Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида
проект по биологии на тему

Абулева Нина Ивановна
В УВП нашей школы внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.
Актуальность   использования этой технологии заключается в том, что в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  

как  шаг  к  формированию  познавательного  интереса

 к  предмету биология в коррекционной школе VIII вида

Учитель биологии                                

                                          ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

г. Ульяновска

Абулева Н.И.

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед коррекционной школой VIII вида стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная  деятельность. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия и главная задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы обучающихся, направленной на поиск информации,  необходимо направлять значительные педагогические усилия на мотивацию учащихся.

 В нашей школе созданы самые благоприятные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ. На протяжении трёх лет в УВП внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.

Актуальность   использования этой технологии заключается в том, что:

- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;

 - во-вторых,  необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, коммуникативных и др.);

- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что  влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Цель

Главная  цель  проектной  деятельности - формирование  у  обучающихся  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать  программный  материал,  умело применять знания из различных областей науки.

Задачи

  • формировать у обучающихся приемы и способы проектной  деятельности  с  элементами  исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  • учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат;
  • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

В основе проектной  деятельности лежит:

- развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

-умение самостоятельно конструировать свои знания;

-умение интегрировать знания из различных областей наук;

-умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельную деятельность обучающегося;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов.

План  деятельности

Работа  над  проектом  включает   в  себя  три  этапа:  организационный,  деятельностный  и  аналитический.

На  первом  этапе    был  проведен  анализ  образовательных  стандартов,  учебно-тематическое  планирование,  методологические  основы  организации  и  реализации  проектной  деятельности  для  учащихся  8-9 классов;  знакомство  учащихся  с  проектной  деятельностью.  Планирование  проекта  было построено  так,  чтобы  работа  побуждала  к  совместной  деятельности  детей,  способствовала  укреплению  взаимодействия  между  детьми.  

На  втором  этапе  осуществлялась  непосредственная  деятельность    над  проектом  совместно  с  детьми:

  1. Постановка  проблемы.
  2. Выбор  и  обоснование  лучшего  варианта  решения  проблемы.
  3. Дальнейшая  разработка  идеи.
  4. Организация  рабочего  места  и  технологической  карты  проекта.
  5. Реализация  проекта.
  6. Презентация  проекта.
  7. Анализ  проделанной  работы.

При  разработке  плана  проекта было   отмечено,  что  во  время  работы  могут  быть  внесены  изменения,  в  зависимости  от  изменившихся  потребностей.  Неизменными  остаются  только  сроки  выполнения  проекта.

На  третьем – аналитическом  этапе -  проводится  анализ  результатов  работы. Совместная  деятельность    позволяет  неоднократно  решать  проблемные  ситуации,  способствующие  формированию  активной  социальной  жизненной  позиции.  

При  выполнении  совместного  проекта  деятельность  учащихся  направлена  на  саморазвитие – осознание  своих  потребностей,  мониторинг  собственного  понимания  и  обучения,  поиск  и  размещение  соответствующих  ресурсов,  перенос  информации  из  одной  области  знаний  в  другую.

 Также  эта  работа  способствует  развитию  межличностных  отношений – способности  работать  в  команде,  быть  лидером,  принимать  соответствующие  решения,  в  целом,  способствует  дальнейшему  развитию  и социализации учащихся с ОВЗ.

Ожидаемые  результаты

  • Повышение  качества  учебных  достижений  обучающихся  по  биологии;
  • Творческая  самореализация  школьников  в  проектно-исследовательской  деятельности;
  • Закрепление  желания  участвовать  в  проектно-исследовательской  деятельности  на  областных  и  всероссийских  конкурсах.

Описание  полученных  результатов

1. Показатели  качества  знаний  по  биологии  за  последние  3  года:

В  2011-2012  учебном  году – 70%

В  2012-2013  учебном  году – 75%

В  2013-2014 учебном  году –80%.

2. Участие  в  конкурсах разного уровня  за  последние  3  года:

-  проект «Надежда»  в рамках движения молодёжных трудовых отрядов по благоустройству территории  - грамоты МБУ «Центр социальной адаптации и делового развития «Перспектива» 2011г., 2012г., 2013г.;

-   областной  конкурс «Зеркало природы» -  дипломы, грамоты;

-  Всероссийский конкурс  «Лисёнок-2014» - дипломы; сертификаты участников,  благодарственные письма;

-участие в проекте,  организованным ГУК Ульяновский Областной Краеведческий

музей им. И.А.Гончарова в рамках региональной программы «Воспитай патриота» -грамоты;

-участие в проекте, организованным УРО Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» в рамках региональной программы «Быть равным»-благодарственные письма.

-участие в проекте, организованным УРО Межрегиональной общественной организации инвалидов «Факел» «Радость совместного творчества» в рамках Года равных возможностей –грамоты, благодарственные письма.

 -  участие  в  конкурсе –проекте «Моя малая Родина»;

- участие в экологических акциях «Я люблю свой город», «Сохраним живую ель» и др.

3. Сформированы  творческие  способности,  познавательный  интерес  к  деятельности,  умение  осмысленно  работать,  умения  и  навыки  научно-исследовательской  деятельности.

Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. В целом,  применение современных технологий доказывает улучшение  качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее становится УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению, им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, что придаёт им веры в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в коррекционной школе VIII вида

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

"Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида"

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.Главная задача внеклассн...

Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)

Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...

Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Использование ИКТ  на уроках  биологии  в коррекционной школе VIII вида....

Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...