Программа дополнительного образования: «Коммуникативная грамматика»
рабочая программа (7 класс) на тему
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Коммуникативная грамматика»
для учащихся 7 классов
срок обучения 1 год
Актуальность программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретической разработанностью грамматического материала в УМК «Мозаика» и практической необходимостью выработки «автоматической» грамотности при спонтанном говорении. Коммуникативная грамматика – это не набор правил и норм, а продуманная система занятий по формированию и развитию навыков, непосредственно помогающих общению на иностранном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obr_kommunikativnaya_grammatika.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ТАМБОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №29
Принята на МО учителей немецкого языка г. Тамбова 06.04.2009 | Утверждена на методсовете лицея 29 директор МОУ лицея 29 А. И. Мексичев 26.02.2009 |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Коммуникативная грамматика»
для учащихся 7 классов
срок обучения 1 год
Составитель:
учитель немецкого языка
Воробьева М. Н.
Тамбов 2009
Пояснительная записка
Основная задача школы с углубленным изучением иностранного языка состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур.
Преподавание немецкого языка в МОУ лицее № 29 осуществляется по УМК «Мозаика» авторов Гальсковой Н.Д., Артемьевой Н.А., Гавриловой Т.А., тексты, тематика, ситуации общения которые, соответствуют коммуникативно-познавательным интересам учащихся.
В процессе обучения немецкому языку, имеющем коммуникативную направленность, работа над грамматической стороной речи играет подчиненную, служебную роль. Так же как и лексика, грамматические явления, предусмотренные программой этого УМК, предлагаются для продуктивного и рецептивного, или только рецептивного усвоения.
Ни один учебник и/или учебно-методический комплект не могут полностью соответствовать реальным потребностям учебного процесса в конкретной учебной группе.
Анализ апробации учебника немецкого языка «Мозаика» для 7 класса в МОУ лицее № 29 показал, что грамматический материал для учащихся 7 классов достаточно сложен, имеет много несоответствий со знаниями учащихся в русском языке, например пассивные конструкции, сослагательное наклонение, все временные формы глаголов и т.д. В УМК отводится недостаточно времени для закрепления грамматических тем, технологии заданий однообразны, что вызвало необходимость создания программы дополнительного образования «Коммуникативная грамматика» для учащихся 7 класса.
Грамматика - это та сфера языка, без владения которой речь не может считаться правильной. Формирование лингвистической компетентности связано в первую очередь с овладением грамматическим навыком. Итак, потребность в изучении немецкого при акцентировании внимания на самом сложном его аспекте – грамматике дает возможность говорить о необходимости и целесообразности создания программы по грамматике немецкого языка, которая призвана удовлетворить тех учащихся: а) кому не хватает упражнений на занятиях, чтобы отработать грамматическую тему, б) кому тяжело дается грамматика, а самостоятельно нет возможности осмыслить и начать использовать ту или иную конструкцию, в) кто допускает много ошибок в разговорной речи, г) которые желают углубить знания по грамматике в целях формирования коммуникативной компетенции.
Актуальность и новизна программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретической разработанностью грамматического материала в УМК «Мозаика» и практической необходимостью выработки «автоматической» грамотности при спонтанном говорении. Коммуникативная грамматика – это не набор правил и норм, а продуманная система занятий по формированию и развитию навыков, непосредственно помогающих общению на иностранном языке.
Цель программы – формирование коммуникативных умений устной и письменной речи в тесной взаимосвязи с владением учащимися лексико-грамматическими средствами общения, развитие креативности мышления и памяти.
Указанная цель раскрывается в единстве ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании интереса к изучаемому языку, культуре страны изучаемого языка.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей личности.
Образовательный компонент предусматривает расширение эрудиции обучаемых, их лингвистического и общего кругозора.
Практический компонент отработка навыков практического использования грамматики в речи.
Достижение целей этой программы реализуется посредством реализации личностно-ориентированного, компетентностного, коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.
Программой предусмотрена возможность индивидуализации объема грамматических заданий, повышения мотивации обучения путем привлечения различных видов работы, коммуникативных заданий, рациональной организации самостоятельной работы с использованием инновационных технологий обучения.
Отличительная особенность данной программы состоит не только в усиленном грамматическом тренинге, но и подборе коммуникативных заданий на соответствующие правила. Грамматические правила являются только вспомогательными опорами для понимания, важнее применение правил в речи. Этой цели служат упражнения, имеющие форму естественных диалогов в типичных ситуациях общения. Большинство упражнений, написанных современным разговорным немецким языком, составлены с использованием ситуативного контекста. Кроме того, с целью повышения мотивации обучения в программу включены короткие познавательные или забавные истории, языковой материал которых служит наглядной иллюстрацией сущности того или иного грамматического явления.
Эта программа является дополнением к курсу немецкого языка и рассчитана на учащихся 7 классов, имеющих потребность в углубленном изучении разделов грамматики немецкого языка, без знания которых невозможно формирование навыков и умений разговорной речи.
Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации 1 год.
Для проведения учебных занятий используются различные формы и методы работы.
Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры, самостоятельные работы, проекты.
Основные методы:
- Преподавания: Объяснительный, информационно-коммуникативный, информационно-сообщающий, иллюстративный, поисковый.
- Учения: репродуктивный, исполнительский, проблемно-поисковый, рефлексия.
- Воспитания: убеждение, упражнения, личный пример.
Ожидаемые результаты
В результате окончания курса учащиеся должны
знать:
- грамматическую терминологию;
- принципы организации грамматического строя современного немецкого языка как системы, элементы которой определенным образом связаны друг с другом;
- морфологические формы частей речи немецкого языка;
- особенности синтаксической сочетаемости слов в составе фразы и предложения;
- особенности синтаксической организации предложения;
- порядок слов в предложении, виды и функции инверсии;
- типы сложных предложений, средства связи, виды придаточных предложений в составе сложноподчиненного;
- особенности использования грамматических единиц в зависимости от типа ситуации речи (устная/письменная, формальная/неформальная);
уметь:
- идентифицировать и комментировать использование изученных грамматических явлений в связном письменном тексте и устной речи;
- правильно использовать изученные грамматические структуры адекватно ситуациям речевого общения в соответствии с заданным функционально стилистическим регистром;
- определять и передавать соответствующими языковыми средствами коммуникативный центр предложения-высказывания;
- строить связные тексты с соблюдением правил текстопостроения;
- переводить с русского языка на немецкий язык и с немецкого языка на русский с соблюдением грамматических норм обоих языков;
- обнаруживать ошибки в своих и чужих (устных и письменных) речевых произведениях и исправлять замеченные ошибки;
- пользоваться лингвистическими справочными материалами и современными техническими средствами.
Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, в результате проведения проверочных работ, тестирования по грамматике и лексике, а также ведении диалога с учащимся, включение в полилог, участие в мероприятиях по иностранному языку.
Тематический план программы дополнительного образования
«Коммуникативная грамматика»
№ | Раздел/тема | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
I. | Глагол 1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времён; систематизация временных форм глаголов; 2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время; 3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | Лексико-грамматический тест Лексико-грамматические кроссворды Проект: «Зачем мы путешествуем?» |
II. | Имя существительное
| 1 1 | 2 1 | 3 2 | Лексико-грамматический тест Викторина: «Предметы вокруг нас». |
III. | Местоимения
| 1 | 3 | 4 | Лексико-грамматический тест. |
IV. | Прилагательные 1. Склонение имён прилагательных после определённого, неопределённого артикля и без артикля | 1 | 3 | 4 | Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.) |
V. | Числительные 1. Дробные числа | 1 | 1 | 2 | Грамматический тест |
VI. | Предлоги 1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während) | 1 | 2 | 3 | Проект «Незабываемые впечатления о Германии». |
VII. | Союзы 1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum | 1 | 1 | 2 | Грамматический тест |
VIII. | Сложноподчинённые предложения 1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …) | 2 | 3 | 5 | Озвучивание видеосюжетов; перевод текста; заключительный лексико-грамматический тест |
Всего: | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы
- Морфология. Части речи.
- Глагол
Общие сведения.
Классификация глаголов по их роли в предикате: самостоятельные, вспомогательные, модальные
Основные формы немецкого глагола
Отделяемые и неотделяемые приставки
Морфологическая классификация глаголов: стандартные (слабые), нестандартные (сильные и неправильные), глаголы с вариантным спряжением.
Грамматические категории личной формы глагола. Категория лица и числа; категория времени; система временных форм; образование, значение и употребление форм предпрошедшего и будущего времени.
Категория залога. Пассив действия, его значение, образование и употребление (двухчленная и трёхчленная конструкция). Одночленный пассив действия, пассив состояния, его значение, образование и употребление.
Употребление инфинитива с [zu] и без [zu], употребление инфинитивных конструкций.
- Существительное
Общие сведения.
Семантико-структурные классы существительных: абстрактные, конкретные, нарицательные, собирательные, вещественные, имена собственные.
Грамматические категории
Категория (классификационная) грамматического рода; род производных и сложных существительных.
Категория (формоизменительная) числа; её структура (единственное и множественное число. 5 (суффиксальных) типов образования множественного числа: -e, -er, -n/en, нулевой (без суффикса), -s; вариативность форм множественного числа некоторых существительных.
Категория (формоизменительная и синтаксическая) падежа. Система падежей немецкого существительного. Склонение существительных, его связь с категориями грамматического рода и числа; парадигмы склонения в единственном и множественном числе.
- Местоимение
Классификация местоимений, их синтаксические функции.
Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределённо-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение [es]
Типы склонения местоимений.
- Прилагательное
Общие сведения.
Синтаксические функции прилагательных: определение, обстоятельство, предикатив.
Типы склонения прилагательных: при определённом артикле и его заместителях, при неопределённом артикле, при нулевом артикле, при притяжательном местоимении.
- Числительное
Дробные (простые и десятичные) числительные. Образование числительных, синтаксические функции числительных.
- Предлог
Сущность и функции предлогов. Наиболее употребительные предлоги. Управление предлогов (только винительным, только дательным, только родительным) падежами. Слияние предлога с артиклем. Устойчивые предложные сочетания.
- Союз
Сущность и функции союзов. Виды союзов: сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных союзов; их употребление в простом и сложносочинённом предложениях.
- Синтаксис.
- Простое предложение
Базовые схемы порядка слов и их употребление в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях.
- Сложноподчинённое предложение.
Порядок слов в придаточном предложении с союзом или релятивом. Порядок слов в главном предложении, расположенном после придаточного.
Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)
Для реализации программы «Коммуникативная грамматика» необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитофон или CD/DVD проигрыатель. | Подборка информационной и справочной литературы, учебно-тренировочные материалы по грамматике, CD - диски, аудиокассеты, материалы по грамматике из журналов «Vitamin.de» (интернет версия) и «Letter», Аудиокурс „Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik“, доступ в Интернет. |
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела | Формы | Методы и приёмы | Дидактический | Формы | ||
1 | Глагол 1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времён; систематизация временных форм глаголов; 2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время; 3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu | Урок-лекция, работа в малых группах, система «консультант», индивидуальная самостоятельная работа. | Грамматические игры, работа на грамматическом тренажёре, выполнение КЗ, метод проекта. | Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten журнала «Vitamin.de», аудиоматериалы, доступ в интернет, мультимедийный проектор, компьютер. | Тестовые задания, проект «Зачем мы путешествуем?» | ||
2 | Имя существительное
| Учебное занятие, творческие задания, индивидуальная самостоятельная работа. | Грамматические игры, проблемно-поисковый метод, выполнение КЗ, воспроизведение, составление | Конспект занятий, СД диск, СД проигрыватель, тесты из брошюры А. Бартош «Alles Klar!». | Тестовые задания, викторина «Предметы вокруг нас». | ||
3 | Местоимения Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределённо-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение es | Учебное занятие, работа в малых группах, индивидуальная самостоятельная работа. | Репродуктивный, исполнительский, творческое | Электронный иллюстративный материал, Sprachkarten журнала «Letter». | Лексико-грамматический тест. | ||
4 | Прилагательные 1. Склонение имён прилагательных после определённого, неопределённого артикля и без артикля | Ролевая игра, творческие задания, индивидуальная работа. | Работа на грамматическом тренажёре, грамматические игры. | Конспект занятий, Sprachkarten журнала «Vitamin.de». | Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.) | ||
5 | Числительные 1. Дробные числа | Учебное занятие, работа в малых группах. | Репродуктивный, воспроизведение, составление | СД диск, СД проигрыватель или мультимедийный проектор. | Грамматический тест | ||
6 | Предлоги 1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während) | Учебное занятие, индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания. | Работа с иллюстрациями, Грамматические игры, выполнение К.З., метод проекта. | Конспект занятий, Sprachkarten журнала «Letter», К.З. из брошюры J. Busse «TRAINING DEUTSCH». | Проект «Незабываемые впечатления о Германии». | ||
7 | Союзы 1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum | Учебное занятие, работа в малых группах. | Проблемно-поисковый метод, перенос знаний из | Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten журнала «Vitamin.de». | Грамматический тест | ||
8 | Сложноподчинён-ные предложения 1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …) | Мини лекция, ролевая игра, индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания. | Проблемно-поисковый метод, творческое использование полученных знаний, выполнение КЗ. | Грамматические схемы и таблицы, тесты из брошюры М. Воробьёвой «Тренировочные тесты по немецкому языку», Sprachkarten журнала «Letter», мультимедийный проектор. | Озвучивание видеосюжетов, перевод текста, заключительный лексико-грамматический тест. |
Список литературы для учителя
- Баева Г.А. Морфология современного немецкого языка в комментариях и упражнениях: Учебное пособие; С.-Пб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
- Биркенгоф Г.М., Молчанова И.Д. Bist du in der deutschen Grammatik beschlagen? M., 1974.
- Dreyer, H. Lehr- und Übungsgrammatik der deutschen Grammatik / H. Dreyer, J. Schmitt. – München: Max Hueber Verlag, 2000.
- Duden. Das Standardwerk zur deutschen Sprache: in 12 Bänden / hrsg. von der Dudenredaktion. – 6., neu bearb. Aufl. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 1998. – Bd. 4: Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache / hrsg. v. Dudenred. – 1998.
- Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. - Leipzig, 1980.
- Мейль К., Арндт Т.М. Немецкие глаголы: Справочн. рук-во. - СПб: Лань, 1997.
- Паремская, Д.А. Немецкий язык. Практическая грамматика / Д.А. Паремская, О.В. Борчук. – Минск: Выш. школа, 1992.
- Сущинский И.И. Местоимения в современном немецком языке. – М., 1998.
- Сущинский И.И. Предлоги в современном немецком языке. – М., 1998.
- Шульц Х., Зундермайер В. Немецкая грамматика с упражнениями. – М.: Лист,1998.
Интернет-ресурсы
www.daf-unterricht.ru
www.deutschalsfremdsprache.com
www.fremdsprachenunterricht.de
www.studygerman.ru
www.1september.ru
Список литературы для учащихся
- А.К. Бартош, Alles klar!, тесты 7 класс, Дрофа, Москва, 2006
- Jochim Busse, TRAINING DEUTSCH, Max Hueber, München, 1989
- М.Н. Воробьёва, Тренировочные тесты по немецкому языку, ТОИПКРО, Тамбов, 2007
- Т.А. Ершова, От формы к содержанию ТЕСТЫ, Высшая школа, Москва, 2009
- О.Ю. Зверлова, Немецкий язык 30 тестов по грамматике, Изд. МАРТ, Москва 2000
- Grundwortschatz Deutsch, ÜBUNGEN UND TESTS, Ernst Klett, Stuttgart, 1979
- EINSTUFUNGSTESTS FÜR ANFÄNGER – UND FORTGESCHRITTENENKURSE, DaF, Verlag für Deutsch, 1999
- О.А. Радченко, ТЕСТЫ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, Дрофа, Москва, 2002
- TEST DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE, TestDaF-Institut, HAGEN, 2005
- М.А. Черкасс, TEXTE UND TESTS, Аверсэв, Минск, 2001
Интернет-ресурсы
www.testdaf.de
www.goethe.de
www.w4.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"
Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...
Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»
I. Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...
Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»
Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная грамматика»
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные ...
Программа дополнительного образования "Пилигрим: английская грамматика"
Цель программы – развитие способности эффективно употреблять грамматические явления в разнообразно социально детерминированных ситуациях....
Программа дополнительного образования "Этическая грамматика"
Программа «Этическая грамматика» предполагает глубинное проникновение во внутренний мир старших подростков и призвана помочь им в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с...
Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"
Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"...