«Активизация познавательной деятельности во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида»
статья на тему
Некоторые виды работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_temu.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»
Активизация познавательной деятельности у обучающихся коррекционных школ во внеклассной работе – это одно из важнейших задач школьного образования, что способствует повышению интереса в проводимых воспитательских мероприятиях и расширению кругозора.
Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Таких видов много: это игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, вопросы-ответы, творческие работы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей и др. Применение каждого вида работы зависит от темы занятия.
Очень активизируют работу обучающихся отгадывание загадок. Я собрал их много и предлагаю их детям. Но среди загадок встречаются и такие загадки. На которые обучающиеся затрудняются отгадать. В этом случае я помогаю детям, разъясняя смысл каждой загадки. Очень часто на воспитательском занятии загадка помогает узнать детям, над какой темой они будут сегодня работать.
Так, например: осенью в октябре месяце была проведена экскурсия в лес по теме «Осенний лес». Цель экскурсии было закрепить и расширить наблюдения детей об изменениях в живой и неживой природе, полюбоваться природой родной природы. Все занятие состояло из нескольких остановок, где загадывались загадки соответствующие названию остановки. Так на первой остановке была предложена такие загадки:
- Опустел колхозный сад
Паутинки вдоль летят
И на южный край земли,
Полетели журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел. (сентябрь)
- Всех наградила, всех погубила. (осень)
- Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)
Для развития внимания, воображения и восприятия, после того как отгадают загадки ставлю такие вопросы и предлагаю в конце занятия на них ответить:
- Ребята, вы понаблюдайте, какие изменения произошли в природе после лета?
- Началом, какого времени года является месяц сентябрь?
- Как выглядит лес осенью?
- Как вы думаете, почему летом листья на деревьях и кустарниках зеленые, а осенью – желтые?
Для лучшего восприятия и воображения в виде игры была загадана загадка: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: - Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое. А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен; - сказала другое дерево. Самый скромный и самый красивый цвет – это зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю. И тут же задаю детям такие вопросы: Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему так изменилась окраска листьев? Как выглядят отдельные деревья в осеннем лесу? После ответов детей, подвожу их к отдельным деревьям и для лучшего восприятия и наблюдения прочитаю небольшое стихотворение:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
Пожелтел орешник.
И зарделись клены,
В пурпуре осинки
Только дуб зеленый.
На следующей остановке провожу групповую работу, но вначале загадываю загадку: Падают с ветки золотые монетки. После ответов детей на загадку, каждой группе даю задание собрать листья деревьев, отличающиеся формой, размерами и окраской. Далее все собранные листья складывают в один букет и любуются им. В ходе выполнения таких заданий одновременной с развитием внимания предполагаются развитие воображения и восприятия, умение зрительно выделить предметы.
Далее на одной остановке предлагаю дидактические игры: «Найди дерево». Детям раздаю разные листья деревьев. По моему сигналу они должны найди это дерево, и подбежать к нему. На руках у детей собранные листья, не называя дерева, описываю отличительные признаки, например: «Я могучий, крепкий на ветках желуди» или «Я белоствольная, стройная листочки у меня небольшие» и т.д. и говорю подбежали те листочки, которые я назвал. Ко мне подбегают те ребята, у которых соответствующие листочки, после этого я задаю им вопрос: «С каких деревьев опали листья?»
Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности детей. Дети очень любят игры. Поэтому они стремятся к игровой деятельности.
Игра – это смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания. Вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Главная задача в воспитании – пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно – волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное привитие норм поведения.
Играя они учатся логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд. Для развития видов памяти можно предложить детям нарисовать рисунки про осень. При подведении итога экскурсии в лес, спрашиваю, что больше всего вам запомнилось, что нового узнали и т.д.
Следует сказать, что важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрения. Виды поощрения:
1.мимическая и пантомимическая
2.словесные
3.материализованные
4.деятельностные.
Я в свой практике применяю первый и второй вид поощрения, это мимические и пантомимические, это: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд взрослого. Словесные поощрения – как приятно ребенку, услышать какие слова умница, молодец, хорошо, как ты сегодня хорошо поработал. После таких поощрений каждый ребенок будет стараться выполнить любое задание с желанием, интересом.
Каким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объем работы на занятиях и уроках. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в детском коллективе, т.е. ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
В итоге я могу сделать такой вывод: все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности детей, а их очень много, всех не перечислишь, помогают воспитывать у детей любовь к знаниям, желанию каждый день узнавать что – то новое, неизведанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.
Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида....
Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида
В УВП нашей школы внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования.Актуальность использования этой ...
Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».
В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий....
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».
Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...