Модуль "Я - Гражданин России" в программе развития воспитания в МБОУ г. Мурманска гимназии № 7.
материал на тему
Данный модуль расчитан на воспитание граданской позиции у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
города Мурманска гимназия № 7
Автор:
Ростокина Л.Н.
учитель истории и обществознания
Утверждено
на педагогическом совете
№ _____от __.08.2011г.
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена для реализации одного из направлений воспитательной системы гимназии «Базовая культура личности», цель которого – формирование у гимназистов гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства, культуры межнационального общения, правовой культуры.
Задачи:
- Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям.
- Воспитание любви к малой родине, к своим родным местам.
- Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства.
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- Формирование у гимназистов понимания требований правовых норм и необходимости руководствоваться ими в повседневной жизни.
- Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо
Отечества.
Раздел I. Моя малая Родина.
Часть 1. Край, в котором я живу.
Освоение городского пространства.
Уникальность города. Микрорайон гимназии. Городские районы. Градообразующие предприятия. Памятники культуры. Городская сфера услуг. Возможности реализации и развития интересов и способностей.
Знакомство с историей края.
Дореволюционная история края.
История края с древнейших времен до конца 18 века. Край в 19 веке.
Город в советское время.
Великий Октябрь на Мурмане. Первые социалистические преобразования.
Мурман в годы гражданской войны.
Мурманская область в годы Великой Отечественной войны.
Люди и дело.
Город сегодня. Конверсия и городские предприятия. Новое в общественной жизни города. Международные связи Мурманска.
Город – единый целостный организм. Система городских органов власти и управления: городская Дума, Администрация города и ее отделы, судебная власть и органы правопорядка. Деятельность налоговой инспекции, фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда, фонда социального развития города.
Реализация профессиональных интересов обучающихся.
Изучение профессиональных интересов и способностей гимназистов. Потребности города в трудовых ресурсах. Возможности трудоустройства в городе. Пути повышения образования в городе. Городская служба занятости населения.
Часть 2. Земля Мурманская.
- Памятники природы __Мурманской_области.
2._Кольский_ край в истории России.
Кольский край в далеком прошлом. Заселение и освоение края. Проникновение новгородцев на Крайний Север. Смуты и бунты на территории края. Нападение англичан на Мурман. Влияние реформы об отмене крепостного права на развитие Кольского края. Зарождение и развитие народных промыслов. Революция 1917 года и установление советской власти на Мурмане.
Кольский край в советское время
Гражданская война на территории края. Годы нэпа. Процессы коллективизации и индустриализации на Мурмане. Мурманская область накануне и в годы Великой Отечественной войны. Мурманская область в 1945 – 1985 гг.
Развитие Мурманской области на современном этапе.
Великие _ЛЮДИ______.
Ушаков Иван Федорович (1921 - 2002), историк-краевед, доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического института. Заложил основы современного исторического краеведения в Заполярье. Награжден орденом Дружбы. Почетный гражданин Мурманска.
Маслов Виталий Семенович (1935 - 2001), начальник радиостанции на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Писатель. В 1986 г. в Мурманске по его инициативе прошел первый в СССР День славянской письменности и культуры. Почетный гражданин Мурманска.
Маслов Николай Антонович (1889 - 1965), доктор биологических наук, зав. лабораторией донных рыб Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Председатель секции северных морей Океанографической комиссии АН СССР, председатель Североатлантической секции Ихтиологической и Океанографической комиссий. Награжден орденами Ленина и Знак Почета.
Месяцев Иван Илларионович (1885 - 1940), в 1921 - 1929 гг. организатор и руководитель Плавморнина, в 1929 - 1933 гг. директор ГОИНа, профессор; в 1922 г. под его руководством было построено первое морское экспедиционное судно «Персей»; возглавлял ряд крупных экспедиций в северные моря СССР; на основе изучения биологии стайных рыб обосновал необходимость развития отечественного крупного тралового лова; его работы имели большое значение для разработки промысловой разведки рыб.
Раздел II. Моя Родина – Россия.
Государственные символы России. Герб. Гимн. Флаг.
Государственное устройство России. Административно-территориальное деление. Национально-государственное устройство. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление.
Прошлое и настоящее России.
Великие правители земли русской. Владимир Святой. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Грозный. Династия Романовых.
Воинская доблесть русского народа. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием. Разгром крестоносцев. Борьба России с нашествием польских и шведских феодалов в XYII веке. Отечественная война 1812 года. Участие России в первой мировой войне. Великая Отечественная война.
Выдающиеся российские полководцы: А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. М.И. Кутузов. Г.К. Жуков. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Бунты и смуты. Смутное время. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Восстание декабристов. Революция 1905-1907 гг. Революционные события 1917 года.
Россия в новейшее время. Экономические и политические преобразования в России в начале 20 века. Первая Мировая война. Вторая мировая война, героизм русского народа, цена победы. Послевоенное восстановление.
Культурное наследие народов России. Достижения культуры Кольского края.
Народные обычаи и праздники. Научное изучение края.
Вклад России в развитие мировой культуры. Великие русские ученые и изобретатели. Выдающиеся деятели литературы и искусства.
Раздел III. Мои права и обязанности.
Конституция Российской Федерации – основной закон жизни страны.
Правовая база жизнедеятельности гражданина – государственные, муниципальные, локальные законодательные акты.
Права человека и гражданина – экономические, политические, социальные, культурные. Нарушение и защита прав человека.
Правовая и политическая культура гражданина.
Российское гражданство.
Литература:
- Е.Н.Соколов Кольское Заполярье. Мурманское книжное издательство,2002г.
- В.Я.Шашков «Спецпереселенцы на Мурмане», Мурманский ГПИ 1993г.;
- М.И. Сухарев «Европейский Север России» (1946 – 1961годы), Мурманск, 1997 г.
- И.Ф. Ушаков, А.А. Киселёв «История родного края», Мурманское книжное издательство 1986г.
5. Л.Пантелеев, Э.Лявданский «Храни огонь родного очага». Мурманск 1993г.
- А.А. Киселёв «Война в Заполярье». Мурманск 1995г.
- И.Ф.Ушаков А.А.Киселев История родного края. Мурманское книжное издательство,1984г.
- В.Дранишников История родного края. Мурманск, 1997г.
Реализация воспитательной программы «Я – гражданин России»
на уроках и во внеурочной деятельности по предметам обществоведческого цикла (история, обществознание, география).
Класс | Решаемые задачи обучения и развития гимназистов | Содержание деятельности в соответствии с разделами программы и ее формы | Способ представления урочной и внеурочной деятельности | Ожидаемый результат | Способы оценки результата |
5 -6 | 1.Воспитание любви к малой родине, к своим родным местам. 2.Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо школы и города.
| Раздел программы «Моя малая Родина» ч.1,2. – экскурсии, устные журналы, конкурсы творческих работ, интеллектуальные игры. | Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме. участие в школьном методическом дне «Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса» | Дети знают особенности города и его природы, свободно ориентируются в городском пространстве; имеют представление об истории города; имеют представление о природе Кольского края; активно участвуют в работах по благоустройству школьной и городской территории. | Проведение конкурса творческих работ; анкетирование учащихся; наблюдения за деятельностью школьников. |
7-8 | 1. Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям. 2. Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости действовать в соответствии с ними. 3. Формирование у школьников понимания требований правовых норм и необходимости действовать в соответствии с ними. | Разделы программы «Прошлое и настоящее России», «Государственные символы России», «Мои права и обязанности» - в соответствующих темах на уроках истории и обществознания; во внеурочной деятельности – ведение «Календаря знаменательных дат», проведение деловых игр, предметных олимпиад, интеллектуальных игр. | Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме. участие в школьном методическом дне «Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса» | Учащиеся знают историю своей малой Родины и Отечества, относятся к ней с уважением; у учащихся сформированы первые навыки активной гражданской позиции. Школьники не допускают нарушений дисциплины, правонарушений и преступлений. | Успеваемость школьников по предметам; организация интеллектуального марафона; анкетирование детей, наблюдение за деятельностью школьников. |
9-11 | 1.Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства. 2. Формирование активной гражданской позиции. | Раздел 3 программы – в соответствующих темах на уроках обществознания и географии и во внеурочной деятельности – дискуссии, интеллект-аукционы, деловые и ролевые игры. | Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме. участие в школьном методическом дне «Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса» | Соответствие Образу выпускника. | Использование методик «Выбор жизненных ценностей», «Анкета старшеклассника», «Анкета выпускника» |
Реализация воспитательной программы «Я – гражданин России»
на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественного цикла.
Класс | Решаемые задачи обучения и развития учащихся | Содержание деятельности в соответствии с разделами программы | Способ представления урочной и внеурочной деятельности | Ожидаемый результат | Способы оценки результата |
6 класс | Формирование уважения и любви к своей малой Родине | Раздел программы «Моя малая Родина» (освоение городского пространства – памятники природы) в теме предмета «Природные сообщества». | Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, представление проектов уроков, методических разработок и сценариев внеурочных мероприятий по заявленной теме. организация конференции, посвященной Дню космонавтики, участие в школьном методическом дне «Опыт реализации школьных воспитательных программ при изучении учебных предметов школьного курса» | Знание учащимися особенностей природы родного края; осознание себя частью природы; приобретение навыков экологически оправданного поведения в природе; | Проведение срезовых, проверочных работ; наблюдение за учащимися в ходе экскурсий; выявление степени активности учащихся при проведении внеурочных мероприятий; анкетирование учащихся. |
7-9 класс | Формирование уважения к истории Отечества, его культуре и науке. | Раздел программы «Моя родина – Россия» (научное наследие России) в темах предметов «Периодический закон», «Строение вещества», «Основные законы физики и химии». | Проявление интереса к изучению основ наук и к научным исследованиям; определение сферы профессиональных интересов. | ||
10-11 класс | Привлечение учащихся к активной деятельности на благо города | Раздел программы «Город, в котором я живу» в темах «Основы ядерной физики», «Теория строения органических веществ» | Наличие чувства гордости за свой город, желание приумножить его славу, осуществление деятельности на благо города. |
Реализация программы «Я – гражданин России»
на уроках иностранного языка.
Класс | Решаемые задачи обучения и развития учащихся. | Раздел программы | Способ представления урочной и внеурочной деятельности | Ожидаемый результат для ученика | Способы оценки результата |
3-4 , 7-9 | Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям | Культурное наследие народов России. Вклад России в развитие мировой культуры. | Методические разработки; внеклассные мероприятия; разработки сценариев. | Имеет представления о культурном наследии народов России, уважает их традиции и обычаи. | - Олимпиады; - проектные работы; - выставка проектных работ детей. |
8-9 | Воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. | Город, в котором я живу. | Знает историю города, гордится им, вносит посильный вклад в его развитие. | ||
11 . | Воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства | Права и обязанности человека и гражданина | Следует в своей жизни конституционным правам и обязанностям гражданина | ||
10 | Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости действовать в соответствии с ними. Формирование понимания требований правовых норм и необходимости руководствоваться ими в повседневной жизни. | Правовая и политическая культура гражданина. Защита прав человека. | Строит взаимоотношения с людьми на основе осознания ценности своей личности и личности другого человека | ||
7. | Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо Отечества | Решение экологических и социальных проблем. | Осознает себя частью природы; обладает навыками экологически оправданного поведения. | ||
Реализация воспитательной программы «Я - гражданин России»
на уроках и во внеурочной деятельности по предметам математического цикла.
Класс | Решаемые задачи обучения и развития учащихся | Раздел программы, на основе которого строится деятельность | Способ представления внеурочной деятельности | Ожидаемый результат для учащихся | Способы оценки результата |
5-11 | 1. Формирование уважения к истории Отечества, к культурному наследию народов России. 2. Воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. 3. Включение учащихся в активную созидательную деятельность на Благо Отечества. | «Город сегодня» (решение экономических задач). «Вклад России в развитие мировой культуры (российские ученые-математики). | 1. Устный журнал. 2. Математические Олимпиады. 3. Участие в научных конференциях. 4. Конкурс стенных газет. | 1. Ученики имеют представление о значении города в российской и мировой науке. 2. Учащиеся являются активными участниками школьных и городских математических Олимпиад и научных конференций. 3. Ученики проявляют интерес к научной жизни города. | 1.Результаты Олимпиад, смотров, конкурсов, конференций. 2. Выявление уровня заинтересованности детей. |
Реализация программы «Я – гражданин России»
на уроках русского языка и литературы.
Класс | Решаемые задачи обучения и воспитания | Раздел программы, на основе которого строится деятельность . | Способы представления урочной и внеурочной деятельности | Ожидаемый результат для ученика | Способы оценки результата |
5-11 | 1. Формирование уважения к истории Отечества, культурному наследию народов России, к их традициям и обычаям. 2. Воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. 3. Воспитание готовности к защите Родины, ее чести и достоинства. 4. Формирование уважения к ценностям демократического общества и понимания необходимости следовать им в своей жизни. 5. Формирование у школьников понимания требований правовых норм и необходимости следовать им в повседневной жизни. 6. Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо Отечества. | Программа по литературе соответствует всем разделам воспитательной программы. | 1. Открытые уроки. 2. Создание творческих программ по предмету. 3. Разработка сценариев лингвистических мероприятий. 4. Проведение литературных игр. 5. Проведение литературных гостиных. 6. Участие в школьном методическом дне «Опыт реализации воспитательных программ при изучении предметов школьного курса». | 1. Повышение уровня знаний учащихся по истории и культуре России и ее народов, в том числе, и своего родного края… 2. Сформирована готовность к активной созидательной деятельности на пользу Отечества. 3.Школьник действует в соответствии с конституционными нормами. | 1. Тестирование учащихся. 2.Написание сочинений и изложений с элементами сочинения. 3. Проведение диспутов и «круглых столов». 4. Проведение предметных олимпиад и конкурсов чтецов. 5.Организация и проведение экскурсий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития воспитания школьников в системе образования МОУ
Программа «Воспитание» направлена на развитие и совершенствование системы воспитательной работы в школе. Это долгосрочный управленческий документ, отражающий достижения и проблемы школьного колл...
Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"
В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...
Программа развития воспитания на 2008-2014 учебный год
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив центра – идея творчества. Педагоги центра уделяют большое внимание воспитанию воспитанников, совершенствованию и обновлению внеклассной ...
Программа развития воспитания "Надежда" для коррекционной школы-интерната VIII вида
Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации ...
Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Угловская СОШ
Настоящая «Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МБОУ Угловская СОШ» (далее – Программа мероприятий) разработана во исполнение П. 4 перечня поручений Президен...
Программа развития воспитания на 2015-2020 гг.
Программа разработана для реализации в МБОУ ДО "ДДТ "Новое поколение". Цель программы:воспитание высоких нравственных ценностей обучающихся, развитие их интеллектуальныхспособностей, повыш...
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...