Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида
проект по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_.tekhnologiy_word.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
как шаг к формированию познавательного интереса
к предмету биология в коррекционной школе VIII вида
Учитель биологии
ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида
г. Ульяновска
Абулева Н.И.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед коррекционной школой VIII вида стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия и главная задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы обучающихся, направленной на поиск информации, необходимо направлять значительные педагогические усилия на мотивацию учащихся.
В нашей школе созданы самые благоприятные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ. На протяжении трёх лет в УВП внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования.
Актуальность использования этой технологии заключается в том, что:
- во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
- во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, коммуникативных и др.);
- в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.
Цель
Главная цель проектной деятельности - формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал, умело применять знания из различных областей науки.
Задачи
- формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности с элементами исследования, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат;
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
В основе проектной деятельности лежит:
- развитие познавательных умений и навыков обучающихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
-умение самостоятельно конструировать свои знания;
-умение интегрировать знания из различных областей наук;
-умение критически мыслить.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельную деятельность обучающегося;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов.
План деятельности
Работа над проектом включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.
На первом этапе был проведен анализ образовательных стандартов, учебно-тематическое планирование, методологические основы организации и реализации проектной деятельности для учащихся 8-9 классов; знакомство учащихся с проектной деятельностью. Планирование проекта было построено так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми.
На втором этапе осуществлялась непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:
- Постановка проблемы.
- Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы.
- Дальнейшая разработка идеи.
- Организация рабочего места и технологической карты проекта.
- Реализация проекта.
- Презентация проекта.
- Анализ проделанной работы.
При разработке плана проекта было отмечено, что во время работы могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.
На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решать проблемные ситуации, способствующие формированию активной социальной жизненной позиции.
При выполнении совместного проекта деятельность учащихся направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую.
Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует дальнейшему развитию и социализации учащихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
- Повышение качества учебных достижений обучающихся по биологии;
- Творческая самореализация школьников в проектно-исследовательской деятельности;
- Закрепление желания участвовать в проектно-исследовательской деятельности на областных и всероссийских конкурсах.
Описание полученных результатов
1. Показатели качества знаний по биологии за последние 3 года:
В 2011-2012 учебном году – 70%
В 2012-2013 учебном году – 75%
В 2013-2014 учебном году –80%.
2. Участие в конкурсах разного уровня за последние 3 года:
- проект «Надежда» в рамках движения молодёжных трудовых отрядов по благоустройству территории - грамоты МБУ «Центр социальной адаптации и делового развития «Перспектива» 2011г., 2012г., 2013г.;
- областной конкурс «Зеркало природы» - дипломы, грамоты;
- Всероссийский конкурс «Лисёнок-2014» - дипломы; сертификаты участников, благодарственные письма;
-участие в проекте, организованным ГУК Ульяновский Областной Краеведческий
музей им. И.А.Гончарова в рамках региональной программы «Воспитай патриота» -грамоты;
-участие в проекте, организованным УРО Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» в рамках региональной программы «Быть равным»-благодарственные письма.
-участие в проекте, организованным УРО Межрегиональной общественной организации инвалидов «Факел» «Радость совместного творчества» в рамках Года равных возможностей –грамоты, благодарственные письма.
- участие в конкурсе –проекте «Моя малая Родина»;
- участие в экологических акциях «Я люблю свой город», «Сохраним живую ель» и др.
3. Сформированы творческие способности, познавательный интерес к деятельности, умение осмысленно работать, умения и навыки научно-исследовательской деятельности.
Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. В целом, применение современных технологий доказывает улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее становится УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению, им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, что придаёт им веры в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в коррекционной школе VIII вида
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"
Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...
"Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида"
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.Главная задача внеклассн...
Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)
Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
Пример выступление на педагогическом совете по данной теме....
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида....
Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида
Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...