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами танца.
6. Задачи программы
Образовательные задачи:
· Обучение навыкам танцевального мастерства
· Формирование музыкально-ритмических навыков
Развивающие задачи:
· Укрепление и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
· Развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
· Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости
· Развитие артистических способностей
Воспитательные задачи:
· Воспитание и развитие художественного вкуса
· Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности
· Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
7. Отличительные особенности
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста. Однако эта же программа может быть использована для коррекционно-компенсирующей работы с детьми специализированных классов.
8. Условия набора
Данная программа предназначена для учащихся 7-10 лет. Принимаются все желающие независимо от способностей, но годные по состоянию здоровья. При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Моя программа предусматривает работу со всем классом.
9. Сроки реализации
Указанные цели и задачи могут быть реализованы в течение 3-х лет.
10. Формы и режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу в соответствии с тематическим планом. Количество учебных часов в год – 72 часа.
Наполняемость учебной группы:
1 год – 15 человек
2 год – 12 человек
3 год – 10 человек
11. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
В конце 1-го года обучения ребенок будет:
· уметь слушать музыку, определять ее характер;
· уметь выполнять движения в разных темпах;
· уметь правильно пройти в такт музыки;
· уметь ориентироваться в пространстве;
· иметь навыки актерской выразительности;
· выполнять подскоки, боковой галоп, шаг польки, простые элементы русского народного танца;
· знать позиции рук и ног;
· овладеет понятиями: вступление, части, музыкальная фраза.
В конце 2-го года обучения ребенок
· закрепит знания и навыки, полученные на первом году обучения;
· будет уметь определять музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4;
· будет уметь производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки;
· расширит представления об особенностях марша, танцевальных жанров: вальса, польки, галопа
· уметь выполнять более сложные элементы русского народного танца.
В конце 3-го года обучения ребенок
· закрепит знания и навыки, полученные на втором году обучения, на новом музыкальном материале;
· расширит представления о классическом, народном и бальном танцах;
· будет стремиться участвовать в концертах, конкурсах и фестивалях;
· получит навыки артистического мастерства.
Способами проверки результатов являются открытые занятия 2 раза в год. Начиная со второго года обучения, в конце полугодий проводятся зачетные занятия для проверки уровня выполнения танцевальных элементов.
Критерием результативности усвоения программы третьего года обучения каждым отдельно взятым участником коллектива является освоение им танцевальных элементов соответственно возрасту, исполнение танцевальных композиций.
12. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Участие с концертными номерами в общешкольных мероприятиях.
Участие в конкурсе хореографических коллективов в ДТДиМ.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение в программу | 1 | 3 | 4 |
2 | Ориентирование в пространстве | 1 | 11 | 12 |
3 | Постановка корпуса, позиции рук и ног | 1 | 11 | 12 |
4 | Характер и строение музыкального произведения | 1 | 11 | 12 |
5 | Элементы классического танца | 1 | 7 | 8 |
6 | Элементы народного танца | 1 | 7 | 8 |
7 | Элементы бального танца | 1 | 7 | 8 |
8 | Танцевальные этюды и танцы | 1 | 7 | 8 |
Итого | 8 | 64 | 72 |
Содержание программы
Введение в программу.
· Беседа с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.
· Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.
Ориентирование в пространстве.
· Различие правой, левой, ноги, руки, плеча.
· Повороты вправо и влево.
· Построение в колонну по одному, по два в пары.
· Перестроение из колонны в шеренгу и обратно.
· Круг, сужение и расширение круга.
· «Воротца», «змейка», «спираль».
· Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
Постановка корпуса, позиции рук и ног.
· Постановка корпуса.
· Позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
· Позиции ног: первая, третья, шестая.
Характер и строение музыкального произведения.
· Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).
· Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро).
· Умение выполнять движения в разных темпах.
· Знакомство со строением музыкального произведения.
· Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза.
· Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Элементы классического танца.
· Поклон реверанс.
· Сценический шаг.
· Шаг на полу пальцах.
· Легкий бег.
· Battements tendus (муз. размер 2т. 4/4).
· Полуприседания (demi-plie).
· Прыжки по 6 и 1 позиции.
Элементы народного танца.
· Удары стопой по 6-й и 3-й позициям.
· Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной).
· Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах.
· Ковырялочка.
· Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.
· Раскрывание рук из положения « на поясе» в 1-ю позицию, 2-ю позицию, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.
· Выдвижение ноги на носок, перевод ее на каблук, снова на носок и обратно в 1-ю позицию
Элементы бального танца.
· Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя.
· Боковой галоп.
· Шаг польки.
Танцевальные этюды и танцы.
· «Прогулка», «Американская кадриль», «Танец сидя», «Русский этюд», «Стирка».
Второй год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Организационная работа | 1 | 3 | 4 |
2 | Ориентирование в пространстве | 1 | 4 | 5 |
3 | Постановка корпуса, позиции рук и ног | 1 | 4 | 5 |
4 | Характер и строение музыкального произведения | 1 | 4 | 5 |
5 | Элементы классического танца | 1 | 11 | 12 |
6 | Элементы народного танца | 1 | 14 | 15 |
7 | Элементы бального танца | 1 | 12 | 13 |
8 | Танцевальные этюды и танцы | 1 | 12 | 13 |
Итого | 8 | 64 | 72 |
Содержание программы
Организационная работа.
· Беседа с детьми о целях и задачах второго года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.
· Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.
Ориентирование в пространстве.
· Перестроение из одного круга в два ряда.
· Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки.
· Перестроение из большого круга в большую звезду.
· Обход до-за-до.
· Повороты в прыжке - налево по точкам.
Постановка корпуса, позиции рук и ног.
· Постановка корпуса.
· Позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
· Позиции ног: первая, третья, шестая.
Характер и строение музыкального произведения.
· Характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.
· Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
· Метроритм.
· Музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.
· Маршевая и танцевальная музыка (вальс, полька, галоп).
· Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза.
· Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Элементы классического танца.
· Поклон реверанс.
· Сценический шаг и шаг на полу пальцах.
· Легкий бег.
· Battements tendus из 1 позиции - в сторону, вперёд, назад.
· Полуприседания (demi-plie).
· Прыжки по 6 и 1 позиции.
· Releve - подъем на полупальцы по 1, 2, 3 позиции движение руки в координации с движением ноги.
Элементы народного танца.
· Удары стопой по 6-й и 3-й позициям.
· Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной).
· Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах.
· Ковырялочка.
· Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.
· Раскрывание рук из положения « на поясе» в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.
· Выдвижение ноги на носок, перевод ее на каблук, снова на носок и обратно в 1-ю позицию.
· Боковой шаг на всей стопе и на полу пальцах.
· Припадание в сторону.
· Русский переменный ход.
Элементы бального танца.
· Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя.
· Боковой галоп.
· Шаг польки.
· Танцевальные движения в стиле диско.
Танцевальные этюды и танцы.
· Танцы в ритме польки.
· Русские пляски свободной композиции.
Третий год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Организационная работа | 1 | 3 | 4 |
2 | Ориентирование в пространстве | 1 | 2 | 3 |
3 | Постановка корпуса, позиции рук и ног | 1 | 2 | 3 |
4 | Характер и строение музыкального произведения | 1 | 2 | 3 |
5 | Элементы классического танца | 1 | 8 | 9 |
6 | Элементы народного танца | 1 | 13 | 14 |
7 | Элементы бального танца | 1 | 13 | 14 |
8 | Танцевальные этюды и танцы | 1 | 21 | 22 |
Итого | 8 | 64 | 72 |
Содержание программы
Организационная работа.
· Беседа с детьми о целях и задачах третьего года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.
· Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.
Ориентирование в пространстве.
· Перестроение из одного круга в два ряда.
· Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки.
· Перестроение из большого круга в большую звезду.
· Обход до-за-до.
· Повороты в прыжке - налево по точкам.
Постановка корпуса, позиции рук и ног.
· Постановка корпуса.
· Позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья.
· Позиции ног: первая, третья, шестая.
Характер и строение музыкального произведения.
· Характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.
· Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
· Метроритм.
· Музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.
· Маршевая и танцевальная музыка (вальс, полька, галоп).
· Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза.
· Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Элементы классического танца.
· Поклон реверанс.
· Сценический шаг.
· Шаг на полу пальцах.
· Легкий бег.
· Battements tendus из 1 позиции - в сторону, вперёд, назад.
· Полуприседания (demi-plie).
· Прыжки по 6 и 1 позиции.
· Releve - подъем на полупальцы по 1, 2, 3 позиции движение руки в координации с движением ноги.
Элементы народного танца.
· Удары стопой по 6-й и 3-й позициям.
· Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной).
· Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах.
· Ковырялочка.
· Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.
· Раскрывание рук из положения « на поясе» в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.
· Выдвижение ноги на носок, перевод ее на каблук, снова на носок и обратно в 1-ю позицию.
· Боковой шаг на всей стопе и на полу пальцах.
· Припадание в сторону.
· Русский переменный ход.
· Моталочка.
· Бытовой шаг с притопом.
Элементы бального танца.
· Вальс: вальсовая дорожка вперед, назад, балансе, па вальса с вращением по одному.
Танцевальные этюды и танцы.
· Вальсы, «Берлинская полька», хороводы.
Литература
1. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. - Л.-М.,1964.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М., 2000.
3. Бекина С.И. Ломова Т.П. Музыка и движение.
4. Воганова А.Я. Основы классического танца. – Л - М., 1963.
5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1972.
6. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. - М.: Музыка, 1973.
7. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
8. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение. - 1972.
9. Ткаченко Т.С Народные танцы. - М., 1975.
10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - -М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на урок...
Методическая разработка"Осенний калейдоскоп"
Это методическая разработка праздника осени, в котором принимают участие учащиеся 5-7 кл....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по социально – бытовой ориентировке «Весенний калейдоскоп».
Внеклассное мероприятие по СБО к 8 марта для учащихся старших классов коррекционных школ....
Методическая разработка массового мероприятия "Цветочный калейдоскоп"
Данная методическая разработка содержит занимательную конкурсную программу экологической направленности испособствует развитию познавательного интереса к миру цветов. Будет интересна для младшего и ср...
Методическая разработка урока-викторины для 5 класса "Древнегреческий калейдоскоп"
Данная методическая разработка с использованием технологии игрового обучения предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция" в 5-ом классе....
Методическая разработка образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. "Олимпийский калейдоскоп": "Наша Олимпиада"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) открытого образовательного мероприятия по развитию речевых и неречевых процессов у старших дошкольников с ТНР, с использованием ИКТ. Лек...
Методическая разработка "Экологический калейдоскоп"
Данная методическая разработка была составлена для мероприятий в год экологии (2017). Была опробированна в рамках ежегодных гимнгазических междпредметных недель. Проводилось как внеурочное мероприятие...