ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»
рабочая программа

Цель программы: формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова, использованию разнообразных языковых средств в собственных текстах, воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_hudozhestvennoe_slovo.docx109.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ- ИНТЕРНАТ» ИМ  М.И.ЧЕБОДАЕВА

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____

от «____» ________ 2021года

«Утверждаю»

Директор МБОШИ Аскизский Лицей –интернат им М.И.Чебодаева

___________ Е.Н.Араштаев

печать

Приказ № ____

от «____» ________ 2021года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся:  7-12 лет

Срок реализации: 2год (72часа )

        Автор-составитель:

        Аршина Валентина Николаевна,

        педагог дополнительного

                                                                                            образования

 АСКИЗ, 2021

         Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.

Образовательная организация

МБОШИ Аскизский лицей- интернат» им.М.И.Чебодаева

2.

Полное название программы

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

3.

Направленность программы

 Социально-  гуманитарная

4.

Сведения о разработчиках

МБОШИ Аскизский лицей- интернат» им.М.И.Чебодаева

4.1.

ФИО, должность

Аршина Валентина Николаевна педагог дополнительного образования

4.2.

ФИО, должность

5.

Сведения о программе:

Выразительное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. Ясная и правильная подача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

5.1.

Срок реализации

2 года , 72часа 2 часа в неделю, время занятий включает 40 мин. учебного времени, перемены не менее 15 минут

5.2.

Возраст обучающихся

7- 12 лет

5.3.

Характеристика программы:

«Художественное слово» способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус.

- тип программы

дополнительная общеобразовательная программа

- принцип проектирования программы

разноуровневая

- форма организации содержания и учебного процесса

-литературные игры;

- конкурсы;

- библиотечные занятия;

- путешествия по страницам книг;

- проекты;

- спектакли.

5.4.

Цель программы

формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова, использованию разнообразных языковых средств в собственных текстах, воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

5.5.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень

6.

Формы и методы образовательной деятельности

  индивидуальная, групповая, фронтальная;

очная, заочная, дистанционные формы;

словесные, практические,  наглядные, игровые.

7.

Формы мониторинга результативности

Беседа, практическая работа, опрос,  анкетирование, кроссворд, мини инсценировка, опрос, игра. участие в конкурсах,  проектная работа, ее защита

8.

Результативность реализации программы

Предметные результаты

- осознавать значимость чтения для личного развития;

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Познавательные умения:

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Коммуникативные учебные действия:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

10.

Рецензенты


Оглавление

Страница

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

5

Пояснительная записка

5

Учебно-тематический план

11

Содержание программы

13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

17

Организационно-педагогические условия реализации программы

17

Формы аттестации / контроля

17

Список литературы

19

Приложение

20

Оценочные материалы

20

Методические материалы

21

Календарный учебный график

28

Рабочая программа

30

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное слово» (далее -  Программа)  имеет социально-гуманитарную направленность.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
  • Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от09 ноября 2018 г. № 196№
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726;
  • Закон Республики Хакасия от 05.07.2013. № 60-3 РХ (ред. От 22.10.2013) «Об образовании в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 26.06.2013);
  • Постановление администрации Аскизского района Республики Хакасия от 27.03.14. № 412-17 «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций на территории МО Аскизский район».

Уровень программы – стартовый.

Актуальность программы

Выразительное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. Ясная и правильная подача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в обрасти родной речи, совершенствовать свою речь. Без хорошего овладения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Искусство художественного чтения - творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Влияние любого вида искусства, в том числе и такого как художественное чтение, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Воплощение литературного произведения в устный рассказ имеет несколько наименований: «художественное слово», «выразительное чтение», «художественное чтение». Цель такого чтения - закреплять навыки и правильного произношения, развивать умение быстро ориентироваться в тексте (объединять слова в речевые такты и во фразы, находить главные мысли, слова или группы слов).

В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Суть программы - поддерживать в детских коллективах особо нравственное и эмоциональное поле, стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого обучающегося; постоянно искать пути способы и средства для максимально полного раскрытия проявления личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности; научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию.

         Отличительные особенности программы

«Художественное слово» способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус.

Данная программа является модифицированной.

Цель программы - формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова, использованию разнообразных языковых средств в собственных текстах, воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Задачи программы:

Задачи в обучении:

  1. Закрепление навыков и правильного произношения.
  2. Формирование умения быстро ориентироваться в тексте (объединять слова в речевые такты и во фразы, находить главные мысли, слова или группы слов).
  3. Формировать навыки анализа текста.
  4. Научить владеть нормами литературного языка.

Задачи в развитии:

  1. Развитие творческого мышления.
  2. Развитие художественно-творческих способностей учащихся.

Задачи в воспитании:

  1. Воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре.
  2. Воспитание эстетической культуры обучающихся.

Адресат программы: дети 7- 12 лет, дети с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра).

Учебная деятельность детей младшего школьного возраста стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Дети данной возрастной категории отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, с живым любопытством воспринимают окружающую среду. «Художественное слово» поможет обучающимся не только освоить знания, умения и навыки по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и в развитии культуры речевого общения, расширении кругозора чтения, повышении общекультурного уровня школьника. Еще одна важная составляющая педагогическую целесообразность программы в том, что занимаясь в объединении «Художественное слово», обучающиеся более глубоко изучат русскую, советскую и зарубежную литературу, что поможет им при сдаче экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) в школе и при обучении в ВУЗе гуманитарной или художественной направленности. А также изучение классической литературы способствует формированию основных духовно-нравственных личностных качеств. В начале знакомства с программой обучающиеся не знают своих возможностей в художественном чтении. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал, скорректировать и развивать его, нацелить на успех и достижение положительных результатов. Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, поэтому ведётся и в группе и отдельно с каждым обучающимся.  «Художественное слово» способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, и благотворно влияет на развитие ребёнка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребёнком окружающего мира через художественное чтение поможет уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению  произведений и создать надёжную базу для дальнейшего овладения жудожественным творчеством.

Состав группы может быть как одновозрастным, так и разновозрастным.  Именно в разновозрастных группах, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляются преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности в коллективе, создание детского самоуправления наиболее целесообразно.

Условия приема детей

 Прием детей ведется согласно Положению о порядке приема, зачисления и отчисления обучающихся.

Объем программы: 72 часа

Срок освоения программы: 9 месяцев

Режим занятия:  2 занятия в неделю по 45 минут. Всего за курс обучения – 72 занятия.

Формы обучения:

  • очная форма – групповая, индивидуальная, фронтальная;
  • заочная – применяется для обучающихся, которые отсутствуют на занятии по уважительной причине (болезни, санаторно-курортное лечение и др.). Обучающимся через электронную почту, мобильные приложения «viber» и «whatsApp» отправляется изучаемый материал с обязательным аудио-, видео- сопровождением

Особенности организации образовательного процесса

                      Каждое занятие строится как занятие общения,  максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка. 

Дети с ОВЗ обучаются совместно со сверстниками.  Для наиболее эффективной социализации такого ребенка, из числа сверстников к нему прикрепляется помощник.  

При реализации программы используется сетевая форма реализации программы с участием Аскизской центральной детской библиотекой,  Лицеем.

В период ограничительных мер, наложенных соответствующими органами, обучение проходит дистанционно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий через мобильные приложения «viber» и «whatsApp», платформу «Zoom» в зависимости от возможностей обучающихся. Занятия в таком случае проводятся по 30 минут. На групповых занятиях, проводится тренинг речевого аппарата, читаются лекции о выдающихся мастерах художественного слова, отрабатываются литературные композиции. На индивидуально-групповых занятиях выявляются талантливые обучающиеся, которых педагог готовит к конкурсам разного уровня. Так как, программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы: творческие выступления на праздничных вечерах, на конкурсах и фестивалях. Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, или целостные литературные произведения), и затем приобретают сценическое воплощение. Для этого используется система отслеживания и корректировки ЗУН: «высший» уровень – усвоение программного материала на 2/3 и выше; «средний» уровень – усвоение программного материала на 1/2; «низкий» уровень – усвоение программного материала на 1/2 и ниже

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения;
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книга;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные действия:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков;
  • участвовать в конкурсных мероприятиях различного уровня;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру, авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге, героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведениями в общественных местах;
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

Учебно-тематический план

п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Беседа на тему «Чем мы будем заниматься на занятиях кружка «Художественное слово». Знакомство с правилами поведения и безопасности на занятиях

1

0,5

0,5

2.

Учимся говорить правильно

8

2

6

Кроссворд

2.1

2.7

  1. Игры и упражнения, способствующие вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих детей
  2. Знакомство с важными интонационными средствами выразительности, как основной тон высказывания громкость, темп, логическое ударение
  3. «Мы играем и поем» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и медведь»).
  4. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он

6

1

5

вспомнить, как покушать попросить...»

2.8

2.9

«Зеркало, зеркало - скажи.»

2

1

1

3.

Текст

8

2

6

Инсценировка - мини

3.1.

3.8

  1. О чем говорит заглавие?
  2. Опорные слова. Основная мысль.
  3. Как построить текст. Какие бывают тексты.
  4. «Заюшкина избушка» (конусный театр)

8

2

6

4.

Творческая лаборатория

5

1

4

4.1

4.5

  1. Знакомство с рифмой, сочинение считалок, сказочных историй, загадок.
  2. Театр мягкой игрушки.
  3. «Воробей и кот». Игры со своими сочиненными считалками

5

1

4

5.

Твой словарик

2

1

1

  1. -

5.2

Различные словари Мой личный словарик

2

1

1

6.

Книги - твои друзья

8

2

6

6.1 - 6.8

Посещение библиотеки. Чтение и обсуждение прочитанных книг, литературные игры

8

2

6

7.

Речевой этикет

32

8

24

7.1 - 7.10

Произношение орфографических сочетаний. Устная речь. Её особенности.

10

3

7

Опрос

7.11 - 7.15

Артикуляционная

гимнастика

5

1

4

7.16

7.18

Работа над развитием зрительной памяти

3

1

2

7.19.

- 7.20

Работа над развитием выразительности чтения. Давайте поиграем! Творческие игры

2

0

2

7.21

7.22

Работа над дикцией

2

0

2

7.23 - 7.26

Работа над развитием артистических способностей. Устная речь. Как вести беседу?

4

1

3

7. 27 - 7. 30

Артикуляционная гимнастика. Работа над мимикой.

4

1

3

7.31 - 7. 32

Инсценировка.

Коллективные игры. Работа над выразительностью речи

2

1

1

8.

Об одном и том же по- разному

8

3

5

8.1.8. 3

Характеристика настроений героев. Чувства. Мимика.

3

1

2

Игра

8.4

8.6

Выбери себе друга, подругу. Изобрази манеру поведения друга, подруги. Инсценировка

2

1

1

8.7

8.9

Инсценировка. Подготовка праздника. Подготовка конкурса или викторины

2

1

1

9.

Итоговое занятие «Сказочный калейдоскоп «В кругу друзей»

1

0

1

Итого:

72

19,5

52,5

Содержание программы

Разжел 1.Введение  (1час)

Теория .Вводное занятие. Слова приветствия – прощания. Знакомство с педагогом, с обучающимися . Беседа на тему «Чем мы будем заниматься на занятиях кружка   на занятиях

     Практика :Диалог «Знакомимся друг с другом». Определение «Художественное слово». Знакомство с правилами поведения и безопасности

    Контроль: Беседа

Раздел 2.Учимся говорить правильно (8часов)

Теория: Игры и упражнения, способствующие вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих детей

Практика:  Использование специально подобранные игры по теме литературные тексты разного характера и жанров.

Контроль: Кроссворд

            Теория: Знакомство с важными интонационными средствами выразительности, как основной тон высказывания громкость, темп, логическое ударение

            Практика: «Мы играем и поем» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и медведь»).

            Контроль:  опрос

         Теория: «Зеркало, зеркало - скажи.» 2 часа

Практика: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить...»

           Контроль:  опрос

         

Раздел 3:  Текст . (8 часов)теория 2часа, практика 6часов)

       Теория: О чем говорит заглавие?

Практика: Заглавие — это графически выделенная часть текста, его порог, граница. В заглавие, кроме самого названия, можно включать и имя автора, место и год издания и даже эпиграф.

Контроль: опрос

         Теория: Опорные слова. Основная мысль.

Практика: Передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте, по ним можно понять главную мысль, определить хронологию событий.

Контроль: Опрос

Теория: Как построить текст. Какие бывают тексты

Практика: Тексты, как и предложения, бывают разными по цели. Если автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то, то это текст-описание. А если цель автора рассказать о каких-то событиях, то это текст-повествование. Есть ещё тексты-рассуждения. Цель текста-рассуждения — исследовать предмет или явление, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.

Контроль:Опрос

 Теория: «Заюшкина избушка» (конусный театр)

Практика: Чтение текста, индивидуально каждым ребенком

          Контроль: Мини инсценировка

Раздел 4: Творческая лаборатория

          Практикка: Знакомство с рифмой, сочинение считалок, сказочных историй, загадок.

          Контроль: Мини инсценировка

Теория: Театр мягкой игрушки

Практикка:

          Контроль: Мини инсценировка

Теория: «Воробей и кот». Игры со своими сочиненными считалками

Практикка:

          Контроль: Мини инсценировка

Раздел 5:Твой словарик

Теория: Различные словари Мой личный словарик

Практикка:

          Контроль: Опрос

Раздел 6 : Книги - твои друзья

Теория: Посещение библиотеки. Чтение и обсуждение прочитанных книг, литературные игры

Практикка: Чтение по ролям

          Контроль: Опрос

Раздел 7: Речевой этикет

Теория: Произношение орфографических сочетаний. Устная речь. Её особенности.

  Практика: Основные правила русского литературного произношения

 Контроль: Опрос

Теория: Артикуляционная гимнастика

Практика: выработка полноценных движений и определенных положений 

Контроль: Опрос

Теория: Работа над развитием зрительной памяти

Практика: Лучше всего поможет развить память игры в шахматы и шашки, скрабл (составление слов из букв), игры с текстом и карточками, кроссворды, головоломки, судоку. Выбирайте любую понравившуюся игру и развивайте память в свободное время. Кстати, игры помогают также расслабиться и отвлечься от работы.

Контроль: Игра

Теория: Работа над развитием выразительности чтения. Давайте поиграем! Творческие игры

Практика: Игра

Контроль: Игра

Теория: Работа над дикцией

Практика: Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.

Контроль: Игра

Теория: Работа над развитием артистических способностей. Устная речь. Как вести беседу?

Практика: К профессиональным свойствам речевого голоса драматического актера и чтеца можно отнести: звучность, красоту, легкость, гибкость, полетность, плавность, мелодичность, владение разными регистрами, способность длительное время выдерживать профессиональную нагрузку без усталости речеголосового аппарата. Такая речь, как правило, не формируется сама по себе. Необходима ее специальная обработка, приспособление – «постановка голоса».

Контроль: Игра упражнение

Теория: Артикуляционная гимнастика. Работа над мимикой.

Практика: Чтобы научить ребенка нужным лицевым движениям и развить артикуляционный аппарат, рекомендуется заниматься мимической гимнастикой.

Контроль: Игра гимнастика

Теория: Инсценировка. Коллективные игры. Работа над выразительностью речи

Практика:

Контроль: Игра

Раздел 8: Об одном и том же по- разному

Теория: Характеристика настроений героев. Чувства. Мимика.

Практика: Театрализованная игра

Контроль: Игра

Теория: Выбери себе друга, подругу. Изобрази манеру поведения друга, подруги. Инсценировка

Практика: Игра

Контроль: Игра

Теория: Инсценировка. Подготовка праздника. Подготовка конкурса или викторины

Практика: Инсценировка

Контроль: Игра

Теория: Итоговое занятие «Сказочный калейдоскоп «В кругу друзей»

Практика: Инсценировка

Контроль: Игра

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса. Также занятия могут проходить в библиотеке и на свежем воздухе.

Для реализации программы необходимо:

  • кабинет для занятий;
  • классная доска;
  • зеркало;
  • шкафы и стеллажи для книг и материалов;
  • цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система; музыкальный центр).

Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Перечень методических материалов к программе

При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;

  • специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся литературные тексты;
  • публицистические издания по развитию кругозора «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей), «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома», «Непоседа»;
  • художественная литература;
  • толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;
  • литература по искусству, истории, литературоведению.

Формы аттестации / контроля 

Виды контроля

Входящая (предварительная) аттестация  – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.

Форма проведения – собеседование.  

Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной аттестации

Форма проведения:  опрос, практическая работа ( диалог, пересказ, упражнения, в том числе в игровой форме, Выразительное чтение текстов вслух соответственно изучаемому информационному жанру  рефлексивный круг, мини-инсценировки)

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы  по итогам полугодия,  при завершении всего образовательного курса программы.

Форма проведения: опросы, кроссворды, викторины,  анкетирование,  

Формы подведения итогов реализации программы: участие в конкурсе чтецов, викторина, праздничная программа,  игра.

Формы отслеживания, фиксации образовательных результатов:

  • журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования;
  • протокол промежуточной аттестации.

Формы  предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • защита проектных работ;
  • портфолио;
  • результаты участия в различных конкурсах.

Критерии оценки уровня подготовки обучающихся определены Положением о текущем контроле, промежуточной аттестации обучающихся МБУ ДО Аскизский РЦДО.

Список использованной литературы

Для педагога:

  1. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. - М.: Просвещение,

1978.

  1. Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.
  2. Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008
  3. Еремина Т.А. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. -М.: Просвещение, 2013.
  4. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977
  5. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М.,

1991

  1. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.
  2. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996
  3. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия,

1978

  1. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002.9. Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960

             11.Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983 Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983 Завадская Т. Ф., Майман Р. Р. Внеклассные занятия выразительным чтением. Методика выразительного чтения. М.: Дело, 2007. - 102 с.

         12.Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. - 140 с.

         13.Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. - 78 с.

         14.Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. - 135 с.

Для обучающихся и их родителей:

  1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М.,

1989.

  1. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978
  2. Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка,

1994.

  1. Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.
  2. Розенталь Д. Э. Культура речи. - М.: Изд. МГУ, 1964.
  3. Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972
  4. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.
  5. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993
  6. Тучнин М.П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1999

                                                                                      Приложения

Оценочные материалы

Вопросы для входящей аттестации

1. Что ты знаешь о театре? Что это такое?

2. Что такое сцена? Ты выступал на сцене когда-нибудь? Тебе хотелось бы?

3. Мог бы ты прочитать стихотворение?

Анкета для проведения промежуточной аттестации по итогам полугоди

Вопрос

Ответ

1.

Что такое фольклор? Кто такой актер? Что он делает?

2.

Какие театры вы знаете?  

3.

Какие жанры фольклора вы знаете?

4.

Что вам нравится и что не нравиться в театральном искусстве?

5.

Основы стихосложения?

6.

Стихотворный размер, ритм, рифма, строфа это ?

7.

Чем постановка на сцене отличается от жизни?  

8.

   Как вы думаете, кто и как задействован в работе над постановкой спектакля?

9.

 Пословицы, поговорки, считалки, потешки это ?

10.

Какое ваше любимое произведение?

11.

Какие качества, по вашему мнению, вам помогут раскрыть занятия в театральном коллективе?

12.

Что бы вы хотели получить от этих занятий

Методические материалы

Методические материалы к занятиям

Раздел программы

Методические материалы

1.

Введение

Раздаточный материал. Инструкции по технике безопасности.  словарь. Ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки.

2

Учимся говорить правильно

Раздаточный материал. Презентация.Зеркало словарь. Ноутбук, мультимедийное оборудование, видокамера. Аудирование (слушание)

3

Текст

Раздаточный материал. словарь. Ноутбук, мультимедийное оборудование, фотоаппарат. Аудирование (слушание)

4

Творческая лаборатория 

Раздаточный материал. презентация. Словарь. Электронные заготовки . Зеркало.Альбом, цветные карандаши. Ноутбук, мультимедийное оборудование, фотоаппарат. Аудирование (слушание)

5

Твой словарик

Раздаточный материал. Презентация. Орфографический словарь. Ноутбук, мультимедийное оборудование, фотоаппарат.

7

Книги - твои друзья

Раздаточный материал. Презентации. Экспонаты школьного музея , книги,  словарь. Ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки, фотоаппарат, видеокамера. Аудирование (слушание)

8

Речевой этикет 

Орфографический словарь Ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки, фотоаппарат, видеокамера Аудирование (слушание)

9

Об одном и том же по- разному

Ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки, фотоаппарат, видеокамера. Аудирование (слушание)

10

Учебная практика

Индивидуальный образовательный план. Сборник стихов русский словарь. Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера. Аудирование (слушание)

Методы обучения:

  • словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; консультация, диалог.
  • методы практической деятельности: упражнения; письменные работы: конспект, составление журналистского продукта, проекта.
  • наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, видеоматериалы.
  • метод игры: игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, национальные.

 Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии: понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающегося.

Информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ)– это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Учебный проект— это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Игровые технологии: реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную

деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым моментом.

Типы занятий:

  Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;

  Подача нового материала;

  Повторение и усвоение пройденного материала – проверочные работы, анализ полученных результатов;

  Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

  Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

Виды занятий:

  • лекция;
  • практическая работа;
  • работа с СМИ;
  • встречи, экскурсии;
  • деловая игра;
  • импровизация.

 Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

  • семинар;
  • диспут;
  • обсуждение
  • защита (проекта,
  • час вопросов и ответов;
  • познавательные игры.

Алгоритм построения учебного занятия

1 этап - организационно-подготовительный и диагностический.

 Задачи этапа: подготовка педагога и обучающихся к занятию.

 Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.

Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.

 Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя обучающихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.

2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.

 Задачи основного этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала.

 Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся.

 Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.

 Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

 Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала.

 3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

 Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.

 Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке, собственной деятельности.

 Задачи рефлексивного этапа: самооценока обучающимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.

Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена обучающимся).

Задачи информационного этапа: объяснение обучающимся логики следующего занятия.

 Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания.

 Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области.

Индивидуальный образовательный  план (используется при учебной практике)

Содержание

Перечень мероприятий

Форма отчета

Сроки

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования

Наблюдение, интервью

Описание сюжета, заголовок статьи

Говорение (культура речевого общения) 

Составление плана или тезисов

План работы, тезисы

Работа с разными видами текста 

Предварительное изложение мысли, рассуждение, правильный выбор слов, предложений

Черновой вариант статьи

Завершение работы: анализ текста, совершенствование и исправление

Оценка результатов работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление

Конечный результат статьи

Словарь литературных  терминов

Акция  (лат. Action) – действие, направленное на достижение цели.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?

Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.

Акция – это должно быть ярко!

Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.

 Буклет – отпечатанное на одном листе издание, сложенное в несколько параллельных сгибов без шитья; чаще всего проспекты, рекламы, программы, путеводители и.т.д.

Заголовок статьи – это сообщение, обращенное к читателю, и как любое сообщение, он несет информацию, прежде всего, о тексте.

   Автор — см. Творческая индивидуальность писателя.

Авторская речь— см. О браз повествователя, О браз автора.

Академическое издание— высшая форма критических изданий, т. е. таких, при подготовке к-рых проводится научная критика текст

Воспитательное значение литературы-  Художественная лит-ра — могучее средство идейнополитического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Иск-во художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь п стремление к прекрасно

Вставная новелла— законченный рассказ, включенный в прозаическое произведение (роман, повесть), но не связанный с ним сюжетно.

Выразительные средства речи — см. Фигуры стилистические

Гротеск— предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Дактилическая рифма- стихотворный размер (стопа, состоящая из одного долгого и двух кратких слогов

Дисонанс (франц. dissonance, от лат. dissono — несогласно звучу) — неточная, неполная рифма, основанная на совпадении только согласных звуков, ударные же гласные не совпадают’— диссонируют.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания

 «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Календарный учебный график

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

11

08

12.30- 13.10

беседа

1

Вводное занятие. Беседа на тему «Чем мы будем заниматься на занятиях кружка «Художественное слово». Знакомство с правилами поведения и безопасности на занятиях

Кабинет 304

беседа

2

11

08

12.30- 13.10

беседа

1

Вводное занятие. Беседа на тему «Чем мы будем заниматься на занятиях кружка «Художественное слово». Знакомство с правилами поведения и безопасности на занятиях

107

беседа

Учимся говорить правильно 8 часов

3

11

10

15

12.30- 14.00

Игра, кроссворд

2

Игры и упражнения, способствующие вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих детей

115

беседа

4

11

17.

22.

12.30- 14.00

Беседа

2

Знакомство с важными интонационными средствами выразительности, как основной тон высказывания громкость, темп, логическое ударение

115

беседа

5

11

24.

29.

12.30- 14.00

Игра, кроссворд

2

«Мы играем и поем» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и медведь»).

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить...»

107

игра кроссворд

6

12

01.

12.30- 13.10

1

«Зеркало, зеркало - скажи.»

115

Текст 8 часов

7

12

06.

08

12.30- 13.10

урок

2

О чем говорит заглавие?

115

Инсценировка - мини

8

12

13.

15.

12.30- 13.10

урок

2

Опорные слова. Основная мысль.

115

Инсценировка - мини

9

12

20.

22.

12.30- 13.10

урок

2

Как построить текст. Какие бывают тексты

115

Инсценировка - мини

10

12

27.

29.

12.30- 13.10

Игра инсценировка

2

«Заюшкина избушка» (конусный театр)

107

Инсценировка - мини

Творческая лаборатория 8 часов

11

01

10.

12.

17.

19.

12.30- 13.10

урок

4

Знакомство с рифмой, сочинение считалок, сказочных историй, загадок.

304

опрос

12

01

24.

26.

12.30- 13.10

урок

2

Театр мягкой игрушки.

304

13

01

02

31.

02.

12.30- 14.00

урок

2

«Воробей и кот».Игры со своими сочиненными считалками

304

Твой словарик 2

14

02

07.

09.

урок

2

Различные словари Мой личный словарик

304

Книги - твои друзья 8

15

02

03

1416

21

28

02

09

14

16

12.30- 14.00

8

Посещение библиотеки. Чтение и обсуждение прочитанных книг, литературные игры

Библиотека школьная, детская.

Речевой этикет 32

16

03

04

21

23

30

04

06

11

13

18

20

25

12.30- 14.00

урок

10

Произношение орфографических сочетаний. Устная речь. Её особенности.

107

опрос

17

04

05

27

04

11

16

18

12.30- 14.00

урок

5

Артикуляционная

гимнастика

107

опрос

18

05

23

25

30

12.30- 14.00

урок

3

Работа над развитием зрительной памяти

115

опрос

19

06

01

06

12.30- 14.00

Урок игра

2

Работа над развитием выразительности чтения. Давайте поиграем! Творческие игры

115

опрос

20

06

08

15

12.30- 14.00

урок

2

Работа над дикцией

304

опрос

21

04

20

12.30- 14.00

урок

4

Работа над развитием артистических способностей. Устная речь. Как вести беседу?

304

опрос

22

06

22

12.30- 14.00

урок

4

Артикуляционная гимнастика. Работа над мимикой.

304

опрос

23

06

23

12.30- 14.00

2

Инсценировка.

Коллективные игры. Работа над выразительностью речи

304

опрос

Об одном и том же по- разному 8

24

06

27

3

Характеристика настроений героев. Чувства. Мимика.

101

игра

25

06

29

2

Выбери себе друга, подругу. Изобрази манеру поведения друга, подруги. Инсценировка

101

26

06

30

2

Инсценировка. Подготовка праздника. Подготовка конкурса или викторины

101

27

06

30

1

Итоговое занятие «Сказочный калейдоскоп «В кругу друзей»

101

Календарный учебный график

Год обучения: 01 сентября 20 ___ г.  – 31 мая 20___ г.

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Неделя обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1 год обучения

контроль

практика

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

теориия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная аттестация

Каникулярный период

*

Занятия, не предусмотренные расписанием

Год обучения: 01 сентября 20 ___ г.  – 31 мая 20___ г.

Год обучения

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель

Всего часов

Неделя обучения

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

1  год обучения

контроль

практика

2

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

36

52

теория

1

1

1

1

20

Промежуточная аттестация

*

Каникулярный период

Занятия, не предусмотренные расписанием

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественное слово»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения)

«Художественное слово

Аршина Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования.

МБУ ДО Аскизский РЦДО

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Социально-гуманитарная

Уровень рабочей программы

Стартовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений)

01.09.2114.09.22  - организационный период.

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

С середины марта до конца мая - учебная практика

год обучения

1 год обучения

количество учебных часов по программе

72

количество учебных часов по КТП

72

Цель рабочей программы на текущий учебный год

создание условий для формирования устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова, использованию разнообразных языковых средств в собственных текстах, воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

- Закрепление навыков и правильного произношения.

- Формирование умения быстро ориентироваться в тексте (объединять слова в речевые такты и во фразы, находить главные мысли, слова или группы слов).

- Формировать навыки анализа текста.

- Научить владеть нормами литературного языка.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю

 2 занятия в неделю по 45 минут

Место реализации программы

МБУ ДО Аскизский РЦДО

Состав группы

Одновозрастной/ разновозрастной

Ожидаемые результаты

способы их оценки в текущем учебном году

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру, авторской принадлежности;

Формы  предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • игра инсценировка
  • портфолио;
  • результаты участия в различных конкурсах.

Форма проведения промежуточной аттестации

Анкетирование, защита проектной работы , игра инсценировка

Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

(даты проставляются в соответствии с утвержденной расписанием)

Дата

Количество часов

Тема

Форма контроля

По плану

По факту

Всего

Теор.

Практ.

Раздел 1. Введение (1 час)

2

1

1

Вводное занятие. «Знакомство с новым видом деятельности».

Беседа, практическая работа

Раздел 2. Учимся говорить правильно  (8 часов)

2

1

1

Игры и упражнения, способствующие вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих детей

Опрос, игра

2

1

1

Знакомство с важными интонационными средствами выразительности, как основной тон высказывания громкость, темп, логическое ударение

Чтение, практическая работа,

2

2

«Мы играем и поем» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и медведь»).

Чтение по ролям, практическая работа

1

1

Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить...»

Чтение по ролямпрактическая работа

1

1

Итоговое занятие по разделу

Проектная работа, защита

Раздел 3. Текст (6часа)

2

1

1

 О чем говорит заглавие?

 

Практическая работа

2

1

1

Как построить текст. Какие бывают тексты.

Опорные слова. Основная мысль.

Практическая работа

1

1

«Заюшкина избушка» (конусный театр)

Практическая работа

1

1

Итоговое занятие по разделу

Проектная работа, защита

Раздел 4.  Творческая лаборатория (5 часов)

1

1

Знакомство с рифмой, сочинение считалок, сказочных историй, загадок.

Практическая работа

Мини инсценировка

2

1

Театр мягкой игрушки.

Практическая работа

1

2

«Воробей и кот». Игры со своими сочиненными считалками

Практическая работа

 Мини инсценировка

1

1

Итоговое занятие по разделу

Проектная работа, защита

Раздел 5. Твой словарик (2часа)

1

1

1

Различные словари Мой личный словарик

Практическая работа

1

1

Итоговое занятие по разделу.

Проектная работа, защита

Раздел. 6 Книги - твои друзья (8часов)

8

8

Посещение библиотеки. Чтение и обсуждение прочитанных книг, литературные игры

Коллективный поход в библиотеку

Раздел 7.  Речевой этикет (32 часов)

18

18

Произношение орфографических сочетаний. Устная речь. Её особенности.

Проектная работа, защита

2

1

1

Артикуляционная

гимнастика

Опрос

2

1

1

Работа над развитием зрительной памяти

Опрос

2

1

1

Работа над развитием выразительности чтения. Давайте поиграем! Творческие игры

Опрос

2

1

1

Работа над дикцией

Опрос

2

1

1

Работа над развитием артистических способностей. Устная речь. Как вести беседу?

Опрос

2

1

1

Артикуляционная гимнастика. Работа над мимикой.

Опрос

2

1

1

Инсценировка.

Коллективные игры. Работа над выразительностью речи

Опрос

Раздел 8.  Об одном и том же по- разному(8часов)

2

2

Характеристика настроений героев. Чувства. Мимика

игра

2

2

Выбери себе друга, подругу. Изобрази манеру поведения друга, подруги. Инсценировка

игра

2

2

Инсценировка. Подготовка праздника. Подготовка конкурса или викторины

игра

2

2

Итоговое занятие «Сказочный калейдоскоп «В кругу друзей»

игра

Итого

72

20

52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"

Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоивших дополнительную образовательную программу «Художественная роспись»

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...