Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа на тему
Занятия в детских объединениях, имеющих сельскохозяйственную направленность, востребованы у учащейся молодёжи села. Полученные знания ребята используют в своём сельском подворье, закладывают опытные делянки в огороде. На практике становится ясным – какое богатство у нас под ногами – Воронежские чернозёмы – ребята учатся их ценить и беречь, а так же правильно использовать.
Цель: допрофессиональная подготовка учащихся по направлениям - агрохимия, агроэкология , почвоведение и другим сельскохозяйственным наукам ;
- углубить их знания по биологии, химии, экологии;
Задачи: - способствовать развитию инициативы; повышение интереса к исследовательской деятельности; воспитание у учащихся культуры труда на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_programma.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа « Юный исследователь » для учащихся 5-9 классов Срок реализации 2 года Автор-составитель: Педагог дополнительного образования Иванов Евгений Анатольевич
2014 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия в детских объединениях, имеющих сельскохозяйственную направленность, востребованы у учащейся молодёжи села. Полученные знания ребята используют в своём сельском подворье, закладывают опытные делянки в огороде. На практике становится ясным – какое богатство у нас под ногами – Воронежские чернозёмы – ребята учатся их ценить и беречь, а так же правильно использовать.
Цель: допрофессиональная подготовка учащихся по направлениям - агрохимия, агроэкология , почвоведение и другим сельскохозяйственным наукам ;
- углубить их знания по биологии, химии, экологии;
Задачи: - способствовать развитию инициативы; повышение интереса к исследовательской деятельности; воспитание у учащихся культуры труда на земле.
Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работы. В основу занятий кружка положены практические работы. Занятия кружка предусмотрены с начала учебного года. Программа кружкового объединения «Юный исследователь» составлена комплексно, с использованием тематики как растениеводства , так агрохимии.
Главное внимание в работе детского объединения «Юные исследователи» уделяется изучению охраны природы и опытничеству, направлено на решение задач, поставленных перед сельским хозяйством. При проведении каждого опыта необходимо обращать внимание на соблюдение требований методики, чтобы получить достоверные данные. Обязательное условие - ведение дневника. Лучшие работы (результаты) опытнической работы, полученные на школьном учебно- опытном участке должны шире пропагандироваться среди заинтересованных организаций и учреждений.
Работы, связанные с уходом за растениями, проводятся систематически, независимо от прохождения той или иной темы.
Работа кружкового объединения проводится с сентября по июнь месяц, по 4 часа в неделю, а летние месяцы: июнь, июль, август не попадают в часовые рамки тематического планирования, некоторые часы в зимние месяцы переносятся на летние, т.к. работы на учебно-опытном участке ведутся весь календарный год.
В процессе занятий предусматриваются экскурсии в растениеводческие хозяйства, научно- исследовательские учреждения, широкое ознакомление учащихся с методами работы передовиков и достижениями науки. В работе детского объединения большое внимание уделяется изготовлению учебно-наглядных пособий.
Работа учащихся по борьбе с вредителями и болезнями проводится только с использованием агротехнических, механических и биологических методов. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами проводится специально подготовленными к этой работе взрослыми.
В работе кружка предусматривается широкое участие его членов в подготовке и проведении массовых юннатских мероприятий: Праздник урожая, Праздник цветов, месячник сада, День птиц, День леса, слёты, выставки, соревнования и т.д.
Работа кружка рассчитана на несколько лет с долгосрочной перспективой, т.е. проведения более сложных опытов и наблюдений, тем самым, нацеливая учащихся на профориентацию будущей профессии.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
- знать основные методы работы на земле;
- знать основы организации сельского хозяйства;
- характеризовать почвы как природные системы;
- распознавать сельскохозяйственные культуры.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать изменения в природе, изменения почв под влиянием деятельности человека;
- оценивать влияние антропогенного фактора на почвы, экосистемы и принимать решения по их охране;
- определять виды сорных растений;
- применять знания в личном хозяйстве;
- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
- знать причины многообразия почв;
- знать основы севооборота;
- знать основы охраны и восстановления почв;
- характеризовать структуру почвенного биоценоза;
- понимать значение почв в природе и жизни человека;
- обосновывать значение биологического разнообразия.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные типы почв;
- обосновывать потребность в сельском хозяйстве;
- применять знания для обоснования севооборота;
- использовать знания по агрохимии, агрономии и почвоведению в решении конкретных экологических ситуаций;
- уметь составлять экологические карты;
- осуществлять природоохранные мероприятия.
Данная программа рассчитана на два года обучения: первый год – 144 часа; второй год обучения – 144 часа по два занятия в неделю.
Учебно - тематический план
(первый год обучения)
№ | Темы | Кол-во часов | ||
общее | теоретич. | практич. | ||
1 2 3. 4. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Вводное занятие Основные отрасли с/х производства. Важнейшие с/х культуры. Осенняя обработка почвы. Семена. Почва и её плодородие. Химическая защита. Сорная растительность и меры борьбы с ней. Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними. Подготовка и проведение опытнической работы. Подготовка и посев семян на рассаду (в грунт). Весенние работы на учебно-опытном участке. Посев и посадка с/х культур. Уход и наблюдения за с/х культурами. Уборка урожая полевых и овощных культур. Изготовление учебно- наглядных пособий. Подведение итогов. | 2 10 20 6 10 6 10 6 4 8 6 18 20 14 2 2 | 1 2 2 2 4 2 4 3 2 2 2 2 4 2 1 2 | 1 8 18 4 6 4 6 3 2 6 4 16 16 12 1 |
Итого: | 144 | 37 | 107 |
Учебно - тематический план
(второй год обучения)
№ № п/п | Тема | Количество часов | |||
Всего | теорет. | практич. | |||
1. | Введение | 2 | 2 | ||
2. | Учение о почве | 12 | 6 | 6 | |
3. | Химическая защита | 12 | 4 | 8 | |
4. | Сельскохозяйственная и сорная растительность Центрально-черноземного региона | 18 | 6 | 12 | |
5. | Почвенные биоценозы | 12 | 4 | 8 | |
6. | Подготовка и проведение опытнической работы. | 24 | 10 | 14 | |
7. | Почвы на службе человека | 6 | 2 | 4 | |
8. | Охрана и защита почв | 8 | 4 | 4 | |
9. | Весенние работы на учебно-опытном участке. | 24 | 6 | 18 | |
10. | Посев и посадка с/х культур. Уход и наблюдения за с/х культурами. | 12 | 2 | 10 | |
11 | Уборка урожая полевых и овощных культур. | 12 | 2 | 10 | |
12 | Заключение | 2 | 2 | ||
Всего | 144 | 50 | 94 |
Содержание
(первый год обучения)
- Вводное занятие ( 2 ч) Ознакомление учащихся с работой юных опытников, с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участво-вать члены кружка.Экскурсия на пришкольный учебно-опытный участок.
Основные отрасли с/х производства ( Встреча со специалистами С\хозяйства).
Изготовление макетов, наглядных пособий, оформление альбома.
2.Важнейшие с/х культуры (10).Важнейшие полевые и овощные культуры, выращиваемые в районе. Особенности строения изучаемых культур. Их характеристика. Картофель. Морковь. Томат. Столо-вая свёкла. Перец сладкий.Лук. Огурцы. Фасоль. Капуста б/к. Редис.
3. Осенняя обработка почвы ( 20ч).Значение и агротехнические требования к осенней обработке почвы. Внесение органических удобрений: дозы, способы, время. Внесения минеральных удобрений: дозы, способы, время. Изготовление наглядных пособий: гербария, коллекции почв (образцов).
4.Семена (6 ч.). Распространение, значение высококачественных семян для получения высоких урожаев.Распознавание семян, изучаемых культур по внешним признакам, их особенности.Подготовка и закладка семян, собранных со школьного участка, на хранение.Изготовление наглядных пособий: коллекции семян.
5.Почва и её плодородие (10ч).Понятие о почве и её плодородие, понятие об основных типах почв.Физические свойства почв. Пути сохранения и повышения плодородия почвы. Виды удобрений, их значение для повышения урожая с/х культур. Местные органические удобрения: их состав, действия на почву.
Способы заготовки, приготовления, транспортировка удобрений.
Минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Названия, состав и химические формулы. Внешний вид, цвет, микроскопичность.
Влияние удобрений на рост, развитие с/х культур.
Микроудобрения: борные, медные, марганцевые, молибденовые, цинковые и другие: их значение.
Зелёные удобрения. Сидераты и сидерация. Клубеньковые бактерии бобовых культур и их значение в повышении плодородия почвы.
Рассмотрение гербария зелёных удобрений (растений).
6.Химическая защита (6ч.).Химическая защита растений. Вредители и болезни с/х растений. Инсентициды, зооциды, фунгециды и гербициды. Названия, состав, химические формулы.
7. Сорная растительность и меры борьбы с ней (10 ч.).Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности. Вред, причиняемый сорняками, способы борьбы с сорняками в связи с особенностями развития. Ознакомления с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой.
Работа со справочной литературой. 8 Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними (6 ч.). Наиболее распространённые вредители и болезни с/х культур. Ущерб, наносимый ими сельскому хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учётом их биологических особенностей и болезней. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.
Ознакомление с основными вредителями с/х полевых культур по коллекциям.
Ознакомление с общим устройством опрыскивателя.
9. Подготовка и проведение опытнической работы (4 ч.).Основные требования к проведению полевого опыта. Обсуждение и выбор тем опытов, рекомендуемых специалистами и учёными. Разработка планов проведения опытов. Оформление записей в дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т.д. Мелкий ремонт инвентаря и оборудования
10. Подготовка и посев семян на рассаду (в грунт) (8ч.). Посевные качества семян и их значения; значение подготовки семян к посеву. Биологические основы разных способов подготовки семян. Норма высева и её определения.Определение чистоты, всхожести, абсолютного веса, хозяйственной годности семян, предназна-ченых к посеву на рассаду. Проведение работ по подготовке семян к посеву (намачивание, обработка минеральными и органическими веществами).
Наблюдения за прорастанием семян. Закладка опытов по выявлению влияния разных способов подготовки семян на урожай. Закладка опытов
11. Весенние работы на учебно-опытном участке (6 ч.). Обработка почвы. Способы обработки, значение своевременной обработки почвы и внесения удобрений для урожая с/х культур.Агротехнические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.Рыхление почвы. Внесение и заделка удобрений.
Разбивка участка, разметка делянок.
12. Посев и посадка с/х культур (18 ч.).Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев с/х культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки с/х культур в связи с их биологическими особеннос-тями. Посев и посадка полевых и овощных культур.Закладка опытов по выявлению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрений.Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдения за погодой.
13. Уход и наблюдения за с/х культурами (20 ч.).Условия, необходимые для роста и развития растений. Способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений. Способы определения необходимости подкормки растений.
Виды, способы, сроки и дозы подкормок. Рыхление, прополка, полив и подкормка растений, прореживание всходов. Окучивание растений. Борьба с вредителями и болезнями. Определение видов на урожай. Агротехнические анализы.
Наблюдения за исследуемыми растениями.
14. Уборка урожая полевых и овощных культур (14 ч.).Значение своевременной уборки урожая с/х культур. Понятие о биологической спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур, требования к отбору растений для семенных целей. Уборка и учёт урожая. Агротехнические анализы урожая. Отбор сортов полевых и овощных культур.
15.Изготовление учебно- наглядных пособий.(2ч.) Сбор материала и изготовление наглядных пособий
16.Подведение итогов (2ч.). Учёт результатов опытов, оформлений записей в дневнике, изучение наглядных пособий и т.д
Содержание
(второй год обучения)
1.Введение( 2ч. )
2. Учение о почве(12ч.) Почвоведение. Классификация почв. Докучаев – история создания защитного лесоразведения в Воронежской области. Лесополосы , их типы. Определение насыщенности чернозёма.
3. Химическая защита(12 ч.) Вредители и болезни с/х растений. Методы борьбы. Инсентициды, зооциды, фунгециды и гербициды. Названия, состав, химические формулы. Методика приготовления и внесения препаратов.
4. Сельскохозяйственная и сорная растительность Центрально-черноземного региона (18 ч.) Основные полевые культуры. Злаки как основная полеводческая культура. Корнеплоды. Сорная растительность. Карантинные сорняки и методы борьбы с ними.
5. Почвенные биоценозы(12 ч.) Исследование почвенных биоценозов.
Искусственные сельскохозяйственные агроценозы. Степень их устойчивости. Антропогенное влияние на биоценозы почвы.
6. Подготовка и проведение опытнической работы.(24 ч.) Выбор темы полевого опыта. Разработка планов проведения опытов. Закладка опытов. Опытные и контрольные делянки. Оформление записей в дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т.д. Мелкий ремонт инвентаря и оборудования.
7. Почвы на службе человека(6 ч.) Значение почв в жизни человека. Развитие сельского хозяйства. Способы обработки почв.
8. Охрана и защита почв(8 ч.) Основные методы определения истощения почвенного слоя. Мелиорационные работы по защите чернозёмов. Укрепление овражно-балочной сети.
9. Весенние работы на учебно-опытном участке (24 ч.) Обработка почвы. Способы обработки, значение своевременной обработки почвы и внесения удобрений для урожая с/х культур. Агротехнические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ. Рыхление почвы. Внесение и заделка удобрений.
Разбивка участка, разметка делянок.
10. Посев и посадка с/х культур. Уход и наблюдения за с/х культурами.(12ч.) Условия прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев с/х культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки с/х культур в связи с их биологическими особенностями. Посев и посадка полевых и овощных культур. Закладка опытов по выявлению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрений. Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдения за погодой.
11. Уборка урожая полевых и овощных культур (12 ч.). Значение своевременной уборки урожая с/х культур. Понятие о биологической спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур, требования к отбору растений для семенных целей. Уборка и учёт урожая. Агротехнические анализы урожая. Отбор сортов полевых и овощных культур.
12. Заключение (2 ч.) Учёт результатов опытов, оформлений записей в дневнике, изучение наглядных пособий и т.д
Список литературы
- Трудовое обучение « Сельскохозяйственные работы» Пробное учебное пособие для 5-7 классов. Под редакцией Д.И. Тройтана.
- Энциклопедия « 100 великих людей».
- Справочник «Овощеводу» 100+1 совет/лет- сост. Н.А. Баранова.- Мн.: Современный литератор, 2001
- Программирование урожая овощных культур. Р.В.Алексеев, - Воронеж, СХИ.
- Химия: учебник Габриэлян. 8-9 классы.
- Исследователи природы «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ»
- Сокровище под ногами. Экологическая библиотечка школьника под редакцией Т. Минина, Ю. Иванова.
- В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс
- Регулирование плодородия чернозёмов в условиях лесостепи ЦЧЗ. Сборник научных трудов. Воронеж- 1989
- Натуралистическая, опытническая работа с учащимися школьного возраста. Воронежская областная станция юных натуралистов и опытников с/х.
11. П.Г. Адерихин, Почвы Воронежской области», Воронеж, Из-во ВГУ,1963 г.
12. Н.А. Качинский, «Почва, её состав и жизнь», М., «Наука», 1975 г.
13.Т.В.Афанасьева, В.И. Василенко и др., «Почвы СССР», М., «Мысль», 1979г.
14. В.Х. Тутаюк, «Анатомия и морфология растений», М., «Высшая школа», 1972 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования, необходимого для реализации
программы «Юные исследователи»
Гербарии раздаточные
Гербарий «Дикие и культурные злаки»
Гербарий «Сорная растительность»
Гербарий «Карантинные сорняки»
Коллекции раздаточные
Коллекция семян и плодов сельскохозяйственных кулдьтур
Коллекция вредителей полей
Диски с презентациями
Охрана агроценозов
Защитное лесоразведение. Опыт Каменной степи.
Видеофильмы
Биология птиц полей
Сообщества растений и животных полей
Экологические группы почвенных микроорганизмов
Приборы
Лупа (7-10*) 10 шт.
Микроскоп БИОЛАМ (Р-11) 1 шт.
Бинокуляр 1 шт.
Секундомер 1 шт.
Часы песочные 5 шт.
Термометры бытовые 2 шт.
Термометры лабораторные 2 шт.
Термометр метеорологический (почвенно-глубинный) 1 шт.
Барометр 1 шт.
Весы лабораторные (равноплечные, 2 класс, ВЛР –200) 6 шт.
Весы электронные 1 шт.
Компас 7 шт.
Влагомер 1 шт.
Фотоаппарат 1 шт.
Оборудование и инвентарь
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП 12 шт.
Лоток для раздаточного материала 12 шт.
Рулетка (10 м) 2 шт.
Гербарные папки 3 шт.
Грабли 5 шт
Лопата 10 шт
Лейка 5 шт
Рыхлители 10 шт
Ведра 10 шт
Шланг поливной 100 м.
Ящики для рассады 10 шт
Семенной материал ( согласно списка опытов), минеральные удобрения , стимуляторы роста, гербициды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа « Школьник – исследователь»
Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...
Программа кружка "Исследователи природы"
Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...
Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"
Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)
Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....
Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь
Дополнительная общеразвивающая программа...