Рабочая программа "Школьное лесничество"
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа "Школьное лесничество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_lesnichestvo.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Забайкальского края
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 пгт. Новокручининский
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 2 __________ .Кеня Л.И. от « » 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 __________ Гаврилова Л.Г. Приказ № от « » 2014 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Школьное лесничество - Росток»
2ч/неделю 68 ч в год
Направление: экологическое
Возраст учащихся: 7-8 классы 13-14 лет
Руководитель кружка:
учитель биологии Туркина Елена Александровна
2014-2015 г.
- Пояснительная записка
Современная школа уделяет серьёзное внимание экологическому образованию школьников. Прежде всего, школьное лесничество – это объединение школьников, увлечённых единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказание помощи лесничествам. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии. Данный курс можно считать профориентационный.
Актуальность:
Необходимость развития экологического образования в Российской Федерации, включения его в состав Государственного стандарта общего среднего образования неоднократно формулировалась в качестве одного из ключевых направлений образовательной политики. В частности, такая стратегическая задача определена Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года № 889
Одобрена Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года, указ № 673 от 20.10.09 г.
Актуальность курса объясняется и тем, что образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.
Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными и наиболее ценными являются леса. Они стабилизируют климатические условия нашей планеты, являются основным средообразующим фактором.
Лес испытывает разнообразное влияние со стороны человека: вырубка, туризм, загрязнение атмосферы… это вмешательство нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинить лесу наименьший вред. А для этого надо знать как можно больше о жизни леса.
Педагогическая целесообразность:
Данный кружок позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Занятия кружка построены в основном на практических занятиях, что позволяют решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Направление: экологическое
Общее количество часов: 2ч/неделю 68 ч в год
Цель данного курса: Повысить экологическую культуру учащихся.
Задачи данного курса:
- Формирование у детей экологического мировоззрения.
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,
- Расширение и конкретизация знаний о лесном сообществе родного края, проблемах, способах восстановления.
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по лесовостановлению.
- Обеспечение практической деятельности учащихся по изучению лесного биоценоза.
- Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений.
- Стимулирование познавательной активности учащихся;
- Способствовать развитию умения публичного выступления.
- Познакомиться с особенностями профессий лесного хозяйства
Отличительная особенность данной программы в том, что она является преемственной линией экологического воспитания от начальной школы до 8 класса.
В 9 классе детям предоставляется возможность выбрать элективный курс экологического воспитания.
Сроки реализации программы: 1 год
Продолжительность занятий: 2 часа в неделю по 45 минут.
Этапы занятия:
- Вводная беседа
- Теоретическая часть
- Игровая часть
- Диагностика
- Практическая часть
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися практических экологических и природоохранных навыков
- повышение уровня экологической воспитанности.
- повысить профориентационную подготовку учащихся
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Анализирование
- Тестирование
- Наблюдение
- Беседа
- Самоанализ
Подходы к образовательно-воспитательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (запись учащегося в кружок проводится только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (предлагаемая работа доступна для выполнения ребёнку).
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип коллективности.
- Принцип преемственности
Характеристика группы учащихся составляется после проведения диагностики.
Возраст учащихся: 13-14 лет
- Учебно – тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего (ч) | Тематических | Практических |
1 | Вводное занятие. Диагностика | 1 | 1 | |
2 | Значение леса | 2 | 2 | |
3 | Экскурсия в Ботанический сад | 4 | 4 | |
4 | Экскурсия на лесосеменную станцию | 4 часа | 3 | 1 |
5 | Экскурсия «Гослесслужба Забкрая» | 4 часа | 4 | |
6 | Лекция от специалистов лесного хозяйства | 2 час | 2 | |
7 | Работа на пришкольном участке | 4 часа | 4 | |
8 | Обработка гряд на пришкольном участке | 26 часов | 26 | |
9 | Участие в Общероссийской акции «Вместе сохраним леса от пожаров» | 15 часов | 7 | 8 |
10 | Заключительное занятие | 2 | 2 |
Итого | 64 | 25 | 39 |
Резервное время 4 часа
Данная рабочая программа является мобильной. Возможно изменение, дополнение тем. Изменение даты практических работ из-за погодных условий.
- Содержание программы
Введение. Цель, задачи на год. Особенности практических работ. Уточнение списка учащихся. Выбор старосты группы. Значение экологических знаний. Входная диагностика уровня экологической воспитанности учащихся.
Значение леса. Типы лесов России. Количественный и качественный состав лесов. Лиственница. Лесные ресурсы России. Проблемы леса. Экскурсия в Экскурсия в Ботанический сад. Лекция экскурсионная от специалистов. Разнообразие флоры, особенности выращивания и ухода.
Экскурсия на лесосеменную станцию. Особенности выращивания древесных пород края. Семенная заготовка и подготовка к посадке. Практическая работа «Вредители лесных культур». Профориентационная беседа.
Лекция от специалистов лесного хозяйства КГУ «Оленгуйский лес».
1.Особенности работ в лесном хозяйстве. Профессии. Формы работы. Перспективы. Учебные заведения.
2. Леса участка. Проблемы: пожары, мусор, рубки, браконьерские рубки, заболевания лесных культур. Клещевой энцефалит – способы защиты.
Практическая работа на пришкольном участке. Вскопка гряд под лесные культуры. Внесение удобрений. Формирование гряд. Посадка семян хвойных деревьев. Изготовление табличек с названием посаженных видов.
Практическая работа «Обработка гряд на пришкольном участке» Прополка, полив с мая по август. Укрытие опилками на зиму всходов.
Участие в Общероссийской акции «Вместе сохраним леса от пожаров» с 15 апреля по 15 мая. Изготовление плакатов тематических и размещение их в посёлке в общественных местах. Изготовление и раздача листовок среди населения. Показ тематических мультфильмов для учащихся 1-3 классов. Акция чистый лес. Создание видеоролика о последствиях лесных пожаров, о важности леса. Проведение тематического классного часа в 5 классах учащимися кружка. Заключительное занятие. Итоги работы за год - отчётная презентация. Диагностика уровня экологической воспитанности. Анализ работы кружка.
- Методическое обеспечение.
- Форма подведения итогов:
Диагностика уровня экологической воспитанности
На первом занятии проводится диагностическое тестирование и выполняется задание «Окружающая среда вокруг нас», ребятам предлагается набор картинок с изображениями природы, людей и промышленности Используя данный материал, учащиеся должны составить и нарисовать схему того, как они представляют окружающую среду, из каких компонентов она состоит, какие взаимосвязи в ней существуют. Данная форма организации занятия дает возможность определить дальнейшее направление работы по созданию единого экологического пространства кружка, где каждому учащемуся, на основе его интересов, потребностей и уровня осознанности отношения к природе, намечаются пути развития.
Особым этапом процедуры диагностики является ведение протоколов наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии кружка. Наблюдение направленно на определение отношения учащихся к объективному миру, другим людям и к самому себе. Протоколы разработаны в соответствии с методикой Т.Б. Гребенук, Н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова, и представляют собой таблицу, где прописана тема занятия и задания выполняемые кружковцами в ходе работы. Заполняются они в соответствии с таблицей диагностики типа экологической культуры, где показателями сформированности экологической культуры являются отношения, каждому из этих показателей характерен свой набор признаков, сочетание определенных признаков присущих отношениям соответствует одному из типов экологической культуры.
В своей работе типы экологической культуры определяем в соответствии с типами экологической культуры, выделенными Дорошко О.М., это тип слияния, личной достаточности, экологический пессимизм, экологический оптимизм, абсолютизация экологического знания, экологической гармонии.
По окончанию первого и второго года обучения ребятам предлагается анкета. Анкета составлена на основе методики Кашлева С.С. «Диагностика уровня экологической культуры личности». Вопросы, включенные в анкету условно можно разделить на две части. Вопросы одной части относятся к тому, как дети воспринимают занятия в кружках. А другая часть вопросов позволяла выяснить уровень сформированности в процессе работы в кружках личностные характеристики кружковцев, определяющие экологическую культуру
4.2. Кружковые объединения
Школьное лесничество, организованное в форме кружка, в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Лесным кодексом Российской Федерации, Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и другими нормативными актами.
Школьные лесничества кружкового типа могут создаваться на базе образовательных учреждений и на базе лесничеств.
Деятельность детей в кружках осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях в возрасте от 7 до 18 лет в течение года и в каникулярное время на основе реализации программ дополнительного образования детей. Продолжительность обучения по образовательным программам составляет от 1 года (и менее) до 6 лет и зависит от времени поступления детей, выбора учащимися уровня содержания программы и форм обучения.
Занятия в кружках могут проводиться со всем составом учащихся, по группам и индивидуально.
Численный состав и продолжительность занятий в них зависят от уровня содержания программ.
4.3 Природоохранная деятельность
Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.
Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Одновременно с этим ведется просвещение местного населения, которое не остаётся в стороне от поддержки мероприятий, проводимых школьниками. Во время проведения природоохранных акций происходит становление детского характера: дети активно заявляют о себе как защитники природы.
Природоохранная деятельность в школьных лесничествах организуется и проводится на основе плана работы школьного лесничества
4.4 Просветительская деятельность
Ведение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде, принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы.
Лесоприродоохранная пропаганда – совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение лесов как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете. Результатом пропаганды является формирование определенного состояния сознания окружающих, мировоззрения и ценностных ориентаций личности и стимулирование соответствующих им поступков. Усвоение пропагандируемых идей и взглядов, превращение их в убеждения является сущностью пропагандистской работы.
Лесоприродоохранная пропаганда включает в себя следующие виды: массовая работа природоохранного направления, средства наглядной агитации и пропаганды учащихся (листовки, аншлаги, плакаты и др.), пропаганда с использованием средств сценического творчества.
4.5. Планы проведения исследовательских работ
Проведение любого исследования состоит из ряда этапов:
- поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач;
- изучение состояния вопроса, знакомство с объектом исследования и изучаемой проблемой, выбор и освоение методики проведения исследовательской работы;
- сбор материалов в процессе проведения опытов или исследований, проведение наблюдений, учетов или опытов;
- обработка материалов, получение результатов и их анализ;
- Список литературы.
- Т.Б. Гребенук, Н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова Диагностика экологической воспитанности школьников − СПб, 2009
- Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999.
- Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 336с.
- Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: практическое пособие / под ред. Е.П. Кузьмичева. – М.: Весь Мир, 2006. – 128 с
- Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 2000.
- Рубцова, З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися / З.И. Рубцова. – М.: ЦДЮТур, 1998.
- Руководство по учету и оценке второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования. – М.: ВНИИИЛМ, Минприроды РФ, 2003.
- Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 1988.
- Соколова, Э.С. Указания по диагностике болезней хвойных пород в питомниках и молодняках / Э.С.Соколова, Н.М.Ведерников. – М.: Министерство лесного хозяйства РСФСР, 1988.
- Справочные материалы для организаторов работы в школьных лесничествах: методическое пособие / под ред. А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2004.
- Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник / Сост. А.Г. Муравьев, Б.В. Смолев, А.А. Лавриненко, Д.В. Кудряшов. / под ред. кандидата химических наук А.Г. Муравьева. –2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+. 2001.
- Страунинг, А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии / А.М. Страунинг, А.И. Никашин. – Ростов-на-Дону, 1992.
- Филенко, А.И. Организация работы в школьных лесничествах: методическое пособие/ А.И. Филенко. – Йошкар-Ола, 2005
- Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2002.
- Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики. / Н.Е. Щуркова – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.
- Экологическое образование и воспитание школьников: методические рекомендации. – Тула, 1990.
- Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Школьное лесничество « БЕРЕЗКА»
Цель и задачи:- приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности, природоохранной, просветительской деятельности;-сформировать у учащихся правильное отношение к рациональному исполь...
рабочая программа "Школьное лесничество-"тропинка"", Уфалейлес-МБУДОД ДДТ
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. У детей младшего школьного возраста мож...
Рабочая программа школьного кружка "Лесничество"
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включае...
Рабочая программа по кружку "Школьное лесничество"
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного лесничества
Цели программы:Повысить интерес к изучению географии, биологии и экологии; Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;Познакомить с основными методами изучения...
Конкурс "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г.
Материалы для участия во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г...