Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.
статья по алгебре на тему
Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_vnimaniyu.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение познавательной деятельности на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.
Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися вспомогательной школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах не любимым, предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся коррекционной школы резко снижены. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. На первых же уроках с новым составом учеников учитель встречается с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог. Учащиеся с отклонениями в развитии очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать объяснения учителя, забывают то, что слышали, допускают многие ошибки в своей работе. Они задумываются над чем – то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. Учитель сердится на детей, ставит им плохие отметки, наказывает. Однако практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигнет детского внимания. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными. Внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком – нибудь одном раздражителе или на нескольких раздражителях, выделяя их из всего потока раздражений, которые действуют ежеминутно на нервную систему человека. В этом случае находящийся в поле внимания раздражители воспринимаются наиболее ясно. Такой выделенный раздражитель, занимая главное, доминирующее положение, создаёт в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного возбуждения – доминанту. При этом действии всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания человека, он их не замечает. Но проходит время, и главный очаг нервного возбуждения угасает – человек устал, и направленность его внимания отклоняется. Он начинает отвлекаться от своей работы, и какой – то новый раздражитель, приобретая особую силу, занимает место доминанты. Достаточно вспомнить о тех особенностях высшей нервной деятельности, которые характерны для детей младшего возраста, чтобы сразу стало ясно, насколько трудно для ребят длительное сосредоточение на чем – либо. Чем меньше дети, тем более резко возбудительные процессы преобладают у них тормозными. А без этих последних доминанта и возникнуть и сохранятся не может. Поэтому создание сильного и устойчивого очага нервного возбуждения у детей связано со значительными трудностями. Существуют 3 причины /источника/ возникновения внимания, они же характеризуют и 3 вида внимания. Внимание привлекаемое силой, новизной, необычностью раздражителя, носит название непроизвольного. Сосредоточенность на чем – то может быть достигнута желанием самого человека, усилием его воли. Такое внимание называют произвольным. Третьим источником внимания является интерес. Такой вид внимания также называют непроизвольным. Естественно поставить вопрос : на каком из 3 – х видов внимания следует строить повседневную работу с младшими школьниками на уроке ? Совершенно очевидно, что первый вид, т.е. непроизвольное внимание, конечно, не исключается полностью. Поэтому во время уроков, особенно в первые недели занятий, я делаю небольшие паузы /короткая шутка, проговаривание считалок, коротких стихотворений, красочная картинка – ребус/ даю возможность детям отвлечься от математики и сосредоточиться чем – то посторонним. Я использую их на каждом уроке. Каждому учителю известно, что нельзя строить повседневную работу на волевом произвольном внимании детей. Оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным для наших учеников, особенно в младшем возрасте. Следовательно, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом. Учителю надо так продумать каждый этап урока, чтобы детям было интересно учиться. Для этой цели я использую на своих уроках разнообразные методы и приёмы преподавания математики, привлекаю красочный дидактический материл и наглядные пособия. Одним из эффективных средств развития внимания учащихся, пробуждения живого интереса к учебному предмету, является дидактическая игра… Подбор дидактических игр для умственно отсталых школьников по математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать способности учащихся, их интерес.
Так как учеников коррекционной школы в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием, большим интересом производят действия с игрушками или с дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Я использую такие игры: «Поймай бабочку, рыбку!», «Расставь хоккеистов по порядку», «Расставь матрешек по росту». Любят дети играть в математическое и «геометрическое» лото. У учеников старших классов появляется интерес к играм на соревнование. Они любят играть в такие: «Какая команда быстрее сосчитает.», «Чья звёздочка быстрее получит флажок?», «Эстафета». Такие игры, кроме решения учебных, способствуют воспитанию моральных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе, вызывает устойчивый интетере к математике.
При выборе игр учитываю, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игр, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их внимания. Так, применяя на уроке игру «Молчанку», я ставлю таблички с примерами отдельно для 1, 2 и 3 вариантов.
Известно, что учащиеся с ограниченными возможностями легковозбудимы, быстро отвлекаются. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку и терпение.
Большое значение в активизации внимания на уроках имеет и поведение самого учителя. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает выполнять давно знакомые им и и слишком легкие виды работ, если обрекает их на бездеятельность – он неизбежно создает условия для появления рассеяности детского внимания. Если учитель суетлив или растерян, если он недостаточно сосредоточен на проведении урока – класс чувствует это моментально. Дети становятся возбуждёнными, громко кричат, шалят. Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, чёткая его организация, доступный материал – наиболее эффективные средства активизации детского внимания, а вместе с тем и повышения работоспособности класса. Важно подумать, чем и как занять перемены между уроками, особенно, перед математикой, чтобы они служили действительно хорошим отдыхом для ребят, а не являлись дополнительной нагрузкой на их нервную систему. Продуманный режим работы всей школы и каждого класса приучает детей к сознательной дисциплине во время уроков и отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 видаАктивизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, нап...
«Активизация познавательной деятельности во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида»
Некоторые виды работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время...
Устный счет как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.
УСТНЫЙ СЧЁТкак средство активизации познавательнойдеятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.(из опыта работы)...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта
Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...
Методическая тема "Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики"
Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики. Содержание работы1. Введение2. Виды упражн...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС
Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...