Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год
рабочая программа на тему
В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии. Музей был основан 25 мая 1983 года. Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович.В основу создания музея были положены материалы о боевых заслугах соединений 1 ой воздушной армии, предоставленные бывшим командиром 1 ой воздушной армии Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Большую помощь в создании музея оказали летчики и штурманы 1-й Воздушной армии. Музей – это гордость нашей гимназии. Он стал частью жизни учеников, родителей и учителей, и представить нашу гимназию без музея уже невозможно.
Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению.
Для решения этой задачи и была разработана "Программа развития музея". Она тесно связана с программой развития гимназии «Интеграция и индивидуализация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_programma_dokument_microsoft_office_word.docx | 45.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53
Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53
на 2013-2018 год
Автор: Горбачева Е.М.,
учитель истории,
руководитель музея
Нижний Новгород
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос о патриотическом воспитании молодёжи- это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь. Важно понять, что есть патриотизм в России сейчас. Прежде всего, патриотизм ― это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас ― с Россией.
Патриотизм выступает делом совести каждого, его внутренним зовом. Патриотизм – это важнейший ресурс социальной энергии, направленный на возрождение страны. Без формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя И именно музейная педагогика имеет огромный потенциал для формирования и развития у подрастающего поколения исторического сознания, патриотических ценностей и ощущения себя в потоке времени. Именно музейная среда обладает значительными возможностями нравственно – эмоционального воздействия на формирующуюся личность школьника.
В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии. Музей был основан 25 мая 1983 года. Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович.В основу создания музея были положены материалы о боевых заслугах соединений 1 ой воздушной армии, предоставленные бывшим командиром 1 ой воздушной армии Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Большую помощь в создании музея оказали летчики и штурманы 1-й Воздушной армии, которые проживали в Н.Новгороде-это председатель Совета ветеранов авиации Н.Новгорода Поделякин Иван Григорьевич, Короткевич В.В., Воронин Георгий Павлович, Минеев Лущюк В.А., бывший командир авиационного полка. Участие учеников гимназии в сборе и обработке материалов, создание экспозиций музея, проведение экскурсий и просветительских мероприятий по тематикам музея – все это является той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследований значимость истории Отечества. Много внимания в работе нашего музея Боевой славы уделяется встречам с ветеранами. В процессе совместной поисковой деятельности ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества и коллективного труда. Музей – это гордость нашей гимназии. И, главное, он стал частью жизни учеников, родителей и учителей, и представить нашу гимназию без музея уже невозможно.
Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Ведь «самая главная «засада», самая главная опасность этой работы – если она будет формальной. Она тогда убьёт нашу конечную цель на корню, с первых шагов. Ведь люди настолько устали от прямой и тупой пропаганды, что они перестали ей доверять. А в этом деле очень важны честность, открытость и, в конечном счёте, эффективность. »В.В. Путин.
Программа развития музея тесно связана с программой развития гимназии «Интеграция и индивидуализация» Эта программа развития предназначена для педагогов, сотрудников, родителей и обучающихся гимназии №53.
«Мы уверены, что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если он однажды не познает успех в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения, вероятность того, что он преуспеет в жизни, резко падает.
Поэтому мы считаем, что успешное развитие гимназии – это процесс, в ходе которого будет решаться острейшая проблема всех школ - проблема неудачников. Другими словами, реализация данной программы должна содействовать поиску путей к достижению успеха как можно большего числа учащихся.
Мы полагаем, что успешная личность – это, прежде всего, полноценная личность, это человек, нашедший свой путь к любви и самоуважению. Последнее во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы.
Мы считаем, что гимназия должна открыть каждому учащемуся путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью. Поэтому большинство проектов, реализуемых в рамках программы развития, направлены, прежде всего, на приобретение социального опыта и воспитание социальной ответственности, которые позволят каждому ребенку не только получить хорошее образование, но и самое главное, поверить в себя.» Этими словами из программы мы и руководствовались, разрабатывая направления дальнейшего развития музея.
В основу программы развития музея гимназии на 2013-2018 годы были заложены следующие принципы:
принцип индивидуализации (успех всегда индивидуален)
принцип интеграции (добиваться успеха лучше совместными усилиями).
-Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
-Принцип партнерства всех школьных структур в организации работы музея.
-Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея
Цель деятельности Музея: развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской, экскурсионной работе Музея.
Задачи:
1. Познавательные:
1.1. Формировать интерес к основам музееведения, истории страны и Нижнего Новгорода.
1.2. Привлекать учащихся к поисковой, научной, исследовательской деятельности.
1.3. Передавать определенную информацию, конкретные знания по истории, культуре родного края;
1.4.Организовать учет и обеспечение сохранности музейных материалов;
1.5. Организовать экскурсионную деятельность.
2. Воспитательные:
2.1. Формировать духовно-нравственные основы личности.
2.2. Осуществлять эстетическое, этическое, правовое воспитание музейными средствами.
2.3. Воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам истории и культуры у подрастающего поколения; развитие детского самоуправления
3. Развивающие:
3.1. Обеспечить возможность самореализации и саморазвития личности ученика через работу в Музее.
3.2. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
Основные направления деятельности Музея
Направления решения задач
- Военно-патриотическое воспитание «На страже Родины»
- Краеведческая работа «Край любимый, край родной»
- Изучение истории школы «Родная 53-я»
- Проведение выставок различной направленности, показ семейных коллекций и т.п. «Мир музея»-
- Учебно - методическая работа, обучение юных экскурсоводов «Музейных дел мастер
- Информационное сопровождение деятельности музея «На медиа-волне»
Ожидаемые результаты
- создание эффективной и результативной системы методической работы в музее;
- увеличение числа временных выставок и экспозиций;
- увеличение числа проведенных экскурсий для учащихся и учителей гимназии, а также приглашенных гостей;
- оформление страницы музея на сайте гимназии, создание сайта музея.
Мероприятия в рамках реализации проекта
Направления | Виды деятельности |
«На страже Родины» | Проведение музейных уроков, посвященных дням Боевой Славы России, экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны»,проведение экскурсий по постоянным экспозициям музея. |
«Край любимый, край родной» | Работа в рамках проекта «Малые города России», участие в проекте «Рождественская сторона», разработка экскурсий по Нижнему Новгороду, проведение этнографических экскурсий |
«Родная 53-я» | Проведение экскурсий о Г.В.Ратинском, посвященных юбилею гимназии. Исследование истории гимназии, создание банка данных о выпускниках и учителях гимназии. Создание экскурсий, посвященных истории школы. |
«Мир музея» | Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки» и др., Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений» |
«Музейных дел мастер» | Учебно-методическая работа, обучение юных экскурсоводов на базе гимназии, создание видеотеки экскурсий |
«На медиа-волне» | Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта, статьи в газете «Диалог» |
Виды деятельности на базе Музея:
1.Экспозиционно - фондовая работа
- заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании
- переучет основного и вспомогательного фонда, сверка фонда с документацией
- подготовка новых экспозиций
- подготовка выставок
- подбор материалов для уроков мужества, классных часов формирование выставок
- правильное ведение специальной документации
- комплектование и описание новых поступлений
2. Экскурсионная работа
- организация экскурсий по музею
- Сбор материалов для новых экскурсий
- Проведение бесед, лекций, мини – экскурсий
- Участие в городском конкурсе экскурсоводов
- Проведение уроков мужества, праздников, викторин к памятным датам
3. Поисковая работа
поиск необходимых материалов для экскурсий, бесед
- обработка найденных материалов, экспонатов
- переписка с музеями страны с целью поиска нужной информации
- подготовка отчетов в виде дневников, газет, докладов, исследовательских работ
- работа в архивах
- встреча с очевидцами
4.Информационно – пропагандистская работа
- участие в выпусках газеты «Диалог»,передачах гимназического радио
- работа сайта музея
- выступает на страницах печати
- представляет материалы о музее
- участие в городских конкурсах
5.Научно – исследовательская работа
- готовит исследовательские работы на конкурсы
- готовит сообщения, рефераты, доклады для работы музея
- ведет работу в областном архиве
- осуществляет исследовательскую деятельность в фондах библиотек
- составление картотеки
- составление каталога презентаций, исследовательских работ
6.Организационно – массовая работа
- проводит уроки мужества
- выставки
- лекции к памятным датам
- участие в городских конкурсах школьных музеев
- участие в общешкольных делах
7. Краеведческая работа
- подготовка материалов к городским краеведческим конкурсам, олимпиадам
- работа в архивах
- подготовка и проведение экскурсий по городу
Механизм реализации программы развития музея
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Музейный актив формируется из учащихся с 5-11 класс по принципу добровольности и интереса. Работой музея руководит Совет музея. Совет музея выполняет следующие функции:
- разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
- анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
- рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
- организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.
СХЕМА СВЯЗЕЙ МУЗЕЯ
Техническое обеспечение реализации программы:
- Музейные предметы
- Библиотечный фонд
- Презентации
- Методическая база
- Аудиокассеты
- Видеофильмы
- Мультимедийные программы.
Использование возможностей музея в деятельности гимназии:
- разработка классных тематических часов, лекций, выставок
- использование библиотечных фондов
- кружковая работа
- организация встреч с ветеранами
- подготовка презентаций по краеведческой тематике
- подготовка исследовательских и творческих работ
- обеспечение тесной связи с музеями города
- обеспечение тесной связи с библиотеками
- обеспечение тесной связи со школьными музеями города и район.
Межпредметные связи:
- получение знаний по истории, обществознанию, праву
- получение дополнительных знаний по ОБЖ, литературе, географии
- получение практических навыков комплектования коллекций, учета материалов, экспонатов
- получение навыков библиотечного дела
- овладение первичными навыками научного исследования
- овладение умениями и навыками экскурсоводческой деятельности.
Обеспечение техники безопасности:
Инструктаж во время занятий музейного кружка
Инструктаж во время поисковой деятельности
Инструктаж во время работы с экспонатами
Инструктаж во время экскурсионных поездок
Инструктаж во время походов.
Ожидаемые результаты.
Программа развития музея Боевой Славы предполагает освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, которые в дальнейшем помогут не только ответственно строить свое будущее, но и мотивировать сверстников на общественно-значимую деятельность.
К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:
- освоение подростками и молодежью качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности
- формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
- укрепление взаимодействия между государственными и общественными структурами, в целях создания системы нравственно- патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения
Критерии оценки результатов реализации программы.
Результаты будут отслеживаться Советом музея.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
- метода самооценки;
- ведение «Книги отзывов»;
- систематические публикации материалов творческие отчеты;
- фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Сроки реализации программы
Реализация программы развития музея Боевой Славы ОМСБОН рассчитана на 2013-2018 г.г.
Этапы реализации программы
Этапы реализации программы | Сроки реализации программы | Цель работы на данном этапе | Ответственные |
Iэтап Организационно-подготовительный | 2013-2014 год | Цель: 1.Выявить позитивный опыт школьного музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности 2.Определить приоритетные направления развития музея как центра патриотического воспитания школы. 3.Выявить возможности общественно-экономической среды социума. 4. Разработать программу развития музея. | Руководитель музея Зам.директора по ВР Совет музея |
IIэтап Организационно-внедренческий | 2014-2015 год | Цель: 1.Разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды 2. Создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ. | Руководитель музея Зам.директора по ВР Совет музея |
IIIэтап Практический этап | 2015-2016 2016-2017 уч.год | Цель: 1.Реализация программ совместной деятельности. 2.Внесение коррективов в концептуальные положения | Руководитель музея Зам.директора по ВР Совет музея |
IVэтап Обобщающий этап | 2017-2018 уч. год | Цель: 1.Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития музея 2. Выявить уровень развития совместной деятельности | Руководитель музея Зам.директора по ВР Совет музея |
Мероприятия на 2013-2014 уч.год.
Мероприятие | Ответственный исполнитель | Сроки реализации | Показатели |
Проведение организационного собрания творческой группы учеников и педагогов – актива музея. | Е.М. Горбачева. | 2 -я неделя сентября | Создание Актива музея, творческих групп, распределение обязанностей, обсуждение плана |
Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию Курской битвы | Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова А.А. Батарин | сентябрь | Статья в газете, информация на странице музея |
Проведение экскурсий, посвященных юбилею гимназии о Г.В.Ратинском | Е.М. Горбачева М.Л.Гусевская | сентябрь-октябрь | Экскурсии на русском и французском языках, реферат и брошюра о Г.В.Ратинском, видеоэкскурсия |
Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта | Е.М. Горбачева А.В.Наумов | в течение года | сайт |
Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки» | Е.М. Горбачева Актив музея | декабрь | Новогодние экскурсии, мастер-классы на базе музея |
Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию снятия Ленинградской блокады | Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова А.А. Батарин | январь | Уроки, информация на странице музея |
Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений» | Е.М. Горбачева Актив музея | февраль-март | Выставки, статья в газете |
Проведение экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны» | Е.М. Горбачева Актив музея | апрель-май | Выставки, статья в газете |
Проведение экскурсии о П. А. Вышкинде фотолетописце Волги ХХ века | Е.М. Горбачева Актив музея | апрель-май | Выставки, статья в газете |
Программа «Хранитель древностей» на 2014-2015 уч.год
Количество часов и формы занятий: программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с основами музееведения, проблемами комплектования музейных коллекций, историей музейного дела. На практических занятиях учащихся получают навыки проведения и организации экскурсий по музею, организации конкурсов, викторин, игровых программ; организуют встречи с ветеранами и выпускниками школы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Музейную терминологию
- Основные музейные профессии
Учащиеся должны уметь:
- Составлять текст экскурсий, сценарии игровых программ.
- Работать с экспозицией
- Проводить экскурсии методически грамотно, содержательно
- Владеть музейной терминологией
- Оформлять музейную документацию.
Формы контроля:
1. Тесты, викторины.
2. Проведение экскурсии
3. Оформление картотеки, книги поступлений, экспозиций, творческих материалов, книги отзывов и предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ(3 часа)
Определение понятий «музей», «Школьный музей». Музеи разных типов и профилей. История становления музейного дела.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ (44 часа)
Тема 1. Музейная терминология как азбука музейного дела.
Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат. Раздел экспозиции, текст, этикетаж. Экспозиционное оборудование.
Практическая работа
- Составление словаря музейных терминов
- Знакомство с экспозицией Музея Боевой Славы
Тема 2. Музейные фонды и их накопление
Основные правила и принципы сбора памятников. Состав музейного фонда. Основной фонд. Научно-вспомогательный. Создание видеотеки.
Практическая работа
- Знакомство с фондами Музея
- Оформление картотеки музейных экспонатов
Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов.
Первичная работа музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Оформление документации. Хранение музейных фондов.
Практическая работа
- Работа над имиджем «экскурсовод»
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ (55 часов)
Тема 1. Научно-просветительская работа
Экскурсия: методика организации и проведения. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы. Знакомство с музейными профессиями.
Практическая работа
- Написание сценария одной из игровых программ
- Работа над текстом экскурсии.
Тема 2. Поисковая работа
Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учет. Сбор материала о выпускниках школы, учителях – участниках ВОВ. Практическая работа
- Работа с архивными документами
- Репетиция экскурсии
- Оформление экспозиций.
Тема 3. Оформление тематических выставок
Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам.
Практическая работа
- Оформление выставок в течение года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ тем | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Введение. Вводное занятие. Музеи разных типов и профилей | 3 1 | 2 1 | 1 |
2 | История становления музейного дела | 1 | 1 | |
3 | Первичная экскурсия в школьный Музей. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Основы музееведения. Тема 1. Музейные термины | 44 22 | |||
4 | Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат. | 2 | 2 | |
5 | Раздел экспозиции, текст, этикетаж | 2 | 2 | |
6 | Знакомство с экспозициями | 2 | 2 | |
7 | Работа в музее, подготовка к выставке | 2 | 2 | |
8 | Составление словаря музейных терминов | 1 | 1 | |
9 | Предмет музейного значения | 1 | 1 | |
10 | Тексты в экспозиции | 2 | 1 | 1 |
11 | Посещения музея и подготовка к выставке | 10 | 10 | |
Тема 2. Музейные фонды и их накопление | 11 | |||
12 | Научно-вспомогательные материалы | 3 | 3 | |
13 | Экспозиционные материалы | 2 | 2 | |
14 | Основные правила и принципы сбора памятников | 1 | 1 | |
15 | Основной фонд | 1 | 1 | |
16 | Оформление картотеки музейных экспонатов | 2 | 1 | 1 |
17 | Знакомство с фондами школы | 1 | 1 | |
18 | Посещение музея | 2 | 2 | |
Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов | 11 | |||
19 | Первичная обработка музейных предметов | 1 | 1 | |
20 | Научная регистрация музейных предметов, их хранение | 2 | 1 | 1 |
21 | Экскурсия в музей | 2 | 2 | |
22 | Оформление документации | 4 | 1 | 3 |
23 | Посещение выставки | 1 | 1 | |
Раздел 2. Формы работы Тема 1. Научно-просветительская работа | 55 32 | |||
24 | Научно-просветительская работа в музее | 2 | 2 | |
25 | Методика организации и проведения экскурсий, бесед, лекций | 2 | 2 | |
26 | Викторины, игровые программы | 1 | 1 | |
27 | Знакомство с музейными профессиями | 1 | 1 | |
28 | Встреча с работниками музея | 1 | 1 | |
29 | Работа над текстом экскурсии, имиджем экскурсовода | 4 | 4 | |
30 | Встреча с представителем музейного дела | 1 | 1 | |
31 | Работа по составлению таблицы «Моя родословная», генеалогического древа | 4 | 4 | |
32 | Организация передвижных выставок, лекций в школе | 17 | 17 | |
Тема 2. Поисковая работа | 22 | |||
33 | Поисковая работа. Актуальность работы | 1 | 1 | |
34 | Создание картотеки | 15 | 5 | 10 |
35 | Сбор материала | 5 | 5 | |
36 | Оформление документации, инвентарная книга, анкеты | 1 | 1 |
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития музея истории школы
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитани...
Программа развития музея школы
Материал для руковолителей школьных музеев...
Программа правильного питания Бычковой Н.В. учителя МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
Многие из нас привыкли к обильной жирной пище, не признают умеренность в веде, а невесть откуда взявшиеся атеросклероз, артрит, лишний вес, а то и диабет, совершенно не считают последствием мног...
Модуль "Я - Гражданин России" в программе развития воспитания в МБОУ г. Мурманска гимназии № 7.
Данный модуль расчитан на воспитание граданской позиции у обучающихся....
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ
Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...
Программа развития школьного краеведческого музея МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики
Краеведческий музей нашей школы впервые открыл свои двери для посетителей, ветеранов войны и тыла 9 мая 2008 г. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В 2007 г. Велась активная ...
Экологическое воспитание обучающихся в рамках программы Развития МБОУ Гимназия г. Великие Луки.
9 и 10 ноября 2017 года в Полистовском заповеднике Псковской области проходил межрегиональный семинар для работников дошкольных и школьных учреждений, посвящённый современным тенденциям в экологическо...