Рабочая программа по кружку "Школьное лесничество"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_les.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДОД ДДД А.А.Иванова _______________ . «____» ______________ 2016 г. |
Программа дополнительного образования учащихся кружка школьного лесничества «Росток»
на 1 год
возраст учащихся
11-16 лет
Педагог дополнительного образования
Салихова Лилия Фоатовна
с.Суккулово
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Программа кружка «Росток» ставит следующие цели:
- воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;
- научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками и определителями;
- развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
- выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по отношению к ней;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.
В программу кружка «Росток» входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении массовых традиционных праздников природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Птицы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и т. д., участие в районных, областных и всероссийских слетах членов школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатоков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и др.), в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу и деревообрабатывающих цехах, для встречи с ветеранами труда и передовыми тружениками леса, ознакомления с механизмами, облегчающими их труд.
Программа кружка «Росток» рассчитана на 128 часов в год.
Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа кружка может быть продолжена за счет практических часов или в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, продолжается выполнение индивидуальных или групповых опытных работ
и наблюдений за природой по заданию руководителя кружка и других наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства и ученых.
Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствующего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. После выполнения конкретного задания учащийся представляет отчет о проделанной работе, с которым он выступает перед своими товарищами по школе.
В процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной санитарии.
Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполнения всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.
К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться ученые, работники государственной лесной охраны и другие специалисты лесного хозяйства.
По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о проделанной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым природным объектом.
Цель программы: Создать условия для формирования и развития у обучающихся:
- Естественного интереса к природе;
- Лучшему усвоению программного материала;
- Творческих способностей;
- Умения работать в группе.
Задачи:
- Обучающие:
- Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
- Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
- Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
- Развивающие:
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
- Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитательные:
- Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
- Трудовое воспитание – забота о животных и растениях.
- Эстетическое воспитание – благоустройство школьной территории, озеленение класса, территории села.
- Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
- Воспитывать необходимость здорового образа жизни.
Тематическое планирование
занятий кружка «Росток»
на 2016-2017 учебный год руководитель: Салихова Л.Ф.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве. | 2 | 05.10.16 |
2 | Практическая работа. Ознакомление с рисунками, фотографиями, дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы. | 2 | 06.10.16 |
3 | Практическая работа. Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей. | 2 | 12.10.16 |
4 | Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работников леса» с приглашением в школу специалистов лесного хозяйства. | 2 | 13.10.16 |
5 | Практическая работа. Закладка опыта: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников. | 2 | 19.10.16 |
6 | Практическая работа. Участие в трудовой операции «Лесные семена». | 2 | 20.10.16 |
7 | Практическая работа. Трудовое участие в озеленении закрепленной лесной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками. | 2 | 26.10.16 |
9 | Понятие о природе. Охрана природы – дело государственной важности. Влияние деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе. Соблюдение законов об охране природы. | 2 | 27.10.16 |
12 | Народнохозяйственное значение леса. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Лес – место обитания животных. Заповедники и заказники. | 2 | 09.11.16 |
13 | Практическая работа. Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Оформление стенда . | 2 | 10.11.16 |
15 | Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира и России. Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экологическое значение в настоящее время и будущем. | 2 | 16.11.16 |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
16 | Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?» | 2 | 17.11.16 | ||
17 | Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих пород деревьев и кустарников России. Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. | 2 | 12.11.16 | ||
18 | Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Охраняемые виды редких растений республики и района. | 2 | 18.11.16 | ||
19 | Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений. Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловодство. | 2 | 23.11.16 | ||
20 | Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. | 2 | 25.11.16 | ||
22 | Экскурсия на лыжах с целью изучения растений, животных и явлений природы. | 2 | 29.11.16 | ||
23 | Практическая работа. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре с помощью определителя | 2 | 30.11.16 | ||
24 | . Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растений. Ядовитые грибы и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. | 2 | 07.12.16 | ||
25 | Практическая работа. Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Проведение викторины «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?» | 2 | 08.12.16 | ||
27 | Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. | 2 | 14.12.16 | ||
28 | Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев для механизированной посадки леса. | 2 | 15.12.16 | ||
29 | Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и посадке сеянцев на лесокультурной площади. | 2 | 21.12.16 | ||
30 | Практическая работа. Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений. | 2 | 22.12.16 | ||
31 | Практическая работа. Проведение викторины «Какая это порода». Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки. | 2 | 28.12.16 | ||
32 | Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственности за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. | 2 | 29.12.16 | ||
33 | Значение птиц, зверей и насекомых для леса. Животные, занесенные в «Красную книгу» Охраняемые виды животных. | 2 | 14.01.17 | ||
34 | Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод | 2 | 15.01.17 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. | 21.01.17 | ||||
35 | Практическая работа. Изучение отличительных признаков по чучелам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых, приносящих ущерб лесному хозяйству. | 2 | 22.01.17 | ||
36 | Практическая работа. Проведение викторины «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной». | 2 | 28.01.17 | ||
37 | Практическая работа. Подкормка птиц и животных в зимнее время. Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами. | 2 | 29.01.17 | ||
38 | Практическая работа. Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей. | 2 | 01.02.17 | ||
40 | План организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки. | 2 | 02.02.17 | ||
41 | Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т.д. | 2 | 08.02.17 | ||
42 | Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. | 2 | 9.02.17 | ||
43 | Практическая работа. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировки с них. | 2 | 15.02.17 | ||
44 | Практическая работа. Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. | 2 | 16.02.17 |
46 | Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них. | 2 | 22.02.17 |
47 | Экскурсия в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок. Экскурсия в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин. | 4 | 24.02.17 |
48 | Практическая работа. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу. | 2 | 01.03.17 |
49 | Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. | 2 | 02.03.17 |
50 | Практическая работа. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны. | 2 | 09.03.17 |
51 | Практическая работа. Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы) | 2 | 10.03.17 |
52 | Экскурсия с целью изучения растений, животных и явлений природы. Операция «Первоцвет». | 2 | 16.03.17 |
53 | Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники. | 2 | 17.03.17 |
54 | Подготовка к республиканскому конкурсу «Юный лесовод». | 2 | 23.03.17 |
55 | Практическая работа. Глазомерное, лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей. | 2 | 24.03.17 |
56 | Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Химическая переработка древесного сырья. | 2 | 05..04.17 |
58 | Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного материала для озеленения. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. | 2 | 06.04.17 |
Практическая работа. Навыки определения сторон света без компаса и времени без часов, умение обеззараживать воду, строить шалаш принося минимальный урон природе. | 2 | 12.04 17 | |
Практическая работа. Проведение простейшего геоботанического описания предложенного участка леса. | 2 | 13.04.17 | |
Практическая работа. Проведение таксации заданного участка леса глазомерно-измерительным методом. Назвать тип растительности леса, формулу состава древостоя, ярусность, сомкнутость крон. | 2 | 19.04.17 | |
Подготовка исследовательских работ по темам «Лесопатология», «Лесная таксация», «экология лесных растений» | 2 | 20.04.17 | |
Подготовка исследовательских работ по темам «Лесопатология», «Лесная таксация», «экология лесных растений» | 2 | 26.04.17 | |
Защита исследовательских работ | 2 | 27.04.17 | |
Экскурсия в лес. Изучение основных вредителей леса. Сбор коллекций вредителей леса. | 2 | 03.05.17 | |
Основные вредители леса. Составление коллекций из собранных вредителей леса. Описание вредителей по определителям. | 2 | 04.05.17 | |
Экскурсия. Изучение антропогенной нагрузки на лесное сообщество. | 2 | 10.05.17 | |
59 | Практическая работа. Участие в операции «Лесная аптека». | 2 | 11.05.17 |
60 | Практическая работа. Тестовые задания по пройденному материалу. | 2 | 17.05.17 |
61 | Выпуск стенгазеты «Росток» | 2 | 18.05.17 |
62 | Подготовка к итоговой конференции. | 2 | 24.05.17 |
Итоговая конференция Выступление членов кружка по своим темам. | 2 | 25.05.17 | |
Итого: | 128 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство учащихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год.
Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве.
Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже родной природы», «Школьные лесничества» и др.
Практическая работа. Ознакомление в уголке природы школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы.
Трудовое участие в озеленении закрепленной территории и уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками в период осеннего праздника «Неделя леса и сада».
Обзорная экскурсия в лес — по границам лесных владений школьного лесничества.
2.Охрана природы. Понятие о природе. И. В. Мичурин — великий преобразователь природы. Охрана природы — дело государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе.
Важнейшие документы по охране природы. Охрана окружающей природной среды — дело всех народов мира. Соблюдение законов об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов в России. Фотоаппарат и магнитофон для записи голосов птиц и зверей — лучшие помощники при общении с природой.
Показ короткометражного научно-популярного кинофильма «Охрана природы — дело народное».
Практическая работа. Оказание помощи в оформлении школьного уголка природы; пополнение экспонатами биологических кабинетов. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
3.Лес — основной компонент окружающей среды. Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и художников.
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.
Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».
Практическая работа. Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека». Организация викторины «Лес — мир добра и чудес». Оформление стенда . Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйственный интерес. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
4.Основные сведения о лесных ресурсах мира и России. Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, России.
Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управление лесным хозяйством в России и за рубежом.
Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.
Для закрепления сведений провести викторину «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».
5.Основы лесоведения и лесоводства. Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород страны. Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу России» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.
Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловодство.
Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Практическая работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение породного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарственных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.
Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений. Проведение викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».
Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовки лекарственного сырья по заданию Аптекоуправления.
Беседы среди своих сверстников и младших школьников на темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения и здоровье человека».
Экскурсии в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом, а также с работой орудий и машин.
6. Лесовосстановление. Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.
Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.
Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. Техника безопасности и производственная санитария.
Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
Практическая работа. Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев и кустарников; по выращиванию голубой ели черенками или семенами под полиэтиленовой пленкой.
Подготовка весеннего праздника «Месячник леса и сада».
Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивания посадочного материала под полиэтиленовой пленкой». Проведение викторины «Какая это порода?» (по семенам и всходам).
Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки.
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники.
Распознавание основных видов минеральных и органических удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений.
Общественно полезный труд. Участие в трудовой операции «Лесные семена». Участие в посадке леса и уходе за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах, осенней инвентаризации лесных культур, выявление их приживаемости.
7. Охрана и защита леса. Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране.
Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные, занесенные в «Красную книгу». . Охраняемые виды животных. Главнейшие виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вредителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Практическая работа. Изучение отличительных признаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Проведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены человеком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».
Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.
Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.
Общественно полезный труд. Проведение контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Муравей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц). Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.
8. Основы лесной таксации. План организации лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.
Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них.
Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дереза, его диаметра и ширины. Составление словаря незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации».
9. Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве. Понятие о главнейших технико-экономических показателях производственных планов. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.
Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки древесины.
Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них.
Понятие о лесном сортименте.
Практическая работа. Подготовка и участие в празднике «День работника леса» с приглашением в школу специалистов лесного хозяйства. Оформление стенда «Что дает один кубометр древесины». Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с показом текстуры — ее строения — древесины в радиальном, тангентальном и поперечном срезах).
Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с технологическими процессами и работой на деревообрабатывающих станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.
Посещение лесничества (лесхоза) в период проведения дня открытых дверей, беседы со специалистами лесного хозяйства и передовиками производства.
10. Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Как, что и когда наблюдать в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инструменты и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.
Сбор различных природных материалов для составления учебных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц — брошенных), образцов древесины, плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями.
Викторина «Что когда бывает?» (о сезонных явлениях природы).
Беседы: «Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», «Животные-синоптики», «Растения-барометры».
Обобщение итогов наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.
Экскурсии в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
Подготовка к конкурсу юных лесоводов. Подготовка проводится по программе конкурса с экскурсиями в природу.
11. Итоговая конференция. На конференции подводятся итоги работы кружка, заслушиваются отчеты об общественно полезной работе в лесничестве, о результатах опытов и экспериментов, награждаются лучшие кружковцы.
Приложение
Примерные темы опытов, рекомендуемые для самостоятельной работы
Работы по заданиям специалистов
лесного хозяйства
- Выявление и описание природных памятников реликтовых, редких и ценных видов растений и животных, встречающихся на территории района и области.
- Анализ опыта лесовыращивания хвойных и твердолиственных пород на различных типах почв за последние 25—50 лет на территории местного лесхоза (лесничества).
- Анализ влияния рубок ухода за лесом при формировании ценных лесных насаждений (по уходу за дубом, сосной, елью и другими породами в отдельности).
- Состояние охраны леса и ведения лесного хозяйства в лесхозе (лесничестве).
- Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района с указанием конкретных примеров.
- На основе глазомерного лесопатологического обследования выявление насаждений, зараженных стволовыми гилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми.
- В зоне деятельности школьного лесничества выявление площади и определение лесохозяйственных и других мероприятий, в проведении которых они нуждаются.
- Выявление и отбор элитных и старейших деревьев в естественных насаждениях лесничества. Составление на каждое из них паспорта
9. Учет муравейников по кварталам и определение мероприятий по их охране.
- Пушные и охотничьи звери, встречающиеся на территории района, и их хозяйственное значение.
- Выявление сырьевых баз и ресурсов ценных лекарственных трав, грибов и ягод в районе и составление схематической карты их размещения.
Опыты по заданию специалистов
лесного хозяйства
- Опыт выращивания сеянцев в лесных питомниках (в открытом грунте) и в теплицах (под полиэтиленовой пленкой). В итоге дать сравнительные результаты.
- Опыт выращивания сеянцев отсортированными крупными семенами, зачащенным севом в строку и вразброс по площади. Сравнение результатов выхода стандартного посадочного материала и практические выводы.
- Опыт ускоренного создания плодоносящих плантаций кедра сибирского методом прививки стадийно-старых черенков на сосну обыкновенную.
- Опыт использования минеральных и органических удобрений при выращивании посадочного материала в лесном питомнике государственного лесничества.
- Опыт размножения ели голубой при помощи семян или черенков с применением полиэтиленовой пленки и ростовых веществ.
- Применение полиэтиленовой обвязки при прививках.
- Применение различных видов приманок в борьбе с некоторыми видами вредных насекомых.
- Влияние сроков посева семян различных древесных пород на их всхожесть.
- Анализ результатов применения различных способов предпосевной обработки семян: стратификация, снегование, намачивание в различных стимулирующих растворах и так далее. (Опыт ставится в течение нескольких лет.)
Т е м ы, выполняемые по заданию
руководителя кружка
- Биологические и истребительные меры борьбы, применяемые к вредителям леса.
- Итоги фенологических наблюдений в течение календарного года за сезонным развитием растений, поведением животных и природными явлениями.
- Краткая биологическая характеристика и определение хозяйственной ценности для человека различных видов растительного и животного мира (дерева, птицы, зверя, растения, насекомого).
- Практические выводы и рекомендации по результатам проверки выполнения Закона об охране природы на предприятии, в колхозе, совхозе.
- Итоги фенологических наблюдений. Выявление взаимной связи и зависимости между явлениями природы, поведением животных и фазами развития некоторых видов растений (желательно использовать народные приметы).
6. Состояние охраны окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на территории района.
- Выявление и анализ различных видов эрозий (пахотной, пастбищной, водной, дорожной и т. д.) и предлагаемые меры по их предотвращению.
- Полезные ископаемые ресурсы на территории района и их использование.
- Главнейшие виды деревьев и кустарников, произрастающие на территории района и их практическое использование.
10.Роль леса в экономической жизни района и республики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...