Программа развития музея истории школы
материал по краеведению по теме
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи. Наша школа имеет много хороших традиций. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов; выпускниками, которые стали известными и уважаемыми людьми; учителями, имеющими награды и поощрения не только областного, но и всероссийского уровня. Многие педагогические работники – выпускники нашей школы.
Поэтому возникла идея создания музея истории школы, а вместе с тем и написание программы развития музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития музея истории школы
муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения
«Лицей №22 города Белово»
на 2011-2016 годы
Содержание
Паспорт Программы Обоснование необходимости реализации Программы Ресурсы для эффективного решения поставленных задач Цель Программы Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей Принципы функционирования Программы Сроки реализации Программы Перечень и описание программных мероприятий Ожидаемые конечные результаты Литература |
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа развития музея истории школы муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Лицей №22 города Белово» на 2011-2016 годы (далее Программа) |
Заказчик программы | Администрация МБНОУ лицея №22 города Белово |
Цели Программы | Изучение основ музееведения и исторического краеведения, разработка основных этапов развития музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине. |
Задачи программы | 1. Изучить основы музееведения и исторического краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея. 2. Проанализировать опыт работы школьных музеев. 3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности школьников. 4. Разработать поэтапный план развития музея истории школы. |
Сроки реализации Программы | 2011-2016 г.г. |
Исполните ли и соискатели | Администрация, руководитель музея, Совет музея, учителя истории, географии, биологии, литературы |
Источники финансирования | Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
другие источники в соответствии с законодательством РФ. |
Ожидаемые конечные результаты | Формирование следующих компетентностей у учащихся:
В результате осуществления Программы ожидается: - выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе; -создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите; - закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог. |
Обоснование необходимости реализации Программы
Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства, и направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами пражанина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм – отличительное качество граждан России во все времена.
От общеобразовательных школ требуется больше, чем воспитание чувства гордости по отношению к государственным символам, таким как флаг, гимн, герб. Они должны давать ученикам прочные основы знаний, опирающиеся на непротиворечивую систему общих ценностей.
Патриотическое и нравственное воспитание приобретает по своему содержанию и форме качественные изменения. Во-первых, следует отметить рост самосознания каждого народа на территории России, отражающей с одной стороны, зрелость его социально-экономического и культурного развития. Отсюда потребность в переосмыслении своего исторического прошлого, стремление найти в исторических корнях стимул самостоятельного развития. Во-вторых, осознание народами России общности не только своего прошлого, своей исторической судьбы, но и своего будущего как цивилизации особого типа со своими особыми законами, условиями существования и менталитета.
Для реализации поставленных задач была разработана всероссийская Программа патриотического воспитания. Для ее реализации предполагается создание местных программ патриотического воспитания школьников. Общеобразовательная школа способна внести ощутимый вклад в формирование личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Особую роль в этом играет школьный музей. Так как именно в музеях особенно четко прослеживается взаимосвязь истории страны и края.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи. Наша школа имеет много хороших традиций. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов; выпускниками, которые стали известными и уважаемыми людьми; учителями, имеющими награды и поощрения не только областного, но и всероссийского уровня. Многие педагогические работники – выпускники нашей школы.
Немаловажное значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области краеведения. Она связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, поселке, школе и их лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения, гордости за успехи школы и обучающихся в различных областях знаний.
Школьный музей является одним из видов народных музеев. Музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого. В процессе работы в школьном музее учащиеся изучают историю, культуру, традиции родного края и школы.
Школьный музей содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах. Это способствует формированию навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, учатся наблюдать, систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учебы через дело.
Работа в школьном музее позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история школы, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить учащихся бережно относиться к обычаям и традициям различных народностей.
Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения, является создание программы развития музея.
В связи с этим, опираясь на всероссийскую Программу патриотического воспитания молодежи, с учетом «Программы духовно-нравственного воспитания лицеистов», была разработана Программа развития музея истории школы.
Программа учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе, ориентирована на учащихся общеобразовательных школ, способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию патриотизма.
Ресурсы для эффективного решения поставленных задач
Кадровые:
Руководитель музея – 1
Совет музея – 5
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1
Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности – 1
Учителя истории, географии, биологии – 4
Заведующий методическим объединением классных руководителей – 1
Материально-технические:
- Отдельная комната, площадью 48 кв. метров, находящаяся в пристройке лицея на 2 этаже.
- Комната для хранения архивных материалов 12 кв. метров.
- Рекреация второго этажа, где размещаются временные экспозиции.
- 6 стендов, размещенных в коридорах лицея.
- Хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования осуществляет администрация лицея при содействии Управляющего совета.
- Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
- средства, полученные в результате организованных акций;
- добровольные пожертвования от родителей;
- средства, полученные в виде добровольных взносов;
- другие источники в соответствии с законодательством РФ.
Информационные:
Модемная связь, Internet, электронная почта. Лекционный класс. Библиотека, оснащенная электронным каталогом систематической картотеки статей (СКС). В читальном зале с мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер; автоматизированная библиотечная система (АИБС «МАРК – SQL – версия школьных библиотек). 4 компьютерных класса. В 6 кабинетах интерактивные доски, проекторы.
Цель Программы
Изучение основ музееведения и исторического краеведения, разработка основных этапов развития музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.
Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей
1. Изучить основы музееведения и исторического краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея.
2. Проанализировать опыт работы школьных музеев.
3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности обучающихся.
4. Разработать поэтапный план развития музея истории школы.
Принципы функционирования Программы
Принципы продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом.
Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках Программы.
Принцип коллективности – воспитание у учащихся социально значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.
Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011-2016 годов в три этапа:
I этап – подготовительный 2011-2012 годы;
II этап – основной 2013-2016 годы;
III этап – рефлексивный 2016 год.
На первом этапе предусматривается:
- анализ научной литературы и изучения опыта работы музеев области и страны;
- создание нормативной базы музея истории школы;
- инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;
- организация работы с архивом;
- обновление стендов, смена экспозиций;
- проработка организационных основ реализации Программы;
- создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее истории школы.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.
Перечень и описание программных мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Финансовые затраты |
1. | Инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги | 2011-2012г.г. | Руководитель музея, актив музея | |
2. | Утверждение Положения и Программы развития | 2011-2012г.г. | Руководитель музея, Совет музея | |
3 | Паспортизация музея истории школы | 2011-2012г.г. | Руководитель музея, Совет музея | |
4 | Активизация изучения истории школы на уроках и во внеурочной деятельности | 2011-2012г.г. | Руководитель музея, Совет музея | |
5 | Проведение исследований проблематики основ музееведения и краеведения | 2011-2012г.г. | Учителя истории, руководитель музея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе | |
6 | Создание системы взаимодействия с музеями города и области | 2011-2013г.г. | Руководитель школьного музея, Совет музея | 2 т.р. в год |
7 | Разработка системы поощрения учащихся, занимающихся работой в школьном музее | 2011-2012г.г. | Руководитель музея | |
8 | Составление перспективного плана работы | 2011-2012г.г. | Руководитель музея, Совет музея | 4 т.р. в год |
9 | Расширение музея за счет новых площадей | 2013-2016г.г. | Директор, руководитель музея | 200 т.р. |
10 | Оснащение музея мультимедийным проектором | 2013-2016г.г. | Директор, руководитель музея | 80 т.р. |
11 | Создание системы взаимодействия с вузами | 2011-2013г.г. | Директор, руководитель музея | |
12 | Создание электронной базы данных музея | 2011-2016г.г. | Руководитель музея, совет музея | |
13 | Участие в социальных проектах | Регулярно | Руководитель музея | |
14 | Организация элективного курса для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью | Ежегодно | Руководитель музея | |
15 | Утверждение Положения о проведении декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся | Январь 2012 г. | Руководитель музея, Совет музея | |
16 | Организация и проведение декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся | Ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, Совет музея, учителя физической культуры | |
17 | Организация и проведение вахты Памяти, других мероприятий, посвященных Дню Победы | Ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, совет музея | |
18 | Организация и проведение научно-практических конференций лицея | Ежегодно | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе | |
19 | Организация и проведение общешкольных праздников, посвященных памятным датам | Ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей | |
20 | Проведение общешкольных конкурсов, викторин, комплекса мероприятий гражданского, патриотического, нравственного характера | Постоянно | Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей | |
21 | Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях патриотической и краеведческой направленности | Постоянно | Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей, руководитель музея | |
22 | Организация допризывной подготовки учащихся (проведение уроков по основам военной подготовки; встреч с выпускниками школы, отслуживших в армии; военно-спортивных игр и конкурсов) | Постоянно | Заместитель директора по ОБЖ, Совет музея, руководитель музея | |
23 | Организация публикаций в СМИ | Постоянно | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея | |
24 | Выступление на научно-методическом совете «Реализация Программы развития музея истории школы» | апрель 2016 г. | Руководитель школьного музея, Совет музея | |
Итого затраты: | 306 т.р. |
Ожидаемые конечные результаты
Формирование у учащихся следующих компетентностей:
- коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего, при решении социальных проблем;
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;
- морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
- когнитивная компетентность: готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;
- компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.
В результате осуществления Программы ожидается:
- выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе;
- создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
- закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
Литература
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Обухов А.С. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
- Амелина Г.А., Пронина А.И. Музейная педагогика в гимназии как средство ценностного отношения к культурно-историческому наследию // Перемены. - 2002. - № 1.
- Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использования краеведческого материала в школе // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 10. - С. 47-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23070.jpg)
Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-330904-1547482828.jpg)
программа работы музея истории школы на базе Лицея №1 г. Усмани
Программа деятельности музея истории школы, созданного в лицее№1 г. Усмани Липецкой области...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-330904-1547482828.jpg)
Краеведческая находка 2013 года музея истории школы МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области
В данной работе представлен результат деятельности школьного музея в плане поисковой работы. В сохранении исторических памятников важнен не только процесс поиска памятников истории, ...
Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год
В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии. Музей был основан 25 мая 1983 года. Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздуш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/13/picture-168620-1499947523.jpg)
Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)
Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1216363-1581077799.jpg)
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...